РАНГОУТ, СТОЯЧИЙ И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ. Бегучий такелаж


Бегучий такелаж. Школа яхтенного рулевого

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж состоит из фалов. шкотов, галсов, топенантов и брасов. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа), закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым. Названия фалов, которыми поднимают треугольные паруса (бермудские паруса, стаксели, кливеры, топсели и др.), складываются таким образом: к слову «фал» прибавляют название соответствующего паруса, например грота-фал, бизань-фал, стаксель-фал, кливер-фал и т. д.

Гафельный парус поднимают двумя фалами. Пятка гафеля поднимается гарделью, а нок — дирик-фалом.

Фалы имеют тали, увеличивающие силу подъема приспособления из блоков и тросов.

Рис. 44. Некоторые способы проводки гика-шкотов

Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей-лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Различные виды талей показаны на рис. 44. Сколько лопарей в талях, во столько раз длиннее надо взять конец для образования талей.

Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки (рис. 45), которые состоят из шкива-диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть, нагеля — оси шкива, оковки с отверстием для оси и щек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.

Рис. 45. Пластмассовый блок и его части

Рекомендуемые размеры блоков

Для облегчения работы делают так называемые патентованные блоки, у которых шкивы вращаются на роликах, катающихся между шкивом и нагелем.

Мы говорили, что выигрыш в силе талей примерно равен числу лопарей. Трение шкива по оси и о щеки, трение троса, его жесткость существенно увеличивают потери силы.

Коэффициент полезного действия блока (к. п. д.) тем меньше, чем больше трение шкива по оси и о щеки, больше перегиб троса и трение самого троса. При нормальной конструкции и размерах блока его к. п. д. составляет около 90 %; значит, сила на ходовом конце на 10 % больше, чем на коренном. Если тали сложной конструкции, то потери довольно велики: в частности, на талях в три лопаря (рис. 44) на ходовом конце надо прилагать силу не 0,33 кг, а примерно 0,41 кг, а при пяти лопарях-не 0,2 кг, а 0,34 кг, т. е. на 70 % больше теоретической силы.

При прочих равных условиях к. п. д. блока тем больше, чем больше отношение диаметра шкива к диаметру нагеля и диаметру троса. Поэтому надо, чтобы относительные диаметры блоков были достаточно велики. Практика показала, что диаметр шкива (по канавке для троса) не должен быть меньше четырех-пяти диаметров троса, а толщина шкива-не менее 1,4–1,5 диаметра троса. В противном случае тали будут давать столь малый выигрыш в силе, что такелаж окажется не бегучим, а скорее ползучим.

Блоки бывают одношкивные, двух-шкивные, реже — многошкивные.

На современных яхтах вместо талей часто применяют небольшие лебедки, фаловые и шкотовые, сильно упрощающие конструкцию и облегчающие работу с бегучим такелажем.

Для управления парусами служат шкоты. В зависимости от паруса шкоты называют клввер-шкот, стаксель-шкот и т. д. Шкоты парусов, привязанных к гикам, носят название гика-шкотов (на одномачтовых яхтах), бизань-гика-шкотов, грота-гика-шкотов и фока-гика-шкотов (на двухмачтовых яхтах). Если грот не имеет гика, парус управляется грота-шкотом (бизань-шкотом, фока-шкотом, трисель-шкотом).

Так как управление гика-шкотами требует значительных усилий, то их проводят в виде талей.

Проводка гика-шкотов может быть выполнена самыми разнообразными способами, но все их можно разделить на две группы: в один конец и в два конца. При проводке в один конец коренной конец гика-шкота крепится на гике, а ходовой проходит поочередно через ряд блоков на палубе и гике, образуя тали гика-шкота. При проводке в два конца оба конца ходовые, и с ними можно работать или вместе, или поочередно, закладывая один из концов на палубе.

Шкоты передних парусов должны быть проведены таким образом, чтобы тяга шкота проходила примерно по линии, соединяющей шкотовый угол паруса с точкой, лежащей на расстоянии, составляющем 40 % длины передней шкато-рины от галсового угла (рис. 46). На палубе шкоты проходят через кипы — втулки с отверстиями для шкота или через блочки, которые можно передвигать по рельсам для точной настройки. По ширине кипы должны быть поставлены таким образом, чтобы линия, соединяющая точку крепления галсового угла на палубе с центром кипы, составляла с диаметральной плоскостью яхты угол не менее 10–12 (как показано на рис. 46). Это не всегда удается на сравнительно узких гоночных яхтах.

Тогда прибегают к разного рода оттяжкам шкотов между кипой и шкотовым углом. Таким образом регулируют натяжение задней шкаторины стакселя, обеспечивая его правильное взаимодействие с гротом.

На яхтах с парусностью более 30–40 м2 выбирать стаксель-шкоты трудно. На таких яхтах шкоты раньше делали с талями — к шкотовому углу крепили блоки, пропуская через них шкот, коренной конец которого крепили на палубе, а ходовой пропускали через кипу и брали на руки.

Проводка через блоки затрудняет работу со шкотами: в слабый ветер шкоты не травятся, а в сильный при хлопающем стакселе его блоки представляют реальную опасность для экипажа. Поэтому сейчас блоки не используют, а при свежих ветрах шкоты добирают с помощью шкотовых лебедок, которые дают выигрыш в силе в 5–6 и более раз. На больших яхтах такие лебедки представляют собой сложные и довольно дорогие механизмы.

Снасть, которая оттягивает галсовый угол паруса к гику, бушприту или палубе, называется галсом. Галсовые углы парусов на мелких яхтах и швертботах крепят прямо на оковки рангоута или корпуса, то есть без галсов в прямом смысле этого слова. Галсы передних парусов делают в виде галс-оттяжек. Ими часто снабжают вертлюги гиков, если они передвижные (см. рис. 41). В этом случае фал выбирается в ординар или талями в два лопаря, а полное натяжение шкаторины достигается при подбирании галс-оттяжки.

Кливер, идущий на бушприт, крепится галсовым углом к гаку (крюку) на круглом кольце — ракс-бугеле, скользящем по бушприту. Такое устройство позволяет производить все манипуляции с кливером на баке яхты, а потом уже, выбирая галс, выводить галсовый угол кливера на нок бушприта.

Топенанты служат для поддержания нока гика на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал потравлен, чтобы гик не падал на палубу. Роль топенанта состоит в том, чтобы предохранить гик от падения на палубу, или хуже того, в воду при обрыве грота-фала, а при работах с гротом (взятии рифов, смене грота и т. п.) — поддерживать гик в нужном положения. При подходе к стоянке берут гик на топенант, чтобы обезветрить грот и потерять ход. На небольших яхтах с бермудским вооружением топенант обычно один-с топа мачты на нок гика; на судах с гафельным вооружением и на больших яхтах их два — наветренный и подветренный. Естественно, что подбирают всегда наветренный топенант.

На ходу топенант подбирают лишь настолько, чтобы он имел небольшую слабину при туго выбранных гика-шкотах, иначе грот будет стоять неправильно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Стоячий и бегучий такелаж. Что относится к нему, назначение снастей бегучего такелажа грузовой стрелы.

 

Такелаж — совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Стоячий такелаж (рис. 1) — снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.

Рис. 1. Схема стоячего такелажа:

1 — штаг-карнак; 2 — фор-штаг;

3 — топенанты реев; 4 — струны рея;

5 — ванты; 6 — талрепы; 7 — бакштаги

Ванты — снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы — через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.

Фор - штаги — снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.

Бакштаги — боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.

Штаг-карнак — горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.

Топенанты и струны реев служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.

Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.

Бегучий такелаж — снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти.

Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и растительные тросы.

Грузовые стрелы

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части.

Нижний конец стрелы — шпор имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы — нок насаживают кольцо — бугель, имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 — 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой, конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено — треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь — грузовой стопор и стальной трос — лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.

Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.

 

Рис. 9.2. Легкая грузовая стрела

1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела; 8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта; 11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок

.Груз поднимают гибким стальным тросом — грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом.

Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.

 

cyberpedia.su

А. ЛАРИОНОВ

В № 9 «МК» за 1969 год была опубликована статья М. Михайлова «Рангоут и стоячий такелаж», в которой рассказывалось об устройстве мачт, стеньг, реев, гафелей, бушприта, а также о всех тросах и снастях, служащих для укрепления рангоута. По просьбе читателей, судомоделистов, работающих над моделями кораблей с прямым парусным вооружением, мы публикуем статью А. Ларионова «Бегучий такелаж» (парусного корабля первой половины XIX века). Она является продолжением статьи «Рангоут и стоячий такелаж». Материал рассчитан на моделистов, уже имеющих определенный опыт и знакомых с морской терминологией.

Бегучий такелаж служит для подъема горизонтальных рангоутных деревьев (реи, гики, гафели), для постановки и уборки парусов и, наконец, для управления ими при поворотах корабля и изменении его курса относительно ветра. Снасти бегучего такелажа вырубаются, как правило, из несмоленого пенькового сезалевого или манильского троса. Ходовой конец каждой его снасти крепится за предназначенный для него битс или кофель-нагель на кофель-нагельной планке.

Перед вооружением модели бегучим такелажем не забудьте заранее ввязать все его блоки, крепящиеся к установленному рангоуту и обтянутому стоячему такелажу. Это блоки гарделей, марса-драйрепталей, топенантов, брасов, гафель-гарделей, дирик-фалов, кливер- и стаксель-фалов, галсов и ряда других.

На всех реях, гиках и гафелях перед подъемом их на свои места необходимо ввязать перты и укрепить весь комплект блоков. Проводка снастей бегучего такелажа парусных кораблей указанной эпохи представляет определенную трудность. Достаточно сказать, что, например, в комплект грота-рея входят: один трехшкивный блок грота-гарделей, коуш борга, два коуша бейфутов, по два одношкивных блока брасов, контра-брасов и топенантов, два двухшкивных или четыре одношкивных блока для марсель-шкотов и грота-гитовых и, наконец, 5-7 блоков для бык-горденей. Комплект блоков каждого рея, гика или гафеля всегда можно определить по схеме рангоута и такелажа модели корабля, которую вы изготовляете.

При проводке снастей бегучего такелажа необходимо всегда следить, чтобы они шли «чисто», то есть нигде не перекрещивались и не перевивались друг с другом. Работа по проводке бегучего такелажа должна проходить в определенной последовательности.

Первыми поднимаются грот — фок — и бегин-реи. Их подъем осуществляется гарделями. Коренной конец гардели каждого рея крепится либо вокруг самого рея, либо за стропку гардель-блока. Затем между верхним гардель-блоком, подвешенным на стропе под марсовой площадкой, и гардель-блоком, задраенным по центру рея, основываются тали, ходовой конец которых крепится за палубный битс. Иногда вместо одних гардель-талей, основанных двумя трехшкивными блоками, основывают двое двухшкивных гардель-талей, верхние блоки которых крепятся на стрелках под марсом по обе стороны мачты. Когда рей поднят гарделью до места, за коуш закладывают гак борга, остропленный на центре рея либо рядом с гардель-блоком и, наконец, если их два, то между ними. Когда рей подтянут гарделью и подвешен на борге, заводят его бейфуты. На коренном конце каждого бейфута делается огон, через который продевают его ходовой конец и затягивают. Бейфуты обносятся вокруг мачты, продеваются через свои коуши на рее и идут вниз к палубе. На ходовых концах бейфутов бензелями ввязываются коуши для гаков гинцев бейфута, которые закладываются верхними гаками за коуши, а нижними — за обухи, укрепленные на палубе рядом с брюканцами мачты.

После обтяжки бейфутов заводят топенанты. Существует два способа их проводки. В обоих случаях огон, заплетенный на коренном конце топенанта, надевается на нок рея. В первом случае ходовой конец топенанта продевается в одношкивный блок, ввязанный в длинный кневельс, опоясывающий стень-эзельгофт, и, возвращаясь к блоку на ноке рея, идет во второй одношкивный блок, ввязанный в короткий кневельс, также опоясывающий эзельгофт. От этого блока топенант идет к своему правому или левому битсу, стоящему на палубе около мачты. Во втором случае два одношкивных блока заменяются одним двухшкивным, также крепящимся к эзельгофту. Когда нижние реи выравнены топенантами, можно приступать к проводке брасов.

На коренных концах фока-брасов делаются огоны, которые схватываются между собой бензелем сзади топа грот-мачты над огоном грота-штага и, идя ему параллельно, крепятся полуштыком у его основания. Затем брасы продеваются в брас-блоки на ноке фока-рея и возвращаются к блоку, ввязанному у основания огона грота-штага. Оттуда брасы идут через один или два блока, укрепленные на чиксах грот-мачты и направляются к своим битсам, стоящим сзади грот-мачты.

Коренной конец грота-браса крепится за обух, вбитый в фальшборт около гака-борта. Рядом с обухом в фальшборте врезается шкив, в который от нока своего рея возвращается грота-брас. Он крепится либо на утке, закрепленной на фальшборте юта, либо за специальный палубный кнехт. Коренные концы контрбрасов крепятся у своих блоков на чиксах фок-мачты. Брасы бегин-рея крепятся коренным концом либо за крайние вантины грот-мачты, рядом со своими одношкивными блоками, к которым возвращаются от ноков рея, либо за обухи своего блока, крепящегося к чиксам грот-мачты.

Бегучий такелаж марса-рея надо начинать с проводки марса-драйрепа. На коренном конце драйрепа делается огон. После этого он обносится вокруг топа стеньги огоном к носу корабля, через который продевается его ходовой конец, и далее, продернутый в свой блок на середине марса рея, идет в блок, подвязанный под огонами стень-вант. В ходовой конец драйрепа ввязывается блок марса-фала. Нижний одношкивный блок талей марса-фалов делается с гаком и закладывается за рым, укрепленный на русленях между последним стень-фордуном и бортом.

Чтобы тали марса-фалов не перекручивались, на верхнем блоке делают бегунок, свободно скользящий по последнему стень-фордуну. Драйреп обрубается с таким расчетом, чтобы при подъеме марса-рея до места между блоками по масштабу оставалось 1,5-2,0 м. После проводки драйрепов марса-реи притягивают к стеньге его бейфутом, состоящим из двойной оклетневанной или обшитой кожей стропки, которая концом крепится вокруг рея со стороны стеньги и коуша, остропленного на нем с другой стороны стеньги.

Подобную систему бейфутов имеют бом- и брам-рен.

Когда марса-реи подняты на места, можно заводить топенанты. На моделях они обычно делаются одной снастью, своей серединой крепящейся выбленочным узлом вокруг брам-эзельгофта между топом стеньги и шпором брам-стеньги. Марса-топенант далее проводится через кок-блоки на рее и идет в нижние шкивы комель-блоков, ввязанных между стень-вантинами под краспицами. Оттуда они направляются к кофель-нагелям или битсам, укрепленным на палубе. Верхние шкивы комель-блоков предназначены для проводки марса-риф-шкентелей. С сороковых годов XIX века корабелы стали применять новую систему проводки марса-топенантов, коренной конец которых стали крепить не за эзельгофт, а за стень-ванты, ниже комель-блоков, и пускать в нок-блокн не сверху вниз, а снизу вверх.

Фор-марса-брасы можно проводить двояким образом. В первом случае коренной конец фор-марса-брасов крепится аналогично фор-брасам. Во втором случае коренные концы марса-брасов, заделанные огонами, крепятся между собой бензелем за топом грот-стеньги, а своим ходовым концом идут параллельно огону грот-стень-штага, у основания которого закрепляются либо бензелем, либо полуштыком. Далее они идут через брас-блоки на фор-марса-pee и возвращаются к блокам, ввязанным у основания огона грота-штага.

Оба способа применимы и для грот-марса-рея.

Крюйсель-брасы коренными концами крепятся за последние вантины грот-вант, выше ввязанных блоков, в которые они возвращаются из брас-блоков на ноках и откуда уже идут на свои кофель-нагели кофель-планок, укрепленных на фальшборте.

Брам-реи и бом-брам-реи поднимаются одинарными фалами. Коренные концы этих фалов крепятся за ввязанные посередине реев коуши, а ходовые идут через шкивы, врезанные в стеньги ниже салингов. Отсюда они следуют к своим крюйсовам, укрепленным на фальшборте на уровне брам-стень-фордунов. Брам-фалы крепятся у левого борта, а бом-брам-фалы — у правого. Брам- и бом-брам-топенанты также делаются одинарными. Они идут от ноков своих реев в комель-блоки или коуши, ввязанные между брам-или бом-брам-вантинами под бензелем их топовых огонов. От комель-блоков топенанты следуют к своим нагелям, поставленным на ворсте стень-вант у марсовых площадок. Брасы от ноков фор-брам- и грот-брам-реев идут в блоки, ввязанные на первые вантины под самыми грот- или крюйс-салингами. Брасы от ноков фор-бом-брам- и грот-бом-брам-реев идут в блоки, ввязанные В первые вантины, но под брам-салингами. От ввязанных в вантины блоков эти топенанты направляются через «собачью дыру» к кофель-нагельным планкам между мачтовыми битсами.

Брасы крюйс-брам- и бом-брам-реев идут в блоки, ввязанные в последние вантины грот-стеньг- и брам-стеньг-вант, то есть обратным ходом с кормы на нос.

Блинда-рей соединяется с бушпритом репам, типа бейфута, который состоит Из двух стропок с огонами, ввязанными по середине рея. Эти стропки обнимают бушприт выше грота-крагов и стягиваются между собой бензелем. Блинда-топенанты идут от ноков рея к блокам, прикрепленным к рымам на бушприт-эзельгофте, и оттуда к носовой кофель-планке. Блинда-топенанты могут быть одинарными или двойными. Блинда-брасы делают всегда двойными. Их коренной конец крепится аналогично грот-марса-брасам выше форштагов, а ходовой конец, пройдя через нок-брас-блок, возвращается к блокам, укрепленным у основания огона фор-штага, откуда идет в блок, укрепленный на чиксовой книце фок-мачты, и оттуда уже направляется к кофель-нагельной планке, которая укреплена между задними битсами фок-мачты.

Вооружение гика бегучим такелажем надо начинать с гика-топенант-штертов, которые представляют собой короткий трос с ввязанными на его концах коушами. Он крепится своей, серединой на гик выбленочным узлом на 1/3 длины от нока. Гика-топенанты делаются ив одного троса, который своей серединой крепится также выбленочным узлом, но уже зa нок гика. Далее они проводятся через, коуши топенант-штертов, а затем в, одношкйвные блоки, подвешенные под крюйс-марсом по обе стороны мачты. Оттуда они идут к- планкам со шкивами, прикрепленным по обе стороны гика на 2/3 его длины от нока. В ходовые концы топенантов ввязываются коуши, в которые закладываются хват-тали, другим концом заложенные за обухи, вбитые у основания усов гика. От нока гика идут гика-бакштаги, основанные по типу топенант-штертов, за коуши которых закладываются гинцы. Другой стороной они крепятся за обухи на бортовых гранях гака-борта. Над гранью гака-борта на гике ввязывается двухшкивный блок талей гика-шкотов. Нижний блок талей крепится либо за обух у основания гакаборта, либо иа поставленный в этом месте погон.

Гафель поднимается до места гафель-гарделью, основанной двумя двухшкивными блоками. Верхний блок крепится стройкой под крюйс-марсом, а нижний основывается гаком, который закладывается за обух, вбитый у основания усов гафеля. Под нужным углом к мачте гафель удерживается дирик-фалом. Коренной конец его крепится либо за топ крюйс-стеньги, либо за нок гафеля. В первом варианте дирик-фал сначала проводятся через блок, задраенный за нок гафеля, н оттуда идет к двухшкивному, блоку, укрепленному к наметке на эзельгофте, и возвращается ко второму блоку на гафеле и снова идет к блоку на эзельгофте. Во втором варианте дирик-фал от нока гафеля идет к двухшкивному блоку и далее, как в первом.

Для управления гафелем в горизонтальной плоскости служат эринс-бакштаги, заведенные за его нок. Они представляют собой длинный шкентель с ввязанными в его концы двухшкивными блоками. С каждой стороны эринс-бакштаги основываются талью, оснащенной внизу одношкивным блоком с гаком, который закладывается за обух, вбитый в ватервейс у гака-борта.

Здесь мы разобрали бегучий такелаж, связанный с подъемом и управлением рангоутом. Речь о парусах и связанном с ними бегучем такелаже пойдет в следующий раз.

hobbyport.ru

Бегучий такелаж - это... Что такое Бегучий такелаж?

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.

Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Бегучий такелаж рангоута

Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги.

При обычном порядке вооружения судна такелажем начинали с бушприта. Затем оснащали нижние мачты и стеньги. Затем ставили нижние и марса-реи. После окончания этих такелажных работ на судно привозили брам-стеньги, устанавливали их и оснащали штагами и вантами. В конце оснастки ставили брам- и бом-брам-реи.

Бушприт

  • Вулингами бушприта, однним или двумя, бушприт соединяли с княвдигедом или форштевнем. Для вулинга применяли трос толщиной около 4 1/2…8" (в зависимости величины судна) и длиной от 1 1/2 до 2 1/4 длины бушприта. Если ставили один вулинг, то брали 1 1/2 длины, если два, то 2 1/4. Трос охватывал бушприт, затем проводился через специальное отверстие в княвдигеде или через обух в штевне. Эту операцию повторяли от 9 до 11 раз, причём каждый раз трос перекрещивали. Каждый отдельный шлаг набивали и сшивали с предыдущим, в результате чего достигалось очень крепкое соединение между носовой оконечностью судна и бушпритом. Когда с помощью троса было выполнено достаточное количество шлагов, ходовым концом вокруг шлагов делали такое же количество горизонтальных шлагов, при это их, как и вертикальные, каждый раз сшивали. Оставшийся конец лопаря кнетневали и прихватывали к штагам.
  • Заспиник бушприта страховал моряков при хождении по бушприту. С одной стороны был закреплён на обухе, поставленном в верхней части бушпритного эзельгофта, а с другой на обухе на кнехте штевня. На европейских судах не-английской закладки, второе место крепления обычно находилось на бикгеде (передней переборке бака).
  • Ватер-штаг-краг (строп ватер-штага) представлял собой юферс или штаг-блок, ввязаный в трос с двумя огонами, который крепили на «седле» для ракс-бугеля блинда-рея и ставили юферсом вниз. Приблизительно до 1720 года английские военные суда несли один краг, позднее, вплоть до 1800 года, два, а в последующие годы — три крага. Суда французской закладки вместо юферсов или штаг-блоков, наиболее распространённых в конце XVIII века, имели всплесненный многошкивный блок и обычно только один ватер-штаг-краг. Торговые суда обычно имели один краг.

Краг, краг-штаг — тированый строп с юферсом. Служит для тяги фока-штагов, ватер-штагов, лось-штагов и пр.

— Самойлов К. И. Т.I. С. 484

Для верхнего штага (обычно это петля самого штага) употребляется термин «краг», а для нижнего — «краг-штаг».

В начале XVIII века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был ввязан юферс, причём сплесень на краге всегда находился напротив юферса. Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Краги обычо были оклетневаны или обшиты кожей.

  • Бакштаг-краг был такого же рода, отличался тем, что в строп ввязывали два юферса или два штаг-блока, находившихся по сторонам. Эти краги ставили там же, где и ватер-штаг-краги.
  • Фока-краг-штаг ставили над крагом ватер-штага. Он был с нормальным штаг-блоком и огибал подковообразный штаг-блок, по внешней стороне которого шёл кип. Блок бензелевали под бушпритом. Два выреза на внутренней стороне подковы штаг-блока предназначались для крепления к нему краг-троса. Подковообразный штаг-блок стали применять около 1775 года, до этого применяли сердцеобразный блок, который приблизительно до 1730 года, как и краг ватер-штага, был остроплен одиночным стропом. В 1730—1775 годах его стали стропить двойным стропом и бензелевать под бушпритом. Когда в Англии перешли к подковообразным штаг-блокам, суда других европейских стран (континентальные суда) сохранили его прежнюю форму. На голландских и французских судах вместо штаг-блоков вместо штаг-блоков чаще использовались многошкивные блоки.
  • Ватер-штаг служил для удержания бушприта внизу, противодействуя силе натяжения фока-штага. На больших судах его окружность равнялась 9". Ватер-штаг проводили в отверстие в княвдигеде и концы сплескивались вместе, в результате чего образовывалось большое кольцо из троса и, следовательно, штаг работал как имеющий двойную толщину.

В верхнюю часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовили тонким тросом, тем самым соединяя краг и ватер-штаг в единое целое.

На континентальных судах юфрс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Тарлеп ватер-штага пропускали через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом) к штевню, где заканчивали талями.

По данным, приводимым Рёдингом (в отличие от Левера и Пари) блок крага является лонг-такель-блоком (а не обычным блоком).

  • Бакштаги бушприта удерживали бушприт в диаметральной плоскости. Их гаками закладывали в обухи, поставленные по обеим сторонам судна. В переднюю часть бакштагов, как на крагах, были ввязаны юферсы или штаг-блоки которыми бакштаги с парным им найтовили на краге. В употреблении бакштаги вошли с 1706 года. С 1770 года, вместо юферсов, всё чаще употребляют штаг-блоки. Во Франции вместо юферсов и штаг-блоков использовали тали на блоках.

Утлегарь

  • Кливер-ринг
  • Перты утлегаря
  • Утлегарь-бакштаги
  • Кливер-ринг-бакштаги
  • Брам-краг-штаг
  • Фал утлегаря
  • Найтов

Бом-утлегарь

  • Бом-утлегарь-бакштаги
  • Перты
  • «Выстрел» бушприта
  • Утлегарь-штаг

Блинда-рей

  • Перты
  • Шкентели брасов
  • Блинда-брасы (трисы)
  • Топенант-блок
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Блинда-реп
  • Фал блинда-рея
  • Направляющие коуши

Блинда-блинда-рей

  • Брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блоки
  • Ракс-бугель
  • Фал

Нижние мачты

  • Калвы
  • Сей-шкентели «мачт-талей»
  • Ванты
  • Оснастка юферсов
  • Ворсты
  • Оплётка вант и постановка швиц-сарвеней
  • Бентинк-ванты
  • Лось-ванты
  • Выбленки
  • Штаги
    • Фока-штаг
    • Лось-штаг
    • Грота-штаг
    • Грота-лось-штаг
    • Сей-тали
    • Бизань-штаг
    • Штаг-анапуть, или «штаговый паук» (нем. Stagspinne)

Стеньги

  • Стень-тали
  • Стень-ванты
  • Пуненс-юфес
  • Путенс-ванты
  • Выбленки
  • Стень-бакштаги
  • Стень-фордуны
  • Стень-штаги
  • Фор-стень-штаг
  • Фор-стень-лось-штаг
  • Кливер-леер
  • Грот-стень-штаг
  • Грот-стень-лось-штаг
  • Мидель-стаксель-леер
  • Крюйс-стень-штаг

Нижние реи

К этой группе относят фока-, грота- и бегин-реи, гафель и гик. В России гафель и гик к реям не относят.

Фока- и грота-реи
  • Перты
  • Подпертки
  • Рей-тали
  • Шкентели брасов
  • Фока-брасы
  • Грота-брасы
  • Шпрюйты грота-брасов
  • Вспомогательные брасы
  • Марса-шкот- и топенант-блоки
  • Топенанты
  • Направляющий марса-шкот-блок
  • Гитов-блок
  • Слаб-гордень-блок
  • Гордень-блок
  • Фал нижнего рея, или гардель
  • Борг (подвеска рея)
  • Ракс-бугель
  • Тросовый бейфут
  • Фал ракс-бугеля (англ. Naveline, англ. Knave line, нем. Knabeline, навеляйне)
  • «Мышь» (англ. Mouse of a stay, нем. Maus) и «дельфин» (нем. Delphin)
Бегин-рей
  • Направляющий марса-шкот-блок
  • Борг
  • Брас-шкентели
  • Топенанты
  • Бейфут
  • Фал на бегин-рее не несли
Бизань-рю
  • Фал-рю
  • Дирик-фал или рю-топ-фал
  • Гитов-блоки
  • Брас-блоки
  • Рю-эренс-блоки
  • Рю-эренс-бакштаги
  • Флаг-блок
  • Шалс-тали или писподы
  • Бейфут
Гафель
  • Бейфуты
  • Борг
  • Шпрюйт
  • Дирик-фал
  • Гафель-блоки
  • Брас-блоки
  • Гафель-эренс-бакштаги
  • Гафель-гардель
  • Гафель-нирал «верхний» (нирал нока гафеля)
  • Гафель-нирал «нижнний» (нирал усов гафеля)
Бизань-гик
  • Бейфут
  • Гика-топенант
  • Гика-шкот
  • Гика-бакштаги
  • Гика-перты
Драйвер-гик

Грот- и фор-марса-реи

  • Перты
  • Лисель-блок
  • Риф-тали
  • Брасы
  • Фор-марса-брасы
  • Грота-марса-брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Направляющие брам-шкот-блоки
  • Драйреп или фал марса-рея
  • Гордень-блоки
  • Брам-шкот-блоки
  • Ракс-бугель

Крюйс-марса-рей

  • Топенанты
  • Брасы
  • Фал

Брам-стеньги

  • Стень-вынтреп
  • Кренгельс-строп
  • Ванты
  • Выбленки
  • Брам-фордуны
  • Брам-штаг
  • Фор-брам-штаг
  • Грот-брам-штаг
  • Стаксель-леер
  • Крюйс-брам-штаг
  • Флагшток-штаг

Брам-рей

  • Топенанты
  • Брасы
  • Фор-брам-брасы
  • Грот-брам-брасы
  • Крюйс-брам-брасы
  • Гитов-блоки
  • Фал
  • Бейфут
  • Перты

Бом-брам-стеньги

Бом-брам-реи

  • Фал
  • Брасы
  • Бейфут, гитовы и топенанты отсутствовали, так как реи несли летучими.

Лисель-спирты

Прежде, чем поставить лисели, проводили ряд предварительных мероприятий.

Ундер-лисель-спирты
  • Топенант
  • Ватер-штаг
  • Бакштаги
  • Лисель-галс-блок
Марса-лисель-спирты
  • Галс-блок
  • Фал-блок
  • Брасы
  • Топенант
Брам-лисель-спирты
  • Галс-блок
  • Топ-тали
  • Фал-блок

Галс-боканец (выстрел фока-галса)

  • Галс-блок
  • Бакштаги

Брасы нижних реев и нижних марсареев обычно составляют из коротких шкертелей с одношкивными блоками и талей, ходовой конец которых идёт к брасовой лебёдке, коренной к кофель-планке.

Фалы подвижных реев тянут самотормозящимися ручными лебёдками или непосредственно гинями.

Шкоты гика бизани заводят попарно между одно и двухшкивными блоками или между двумя двухшкивными блоками в зависимости от размеров гика.

Топенанты верхних, поднимаемых реев делаются глухими, то-есть закрепляются постоянно. При опущенном вниз рее они принимают на себя часть его веса, а при поднятом — свободно провисают. Топенанты нижних, неподвижных реев заведены шкентель-топенантами за нок рея и пропущены через отводной блок у топа мачты к топенант-талям, у кофель-планки, расположенной вблизи мачты. Бизань-гика-топенанты(верхие, нижние и средние) служат для фиксации заданного наклонного или горизонтального положения рангоута. Их изготовляют из стального полужёсткого троса с цепными стропками на концах для регулирования длины топенанта и проводят от топа стеньги к нокам гафелей и гику.

Эрнс-бакштаги(снасти, которыми удерживаются за нок верхний и нижний гафели, когда трисель и бизань убраны) заводятся длинными шкентелями и заканчиваются талями, расположенными между одно и двухшкивными блоками.

Бегучий такелаж парусов

Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими. На крупных парусных судах изготавливается из растительных, синтетических тросов и особо гибких стальных тросов малого диаметра. К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-коты парусов, галсы, гордени и гитовы.

Фалы

Фалы кливеров и стакселей изготовляют из гибкого стального троса. Фалы крепятся скобой к фаловому углу паруса, проводятся параллельно штагу вверх к отводному блоку и вниз к горденю, выведенному к борту у кофель-планки. Крепятся попеременно с правого и левого бортов начиная с бом-кливера. С появлением синтетических парусов их такелаж изготавливается также из синтетических тросов.

Фалы трисельных парусов, убирающихся к мачте с глухо закреплёнными гафелями, проводят от нок-бензельного угла к блоку у пятки гафеля и вниз к кофель-планке у мачты.

Ниралы

Ниралы, которыми убирают косые паруса (противостоят фалам), изготовляют из растительного или синтетического троса. Крепятся коренным концом к фаловому углу паруса и пропускаются через две-три биготки или барашки (точёные деревянные колодки, служащие для отвода снастей), закреплённые у раксов, выводятся параллельно штагу к мачте на палубу.

Ниралы парусов бушприта выводят к специальной кофель-планке на четыре нагеля у шпора бушприта.

Ниралы трисельных парусов проводятся по гафелям к нокам и блокам аналогично фалам, но с противоположной стороны гафеля. С их помощью убирают нок-бензельный угол паруса к мачте.

Шкоты

Шкоты нижних парусов(фока и гротов) больших современных парусных судов изготавливаются из гибкого стального троса и крепятся коренным концом к шкотовому углу паруса, далее через шкив-гат — к ручной палубному шпилю для обтягивания и крепления на кнехте.

Шкоты нижних марселей, брамселей и бом-брамселя выделывают из стального гибкого троса, иногда в отдельные участки шкотов вставляют такелажные цепи и оснащают талями.

Шкоты верхних марселей и брамселей обычно делают глухими, шкотовые углы паруса крепят специальными стропками и скобами крепят к ниже расположенному рею.

Шкоты кливеров и стакселей — парные, по одному на каждый борт. На крупных судах с парусами большой площади к шкотовому углу крепят сначала шкентели с грушевидными шкот-блоками, через который проводят обычный гордень, закрепив его коренной конец за обух в палубе или в фальшборте, а ходовой — за нагель на кофель-планке.

Галсы

Галсы нижних парусов должны удерживать в нужном положении наветренный угол паруса и шкаторину в натянутом виде. Они изготовляются из гибкого стального троса с вплетённым, для удобства работы руками, в ходовой конец растительным тросом. Коренной конец галса крепится скобой к нижним углам паруса вместе со шкотом. Ходовой конец пропускают через канифас-блок на палубу и направляют к шпилям или на кнехты.

Нижние углы фока и гротов, имеющие с каждого борта по одному галсу и шкоту, попеременно выполняют функции галсового или шкотового угла в зависимости от того, каким галсом по отношению к ветру идёт судно.

Галсы кливеров и стакселей выполняют глухими в виде коротких стропок, заведённых от галсового угла паруса к обуху штага.

Гордени

Гордени прямых парусов выделывают из гибких стальных, либо растительных тросов. Нок-гордени подтягивают боковую шкаторину к рею при уборке паруса. Бык-гордени подбирают при уборке паруса к рею. Они делятся на каждой половине паруса на внутренние, средние и наружные и закрепляются коренными концами за кренгельсы нижних шкаторин. Их ходовые концы через гордень-блоки направлены к марсу и далее к бортовым кофель-планкам.

Гитовы

Гитовы парусов (нижнего марселя, нижнего брамселя и бом-брамселя) подтягивают шкотовые углы парусов к нокам реев.

У верхнего марселя и верхнего брамселя шкоты закрепляются наглухо. Поэтому здесь гитовы заменены ниралами и крепятся коренными концами за обух нок-бугеля нижерасположенного рея. При уборке паруса и спуске рея, подвижного в данном случае, на штатное место эти рей-ниралы позволяют осаживать рей книзу.

См. также

Литература

  • Бегучий такелаж // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
  • «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века», К. Х. Марквард, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0131-3

dic.academic.ru

Бируты - Такелаж

corner

Такелаж

shroud ends
Декабрь 2008. Стоящий такелаж

Стоящий такелаж нужно менять. Во-первых, возраст его не известен, но судя по всему большой, хотя на вид он выглядит ничего. Правда, размер странный: по спецификации все ванты и штаги должны быть 6 мм, я замерил и у меня получилось 5 мм. Во-вторых, обжимки на концах имеют форму банана (см. фото), что говорит об использовании плохого обжимного оборудования, и строго говоря, их эксплуатация недопустима!

На Мунвинде (теперь Бируте) установлена скрутка Харкен для генуи на штаге. Хочу добавить еще внутренний убираемый штаг, благо на мачте для него предусмотрено крепление и поднимать на нем маленький и штормовой стаксели. Вообще, хотелось, конечно, избавиться от закрутки, потому как если ее заклинить или стаксель фал на нее намотается, то хлопот это вызовет непомерных. А ведь такое может случиться и обязательно случится в непогоду. На маленький и штормовой стаксели надо будет нашить карабины.

На мачте заменю обычный топовый трехцветный фонарь на светодиодный совмещенный с якорным. Фонарь для освещения палубы на мачте нужно тоже будет заменить на светодиодный. Внутри освещение каюты тоже будет на светодиодных лампах.

Еще на мачте надо будет установить СВЧ антенну и радар. Определитель ветра можно думаю не ставить.

Бегущий такелаж

Хочу провести весь бегущий такелаж в кокпит, чтобы на нос и к мачте не бегать. Это потребует установки двух дополнительных лебедок, направляющих для концов, блоков, стопоров и мешков. Концы для взятия рифов попрячу внутрь гика. По подсчету получается по четыре конца с каждой стороны входа в каюту: четыре фала (грот, генуя, стаксель, спинакер), два рифовых конца, топенант, фал спинакер-гика) плюс еще оттяжка гика - это все от мачты. Генуя/стаксель шкоты уже заведены через две другие лебедки.

splicesplice
Апрель 2009. Новый бегущий такелаж

Бегущий такелаж поизносился. Я заменил его весь за исключением шкот. Для начала пришлось учиться сплетать огоны. Я умел это делать только с традиционными веревками из трех скрученных составляющих. Новые же веревки совершенно другие. Пришлось сначала выяснить их тип, а потом поискать в интернете как их плести. Большинство фалов были одного типа - параллельная середина, за исключением спиинакер-фала, который был двойной скрутки.

Первое впечатление - нет, это невозможно! Слишком трудно! Но с каждой новой попыткой я продвигался все дальше и дальше, пока, наконец, не получил прилично выглядевший огон. К утру все пять фалов были сплетены. Риггин Онли (Rigging Only), компания в которой я покупал такелаж, сказала, что стальные ушки, Яндекс говорил, что это называется коуш, (да простит меня читатель, совсем я забыл русскую яхтенную лексику, поэтому уж использую слова, которые по смыслу вроде близки, по крайней мере должно быть понятно о чем идет речь - пишите мне, я исправлю) в огоны не надо вплетать, мол, все равно конец перетрется раньше где-нибудь в другом месте. Хм... может тогда народ просто чаще будет у них веревки покупать? Ладно, зато они мне дали бесплатно большую иголку и нитку для оплетки.

Огоны-то я сплел, а вот оснастку в них не вставил. Думал, что она наверняка должна раскрываться. Ха, не тут-то было - блин, придется или переделывать или искать все же другую оснастку. Черт, и как же правильно называется эта штука, за которую паруса цепляют? По-английски, shackle, а по-русски? Карабин? Такелажная скоба?

mast

Второй загвоздкой после плетения огонов, была мачта. Нужно было придумать, как протянуть в ней провода и веревки и чтобы все это хозяйство не перепуталось. Я мог бы использовать существующие веревки для проводки новых, но если старые были запутаны, то и новые бы тоже оказались запутаны. Доверия у меня к ним не было. На Мунвинде все было сделано как попало. К счастью, у меня осталась старая закрутка стакселя, которая как раз была по длине как мачта, и я использовал ее для протягивания новых веревок.

Закрутку я все равно решил выбросить и вернуться к карабинам на генуи и двух стакселях, номер два и штормовом. Вообще, была даже идея сохранить закрутку на будущее, на всякий случай. Но я так и не понял как разобрать алюминиевые секции - они кажись были склеены намертво и не рассоединялись.

Было бы гораздо удобней тянуть концы, если бы мне удалось удалить степ мачты - но нет, как я ни старался, он прирос к ней навеки. Не помогло даже хитроумное использование автомобильного домкрата! Стальные шурупы пришлось все высверливать, открутить их было невозможно, но все зря. Степ оказался упрямее.

Все шесть концов прошли хорошо - по три с каждой стороны:

НазначениеБортЦветДлина, футыТолщина, дюймы
ГротофалЛевыйСиний863/8
Запасной гротофал (или топенант)ПравыйЗеленый863/8
Генуя-фалЛевыйДвойной красный903/8
Стаксель-фалЛевыйКрасный903/8
Спиннакер-фалПравыйКрасный863/8
Фал спиннакер-гикаПравыйЧерный705/16
mast stepping

Пришлось заменить в добавок еще и шкивы блоков на мачте, как вверху, так и внизу. Старые уже поизносились. Проводку я всю тоже поменял на "правильную". До топа мачты у меня идут трехжильный кабель 16 AWG к новому трехцветному светодиодному огню, который может работать как навигационный при движении под парусом и как белый круговой на якорной стоянке. Кроме того, он может еще и мигать белым круговым. Только вот не припомню где же такой огонь применяется. Коаксиальный кабель марки 213 подключен с новой СВЧ антенне. И еще один многожильный кабель идет к анемометру Реймарин.

Проблема возникла при протягивании проводов для огня освещения палубы и переднего белого огня, который должен использоваться в сочетании с бортовыми и кормовым огнями, расположенными на релингах, при движении под мотором. Провода должны были выйти через маленькие отверстия в середине мачты. Здесь на выручку пришел стальной трос, который использовался в качестве грото- и стаксель-фалов в старом такелаже и который я тоже собирался было выкинуть. Чтобы выудить трос их степа мачты, уже и без того полного концов и проводов, потребовалось терпение и изобретательность в виде проволочек, отверточек и тому подобного.

Сначала я пытался припаять разъем для антенны с кабелю при помощи 35-ваттного паяльника, потом при помощи 150/400-ваттного пистолета, но это все не работало - слишком много теплоты требовалось для нагрева разъема. В итоге, конечно, пропановый торч сделал свое дело.

Я сохранил корпуса для белого переднего огня и огня освещения палубы. Для первого мне удалось найти светодиодную лампочку, а для второго нет, так и оставил его с обычной 10-ваттной. Не думаю, что он часто будет использоваться, по крайней мере, если и будет, то непродолжительное время.

Для проводки всех концов в кокпит мне потребуются два набора палубных блоков из 4 штук, по одному с каждого борта, два блока по 4 стопора в каждом и две лебедки.

Хочется попробовать использовать одноверевочную систему рифов, но не знаю, будет ли она работать с моих гротом.

spreaders alignment
Апрель 2009. Стоящий такелаж
Установка мачты

Наконец-то мачта у меня была готова к подъему. Крис с Нимек Марин, правда, так не считал и еще час наводил порядок с моими веревками и краспицами. Он еще продал мне тюбик Теф-геля, который предотвращает turnbuckles от заклинивания под нагрузкой.

Мне пришлось таки настоять на своем. Я утверждал, что краспицы должны крепиться к вантам под равным углом, т. е. угол между верхним участком ванты и краспицей должен быть равен углу между нижним участком ванты и краспицей. Крис почему-то так не считал. Поскольку Нимек Марин не занимается настройкой такелажа, то краспицы решили пока не прикручивать к вантам, а сделать это уже после того как ванты будут окончательно натянуты. Тогда же и чехлы одеть на концы краспиц, чтобы грот меньше терся. Настройку такелажа нужно проводить уже после спуска яхты на воду.

В день поднятия мачты я занимался покраской дна. Для удобства я оставил только четыре опоры. Когда же мачта была установлена, яхта стала менее устойчивой. На следующий день, когда краска подсохла, я добавил еще три опоры.

Народ заценил яхту с поднятой мачтой - сказали, что теперь моя лодка и правду похожа яхту! Не только по виду, между прочим. Теперь она еще и звенит всем своим такелажем в тон другим яхтам в марине. Как выяснилось позже, можно было засунуть все провода в трубку и привинтить ее к мачте, тогда бы провода не так барабанили внутри мачты.

Позже, после спуска Бируты на воду, Дэн с Риггин Онли настроил стоящий такелаж и Крис поднял меня на лебедке на мачту, где я уже сам отрегулировал угол краспиц по отношению к вантам и одел чехлы на концы краспиц. Чтобы я мог в дальнейшем сам лазить на мачту, он продал мне свои альпинистские ассендеры, которыми я благополучно потом пользовался при замене топового огня.

deck organizers
Бегущий такелаж
Проводка концов в кокпит

Все 6 концов с мачты (фалы генуи, стакселя, спинакера, грота, спинакер-гика и топенант) плюс два конца для рифов были заведены в кокпит. По 4 с каждой стороны. Помимо перечисленных выше организаторов на палубе, стопоров и лебедок, еще потребовалось три блока возле мачты: два для рифов и один для оттяжки гика, 4 на гике и 2 на гроте. Лебедки я купил Андерсен №18, а стопора и организаторы Спинлок, блоки Шейфер.

lines

В комингсе брызговика пришлось прорезать две дырки для веревок. Обработал их стеклотканью. Для этого сначала залепил дырки лентой, потом наложил на нее один-два слоя стеклоткани, дождался пока она высохнет, потом вытащил готовые формочки и обернул их еще на пару раз стеклотканью. Не дожидаясь пока она схватится, вставил формочки в отверстия. После того как все высохло, обработал края ножиком и шкуркой, потом покрасил белой эмалью.

Лето 2015. Кюрасао. Ремонт лебедки по правому борту

Лебедка Lewmar по правому борту стала с трудом проворачиваться даже рукояткой. Сначала я подумал, что она просто умерла и пора покупать новую, но после того как я увидел сколько она стоит, я решил внимательней разобраться в проблеме.

Снять крышку оказалось недостаточно. Нужно было открутить лебедку с комингса целиком, чтобы выбить ось, на которой вращалась шестеренка. Ось нужно было почистить мелкой шкуркой и смазать. Собственно, я промыл и смазал там все что можно. Полдня работы и лебедка снова работает как новенькая!

Октябрь 2015. Кюрасао. Новый кормовой вантпутенс

На кормовом вантпутенсе появились подозрительные паутинки трещин. Его срочно нужно было заменить. Он был изготовлен из 6 х 35 мм нержавейки. В местном магазине купил 8 х 40 полоску 316-й стали, отвез ее в Кюрасао марину, точнее в мастерскую, что рядом с ней. Там мне просверлили в полоске дырки и согнули ее под нужным углом. Отполировал и установил уже сам.

chainplate
Март 2016. Кюрасао. Новые вантпутенсы

Раз уж заменил кормовой, то может и бортовые пора менять? В том месте, где они проходят через палубу, и где вероятней всего может развиться коррозия, ничего не увидишь, пока не снимешь вантпутенсы. А чтобы их достать, нужно разобрать поляхты! Точнее, нужно демонтировать полочки в каюте по обоим бортам. Чтобы избежать такой трудоемкой операции, ограничился прорезанием дырок в полках и снятием облицовки бортов из реек. Заодно и покрасил борта свежей краской.

Да, вантпутенсы пришло время менять. Кто знает, сколько бы они еще выдержали в таком состоянии. На новые вантпутенсы пошла та же полоска стали 8 на 40 мм. Родная была 6 на 35 мм. Для сравнения старый и новый вантпутенс до полировки, которая заняла у меня почти полдня. Неудивительно, что она дорого стоит в мастерских.

beruta.creatica.org

РАНГОУТ, СТОЯЧИЙ И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ

Рангоутом называются все вертикальные, горизонтальные и наклонные балки, находящиеся на верхней палубе и предназначенные для несения парусов, флагов, сигналов, сигнальных огней, антенн и для поднятия тяжестей. Рангоут может быть деревянным или металлическим.

Такелаж – это все снасти, с помощью которых поддерживается и крепится рангоут, а также поднимается груз, шлюпки, сигналы, трапы и т. д.

На судах с механическим двигателем рангоут и такелаж имеют в основном терминологию парусного судна. Существенное от­личие заключается в том, что мачты, стрелы, шлюпбалки и дру­гие устройства значительно изменились и усложнились.

Рангоут таких судов состоит из грузовых мачт и полумачт (грузовых колонн) с прикрепленными к ним грузовыми стрелами, легкими сигнальными мачтами с сигнальными и антенными рей­ками, кормового флагштока, носового штока, небольшого гафеля, кранов, кранов-стрел, различных видов шлюпбалок и др.

Грузовые мачты бывают следующих типов: одиночные (однодревковые или одноногие), П-образные, Л-образные (двуногие), трехногие и многоногие.

 

а б в г д

 

 

На некоторых судах устанавливаются сигнальные мачты.

а б

Кормовой флагшток — это труба небольшого размера или дерево круглого сечения с клотиком на топе. Клотик — диск с одним или двумя шкивами. На флагштоке при стоянке судна в гавани или на рейде поднимается государственный флаг, фал ко­торого крепится внизу за утку.

Носовой шток — ме­таллическая труба небольшого размера для несения ночью якорного огня, а днем черного шара, если судно стоит на якоре.

Небольшой гафель — рангоут, на котором на ходу судна под­нимается государственный флаг. Трап-балка — металлический рангоут различных профилей, служащий для постановки и уборки забортного трапа.

Стоячий такелаж на новейших судах с механическим двигате­лем встречается редко и в основном используется для под-

крепле­ния мачт при работе с тяжеловесами. В этом случае применяются ванты из усиленных, иногда двойных, канатов или трубчатые (прутковые тяги). Еще реже встречаются штаги.

Бегучий такелаж судна с механическим двигателем состоит из горденей, топенантов, топенант-талей, топенант-гиней, грузовых шкентелей, грузовых талей, грузовых гиней, оттяжек, контроттяжек, сигнальных фалов и т. п

 

 

ТРОСЫ

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Бегучий такелаж — WiKi

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.

Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Бегучий такелаж рангоута

Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги.

При обычном порядке вооружения судна такелажем начинали с бушприта. Затем оснащали нижние мачты и стеньги. Затем ставили нижние и марса-реи. После окончания этих такелажных работ на судно привозили брам-стеньги, устанавливали их и оснащали штагами и вантами. В конце оснастки ставили брам- и бом-брам-реи.

Бушприт

  • Вулингами бушприта, одним или двумя, бушприт соединяли с княвдигедом или форштевнем. Для вулинга применяли трос толщиной около 4 1/2…8" (в зависимости величины судна) и длиной от 1 1/2 до 2 1/4 длины бушприта. Если ставили один вулинг, то брали 1 1/2 длины, если два, то 2 1/4. Трос охватывал бушприт, затем проводился через специальное отверстие в княвдигеде или через обух в штевне. Эту операцию повторяли от 9 до 11 раз, причём каждый раз трос перекрещивали. Каждый отдельный шлаг набивали и сшивали с предыдущим, в результате чего достигалось очень крепкое соединение между носовой оконечностью судна и бушпритом. Когда с помощью троса было выполнено достаточное количество шлагов, ходовым концом вокруг шлагов делали такое же количество горизонтальных шлагов, при это их, как и вертикальные, каждый раз сшивали. Оставшийся конец лопаря кнетневали и прихватывали к штагам.
  • Заспиник бушприта страховал моряков при хождении по бушприту. С одной стороны был закреплён на обухе, поставленном в верхней части бушпритного эзельгофта, а с другой на обухе на кнехте штевня. На европейских судах не-английской закладки, второе место крепления обычно находилось на бикгеде (передней переборке бака).
  • Ватер-штаг-краг (строп ватер-штага) представлял собой юферс или штаг-блок, ввязаный в трос с двумя огонами, который крепили на «седле» для ракс-бугеля блинда-рея и ставили юферсом вниз. Приблизительно до 1720 года английские военные суда несли один краг, позднее, вплоть до 1800 года, два, а в последующие годы — три крага. Суда французской закладки вместо юферсов или штаг-блоков, наиболее распространённых в конце XVIII века, имели всплесненный многошкивный блок и обычно только один ватер-штаг-краг. Торговые суда обычно имели один краг.

Краг, краг-штаг — тированый строп с юферсом. Служит для тяги фока-штагов, ватер-штагов, лось-штагов и пр.

— Самойлов К. И. Т.I. С. 484

Для верхнего штага (обычно это петля самого штага) употребляется термин «краг», а для нижнего — «краг-штаг».

В начале XVIII века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был ввязан юферс, причём сплесень на краге всегда находился напротив юферса. Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Краги обычно были оклетневаны или обшиты кожей.

  • Бакштаг-краг был такого же рода, отличался тем, что в строп ввязывали два юферса или два штаг-блока, находившихся по сторонам. Эти краги ставили там же, где и ватер-штаг-краги.
  • Фока-краг-штаг ставили над крагом ватер-штага. Он был с нормальным штаг-блоком и огибал подковообразный штаг-блок, по внешней стороне которого шёл кип. Блок бензелевали под бушпритом. Два выреза на внутренней стороне подковы штаг-блока предназначались для крепления к нему краг-троса. Подковообразный штаг-блок стали применять около 1775 года, до этого применяли сердцеобразный блок, который приблизительно до 1730 года, как и краг ватер-штага, был остроплен одиночным стропом. В 1730—1775 годах его стали стропить двойным стропом и бензелевать под бушпритом. Когда в Англии перешли к подковообразным штаг-блокам, суда других европейских стран (континентальные суда) сохранили его прежнюю форму. На голландских и французских судах вместо штаг-блоков вместо штаг-блоков чаще использовались многошкивные блоки.
  • Ватер-штаг служил для удержания бушприта внизу, противодействуя силе натяжения фока-штага. На больших судах его окружность равнялась 9". Ватер-штаг проводили в отверстие в княвдигеде и концы сплеснивались вместе, в результате чего образовывалось большое кольцо из троса и, следовательно, штаг работал как имеющий двойную толщину.

В верхнюю часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовили тонким тросом, тем самым соединяя краг и ватер-штаг в единое целое.

На континентальных судах юфрс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Тарлеп ватер-штага пропускали через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом) к штевню, где заканчивали талями.

По данным, приводимым Рёдингом (в отличие от Левера и Пари) блок крага является лонг-такель-блоком (а не обычным блоком).

  • Бакштаги бушприта удерживали бушприт в диаметральной плоскости. Их гаками закладывали в обухи, поставленные по обеим сторонам судна. В переднюю часть бакштагов, как на крагах, были ввязаны юферсы или штаг-блоки которыми бакштаги с парным им найтовили на краге. В употреблении бакштаги вошли с 1706 года. С 1770 года, вместо юферсов, всё чаще употребляют штаг-блоки. Во Франции вместо юферсов и штаг-блоков использовали тали на блоках.

Утлегарь

  • Кливер-ринг
  • Перты утлегаря
  • Утлегарь-бакштаги
  • Кливер-ринг-бакштаги
  • Брам-краг-штаг
  • Фал утлегаря
  • Найтов

Бом-утлегарь

  • Бом-утлегарь-бакштаги
  • Перты
  • «Выстрел» бушприта
  • Утлегарь-штаг

Блинда-рей

  • Перты
  • Шкентели брасов
  • Блинда-брасы (трисы)
  • Топенант-блок
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Блинда-реп
  • Фал блинда-рея
  • Направляющие коуши

Блинда-блинда-рей

  • Брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блоки
  • Ракс-бугель
  • Фал

Нижние мачты

  • Калвы
  • Сей-шкентели «мачт-талей»
  • Ванты
  • Оснастка юферсов
  • Ворсты
  • Оплётка вант и постановка швиц-сарвеней
  • Бентинк-ванты
  • Лось-ванты
  • Выбленки
  • Штаги
    • Фока-штаг
    • Лось-штаг
    • Грота-штаг
    • Грота-лось-штаг
    • Сей-тали
    • Бизань-штаг
    • Штаг-анапуть, или «штаговый паук» (нем. Stagspinne)

Стеньги

  • Стень-тали
  • Стень-ванты
  • Пуненс-юфес
  • Путенс-ванты
  • Выбленки
  • Стень-бакштаги
  • Стень-фордуны
  • Стень-штаги
  • Фор-стень-штаг
  • Фор-стень-лось-штаг
  • Кливер-леер
  • Грот-стень-штаг
  • Грот-стень-лось-штаг
  • Мидель-стаксель-леер
  • Крюйс-стень-штаг

Нижние реи

К этой группе относят фока-, грота- и бегин-реи, гафель и гик. В России гафель и гик к реям не относят.

Фока- и грота-реи
  • Перты
  • Подпертки
  • Рей-тали
  • Шкентели брасов
  • Фока-брасы
  • Грота-брасы
  • Шпрюйты грота-брасов
  • Вспомогательные брасы
  • Марса-шкот- и топенант-блоки
  • Топенанты
  • Направляющий марса-шкот-блок
  • Гитов-блок
  • Слаб-гордень-блок
  • Гордень-блок
  • Фал нижнего рея, или гардель
  • Борг (подвеска рея)
  • Ракс-бугель
  • Тросовый бейфут
  • Фал ракс-бугеля (англ. Naveline, англ. Knave line, нем. Knabeline, навеляйне)
  • «Мышь» (англ. Mouse of a stay, нем. Maus) и «дельфин» (нем. Delphin)
Бегин-рей
  • Направляющий марса-шкот-блок
  • Борг
  • Брас-шкентели
  • Топенанты
  • Бейфут
  • Фал на бегин-рее не несли
Бизань-рю
  • Фал-рю
  • Дирик-фал или рю-топ-фал
  • Гитов-блоки
  • Брас-блоки
  • Рю-эренс-блоки
  • Рю-эренс-бакштаги
  • Флаг-блок
  • Шалс-тали или писподы
  • Бейфут
Гафель
  • Бейфуты
  • Борг
  • Шпрюйт
  • Дирик-фал
  • Гафель-блоки
  • Брас-блоки
  • Гафель-эренс-бакштаги
  • Гафель-гардель
  • Гафель-нирал «верхний» (нирал нока гафеля)
  • Гафель-нирал «нижнний» (нирал усов гафеля)
Бизань-гик
  • Бейфут
  • Гика-топенант
  • Гика-шкот
  • Гика-бакштаги
  • Гика-перты
Драйвер-гик

Грот- и фор-марса-реи

  • Перты
  • Лисель-блок
  • Риф-тали
  • Брасы
  • Фор-марса-брасы
  • Грота-марса-брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Направляющие брам-шкот-блоки
  • Драйреп или фал марса-рея
  • Гордень-блоки
  • Брам-шкот-блоки
  • Ракс-бугель

Крюйс-марса-рей

  • Топенанты
  • Брасы
  • Фал

Брам-стеньги

  • Стень-вынтреп
  • Кренгельс-строп
  • Ванты
  • Выбленки
  • Брам-фордуны
  • Брам-штаг
  • Фор-брам-штаг
  • Грот-брам-штаг
  • Стаксель-леер
  • Крюйс-брам-штаг
  • Флагшток-штаг

Брам-рей

  • Топенанты
  • Брасы
  • Фор-брам-брасы
  • Грот-брам-брасы
  • Крюйс-брам-брасы
  • Гитов-блоки
  • Фал
  • Бейфут
  • Перты

Бом-брам-стеньги

Бом-брам-реи

  • Фал
  • Брасы
  • Бейфут, гитовы и топенанты отсутствовали, так как реи несли летучими.

Лисель-спирты

Прежде, чем поставить лисели, проводили ряд предварительных мероприятий.

Ундер-лисель-спирты
  • Топенант
  • Ватер-штаг
  • Бакштаги
  • Лисель-галс-блок
Марса-лисель-спирты
  • Галс-блок
  • Фал-блок
  • Брасы
  • Топенант
Брам-лисель-спирты
  • Галс-блок
  • Топ-тали
  • Фал-блок

Галс-боканец (выстрел фока-галса)

  • Галс-блок
  • Бакштаги

Брасы нижних реев и нижних марсареев обычно составляют из коротких шкертелей с одношкивными блоками и талей, ходовой конец которых идёт к брасовой лебёдке, коренной к кофель-планке.

Фалы подвижных реев тянут самотормозящимися ручными лебёдками или непосредственно гинями.

Шкоты гика бизани заводят попарно между одно и двухшкивными блоками или между двумя двухшкивными блоками в зависимости от размеров гика.

Топенанты верхних, поднимаемых реев делаются глухими, то-есть закрепляются постоянно. При опущенном вниз рее они принимают на себя часть его веса, а при поднятом — свободно провисают. Топенанты нижних, неподвижных реев заведены шкентель-топенантами за нок рея и пропущены через отводной блок у топа мачты к топенант-талям, у кофель-планки, расположенной вблизи мачты. Бизань-гика-топенанты(верхие, нижние и средние) служат для фиксации заданного наклонного или горизонтального положения рангоута. Их изготовляют из стального полужёсткого троса с цепными стропками на концах для регулирования длины топенанта и проводят от топа стеньги к нокам гафелей и гику.

Эрнс-бакштаги(снасти, которыми удерживаются за нок верхний и нижний гафели, когда трисель и бизань убраны) заводятся длинными шкентелями и заканчиваются талями, расположенными между одно и двухшкивными блоками.

Бегучий такелаж парусов

Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими. На крупных парусных судах изготавливается из растительных, синтетических тросов и особо гибких стальных тросов малого диаметра. К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-коты парусов, галсы, гордени и гитовы.

Фалы

Фалы кливеров и стакселей изготовляют из гибкого стального троса. Фалы крепятся скобой к фаловому углу паруса, проводятся параллельно штагу вверх к отводному блоку и вниз к горденю, выведенному к борту у кофель-планки. Крепятся попеременно с правого и левого бортов начиная с бом-кливера. С появлением синтетических парусов их такелаж изготавливается также из синтетических тросов.

Фалы трисельных парусов, убирающихся к мачте с глухо закреплёнными гафелями, проводят от нок-бензельного угла к блоку у пятки гафеля и вниз к кофель-планке у мачты.

Ниралы

Ниралы, которыми убирают косые паруса (противостоят фалам), изготовляют из растительного или синтетического троса. Крепятся коренным концом к фаловому углу паруса и пропускаются через две-три биготки или барашки (точёные деревянные колодки, служащие для отвода снастей), закреплённые у раксов, выводятся параллельно штагу к мачте на палубу.

Ниралы парусов бушприта выводят к специальной кофель-планке на четыре нагеля у шпора бушприта.

Ниралы трисельных парусов проводятся по гафелям к нокам и блокам аналогично фалам, но с противоположной стороны гафеля. С их помощью убирают нок-бензельный угол паруса к мачте.

Шкоты

Шкоты нижних парусов(фока и гротов) больших современных парусных судов изготавливаются из гибкого стального троса и крепятся коренным концом к шкотовому углу паруса, далее через шкив-гат — к ручной палубному шпилю для обтягивания и крепления на кнехте.

Шкоты нижних марселей, брамселей и бом-брамселя выделывают из стального гибкого троса, иногда в отдельные участки шкотов вставляют такелажные цепи и оснащают талями.

Шкоты верхних марселей и брамселей обычно делают глухими, шкотовые углы паруса крепят специальными стропками и скобами крепят к ниже расположенному рею.

Шкоты кливеров и стакселей — парные, по одному на каждый борт. На крупных судах с парусами большой площади к шкотовому углу крепят сначала шкентели с грушевидными шкот-блоками, через который проводят обычный гордень, закрепив его коренной конец за обух в палубе или в фальшборте, а ходовой — за нагель на кофель-планке.

Галсы

Галсы нижних парусов должны удерживать в нужном положении наветренный угол паруса и шкаторину в натянутом виде. Они изготовляются из гибкого стального троса с вплетённым, для удобства работы руками, в ходовой конец растительным тросом. Коренной конец галса крепится скобой к нижним углам паруса вместе со шкотом. Ходовой конец пропускают через канифас-блок на палубу и направляют к шпилям или на кнехты.

Нижние углы фока и гротов, имеющие с каждого борта по одному галсу и шкоту, попеременно выполняют функции галсового или шкотового угла в зависимости от того, каким галсом по отношению к ветру идёт судно.

Галсы кливеров и стакселей выполняют глухими в виде коротких стропок, заведённых от галсового угла паруса к обуху штага.

Гордени

Гордени прямых парусов выделывают из гибких стальных, либо растительных тросов. Нок-гордени подтягивают боковую шкаторину к рею при уборке паруса. Бык-гордени подбирают при уборке паруса к рею. Они делятся на каждой половине паруса на внутренние, средние и наружные и закрепляются коренными концами за кренгельсы нижних шкаторин. Их ходовые концы через гордень-блоки направлены к марсу и далее к бортовым кофель-планкам.

Гитовы

Гитовы парусов (нижнего марселя, нижнего брамселя и бом-брамселя) подтягивают шкотовые углы парусов к нокам реев.

У верхнего марселя и верхнего брамселя шкоты закрепляются наглухо. Поэтому здесь гитовы заменены ниралами и крепятся коренными концами за обух нок-бугеля нижерасположенного рея. При уборке паруса и спуске рея, подвижного в данном случае, на штатное место эти рей-ниралы позволяют осаживать рей книзу.

См. также

Литература

  • Бегучий такелаж // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
  • «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века», К. Х. Марквард, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0131-3

ru-wiki.org