Что такое собственное наименование? Собственные наименования: примеры. Русский язык имена собственные


правило, примеры, на какие вопросы отвечают

На какие вопросы отвечают имена собственные и нарицательные: правило

Еще на первом году школьного обучения дети знакомятся с частями речи (в том числе и с существительным), понятиями «собственные» и «нарицательные» имена, учатся отличать их друг от друга, а также узнают о различиях и правиле правописания этих имен.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

На какие вопросы отвечает имя существительное

Существительное отвечает на вопрос «кто?», если это одушевленный предмет, а если оно обозначает неодушевленный предмет, то тогда следует задать вопрос «что?».

Например: стол – неодушевленный предмет, он относится к неживой природе, поэтому к нему можно задать вопрос «что?», а собака – это часть живой природы, поэтому следует задать вопрос «кто?».

Неодушевлённые имена существительные: примеры

К неодушевленным существительным относятся предметы неживой природы, то есть те которые не обладают признаками живых организмов.

Например:

  • это все то, что сделано руками человека: дом, бумага, телевизор, шкаф, брюки, ваза и т.д.;
  • к этой категории можно отнести и косное вещество: камень, минералы, горные породы и прочее.;
  • поскольку растения и грибы не обладают явными признаками живого (ограничены в движении), их тоже относят к неодушевленным предметам.

Примеры: гора, песок, яблоко, диван, книга, асфальт, персик, пластмасса, часы, береза и т.д.

Внимание! К неодушевленным существительным относятся те предметы, которые не обладают явными признаками живого. Также они отвечают на вопрос «Что?».

Нарицательное существительное

Нарицательные существительные обозначают ряд, группу, категорию однородных, одинаковых, схожих по признакам предметов. Также они могут обозначать один предмет, который входит в эту категорию, группу объектов, сходных по каким-либо признакам и т.д.

Нарицательные могут относиться как к одушевленным, так и к неодушевленным существительным.

Имя нарицательное примеры

Так как имя нарицательное обозначает категорию предметов или один из них, то можно привести в пример такие слова:

  • Котята;
  • Дверь;
  • Цветок;
  • Машина;
  • Достопримечательность;
  • Шифоньеры и т.д.

Важно! Нарицательные существительные могут быть как в единственном, так и во множественном числе.

Значение

На какие вопросы отвечают имена собственные и нарицательные: правилоИногда имена собственные могут обретать нарицательные значения. Лучше всего это продемонстрировать на примере. Например, Фамусов, герой произведения Грибоедова «Горе от ума».

Характер и манера поведения этого человека была так распространена в обществе, что фамилия Фамусова превратилась имя нарицательное.

Фамусовыми называют лицемерных людей, которые не могут шагу шагнуть, не подумав о том, что скажут о них в обществе. И соответственное общество называется фамусовским.

Имена собственные

Имена собственные – это те существительные, которые обозначают слова, предназначенные для конкретных, определенных предметов.

Они могут означать имя человека, кличку животного, название географического объекта (река, город, гора и т.д.), астрономические обозначения, другие названия (марки, названия журналов и т.п.).

Имена собственные, примеры

Примеры:

  • ФИО людей и их прозвищ: Маша, Петя, Ольга Анатольевна, Костров Семен Петрович и т.д.;
  • Клички животных: Барсик, Матильда, Бобик, Барбос и т.д.;
  • Названия географических объектов: Волга, Эверест, Владивосток, Россия и т.д.;
  • Другие названия: Рождество — праздник, «Тихий Дон» — название произведения, «ВКонтакте» — название социальной сети, «Авиакор» — завод, «Битлз» — группа, Самарский Научно-Исследовательский Институт и т.д.

Нарицательные и собственные имена существительные: правило

Для того, чтобы верно написать имена собственные и нарицательные, надо знать одно правило: мена собственные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – со строчной.

Как определить нарицательное или собственное существительное

На какие вопросы отвечают имена собственные и нарицательные: правилоИмена собственные не могут иметь множественного числа.

Исключением являются только фамилии лиц, которые относятся к одной семье (семья Петровых, чета Ивановых и т.п.).

Нарицательные слова имеют множественное число: дома, котята, шарфы, стулья, коробки, апельсины и т.д.

За исключением тех слов, которые не употребляются во множественном числе: студенчество, смелость, зверье и т.д.

Разбор задания «Выпишите имена существительные»

Из предложенного списка выпишите те слова, которые являются существительными:

Красивый, сидеть, альбом, месяц, папин (ремень), уснуть, прекрасно, кашемировый, прохладно, осень, воспользоваться, грибной, дерево, добрый, читать, щенок, гулять, страшно, сегодня, скрипач.

Для того, чтобы определить часть речи, нужно помнить, что:

  • Существительные отвечают на вопросы «Кто? Что?»;
  • Глаголы – «Что делать? Что сделать?»;
  • Прилагательные – «Какой? Чей?»
  • Наречия – «Где? Когда? Как?».

Определяем, к какой части речи относится каждое слово в списке:

На какие вопросы отвечает имя существительное

(Кто? Что?)

Альбом, месяц, осень, дерево, щенок, скрипач.

На какие вопросы отвечают имена собственные и нарицательные: правилоГлаголы

(Что делать? Что сделать?)

Сидеть, уснуть, воспользоваться, читать, гулять.

Прилагательные

(Какой? Чей?)

Красивый, папин, кашемировый, грибной, добрый.

Наречия

(Где? Когда? Как?)

Прекрасно, прохладно, страшно, сегодня.

Важно! к существительным относятся только те слова, которые находятся в первой колонке, затем нужно выписать их.

Собственные и нарицательные имена, примеры

 

Виды имени существительного, собственные, нарицательные

Вывод

Имена собственные и нарицательные — категории существительных. Подведем итог: к нарицательным относятся те слова, которые обозначают обобщение, группу, категорию, а собственные обозначают какой- либо конкретный объект, предмет. Имена собственные пишутся с заглавной буквы и, как правило, не имеют множественного числа (за исключением фамилий членов одной семьи).

uchim.guru

Имя собственное - это... Что такое Имя собственное?

Имя собственное (калька с лат. nоmеn proprium, которое в свою очередь является калькой с греч. ὄνομα κύριον)[1], собственное имя[2] — имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставляется имени нарицательному. В отличие от других слов, имя собственное не связано непосредственно с понятием, его основное значение заключается в его связи с обозначаемым.

Во всех европейских языках и в большинстве языков мира, имеющих алфавит и различие между строчными и прописными буквами, имена собственные записываются с заглавной буквы.

Имена собственные исследует ономастика.

Типы имён

К именам собственным, в частности, относятся:

Имена людей

  • личное имя — имя при рождении человека
  • отчество — патроним — именования по отцу, деду и т. д.
  • фамилия — родовое или семейное имя
  • прозвище
  • псевдоним — индивидуальный или групповой
  • криптоним — скрываемое имя
  • антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика)
  • эпоним, (от греч. ἐπώνῠμος — «дающий имя») — божество, реальный или легендарный человек или герой, в честь которого получил своё имя какой-либо географический объект.
  • ономатет (от греч. ονοματοθετες — «имядатель») — божество, реальный или легендарный человек или герой, присвоивший, нарекший именем.

Имена богов и животных, названия народов,

Географические названия

Среди топонимов выделяются различные классы — такие как

Другие названия

Перевод имён собственных

Имена собственные на русский язык в общем случае не подлежат смысловому переводу — они передаются с помощью правил практической транскрипции, транслитерации или принципа этимологического соответствия (транспозиции).

При практической транскрипции слово записывается буквами кириллицы с приблизительным сохранением его звукового облика в исходном языке, но также с возможным учётом написания в оригинале и сложившихся традиций. Практическую транскрипцию следует отличать от фонетической транскрипции, основанной только на как можно более точной передаче звучания.

Многие имена собственные пришли в русский язык давно и не всегда из первоисточника. Это особенно касается географических, исторических, религиозных, фольклорно-мифологических и литературных имён и названий. Не все из них читаются и пишутся так, как предполагают современные нормы и рекомендации в области практической транскрипции, но традиционные эквиваленты всё равно используют, чтобы не вступать в противоречие с существующим массивом исторических, энциклопедических и литературных источников, а также чтобы поддержать тождество имени собственного в языке перевода.

При транслитерации количество неоднозначностей меньше, поскольку слово переводится побуквенно согласно таблице соответствий символов, но побуквенный перевод далеко не всегда соответствует реальному звучанию слова в языке оригинала, кроме того, опять же не всегда удобен в произношении носителями русского языка. Транслитерация используется очень редко, например, при оформлении международных паспортов.

При транспозиции для передачи друг друга используются различающиеся по форме, но имеющие общее этимологическое происхождение имена собственные из разных языков.

Примечания

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.
  2. ↑ Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.

См. также

Литература

dic.academic.ru

Что такое собственное наименование? Собственные наименования: примеры

В мире огромное количество самых разнообразных явлений. Для каждого из них в языке существует наименование. Если оно называет целую группу предметов, то такое слово является именем нарицательным. Когда существует необходимость назвать один предмет из ряда однородных, то в языке для этого есть собственные наименования.

Нарицательными называются такие имена существительные, которые обозначают сразу целый класс предметов, объединённых какими-то общими признаками. Например:

  • Каждый водный поток можно назвать одним словом – река.
  • Любое растение со стволом и ветками – это дерево.
  • Все животные серого цвета, большого размера, с хоботом вместо носа называются слонами.
  • Жираф – всякое животное с длинной шеей, маленькими рожками и высокого роста.

что такое собственное наименование

Собственные наименования – имена существительные, выделяющие один предмет из всего класса ему подобных явлений. Например:

  • Собаку зовут Дружок.
  • Кличка моей кошки - Мурка.
  • Эта река - Волга.
  • Самое глубокое озеро – Байкал.

собственные наименования примерыКогда нам известно, что такое собственное наименование, можно выполнить следующее задание.

Практическое задание №1

Какие из существительных являются менами собственными?

Москва; город; Земля; планета; Жучка; собака; Влад; мальчик; радиостанция; «Маяк».

Большая буква в именах собственных

Как видно из первого задания, имена собственные, в отличие от нарицательных, пишутся с большой буквы. Иногда бывает так, что одно и то же слово пишется то с маленькой буквы, то с большой:

  • птица орёл, город Орёл, корабль "Орёл";
  • сильная любовь, девушка Любовь;
  • ранняя весна, лосьон "Весна";
  • приречная ива, ресторан "Ива".

Если знать, что такое собственное наименование, то понять причину этого явления просто: с большой буквы пишут слова, обозначающие единичные предметы, чтобы отделить их от других таких же.

Кавычки при собственных наименованиях

Чтобы знать, как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях, надо усвоить следующее: имена собственные, обозначающие явления в мире, созданные руками человека, обособляются. Знакам обособления в этом случае выступают кавычки:

  • газета «Новый мир»;
  • журнал «Сделай сам»;
  • фабрика «Амта»;
  • гостиница «Астория»;
  • корабль «Стремительный».

Переход слов из нарицательных в собственные и наоборот

Нельзя сказать, что разграничение между разрядами имён собственных и нарицательных незыблемо. Иногда нарицательные имена становятся собственными. О правилах их написания мы говорили выше. Какие можно назвать собственные наименования? Примеры перехода из разряда нарицательных существительных:

  • крем «Весна»;
  • духи «Жасмин»;
  • кинотеатр «Заря»;
  • журнал «Работница».

особенности собственных наименований

Имена собственные также легко становятся обобщёнными названиями однородных явлений. Ниже представлены собственные наименования, которые уже можно назвать нарицательными:

  • Эти уж мне молодые донжуаны!
  • Метим в Ньютоны, а сами формул не знаем;
  • Все вы Пушкины, пока диктант не пишете.

Практическое задание № 2

В каких предложениях присутствуют собственные имена существительные?

1. Мы решили встретиться у «Океана».

2. Летом я купалась в настоящем океане.

3. Антон решил подарить своей любимой духи «Роза».собственные наименования

4. Розу срезали утром.

5. Все мы Сократы у себя на кухне.

6. Эта мысль впервые выдвинул Сократ.

Классификация имён собственных

Казалось бы, легко усвоить, что такое собственное наименование, но нужно всё же повторить главное – имена собственные присваиваются одному предмету из целого ряда. Целесообразно классифицировать такие ряды явлений:

Ряд явлений

Собственные наименования, примеры

Имена людей, фамилии, отчества

Иван, Ваня, Илюшка, Татьяна, Танечка, Танюха, Иванов, Лысенко, Белых Геннадий Иванович, Александр Невский.

Клички животных

Бобик, Мурка, Зорька, Ряба, Карюха, Серая шейка.

Географические названия

Лена, Саяны, Байкал, Азовское, Чёрное, Новосибирск.

Названия предметов, созданных руками человека

«Красный октябрь», «Рот-фронт», «Аврора», «Здоровье», «Кис-кис», «Шанель№6», «Калашников».

Имена людей, фамилии, отчества, клички животных являются одушевлёнными существительными, а географические названия и обозначения всего, созданного человеком, – неодушевлёнными. Так характеризуются собственные наименования с точки зрения категории одушевленности.

Собственные наименования во множественном числе

Необходимо остановиться на одном моменте, который обусловлен семантикой изучаемых языковых единиц. Особенности собственных наименований в том, что они редко употребляются во множественном числе. Можно использовать их для обозначения нескольких предметов, если те имеют одно и то же собственное имя:

  • В нашем классе несколько Александров.
  • В младшей группе было шесть Насть.как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях

Фамилия может быть использована во множ. числе в двух случаях. Во-первых, если обозначает семью, людей, состоящих в родственной связи:

  • У Ивановых было принято собираться к ужину всей семьёй.
  • Супруги Каренины жили в Петербурге.
  • Династия Журбиных имела на всех столетний стаж работы на металлургическом заводе.

Во-вторых, если называют однофамильцев:

  • В реестре можно найти сотни Ивановых.
  • Они мои полные тёзки: Григорьевы Александры.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку требует знания о том, что такое собственное наименование. От выпускников требуется установить соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Одна из таких – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Дело в том, что собственное наименование, являющееся несогласованным приложением, не изменяется по падежам при главном слове. Примеры таких предложений с грамматическими ошибками приведены ниже:

  • Лермонтов не был в восторге от своей поэмы «Демона» (поэмы «Демон»).
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в романе «Братьях Карамазовых» (в романе «Братья Карамазовы»).
  • О кинофильме «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое (О кинофильме «Тарас Бульба»).

Если же имя собственное выступает в роли дополнения, то есть в отсутствии определяемого слова, то оно может изменять свою форму:

  • Лермонтов не был в восторге от своего «Демона».
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в «Братьях Карамазовых».
  • О «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое.

Практическое задание № 3

В каких предложениях есть ошибки?собственные наименования с точки зрения категории одушевлённости

1. Мы подолгу стояли у картины «Бурлаков на Волге».

2. В «Герое своего времени» Лермонтов стремился раскрыть проблемы своей эпохи.

3. В «Журнале Печорина» раскрываются пороки светского человека.

4). В повести «Максим Максимыч» раскрывается образ прекрасного человека.

5. В своей опере «Снегурочке» Римский-Корсаков воспел любовь как самый высший идеал человечества.

fb.ru

Имена собственные - русский язык, уроки

Тема: Имена собственные

Класс: 4

Цель:

- формировать умение  отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

- развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать слова;

Воспитать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

- расширить кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок для нас.       

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем

И урок мы наш начнем.

 

  1. Закрепление знаний

- Итак, ребята, давайте вспомним, с какими темами мы знакомились на предыдущих уроках? (названия действий, предметов, признаков)

- На какие вопросы отвечают названия предметов? (кто? что?).  А  чем отличаются эти слова? (На вопрос кто? отвечают слова – одушевленные, а на вопрос что? – слова неодушевленные).

- Молодцы! А на какие вопросы отвечают названия действий? (что делает? что сделает? что будет делать?)

- Молодцы!

- На какие вопросы отвечают названия признаков? (какой? какое? какие?)

- Молодцы! А теперь, ребята, все внимательно посмотрите на доску. Здесь даны слова, кто нам прочитает? (Москва, красивый, пришел, Марина, доска, зеленый, увидел, Иванов, посмотрел, книга, муравей, хмурый).

- Нам нужно распределить слова по группам «На названия действий, признаков и предметов»

Названия предметов

Названия действий

Названия признаков

 

 

 

  1. Изучение новой темы

- Молодцы! А теперь прочитайте, какие же слова остались? Эти слова нужно распределить еще на две группы. На какие группы можно распределить эти слова? (Слова, которые пишутся с большой и маленькой буквы)

- Почему вы их так распределили? ( ответы детей)

- Молодцы! Имена людей, фамилии, отчества, клички, названия городов, деревень, озер и рек – это имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.

4.  Работа по учебнику

- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего сегодняшнего урока. Запишите эти слова в тетрадь.

- Открываем учебники на странице 112, упражнение 2,3,4.

5.  Закрепление изученного материала

- Ребята, вчера нашему классу пришло письмо от  почтальона Печкина. Он нас просит уму помочь разобраться в обозначении слов. Он сделал таблицу и не может заполнить его. Поможем ему?

- У вас на партах лежат таблицы, но таблицу мы будем заполнять с помощью отгадывания загадок. Ответы будем записывать в левый столбик, а обозначения в правый столбик. Готовы?

1. Той девочки прекрасней нет,

Той девочки нет умней,

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина)

2. В какой деревне жил дядя Федор со своими друзьями? (Простоквашино)

3. В Простоквашино живет

Все хозяйство там ведет.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. (Матроскин)

  1. Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)
  2. Как звали любимую корову кота Матроскина?  (Мурка)
  3. Самое глубокое озеро. (Байкал)
  4. Столица Республики Бурятия (Улан-Удэ)

-  Молодцы! А теперь напишем в правый столбик обозначения этих слов. Что обозначает слово Мальвина? (имя)

Простоквашино – деревня

Матроскин – фамилия

Потапыч – отчество

Мурка – кличка

Байкал – озеро

Улан-Удэ – город.

- Значит, какой можно сделать вывод?  Что имена, фамилии, названия городов, деревень, клички животных, озера, реки  – это имена собственные. И как они пишутся?  (С большой буквы)

- Молодцы! А теперь мы с вами попробуем составить рассказ с этими словами.

- Мы помогли почтальону Печкину. И мы уже готовы отправить ему ответ.      

6. Итог урока

- С какой новой темой мы с вами познакомились?

- Что такое имена собственные? Как они пишутся?

 7. Оценивание

8. Домашнее задание стр. 112 Упр. 1

Просмотр содержимого документа «Имена собственные »

Тема: имена собственные

Класс: 4

Цель:

- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

- развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать слова;

Воспитать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

- расширить кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем

И урок мы наш начнем.

  1. Закрепление знаний

- Итак, ребята, давайте вспомним, с какими темами мы знакомились на предыдущих уроках? (названия действий, предметов, признаков)

- На какие вопросы отвечают названия предметов? (кто? что?). А чем отличаются эти слова? (На вопрос кто? отвечают слова – одушевленные, а на вопрос что? – слова неодушевленные).

- Молодцы! А на какие вопросы отвечают названия действий? (что делает? что сделает? что будет делать?)

- Молодцы!

- На какие вопросы отвечают названия признаков? (какой? какое? какие?)

- Молодцы! А теперь, ребята, все внимательно посмотрите на доску. Здесь даны слова, кто нам прочитает? (Москва, красивый, пришел, Марина, доска, зеленый, увидел, Иванов, посмотрел, книга, муравей, хмурый).

- Нам нужно распределить слова по группам «На названия действий, признаков и предметов»

Названия предметов

Названия действий

Названия признаков

  1. Изучение новой темы

- Молодцы! А теперь прочитайте, какие же слова остались? Эти слова нужно распределить еще на две группы. На какие группы можно распределить эти слова? (Слова, которые пишутся с большой и маленькой буквы)

- Почему вы их так распределили? ( ответы детей)

- Молодцы! Имена людей, фамилии, отчества, клички, названия городов, деревень, озер и рек – это имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.

4. Работа по учебнику

- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего сегодняшнего урока. Запишите эти слова в тетрадь.

- Открываем учебники на странице 112, упражнение 2,3,4.

5. Закрепление изученного материала

- Ребята, вчера нашему классу пришло письмо от почтальона Печкина. Он нас просит уму помочь разобраться в обозначении слов. Он сделал таблицу и не может заполнить его. Поможем ему?

- У вас на партах лежат таблицы, но таблицу мы будем заполнять с помощью отгадывания загадок. Ответы будем записывать в левый столбик, а обозначения в правый столбик. Готовы?

1. Той девочки прекрасней нет,

Той девочки нет умней,

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина)

2. В какой деревне жил дядя Федор со своими друзьями? (Простоквашино)

3. В Простоквашино живет

Все хозяйство там ведет.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. (Матроскин)

  1. Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)

  2. Как звали любимую корову кота Матроскина? (Мурка)

  3. Самое глубокое озеро. (Байкал)

  4. Столица Республики Бурятия (Улан-Удэ)

- Молодцы! А теперь напишем в правый столбик обозначения этих слов. Что обозначает слово Мальвина? (имя)

Простоквашино – деревня

Матроскин – фамилия

Потапыч – отчество

Мурка – кличка

Байкал – озеро

Улан-Удэ – город.

- Значит, какой можно сделать вывод? Что имена, фамилии, названия городов, деревень, клички животных, озера, реки – это имена собственные. И как они пишутся? (С большой буквы)

- Молодцы! А теперь мы с вами попробуем составить рассказ с этими словами.

- Мы помогли почтальону Печкину. И мы уже готовы отправить ему ответ.

6. Итог урока

- С какой новой темой мы с вами познакомились?

- Что такое имена собственные? Как они пишутся?

7. Оценивание

8. Домашнее задание стр. 112 Упр. 1

kopilkaurokov.ru

Русский язык. Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия "имена собственные" и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понятие "имена собственные". Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
  • Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие "имена собственные".

Оборудование:

  • мультимедиа проектор
  • доска
  • иллюстративный материал
  • учебник
  • книги, задания для групп, карта
  • символы для оценки

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 2.

Добрый день уважаемые гости и ребята.

Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки! Разомните пальчики!

Минутка чистописания.

Слайд 3.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки.

Открываем тетради, записываем число.

Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву "Ш, ш". А вы расскажете, что она делает (анимированный плакат).

Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.

Слайд 4.

3. Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус. (Приложение 3).

Слайд 5.

Запишите это слово в тетради.

Кто хочет написать это слово на доске?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)

Для чего нужна заглавная буква?

Слайд 6.

(Приложение 2).

Чем мы будем заниматься на уроке?

4. Физкультминутка.

Слайд 7.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо-влево.

Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Каких знаний нам не хватает?

Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?

Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

5. Поиск решения проблемы.

Работа в группах (парах). (Приложение 1).

Написание географических названий.

Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

Названия городов, рек, морей пишутся с:::..

Написание имен и фамилий.

Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

Имена и фамилии пишутся с::::::..

Написание кличек животных.

Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок - Пушок.

Все клички до одной

Пишем с буквы:::::::!

Написание названий книг.

Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?

Сделайте вывод.

Слайд 8.

На доске составляется схема- кластер.

(Приложение 4).

6. Обобщение знаний.

Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена?

Как пишутся эти слова?

Правило (с. 65)

Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!

7. Применение знаний на практике.

№148. Самостоятельная работа.

Запиши, выбирая правильное написание и согласовывая слова в предложении. Объясни выбор.

8. Рефлексия. Итог урока.

Слайд 9.

Завершите фразы. Сегодня на уроке:

  • Я узнал:
  • Я понял:
  • Мне понравилось:
  • Мне было трудно:

(Приложение 5).

Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?

Слайд 10.

Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных шариков.

  • Красный - у меня все получилось.
  • Желтый - я старался.
  • Зеленый - я не знаю, все ли я смог сделать.
  • Голубой - мне нужно еще поработать.

Слайд11.

Использованная литература.

  1. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. - Самара: Издательство " Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2010.
  2. О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007.
  3. В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.
  4. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 класса. Самара: "Учебная литература": "Федоров", 2010.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое имя собственное в русском языке с примерами

Категория ролика: Ответы на вопросы

Теги: что, такое, собственное, русском, имя

Подпишитесь на канал Шишкиной школы и смотрите новые уроки: Шишкина школа. Что такое имя собственное в русском языке с примерами. Русский язык. Урок 59. Имена собственные в русском языке.Уроки русского языка в Шишкиной школе продолжаются. Ученики с интересом приготовились изучать новую тему. Интересно, про что сегодня расскажет ведущая Василиса? Она попросила прочесть написанное на доске. Хотя слово и длинное, но друзья очень старались:Веснушка— Ой! — восхитилась лисичка. Так это же моё имя, собственное имя. Значит, урок будет про меня!— Подожди, Веснушка, — остановила неугомонную ученицу ведущая. А теперь прочитайте ещё одно слово:веснушка— Так везде написано одно и то же, — удивился Зубок. Два одинаковых слова написаны на доске. Ошибка вышла!— Нет ошибки, — заверила Василиса. Это слова – близнецы, они похожи, но обозначают разные понятия. Слово, написанное с большой буквы — это имя собственное, имя нашей цирковой лисички. А слово, написанное с маленькой буквы — это рыжие пятнышки, которые выступают на носу у детворы весною. Вот о том, какие бывают имена собственные в русском языке, и поговорим на нашем уроке.— А у меня тоже есть имя собственное: Зубок, — вмешался волчонок. — Да, — согласилась Василиса. А ещё есть зубок у маленьких детей во рту. Чтобы различать эти слова, надо запомнить правило про имена собственные в русском языке. Правило такое: все имена собственные пишутся с большой буквы. К именам собственным относятся не только имена, но и фамилии, отчества, названия городов, стран, рек, морей, планет. Например: планета Земля пишется с большой буквы. Потому что Земля — одна планета с таким названием. А выражение «чёрная земля» пишется с маленькой буквы, потому что обозначает землю, которой много. Давайте сыграем в имена собственные – ведь наши уроки русского языка не простые, а игровые. Назовите имена собственные в сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.Ученики вспомнили такие имена собственные: Салтан, Гвидон, Бабариха, Буян.Заметьте, существуют такие имена собственные, которые похожи на обычные слова. Например, есть котёнок Пушок, а есть тополиный пушок. Имя котёнка пишется с большой буквы. Пёс Шарик и надувной шарик. Таких примеров можно придумать много. Потренируйтесь самостоятельно, а урок русского языка, на котором мы изучали имена собственные подошёл к концу. Вот какую песенку сочинили друзья про имена собственные в русском языке.Имя, фамилия, кличка,Город, деревня, страна.С буквы заглавной напишем,Собственные имена.Имя всегда пишем с буквы большойЭто запомнили мы хорошо.. Что такое имена собственные в русском языке

sovetrus.ru

4.8. Орфография имен собственных. Современный русский язык. Практическое пособие

4.8. Орфография имен собственных

Имена собственные служат названиями единичных предметов. В отличие от имен нарицательных они пишутся с прописной буквы: Москва, Африка, Париж. Имена собственные могут заключаться в кавычки: газета «Правда», пароход «Челюскин».

Имена собственные могут состоять из нескольких слов: Юрий Алексеевич Гагарин, Нижняя Тунгуска (река), Берег Слоновой Кости (государство), Новая Зеландия (остров). Кроме слов индивидуального обозначения, в составных именах собственных возможны родовые и служебные слова: Ладожское озеро, Хабаровский край, Ростов-на-Дону. Употребление прописных букв в составных именах собственных определяется рядом правил:

1) с прописной буквы пишутся имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, клички животных: Всеволод Большое Гнездо, Плиний Старший;

2) в географических собственных наименованиях со строчной буквы пишутся только родовые и служебные слова: Северный Ледовитый океан, Индийский океан. Следует обратить внимание на возможность использования родовых слов в переносном употреблении для индивидуального обозначения. При этом они пишутся с прописной буквы. Сравните: Чудское озеро и Малиновое Озеро (город). Нужно отличать употребление относительных имен прилагательных в качестве первого слова составного имени собственного от прилагательных, не входящих в состав индивидуальных наименований: Карельская АССР, карельская береза; Северные увалы, северное сияние;

3) в названиях государств, а также автономных республик с прописной буквы пишутся все входящие в название слова: Корейская Народно-Демократическая Республика. В названиях областей и краев с прописной буквы пишется только первое слово: Московская область, Краснодарский край;

4) в названиях высших правительственных учреждений и организаций с прописной буквы пишутся все входящие в название слова: Государственная Дума РФ, Конституционный Суд РФ, Совет Федерации.

В названиях прочих зарубежных и международных организаций и учреждений с прописной буквы пишутся только первое слово, а также имена собственные, включенные в состав официального наименования: Министерство железнодорожного транспорта, Ростовский государственный драматический театр им. М. Горького, Государственная Третьяковская галерея, Международный союз студентов. Если в название входит условное наименование, взятое в кавычки, то прописная буква пишется только в первом из поставленных в кавычки слов, а также в именах собственных, являющихся составной частью названия: кафе «Ветерок», лагерь «Орленок»;

5) в названиях исторических событий, эпох, исторических памятников, праздников с прописной буквы пишется только первое слово и имена собственные, входящие в официальное наименование: Великая Отечественная война, Полтавская битва, Новый год, Первое мая. Если первая часть составного наименования – порядковое числительное – написана цифрой, то вторая часть пишется с прописной буквы: 1 Мая;

6) в названиях орденов с прописной буквы пишутся все слова, кроме слов орден и степень: орден Красного Знамени, орден Андрея Первозванного. Если название ордена, медали, знака отличия заключается в кавычки, то с прописной буквы пишется только первое слово, а также имена собственные, включенные в название: орден «Мать-героиня», медаль «За боевые заслуги».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru