Содружество Независимых Государств. Снг россии


Россия и страны СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, созданная в декабре 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией. В настоящее время в состав СНГ входят страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

Цели этой организации: координация деятельности бывших республик СССР в политической, экономической, культурной, военной и других областях.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, предусматривающий всестороннее и сбалансированное развитие стран — членов СНГ, формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов.

С образованием Содружества Независимых Государств было сформировано более 30 координирующих органов, среди которых:

Уставные органы СНГ :

  • Совет глав государств;
  • Совет глав правительств;
  • Совет министров иностранных дел;
  • Совет министров обороны;
  • Совет командующих пограничными войсками;
  • Межпарламентская Ассамблея СНГ;
  • Экономический суд.

Исполнительные органы СНГ :

  • Экономический совет СНГ;
  • Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Со- дружества при уставных и других органах Содружества;
  • Исполнительный комитет СНГ (находится в Белоруссии, город Минск).

Органы отраслевого сотрудничества СНГ. Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества, которые призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.

В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств — членов Содружества.

Одним из первых, в декабре 1991 г., был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 г. преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках стран — членов СНГ.

Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:

  • промышленность и строительство;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт и связь;
  • научно-технический прогресс;
  • энергетика;
  • торговля, финансы и таможенная политика;
  • экологическая безопасность;
  • безопасность и борьба с преступностью.

В 1995 г. Россия вошла в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, в который затем вступили Киргизия и Таджикистан. А в 2000 г. этот союз был фактически преобразован в Евро-Азиатское экономическое сообщество, которое ставит своей целью введение в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, общего энергетического рынка и др. Для государств — членов этого сообщества Россия сохранила прежний безвизовый режим, хотя в отношениях с некоторыми странами СНГ (Грузия, Туркмения) он был отменен.

Белоруссия и Россия подписали договор о создании Союза (в 1999г.), который будет способствовать наиболее тесной интеграции стран, а впоследствии — созданию единой валюты и свободному передвижению людей, организации совместных производств. Уже действующие торговые отношения России и Белоруссии составляют 40% всего их товарооборота со странами СНГ.

В целом внешняя торговля России со странами СНГ составила в 2005 г. 51,5 млрд долларов США, что значительно уступает масштабам торговых связей России с государствами дальнего зарубежья, особенно Европы.

Россию и страны СНГ объединяют историко-культурные связи, сложившиеся на основе взаимопроникновения культур, при особом значении русской культуры и языка.

Военная безопасность стран СНГ определяет необходимость их военного взаимодействия. При этом особая роль принадлежит военному потенциалу России — единственной ядерной державе СНГ. Белоруссия, Казахстан и Украина, обладавшие ядерным оружием, передали его России. Россия также подписала Договор о дружбе с Украиной и Арменией, на территории которых находятся российские военные базы (в том числе база Черноморского военно-морского флота России в Севастополе), а также соглашение с Узбекистаном о военно-техническом сотрудничестве.

В 2002 г. создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) —международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую вошли государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а в качестве наблюдателей — Молдавия, Украина.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т.е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, но в гораздо большей — к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в Зарубежную Европу). На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и, в особенности, с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т.д.) На юго-востоке не может не беспокоить усиливающийся «геополитический вакуум» в отношениях России с Казахстаном и государствами Средней Азии.

geographyofrussia.com

Содружество Независимых Государств - РИА Новости, 11.10.2017

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркмения, которые тем самым де-юре не являются государствами — членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам — учредителям и государствам — участникам Содружества. Туркмения с 2005 года участвует в Содружестве в качестве "ассоциированного члена".

24 сентября 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей сипы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. Парламент Грузии 14 августа 2008 года принял постановление о прекращении действия в отношении Грузии "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" от 8 декабря 1991 года, "Решения Совета глав государств СНГ о принятии Устава Содружества Независимых Государств" от 22 января 1993 года и "Договора о создании Экономического союза" от 24 сентября 1993 года. 18 августа 2009 года завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Уставные цели и направления деятельности СНГ:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Экономический совет, Межпарламентскую ассамблею и Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 80 органов отраслевого сотрудничества. Они развивают взаимодействие государств-участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве.

С октября 2007 года председателем Исполнительного комитета — Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

С марта 1994 года СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД в апреле 1994 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств - участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

 

                                     

Уставные и другие органы СНГ

 

Совет глав государств, Совет глав правительств - высшие органы Содружества Независимых Государств

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав  государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ - высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу   СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия - консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

www.ved.gov.ru

страны и состав организации :: SYL.ru

Что такое СНГ? Каковы цели деятельности у этой международной организации? И насколько тесным является сотрудничество в системе "Россия - страны СНГ"? Об этом пойдет речь в данной статье.

История создания организации

СНГ - это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как "Содружество независимых государств". Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран - России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав - главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества.

Страны СНГ: список

На данный момент в составе организации числится 9 членов. Какие страны входят в СНГ сегодня?

Согласно Уставу организации, членами СНГ считаются лишь те страны, которые ратифицировали соглашение о её создании. Стоит отметить, что некоторые из стран-участниц (в частности, Россия и Украина) так и не осуществили эту формальность. Поэтому чисто юридически (по бумагам) их нельзя считать членами СНГ.

Страны, являющиеся участницами организации, перечислены ниже. Все они, в большей или же в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие этой структуры. Итак, страны СНГ (список):

  1. Россия.
  2. Беларусь.
  3. Армения.
  4. Азербайджан.
  5. Молдова.
  6. Казахстан.
  7. Киргизия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Еще два государства (это Туркменистан и Украина) имеют статус "наблюдателей" в этой организации.

В 2009 году, в связи с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, из Содружества выходит Грузия. Осенью 2014 года процесс выхода из СНГ инициировали и в Верховной Раде Украины.

Кроме всего прочего, желание присоединиться к организации выражали и те государства, которые не имели никакого отношения к СССР. В частности, речь идет о Монголии и Афганистане. Сегодня эти страны являются наблюдателями в отдельных органах Содружества.

Структура и основные цели деятельности СНГ

Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.

В основе деятельности международной организации - принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:

  • тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
  • мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
  • предоставление обоюдной юридической помощи;
  • содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.

Россия и страны СНГ

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе "Россия - СНГ" осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • агропромышленный комплекс;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

В заключение...

Содружество Независимых Государств - это международная организация регионального масштаба. Члены СНГ - страны, которые ранее входили в состав СССР. Эта международная организация была создана в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще, сразу после развала мощной сверхдержавы.

www.syl.ru

СНГ и Россия

Особый интерес вызывает сейчас социально-экономическое положение, в том числе и демографическая ситуация, в СНГ и особенно в России.

В странах СНГ проживает более 100 наций и народностей, из которых более 50 традиционно исповедуют христианство, а около 40 — ислам. Самые многочисленные из них — русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, татары, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване, таджики, туркмены, киргизы, народности Дагестана, чуваши, немцы, башкиры, евреи, мордва.

В большинстве стран СНГ в 90-е гг. XX в. рождаемость и естественный прирост существенно снизились и продолжают снижаться. В то же время существенно возросла смертность. Уменьшается население отдельных республик, в особенности Украины (за 1991-1996 гг. почти на 1,5 млн человек) и России (за те же годы на 1,44 млн человек). Сократилось население Грузии, Казахстана, Белоруссии, Молдавии. Если в России, на Украине и частично в Белоруссии сокращение вызвано естественной убылью населения, то в других республиках — миграцией из них. Однако общая численность населения СНГ за эти годы все же выросла (на 2,5 млн человек).

Рассмотрим подробнее демографическую ситуацию в России.

Для демографического развития России важны не только сами тенденции изменения рождаемости, но и вызываемые ими последствия. Во-первых, произошел слом стереотипа демографического поведения, возобладала ориентация на однодетную семью. Во-вторых, депопуляция охватывает не только центральноевропейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток и ряд автономий. В-третьих, наиболее сильно депопуляционные процессы захватывают коренное население страны, что вызывает обеспокоенность судьбой русского этноса. В-четвертых, быстрее протекают процессы старения населения, создающие угрозу репродуктивному потенциалу нации. В-пятых, демографические проблемы породили и породят в скором будущем ряд социально-экономических проблем, связанных с потребностью в детских дошкольных учреждениях и образовательных школах, соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Попутно отметим, что возрастание смертности и ухудшение здоровья — отнюдь не параллельные процессы, но в России снижение продолжительности жизни сопровождается ухудшением здоровья.

Известно, что заболеваемость такими болезнями, как туберкулез, сифилис, дифтерия, связана в большей мере с действием факторов социального порядка. И никому не надо доказывать, что рост инфекционных заболеваний является важнейшим индикатором социального неблагополучия в стране. Отметим, что при этом по большинству болезней также сложилась устойчивая тенденция роста, в особенности заболеваний крови, кроветворных органов, эндокринной системы и т.д.

В России смертность превышает рождаемость в 1,6-1,8 раза. Это означает массовую депопуляцию. В 1997 г. среднероссийский показатель суммарной рождаемости, отражающий уровень воспроизводства населения, составил на 100 женщин 123 родившихся против 215, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми.

Разрабатывая демографическую политику для России, необходимо культивировать среди молодежи представление о предпочтительности среднедетной семьи (не менее трех детей), поскольку бездетность ныне как норма неприемлема, а многодетность, как правило, нереальна. Иначе Россия как нация обречена на вымирание.

geographyofrussia.com

Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Россия в СНГ

Страница 46 из 63

Россия в СНГ

Одним из приоритетных направлений внешней политики России являются отношения с бывшими республиками СССР, обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества задачам национальной безопасности страны. При этом упор делается, в первую очередь, на развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами-участниками СНГ. Восстановление и развитие традиционных исторических связей необходимо для комплексного развития экономики, техники и науки как России, так и других стран СНГ. Важное значение имеет урегулирование проблемы русскоязычного населения, обеспечение прав российских граждан.

Пункт пятый Концепции национальной безопасности Российской Федерации ориентирован на развитие отношений с государствами-участниками Содружества согласно принципам международного права, на развитие таких интеграционных процессов в рамках СНГ, которые отвечали бы интересам России. Россия решительно отвергает провокационные заявления и действия, которые ведут к обострению отношений с ее ближайшими соседями.

Во взаимоотношениях со странами СНГ Россия исходит из того, что с учетом возможностей и взаимных интересов государства Содружества будет для России естественным и доступным рынком сбыта и источником поступления недостающих ресурсов. Государства-участники СНГ, несмотря на разноуровневую интеграцию в рамках Содружества, остаются естественными геополитическими союзниками России. Многосторонние действия по поддержанию и восстановлению мира в постсоветском пространстве Кавказа и Средней Азии гарантируют России важную роль в силу ее объективного положения и реальных интересов в данной зоне. Одновременно они могут избавить Россию от односторонних издержек, промахов в отношении окружающих ее государств. Поэтому совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах-участниках СНГ, а также по развитию сотрудничества в военно-политической области и в сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом, имеют приоритетное значение для внешней политики России.

Одной из первостепенных задач во взаимоотношениях с государствами СНГ является развитие экономического сотрудничества. Здесь акцент делается на выработку и подписание соглашений, регулирующих единый рынок, включая развитие международной кооперации, движение капиталов и ценных бумаг, урегулирование прав собственности, создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов, выработку статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам наладить взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом интересов друг друга и др.

26 февраля 1999 г. был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, 2 апреля того же года – «Декларация глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества независимых государств». На основе Декларации от 2 апреля 1999 г. в июне 2000 г. была принята «Программа действий по развитию Содружества Независимых государств на период до 2005 г.»[120]. В Программе закреплялись основные направления взаимодействия государств в экономической области и в области информационного сотрудничества, в решении актуальных проблем трансграничного характера. Вслед за тем 10 октября 2000 г. в Астане Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества»[121]. Участники Договора учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщества» (ЕврАзЭС) в целях эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в заключенных соглашениях. Для достижения этих целей учреждались Межгосударственный совет (Межгоссовет), Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея (МПА), Суд сообщества. Председательство в Межгосударственном совете и Интеграционном комитете осуществляется поочередно каждым государством-членом Сообщества в течение одного года. Договор заключен на неопределенный срок. 30 мая 2001 г. он вступил в силу.

Россия также стала членом еще двух международных организаций. 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав государств Казахстана, КНР, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. По ее итогам была подписана «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества»[122]. Она провозглашала преобразование «форума» в организацию – «Шанхайскую организацию сотрудничества» (ШОС). Эта Декларация переводила на более высокий уровень механизм «шанхайской пятерки», заложенный в 1996 и 1997 гг. соглашениями об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а затем развитый в документах встреч руководителей на высшем уровне в Алма-Ате (1998 г.), Бишкеке (1999 г.) и Душанбе (2000 г.). Цели организации: укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-участниками; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. 18 октября 2004 г. Россия официально присоединилась к Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС), ведущей свою историю с 28 февраля 2002 г. и действовавшей в составе четырех стран – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Цель участия России в этой организации – реализация экономических проектов, совместная борьба с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой.

Произошли важные изменения и в сфере военно-политического сотрудничества государств-участников. В 2003 г. на пространстве СНГ возникла военно-политическая структура – (ОДКБ) Организация договора коллективной безопасности (обеспечиваемой коллективными усилиями). В 1999 г. был продлен Ташкентский договор о коллективной безопасности, подписанный еще в мае 1992 г. Однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан из него вышли, после чего он стал официально называться «Договор коллективной безопасности» (ДКБ). Состоявшийся в октябре 2002 г. в Кишиневе саммит шести государств-участников ДКБ принял решение о создании на его основе Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Участники ОДКБ – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали проект Устава Организации, ратифицированный 15 мая 2003 г. Госдумой РФ. С этого времени он вступил в силу, поскольку другие государства-участники договора ратифицировали его к этому времени. С созданием ОДКБ военно-политическое сотрудничество вышло на новый уровень. 29 апреля 2003 г. на заседании Совета коллективной безопасности СНГ в Душанбе было принято решение о создании постоянно действующего секретариата ОДКБ. Решения Совета также предусматривали создание Объединенного штаба и Коллективных сил быстрого реагирования. Основную базу последних предполагалось разместить в Киргизии (аэродром Кант). Одной из главных своих задач организация провозгласила борьбу с международным терроризмом.

Однако положение дел в регионе в целом продолжает оставаться сложным. США наращивают активность на территории СНГ. Некоторые государства готовы разыграть антироссийскую карту в отношениях с Вашингтоном. Существует угроза утраты влияния России на этом пространстве. И не случайно Совет Безопасности РФ на заседании 19 июля 2004 г. впервые за последние годы откровенно заявил об этом и подчеркнул необходимость усилий по укреплению СНГ со стороны всех государств-участников Содружества, чтобы исключить размывание союза.

madrace.ru

Россия и страны СНГ. Последствия распада СССР для России

Распад СССР в 1991 г. привел к выделению 15 суверенных государств – бывших союзных республик: Эстонии, Латвии, Литвы – в Прибалтике, Белоруссии, Украины, Молдавии (на юго-западе Европейской части страны), Грузии, Армении, Азербайджана (в Закавказье), Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана (в Центральной Азии) и России. За Россией сохранилось 80% территории, 50% населения и 60% экономического потенциала бывшего СССР.

Россия на всех исторических этапах своего развития формировалась как единая страна, с общим государственным и общественным устройством, единой социально-культурной политикой, общим хозяйственным комплексом. Поэтому распад СССР оказался экономически тяжелым для всех новых стран, включая и Российскую Федерацию.

Для поддержания сложившихся хозяйственных и межнациональных связей бывшие республики СССР (кроме трех прибалтийских) создали Содружество Независимых Государств – СНГ. Однако в его рамках не удалось решить многие политические, экономические и социальные проблемы, возникшие после распада страны. Для России наиболее негативными явились следующие последствия распада страны:

  • Новые государства на границах России отодвинули ее от стран Европы, Средиземного моря и Ближней Азии, создав дополнительный «кордон» небольших стран на ее основных торговых путях. Россия утратила наиболее современные морские порты Балтийского и Черного морей. Это требует дополнительных затрат на оплату транзитных перевозок и аренду портов, создает таможенные и другие препятствия, усложняет логистику.
  • От России отошли западные и южные регионы с более теплым климатом и плодородными почвами, теплыми морскими побережьями, что как бы сдвинуло Россию на северо-восток Евразии, сделав ее более «северной» страной. Поэтому страна утратила половину пахотных угодий, которые давали хозяйству хлопок, чай, рис, цитрусовые и другие южные культуры.
  • От России отошли наиболее освоенные территории с благоприятными условиями жизни людей, с плотной сетью городов, транспорта, сельского расселения. Поэтому население страны сократилось на половину, а его средняя плотность снизилась с 13 до 8,5 чел./кв.км. При этом произошел межгосударственный разрыв ареалов расселения крупнейших наций – русских, украинцев, белорусов, особенно ощутимый для русской нации, почти 20% численности которой оказалось вне границ России.
  • Распад СССР привел к разрыву единого хозяйственного комплекса страны, что, по оценкам, вызвало спад производства в экономике на 1/3. Были нарушены многолетние связи, обеспечивавшие поставки сырья и топлива, связи по кооперации и специализации, обмен сельскохозяйственной продукцией и готовыми изделиями. Межгосударственный разрыв единых транспортных, энергетических, трубопроводных, телекоммуникационных и других систем связи внес свой вклад в разрыв единого народно-хозяйственного комплекса страны и его общий упадок, не преодоленный до сих пор.

Вместе с тем, России удалось сохранить некоторые позиции, важные для ее дальнейшего развития. В их числе – основной природно-ресурсный потенциал, в т.ч. топливно-сырьевые, лесные, водные ресурсы, а также большой массив продуктивных земель. Страна сохранила фундаментальную науку и основы наукоемких отраслей – радиоэлектроники, авиакосмической техники, атомной энергетики, квалифицированные трудовые ресурсы с высоким уровнем образования.

В России находятся предприятия практически всех отраслей промышленности и сервиса, имевшиеся в СССР, а также сохранилось единство пространства (за исключением Калининградской обл.), связь запада и востока страны, сохранены мирные отношения и торговое партнерство с большинством окружающих стран.

Страна стала более монолитной по национальному составу, т.к. доля русского населения поднялась до 78% вместо 50% в СССР, хотя многонациональность страны сохранилась.

geographyofrussia.com