Группы здоровья детей и их характеристика. 3 группа здоровья это


Группа здоровья 3, общие рекомендации

Группа здоровья – это совокупная оценка здоровья и развития ребенка, которая учитывает факторы риска, имевшие влиянье на него в прошлом, оказывающие влияние в настоящем и определяющие прогнозы на будущее. Группа здоровья устанавливается участковым врачом-педиатором на основании шести основных критериев. Критерии определяют вероятность наследственных заболеваний, физическое и нервно-психическое развитие ребенка, сопротивляемость организма, работу внутренних органов и систем, наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

В результате медицинского осмотра детей по состоянию здоровья причисляют к 5 группам.

  • Группа здоровья 1

Дети здоровые по всем основным оценочным критериям, а также, дети, имеющие единичные морфологические отклонения, которые не влияют на состояние здоровья ребенка.

  • Группа здоровья 2

Дети здоровые, но предрасположенные к хроническим заболеваниям, а также с наличием функциональных и некоторых морфологических отклонений, со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям.

  • 2 группа здоровья имеет две подгруппы детей:

А) – это здоровые дети, но с отягощенной наследственностью либо имеет место быть тяжелая беременность или осложненные роды.

Б) – это часто болеющие дети, с некоторыми функциональными отклонениями и риском развития хронических болезней.

2 группа здоровья – это дети, требующие внимания со стороны врача и родителей. Необходимо установить для ребенка определенный уровень и интенсивность физических нагрузок, т.к. это не больные дети.

  • Группа здоровья 3

К данной группе относят детей с наличием хронических заболеваний или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с нечастыми обострениями, без выраженного ухудшения общего самочувствия. Такие дети имеют несколько пониженную сопротивляемость организма. К болезням, при наличии которых присваивают третью группу здоровья, причисляют хронический бронхит, хронический гастрит, пиелонефрит, ожирение, анемия, аденоиды, заикание, хронический дуоденит, ДЖВП и плоскостопие.

Группа здоровья 3 (рекомендации)

По истечению сроков диспансерного наблюдения и длительного отсутствия обострений болезни, ребенка третьей группы здоровья переводят во вторую. Такого ребенка считают здоровым с пометкой о наличие болезни в прошлом. Например, дети с анемией вылечиваются и имеют стабильный уровень гемоглобина. Дети с третьей группой здоровья обычно посещают специальную группу по гимнастике или лечебной физкультуре. К примеру, детям, страдающим ожирением, рекомендуется ходьба, плавание, умеренный бег, а детям с плоскостопием, упражнения для стопы и ходьба по гимнастической палке.

  • Группа здоровья 4

Это дети с врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации, c хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, но без значительного нарушения самочувствия.

  • Группа здоровья 5

Дети, имеющие тяжелые хронические заболевания в стадии декомпенсации либо тяжелые физические недостатки. К этой группе относят детей-инвалидов.

www.medcent.ru

Группы здоровья детей и их характеристика

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.gruppy-zdorovya-detej-i-ih-harakteristika.jpg

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  1. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  2. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  3. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  4. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  5. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.gruppy-zdorovya-detej-i-ih-harakteristika.jpg

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.gruppy-zdorovya-detej-i-ih-harakteristika.jpg

Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях  ограничивается и разрешается с согласия врача.

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Вместо заключения

Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.

childage.ru

Что такое группа здоровья?

Группа здоровья - это особый термин, который нужен для обозначения и оценки здоровья несовершеннолетних граждан и призывников. Такое разделение и документальная его фиксация очень важны как для государства, так и для общественных организаций. Значение их заключается в подсчете процента здоровых детей в стране и определении допустимой нагрузки на них (физкультура и труды), а также на молодых людей в армии.

Группа здоровьяРазумеется, знать, какая группа здоровья у ребенка, необходимо и родителям. Ведь лишь в зависимости от нее можно узнать, нужно ли ему лечение, а если да, то какое.

Итак, как уже было сказано выше, именно деление на группы позволяет определить процент здоровых малышей и подростков в государстве или общественном учреждении (детском саду, школе). Индекс здоровья детей - вот как обозначаются эти данные. Стоит отметить, что в наше время его показатели сильно отстают от нормы, так как все больше учащихся приобретают так называемые "взрослые" болезни - гастриты, язвы, гипертонию и гипотонию, болезни сердца. Если в норме процент не болевших детей (как правило, эта величина определяется за временной промежуток, равный одному году) составляет как минимум 70%, то реальные данные говорят всего о 30%.

Но как же ко всему этому относятся группы здоровья? Не лишним будет сказать, что всего их пять. И только первая группа здоровья составляет индекс. В нее входят совершенно нормальные во всех отношениях дети, которые или совсем не болели, или изредка имели несерьезные проблемы, не страдали какими-либо хроническими заболеваниями. Для них открыты любые виды деятельности, ограничений нет.

Индекс здоровья детейВторая группа включает в себя относительно здоровых детей, которые часто болели в течение года, имеют слабую иммунную систему и/или какие-либо отклонения от нормы (морфологические или физиологические). Такие учащиеся требуют особого внимания со стороны родителей и врачей, а также определенного питания. Ограничений для них, как правило, нет.

Третья группа здоровья включает в себя детей, страдающих хроническими заболеваниями. Необходимо ограничение двигательной активности.

Четвертая группа подразумевает наличие у входящих в нее детей хронических заболеваний и/или врожденных пороков. Такие учащиеся, как правило, освобождаются от занятий физкультурой и трудом.

Группы здоровья призывниковПятая группа включает в себя детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, а также тех, у кого значительно снижена функциональность различных систем организма. Для них обязателен особый режим дня и ограничение физических нагрузок.

Помимо детских, существуют и группы здоровья призывников. Точнее, положение о военно-врачебной экспертизе включает в себя пять категорий, соответствующих вышеописанным группам:

  • А - годен к прохождению службы.
  • Б - есть ограничения.
  • В - ограничения значительны.
  • Г - временно не может проходить службу.
  • Д - не годен.

Как можно понять, данные категории определяются состоянием здоровья призывника. Наиболее полную информацию о разделении на группы в зависимости от заболевания можно найти в соответствующем законодательстве.

fb.ru

3 группа здоровья | Дети | Детское здоровье

Астма - это действительно 2 группаГруппу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,III критерий – уровень нервно–психического развития,IV критерий – резистентность организма,V критерий – функциональное состояние органов и систем,VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

- ребенок от многоплодной беременности,- недоношенность, переношенность, незрелость,- перинатальное поражение ЦНС,- внутриутробное инфицирование,- низкая масса тела при рождении,- избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),- рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),- гипотрофия 1-й ст.,- дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,- аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),- функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,- частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,- понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,- тимомегалия,- дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,- вираж туберкулиновых проб,- состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),- состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

P.s.Более подробную информацию о группах здоровья Вы сможете найти в разделе "Каталог файлов"1. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 6212. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60http://doctorkids.ucoz.ru/publ/7-1-0-42

eva.ru

Группы здоровья у взрослых людей

Согласно Конституции Российской Федерации, государство обязано всячески способствовать сохранению здоровья своих граждан. Для этого существует государственная медицина, социальное страхование, регулярно проводится диспансеризация населения. Правильно оценить состояние организма человека и предоставить ему оптимальный пакет медицинских услуг позволяют группы здоровья у взрослых и детей. Официальная медицина выделяет три основных группы здоровья для пожилых людей и граждан среднего возраста.

Группы здоровья у взрослых. Группа №1

К первой группе здоровья относятся люди, которые не имеют каких-либо хронических заболеваний. Здоровье у них достаточно крепкое, простудными заболеваниями болеют редко. Артериальное давление в норме или имеет небольшие отклонения, несущественные для нормальной социальной жизни и выполнения рабочих и семейных обязанностей.

Обычно люди с первой группой здоровья активно занимаются спортом, стараются вести здоровый образ жизни. Не имеют вредных привычек, наркотической или алкогольной зависимости. Очень внимательно относятся к состоянию собственного организма: рационально питаются, строго соблюдают все нормы гигиены, не забывают о зарядке. При появлении первых признаков заболевания сразу же обращаются к врачу.

Стандартный мониторинг проводится среди людей, относящихся к первой группе здоровья, не чаще одного раза в год. Этого вполне достаточно, чтобы не допускать развития хронических заболеваний.

Группы здоровья у взрослых. Группа №2

Ко второй группе относятся люди, которые вполне трудоспособны, но имеют какие-либо хронические заболевания. Чаще всего эти заболевания протекают без каких-либо обострений, резкого ухудшения состояния.

Люди со второй группой здоровья сохраняют умеренный уровень физической активности, не всегда питаются рационально. Не имеют наркотических зависимостей, но могут иметь вредные привычки (например, курить). Мониторинг состояния организма проводится среди второй группы чаще, около двух раз в год. При необходимости назначается лечение.

Группы здоровья у взрослых. Группа №3

Наиболее характерно назначение третьей группы здоровья для пенсионеров и людей, которые являются инвалидами с детства. Трудоспособность может быть потеряна полностью или частично, регулярно случаются обострения хронических заболеваний, которые существенно мешают сохранять человеку нормальный уровень социальной и физической активности.

Профилактический осмотр людей, относящихся к третьей группе здоровья, проводится особенно часто, около 3 – 4 раз в год. При необходимости назначается госпитализация. Человек, имеющий третью группу здоровья, имеет право на лечение в профилакториях и санаториях.

www.medcent.ru

Группы здоровья детей

Одним из критериев благополучия государства и общества является здоровье подрастающего поколения. На сегодняшний день можно наблюдать ухудшение большинства показателей состояния здоровья детей разных возрастов. Наряду со снижением рождаемости, ростом младенческой смертности, ростом числа детей-инвалидов и больных с хроническими патологиями, это служит тревожным сигналом об угрозе национальной безопасности.

группы здоровья детейПричинами возникновения такой ситуации служат: социально-экономическая нестабильность, экологическая ситуация, низкая санитарная грамотность и медицинская активность населения, реформирование системы здравоохранения и образования и прочие.

Понятие здоровье подразумевает состояние полного психологического и социально-биологического благополучия, нормальное функционирование всех органов, отсутствие заболеваний. Первоначальная комплексная оценка состояния здоровья детей проводится в самом раннем возрасте. Устанавливается не только наличие тех или иных заболеваний, но и вероятность их возникновения.

Сегодня, медики, используя определенные показатели, выделяют следующие группы здоровья детей:

1-ая группа. К ней относятся здоровые дети, которые имеют соответствующее возрасту психическое и физическое развитие. У них отсутствуют морфофункциональные и функциональные отклонения.

2-ая группа. Это дети имеющие некоторые морфофункциональные и функциональные отклонения, низкий уровень иммунорезистентности организма, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, часто болеющие.группы здоровья у детей

В последние годы наблюдается резкое увеличение численности данной группы здоровья детей. Дети грудного возраста, как правило, страдают от аллергии, функциональных отклонений в крови. В раннем возрасте часто обнаруживаются пищевые отклонения. Для детей дошкольного возраста характерны отклонения в дыхательной, нервной, мочевыделительной системах, ЛОР-органах и опорно-двигательном аппарате.

Проблемы с сердечно-сосудистой системой, как правило, возникают в школьном возрасте. К ним можно добавить ухудшение работы органов зрения, что связано с адаптацией к учебной деятельности.

комплексная оценка состояния здоровья детей

3-я группа. К ней относят детей, страдающих хроническими заболеваниями на стадии ремиссии. Сегодня просматривается тенденция к увеличению численности данной группы здоровья детей.

4-ая группа. Страдающие хроническими заболеваниями дети в стадии субкомпенсации.

5-ая группа. Дети с ограниченными возможностями и заболеваниями на стадии декомпенсации.

Группы здоровья у детей определяет участковый педиатр. При наличии более двух заболеваний, оценка производится по самому тяжелому. Если у ребенка несколько тяжелых заболеваний, каждое из которых дает основание отнести его к 3-ей группе, то ставится 4-ая группа здоровья.

Определение группы здоровья детей важно проводить своевременно. Особенно это касается 2-ой группы. Таким детям требуется регулярный осмотр врачей и контроль физического состояния. В противном случае имеющиеся заболевания могут усугубиться.

fb.ru

6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;

• характер функционирования основных функциональных систем организма;

• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

• уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

Таблица 13

Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

Таблица 14

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

studfiles.net