Что такое опера в музыке: возникновение жанра. Историческая справка об опере


История оперы | Опера и вокал

Человеку любой профессии неплохо знать истоки, корни дела, которому он посвятил свою жизнь. Как зарождалась опера?

Все началось в XVII веке. Именно тогда зародились многие жанры и виды музыкального искусства, в том числе опера, которая оказала в последующие столетия решающее влияние на основные жанры инструментальной музыки и симфонизма. Что такое опера по сути? Это синтетическое искусство, опера объединяет музыку, театр, литературу, танец, живопись. Подумайте сколько всего нужно для оперы: литературный (или какой-то другой) первоисточник, музыка, либретто, декорации, костюмы, освещение, балет, актерское мастерство… И все это в неразрывной связи между собой.

Вы наверняка знаете, что опера родилась в Италии в 1600 году. Началось все с того, что члены кружка Camerata флорентийского мецената Джованни Барди увлеклись возрождением античной музыки. В это общество входили так же Якопо Корси, Винченцо Галилеи (нет, это не однофамилец, а отец Галилео Галилеи), Якопо Пери, Джулио Каччини, Оттавио Ринуччини (поэт). В результате их деятельности образовался монодический одноголосный вокальный стиль и были написаны оперы «Дафна» и две «Эвридики» (первая Ринуччини-Пери, вторая — Каччини) на сюжет «Орфея и Эвридики», который, кстати, будет воплощаться в оперы на протяжении столетий. Тогда же зародился и вечный спор, что важнее — слова или музыка. Слышали когда-нибудь выражение «Prima la musica e poi le parole»? Так вот, во флорентийской опере главными были слова, поэт был важнее композитора.

Как вы понимаете, Италия большая, а Рим слишком важен для всей человеческой истории, чтобы не существовало римской оперы… Здесь тоже был кружок, возглавляла который семья Барберини. Они были родственниками Папы Римского, и здесь опера получила клерикальный характер, то есть в ней пропагандировались христианские идеи, прославлялась церковь. Однако, результаты оказались даже лучше, чем у флорентийцев. Здесь были арии, хоры, ансамбли, пели кастраты (женщинам запрещалось петь в опере), появились оркестровые антракты между действиями. Примерами римских опер служат «Святой Алексей» («Il Sant’Alessio») Стефано Ланди и «Галатея» Лоретто Виттори.

Первым крупнейшим оперным композитором можно считать Клаудио Монтеверди (забавно, что в XIX веке появится другой гениальный оперный композитор — просто Верди). Жил он в 1567-1643 годах в Мантуе, а затем в Венеции. Монтеверди стал первым создателем подлинной музыкальной драмы. Он написал еще одного «Орфея» в 1607 году, другой его известной оперой является «Коронация Поппеи» (1642). Монтеверди средствами музыки показывал разнообразные характеры, драматические ситуации.

Конечно, без Венеции в истории становления оперы не обошлось. Венецианская школа стала лидером к середине XVII века. Именно здесь в 1637 году открылся ПЕРВЫЙ публичный оперный театр Сан-Касьяно, то есть опера стала общедоступна. Здесь же появилось то, за что оперу часто ругали: симпатичные мелодии, все внимание на сольное пение, превращение оперы в концерт в костюмах, комические вставки (которые потом переросли в оперу-буффа). Примером оперы венецианской школы служит «Золотое яблоко» Марко Чести.

И куда же вся итальянская культура без Неаполя! Именно этому городу перешла ведущая роль со второй половины XVII века. Здесь образуются Консерватории, первоначально служившие приютами для детей-сирот. И тут же мы знакомимся со вторым из выдающихся оперных композиторов — Алессандро Скарлатти (1600-1725). Он сочинил, только представьте — свыше 100 опер! Теперь арии стали передавать душевные переживания героя, а речитативы двигали действие вперед. Арии сочинялись в форме да капо — первая часть, средняя и повторение первой с украшениями на вкус певца. Речитативы делиилсь на сэкко — в сопровождении клависина и аккомпаньято — с богатой мелодической линией и сопровождением оркестра. Сформировалась увертюра.

Что же было в других странах? Неужели только итальянцы додумались до оперы? Конечно нет. Во Франции в конце 1650 годов прошли премьеры французских опер «Неблагодарная немая» и «Пастораль» Камбера на слова Перрена, хотя это были по сути итальянские оперы на французский текст. Они даже первыми получили патент на открытие Королевской академии музыки, но не смогли справиться с обязанностями. Тут на сцену вступает Жан Батист Люлли. Именно он считается родоначальником французской оперы. Интересно, что на самом деле он тоже итальянец — флорентиец. Но тем не менее он так упорно взялся за дело, что создал лучший оркестр в Европе, сочинил 19 опер. Французская опера — это пять актов с прологом и с условностями в сценическом поведении, патетикой, обязательным балетом.

Как насчет немцев? Первая немецкая опера — «Дафна» Генриха Шютца. В 1678 году в Гамбурге был открыт оперный театр. Создатель немецкой оперы — Рейнхард Кайзер. Однако по большому счету немецкая опера началась с Карла Марии фон Вебера, но это было намного позднее.

Что до Англии, то здесь первое имя всему — Генри Перселл. Единственная его опера — «Дидона и Эней», зато какая!

Вот так зарождалась опера в Европе. Что было в России? У нас сначала царило засилье иностранных трупп, итальянской оперы. Потом композитор Франческо Арайа, служивший при русском дворе, написал оперу на слова Сумарокова, а затем уже появились первые русские оперы Фомина, Соколовского, Березовского и других. Но настоящая русская национальная опера начинается с М. И. Глинки.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

LiveJournal

vocal-noty.ru

возникновение жанра, структура и виды оперы

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.

История оперы

В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Это интересно: элитарная культура – примеры, отличия от массовой культуры.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Драматический театр

Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.

Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.

Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.

Распространение за рубежом

Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.

«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.

Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Сериа и буффа

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:

  • исторические или мифологические сюжеты;
  • преобладание речитативов над ариями;
  • разделение роли музыки и текста;
  • минимальная индивидуализация персонажей;
  • статичность действий.

Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.

Глюковская реформа

Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.

Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

obrazovanie.guru

История развития музыкального жанра оперы

История развития музыкального жанра: Опера ( кратко ).

Опера – это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств :

- драматургию,

- музыку ( песня и аккомпанемент ),

- изобразительное искусство ( декорации, костюмы ),

- хореографию ( балет ).

Опера появилась в Италии, в мистериях, в которых музыка стояла на низкой ступени ( в духовных представлениях ).

Духовная комедия : «Обращение св. Павла» ( 1480 г. ), Беверини, уже серьёзный труд, музыка, в котором сопровождала действо с начала и до конца. В конце ХVI века ввод одноголосного пения в такие сочинения колоссально быстро развили оперу. Авторы этих сочинений назвали свои музыкально-драматические произведения : drama in musica или drama per musica, позднее название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Далее оперные композиторы ( например : Рихард Вагнер ) вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр был открыт в 1637 году в Венеции, служил для публичных выступлений. До этого момента опера служила только для придворных развлечений.

Первой большой оперой можно считать оперы Якопо Пери «Эвридика», исполнение которой состоялось в 1597 году.

Опера распространилась по всей Италии и в остальных странах Европы.

Прошли столетия ... 5 октября 1762 года состоялась премьера первой реформенной оперы композитора Глюка «Орфей и Эвредика», в которой осуществились новые идеи композитора. Это произведение положило начало реформе оперы. Речитатив был написан таким образом, что на первом месте стоял смысл слова, а оркестровая партия ему подчинялась. Поющие фигуры стали играть. Пение соединилось с действием. При этом, упростилась его техника. Увертюра способствовала введению в настроение и атмосферу дальнейшего действия. Основная часть драмы превратилась в хор. Драматургическая структура оперы основывается на законченных музыкальных номерах. Они, как арии, завораживают мелодичной красотой.

В дальнейшем её представлении, опера, складывается из общепринятых правил, начало которым положил Глюк. Благодаря времени, опера реформировала, и мы лицезрим её уже в другом виде.

В состав оперного коллектива входят : солист, хор, оркестр, орган.

Оперные голоса : ( женские : сопрано, меццо-сопрано, контральто;

мужские : контратенор, тенор, баритон, бас )

Оперное произведение делится на акты, действия, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы – эпилог.

Части оперного произведения : речитативы, ариозо, песни, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т.д.

Симфонические формы : увертюра, интродукция, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка и т.д.

.

infourok.ru

История развития оперы - Музыка

        В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII - начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски - seria - серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А.Скарлатти и Г.Гендель.

        В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».

        Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски - buffa - комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие

 

авторыопер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития оперы-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.

        В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» илигранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк». В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски - vero - правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

        Видное место в оперном искусстве XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.

        В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность,

 

художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке -  А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»). В жанре реалистической оперы больших успехов достигли Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

        Опера оказала большое влияние на формирование таких теперь уже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата.

        Как самостоятельный жанр, оперетта - музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и с разговорными эпизодами - возникла во Франции сравнительно недавно - в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры. В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах. Мировыми звёздами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман, И.Дунаевский.

        Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVI - XVII веков зародились оратория (по-итальянски - oratio - красноречие) и кантата (по-итальянски - cantare - петь) - многочастные вокально-симфонические произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров. От кантаты она отличается значительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем, термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере ко многим произведениям современной музыки. К жанру оратории близки месса, реквием и страсти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику, хотя, в дальнейшем все эти жанры всё более отходят от религиозного ко светскому сюжету. Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн («Сотворение мира», «Времена года»), И.С.Бах, В.Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов.

multiurok.ru

Что такое опера в музыке, или Короткий экскурс в оперу

Чаще всего опера у неискушённого слушателя ассоциируется с громкой музыкой, сильными голосами и, признаться, малопонятным текстом. Как правило, зрители пользуются либретто, чтобы понимать, о чём идёт речь. Но немногие знают, что это понятие гораздо глубже. Что такое опера? В музыке этот термин используется для обозначения целого ряда жанров, связанных исключительной ролью музыки в представлении.

История оперы

Опера как жанр зародилась в Италии в далёком пятнадцатом веке. Она была частью театральных представлений на религиозную тематику, музыка в которых играла второстепенную роль. Позже появились пастушеские песни, исполняемые чаще всего хором, он выступал и в спектаклях, сопровождая действия артистов. И лишь через сто лет театры начали использовать сольное исполнение произведений – именно это считается рождением жанра, который получил название "музыкальная опера".

Развитие оперы

Первоначально композиторы предпочитали именовать новый жанр, в котором они работали, музыкальной драмой, но в семнадцатом веке появился термин «опера». Первый театр, работающий в таком жанре, появился в первой половине семнадцатого века в искушённой искусством Венеции. До этого зрителями представлений могли стать лишь высокопоставленные чиновники. Музыкальная опера очень скоро вышла за границы Италии, проникнув в большинство европейских стран. В течение полувека открылось семь театров, для которых работало около сорока композиторов.

Опера в России

Россия перенимала что-то новое очень неохотно и с большим опозданием. Что такое опера в музыке, двор императрицы Анны Иоанновны узнал только в восемнадцатом веке, когда страну посетили итальянские актёры. Первое российское произведение в этом жанре («Сила любви и ненависти») было переведено с французского языка. Двадцать лет потребовалось на то, чтобы была написана русскоязычная опера.

Национализация оперы

Михаил Глинка – бесспорно, гениальный композитор, который сделал очень много для развития музыки в России. Он делал всё возможное, чтобы отобразить в своих произведениях национальный характер, показать душу русского народа. Оперы Глинки появились в Италии, где он изучал музыку, но даже их названия («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила») свидетельствуют о том, что композитор ни в коем случае не хотел отказываться от своих корней. Удивительно то, что Глинка принимал участие в написании либретто, он не боялся бросать вызов канонам, изменять настроение своих произведений, не боялся экспериментировать в своей музыке. Он использовал новые инструменты, до этого встречавшиеся лишь в европейских постановках. Оперы Глинки стали источником вдохновения для таких известнейших композиторов, как Вебер и Берлиоз, позже отдельные идеи заимствовал Вагнер.

Продолжатель

После успехов Глинки опера уже не казалась России таким чуждым жанром. Многие известные композиторы пробовали свои силы в этом непростом жанре, не стал исключением и Римский-Корсаков. Оперы этого музыканта считали волшебными, самого его называли сказочником. Причиной столь лестных отзывов был удивительный талант музыканта, умевшего создать в своих произведениях потрясающую своей реалистичностью атмосферу. Но очень скоро он доказал, что способен не только на сценическое воплощение сказок. Опера «Моцарт и Сальери» продемонстрировала развитие личности, противоречивость характеров героев, запутанность чувств и эмоций персонажей. Кажется, Римский-Корсаков в корне перевернул представление России о том, что такое опера в музыке, создав пятнадцать уникальных произведений, которые вошли в историю мирового искусства.

Оперная фраза

Жанр оперы удивителен тем, что сочетает в себе элементы классической театральной драмы и хореографии, чаще всего представленной балетом, к которым добавляются потрясающая по своей силе музыка с не менее поразительным вокалом. Нельзя представить оперу без арий. Ария – это то же самое, что монолог в лирическом произведении. Она служит для того, чтобы герой мог раскрыть свои мысли и чувства, рассказать о своём отношении к происходящему. Слово «ария» берёт своё начало от итальянского «дыхание», объясняется это тем, что вся музыкальная фраза пропевается на одном вдохе. Исследователи считают, что подобный приём придаёт драматизма происходящему на сцене. Но вместе с тем многие арии уже вышли за масштабы театральной сцены. Например, ария из оперы «Кармен», в русском аналоге постановки начинающаяся словами «у любви как у пташки крылья», известна не только ценителям искусства, но и простым людям. Это же касается таких знаменитых музыкальных произведений, как арии из «Женитьбы Фигаро» (фраза из которой «Фигаро здесь, Фигаро там» уже стала крылатой) или «Сердце красавицы склонно к измене» из «Риголетто».

Заключение

Опера – один из самых удивительных и противоречивых музыкальных жанров. С одной стороны, нельзя не восхищаться идеальной комбинацией драматичного сюжета, музыки, сильных голосов и удивительных декораций. Но с другой стороны, иногда она кажется слишком сложной для восприятия неподготовленного слушателя. Но стоит отдать должное: в мире нет другого жанра, так гармонично сочетающего в себе всё то, за что ценится театр. Что такое опера в музыке? Это бесконечный кладезь чувств и эмоций, облечённых в звук, высший уровень мастерства композитора, который смог воплотить в своём произведении весь мир, продемонстрировав мельчайшие его детали в звучании музыкальных инструментов. Нет жанра, равного по своей масштабности и трудоёмкости опере, именно поэтому она достойна восхищения и уважения слушателей.

fb.ru

Зарождение оперы. Русская опера — доклад

Опера представляет собой тесный союз музыки и театра, взаимно друг друга  обогащающих.

Благодаря выразительной силе музыки воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность,образность.

 Опера основана на синтезе  слова, сценического действия  и музыки. В отличие от различных  видов драматического театра, где  музыка выполняет служебные, прикладные  функции, в опере она становится  основным носителем и движущей  силой действия. Для оперы необходим  целостный, последовательно развивающийся  музыкально-драматический замысел.  Если он отсутствует, а музыка  лишь сопровождает, иллюстрирует  словесный текст и происходящие  на сцене события, то оперная  форма распадается, и специфика  оперы как особого рода музыкально-драматического  искусства утрачивается.

Уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства, у людей возникло желание усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения. Большое значение в греческой трагедии занимала музыка, а точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Хор выражал основную идею произведения.  Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но они отличались от оперы тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как в современной опере с начала и до конца поют. Впервые это наименование было применено в данном его значении в 1639, а во всеобщее употребление оно вошло в 18 - нач. 19 вв. Авторы первых опер, появившихся во Флоренции на рубеже 16-17 вв., называли их «драмами на музыке» (Drama per musica, букв.- «драма через музыку» или «драма для музыки»). Их создание было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея родилась в кружке учёных-гуманистов, писателей и музыкантов, группировавшихся около флорентийского дворянина Дж. Барди. Первыми образцами оперы принято считать «Дафну» (1597-98, не сохранилась) и «Эвридику» (1600) Я. Пери на слова О. Ринуччини (музыку к «Эвридике» написал также и Дж. Каччини). Главной задачей, выдвигаемой авторами музыки, была ясность декламации. Вокальные партии выдержаны в мелодико-речитативном складе и содержат лишь некоторые, слабо развитые элементы колоратуры.

 

В 1607 в Мантуе была поставлена опера «Орфей» К. Монтеверди, одного из величайших музыкантов-драматургов в истории музыки. Он внёс в оперу подлинный драматизм, правду страстей, обогатил её выразительные средства. Зародившаяся в атмосфере аристократического салона, опера со временем демократизируется, становится доступной для более широких слоёв населения. В Венеции, ставшей в середине 17 в. гл. центром развития оперного жанра, в 1637 был открыт первый публичный оперный театр («Сан-Кассиано»).

К крупнейшим представителям венецианской оперной школы принадлежали Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла. Тенденция к усилению мелодического начала и кристаллизации законченных вокальных форм, наметившаяся у композиторов венецианской школы, получила дальнейшее развитие у мастеров неаполитанской оперной школы, сложившейся к началу 18 в. Первым крупным представителем этой школы был Ф. Провенцале, главой её - А. Скарлатти, среди видных мастеров - Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора и др. Оперы на итальянские либретто в стиле неаполитанской школы писали и композиторы других национальностей, в т. ч. И. Хасе, Г. Ф. Гендель, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. В неаполитанской школе окончательно сложилась форма арии (особенно da capo), была установлена чёткая граница между арией и речитативом, определены функции различных элементов оперы как целого.

С течением времени драмтургическое содержание оперы всё больше отходило на задний план, и она превращалась в развлекательный «концерт в костюмах», всецело подчиняясь прихоти виртуозов-певцов. Уже в середине 17 в. итальянская опера распространилась в ряде европейских стран. В Англии Г. Пёрселл, используя достижения венецианской оперной школы, создал глубоко самобытное произведение на родном языке «Дидона и Эней» (1680).

Вместе с тем итальянская  опера-сериа (серьезная опера), господствовавшая в 18 в. в Европе, часто становилась тормозом для развития национальной оперы. В 30-х гг. 18 в. в Италии возник новый жанр - опера-буффа, развившийся из комических интермедий, которые было принято исполнять между действиями опер-сериа. Первым образцом этого жанра обычно считают интермедии Дж. В. Перголези «Служанка-госпожа» (1733, исполнялись между актами его оперы-сериа «Гордый пленник»), получившие вскоре значение самостоят. сценич. произведения. Дальнейшее развитие жанра связано с творчеством комп. Н. Логрошино, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы. В опере-буффа нашли отражение передовые реалистические тенденции той эпохи.

В Англии возникла балладная опера, прообразом которой послужила «Опера нищих» Дж. Пепуша, представлявшая собой социально заострённую сатиру на аристократическую оперу-сериа. «Опера нищих» оказала влияние на формирование в середине 18 в. немецкого зингшпиля, который в дальнейшем сближается с французской опера комик. Жанр зингшпиля глубоко переосмыслен В. А. Моцартом в «Похищении из сераля» (1782) и «Волшебной флейте» (1791). В начале 19 в. в этом жанре проявляются романтические тенденции.

Вершиной развития оперы в 18 в. было творчество Моцарта, который синтезировал достижения разных национальных школ и поднял этот жанр на небывалую  ещё высоту. Величайший художник-реалист, Моцарт с огромной силой воплотил острые и напряжённые конфликты, создал яркие, жизненно убедительные человеческие характеры, раскрывая их в сложных  взаимоотношениях, сплетении и борьбе противоположных интересов. Для  каждого сюжета он находил особую форму воплощения и соответствующие  выразительные средства. В «Свадьбе Фигаро» (1786) раскрыто в формах итальянской  оперы-буффа глубокое и остросовременное реалистическое содержание, в «Дон Жуане» (1787) комедия соединена с высокой трагедией (dramma giocosa - «весёлая драма», по собственному определению композитора), в «Волшебной флейте» в сказочной форме выражены возвышенные нравственные идеалы добра, дружбы, стойкости чувств.

Великая французская революция  дала новые стимулы развитию оперы. В конце 18 в. во Франции возник жанр «оперы спасения», в которой надвигающаяся  опасность преодолевалась благодаря  смелости, отваге и бесстрашию героев. Эта опера обличала тиранию и  насилие, воспевала доблесть борцов за свободу и справедливость. Близость сюжетов к современности, динамизм и стремительность действия сближали «оперу спасения» с опера комик. В то же время она отличалась ярким драматизмом музыки, возросшей ролью оркестра. Бетховен поднял содержание своей оперы до высокого идейного обобщения, углубил образы, симфонизировал оперную форму. «Фиделио» стоит в одном ряду с его величайшими симфоническими творениями, занимая особое место в мировом оперном искусстве.

Русская опера - неотъемлемая часть  всей мировой музыкальной культуры. Несомненно, если говорить именно о  русской опере, ее становление необходимо вести от Михаила Ивановича Глинки, первого, в полном смысле слова, русского оперного композитора. Однако история  оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки "Жизнь  за царя" ("Иван Сусанин") М.И.Глинки - первой русской "классической" оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

Опера была одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской  почве. Уже в 1730-е годы была создана  придворная итальянская опера, для  которой писали музыканты-иностранцы, работавшие в России.

Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами  по ходу действия. Разговорные сцены  имели в них очень важное значение. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней: композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их, делая основой оперы. В «Мельнике», например, все характеристики действующих лиц даны при помощи народных песен различного характера. В опере «Санктпетербургский гостиный двор» с большой точностью воспроизведен народный свадебный обряд. В «Ямщиках на подставе» Фомин создал первый образец народно-хоровой оперы, заложив тем самым одну из типичных Традиций позднейшей русской оперы.

 

Русская опера развивалась в  борьбе за свое национальное своеобразие. Политика царского двора и верхушки дворянского общества, покровительствовавших иностранным труппам, была направлена против демократизма русского искусства. Деятелям русской оперы приходилось учиться оперному мастерству па образцах западноевропейской оперы и одновременно отстаивать независимость своего национального направления. Эта борьба на долгие годы стала условием существования русской оперы, принимая на новых этапах новые формы.

 

Наряду с оперой-комедией в XVIII в. появились и другие оперные жанры. В 1790 г. при дворе состоялось представление под заглавием «Начальное управление Олега», текст к которому написала императрица Екатерина II, а музыку сочинили совместно композиторы К. Каноббио, Дж. Сарти и В. А. Пашкевич, Представление носило не столько оперный, сколько ораториальный характер, и в какой-то мере его можно считать первым образцом музыкально-исторического жанра, столь распространенного в XIX в. В творчестве выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского (1751—1825) оперный жанр представлен лирическими операми «Сокол» и «Сын-соперник», музыка которых по развитости оперных форм и мастерству может быть поставлена в один ряд с современными образцами западноевропейской оперы.

Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные  театры. Крепостной театр на рубеже XVIII и XIX вв. дает отдельные высокохудожественные образцы исполнения опер и отдельных  ролей. Выдвигаются талантливые  русские певцы и актеры, как, например, певица Е. Сандунова, выступавшая на столичной сцене, или крепостная актриса театра Шереметева П. Жемчугова.

Художественные достижения русской  оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в.

В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет. До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов.

С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в СБОЙ классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную  оперу «Иван Сусанин» (1830) и сказочно-эпическую  — «Руслан и Людмила» (1842). Эти  опоры положили начало двум важнейшим  направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической; Творческие принципы Глинки были претворены и развиты последующим поколением русских композиторов.

 

Глинка сложился как художник в  эпоху, осененную идеями декабризма, что позволило ему поднять  идейно-художественное содержание своих  опер на новую, значительную высоту. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма  в его творчестве неразрывно связана  с темой борьбы народа за независимость.

Предшествующий период русской  оперы подготовил появление опер Глинки, но качественное их отличие  от более ранних русских опер очень  значительно. В операх Глинки реализм  художественной мысли проявляется  не частными своими сторонами, но выступает  как целостный творческий метод, позволяющий дать музыкально-драматическое  обобщение идеи, темы и сюжета оперы. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных  черт его духовного облика. Композитор не ограничивался отражением народного  быта, но воплотил в музыке типичные черты народного мировоззрения. Оперы Глинки представляют собой  целостные музыкально-драматические  произведения; в них пет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.

В «Иване Сусанине» Глинка воспел героическое прошлое РОССИИ. С  большой художественной правдой  воплощены в опере типические образы русского народа. В основу развития музыкальной драматургии положено противопоставление различных национальных музыкальных сфер.

«Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народноэпическим русским операм. Значение «Руслана» для русской музыки очень велико. Опера оказала воздействие не только на театральные жанры, по и на симфонические. Величавые богатырские и таинственно-волшебные, а также красочно-восточные образы «Руслана» питали долгое время русскую музыку.

После Глинки выступил А. С. Даргомыжский (1813—1869), типичный художник эпохи 40—50-х  гг. XIX в. Глинка оказал большое влияние  на Даргомыжского, но в то же время  в творчестве последето проявилось новые качества, рожденные новыми общественными условиями, новыми темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе.

Путь Даргомыжского как оперного композитора начался с создания оперы «Эсмеральда», по В. Гюго (пост. в 1847 г.), а центральным оперным произведением композитора нужно считать «Русалку» (по драме А. С. Пушкина), поставленную в 1856 г. В, этой опере полностью, раскрылось дарование Даргомыжского и определилось направление его творчества. Драма социального неравенства любящих друг друга дочери мельника Наташи и Князя привлекла композитора актуальностью темы. Даргомыжский усилил драматическую сторону сюжета за счет умаления фантастического элемента. «Русалка» — первая русская бытовая лирикопсихологическая опера. Музыка ее глубоко народна; на песенной основа композитор создал живые образы героев, развил декламационный стиль в партиях главных действующих лиц, развил ансамблевые сцены, значительно драматизировав их.

Последняя опера Даргомыжского, «Каменный  гость», по Пушкину (пост. в 1872 г., после смерти композитора), принадлежит уже. другому периоду развития русской онеры. Даргомыжский поставил в ней задачу создания реалистического музыкального языка, отражающего речевые интонации. Композитор отказался здесь от традиционных оперных форм — арии, ансамбля, хора; вокальные партии оперы превалируют над оркестровой партией, «Каменный гость» положил начало одному из направлений последующего периода русской оперы, так называемой камерной речитативной оперы, представленной в дальнейшем «Моцартом и Сальери» Римского-Корсакова, «Скупым рыцарем» Рахманинова и другими. Особенностью этих опер является то, что они все паписаны на неизмененный полный текст «маленьких трагедий» Пушкина.

yaneuch.ru

история и особенности :: SYL.ru

Как вид театрального искусства, опера ведет свою историю с рубежа XVII-XVIII веков, где она сформировалась как аристократическое развлечение. С тех пор этот жанр совершенствовался, неоднократно изменился и в конце концов разделился на множество различных видов, о которых и пойдет речь в данной статье.

Что такое опера?

В первую очередь следует определить, чем является опера – вид искусства. Это музыкально-драматическое произведение, которое основано на соединении трех искусств – слова, музыки и театрального действа. Драматические тексты в опере не проговариваются, а поются под инструментальный аккомпанемент. Кроме этого, обычно присутствуют музыкальные интерлюдии, а перерывы в сюжете заполняются балетными сценами.

Самое первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.

Основными очагами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

Комическая опера

Как и многие другие виды оперы, комическая опера берет начало в Италии в XVII веке. Она противопоставляется «скучной» серьезной опере и обладает совершенно другими чертами: малыми масштабами, преобладанием диалогов, совсем небольшим количеством персонажей, использованием комических приемов. Этот вид оперы стал гораздо более демократичным и реалистическим, нежели опера «сериа».

Разные страны давали комической опере свои названия – так, в Италии ее называли опера-буффа, в Англии – балладная опера, в Германии – зингшпиль, а в Испании она обозначалась как тонадилья. Соответственно, каждая разновидность обладала юмором с оттенком национального колорита.

Среди итальянских композиторов в жанре опера-буффа работали Перголези и Россини, во Франции этим занимались Монсиньи и Гретри, а среди англичан наиболее известны Салливан и Гилберт.

Полусерьезная опера

Между серьезной и комической оперой находится жанр полусерьезной оперы (так называемая опера-семисерия), отличительной чертой которой была драматическая сюжетная линия, оканчивающаяся счастливым финалом. Появилась она в Италии ближе к концу XVIII века. Особенного развития этот вид оперы так и не получил.

Большая опера

Этот оперный жанр (grand opera) по своему происхождению является французским, возник он в первой половине XIX века. Как следует из названия, для большой оперы характерна масштабность (4 или 5 актов, значительное количество исполнителей, участие танцоров и многочисленного хора), монументальность, использование историко-героических сюжетов и внешних декоративных эффектов. Обязательным было присутствие танцевального акта. Известными представителями жанра были композиторы Спонтини, Верди и Обер.

Романтическая опера

Возникла она в Германии XIX века. Ее появление связано с общим течением романтизма, охватившим Германию в конце предыдущего столетия, но в музыкальном искусстве романтические тенденции проявились на несколько десятилетий позже. Этому течению свойственно, в частности, поднятие национального духа, что проявилось и в опере.

К этому жанру относятся все произведения, написанные на романтический сюжет с налетом мистики и фантастичности. Оперы этого вида сочиняли Вебер, Шпор, отчасти – Вагнер.

Опера-балет

Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.

Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.

Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.

Оперетта

Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты – маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.

Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты – чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.

Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент. Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.

www.syl.ru