Общая педагогика - это что такое? Задачи общей педагогики. Педагогика что это


что такое? Понятие "педагогика". Профессиональная педагогика

Образование как особую область человеческой деятельности изучает педагогика. Что такое педагогика, как она возникла и какое определение ей можно дать?

педагогика что такое

Этимология

У этого термина очень интересное происхождение. В Древней Греции сопровождение рабом детей своего господина в школу носило определенное название – педагогика. Что такое значение обусловило? Просто на языке древних греков слово «дитя» звучало как «пайдос», а глагол «вести» произносился как «аго». Вот и получалось, что «раба-детоводителя» называли «пайдогогосом».

С течением времени изменилось значение слова «педагогика». Что такое педагогика сегодня? В обыденном понимании это все то же сопровождение ребенка, ученика, только масштабы такой напутственной деятельности другие. Педагог – это тот, кто сопровождает ребенка по жизни.

Из истории педагогики. Западная школа

О том, как нужно учить, говорили еще знаменитые философы. К примеру, Иммануил Кант, живший в XVIII веке, полагал, что социализация индивида в процессе обучения – главный инструмент, помогающий создать воспитанную личность, способную жить в цивилизованном обществе и приносить человечеству пользу.

Такие размышления могут считаться передовыми для своего времени, ведь вплоть до XIX века образование было теснейшим образом связано с религией. Грамотными людьми тогда являлись в основном духовники, служители церквей и монастырей, которые и занимались педагогической деятельностью наравне с богословской.

Большие перемены западная школа педагогики претерпела в начале XX века. Образование постепенно начало отходить от догматических канонов религиозности и стало обязательным атрибутом человека самостоятельного и состоятельного. В середине прошлого века по Западной Европе и Америке прокатились реформы системы образования. Результатом их стало построение новой системы, более гуманной и ориентированной одновременно и на интересы каждого конкретного ученика, и на потребности всего человеческого общества.

понятие педагогика

Педагогика на Руси

Образование в Киевской Руси также оставалось связанным с религией. Более того, основной целью обучения грамоте тогда была подготовка новых священнослужителей, людей, способных проповедовать и нести слово божье в массы.

Однако учили грамоте и детей. В средние века это были в основном отпрыски богатых и влиятельных родителей. Но медленно, постепенно образование шло в массы.

Профессиональная подготовка учителей началась в XVIII веке. Открывались учительские семинарии и институты, и этим признавалась важность образования в жизни российского общества и педагогики как науки.

Только во времена СССР, в 30-е годы прошлого века, образование стало обязательным. Маленькие дети начиная с 7 лет должны были пройти все ступени школьного обучения, чтобы в результате стать грамотными и интеллектуальными личностями.

Но давайте же завершим наш краткий исторический экскурс и перейдем к теории педагогики.

Наука педагогика

Что такое педагогика как наука? На сегодняшний день определений ее предлагается великое множество. Однако самым коротким и емким может считаться следующее: педагогика – это наука о воспитании.

институт психологии и педагогики

Как же еще определяют это понятие? Педагогика – это наука о передаче опыта от старшего поколения к молодому, а также об активном усвоении учениками сообщаемых им знаний. Как видите, в этой дефиниции появляется направленность педагогической деятельности: она совершается учителем и воспринимается его учениками.

Педагогика – это также наука об обучении, воспитании и образовании, а также самообучении, самовоспитании и самообразовании. Это определение указывает на процессы, которые сопровождают эту дисциплину как деятельность. В данном случае акцент также делается на то, что понятие «педагогика» предполагает участие в процессе двух сторон: того, кто учит, и того, кто учится.

Что же изучает эта наука? Давайте поговорим о ее характерных атрибутах.

Предмет и объект педагогики

У любой науки есть свой объект и предмет. И педагогика, конечно же, не исключение. Так, предметом педагогики выступают формирование личности учащегося и его развитие, которые происходят во время обучения. Объект педагогики – это процесс воспитания учащихся. Оно при этом определяется как передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Существует ошибочное суждение о том, что объект педагогики – это ученик, раз на него направлена обучающая деятельность воспитателя. Это не так. В процессе овладения знаниями сам индивид не меняется, перемены происходят на уровне тонкой материи – личности человека. И поэтому деятельность психолога часто оказывается связанной с педагогикой, а каждый хороший учитель по сути в душе немного психолог.

основная педагогика

Функции педагогики как науки

Как и любая наука, педагогика имеет свои функции. Условно разделить их можно на теоретические и практические.

К теоретическим функциям педагогики относятся:

  • изучение накопленных за века существования человечества знаний о педагогике, а также освоение последних передовых наработок в области образования;
  • диагностика существующих педагогических ситуаций и явлений, установление причин их возникновения и развития;
  • составление четкого плана действий, направленных на преобразование существующей педагогической ситуации и ее улучшение.

Практические функции:

  • разработка методических пособий, планов, руководств, предназначенных для педагогов;
  • внедрение в воспитательную практику свежих наработок;
  • оценка и анализ полученных результатов педагогической деятельности.

Что такое педагогическая деятельность?

Работа учителя, наставника в воспитании личности ребенка – основная. Педагогика, конечно же, учитывает при этом семейную ситуацию и заручается поддержкой родителей ребенка. Однако основная обучающая и воспитательная работа выполняется все же педагогом. Что же такое педагогическая деятельность и какое определение ей можно дать?

Педагогическая деятельность – это практика передачи ученикам социального опыта, накопленного человечеством, а также формирование благоприятных для развития личности ребенка условий. Она необязательно совершается только школьным учителем или преподавателем университета. Действительно, профессиональная педагогика предусматривает наличие у учителя профильного образования. Однако, если мы вспомним родителя, поучающего своих детей, мы поймем, что его действия тоже можно отнести к педагогической деятельности. Ведь он передает младшему поколению свой опыт и тем самым меняет личности детей.

профессиональная педагогика

То, что отличает направленную педагогическую деятельность от любой другой, – наличие у нее четко поставленной цели. И цель эта – воспитание.

В каких направлениях педагогической деятельности работает учитель?

Педагогическая деятельность не абстрактное понятие. Она подразделяется на несколько отдельных видов, каждый из которых имеет свое практическое содержание и назначение. Так, каждый преподаватель анализирует учебный процесс и изучает теоретические основы своей профессии. Кроме того, учитель в ходе педагогического взаимодействия познает особенности личности своих учеников. Такая деятельность называется познавательной, или гностической.

Преподаватель занимается проектированием. Он разрабатывает новые методики и программы обучения, готовится к урокам, по форме отличающимся от стандартных. Учитель анализирует задачи, которые ставит перед ним система образования, и на их основании находит адекватные решения. Преподаватель осуществляет организаторскую деятельность. Это значит, что под его руководством ученики выполняют определенные педагогические задачи. Коммуникативная деятельность, также осуществляемая преподавателем, заключается в его умении строить диалог как с самими учащимися, так и с их родителями, а также с администрацией и коллегами.

Существует отдельное направление деятельности учителя – коррекционная педагогика. Что же это такое? Коррекционная педагогика представляет собой развивающие и обучающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития, которые проводятся по специальным программам. Такую деятельность обычно осуществляют учителя, прошедшие соответствующую образовательную подготовку.

Учитель: какой он?

Воспитание личности человека – тяжелая и ответственная работа. Педагогика тем не менее в наше время все чаще обесценивается. Однако мотивированные на достижение успеха профессионалы все еще встречаются, работают на своем месте и действительно сеют «разумное, доброе, вечное».

Каким же должен быть успешный учитель? Какие качества душевной организации его отличают? На самом деле черты характера учителя во многом определяются спецификой его работы. Но при этом как характеризующаяся четко направленной деятельностью профессия педагога предъявляет к будущему учителю не менее четкие требования. Так, педагог должен быть готов к преподаванию. Готовность эта отражается в его теоретических знаниях и практических навыках и умениях, а также имеет физическую и психологическую составляющие. Педагог должен быть готов к стрессам, уметь им противостоять. Кроме того, учителю нужно крепкое здоровье и немалая выносливость для того, чтобы работать с большим количеством учеников.

коррекционная педагогика

Учитель должен и сам постоянно учиться, стараться повышать уровень своего интеллектуального развития и преподавательского мастерства. В работе ему следует использовать инновационные формы организации учебного процесса. При этом обязательным условием успешной педагогической деятельности является любовь к детям и готовность передавать им не только свои знания, но и частичку собственной души.

Где получить профессию учителя?

Педагогических вузов сейчас достаточно много, практически в каждом более-менее крупном городе есть свой. К тому же во многих университетах имеются кафедры или факультеты педагогики. К примеру, есть факультет педагогики в МГУ, одном из старейших вузов России. А в престижном университете Республики Беларусь - БГУ - работает кафедра педагогики.

педагогическая педагогика

Кроме того, в России и на всей территории постсоветского пространства в последние десятилетия открылось огромное количество коммерческих высших учебных заведений. Образование во многих из них получать престижно, а поступить в некоторые бывает гораздо сложнее, чем в государственные университеты. Таким является и ведущий коммерческий вуз педагогической направленности в Москве, речь о котором пойдет ниже.

Институт психологии и педагогики

Это учебное заведение выросло из научно-практического цента «Коррекция». В 1990 году учреждение получило название "Институт психологии и педагогики".

На сегодняшний день существует шесть психолого-педагогических специальностей, а формы обучения остаются традиционными: дневная, заочная и вечерняя. Кроме того, преподаватели университета готовят абитуриентов к поступлению в институт на воскресных курсах и занятиях по интенсивной образовательной программе.

Обучаются студенты этого института 5–6 лет, срок обучения зависит от выбранной ими формы получения образования и факультета.

Заключительное слово

Существует особая, благородная и высокая миссия человека. Она заключается в профессиональной деятельности, и деятельность эта – педагогическая. Педагогика - это не просто наука или отрасль профессиональной теории и практики. Это еще и призвание, которому нужно соответствовать. Именно поэтому люди, которых можно назвать учителями, профессионалами с большой буквы, достойны уважения.

fb.ru

Педагогика как наука

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика– это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;

  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле– влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика– целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования– способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики– человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики– это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний– взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории(по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

  • обогащение, систематизация научных знаний;

  • обобщение опыта практики;

  • выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

  • повышение качества воспитания;

  • создание новых педагогических технологий;

  • внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

studfiles.net

Что такое педагогика

Педагогика - многозначный термин, обозначающий 1) различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего специального, высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5) искусство, виртуозность, мастерство, маневры и тонкости воспитания.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Состав педагогических научных дисциплин

Эволюцию и современное состояние педагогических систем, институтов и целей изучает история педагогики. Историю современности изучает также сравнительная педагогика, сопоставляющая друг с другом образовательные системы различных стран и регионов мира.

Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути составляют предмет общей педагогики, или философии педагогики. Общая педагогика неразрывно связана с историей педагогики. Последняя изучает эволюцию и современное состояние педагогики с тех или иных общепедагогических позиций, а те, в свою очередь, вырабатываются с учетом данных о реальной филиации идей и институтов. В предмет общей педагогики входит и то, что представители аналитической философии называют прояснением и оправданием педагогических высказываний (утверждений и их обоснований). Но ее предмет шире. Он распространяется на ценностные суждения и взаимные отношения теории и практики педагогики. В Новое и Новейшее время заботой философов педагогики стало изучение соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением. Общая педагогика включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса).

Теория образования (дидактика)- дисциплина, в основном изучающая содержание и методы преподавания и учения в школах и других образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т. д.). Теория образования изучает также функции и подготовку учителя.

То же, но применительно к различным областям знания и практики, изучают методики преподавания отдельных предметов.

Те же разделы существуют и в специальных ответвлениях педагогики: военной, музыкальной, врачебной, театральной, коррекционной, исправительно-трудовой и т. д. (названия зависят от контингента соответствующих институтов образования и воспитания).

Состав и номенклатура областей исследования в сфере современной педагогики в различных странах отличаются друг от друга. Так, проблемы традиционного для России школоведения, куда главным образом входят школьное законодательство, вопросы положения учителей, их обеспечения в старости и т. п., за рубежом и ныне в РФ изучаются рядом дисциплин: образовательное право, школьная архитектура, управление образованием и др. В ряде стран, сохраняющих верность германской традиции, в частности в России, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной «Теория воспитания». Во франко- и англоязычных странах теория воспитания не выделяется из педагогики как таковой.

Основные теории и подходы

В фундаменте педагогических теорий, каким бы ни было их конкретное содержание, лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные посылки о человеке и обществе служат основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из посылок о природе воспитательных и образовательных процессов проистекают утверждения о природе педагогического знания, т. е. о природе педагогики.

Педагогические науки исследуют вопросы о возможности и необходимости педагогики; ее объекте и предмете; общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой.

В зависимости от способа решения этих проблем различаются следующие основные типы педагогических теорий.

1. В так называемой народной педагогике опытным путем в течение многих веков были накоплены средства и приемы воспитания и обучения, которые сохранились и позднее частично вошли в научную педагогику. Вершиной воспитательного искусства в древнем мире была деятельность Конфуция и Сократа.

2. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из основных начал всего существующего и распространил это представление на человека. Привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной сторонами человеческого существа - задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Платон также высшую цель человеческой деятельности видит в познании идей. Все воспитание должно давать необходимую подготовку к этому познанию. По Платону, важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры -незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает ряд элементарных знаний. С седьмого года начинается систематическое обучение гимнастике и музыке, грамоте и поэзии, математике и военным упражнениям. В современном виде структуралистские идеи в педагогике разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж. Пиаже, Н. Хомским и их последователями. В основании лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Ментальные и языковые структуры врождены. Их целое больше суммы составных частей. Опыт стремится к гомеостазу. Образование и воспитание суть приобретение нового опыта. Педагогический процесс начинается с относительно неструктурированного и бесформенного ознакомления с тем, что учащемуся кажется важным и ценным. Затем происходит переструктурирование прежде накопленного опыта. Ментальные структуры усваивают новый опыт с помощью ассимиляции и аккомодации. Далее может следовать (но не обязательно) этап проб и ошибок, случайный поиск. Инсайт становится постепенно все более структурированным и достигает, наконец, стадии понимания или решения проблемы.

3. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан). Способность к образованию врождена человеку. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, так как только в школе могут развиваться социальные чувства. Аристо­тель, соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, подчеркивает значение общего образования, учитывающего строй того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различает физическое воспитание, нравственное воспитание и воспитание умственное. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывает на образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики, которую мы теперь называем политологией и социологией. Образовательный курс Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию. Квинтилиан оставался авторитетом по вопросам воспитания и в Средние века, и в эпоху Возрождения. В Новое время Ф. Бэкон требует, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем новых требований является Я. А. Коменский. Золотым правилом для учителей Коменский делает наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский сделался основателем современного направления в содержании образования. Для современной педагогики не менее важны идеи и учебники Э. Кондильяка и К. А. Гельвеция. Они проложили путь натурализму в педагогике, сделав его фундаментом так называемого опытничества (эмпиризма) Л. Н. Толстого, Дж. Дьюи, С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. Педагогический процесс есть постепенное осознание учащимися их чувственного опыта, в результате чего появляются и развиваются внимание, память, способности сравнения и суждения. Подчеркивается значение индукции в формировании понятий. Устанавливается изоморфизм субъектно-объектных отношений. Логические категории приобретаются из наблюдений над природными явлениями и процессами. Конкретно-содержательные идеи и все способности человека развиваются тем же эмпирическим путем. Интеллектуальная сила не рождается с человеком, а приобретается им на базе природных задатков. Внешние впечатления преломляются через внутренние состояния организма и души индивидов, и потому одна и та же среда не может дать каждому из находящихся в ней растущих людей один и тот же результат. Роль педагога - в управлении средой, обучающей и воспитывающей ребенка, и в руководстве его пошагового исследования этой среды. Огромное значение имеет в педагогике коллектив учащихся как непосредственная среда нравственного совершенствования личности.

4. Томистский подход целиком сосредоточен в трудах Фомы Аквинского. Он синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Аквинец начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчеркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жестко дисциплинированная рациональность дает человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Аквинец отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но многие томисты в педагогике оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы важнейшим агентом педагогического процесса является учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Римская католическая церковь, однако, чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя.

5. Гуманистические теории с возрождением наук и искусств вновь начинают овладевать сознанием лучших людей. Воспитать человека для жизни в обществе, человека, здорового духом и телом, - такова задача гуманистической педагогики, имеющей много представителей в XIV-XV в. (Верджерио, Вежио и др.). Оригинальны педагогические взгляды Х. Л. Вивеса, который указывал на необходимость заводить благоустроенные школы с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени довольно обширное сочинение, посвященное женскому образованию. Многие гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками М. Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Ф. Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Ряд ценных трудов были посвящены воспитанию принцев и княжеских детей. В начале XX в. гуманистическая педагогика переживает новый взлет (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной педагогике гуманистический подход мы обнаруживаем в трудах психологов А. Г. Маслоу, К. Роджерса и их школы.

6. Апперцептивная теория заложена в трудах Дж. Локка, развита И. Ф. Гербартом, экспериментально обоснована Ж. Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепции нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.

7. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и А. Смита. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций его педагогических идей их подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведет человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством ее от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида.

8. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б. Ф. Скиннером. В ней подчеркиваются возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса.

9. Педоцентристский подход берет начало в идеях и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогают мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль «акушера» мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребенку, а не только ребенка к школе. В современном виде отчетливо изложен Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци. В XIX в. в Америке поддержан Ф. У. Паркером, в России – К. Д. Ушинским. В XX в. педоцентризм опирается на педагогическую антропологию, педологию, психоанализ. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются (М. Монтессори, О. Декроли, К. Н. Вентцель, СТ. Шацкий и др.). Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии.

10. Когнитивные теории обучения, опираясь на апперцептивную теорию, предпосылают обучению возбуждение интереса, затем дают материал для предварительного усвоения условий задачи (проблемы). Далее следует этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей (понятий), проверка правильности этих идей. Обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования дает посильный для учащихся материал, на котором они упражняют и развивают умственные способности (Ж. Пиаже и его последователи). В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Подчеркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер.

11. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. Бубера, Н. И. Пирогова, основанными на понимании процесса выбора, принятия решения. Экзистенциальная ситуация задается здесь и теперь, и в ее исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена какой-либо группы, необходимо также установление отношений растущего человека с другими Я и с Ты (Богом). Главное в педагогическом процессе -диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности («быть, а не казаться»). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося.

Педагогическое мышление

Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они скорее дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, гигиены, профилактики отклонений и терапевтической тактики. Оно включает в себя заботу о гигиене души и профилактику нежелательных отклонений от нормы. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и/или случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

Педагогическая практика

Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного и иного обучения, военной подготовки, общего, профессионального и профессионально-технического образования, переподготовки, повышения квалификации, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях.

Педагогика как учебный предмет

В качестве учебного предмета педагогика входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. Они раскрывают природу становления и созидательного, и разрушительного типов поведения. Педагогика как общеобразовательный предмет нужна будущим и нынешним родителям, а также членам разных по объему и характеру коллективов.

Публикуется по: Бим-Бад Б. М. Что такое педагогика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 17. М, 2002. С. 5-12.

©Б. М. Бим-Бад, 1998-2006

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?

«Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».Ш. Монтескье

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».

С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,

Поперек толстонушки. А в роток говорок,

А в ножки ходонушки. А в головку разумок.

Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.

История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смолятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание,

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

studfiles.net

Общая педагогика - это что такое? Задачи общей педагогики

Научная дисциплина о закономерностях в воспитании человека, которая разрабатывает основы учебного и воспитательного процесса в учебных заведениях любого типа, - общая педагогика. Это образование помогает получить знания основных наук об обществе, о природе, о человеке. Посредством педагогики как дисциплины формируется мировоззрение и развивается способность к познанию, становятся понятны закономерности в процессах окружающего мира, приобретаются умения как трудовые, так и учебные, которые необходимы каждому. Общая педагогика - это огромный стимул для приобретения разнообразных практических навыков. Она представляет собой теоретическую систему педагогических наук, в которой исследуются педагогические знания, функции и методы, теория и практика. Кроме того, определяется место, которое среди других наук занимает общая педагогика. Это настолько важно, что многие курсы начинаются с данной темы. Прежде всего, для определения роли, значимости и сотрудничества с другими науками нужно различать теоретическую и прикладную педагогику.

общая педагогика это

Разделы и уровни

Предмет общей педагогики разделяется на четыре больших раздела, каждый из которых в настоящее время стал самостоятельной отраслью знаний.

  1. Общие основы.
  2. Теория обучения (дидактика).
  3. Теория воспитания.
  4. Школоведение.

Каждый раздел может рассматриваться на двух уровнях - теоретическом и прикладном. Общая педагогика - это, прежде всего, научное знание, которое строится на систематизации и классификации необходимых фактов и на определении объективных связей, установленных между ними. Усваивать новые знания легче всего при условии использования уже приобретённой информации, которая получена не только на занятиях педагогикой, но и множеством других предметов. Общие основы педагогики вводят учащегося в суть науки, которая необходима для выявления связей и закономерностей, что является необходимым условием для систематизации фактов, требующих изучения. Значительно повышается уровень эрудиции, если человек овладевает системой понятий. А именно эти знания и навыки и передают общие основы педагогики.

Частью этой дисциплины является её теоретическая составляющая - дидактика, раскрывающая закономерность усвоения материала, то есть теория общей педагогики. Ею определены и объём, и структура каждого учебного курса, она разрабатывает и совершенствует организационные формы и методы всего учебного процесса. Теория воспитания - часть общей педагогики, изучающая процессы развития личности, становление убеждений, анализ и перспективы воспитания каждой отдельной личности и межличностных отношений. Теория воспитания содержит методы работы с людьми различных интеллектуальных способностей, волевых проявлений, черт характера, мотивов и интересов. Воспитание идёт по шести направлениям: физическое, трудовое, эстетическое, нравственное, правовое и умственное.

Возрастная педагогика

Общая и профессиональная педагогика значительно отличаются друг от друга, в самой большой степени это зависит от возрастного ценза. К профессиональной относится обучение в области профессионального образования: педагогика может быть производственной, профтехобразования, образования среднего специального и вузовского, с соответствующим названием каждой ветви. Далее и каждая ветвь имеет "листья", то есть педагогические знания подразделяются на отдельные составляющие, что зависит уже от отрасли применения. Отсюда вышли военная педагогика, инженерная, медицинская и так далее. По большому счёту, общая и профессиональная педагогика выполняют одни и те же задачи. Просто возрастная изучает учебную специфику внутри каждой определённой возрастной группы, охватывая все возрасты от рождения до полной взрослости. В компетенции возрастной педагогики технологии, средства, методы, закономерности в организации учебного и воспитательного процессов во всех учебных заведениях - любого типа.

  • Ясельная педагогика.
  • Общая дошкольная педагогика.
  • Педагогика общеобразовательной школы.
  • Педагогика высшей школы.
  • Андрогогика (для взрослых).
  • Педагогика третьего возраста (для пожилых людей).

О задачах школьной педагогики нужно сказать несколько подробнее, поскольку они решаются при помощи методик, годных для употребления при обучении людей любого возраста. Здесь изучаются различные образовательные модели - цивилизаций, государств, формаций, показывающие взаимовлияние воспитательных процессов и социальных. Рассматриваются проблемы управления образованием в организации учебного процесса, анализируется работа отдельных учреждений образования, рассматриваются методы и содержание управления школьным делом со стороны административных органов - снизу доверху, от директора учебного заведения до министерства образования. Задачи общей педагогики исходят чаще всего из требований начальства самого высокого уровня.

общие основы педагогики

Профессионалы

Производственная педагогика нацелена на обучение людей работающих, ориентирует их на повышение квалификации, внедрение новых технологий, профессиональную переподготовку. Эта специфика влияет на наполнение учебного материала и его содержание. То же самое можно сказать об обучении военных. Это общая специальная педагогика, с исследованием особенностей воспитания в военно-полевых условиях. Здесь иные закономерности и теоретические обоснования, методы и формы в воспитании и обучении военнослужащих любого ранга. Такой же специфический подход и требует и общая социальная педагогика. Она изучает процессы формирования личности в конкретике социальных условий, её внимание сосредоточено на отклонениях от нормы и причинах их появления, а также ею разрабатываются методики ресоциализации девиантов. Социальную педагогику подразделяют на три раздела: семейную, профилактическую и пенитенциарную (перевоспитание преступников). Отсюда можно вывести, что объект общей педагогики может быть самым разным и зависит от конкретной области применения знаний.

Дефектология - коррекционная педагогика, изучающая тенденции управления в процессе развития людей с физическими или психическими недостатками. Есть несколько отдельных направлений внутри этой области, которую представляет общая педагогика. История педагогики и образования называет первыми из возникших ответвлений сурдопедагогику, тифлопедагогику и олигофренопедагогику. Впоследствии дефектология занялась не только учащимися с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, но и с диагностированными нарушениями речи, задержками психического развития, с двигательными нарушениями и аутизмом. Кроме этих чисто практических ответвлений есть и теоретическое - педагогика сравнительная, где предмет общей педагогики изучает тенденции развития и закономерности практики и теории различных регионов и стран, национальную специфику, соотношение тенденций, ищет формы и способы взаимного обогащения образовательных систем с использованием зарубежного опыта.

общая и профессиональная педагогика

Законы и закономерности

Любая наука состоит из систем законов и их закономерностей. Что такое закон, если не связь и обусловленность устойчиво повторяющаяся и существенная. Знание закона помогает вскрывать не все подряд отношения и связи, а только те, которые целиком и полностью отражают само явление. Законы объективны, поскольку в них содержится только действительность. Одна из общественных подсистем - педагогическая, и её компоненты таким же образом связаны взаимоотношениями.

Поэтому существует педагогический закон как категория или понятие. Общая педагогика трактует его как категорию, обозначающую объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся явления при тех или иных педагогических условиях, а также взаимосвязь компонентов всей системы, которые отражают механизмы самореализации, саморазвития и функционирования педагогической системы в её целостности. Закономерность же - частное проявление закона, то есть некая часть понятия "педагогический закон", потому используется в изучении отдельных элементов системы и определённых сторон педагогического процесса.

задачи общей педагогики

Принципы

Принципы общей педагогики базируются как раз на основе законов и закономерностей, отражая явление таким, каково оно должно быть в идеале, и дают установку на то, как целесообразно действовать для решения соответствующих педагогических задач. Принципы выступают как нормативные требования и служат критерием в повышении эффективности практических решений. Также они могут быть основным положением и системообразующим фактором для развития теоретической педагогики.

Принципов в педагогической науке обозначено множество: природосообразность и культуросообразность, системность и последовательность, проблемность и оптимальность, доступность обучения и многие другие. Педагогическая категория, обозначающая главное нормативное положение, базируемое на педагогической закономерности и характеризуемое общей стратегией для решения педагогических проблем (задач) - это и есть педагогические принципы. Каждый из них реализуется по определённым правилам.

Правила

Нормативные требования, предписания и прикладные рекомендации для реализации принципов воспитания и обучения - это педагогические правила. Например, принцип посильности и доступности в обучении нужно реализовать с помощью таких правил: учёт подготовленности и реального уровня в развитии обучающихся, использование дидактических средств, в том числе наглядность, установление связи ранее изученного материала с новым, соблюдение меры сложности материала и так далее.

Принципы определяют стратегию педагогической деятельности, а правила - её тактику, то есть несут практическое, прикладное значение, поскольку созданы для решения частных задач и отражают отдельные причинно-следственные связи, а не общую педагогическую закономерность. Поэтому в практической педагогической деятельности нужно опираться на всю систему правил и принципов, во всей её целостности и взаимосвязанности отдельных элементов. Именно такого подхода требует всем сводом своих правил общая педагогика. Обучение должно быть эффективным - это главный её принцип, который зиждется на вершине стройной системы педагогических закономерностей и правил.

принципы общей педагогики

Терминология

Термин, обозначающий две различные науки, звучит как "педагогическая психология", где первое слово - наука базовая, но являющаяся главной ветвью психологии, призванная изучать закономерности в процессе воспитания и обучения. Общая психология и педагогика - слишком длинное и несколько разобщённое название для такой дисциплины. А педагогическая психология живёт и развивается как прикладная наука, чтобы совершенствовать педагогическую практику, используя достижения всех ветвей психологии.

Термин этот появился в современном виде не сразу. Пограничные дисциплины между психологией и педагогикой долго искали это словосочетание и назывались то педологией, то экспериментальной педагогикой, и лишь в первой трети двадцатого века все эти значения были упорядочены и дифференцированы. Экспериментальная педагогика, к слову, существует как область исследований педагогической реальности, а педагогическая психология стала областью знаний и психологической основой для практической и теоретической педагогики.

Предметы и объекты

Поскольку педагогическая психология изучает закономерности развития при обучении и воспитании человека, она связана теснейшим образом с другими дисциплинами: с дифференциальной и детской психологией, психофизиологией и, конечно же, с педагогикой - теоретической и практической. Прежде чем переходить к сути этой дисциплины, нужно вспомнить, что любая отрасль науки содержит понятия предмета и объекта. Последнее обозначает ту самую, конкретную область действительности, которую выбрала для изучения данная наука. Чаще всего объект зафиксирован в самом названии. Что является объектом общей педагогики? Общая педагогика, естественно.

А вот предмет науки - это отдельная сторона или несколько сторон изучаемого объекта, именно та или именно те стороны, которыми предмет в науке представлен. Что является предметом общей педагогики? Их много. Ну, например, дефектология. Или педагогика общеобразовательной школы. Предмет не показывает всех сторон объекта, но может включать в себя то, что вообще в объекте отсутствует. И потому развитие любой науки предполагает развитие её предмета. Любой объект может быть предметом изучения для множества наук. Например, человек. Его изучают практически все: социология, физиология, антропология, биология и далее по списку. Но в этом объекте у каждой науки свой предмет - то, что она изучает в данном объекте.

понятие общая педагогика

Наука педагогика

Отдельно от других ни одна наука не развивается, то же самое происходит и с педагогической отраслью человеческих знаний. История педагогики говорит о том, что первоначально педагогическая мысль развивалась в общефилософском ключе. Первые идеи относительно воспитания и образования были отражены в религиозных догматах, литературе и законодательных уложениях прошлого. Научные знания расширялись, приходило время дифференцирования наук, педагогика тоже оформилась в отдельную отрасль. Затем наступил момент внутринаучного размежевания, образования системы множества ответвлений в педагогической науке. Уже после этого, по свидетельствам науковедения, наступил период синтеза наук. Но определение осталось прежним: изучение закономерностей в передаче старшим поколением социального опыта младшим и активное его усвоение.

Своим объектом общая педагогика считает явления действительности, способствующие развитию и становлению индивида в целенаправленном процессе деятельности воспитателя и общества. Под явлением действительности здесь понимается, например, образование как воспитание и обучение в интересах самого индивида, а также общества и государства. Предметом изучения педагогика видит всё тот же целенаправленно и сознательно организованный педагогический процесс. Педагогика как наука исследует не только сущность, но и закономерности, тенденции, перспективы и принципы в развитии педагогического процесса, она занимается разработкой теории и технологий, совершенствованием содержания, созданием новых организационных форм, методов, приёмов педагогической деятельности. Такое определение предмета и объекта выводит определение, что педагогика - наука об обучении, воспитании, образовании людей. Целями её служат выявление закономерностей и поиск оптимальных методов становления, обучения, воспитания и образования человека.

Функции и задачи

Функций общая педагогика имеет две: теоретическую и технологическую, и каждая из них может быть реализована на трёх уровнях. Первая - описание или объяснение, диагностика и прогноз, вторая - проекция, преобразование, рефлекс. Задачи общей педагогики многочисленны, основных - четыре.

  • Выявить закономерности в процессах образования, воспитания, обучения, управления системами образования.
  • Изучить и обобщить практику и опыт педагогической деятельности.
  • Педагогическая футурология (прогноз).
  • Внедрить результаты исследования в практическую деятельность.

Педагогическая наука, как и любая другая, ставит перед собой определённые вопросы, касающиеся её деятельности. Их много, но главных - три. Целеполагание - зачем и для чего учить и воспитывать? Содержание обучения и воспитания - чему учить, в каком ключе воспитывать? Методы и технологии - как учить и как воспитывать? Эти и множество других вопросов педагогической наукой решаются ежедневно.

общая педагогика история педагогики и образования

Основные понятия (категории)

Воспитание - целенаправленное и длительное влияние с целью накопления воспитанником необходимого социального опыта для формирования у него системы ценностей, принятых в обществе.

Обучение - организованный специально и управляемый целенаправленно процесс совместной работы учителя и ученика, который направлен на усвоение знаний, навыков, умений и способов познания, а также на развитие способностей и интереса к познанию.

Образование - результат процесса овладения системой знаний, навыков, умений, чтобы формировать на этой основе мировоззрение нравственной личности и развивать творческие способности.

Формирование - под воздействием многих факторов - идеологических, эконоомических, социальных, психологических и так далее - становление человека в социуме. Здесь нужно заметить, что воспитание - далеко не единственный фактор, посредством которого формируется личность.

Развитие - реализация свойств человека, внутренне ему присущих, задатков и способностей.

Социализация - самореализация в течение жизни с постоянным усвоением и воспроизведением общественной культуры.

Педагогическая деятельность - профессиональная активность учителя, где используются всевозможные средства воздействия на подопечных и взаимодействие с ними для решения задач воспитания, обучения и образования.

Педагогическое взаимодействие - целенаправленные и преднамеренные контакты с воспитанником для изменения его поведения, деятельности или отношений.

В системе наук, связанных со становлением и развитием личности, педагогика считается важнейшей, потому что всё это практически невозможно без обучения и воспитания - этого целенаправленного процесса, когда учитель и ученик взаимодействуют ради передачи и усвоения социального опыта. Педагогика опирается на достижения буквально всех наук о человеке, поэтому стремительно развивается, разрабатывая методики и технологии для поиска наиболее оптимальных путей становления личности воспитанника, его образования и воспитания.

fb.ru

Что изучает педагогика

В определении объекта и предмета нашей науки существует много неясностей и разногласий. Можно даже сказать — в этом деле сколько людей, столько и мнений. Наиболее распространенное определение объекта педагогики такое: объект педагогики — это воспитание. Но сразу же возникают разнотолки. Во многих случаях об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики - воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже совсем не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко по этому поводу высказался так: «В настоящее время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII. М., 1958. С. 402).

Чтобы избежать бесплодного спора о словах, нужно обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже - к тому, как это обозначить. В какой деятельности возникают педагогические факты?

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения.

Теперь можно подумать и о том, как назвать эту деятельность. По традиции можно было бы обозначить ее термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла (См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 7-8). Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

Такая неопределенность приводит к недоразумениям. Всякий раз приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании. Например, получается, что воспитание во втором (широком педагогическом) значении включает в себя обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.

Другая трудность заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.

Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить какцеленаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.

Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой — оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Это слово означает одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Оно не только вводит объект педагогики в общий социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях. Так сделано, например, в Законе Российской Федерации об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Здесь оно трактуется так же, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Есть и еще один довод в пользу термина «образование». У педагогов, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как употребляется «образование» в законе об образовании), возникают трудности в общении с зарубежными коллегами, особенно если разговор ведется на английском языке. А именно этот язык, как известно, служит в наше время средством международной научной коммуникации. На английский слово «воспитание» невозможно перевести так, чтобы сохранились все нюансы, о которых говорилось выше. Смысл можно передать лишь приблизительно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education — «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, но он означает не столько «воспитывать», сколько «растить», «выращивать».

Таким образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят свои аргументы и сторонники взгляда, согласно которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а следовательно и объект нашей науки, должно быть «воспитание». Они ссылаются главным образом на традиции. Действительно, если по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, придется искать все это вне образования. Тогда замена термина будет выглядеть как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих эмоций интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки. Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств. Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Вероятно, возврату к традиции способствует и привычка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п. Во всяком случае выбор остается за каждым педагогом. Это - дело его эрудиции, жизненного опыта, склонности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственнаяспециальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно является ее собственным объектом изучения.

Еще раз повторим, что главное - все же не слово, а то, что за ним стоит. В действительности изучается особый вид деятельности, для которого характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Это, однако, не означает, что слова, то есть категории, понятия науки, - что-то не очень существенное. Напротив, от того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете, эффективность всей научной работы. Мы лишь хотим подчеркнуть важность умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.

studfiles.net

ПЕДАГОГ - это... Что такое ПЕДАГОГ?

  • ПЕДАГОГ — (греч.). У греков ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в воспитании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГ в древ. Греции тот из рабов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • педагог — См …   Словарь синонимов

  • ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, педагога, муж. (греч. paidagogos, букв. ведущий мальчика). Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой (употр. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Она опытный педагог. || Школьный учитель …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕДАГОГ — (от греч. paidagogos воспитатель) 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, а, муж. 1. Специалист по педагогике (в 1 знач.). Великие педагоги прошлого. 2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. | прил. педагогический, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Педагог — см. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПЕДАГОГ — (от греч. paidagōgos – воспитатель). 1. Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению, имеющее специальную подготовку в этой области. 2. Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • педагог. — педагог. педагогика образование и наука …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • педагог — I. ПЕДАГОГ I а, м. pédagogue m. < гр. paidagogos ведущий мальчика. 1. Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой (употребл. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Уш. 1939. Раньше был я педагог,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Педагог — (гр. – дитя, вести) – человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • professional_education.academic.ru

    ПЕДАГОГИКА - это... Что такое ПЕДАГОГИКА?

    ПЕДАГОГИКА - наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие. По своей сути П. - это практическая философия. До сих пор среди педагогов и теоретиков П. широко распространено убеждение, что создание учебников, задачников, методических пособий по тем или иным учебным предметам, проектирование новых программ обучения и воспитания и т.п. и есть собственно научная задача П., ее научный продукт. Тем самым П. определяется ими как инструмент, своеобразное «техническое приспособление» по передаче информации. Но когда вопрос ставится таким образом, возникает вполне оправданный и обоснованный условиями контртезис, что П. вообще не наука, а технология. Характер научных предметов, которые складываются и должны сложиться в П., в известных границах зависит от многообразия задач, решаемых в педагогической практике, одновременно подчиняясь своей автономной логике. П. не есть некое специфическое знание учителя или педагога. Ее предмет - изучение содержания и особенность протекания базовых образовательных процессов. Рефлексия и разработка новых педагогических представлений идет либо с ориентацией на преемственность, воспроизводство и задание всеобщности функций образования, воспитания и подготовки, либо с ориентацией на их развитие, уникальность и подчеркивание различий. Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами (Я.А. Коменский, Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант и др.). Гессен отмечает, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Такое понимание (вслед за Наторпом) позволяет ему назвать П. прикладной философией, т.е. наукой, основанной на знании основ бытия. Вместе с тем, школа является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике известного социолога Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства. Исследования показывают, что на протяжении последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учеником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. По сути речь идет о смене парадиг-мальных оснований образования: ведущим в деятельности педагога становится реализация деятельностного подхода. В современных условиях педагог - это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится; не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Поэтому настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому содружеству, сотрудничеству с детьми и взрослыми. В самом общем виде можно выделить идеальные типы организации педагогической деятельности и соответствующие им следующие виды П.: естественная П., П. культуры, П. идеала, элитарная П., эгалитарная П., информационно-кибернетическая П., дифференциальная П. В настоящее время в педагогической литературе актуальными называются деятельностная П., П. развития, приходящие на смену П. воспроизводства и трансляции культуры. Построение науки П. - одна из основных задач нашего времени, на решение которой уйдут, наверное, силы нескольких поколений, т.к. система обучения и воспитания как объект изучения намного сложнее, чем объекты таких наук, как физика, химия, биология: к анализу и описанию объектов такой сложности человечество только подходит. Намечая программу предстоящей работы, следует иметь в виду, что разные стороны и части системы воспитания и обучения уже анализировались и описывались, с одной стороны, в философии, а с другой - такими науками, как психология, логика, социология, культурная антропология и др. В них накоплены знания о разных сторонах этих процессов, весьма существенные для дальнейшей работы. Поэтому, строя педагогическую науку, необходимо учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и т.п. - знания о процессах образования. П. выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук - и социологии, и логики, и психологии, - поскольку они касаются процессов обучения и воспитания. Это - важнейшая принципиальная установка, определяющая подход к построению науки П.. Она кардинально отличается от использования данных социологии, логики и психологии в педагогической работе, ибо при таком подходе строится единый предмет П. и разрабатывается единая система специфически педагогических методов, которые затем условно могут быть разложены на «Пе-дагогико-социологичеекие», «Педагогико-логические», «Педагогико-психологические». П. - одна из профессиональных деятельностей в обществе и, как все другие деятельности, она имеет свои нормы, свои специфические средства для анализа и оценки реализации этих норм в тех или других условиях. Теоретические предпосылки П., лежащие в основе педагогических норм, базируются как минимум на двух группах наук: одна -психология и физиология, т.е. науки о человеке; вторая, группа - теоретические науки, отвечающие на вопросы о целях образования, которые зачастую представляющиеся нам слишком очевидными, близкими и обманывают нас своей видимой несомненостью. Наряду с психологией и физиологией, - как минимум, антропология, эпистемология, семиотика, логика, диалектика, теория деятельности, праксеология, герменевтика, социология, а также риторика и гомилетика должны быть включены в учебный план подготовки специалистов-педагогов, ибо П. как раз и составляет материал этих и некоторых других наук плюс еще конструируемые на их основе технические принципы и методы. Построение П. как сложной комплексной науки невозможно без объединения и кооперации усилий представителей разных наук, использующих различные научные языки, различные методы и по-разному представляющих себе общий для них объект. Здесь, следовательно, чтобы организовать совместную работу, нужен какой-то специальный метаязык и специальное, обобщающее все точки зрения видение объекта изучения. Обычно средства такого рода вырабатываются в методологии. Таким образом, П. и систему образования необходимо понимать как такие средства общества, с помощью которых оно определяет свое будущее и управляет, если может, самим собой. Сейчас деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения уже становится, а в ближайшие десятилетия станет основной отраслью общественного производства: она будет отвлекать на себя значительную часть сил любой нации, непосредственно в ней и в обслуживающих ее областях будут заняты десятки миллионов людей. Производство средств обучения и воспитания составит значительную часть от всего промышленного производства. Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее любого социума, его судьба.

    Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

    dic.academic.ru