Открытый микрофон "Имею право знать!". Открытый микрофон что такое


Формирование правовой культуры учащихся. Проведение акции "Открытый микрофон"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа

Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствии стремления отстаивать свои права.

Правовая культура, правосознание – одна из основных составляющих полноценной личности, а правовое образование и воспитание – один из важных участков работы образовательных учреждений.

Сегодня в образовании сделан акцент на формирование ключевых компетентностей учащихся. По мнению А.В. Хуторского: “Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности”.

Особое внимание уделяется социальным компетентностям школьников, их включению в общественную жизнь, выработки активной гражданской позиции. Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире.

В правовой сфере особенно остро выделяется проблема правовой неграмотности. Уроки истории, права, обществознания решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

В образовательном учреждении формированию правовой культуры учащихся способствует ежегодное проведение акции “Открытый микрофон” в рамках “Недели права”.

Зародившаяся в 80-годы XX века в пионерских лагерях “Артек” и “Орлёнок” акция “Открытый микрофон” очень интересна и сегодняшним школьникам.

Цель проведения акции: развитие правовой культуры учащихся, формирование активной гражданской позиции, умение грамотно отстаивать свои права.

Задачи акции:

  • улучшить школьную жизнь, устранить те проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения в школе;
  • укрепить взаимопонимание между участниками образовательного процесса.

Вопрос-проблема, поставленная ребенком – это то, над чем должна работать школа, чтобы стать школой демократии и неформального правового пространства. Внутришкольное управление, сориентированное на человека, носит гуманистический и демократический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества, уважениях к человеку и доверия к нему.

Чему учатся школьники при проведении акции “Открытый микрофон”? Чему учатся учителя? Что должна заметить и исправить   администрация? Это те вопросы, которые должны стать основой воспитания правовой культуры учащихся и создания демократично-правового пространства в школе.

Учащиеся: вступая в диалог с администрацией, начинают осознавать, что их хотят и могут услышать, что их мнение не безразлично для образовательного учреждения. Проявляют интерес к различным сторонам жизни в школе, что положительно влияет на процесс их социализации в обществе.

Учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.

Учителя стремятся повысить свою правовую культуру, своё профессиональное мастерство. Если учитель умеет грамотно объяснить учащимся их права и обязанности, не нарушает их, кроме того, имеет высокую культуру и учит этому детей, то вопросов и замечаний со стороны детей он не услышит.

Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности учащихся образовательной деятельностью школы, узнать о проблемах, волнующих школьников и наметить дальнейшие пути развития образовательного учреждения.

Количество участников акции может быть различно. Если акция проходит первый год, можно, ограничится  одной параллелью, чтобы все участники имели потенциальную возможность высказаться.

Как и любое внутришкольное значимое событие, акция должна, тщательно готовится. Дети не совсем ещё представляют, что такое “открытый микрофон”. Много шума, сразу обсуждают чужие высказывания. Высказывания  часто повторяются или не относятся к тематике “микрофона”. Необходимо тщательно проводить предварительную работу с классами, которые будут участвовать в акции. На беседах в неформальной обстановке объяснять цели акции, задачи, правила проведения, проводить предварительные обсуждения. Проводить работу с администрацией, а также  с учителями, выразившими желание участвовать в акции. Объяснить их задачу – умение грамотно отвечать на вопросы учащихся, показывать знания нормативно-правовых документов. На акцию можно пригласить юристов, адвокатов, нотариусов.

Каждый ребёнок имеет возможность подойти к микрофону и свободно высказать свое мнение по любому вопросу жизни в школе, задать свой вопрос любому участнику образовательного процесса. В подготовке открытого микрофона важно создать настрой, атмосферу открытости и готовности выражения своих мыслей.

Правила поведения во время акции:

  • работаем “без погон”
  • внимательно слушать выступающего
  • откровенность и доброжелательность в работе
  • активное участие каждого

Основные направления в вопросах учащихся:

1. Экзамены в форме ЕГЭ.

2. Работа буфета.

3. Введение электронных журналов.

4. Информация о социальной карте москвича.

5. Курение около территории школы.

6. Обустройство школьного двора.

7. Школьные мероприятия.

8. Работа кружков, спортивных секций

9. Взаимоотношение с учителями.

Тематика задаваемых вопросов:

1. Почему учителя задерживают детей на перемену, после окончания урока?

2. Будет ли расширен ассортимент школьного буфета?

3. Можно ли не делать домашнее задание тем, кто выезжает после занятий на соревнования, конкурсы, олимпиады от школы?

4. Почему учащиеся должны покупать форму?

5. Недостаточное количество познавательно-развлекательных мероприятий в школе.

6. Несвоевременное выставление оценок в журнал.

7. Можно ли организовать уроки физкультуры в бассейне?

8. Почему нельзя посеять специальную траву для футбольного поля?

9. Почему нет урн для мусора в коридорах?

10. Почему в буфете высокие цены?

11. Почему задают домашнее задание на каникулы?

Если учащийся не готов выйти и публично принять участие в акции, можно параллельно организовать “Сейф откровения”, в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами.

Для руководителей образовательного учреждения на совещании при директоре или педагогическом совете очень важно продумать дальнейшие действия и принять соответствующие меры по пожеланиям и вопросам учащихся, проконтролировать, чтобы ни один вопрос учащихся или пожелание не осталось без ответа.

Если вопросы из года в год повторяются – значит, администрация не может их решить. Если вопросы решаются, то это положительно влияет на демократично-правовое пространство  школы, повышает авторитет администрации и степень доверия к ней детей и их родителей.

Используемая литература:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование №2/2003.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый микрофон "Имею право знать!"

Открытый микрофон «Имею право знать!»

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролики социальной рекламы против наркотиков, плакаты, музыкальные записи Владимира Высоцкого.

Ход мероприятия.

Звучит песня В. Высоцкого «Палата наркоманов»

Он хотел научиться, как птица, летать,

Всю Вселенную разом хотел он обнять.

Он хотел, как и все, научиться любить,

Он хотел для любимой единственным быть.

Только слишком беспечно и слишком легко

В свою вену иглу он вонзил глубоко.

\Под могильной плитою мечтанья его.

Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления.

- Ребята, что такое наркотики?

- Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому? Почему?

- Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?

- Как вы думаете, почему подростки склонны к вредным привычкам?

Психолог предлагает учащимся заполнить анонимные анкеты, состоящие из следующих вопросов:

  1. Ваш пол.

  2. Ваш возраст.

  3. Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики?

  4. Как ты относишься к проблеме употребления наркотиков?

  5. Был у тебя собственный опыт употребления наркотических веществ?

  6. Есть ли у тебя друзья, употребляющие ПАВ?

  7. Сможете ли Вы сказать «нет» своему другу (подруге), предлагающему «один разок» попробовать наркотик?

  8. Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических или токсических веществ?

  9. По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их от…

  10. Как вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотическими или токсикоманическими веществами?

  11. Кому вы сможете довериться в случае, если начали употреблять наркотики и чувствуете зависимость от них?

В последние годы одной из наиболее актуальных проблем становится проблема нарастающей наркотизации. Ежегодно доходы от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышает 400 млрд. долларов США. Общее число граждан России, употребляющих наркотики, превышает 2 млн. человек. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.

Наркомания продолжает «молодеть». По последним данным более 60% наркоманов - это люди в возрасте от 18 до 30 лет. А почти 20% - школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Наркомания становится причиной роста ВИЧ-инфекций. Она крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. (Факты по Клинцовскому району)

К чему в итоге приводит наркомания? На основании имеющихся данных можно выделить следующие последствия наркомании, это:

  • Деградация личности

  • Психическая и физическая зависимость от наркотических веществ

  • Совершение различных преступлений (воровство, вымогательство, хулиганство, убийство)

  • Летальный исход

В чём вред наркомании?

1. организм начинает разрушаться, сгорают нервные клетки, снижаются защитные реакции организма, человек подвержен заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, разрушается кровь.

2. идёт общая деградация личности в 15 - 20 раз быстрее, чем от алкоголя.3. наркоманы - потенциальные преступники: стремясь получить свою дозу наркотика, часто прибегают к насилию, преступлению. Наркоманов преследуют навязчивые идеи, чрезмерная раздражительность. Часто наркоманы прибегают к попытке покончить с собой. Приобщение к наркотикам чаще всего происходит из любопытства. Этим увлекаются подростки из числа тех, кто безразличен к учебе, к труду, ведет беззаботную жизнь. Молодые люди употребляют наркотики, не зная страшных последствий, разрушающего действия на здоровье.

Наркоман – это больной человек. Как определить, распознать больного? По каким признакам? Назову лишь некоторые из них (более подробно вы можете посмотреть на слайде): бледность кожи, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза, замедленная речь, плохая координация движений, следы от уколов, ухудшение памяти, не возможность сосредоточиться, частая и резкая смена настроения, кожа серая, мышцы дряблые, походка неуверенная, безразличное выражение лица, бессонница, уходы из дома и прогулы в школе или институте, свернутые в трубочку бумажки, шприцы, маленькие ложечки, капсулы, бутылки.

Наркотики (психоактивные вещества) принято разделять на "легальные и нелегальные". К легальным относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению. Продажа этих веществ приносит значительный доход, и их употребление исторически обусловлено. Это не значит, что они не оказывают вредного воздействия на психику и организм человека, большинство легальных наркотиков чрезвычайно вредны.

К легальным наркотикам относятся:

  • Ряд лекарственных средств, которые применяются лишь в период болезни, при строгом соблюдении правил применения и контролем врача;

  • Никотин - вызывает психологическую и физиологическую зависимость, способствует развитию рака легких, заболеваний дыхательных путей и болезней сердца.

  • Алкоголь - вызывает психологическую и физиологическую зависимость, изменяет сознание человека, приводит к распаду психики и слабоумию.

  • Пиво также является алкоголем и вызывает такие же последствия.

  • Также незапрещенными, но используемые подростками для получения эйфории при вдыхании является ряд летучих жидкостей, применяемых в быту для хозяйственных нужд: клеи, растворители, аэрозоли, бензин, керосин.

К нелегальным наркотикам относится целый список веществ, утвержденный правительством страны, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К этой группе относятся:

  • Производные конопли - марихуана, гашиш, анаша и т.д.

  • Опиоиды (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ним образом) - героин, морфий, опий и т.д.

  • Стимуляторы - экстази, кокаин, эфедрин, эфедрой, винт, первитин и т.д.

  • Галлюциногены - ЛСД, некоторые грибы и т.д.

  • Снотворно-седативные (успокоительные) средства.

Учитель:

- Ребята, тема нашего классного часа очень сложная и серьезная, поэтому формы работы у нас, сегодня, будут самые разнообразные, одна из них – работа в группах. Для этого мы должны установить определенные правила работы в группе:

  • Каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру;

  • Все что происходит в группе не выходит за её пределы;

  • Не критиковать точку зрения другого;

  • Не перебивать;

  • Высказываться только от своего имени – «Я считаю», «Я чувствую»

«Мозговой штурм»

Учитель: Ребята,  а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».

Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.

  • Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни. На самом деле: не все то золото, что блестит.

  • Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.

Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы. На самом деле: отрубать хвост собаке по кускам гораздо больнее, чем делать это сразу. Послушайте, что сами больные рассказывают о себе.

Исповедь наркомана.

У меня всегда было чувство, что я рискую, но риск только подогревал азарт. Страшнее всего было показаться трусом. Нам, 16-летним море казалось по колено. На тусовках мы «отрывались»: музыка, девушки, пиво. Еще куражились друг перед другом – у кого «прикид круче». Анашу курить стали еще в школе. Легкость, приятное возбуждение, необходимость действовать и высказаться подвигала нас на «подвиги».

Но курение скоро наскучило – хотелось новых ощущений. Кто первым предложил уколоться, я не помню. Помню, что от скуки согласился. Я знал, что это может погубить. Но думал – меня «пронесет», попробую только. Что почувствовал тогда? Это словами не передать: легкость, фантазии такие, силу. Потом еще раз был, еще. Зачем, думал, себе отказывать в кайфе, если все серое и неинтересное.

Скоро ломать стало: выкручивало спину, ноги, тошнило, в голове одна только мысль – укол. Тогда еще не понимал, что «подсел». Начал воровать деньги.

Когда мать узнала, я согласился лечится. Из больницы я сбежал. Месяц держался. Как опять укололся, не помню, все было как в тумане, как будто не со мной, себя видел как бы со стороны.

Сейчас уже кайфа такого нет. Колюсь, чтобы нормально себя чувствовать. Укола хватает часов на 7. Лечиться? Да от чего? Когда сидит «наркота» у меня в голове, внутри, и мыслей нет других, пустота.

Не верьте тем, кто предложит наркотики. Гибнут люди от этого. Медленно, сначала душа, затем тело. За короткое удовольствие станешь рабом на всю оставшеюся жизнь. Сгинут все надежды, затянет болото. Руки никто не подаст. Останешься один - с отвращением ко всем, с пустотой и болью…

Наркоманы губят свою жизнь. Ее губят и простые люди, и очень талантливые. Наркотические вещества в небольших дозах поддерживают организм, помогают преодолеть перегрузки. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. Может быть, трагические истории известных людей заставят вас задуматься и не поддаваться соблазну и обману.

Все знают, кто такой Владимир Высоцкий. Это великий поэт, актер, гражданин. Но не все, наверное, знают, что самая большая проблема, которая была у Высоцкого – это наркотики. И понял он и осознал это тогда, когда излечение было уже чрезвычайно сложно.

В апреле 1977 года в очередной раз Высоцкий попал в больницу имени Склифосовского в очень тяжелом состоянии. Говорят, что так плохо ему еще не было. Весь организм, все функции отключены, поддерживали его исключительно аппараты. В. Золотухин вспоминал: «Похудел, стал как четырнадцатилетний мальчик. Галлюцинации, бред частичная отечность мозга. Одна почка не работает, другая еле-еле, печень разрушена...» Высоцкий в этот раз выкарабкался. Несмотря на все медицинские предписания, он живет яркой насыщенной жизнью. Спешит, торопится все успеть. И благодаря счастливому уплотнению рабочего дня, сокращает до минимума время на сон и отдых, добивается поразительных результатов. Это его звездный час.

В 1980 году Высоцкий предпринимает отчаянные попытки излечиться от наркомании. Не помогает даже гемосорбция - мучительная процедура очистки крови. 17 июля 1980 года последний концерт в Калининграде. 18 июля - последний спектакль на Таганке. Врачи за кулисами периодически уколами поддерживают теряющего сознание актера. И хотя он еле держится на ногах, зрители этого не замечают. В. Золотухин: «Володя все прекрасно знал (он был мужественный человек), знал, что из круга этой болезни вырваться трудно, почти невозможно... Последние годы как-то погрустнел: что-то такое узнал про мир и что-то в нем самом изменилось. И это нечто тяготило его в последнее время.

Спать не мог в темноте. Уходя из дома, не выключал свет, все время при свете... Иногда даже спал с открытыми глазами. Видел сны. Бывало, вздрогнет. «Ты что?» - «Ничего, я сплю». Не мог быть один, всегда кто-то рядом. Последний год он ни одной секунды не был один».

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули,

И в привычные рамки не лез , -

так он писал о себе.

25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Смерть его стала неожиданной. Она потрясла огромное количество людей.

Скорбный список погибших звёзд 60-80 годов настолько велик, что именно артистическая среда первой решилась сказать: «Нет – наркотикам!». Примеры людей, которых знает весь мир, должны быть той нитью с действительностью, которой нельзя пренебрегать, примеры, которые говорят: «Не смей так делать, нам - уже было очень плохо, тебе такое же ни к чему».

Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.

Письмо №1

«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась.  Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу.  Я вынуждена прятаться, сижу дома.

Что мне теперь делать?»

Письмо №2

«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними.

Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»

Письмо №3

«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.

Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»

Просмотр и обсуждение видеоролика «Подвалы»

Звучит песня Высоцкого

Сам виноват - и слезы лью и охаю:

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал свои на выбор сам —

А вот теперь из колеи не выбраться.

Крутые скользкие края имеет эта колея.

- К чему приводит употребление наркотиков?

- Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания  лишить чего-то человека?

- Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?

В заключение мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.

Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.

Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист – в нем есть средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».

Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.

- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?

Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»

Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…

- Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас.  Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет.  И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни! (Всем участникам мероприятия раздаются буклеты по данной тематике)  

Учащийся: стихотворение «Я не хочу умирать»

Про наркотик говорят,

Это очень страшный яд!

Принимаешь-умираешь,

Ничего не понимаешь.

Что ты губишь жизнь свою?

Так, зачем употребляешь, чтобы

Только кайф поймать?

Постарайся ты понять,

Что не только этим можно своё

Время убивать!

Что ж решать тебе, не нам:

Или спортом заниматься

Или травкой увлекаться.

Я надеюсь, ты поймёшь,

Что на свете жизнь прекрасна

И не трать её напрасно,

На табак и наркоту,

Жизнь и молодость свою!

Помните: наркотики – это болезнь и гибель человека.

Тот, кто распространяет, покупает, хранит, перевозит наркотики – совершают преступление.

4. Чтение сценки о наркотике

Иван и Наркотик.

Автор

Иван в милиции сидел

За порядком все глядел,

Видит бедствие одно:

В деревнях недалёко

Люди там живут все плохо:

Курят, колются и пьют.

И друг друга обижают

Никого ни уважают.

Иван не долго так сидел.

С высока на всех глядел.

Взял корзину и айда,

К месту бедствия туда.

По дороге съел он Шок,

Да ещё Марс и Рожок.

Сил набрался, но беда.

Наркотик там сидел тогда.

Слова наркотика.

Я наркотик настоящий -

И курящий и гулящий.

На работу не хожу,

С тунеядцами дружу.

Хулиганов уважаю,

К себе в гости приглашаю.

Вилларибо подкупил

Наркотой людей снабдил.

Ваня очень умный был,

Да и Ментос захватил.

Свежее решение, без

Лишнего движения.

Слова Ивана.

Наркотик, дам совет тебе:

Ты лишний здесь на всей Земле.

Это не моя причуда,

Ты - как рыба Барракуда:

Больно ты кусаешься,

Но очень быстро жаришься.

Не пошел бы ты, друг, в баню,

И послушал бы ты Ваню.

Съешь ты Натс и будь таков,

Он есть подпитка для мозгов.

Автор

Наркотик быстро понял Ваню.

И ушел он прямо в баню.

И с тех пор не возвращался,

Не мешал и не терзался.

Ваня Добрый сок купил,

По стакану всем налил.

Стали все тогда добрее.

Нету зла, всем веселее!

- Ты гони наркотик срочно. (Автор)

- Он больно делает всем точно. (Автор)

- С ним можно будет справиться, (Иван)

- Коль он тебе не нравится. (Иван)

-Мы много говорили о наркомании. Говорили о том, что, попробовав наркотик даже один раз, можно привыкнуть и стать наркоманом. И, если вам будут предлагать попробовать наркотик знакомые, друзья, ни в коем случае никогда не соглашайтесь.

- Эпиграфом нашего урока служит латинская пословица “С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.

А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу:

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать,нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни. “Мы говорим наркотикам - нет!”

Воспитатель: Всем спасибо, благодарю за работу! Буклеты

infourok.ru

Как правильно выбрать микрофон для компьютера, лучшие микрофоны

Конструкция устройства

По конструктивным особенностям микрофоны разделяются на следующие классы: электретные, динамические и конденсаторные. Выбирать определённый тип устройства стоит в зависимости от собственных потребностей.

Электретные являются наиболее дешёвым и распространённым типом. Именно такие устройства устанавливаются в гарнитуру, веб-камеры и даже мобильные телефоны. Большинство электретных микрофонов обладают посредственным качеством передачи звука, из-за чего они могут ощутимо искажать голос или добавлять лишние шумы. Для общения в скайпе или другом мессенджере подобный девайс подойдёт очень хорошо, но для профессиональных задач, например, для домашней звукозаписи, такое устройство использовать не рекомендуется.

Динамические могут выдать высокое качество звука, но они более требовательны к остальной звуковой аппаратуре, да и стоят несколько дороже. Одновременно и достоинством, и недостатком подобных девайсов является работа непосредственно рядом с источником звука (человеческим голосом или музыкальным инструментом). Преимущество в этом очевидное — микрофон значительно меньше ловит посторонние звуки. Но у этого есть недостаток, ведь держать такое устройство необходимо строго прямо перед собой.

Следующим достоинством «динамики» является устойчивость к перегрузкам, благодаря чему подобные микрофоны зарекомендовали себя на концертах или при записи громких музыкальных инструментов.

Конденсаторные микрофоны могут похвастаться наилучшим качеством передачи звука (практически без искажений), но за это придётся раскошелиться на сам девайс и звуковую аппаратуру. Для работы такого устройства необходима профессиональная звуковая карта с фантомным питанием (48 вольт). Если конденсаторный микрофон просто подключить к материнской плате компьютера, он не заработает.

Интерфейс подключения

В основном в магазинах продаются микрофоны со следующими интерфейсами подключения: 3.5 Jack, XLR и USB.

С разъёмом 3.5 Jack в основном идут электретные или дешёвые динамические устройства. Для более качественных, данный разъём не подходит, он даёт слишком большие наводки, что приводит к лишним шумам.

XLR разъёмом комплектуется большинство динамических микрофонов, некоторые электретные и все конденсаторные. Такой провод позволяет избавиться практически от всех шумов и передать максимально качественный звук, но для его подключения потребуется профессиональное оборудование (как минимум внешняя аудио карта).

USB интерфейсом комплектуются все микрофоны со встроенной звуковой картой. Это позволяет не зависеть от звуковой подсистемы компьютера или другого устройства, поэтому такие девайсы нередко рекомендуется новичкам в звукозаписи, не обладающим необходимым оборудованием.

Лучшие модели

Для обычных разговоров по скайпу не существует идеальной модели устройства, для этого подойдёт буквально всё. Выбирать определённые модели стоит уже для более профессиональных целей.

Новичкам в звукозаписи отлично подойдут такие модели, как Samson C01U или Behringer C1U. Оба микрофона конденсаторного типа, подключаются по USB и имеют встроенную звуковую карту, благодаря чему они не требуют дополнительного фантомного питания и покупки дополнительной дорогостоящей техники.

Если же вы желаете записывать громкие музыкальные инструменты или выступать на сцене, вам стоит присмотреться в сторону динамических микрофонов. Одним из наиболее популярных устройств подобного типа является Shure SM58.

composs.ru

Микрофон - это... Что такое Микрофон?

Микрофо́н (от греч. μικρός — маленький, φωνη — звук) — электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода.

Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звукозаписи и видеозаписи, на радио и телевидении, для радиосвязи, а также для ультразвукового контроля и измерения.

История

Вначале наибольшее распространение получил угольный микрофон Эдисона, об изобретении которого также независимо заявляли Г.Махальский в 1878 и П. М. Голубицкий в 1883. Угольный микрофон до сих пор используется в аппаратах аналоговой телефонии. Действие его основывается на изменении сопротивления между зёрнами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.

Конденсаторный микрофон был изобретён американским учёным Э. Венте в 1917 году. В нём звук воздействует на тонкую металлическую мембрану, изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Тем самым образуемый мембраной и корпусом конденсатор меняет ёмкость. Если подвести к пластинам постоянное напряжение, изменение ёмкости вызовет ток через конденсатор, тем самым образуя электрический сигнал во внешней цепи.

Более массовыми стали динамические микрофоны, отличающиеся от угольных гораздо лучшей линейностью характеристик и хорошими частотными свойствами, а от конденсаторных — более приемлемыми электрическими свойствами.

Первым динамическим микрофоном стал изобретённый в 1924 году немецкими учёными Э. Герлахом и В. Шоттки электродинамический микрофон ленточного типа. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (ок. 2 мкм) алюминиевой фольги. Такие микрофоны до сих пор применяются в студийной записи благодаря чрезвычайно высоким частотным характеристикам, однако их чувствительность невелика, выходное сопротивление очень мало (доли Ома), что значительно осложняло проектирование усилителей. Кроме того, достаточная чувствительность достижима только при значительной площади ленточки (а значит, и размерах магнита), в результате такие микрофоны имеют большие размеры и массу по сравнению со всеми остальными типами.

Пьезоэлектрический микрофон, сконструированный советскими учёными С. Н. Ржевкиным и А. И. Яковлевым в 1925 году, имеет в качестве датчика звукового давления пластинку из вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами. Работа в качестве датчика давления позволила создать первые гидрофоны и записать сверхнизкочастотные звуки, характерные для морских обитателей.

В 1931 году американские учёные Э. Венте и А. Терас изобрели динамический микрофон с катушкой, приклеенной к тонкой мембране из полистирола или фольги. В отличие от ленточного, он имел существенно более высокое выходное сопротивление (десятки Ом и сотни кило Ом), мог быть изготовлен в меньших размерах и является обратимым.

Совершенствование характеристик именно этих микрофонов, в сочетании с совершенствованием звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, позволило развиться индустрии звукозаписи. Создание малых по размеру (даже несмотря на массу постоянного магнита, необходимого для работы микрофона), а также чрезвычайно чувствительных и узконаправленных динамических микрофонов в заметной степени изменило представление о приватности и породило ряд изменений в законодательстве (в частности, о применении подслушивающих устройств).

Тогда же разработанные электромагнитные микрофоны, в отличие от электродинамических, имеют закреплённый на мембране постоянный магнит и неподвижную катушку. Благодаря отсутствию жёстких требований к массе катушки (характерном для динамических микрофонов) такие микрофоны делались высокоомными, а также порой имели многоотводные катушки, что делало их более универсальными. Такие микрофоны, наряду с пьезоэлектрическими, позволили создать эффективные слуховые аппараты, а также ларингофоны.

Электретный микрофон, изобретённый японским учёным Ёгути в начале 20-х гг. XX века по принципу действия и конструкции близок к конденсаторному, однако в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения выступает пластина из электрета. Долгое время такие микрофоны были относительно дороги, а их очень высокое выходное сопротивление (как и конденсаторных, единицы мегаОм и выше) заставляло применять исключительно ламповые схемы.

Создание полевых транзисторов привело к появлению чрезвычайно эффективных, миниатюрных и лёгких электретных микрофонов, совмещённых с собранным в том же корпусе предусилителем на полевом транзисторе.

Устройство микрофона

Принцип действия микрофона с подвижной катушкой Конденсаторный микрофон Октава МК-319 внутри

Принцип работы микрофона заключается в том, что давление звуковых колебаний воздуха, воды или твердого вещества действует на тонкую мембрану микрофона. В свою очередь, колебания мембраны возбуждают электрические колебания; в зависимости от типа микрофона для этого используются явление электромагнитной индукции, изменение ёмкости конденсаторов или пьезоэлектрический эффект.

Свойства акустико-механической системы сильно зависят от того, воздействует ли звуковое давление на одну сторону диафрагмы (микрофон давления) или на обе стороны, а во втором случае от того, симметрично ли это воздействие (микрофон градиента давления) или на одну из сторон диафрагмы действуют колебания, непосредственно возбуждающие её, а на вторую — прошедшие через какое-либо механическое или акустическое сопротивление или систему задержки времени (асимметричный микрофон градиента давления).

Большое влияние на характеристики микрофона оказывает его механоэлектрическая часть.

Классификация микрофонов

Типы микрофонов по принципу действия

Сравнительные характеристики основных типов микрофонов (устаревшие данные из «БСЭ» 1967 год.):

Тип микрофона Диапазон воспринимаемых частот, Гц Неравномерность частотной характеристики, дБ Осевая чувствительность на частоте 1 000 Гц, мВ/Па
Угольный 300—3 400 20 1 000
Электродинамический катушечного типа 100—10 000 (1 класса)

30—15 000 (высшего класса)

12 0,5

~1,0

Электродинамический ленточного типа 50—10 000 (1 класса)

70—15 000 (высшего класса)

10 1

1,5

Конденсаторный 30—15 000 5 5
Пьезоэлектрический 100—5 000 15 50
Электромагнитный 300—5 000 20 5

Функциональные виды микрофонов

  • Студийный микрофон
  • Сценический микрофон
  • Измерительный микрофон («искусственное ухо»)
  • Микрофонный капсюль для телефонных аппаратов
  • Микрофон для применения в радиогарнитурах
  • Микрофон для скрытого ношения
  • Ларингофон
  • Гидрофон

Характеристики микрофонов

Схематическое обозначение микрофона

Микрофоны любого типа оцениваются следующими характеристиками:

  1. чувствительность
  2. амплитудно-частотная характеристика
  3. акустическая характеристика микрофона
  4. характеристика направленности
  5. уровень собственных шумов микрофона

Чувствительность

Чувствительность микрофона определяется отношением напряжения на выходе микрофона к звуковому давлению Р0, как правило, в свободном звуковом поле[1], то есть при отсутствии влияния отражающих поверхностей[2]. При распространении синусоидальной звуковой волны в направлении рабочей оси микрофона, это направление называется осевой чувствительностью:

M0 = U/P0 (мВ/Па).

Рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона. Если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях. Чувствительность современных микрофонов составляет от 1–2 (динамические микрофоны) до 10–15 (конденсаторные микрофоны) мВ/Па. Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона.

Таким образом, микрофон с чувствительностью -75 дБ менее чувствителен, чем -54 дБ, а с обозначением 2 мВ/Па менее чувствителен, чем 20 мВ/Па. Для ориентировки : -54 дБ это то же, что и 2,0 мВ/Па. Также надо учесть, что если у микрофона меньше чувствительность, это вовсе не означает, что он хуже.

Частотная характеристика чувствительности

ЧХЧ микрофонов Октава МК-319 и Shure SM58

Частотная характеристика чувствительности (ЧХЧ) - это зависимость осевой чувствительности микрофона от частоты звуковых колебаний в свободном поле. Неравномерность ЧХЧ как правило измеряют в децибелах, как двадцать логарифмов(по основанию 10) отношения чувствительности микрофона на определенной частоте к чувствительности на опорной частоте (в основном 1 кГц).

Акустическая характеристика

Влияние звукового поля микрофона оценивается акустической характеристикой, которая определяется отношением силы, действующей на диафрагму микрофона, и звуковым давлением в свободном звуковом поле: A = F/P, а потому, что чувствительность микрофона M = U/P можно представить как U/P = U/F • F/P и выразить через А. Тогда получим: M = A • U / F. Отношение напряжения на выходе микрофона к силе, действующей на диафрагму U/F, характеризует микрофон как электромеханический преобразователь. Акустическая характеристика определяет характеристику направленности микрофона. По виду акустической характеристики, а следовательно и характеристики направленности, отличают три типа микрофонов, как приемников звука: приемники давления; градиента давления; комбинированные.

Характеристика направленности

Направленность микрофонов. Представление в полярных координатах
приемники давления
Ненаправленный
приемники градиента давления
Двунаправленный«Восьмерка»
комбинированные
Кардиоид
Гиперкардиоид

Характеристикой направленности называют зависимость чувствительности микрофона от направления падения звуковой волны по отношению к оси микрофона. Она определяется отношением чувствительности Мα при падении звуковой волны под углом α относительно акустической оси микрофона к его осевой чувствительности:

φ = Mα/M0

Направленность микрофона означает его возможное расположение относительно источников звука. Если чувствительность не зависит от угла падения звуковой волны, т. е. φ = 1, то микрофон называют ненаправленным, и источники звука могут располагаться вокруг него. А если чувствительность зависит от угла, то источники звука должны располагаться в пространственном угле, в пределах которого чувствительность микрофона мало отличается от осевой чувствительности.

Ненаправленные микрофоны

В ненаправленных микрофонах - приемниках давления, сила действующая на диафрагму определяется звуковым давлением у поверхности диафрагмы. Звуковое поле может действовать только на одну сторону диафрагмы. Вторая сторона конструктивно защищена. Если размеры микрофона малы по сравнению с длиной звуковой волны, то микрофон не изменяет звукового поля. Если размеры соизмеримы с длиной волны, тогда за счет дифракции звуковых волн микрофон преобретает направленность. На частотах от 5000 Гц и ниже такие микрофоны являются ненаправленными. Преимуществом ненаправленных микрофонов является простота конструкции, расчёта капсюля и стабильности характеристик с течением времени. Ненаправленные капсюли часто используют в составе измерительных микрофонов, в быту могут быть использованы для записи разговора людей, сидящих за круглым столом.

Микрофоны двустороннего направления

В микрофонах - приемниках градиента давления сила, действующая на движущуюся систему микрофона, определяется разностью звуковых давлений на двух сторонах диафрагмы. То есть, звуковое поле действует на две стороны диафрагмы. Характеристика направленности имеет вид восьмерки.

Двусторонние микрофоны удобны, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга.

Микрофоны одностороннего направления

Односторонняя направленность достигается в микрофонах комбинированного типа. Их диаграммы направленности близки по форме к кардиоиде, поэтому нередко их называют кардиоидными. Модификации микрофонов, имеющих еще меньшую направленность, чем кардиоидные, называют суперкардиоидными и гиперкардиоидными, однако эти разновидности, в отличие от кардиоидного микрофона, также чувствительны к сигналам с противоположной стороны.

Эти микрофоны имеют определенные преимущества в эксплуатации: источник звука располагается с одной стороны микрофона в пределах достаточно широкого пространственного угла, а звуки, распространяющиеся за его пределами микрофон не воспринимает.

Уровень шумов

Уровень собственных шумов микрофона Nш определяется отношением эффективного напряжения на выходе микрофона при отсутствии звукового поля Uш к напряжению U1 при наличии звукового поля с эффективным давлением в 0,1 Н/м²:

Nш = 20 lg Uш/U1, дБ.

Напряжение Uш обусловлено главным образом тепловыми шумами в компонентах электрической схемы микрофона.

Микрофон в искусстве

Владимир Семенович Высоцкий в 1971 году была написана «Песня микрофона»

..Меня часто отождествляют с героями моих песен, но никто и никогда не догадался еще спросить, не был ли я волком, лошадью или истребителем, от имени которых я тоже пою: ведь можно писать от имени любых предметов, в них во все можно вложить душу — и все! Например, у меня есть песня, которую я пою от имени микрофона, обыкновенного микрофона, как и вот этот, что стоит передо мной. Он много видел, это микрофон, о многом может рассказать. — В. В.

См. также

Примечания

Литература

Источники

dal.academic.ru


Смотрите также