Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев. Как воспитать чемпиона


Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

В этом году Летние Олимпийские игры пройдут в Лондоне, и до их начала осталось всего 16 дней.

Олимпийский огонь прибыл в столицу Летней Олимпиады 2012 еще 19 мая, делегацию возглавляли принцесса Анна и футболист Дэвид Бекхэм. Совсем скоро в Лондон отправятся наши спортсмены и члены их семей.

Победы наших Олимпийцев - дело не однодневное, это упорный, многолетний труд спортсменов и их тренеров. Однако накануне торжественного открытия Олимпиады в Лондоне мы говорим «Спасибо!» тем, без кого бы победы наших чемпионов не были бы полными, тем, кто является их самыми верными болельщиками - мамам наших Олимпийских чемпионов.

Быть Мамой - наисложнейшая, но, в то же время, самая почетная работа в мире, считает Passion.ru и представляет вашему вниманию интервью с мамами звездных спортсменов - Натальи Ищенко, Никиты Лобинцева и Юлии Чермошанской.

Ирина Ищенко, спортивный врач - мама Натальи Ищенко, Олимпийской чемпионки 2008 года, 16-кратной чемпионки мира и 7-кратной чемпионки Европы, абсолютной чемпионки Европы 2010 года и первой синхронистки в истории чемпионатов Европы, которой удалось выиграть все 4 вида. Наташа - член сборной России с 2002 года и заслуженный мастер спорта России.

Валентина Лобинцева - мама Олимпийского чемпиона Никиты Лобинцева, члена национальной сборной России с 2005 года, серебряного призера Олимпийских игр 2008 года в Пекине, в составе эстафетной команды в заплыве 4×200 метров вольным стилем, серебряного и бронзового призера чемпионата Европы 2009 года, работает швеей.

Галина Мальчугина - мама Юлии Чермошанской, Олимпийской чемпионки 2008 года в эстафете 4х100 м, чемпионки Европы и России среди юниоров и молодёжи. Мама Юли - тоже известная спортсменка: чемпионка мира 1991 г, чемпионка Европы 1994 г, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР, а с 2009 - еще и заслуженный тренер России.

Мамы Олимпийцев рассказали Passion.ru, как воспитать чемпиона.

Как ваш ребенок пришел в спорт?

Ирина Ищенко (И.И.): Когда Наташе исполнилось шесть лет, я решила, что ребенок должен заниматься спортом, так как спорт укрепляет здоровье, делает его более организованным и целеустремленным. А такой спорт как синхронное плавание формирует красивую фигуру, что очень важно для девочки.

Валентина Лобинцева (В.Л.): Никита с детства занимался спортом. Отец учил его основам - подтягиваться на турнике, приучал к физическим упражнениям, занимался с сыном растяжкой. В начальной школе я водила его на ушу, мы много путешествовали всей семьей, что тоже благотворно сказывалось на развитии ребенка. Как-то с классом Никита пошел на экскурсию в бассейн, ему понравилось, и он записался в секцию плавания.

Галина Мальчугина (Г.М.): Я и мой муж - профессиональные спортсмены, поэтому Юля с самого детства часто присутствовала на наших тренировках, сборах и даже на соревнованиях. Даже во время наших тренировок Юля была очень активной - она не просто сидела и ждала, когда родители закончат занятия, а бегала отрезки, прыгала в песок и даже успевала собрать для меня букет из полевых цветов. Уже тогда я поняла, что ребенку нравится заниматься спортом.

Каким было здоровье ваших детей, когда их привели в спорт?

И.И.: У Наташи был ярко выраженный сколиоз. Кстати, это стало одной из причин, по которой я решила отдать ребенка в секцию плавания.

www.passion.ru

Как воспитать чемпиона? - 7sisters.ru

Быть родителем – одна из самых сложных работ в мире. Для всех мам и пап их малыш всегда самый лучший. Именно родители приводят своих детей в спортивные секции, радуются их победам и поддерживают при неудачах. Как воспитать чемпиона?

В первую очередь, подумайте, не слишком ли смело вы планируете жизнь маленького человечка? Какие конкретно результаты вы хотите получить: физическое развитие, приобщение к спорту, общение со сверстниками или вы на самом деле хотите вырастить великого спортсмена? Присмотритесь, к чему именно ваш ребенок проявляет интерес, и только после анализа наблюдений и с положительными рекомендациями врачей можете смело отводить ваше чадо в выбранную спортивную секцию.

Перед вами стоит главная задача: грамотно выбрать спортивное учреждение и хорошего тренера. Важно объективно смотреть на качество тренировочного процесса и доверять тренеру. Будьте готовы к тому, что вам придется следить за питанием ребенка, тренировками, режимом. Тренер, как и вы, тоже будет следить за здоровьем и успеваемостью своих новых подопечных.

Реалистично оценивайте возможности вашего ребенка. Не следует прочить ему спортивную карьеру раньше времени, и незачем жить по сюжету «преступление и наказание», если ребенок показывает плохие результаты. Не торопитесь увидеть быстрые триумфальные достижения, золотые медали на шее ребенка и наполненный кубками шкаф. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало, достичь высоких результатов. Приучайте его к систематическим занятиям, поддерживайте во всех начинаниях, и все свои победы и радость от них он разделит именно с вами.

Прививайте ему желание и приучайте к активным движениям с малых лет. Не хочет? Положите перед ним игрушку или то, что привлечет его внимание, и вот он уже ползет за ней, и ему есть, к чему стремиться.

Будьте примером для ребенка, приобщайтесь к спорту вместе, так, как это делают звездные мамы. Эвелина Бледанс обожает ходить в бассейн и своего сына Семена тоже к этому приучила. Елене Перминовой тоже нравится тренироваться вместе со своими детьми.

Дмитрий Черышев, российский футболист и футбольный тренер, после завершения карьеры стал детским тренером. Первый игрок, в которого он вложил свои знания и любовь, стал его сын – Денис Черышев. К слову, именно Денису было поручено забивать голы на чемпионате мира 2018.

Наталья, мама российской фигуристки Екатерины Бобровой, поддерживала ее даже тогда, когда она хотела бросить все. В такие моменты она ей говорила:

«Терпи трудиться. Несерьезность спорт не терпит», а тренер серьезно заявлял: «Катя, ты уже не принадлежишь себе, ты принадлежишь стране!»

Отец Ильи Ковальчука, нападающего сборной России по хоккею, на каждой его тренировке вел видео-дневник и заметки для последующего разбора ошибок.

Как воспитать чемпиона? was last modified: Июнь 27th, 2018 by Aliya Nurgaleeva

большой спортсмен, дети, занятия, общение, приобщать, родители, спорт, спортивная секция, тренер, тренировки, тяжелая работа, физические нагрузки, чемпион

7sisters.ru

10 советов для родителей спортсменов

1. Ищите то, что подойдет лучше всего

При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.

2. Следите за образом жизни

Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.

3. Тщательно выбирайте клуб и тренера

Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.

4. Помните о радости

Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.

5. Ставьте реалистичные цели

Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.

Как вырастить чемпиона?Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:

CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»

Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью. Еще 5 важных советов

6. Создайте «зону развития»

Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.

7. Поддерживайте решения ребенка

Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.

8. Не зацикливайтесь на победе

Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.

9. Научите переживать волнение и страх

Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».

10. Помогайте справляться с неудачами

Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.

www.goodhouse.ru

Как вырастить чемпиона: советы мам олимпийцев

Текст: Алиса Райтбергер

Только мамы знают, чего стоили награды и медали их ребенку, который занимается спортом. Но и без определенного упорства родителей их малыши вряд ли добились бы успеха - ведь будить их, готовить завтрак, а затем везти в спорт-клуб нужно именно взрослым. Существует ли специальная формула, которая позволит вырастить чемпиона? Ответ на этот вопрос мы попытались найти, пообщавшись с мамами настоящих олимпийских чемпионов, которые приняли участие в программе P&G «Спасибо, мама!», а также побывали в Семейном доме P&G во время проведения Олимпиады.

  • Алена Леонова, российская фигуристка, выступающая в одиночном катании, в детстве

Наталья, мама фигуристки Екатерины Бобровой

О том, как Екатерина стала фигуристкой

В спорт Катю привела я, когда она была еще маленькой. Ее старшая сестра Светлана уже вовсю каталась по льду и подавала хороший пример. И даже вместо мягкой игрушки Катя брала в постель коньки! Мы посмотрели на это и решили, что нужно прекращать с коньками обниматься, а попробовать на них встать.

Многие родители должны понимать, что если ребенка поднимают в шесть утра, конечно он будет плакать и капризничать. Но переставать занятия из-за этого не стоит. Катя тоже плакала, и я ее отвлекала шутками — прибаутками, подбадривала, так что потом она вставала и мы с удовольствием шли заниматься. Я ее никогда не заставляла делать что-то — тренировалась она всегда с большим удовольствием.

О самой трудной части в спортивной карьере

Когда спортсмены добиваются весомых результатов, например, выиграли чемпионат мира среди юниоров, а потом начинают выступать на взрослых Гран-При - здесь поджидают самые серьезные трудности. Ведь на таких соревнованиях они не завоевывают первые места сразу же. А чтобы этого добиться, нужно выждать определенный период, научиться чему-то новому. И это самое сложное. Они понимают, что перед ними катаются звезды, и мировые, и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира, Европы, России.

Конечно, морально тяжело детям понять, что победа придет, но не сразу. Они ведь хотят ее прямо сейчас, хотят стать такими же звездами.

Помню, как Катюшка первое время говорила, что хочет бросить спортом заниматься. И тогда мы со Светланой Львовной Алексеевой, ее первым тренером в танцах на льду, сказали, что у них с Димой (Дмитрий Соловьев — партнер Екатерины Бобровой в танцах на льду, — прим. Woman.ru) нет морального права бросить спорт, если они начали добиваться таких результатов. В них было вложено очень много и родителями, и тренерами, и федерацией. Поэтому развернуться и повесить коньки на гвоздь они не могут. Ну и дети - молодцы, справились с давлением и целенаправленно пошли дальше.

Я всегда им говорила: «Терпите трудиться».

О специальной диете

Каждый человек выбирает сам себе вес, в котором ему комфортно, спортсмен же этого сделать не может. Особенно фигуристы. Когда в 15-16 лет Катя поправилась на 2-3 кг, она все равно была красавицей, стройной и подтянутой, но для катания эта пара килограммов была лишней. Тогда нам пришлось начать борьбу с этим весом. Конечно, Катя не голодала, но ужинала строго грейпфрутом и манго, и этого ей было достаточно. Потом вес нормализовался, и сейчас дочь может позволить себе все, что хочет. Хотя, конечно, пол-торта есть не станет.

Совет маме, которая хочет воспитать олимпийского чемпиона

Я бы сказала, не отдавайте! Ведь если мама ведет своего ребенка на каток и думает, что после этого он станет олимпийским чемпионом, — это не правильно. Мама должна преследовать другие цели. Какие? Дать ребенку здоровье, собранность, организованность. И потом, у девочек в спорте лучше формируется фигура с детства, и даже если кому-то что-то не дано, спорт накладывает свой отпечаток. Поэтому отдавайте детей в спорт, а там - смотрите по ситуации. Если ребенок справляется, и из десяти других делает что-то лучше, красивее, нужно продолжать тренироваться.

Надежда, мама Оксаны Домниной

О том, как Оксана стала фигуристкой

Мы в семье фигурное катание всегда смотрели, все чемпионаты мира и Олимпийские игры. И однажды, идя по улице, я увидела плакат «Приглашаются дети в школу фигурного катания». Оксану я отвела на каток с мыслью научиться кататься на коньках, потому что это красиво, я не думала, что она станет чемпионкой. Были ли сложности? Нет. Ей все нравилось с самого начала и мне никогда не приходилось ее выталкивать из дома на занятия.

О самой трудной части в спортивной карьере

Первый год Оксана каталась на открытом льду и училась во вторую смену, поэтому приходилось тренироваться сначала утром, потом вечером, и домой мы приезжали к 9 часам. Жизнь была в спортивном ритме, без подружек и друзей, спорт все ей заменял.

Совет маме, которая хочет воспитать олимпийского чемпиона

Ребенку самому должно нравиться то, чем он занимается. Ведь часто бывает так, что родители отдают своих малышей в те секции, которые нравятся им самим. Поверьте, когда у ребенка появится желание делать что-либо, у него станет что-то получаться, он сам будет ходить на занятия с удовольствием. Также если вы достигли каких-то результатов, не нужно бросать. Сила воли, конечно, должна быть, и у родителей, и у детей. Наравне с желанием заниматься спортом и стремлением к победе.

Татьяна, мама фигуристки Алены Леоновой

О том, как Алена стала фигуристкой

Алена всегда была энергичным ребенком, и я сразу, поняла, что ей нужно заниматься спортом. Конечно, когда дочке было три года, она не принимала участие в том, каким видом спорта стоит заниматься, а секция фигурного катания была самой доступной на тот момент.

О самой трудной части в спортивной карьере

Алена свободно поехала на коньках сразу же, не боялась даже падать. Первые сложности появлялись, когда у нее стали тяжело даваться какие-то элементы, и все отрицательные эмоции были связаны только с этим. Также трудности появились в 10-11 лет, когда были более серьезные соревнования и более серьезные соперники. Остаться в спорте после неудач - самое трудное. И чтобы побороть в себе желание бросить занятия, нужно много работать. Мы делали это вместе.

О поддержке

Наша семья всегда старается поддержать Алену, потому что соревнования — очень ответственно и волнительно, и она каждый раз ждет этой поддержки. Даже если дочка уезжает заграницу, я ей всегда звоню или пишу сообщение, это уже традиция. А наша поддержка в свою очередь очень влияет на результат, который покажет Алена во время выступления.

Главная задача мамы — придать уверенности своему ребенку, что он все сможет, что у него все получится.

Совет маме, которая хочет воспитать олимпийского чемпиона

Быть мамой спортсмена очень сложно, требуется много сил, времени и терпения. Лично я никогда не сдерживаю тренировочный процесс, я доверяю тренеру и не мешаю ему. Моя миссия состоит в другом — в плане поддержки, организации питания, за которым нужно следить всегда, я просто поддерживаю девочку морально.

www.woman.ru

Польза спорта

Последние годы в психологии спорта особое внимание уделяется пониманию и определению роли родителей в занятии ребенка спортом и выработки у него физкультурных навыков. Повышенный интерес к этой теме объясняется, в том числе, благодаря появившимся в популярных изданиях сообщениям о преимущественно негативном эффекте такого влияния. Бестселлер Джона Райана  «Little Girls in Pretty Boxes» (1995) повествует душераздирающие истории молодых девушек, чьи мечты стать медалистками олимпиады по гимнастке и фигурному катанию были разрушены нездоровой и жестокой спортивно-тренировочной средой, подпитываемой чрезмерно вовлеченными и назойливыми родителями.  Отчеты об усердствующих сверх меры родителях, толкающих своих детей на игровое поле или в спортзал, встречаются слишком часто на всех уровнях спортивного мастерства.

По данным национального опроса с участием тренеров США по теннису, 3 родителя из 10 совершают поступки, которые мешают спортивному развитию ребенка (Gould, Lauer, Rolo, Jannes, & Pennisi, 2006).

Парадоксально, ведь родители могут и должны помочь своему ребенку в занятии спортом. Однако для этого им необходимо овладеть специальными методами общения, которые способствуют развитию позитивного восприятия ребенком спортивных занятий и защищают его от возможного конфликта и негатива.

Что может помочь ребенку и что точно ему помешает?

Одна из задач спортивной психологии – исследовать роль родителей в детском спорте. Крэйн, Гринлиф и Сноу (1997) провели социологическое исследование юного гимнаста, выступавшего на уровне высших спортивных достижений, и установили, что этот спортсмен находился в экстра-конкурентной эго-ориентированной среде (созданной тренерами и родителями, которые придавали особое значение победе, безупречному исполнению и необходимости выступления, несмотря на боль), что привело к излишней зависимости от социального сравнения, необходимости продемонстрировать свое превосходство и формированию ментальных возражений, препятствующих активной тренировочной позиции, а также зависимости от авторитетной обратной связи извне в его повседневном и спортивном поведении. У спортсмена было отмечено и отклоняющееся поведение: тренировки при наличии тяжелой травмы, беспорядочное питание, перетренированность и нежелание слушать рекомендации врачей. Фредрик и Эклс (Fredricks and Eccles, 2004) обнаружили, что именно родители играют главную роль в качестве социализаторов, образца для подражания, поставщиков и интерпретаторов спортивного опыта своих детей. Брустад (Brustad, 1993) изучал детей-баскетболистов и их родителей и обнаружил, что удовольствие, которое получают родители от занятий сортом, способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность. В исследовании подростков, занимающихся футболом на уровне совершенствования спортивного мастерства Ван Вайперен (Van Yrpen) (1995) обнаружил, что поддержка родителей снижает силу «ударов» от негативных последствий неудачных выступлений. Дуда и Хом (Duda and Hom, 1993) показали, что целевые ориентиры детей были в значительной степени связаны с целями родителей. Наконец, Вуэр, Ли и Альферман (2004) установили, что давление, воспринимаемое юными спортсменами, связано с направляющим и подавляющим родительским поведением. Все эти исследования показали, каким образом климат, создаваемый родителями, влияет (положительно или отрицательно) на спортивный опыт ребенка.

Стреан (Strean, 1995) определил случаи, когда родители мешали или способствовали вовлечению детей в спортивную подготовку. Негативное вмешательство заключалось в наставлениях ребенка, противоречащих указаниям тренера: поощрение к вступлению в борьбу или агрессивным высказываниям в сторону соперника. К оказывающим содействие эффектам относили позитивное влияние родителей на мотивацию и наказание за неправильное поведение на тренировке.

Коакли (Coakley, 2006) предположил, что такое противоречивое влияние родителей связано с тем, что сегодняшние родители несут большую ответственность за действия своих детей. Сегодня успех детей является показателем достижений их родителей. Поскольку спорт включает в себя объективные показатели успеха (медали, места), родители вкладывают огромное количество времени и денег в своих детей-спортсменов. Это приводит к тому, что родители становятся чрезмерно вовлеченными и совершают действия, которые мешают здоровому развитию ребенка. Кокли утверждает:

«Поскольку успехи детей отражают ценность родителей, родители становятся чрезмерно вовлеченными в спортивный опыт своих детей».

Одиннадцать выводов психологов о воспитании ребенка-спортсмена

Количество исследований по спортивному воспитанию в последние годы становится все больше и больше.  Обзор литературы обнаружил более 100 исследований по этой теме (Gould, Cowburn, & Pierce, 2013). На основании этого обзора можно сделать следующие выводы:

  1. Спортивное воспитание оказывает большое влияние на установки, настроения, мотивацию, аффективные реакции и поведение молодых спортсменов на всех этапах развития.
  2. Факторы, влияющие на спортивное воспитание, включают в себя индивидуальные установки родителей, стили воспитания, ожидания, поведение и климат, которые они помогают создавать.
  3. Спортивное воспитание — это сложный процесс, который изменяется по мере физического, психологического и социального становления ребенка и зависит от программы подготовки и уровня его спортивного мастерства.
  4. Правильного метода воспитания нет. Эффективное спортивное воспитание зависит от ребенка, его уровня развития, родителя и контекста (содержания тех событий, в которых принимает участие ребенок). Поскольку эти переменные постоянно меняются, эффективные методы воспитания, скорее всего, также будут меняться. Поэтому необходимо контролировать условия спортивного развития юного спортсмена и регулярно обращаться за квалифицированной помощью спортивного психолога.
  5. Большинство молодых спортсменов считают, что родители оказывают положительное влияние на их спортивный опыт. Однако властная позиция родителей портит отношения с ребенком и становится причиной проблем, связанных с долгосрочным спортивным и личным развитием.
  6. Чем более согласованы представления родителя и ребенка, их установки и убеждения, тем больше вероятность того, что у ребенка будет положительный опыт в спорте.
  7. Родители имеют стереотипы о детях и спорте. Например, футбол мальчикам подходит, а девочкам нет. Эти стереотипы влияют на восприятие, отношение и поведение родителей, а затем на поведение ребенка.
  8. Родители оказывают сильное влияние на создание и изменение мотивационного климата ребенка. Условия, ориентирующие на освоение мастерства и достижение целей, чаще всего создают самый полезный опыт, тогда как эго-ориентированный климат (заслужить положительную оценку, похвалу, признание в глазах окружающих) чаще всего связан с не продуктивным поведением и негативными эмоциями.
  9. Чрезмерное давление со стороны родителей является главной проблемой в детском спорте. Небольшой «нажим» на ребенка поможет поднажать и показать все, на что он способен. В то же время слишком сильное давление оказывает негативное воздействие на молодых спортсменов.
  10. Относящиеся к спортивному воспитанию поведение, установки и ожидания, которые помогают ребенку получать удовольствие от занятий спортом и повышать уровень обученности и эффективности, включают оказание финансовой, материально-технической и социально-эмоциональной поддержки, проявление безусловной любви, готовность идти на жертвы ради спортсмена и акцент на напряженной работе и поддержании позитивного отношения к спорту.
  11. Успех в соревновательной борьбе может быть достигнут как с помощью подходящих по возрасту и уровню развития ребенка методов, так и наоборот. Во втором случае часто возникают такие негативные последствия, как ухудшение отношений между родителями и детьми, неустойчивая мотивация и выгорание.

Учитывая, что родители могут играть как крайне позитивную роль, так и крайне негативную, наша задача состоит в том, чтобы определить методы позитивного влияния и использовать их.

Многие негативные последствия поведения родителей могут быть исключены путем их обучения методам развития спортсмена и выстроенной коммуникации с тренерами и организаторами спортивных соревнований (лиг).

Например, в American Sport Education Program (1994) разработана программа воспитания, которая включает в себя обязанности родителей и практические рекомендации по воспитанию спортсменов. В начале сезона проводятся ознакомительные родительские собрания, на которых обсуждается квалификация тренера, философия программы подготовки, роль тренера, родителей и спортсмена, правила спортивного поведения и правила коллектива. Наличие помощника тренера или родителя в качестве связующего звена также является отличным способом поддержания качественной коммуникации (Strean, 1995).

Что такое профессионализация детского спорта?

Среди спортивных психологов возникает беспокойство по поводу профессионализации спорта, то есть смещение акцента от физического, социального и психологического развития ребенка к более эго-ориентированным задачам (победа, место в рейтинге, известность и получение материального вознаграждения). Профессиональный подход к детскому спорту также характеризуется ранней специализацией, интенсивными тренировками на протяжении всего года и занятиями с индивидуальным тренером. В своей провокационной книге «Вызов принят: общенациональная гонка по превращению детей в чемпионов» («Game On: The All-American Race to Make Champions of Our Children») журналист Том Фарри (2008) рассказывает о профессионализации, обсуждая чемпионат мира по гольфу для детей в возрасте от 6 лет и ниже и примеры родителей, которые идут в банки спермы, чтобы купить семя спортсмена высочайшего уровня в надежде на создание более спортивного потомства.

Похожие статьи:

МЫСЛИ О СМЕРТИ МОТИВИРУЮТ СПОРТСМЕНОВ

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ОЛИМПИЙЦЕВ

НЕ СДАВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ: СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Статья создана по материалам:

  • Foundations of Sport and Exercise Psychology Weinberg, Robert S.. Foundations of Sport and Exercise Psychology, 6E . Human Kinetics.

Ключевые слова: спортивное воспитание, психология детского спорта.

Автор перевода: спортивный психолог, Колесников Евгений Иванович

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

xn--90aennpco.xn--p1ai

Как воспитать ребенка чемпионом | Здоровье | Здоровая жизнь

Спросите любого родителя, чего он хочет для своего ребенка. «Счастливой и благополучной жизни», — ответит он. Спорт считается одной из тех дорожек, что позволяет к ней прийти. Насколько это верно?

Голосую: «За!»

Плюсы занятий спортом несомненны. Первый из них — прекрасное физическое развитие любимого чада и сознание того, что оно отдано под присмотр специалиста. А значит, родительский долг выполнен на пять с плюсом. Спортзал учит планировать день от и до, а это очень полезно: сутки нерезиновые, кроме тренировок есть еще и школьные задания. Он расширяет круг знакомств, повышает самооценку: с легкостью сделанное сальто на уроке физкультуры или пара лихо забитых голов под визг девчонок-болельщиц делают героем любого «вечного троечника». Спорт — это умение вкалывать по-настоящему и решение проблем с отдыхом на каникулах: юные спорт­смены проводят их в специальных лагерях, на сборах. Прибавьте к этому здоровый образ жизни и приятный факт того, что обладателям кубков и медалей проще поступить в вуз. Ну и, наконец, самое сладкое, притягательное и заманчивое — возможное чемпионство и связанные с этим почести, выгоды и перспективы.
Наталья БоброваНаталья Боброва, мама фигуристки Екатерины Бобровой, чемпионки Олимпийских игр в Сочи:
— Самое важное для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не преуспеть. Ведь нужно строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения. Дочь несколько раз в сердцах говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательные слова: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителей же хочу предупредить: «Да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами и мечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!» Самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает. Фото: iStock.com/Gettyimages.ru

Голосую: «Против!»

В желании «вырастить из ребенка всесторонне развитую личность» родительское тщеславие не знает границ — есть опасность действительно перегрузить маленького человека, на школу может не остаться ни времени, ни сил. Не стоит забывать о достаточно жестких психологических нагрузках и травмах: в хоккей играют настоящими клюшками, акробатические элементы выполняются на кольцах и бревне, — руки и ноги ломаются не понарошку. Кроме того, последствия тяжелых нагрузок имеют обыкновение напоминать о себе в зрелом возрасте. Еще один основательный минус — некоторые виды спорта дороги. Комплект игрока хоккейной команды, хорошие теннисные ракетки, костюмы для художественной гимнастики — все это стоит денег, и немалых. Прибавьте к этому недешевые услуги тренера с опытом и именем — без него при выходе на следующий качественный уровень не обойтись! И в заключение бесспорный, в общем-то, факт: отдавая ребенка в профессиональный спорт, вы лишаете его детства.
Галина КозловскаяГалина Козловская, д. м. н., детский психиатр:
— Спорт — это настоящее хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи, рекорды. Так было и в советские времена, так остается и сейчас. В Советском Союзе особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах. Существовала развитая спортивная медицина, которая отслеживала показания к занятиям спортом у детей и строго следила за тем, как это сказывается на их здоровье. Сейчас все изменилось. Спорт является серьезной индустрией подготовки юношей и девушек, которые могут быть выставлены как товар для участия в спортивных состязаниях. По сути это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой труднейший марафон для детского организма. Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки­ мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов.

В поисках золотой середины

Тем, кто хочет найти «средний путь», специалисты советуют следующее. Прежде всего, не навязывайте ребенку своего мнения. Выбирая вид спорта, учитывайте не только природные данные, но и желание сына или дочки — насильно никакой вид спорта мил не будет. Не пытайтесь втянуть ребенка в занятия с головой. Убедитесь, что он успевает не только тренироваться — время должно оставаться и для отдыха, и для уроков. Вырастить в семье профессионального спортсмена — лишь ваша мечта. Жертвовать ради нее образованием, физическим и психологическим здоровьем ребенка — идея не из лучших.

Выбирая спортивную школу и тренера, не ищите «фабрику спортивных звезд». Она дает только одну гарантию — уже в 10-12 лет ваш ребенок станет вести жизнь профессионального спортсмена, тренируясь дважды в день. О роли наставника стоит сказать отдельно. Он должен объективно оценить способности ребенка, помочь ему раскрыться и не быть диктатором. Лучшее доказательство, что так оно и есть, — видеть, что сын или дочка возвращаются с тренировок в хорошем настроении, охотно рассказывают и показывают, чему научились. Если выходящий из спортзала ребенок хмур, недоволен, замкнут и категорически не желает обсуждать это — ищите другого тренера.

Развлечение до седьмого пота

Не забывайте о том, что до 12-13 лет спорт для ребенка — больше игра, приносящая радость, в которой можно делать ошибки, — это нестрашно. Хвалите своего маленького «чемпиона» даже за самое крохотное достижение. Право на требование вы получите позже — когда к подросшему уже человечку придет понимание важности и серьезности его занятий. Ваша цель — постепенно подвести к этому, но никак не пинать. Жесткая критика, давление, насмешка — дома этому места быть не должно. Да, на тренировках действует непреложное правило: «Делу время, потехе час», но они должны приносить удовольствие. Поэтому на занятиях для дошкольников серьезный акцент ставится на игре. А главная цель первых соревнований — возможность почувствовать прелесть спортивного азарта. До 12-13 лет спорт для ребенка — больше игра, в которой можно делать ошибки. Хвалите своего маленького «чемпиона» даже за самое крохотное достижение. Фото: iStock.com/Gettyimages.ru

Думайте о будущем

Любая спортивная карьера, даже самая блестящая, однажды заканчивается. После чего встает вопрос: что делать дальше? Думать об этом стоит уже сейчас. Детство невечно, подрастающему ребенку нужно объяснить, что спорт не единственная дорога в жизни, что хороший школьный аттестат, диплом толкового вуза и хорошая крепкая профессия могут стать спасательным кругом и той самой соломкой, которую никогда не грех подстелить.
Владислав ТретьякВладислав Третьяк, олимпийский чемпион, глава Федерации хоккея России:
— Представьте: человек долгие годы, ­отказывая себе во многом, шел к вершине славы. На этом пути он был всем интересен, всем нужен, им дорожили тренеры, руководство. Но вот на сцену выходят новые молодые таланты, а бывшей звезде остается только копеечная пенсия, как правило, условно высшее образование и отсутствие «гражданской» профессии. Жизнь надо начинать заново. Оставшись один на один с реальностью, очень просто начать совершать ошибки. Поэтому так много чемпионских трагедий. Проще всего опустить руки и заливать горькой воспоминания о днях былой славы. Но можно найти альтернативу.
Евгений СахаровЕвгений Сахаров, к. м. н., врач-психиатр высшей категории:
— Если брать общие тенденции, то сейчас наши спортсмены стали настоящими профессионалами — хорошо зарабатывают себе на жизнь, в том числе и на будущую. Спортсмены перенимают опыт зарубежных коллег. Еще, занимаясь большим спортом, они заботятся о том, чтобы начать вкладывать средства в какой-то другой бизнес. Или пристраиваются около спорта, становятся агентами по продаже игроков. Характерный пример — наши хоккеисты, играющие в НХЛ. Практически каждый из них имеет свой бизнес в разгар или на закате карьеры.

www.tele.ru

Вырастить чемпиона | Журнал Домашний очаг

Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?

• Спорт придает уверенность в себе. «Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».

• Способствует социализации ребенка. Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».

• Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил. Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».

КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА

ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.

Характер и вид спорта

ВИД СПОРТАНЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребляСпособность мобилизовать волю, упорство, стойкость
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспортАртистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннисТактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ Бокс, дзюдо, борьбаТактическое чутье, способность к­ принятию решений, психическая выносливость
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное полоУмение предвосхитить действия противника, коммуникабельность, способность к сотрудничеству

ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ

Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».

• Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки. В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.

• Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой. Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?

1. Взвесьте все за и против. «Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».

2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»

3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной. «Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта. ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА

МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ

ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой? Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.

ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально? ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки? ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино… ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.

ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится? ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.

ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала? ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона? ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.

Идеальная мама для будущего чемпиона

КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ

Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ

Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться. ИРИНА ИЩЕНКО МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой? Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.

ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом? ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки? ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино… ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.

ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится? ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.

ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает? ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона? ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

www.goodhouse.ru