Как писать ионные уравнения. Ионное уравнения


Как писать ионные уравнения

С точки зрения теории электролитической диссоциации, растворы некоторых соединений способны проводить электрический ток, так как распадаются на положительные и отрицательные частицы – ионы. Такие вещества называются электролитами, к которым можно отнести соли, кислоты, основания. Большинство химических реакций протекает в растворах, а значит, между ионами, потому нужно уметь правильно писать ионные уравнения.

Вам понадобится

  • - таблица растворимости солей, кислот, оснований.

Инструкция

  • Прежде чем приступать к написанию ионных уравнений, необходимо усвоить некоторые правила. Нерастворимые в воде, газообразные и малодиссоциирующие вещества (например, вода) на ионы не распадаются, а значит, записывайте их в молекулярном виде. Также сюда относятся слабые электролиты, такие как h3S, h3CO3, h3SO3, Nh5OH. Растворимость соединений можно узнать по таблице растворимости, которая является разрешенным справочным материалом на всех видах контроля. Там же указаны все заряды, которые присущи катионам и анионам. Для полноценного выполнения задания необходимо написать молекулярное, ионное полное и ионное сокращенное уравнения.
  • Пример № 1. Напишите реакцию нейтрализации между серной кислотой и гидроксидом калия, рассмотрите ее с точки зрения ТЭД (теории электролитической диссоциации). Сначала запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте коэффициенты.h3SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2h3OПроанализируйте полученные вещества на их растворимость и диссоциацию. Все соединения растворимы в воде, а значит диссоциируют на ионы. Исключение только вода, которая на ионы не распадается, следовательно, останется в молекулярном виде.Напишите ионное полное уравнение, найдите одинаковые ионы в левой и правой части и подчеркните. Чтобы сократить одинаковые ионы, зачеркните их.2H+ +SO4 2- +2K+ +2OH- = 2K+ +SO4 2- + 2h3OВ результате получится ионное сокращенное уравнение:2H+ +2OH- = 2h3OКоэффициенты в виде двоек также можно сократить:H+ +OH- = h3O
  • Пример № 2. Напишите реакцию обмена между хлоридом меди и гидроксидом натрия, рассмотрите ее с точки зрения ТЭД. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте коэффициенты. В результате, образовавшийся гидроксид меди выпал в осадок голубого цвета. CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH) 2↓ +2NaClПроанализируйте все вещества на их растворимость в воде – растворимы все, кроме гидроксида меди, который на ионы диссоциировать не будет. Запишите ионное полное уравнение, подчеркните и сократите одинаковые ионы:Cu2+ +2Cl- + 2Na+ +2OH- = Cu(OH) 2↓+2Na+ +2Cl-Остается ионное сокращенное уравнение:Cu2+ +2OH- = Cu(OH) 2↓
  • Пример № 3. Напишите реакцию обмена между карбонатом натрия и соляной кислотой, рассмотрите ее с точки зрения ТЭД. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте коэффициенты. В результате реакции образуется хлорид натрия и выделяется газообразное вещество СО2 (углекислый газ или оксид углерода (IV)). Оно образуется за счет разложения слабой угольной кислоты, распадающейся на оксид и воду. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑+h3OПроанализируйте все вещества на их растворимость в воде и диссоциацию. Углекислый газ уходит из системы, как газообразное соединение, вода – это малодиссоциирующее вещество. Все остальные вещества на ионы распадаются. Запишите ионное полное уравнение, подчеркните и сократите одинаковые ионы:2Na+ +СO3 2- +2H+ +2Cl- =2Na+ +2Cl- +CO2↑+h3OОстается ионное сокращенное уравнение:СO3 2- +2H+ =CO2↑+h3O

completerepair.ru

Ионные уравнения реакций | CHEM-MIND.com

Ионные уравнения реакций

Часто меня спрашивают как составлять ионные уравнения?

Как вам уже известно из предыдущих уроков химии, большая часть химических реакций происходит в растворах. А так как все растворы электролитов включают ионы, то можно говорить о том, что реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами.

Вот такие реакции, которые происходят между ионами, носят название ионных реакций. А ионные уравнения – это, как раз и есть уравнения этих реакций. Так как же составлять ионные реакции?

Алгоритм составления Пример
Составить уравнение реакции в молекулярной форме (построить формулы веществ, расставить коэффициенты) Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4
С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества (стрелками указать выпадение осадков и выделение газов) Al2(SO4)3 BaCl2 AlCl3 BaSO4↓
растворимо растворимо растворимо Нерастворимо
Составить полное ионное уравнение (записать ионы диссоциирующих веществ с указанием их числа и зарядов) Полное ионное уравнение:

2Al3+ + 3SO42— + 3Ba2+ + 6Cl— = 2Al3+ + 6Cl— + 3BaSO4↓

Подчеркнуть одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции) в левой и правой частях уравнения реакции 2Al3+ + 3SO42— + 3Ba2+ + 6Cl— = 2Al3+ + 6Cl— + 3BaSO4↓
Записать краткое ионное уравнение (выписать формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции) Сокращенное ионное уравнение:

3SO42- + 3Ba2+ = 3BaSO4↓

Если необходимо, сократите коэффициенты в кратком уравнении SO42- + Ba2+ = BaSO4↓
Сформулируйте вывод на основании краткого ионного уравнения В реакции участвовали катионы бария и сульфат-анионы, в результате чего образовался нерастворимый сульфат бария

 

Правила составления ионных уравнений реакций:
  1. Диссоциацию простых веществ, оксидов, нерастворимых кислот, оснований и солей, а также слабых электролитов не учитывают, записывая вещества в молекулярной форме.
  2. Если в реакции участвует малорастворимое вещество, то в реакцию оно вступает в виде ионов и записывается в диссоциированном виде, а в качестве продукта реакции малорастворимое вещество считается осадком и записывается в молекулярной форме.
  3. Сумма зарядов ионов в левой и правой частях уравнения должны быть равны (проверить в кратком ионном уравнении)
Условия протекания ионных уравнений реакций практически до конца (правило Бертолле):
  1. Выпадение осадка
  2. Выделение газа
  3. Образование малодиссоциирующего вещества (например, воды)

Если ни одно из этих условий не выполняется, то ионная реакция в растворе считается обратимой, все ионы в ней находятся в равновесии.

www.chem-mind.com

«Ионные уравнения реакций». 8-й класс

Разделы: Химия

Тип урока: комбинированный.

Технология построения урока: изучение нового материала, первичное закрепление.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.

Цель урока: показать суть химических реакций, протекающих в растворах и научить учащихся составлять ионные уравнения реакций.

Задачи.

Дидактические:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов развить понятие “реакции ионного обмена”, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; закрепить понятие “реакции нейтрализации”;
  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции;
  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
  • дать первоначальные представления о качественных реакциях.

Развивающие:

  • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес к предмету, творческую инициативу и активность;
  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать умение соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, прогнозировать результат деятельности;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: умение анализировать, делать вывод; умения работать самостоятельно и в группе.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умения организовывать взаимопомощь при проведении групповой работы, духа соревновательности при выполнении упражнений; умения проводить самооценку.

Опорные знания:  основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Межпредметные связи: электропроводность веществ - связь с уроками физики. Составление ионных уравнений: связь с уроками математики.

Методы и приемы организации обучения:

Технологии (в т.ч. элементы): технология развития критического мышления.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Ресурсы:

  • Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.
  • Технические средства: компьютер, проектор .
  • Реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и h3SO4, NaOH и h3SO4, CuSO4, KNO3 и NaCl,  пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.
  • Инструктивные карты для лабораторной работы.
  • Видеоопыт “Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа”, “Реакции нейтрализации”
  • План урока

    1. Организационный момент – 1 мин.

    2. Стадия вызова

    1) Актуализация знаний и умений, проверка домашнего задания – 5 мин.

    2) Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.

    3. Стадия осмысления

    1) Постановка цели и задач урока - 1 мин.

    2) Изучение нового материала – 7 мин.

    - Физкультминутка: зрительный тренажёр “Поймай снежинку”. - 1 мин.

    3) Первичное закрепление изученного на уроке - Выполнение лабораторной работы - 15 мин.

    4. Контроль и самопроверка знаний - 5 мин.

    5. Подведение итогов (Рефлексия) - 5 мин.

    6. Домашнее задание – 2 мин.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

    2. Стадия вызова

    2.1. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка знаний учащихся прошлого материала

    Учитель предлагает ответить всему классу на вопросы.

    Фронтальный опрос по определениям:

    • Процесс растворения – это физический или химический процесс, докажите это?
    • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
    • Какие вещества к ним относятся?
    • Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
    • Как называется процесс распада веществ на ионы при растворении в воде? Что такое ионы?
    • С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
    • Какие основания называются щелочами?

    Учитель предлагает учащимся в тетради ответить на вопросы заданий по вариантам.

    Задание №1: Выпишите формулы веществ ,составляющих выигрышный путь, как в игре “крестики-нолики”, где три вещества являются: 1 вариант - электролитами, 2 вариант - неэлектролитами.

    C2H5OH (этиловый спирт) CO2 C12h32O11 (сахароза) раствор
    NaNO3 (кристал) AgCL SiO2
    HNO3

    (раствор)

    Na2SO4(раствор) KOH (раствор)

    Задание №2. Запишите, диссоциацию веществ, какие ионы входят в состав веществ – назовите их?

    1 вариант 2 вариант
    CaCl2

    Na2СO3

    Как называются положительно заряженные ионы?

    K2SO4

    NaOH

    Как называются отрицательно заряженные ионы?

    Задание №3. “Допиши определение…”.

    1 вариант 2 вариант
    “Реакции обмена – это …” “Диссоциация -это …”

    2.2. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Учитель: Исследования показали, что ионы бывают бесцветные и окрашенные. Обратите внимание, на демонстрационном столе находятся пробирки с растворами хлорида бария и сульфата натрия. В водном растворе они находится в виде ионов. Обратите внимание, что растворы бесцветны, ионы-бесцветны.

    Задаёт вопросы учащимся:

    • Какие ионы входят в состав этих веществ?
    • Какие “цветные” ионы вы знаете?

    Создание проблемной ситуации:

    Учитель: Проведём два эксперимента (демонстрационный опыт), в которых попарно взаимодействуют бесцветные вещества.

    Опыт №1. Смешивает - хлорид бария и сульфат натрия (кристаллические) и их растворы.

    Учитель:

    • Почему в первом случае реакция не протекает, а во втором – наблюдаем выпадение осадка?
    • Что происходит с веществом при растворении их в воде? Какова роль воды?
    • Какое вещество выпало в осадок?

    Опыт №2. Смешиваем кристаллические хлорид натрия и сульфат калия. Добавляем воду к кристаллическим веществам.

    Формулировка проблемного вопроса:

    • Почему же в случае с хлоридом бария и сульфатом натрия реакция протекает в растворе, а в случае с сульфатом калия и хлоридом натрия не наблюдаем признаков протекания реакции, реакция не протекает ни в одном растворе, ни при смешивании кристаллических веществ.

    3. Стадия осмысления

    3.1. Постановка учебной задачи и цели урока

    Учитель: Сегодня нам и предстоит выяснить:

    • Что может происходить в растворе между ионами?
    • Какие взаимодействия между ними возможны?

    Отвечая на проблемный вопрос (опираясь на  знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде), нам предстоит научиться:

    • определять и объяснять произойдет химическая реакция или нет, т.е. пройдет ли она до конца;
    • раскрывать сущность химических реакций с позиции теории электролитической диссоциации,
    • записывать уравнения в трех видах: молекулярном, полном и сокращенном ионном; пользоваться алгоритмом, памяткой и таблицей растворимости;

    3.2. Изучение нового материала.

    Учитель: Запишите тему урока: “Ионные уравнения реакций”

    Учитель: Следовательно, не всегда при сливании попарно растворов солей можно говорить о протекании реакции обмена. Попробуем разобраться, какими составными частями обмениваются сложные вещества в свете представлений теории электролитической диссоциации (ТЭД).

    Реакции протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов, а не молекул. И правильнее записывать уравнения реакций не только в молекулярном виде (взаимодействие молекул), но и в ионном виде, где отражается взаимодействия между реально существующими частицами в растворах солей, оснований и кислот.

    Итак, запишем определение - реакции между ионами – ионными реакциями, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями.

    Составить ионное уравнение достаточно просто. Надо только запомнить, что в ионном виде в уравнении реакции представляют только сильные электролиты.

    - Разбор алгоритма составления ионных реакций (таблица выведена на экран, на каждую парту раздается алгоритм составления ионных уравнений и лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работают весь урок).

    Правила составления ионных уравнений реакций

    • Сильные электролиты записывают в виде ионов.
    • Формулы слабых электролитов (в том числе и воды), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме.
    • Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз; а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх.
    • Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения

    Учитель: Используя знания о диссоциации веществ, напишем уравнения, проведенных реакций в ионном виде. Сливая растворы BaCl2 и Na2SO4, мы наблюдаем образование осадка.

    Чтобы записать полное ионное уравнение реакции необходимо пользоваться таблицей растворимости солей и оснований. И так, обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде, а вот BaSO4, – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде. Итак, уравнение реакции между веществами можно записать так:

    Что же произошло при сливании растворов? Видно, что в левой и правой частях ионного уравнения записаны одинаковые ионы. Эти ионы -ион натрия и хлорид-ионы - в реакции не участвовали, они остались такими, какими были до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось? Ионы бария и сульфат- ионы - именно они принимают участие в образовании осадка, ионы соединились и образовали сульфат бария – осадок.

    Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ba2+ и SO42- , в результате которого образуется осадок BaSO4.

    Данные ионы могли входить в состав любого растворимого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

    По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы.

    Учитель: Итак, полное ионное уравнение – это запись всех веществ в ионной форме с учетом коэффициентов, кроме веществ выпавших в осадок или газообразных

    Сокращенное ионное уравнение – уравнение без указания ионов, которые не принимают участие. По результатам его видно, какие ионы образовали то, что нерастворимо или малорастворимо — газообразные продукты или реагенты, осадки или малодиссоциирующие вещества.

    Мы с вами и ответили на проблемный вопрос, который поставили в начале урока?

    Если слить растворы двух электролитов и между ними произойдет химическая реакция, то это будет взаимодействие определенных ионов.

    Физкультминутка. Зрительная гимнастика.

    3.3. Первичное закрепление изученного на уроке. Лабораторная работа

    Учитель предлагает учащимся провести опыты с соблюдением правил ТБ в парах, обсудить и составить ионные уравнений, обменяться полученными результатами.

    Учащиеся знакомятся с содержанием лабораторных опытов в инструктивной карте (см. приложение).Вспоминают основные правилами ТБ при выполнении лабораторных опытов.

    Распределяют роли по выполнению соответствующих опытов. Выполняют опыты в парах, используя предложенное лабораторное оборудование и реактивы, опираясь на инструктивную карту , делают соответствующие записи в тетради/

    Лабораторный опыт № 1. “Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ”. (Приложение)

    Лабораторный опыт № 2. “Реакции с образованием газообразных веществ”. (Приложение)

    Лабораторный опыт № 3. “Реакции, идущие с образованием слабого электролита”. (Приложение)

    Лабораторный опыт № 4. “Обратимое взаимодействие между ионами”. (Приложение)

    4. Контроль и самопроверка знаний

    Учитель: Реакции ионного обмена широко используются в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. Предложите решение следующей задачи (задания и ответы высвечиваются на слайде).

    Задача 1. Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.

    Задача 2. “Меткий стрелок”. Выпишите ионы, которые попадут в цель.

    Задание 3. Установите соответствие между сокращенным ионным уравнением и исходными веществами в молекулярном уравнении химической реакции:

    1 2
    Са2+ +СО32- —> СаСО3 Fe3++3OH- —> Fe(OH)3
    а) СаСl2+Na2CO3 а) FeCL3+NaOH
    б) CaO+h3CO3 б) Fe2O3+NaOH
    в) CaCO3+HCl в) Fe(OH)3+HCl
    г) Ca(OH)2+K2CO3 г) Fe(NO3)3+KOH

    5. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Итак, давайте подведём итоги нашего урока, достигнуты ли наши цели урока, оценим результаты своей работы.

    Обсуждение, формулировка результатов урока:

    • Научились проводить реакции ионного обмена и рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества.
    • Узнали, что реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами.
    • Сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.

    Карта самооценки:

    1. Работа в классе:

    • отвечал на вопросы учителя;
    • дополнял ответы других учеников;
    • работал у доски;
    • работал самостоятельно в тетради;
    • выполнял самостоятельно лабораторную работу
    • рецензировал ответы других;
    • выполнил итоговое задание.

    2. Работа в группе:

    • участвовал в обсуждении проблемы;
    • доказывал свою точку зрения;

    3. Для меня не было подходящего задания.

    4. За урок я набрал …баллов

    5. Сегодня на уроке я узнал( научился)

    6. Вызвало затруднение…..

    7. За урок я бы себе поставил оценку ..

    6. Домашнее задание

    Воспользуйтесь материалом § 37, если это будет необходимо, дополнительной информацией из Интернета. Предложите решение следующей задачи:

    1) Задача (обязательное): С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок? Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

    2) Задача (творческое задание – по желанию): В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?

    3) Подготовить сообщение (дополнительно - по желанию): О значении реакции ионного обмена, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека, осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным (используя дополнительную литературу).

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    СОКРАЩЁННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - задания, ответы, решения

    А ионные уравнения – это, как раз и есть уравнения этих реакций. Перед нами записано полное ионное уравнение реакции. Мы с вами уже знаем, что все реакции, которые происходят в растворах электролитов между ионами, являются ионными реакциями. Одинаковые ионы сокращаются и получается сокращенное ионное уравнение. Гидролиз — это химическая реакция ионного обмена между водой и растворённым в ней веществом с образованием слабого электролита.

    Как вам уже известно из предыдущих уроков химии, большая часть химических реакций происходит в растворах. Если рассматривать ионное уравнение, которое имеет сокращенный вид, то в нем мы не наблюдаем ионов, то есть они отсутствуют обеих частях полного ионного уравнения. Так как мы с вами наблюдаем, что в реакцию вступили лишь ионы бария и сульфат-ионы, а остальные ионы не прореагировали и их состояние осталось прежним.

    Атомы и заряды уравнены, но остается сократить ионы И , поскольку они имеются и в левой, и в правой частях уравнения. Формулы малорастворимых соединений тоже обычно пищут в виде молекул, хотя многие из них являются сильными электролитами (имеют ионный тип связи). Оно проще молекулярного и в то же время отражает сущность происходящей реакции. В отличие от неорганических ионов, постоянно присутствующих в водных растворах и расплавах, они возникают только в момент реакции и сразу же вступают в дальнейшие превращения.

    Реакции сокращенное ионное уравнени

    Во-первых, формулы слабых электролитов, а также нерастворимых и малорастворимых веществ, газов, оксидов и т.д. Органические катионы и анионы — неустойчивые промежуточные частицы. В общем случае обменное взаимодействие растворённого вещества с растворителем носит название — сольволиз).

    Гидролиз протекает достаточно сильно по первой ступени, слабо — по второй ступени и совсем слабо — по третьей ступени (ввиду накопления ионов водорода, процесс смещается в сторону исходных веществ). Более полному гидролизу способствует разбавление раствора и повышение температуры.

    Ионное произведение воды

    В данном случае можно сказать, что для получения карбоната кальция необходимо, чтобы в состав первого вещества входили катионы кальция, а в состав второго – карбонат-анионы. В большинстве случаев гидролиз сопровождается изменением pH раствора.

    Реакции обмена, сопровождаемые гидролизом

    Величина pH используется для характеристики кислотности раствора. Для более точного определения значения pH растворов используют сложную смесь нескольких индикаторов, нанесенную на фильтровальную бумагу (так называемый «Универсальный индикатор Кольтгоффа»).

    Гидролиз по катиону и аниону

    По характеру реагента, действующего на молекулу, ионные реакции делятся на электрофильные и нуклеофильные. Вот такие реакции, которые происходят между ионами, носят название ионных реакций. И напоследок, давайте подведем итоги нашего урока и определим, как же нужно решать ионные уравнения.

    Также интересно:

    Лейкопения

    proslogogu.ru

    Как писать ионные уравнения | Сделай все сам

    С точки зрения теории электролитической диссоциации, растворы некоторых соединений способны проводить электрический ток, потому что распадаются на правильные и негативные частицы – ионы. Такие вещества именуются электролитами, к которым дозволено отнести соли, кислоты, основания. Множество химических реакций протекает в растворах, а значит, между ионами, потому надобно уметь положительно писать ионные уравнения .

    Вам понадобится

    • — таблица растворимости солей, кислот, оснований.

    Инструкция

    1. Раньше чем приступать к написанию ионных уравнений, нужно усвоить некоторые правила. Нерастворимые в воде, газообразные и малодиссоциирующие вещества (скажем, вода) на ионы не распадаются, а значит, записывайте их в молекулярном виде. Также сюда относятся слабые электролиты, такие как h3S, h3CO3, h3SO3, Nh5OH. Растворимость соединений дозволено узнать по таблице растворимости, которая является разрешенным справочным материалом на всех видах контроля. Там же указаны все заряды, которые присущи катионам и анионам. Для полновесного выполнения задания нужно написать молекулярное, ионное полное и ионное сокращенное уравнения .

    2. Пример № 1. Напишите реакцию нейтрализации между серной кислотой и гидроксидом калия, разглядите ее с точки зрения ТЭД (теории электролитической диссоциации). Вначале запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте показатели.h3SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2h3OПроанализируйте полученные вещества на их растворимость и диссоциацию. Все соединения растворимы в воде, а значит диссоциируют на ионы. Исключение только вода, которая на ионы не распадается, следственно, останется в молекулярном виде.Напишите ионное полное уравнение, обнаружьте идентичные ионы в левой и правой части и подчеркните. Дабы сократить идентичные ионы, зачеркните их.2H+ +SO4 2- +2K+ +2OH- = 2K+ +SO4 2- + 2h3OВ итоге получится ионное сокращенное уравнение:2H+ +2OH- = 2h3OКоэффициенты в виде двоек также дозволено сократить:H+ +OH- = h3O

    Как писать ионные <strong>уравнения</strong>

    3. Пример № 2. Напишите реакцию обмена между хлоридом меди и гидроксидом натрия, разглядите ее с точки зрения ТЭД. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте показатели. В итоге, образовавшийся гидроксид меди вывалился в осадок голубого цвета. CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH) 2? +2NaClПроанализируйте все вещества на их растворимость в воде – растворимы все, помимо гидроксида меди, тот, что на ионы диссоциировать не будет. Запишите ионное полное уравнение, подчеркните и сократите идентичные ионы:Cu2+ +2Cl- + 2Na+ +2OH- = Cu(OH) 2?+2Na+ +2Cl-Остается ионное сокращенное уравнение:Cu2+ +2OH- = Cu(OH) 2?

    Как писать ионные <strong>уравнения</strong>

    4. Пример № 3. Напишите реакцию обмена между карбонатом натрия и соляной кислотой, разглядите ее с точки зрения ТЭД. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и расставьте показатели. В итоге реакции образуется хлорид натрия и выдается газообразное вещество СО2 (углекислый газ либо оксид углерода (IV)). Оно образуется за счет разложения слабой угольной кислоты, распадающейся на оксид и воду. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2?+h3OПроанализируйте все вещества на их растворимость в воде и диссоциацию. Углекислый газ уходит из системы, как газообразное соединение, вода – это малодиссоциирующее вещество. Все остальные вещества на ионы распадаются. Запишите ионное полное уравнение, подчеркните и сократите идентичные ионы:2Na+ +СO3 2- +2H+ +2Cl- =2Na+ +2Cl- +CO2?+h3OОстается ионное сокращенное уравнение:СO3 2- +2H+ =CO2?+h3O

    Как писать ионные <strong>уравнения</strong>

    Уравнение реакции — условная запись химического процесса, при котором одни вещества превращаются в другие с изменением свойств. Для записи химических реакций применяют формулы веществ и умения о химических свойствах соединений.

    Инструкция

    1. Верно напишите формулы, в соответствии с их наименованиями. Скажем, оксид алюминия Al?O?, индекс 3 от алюминия (соответствует его степени окисления в этом соединении) поставьте вблизи кислорода, а индекс 2 (степень окисления кислорода) вблизи алюминия. Если степень окисления +1 либо -1, то индекс не ставится. К примеру, вам надобно записать формулу нитрата аммония. Нитрат – кислотный остаток азотной кислоты (-NO?, с.о. -1), аммоний (-NH?, с.о. +1). Таким образом формула нитрата аммония — NH? NO?. Изредка степень окисления указывается в наименовании соединения. Оксид серы (VI) — SO?, оксид кремния (II) SiO. Некоторые примитивные вещества (газы) записываются с индексом 2: Cl?, J?, F?, O?, H? и т.д.

    2. Нужно знать, какие вещества вступают в реакцию. Видимые знаки реакции: выделение газа, метаморфоза окраски и выпадение осадка. Дюже зачастую реакции проходят без видимых изменений. Пример 1: реакция нейтрализацииH?SO? + 2 NaOH ? Na?SO? + 2 H?OГидроксид натрия реагирует с серной кислотой с образованием растворимой соли сульфата натрия и воды. Ион натрия отщепляется и соединяется с кислотным остатком, замещая водород. Реакция проходит без внешних знаков. Пример 2: йодоформная проба С?H?OH + 4 J? + 6 NaOH?CHJ?? + 5 NaJ + HCOONa + 5 H?OРеакция идет в несколько этапов. Финальный итог – выпадение кристаллов йодоформа желтого цвета (добротная реакция на спирты). Пример 3: Zn + K?SO? ? Реакция немыслима, т.к. в ряду напряжений металлов цинк стоит позже калия и не может вытеснять его из соединений.

    3. Закон сохранения массы гласит: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Грамотная запись химической реакции – половина триумфа. Нужно расставить показатели. Начните уравнивать с тех соединений, в формулах которых присутствуют крупные индексы. K?Cr?O? + 14 HCl ? 2 CrCl? + 2 KCl + 3 Cl?? + 7 H?O Расставлять показатели начните с бихромата калия, т.к. в его формуле содержится крупнейший индекс (7). Такая точность в записи реакций нужна для расчета массы, объема, концентрации, выделившейся энергии и других величин. Будьте внимательны. Запомните особенно зачастую встречающиеся формулы кислот и оснований, а также кислотные остатки.

    Работу с формулами и уравнениями в офисном приложении Word, входящем в пакет Microsoft Office, обеспечивает особая утилита «Редактор формул», являющаяся частью программы Math Type.

    Инструкция

    1. Нажмите кнопку «Пуск» для вызова основного меню системы и перейдите в пункт «Все программы».

    2. Укажите пункт Microsoft Office и запустите приложение Word.

    3. Вызовите контекстное меню панели инструментов кликом правой кнопки мыши и укажите пункт «Настройка».

    4. Перейдите на вкладку «Команды» открывшегося диалогового окна настроек и выберите пункт «Вставка» в разделе «Категории».

    5. Укажите «Редактор формул» и перетащите элемент в всякое свободное место панели инструментов окна приложения Word.

    Как написать уравнение в ворде

    6. Закройте все открытые окна программ при неосуществимости выявления утилиты «Редактор формул» и раскройте узел «Установка и удаление программ» на панели управления операционной системы двойным кликом мыши для установки требуемого инструмента.

    7. Укажите приложение в списке установленных программ и нажмите кнопку «Заменить».

    8. Укажите команду «Добавить либо удалить компоненты» и удостоверите свой выбор нажатием кнопки «Дальше».

    9. Примените флажок на поле «Расширенная настройка приложений» и удостоверите выполнение команды нажатием кнопки «Дальше».

    10. Раскройте меню «Средства Office» и укажите пункт «Редактор формул».

    11. Выберите опцию «Запускать с моего компьютера» и закончите работу программы.

    12. Вернитесь в основное меню «Пуск» и перейдите в пункт «Исполнить» для редактирования параметра масштабирования утилиты «Редактор формул».

    13. Введите значение regedit в поле «Открыть» и исполните одновременное нажатие функциональных клавиш CTRL+А.

    14. Введите значение forceopen в текстовое поле окна поиска и нажмите кнопку OK для подтверждения выполнения команды.

    15. Раскройте обнаруженный элемент forceopen двойным кликом мыши и измените значение параметра на 1.

    16. Закончите работу редактора реестра и вернитесь в основное окно офисного приложения Microsoft Word.

    17. Нажмите добавленную кнопку редактора формул в панели инструментов и измените масштаб для комфорта вступления формул.

    Как написать уравнение в ворде

    Видео по теме

    Обратите внимание! Дабы верно определить число ионов, надобно показатель, стоящий перед формулой, умножить на индекс.

    Полезный совет В уравнениях реакций неукоснительно проверяйте показатели.

    jprosto.ru

    Ионные уравнения — Знаешь как

    В обыкновенных химических уравнениях не учитывается диссоциация молекул на ионы, поэтому для выражения сущности реакций, происходящих при взаимодействии между электролитами в растворах, пользуются так называемыми ионными уравнениями. Выведем такое уравнение для одной из разбиравшихся в предыдущем параграфе реакций, например для реакции

    AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl  (1)

    Чтобы осуществить эту реакцию, смешаем растворы AgNO3 и NaCl. Получается осадок AgCl, a NaNO3 остается в растворе.

    Принимая во внимание, что соли AgNО3, NaCl и NaNO3 полностью диссоциированы в растворах и только осадок AgCl со-стоит из связанных между собой ионов Ag• и Сl’, можно переписать уравнение (1) в следующем виде:

    Ag• + NO3‘ + Na• + Сl’ = Na• + NO3‘ + AgCl (2)

    Что же изменилось после смешивания растворов? Ионы NO3‘ и Na• как были свободными до смешивания, так и остались такими же после смешивания. Взаимодействие произошло только между ионами Ag• и ионами Сl’, которые соединились друг с другом и образовали нерастворимое хлористое серебро. Следовательно, ионы NO3‘ и Na• никакого участия в реакции не принимали. Но в таком случае мы можем совсем не отмечать их присутствия в уравнении реакции, как не отмечали и раньше присутствия воды или воздуха при реакциях. Исключив обозначения этих ионов из обеих частей уравнения, получим:

    Ag• + Сl’ = AgCl (3)

    Это и есть ионное уравнение рассматриваемой реакции. Оно гораздо проще молекулярного уравнения и в то же время выражает самую сущность происходящей реакции. Очевидно, что какую бы растворимую соль серебра и соляной кислоты мы ни взяли, реакция между ними выразится таким же ионным уравнением, так как во всех этих случаях будет происходить один и тот же химический процесс — соединение ионов серебра с ионами хлора и образование хлористого серебра.

    Следовательно, ионные уравнения, в отличие от обыкновенных молекулярных уравнений, относятся не к одной какой-нибудь реакции между определенными веществами, но охватывают целую группу аналогичных реакций. В этом их главная ценность и значение.

    96 97 98

    Вы читаете, статья на тему Ионные уравнения

    znaesh-kak.com

    Уравнения ионные - Справочник химика 21

        В случае отклонения системы от идеального состояния следует ввести вместо концентрации активность. Тогда уравнение (П1.3) переходит в известное уравнение ионного обмена Никольского [c.103]

        На основании уравнения ионного произведения воды (ХП1. l)i [c.163]

        Ионно-электронный метод применяется для составления уравнения ионных окислительно-восстановительных процессов. Этот метод основан на составлении частных уравнений реакции восстановления иона (молекулы)-окислителя и окисления иона (молекулы)-восстановителя с последующим суммированием их в общее уравнение. Для этого необходимо составить ионную схему реакции, руководствуясь общими правилами составления ионных уравнений, т. е. записать сильные электролиты в виде ионов, а неэлектролиты, слабые электролиты, газы и осадки — в недиссоциированном виде. Не изменяющиеся в результате реакции ионы в ионную схему не включаются. Для реакции [c.188]

        Логарифмируя уравнение ионного произведения воды [уравнение (3) 76] и меняя знаки, находим  [c.295]

        В данном уравнении ион водорода записан в виде иона гидроксония, т. е. в той форме, в какой он действительно существует в водном растворе. Не является грубой ошибкой и запись сокращенного уравнения Н+ -[- ОН ь= НзО. Нельзя лишь забывать, что под ионом водорода в действительности подразумевается ион гидроксония. Реакция между ионами гидроксония и гидроксила сильно смещена вправо в соответствии с малой величиной ионного произведения воды /Св = 10 г-иои /л . Это значит, что реакция (1) идет вправо до тех пор, пока произведение [ОЩ [0Н ] уменьшится до этой величины. Таким образом, данная реакция оказывается практически необратимой и с этой точки зрения вполне подходит для применения в объемном анализе. Кроме того, реакция переноса протона является очень быстрой. [c.94]

        В уравнении ионного произведения воды [Н+] или ОН-] никогда не могут быть равными нулю, так как любая величина, умноженная на ноль, дает ноль. С другой стороны, если концентрация (активность) одного иона стремится к нулю, т. е. становится бесконечно малой величиной, то в этом случае концентрация (активность) другого иона должна быть бесконечно большой величиной, что не имеет никакого физического смысла. Однако если в воде будет растворена кислота и тем самым повысится содержание Н+-ИОНОВ, концентрация гидроксид-ионов должна понизиться так, чтобы сохранилось постоянное значение Кв, равное при 295 К всегда Ю" . Совершенно аналогичное действие произойдет при введении в раствор щелочи. От избытка гидроксид-ионов значение Кл должно остаться прежним. Иными словами, численное значение Кь не зависит от природы растворенного вещества, поскольку [Н+] и 0Н ] являются величинами сопряженными. [c.203]

        Из уравнения ионного произведения воды можем записать Подставляем это выражение в уравнение (VI,74)  [c.211]

        В этих уравнениях значения [ОН-] найдены из уравнения ионного произведения воды. Для pH 6,0 [0н-] = 10- моль/л. [c.259]

        Чтобы получить в правой части уравнения ионное произведение воды, умножим обе части уравнения на [Н+]  [c.193]

        Аналогичным образом применение метода полуреакций к взаимодействию в щелочной среде [см. схему (3)] дает следующие уравнения ионно-электронного баланса  [c.284]

        Константу равновесия этого процесса можно выразить через константы нестойкости входящих в уравнение ионов. Это уравнение можно представить как сумму уравнений диссоциации [2п(СЫ)4] - и [Си (ЫНз) 4] входящих в левую часть уравнения, и [2п(ЫНз)4]2+ и [Си(СЫ)4] , входящих в правую часть уравнения. Тогда константу равновесия обменной реакции можно представить так  [c.341]

        Вывод основных уравнений ионного обмена [c.362]

        Уравнения ионных реакций. В растворах электролитов направление реакций определяется следующим правилом ионные реакции протекают в сторону образования труднорастворимых веществ (осадков), легколетучих веществ (газов), слабых электролитов и комплексных ионов. Уравнения реакций в таких случаях рекомендуется записывать в молекулярно-ионной форме, которая позволяет лучше понять сущность протекающих процессов. В молекулярно-ионных уравнениях растворимые сильные электролиты пишутся в виде ионов, а слабые электролиты и труднорастворимые вещества — в виде молекул. [c.123]

        Следовательно, ионные реакции, сопровождающиеся образованием осадков (труднорастворимых веществ), газов (легколетучих веществ), слабых электролитов (плохо диссоциирующих соединений), проходят до конца. При составлении уравнений ионных реакций вещества, нерастворимые в воде, а также вещества, не диссоциирующие или слабо диссоциирующие, записывают в молекулярной форме, а все остальные — в ионной форме. Например, [c.109]

        Как для теории ионного обмена, так и для всех практических применений, важно прежде всего знать, какое количество ионов может быть поглощено из раствора единицей массы ионита в данных условиях, т. е. получить уравнение ионного обмена, соответствующее изотерме адсорбции. Очевидно, что в условиях конкуренции двух или более ионов одного знака за место (в водных растворах солей всегда присутствуют Н+ и ОН и число компонентов одного знака 2), ион данного вида будет поглощаться тем больше, чем сильнее его сорбционная способность и выше era активность в растворе. [c.187]

        Теория электролитической диссоциации позволяет, отвлекаясь от сольватации (рис. 2 и 3), писать уравнения ионных реакций проще, чем соответствующие молекулярные уравнения, так как при этом исключаются ионы и молекулы, непосредственно не участвующие в образовании конечного продукта. Например, в уравнении реакции об- [c.46]

        УРАВНЕНИЯ ИОННЫХ РЕАКЦИЙ [c.157]

        В этом уравнении ионы SO, и не принимающие участия в реакции, не указаны. [c.47]

        Это выражение является частным случаем рассматриваемого ниже общего уравнения ионного обмена, предложенного Б. П. Никольским. Если вводимый электролит имеет более высокий заряд противоионов, то происходит интенсивное вытеснение им исходных противоионов, и сжатие двойного слоя резко усиливается. [c.207]

        Исключив ИЗ уравнения ионы, не принимающие непосредственно участия в реакции окисления — восстановления, окончательно можно написать  [c.213]

        Логарифмируя уравнение ионного произведения воды (7.3) и меняя знаки, получим [c.103]

        В уравнениях ионных реакций слабые электролиты (в [c.157]

        Напишите уравнения ионных реакций  [c.160]

        Решение. Сначала следует записать уравнение ионного равновесия. Затем с его помощью вывести выражение для К , и, подставив в него имеющиеся данные, нетрудно найти значение К . [c.267]

        Если известно содержание учитываемых последним уравнением ионов, появляется возможность расчета концентрации ионов водорода. Реконструированная таким образом величина pH проб дождевой воды, отобранных в Европе в довоенное время, составляет в среднем 5,5. И если сейчас в Западной и Центральной Европе обычны дожди с pH азотной кислоты, то ясно, что связано это главным образом с увеличением концентраций предшественников этих кислот в атмосфере. [c.199]

        Применим метод масштабных множителей для приведения дифференциального уравнения ионного обмена (формула (114)] к критериальному виду  [c.392]

        Это уравнение. ионо.чолекулярной не локализованной адсорбции на однородной поверхности, приближенно учитывающее взаимодействия адсорбат—адсорбат, [c.478]

        Ионно-электронный метод применяется д.пя состав.ления уравнений ионных окислительно-восстановительных процессов. Этот метод основан на составлении уравнений нолуреакций восстановления иона (молекулы)-окислителя и окисления иона (молекулы)-восстановителя. [c.163]

        Исклтэчая из правой и левой частей уравнения ионы Na + и С1 , не принимавшие участия в реакции, получим в ионном виде общее уравнение для реакции нейтрализации [c.49]

        До сих пор при написании уравнений ион водорода часто обозначался символом Н+. Так как энергия ионизации атома водорода очень велика (- 1310 кДж/г-атом), то существование свободных протонов в равновесии с другими водородсодержащими молекулами невозможно. Обычно для водных растворов ион водорода записывают в виде аммониеподобного иона Н3О+ и называют ионом гидроксония. Такое представление было сформулировано впервые при изучении реакций гомогенного кислотного катализа. [c.75]

        В уравнениях ионных реакций вещества труднорастворимые, слабоднссоциируйщие и газообразные записывают в виде молекул, а сильные электролиты — в виде ионов, на которые они диссоциируют. [c.21]

        Так как электролиты в воде диссоциируют на ионы, то реакции между электролитами в растворе надо рассматривать как процесс взаимодействия ионов. Для выражения таких реакций наряду с молекулярными уравнениями используют ионные уравнения. Ионное уравнение отражает суть тех основных изменений, которые происходят при взаимодействии растворов электролитов. В зависимости от силы электролитов и их растворимости реакции либо идут до конца, либо являются обратимыми. Рассмотрим это на примере реакции нейтрализации NaOH -f H l = Na I + HjO [c.93]

        Поместить две полоски универсального индикатора на предметаое стекло и нанести по 1 капле растворов соли Мора и хлорида железа (III) (раздельно). Определить pH растворов этих солей. Написать уравнения (ионные) реакций гидролиза этих солей по первой ступени. Какая соль подвергается гидролизу в большей степени Какой гидроксид-железа (II) или железа (III) имеет более основные свойства  [c.56]

        Для простоты в химических уравнениях ионы изсбра-жают без молекул воды Н+, Ад+, Р , 50з , Юг [c.182]

        Материальные балансы. Изложенные выше способы расчета равновесных концентраций основывались на определении соотношений концентраций по уравнениям реакций. Следует отметить, что по уравнениям ионных реакций устанавливаются, как правило, приблизитель- [c.213]

        Нусть концентрация исследуемого раствора NaOH равна 0,1 моль/л. Из уравнения ионного произведения воды находим [c.201]

    chem21.info