Есть что сказать миру? Хватай микрофон! Что такое открытый микрофон


Открытый микрофон, Саратов, репортаж с одного из шоу

Сегодняшний репортаж посвящен stand-up вечеру, который состоялся в баре Sweeter. По опыту общения с людьми не все знают и понимают что такое stand-up. Поэтому давайте сначала залезем в Википедию и посмотрим, что это за вид искусства.

Стендап (от англ. stand-up) – это сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи, короткие шутки и импровизация с залом. Другими словами на сцене выступает комик, который общается со зрителями, сидящими в зале, на актуальные темы, остро шутит, и даже задирает присутствующих на шоу. В надежде вызвать смех аудитории комики включают в свои выступления также музыкальные, театрализованные фрагменты, чревовещание, фокусы, этюды, всевозможные уловки комика.

В Саратове стендапом занимаются два творческих объединения. «Ленинград», один из них, помогал в организации сегодняшнего стендапа Юрию Касимцеву. Забегая вперед отмечу, что вечер прошел на ура, такой порции смеха зрители, кажется, не получали очень давно. Места всем не хватило, люди сидели на полу, но это не помешало им насладиться классным юмором саратовских комиков. Перед началом Открытого микрофона мы решили поговорить с организатором этого мероприятия.

– Что такое Открытый микрофон?

– Открытый микрофон это площадка, которая предоставляет любому желающему попробовать себя в жанре Стендап. Мы говорим стендап и подразумеваем устное юмористическое выступление перед живой аудиторией. К сожалению в русском языке нет аналога слову стендап, поэтому мы уже свыклись с английским словом stand-up и даже пишем его на русском языке.

– Как давно вы занимаетесь организацией подобных творческий вечеров?

– Первое мероприятие прошло в начале февраля. До этого я проводил предварительную работу, которая состояла в том, чтобы найти площадку и найти людей, которым это будет интересно и которые с периодичностью, раз в две-три недели, готовы выступать.

– Где находится ваша основная площадка?

– Я не могу сказать, что у нас где-то есть основная площадка, потому что цель нашего движения – это охватить как можно больше заведений. Мы очень часто проводим концерты в нашем любимом баре «Ленинград», одно мероприятие было в Harat’s, сейчас мы в Cвитере. Я думаю? что промежуточная цель всех наших действий это то, чтобы в каждом баре, в каждом пабе был свой открытый микрофон

– Вы единственные кто занимается стендапом в Саратове? Или есть кто-то еще?

– Есть еще друзья из творческой группы КГБ. Главное наше отличие от них в том, что мы сделали Открытый микрофон, то есть это возможность каждому выйти на сцену и попробовать себя.

– Как часто на сцену приходят новые комики?

– Два первых микрофона прошли в одном и том же составе, а с третьего мероприятия на сцену постоянно выходят новые люди. Сегодня седьмой Открытый микрофон и сегодня у нас просто взрыв дебютов. Сегодня у нас будет дебютантов ровно на половину – из восьми выступающих, четыре дебютанты.

– Что вы ждете от сегодняшнего вечера?

– Я жду, что будет весело. Мы всегда к этому стремимся.

Зрители стали собираться задолго до начала творческого вечера. По традиции Открытого микрофона гости собираются в баре за час до начала шоу. К началу мероприятия подошло очень много народу, места всем не хватило и люди слушали комиков или стоя, или сидя на полу.

 

В начале шоу, на разогрев публики выходит его организатор, Юрий. Он же объявляет каждого участника Открытого микрофона. Объявляет всегда по разному и очень весело, придумывая им смешные прозвища.

Первый выступающий и сразу новичок. Его зовут Александр, он приехал к нам из далекого Энгельса. Александр «Мостовой», как его сразу же окрестили. Александр рассказывал разные смешные случаи, которые происходили в караоке баре, где он работает.

Гарик «с горы Арарат», он тоже в первый раз на сцене Открытого микрофона. Выступил отлично, сорвал аплодисменты. Для новичка с гор монолог был очень даже ничего.

Бар Sweeter на самом деле очень уютный, но вентиляция очень плохая. Из за того, что на Открытый микрофон пришло очень много людей, в помещении стало очень душно и жарко. Чувствовалась необходимость в свежем воздухе, организаторы делали перерывы, чтобы можно было подышать свежем воздухом.

Мало кто знает, но стендап зародился в Великобритании в XVIII—XIX веках, однако в Саратов он пришел только в XIX веке.

Выступить на Открытом микрофоне может любой желающий, достаточно написать свой небольшой, но обязательно веселый монолог, подать заявку на выступление, придти, выступить и получить свою порцию славы. Так сделал и один из сегодняшних комиков – Александр Александрович, тот который Александр "Мостовой".

– Вы в первый раз на сцене Открытого микрофона, не волновались?

–Конечно волновался. Я впервые на сцене один.

– Давно следишь за Открытым микрофоном?

– Нет. Буквально неделю назад я начал за ним следить, пару раз в Comedy видел и то мельком. Меня пригласила выступить здесь очень хорошая подруга, и я сразу согласился.

– Долго писал свой монолог? Кстати он был реальный?

–Да, это были все реальные истории, на самом деле взятые из жизни, я давно работаю в караоке и много чего веселого насмотрелся. Монолог я написал буквально за два часа, естественно не без помощи.

– Как думаете, хорошо ли вас встретила публика? Собираетесь еще выходить на сцену со своими монологами?

– По реакции зала могу сказать, что какой-то материал зашел, а какой-то нет. Так со всеми бывает. В следующий раз обязательно буду.

Открытый микрофон иногда включает в свои шоу так называемый «Черный юмор». Один раз даже делал вечер черного юмора, целиком посвященный ему. Для неподготовленных ушей выдержать весь вечер очень тяжело, но если обычное шоу разбавить чернухой, получится взрыв! Так произошло и на этот раз. Начинающий стендап комик Пётр Бутенко тоже в первый раз на сцене, но выступил очень удачно, что называется - порвал зал.

Отдельно хочется сказать про публику. Публика очень тепло встречала и активно поддерживала каждого выступающего. Давайте спросим одного из зрителей, что он думает на счет этого вечера.

– Вы часто посещаете стендап вечера?

– Можно сказать, что да. Это уже третий раз, но предыдущие разы мне не удавалось посмотреть стендап до конца. Сегодня планирую остаться до конца, тем более что больше половины вечера уже прошло.

– Да, вечер стендапа подходит к концу и нам хотелось бы узнать ваши впечатления по этому поводу. Как вам вечер? Что больше всего понравилось?

– Все супер, мне очень нравится сегодняшний концерт. Пришел сегодня после работы со своей девушкой отдохнуть. Больше всего понравилась дружеская атмосфера, в которой проходит сегодняшний концерт.

– У вас есть любимый комик?

–Мне нравится выступления Юрия Касимцева, он классно всех представляет.

– В следующий раз собираетесь прийти на вечер?

– Обязательно приду, ближайшее мероприятие 17 мая, кажется.

Всего, 14 мая на открытом микрофоне, выступало восемь человек. Ниже на фото изображены резиденты Открытого микрофона в момент своих выступлений (Александр Руднев, Юрий Яковлев, Михаил Виноградов и Александр Желавский).

 

 

Среди резидентов Открытого микрофона есть единственная девушка - Ирина Ландерс. Её монолог как всегда получится очень смешным и по-настоящему женским. Сначала она знакомила себя со зрителем, потом рассказывала, что рассталась с парнем и как выбирала себе нового. Под завершение монолога заключила, что «бабы - зло».

Так прошел очередной вечер Открытого микрофона, который состоялся на сцене бара Sweeter. Жаркий стендап в теплом Sweetere. И как сказал один известный человек, «Публика довольна – все довольны!».

Спасибо всем респондентам, которые согласились ответить на вопросы наших репортеров и Антону Девину за предоставленные фотографии.

Автор: Алексей ЯрыгинФото: Антон Девин

sadservie.ru

На самом деле ты полная бездарность — Мятамята

Так кто же такой — комик?

Комик: человек особого типа, без способностей к обычной работе, абсолютно безнадежный в социальном плане, движущийся по глобусу в попытках донести его/её путаную, сложную и непоследовательную точку зрения, питаясь отходами из супермаркета, а также случайными кофе и пончиками.

Как ты стал комиком?

Когда я был ребенком, в смысле совсем маленьким ребенком, я знал, что если рассмешить взрослых, то я буду ближе к ним, ну или они ко мне. Я шутил в школе, чтобы избежать побоев, завести друзей, и быстрее делать домашнюю работу (сочинения на юморе было проще писать и сдавать, чем сочинения на драме).

Что отличает комиков от других людей?

Конечно, каждый человек испытывает боль. Но у комика есть способность при помощи ума и гнева перенаправить и переделать боль в развлечение. Нечего и говорить, что все комики умнее и чувствительнее большинства людей. Это и есть наш превосходящий (практически богоподобный) интеллект, который сделал наше детство невыносимым. Мы могли различить лицемерие и алогичность наших родителей и учителей, но из-за возраста не могли с этим ничего поделать. Чем больше мы указывали на промахи наших “старших”, тем сильнее они на нас давили. Но точно также, как давление и жар делает из угля алмазы — разочарование, социальное давление и жар гнева превратили нас в комиков.

Сколько нужно открытых микрофонов, чтобы стать звездой?

Меня удивляет, сколько людей хотят — даже ожидают — мгновенной славы. Как человек, который часто участвует в открытых микрофонах, считаю важным, чтобы люди понимали, что значение открытых микрофонов не в создании бриллиантовой дороги к суперславе, а возможность пробовать разные вещи перед аудиторией, и развить свой уровень комфорта, чтобы стать лучше.

Вместе с этим, вы выйдете из дома, подальше от телевизора, и будете развлекать людей в старом стиле. Это сильно напоминает посиделки у вас в гостиной, потому что аудитория, в основном, состоит из других исполнителей. Если вы приходите на открытый микрофон в ожидании мгновенного результата, вы разочаруетесь и разозлитесь. Какой же смысл во всём этом? Вы не получите мгновенный результат; но научитесь не лажать.

Что еще можешь рассказать про открытые микрофоны?

Я считаю участие в открытых микрофонах обычным хобби, вроде фехтования, коллекционирования моделей паровозов, или реставрации мебели. Вы прикладываете время и усилия, но шансы получить хоть что-нибудь обратно очень малы. Ответ на всё это находится в области ответа на вопрос — что вы вообще делаете со своей жизнью.

Ну и что я буду делать всё то время, которое мне осталось жить на Земле? Я могу развлекать людей, которым так же скучно, как и мне. На пару часов я могу забыть про свои проблемы с финансами, и помогу забыть эти проблемы другим людям. Открытые микрофоны для этого отлично подойдут. Если будет шанс получить от этого денег, немного признания, или даже выйдет что-то большее, то всё к лучшему. Но когда я выступаю на открытом микрофоне, я стараюсь получить как можно больше эмоциональной и интеллектуальной радости от каждой секунды на сцене. Если у меня не будет этого, у меня проблемы. В этом случае я немедленно завяжу со стендапом.

Я адски смешной. Когда у меня будет свой концерт?

Ну, да, ты можешь быть адски смешным. Но тебе понадобится чертовски поработать, чтобы получить что-то типа “концерта”. Если ты ещё не просираешь любой шанс получить стабильно оплачиваемую работу, то у тебя все ещё нет необходимого уровня для накопления желчи, которую необходимо выплеснуть в течение целого концерта. Смотри, лучший стендап делают люди, которые в состоянии принять свою ничтожность, невыразительные достоинства и недостатки, и залить ими аудиторию. Только после этого вы действительно начнете ценить прелесть интеллектуального мазохизма, предлагая свои бриллиантовые аналогии и отточенное остроумие толпе курящих и бухающих персонажей, пытаясь найти среди них хоть кого-нибудь, кто вас толще.

Не, я на самом деле адски смешной.

Каждый раз, когда тебе кто-нибудь говорит, что он смешной, то ты точно знаешь, что всё ровно наоборот. И чем он смешнее, тем больше он считает себя скучным бесталанным говном.

О чем мне шутить?

Есть шутки и объекты, которые хочет рассказывать и исследовать комик, и есть шутки и объекты, которые хочет исследовать аудитория. Тут должно быть пересечение, и задача комика найти это пересечение.

Друзья и семья поддержат мое занятие стендапом?

Друзья и семья будут думать, что вы съехали с катушек, если планируете делать стендап много лет, в ущерб вашим отношениям, здоровью и кредитному рейтингу, и в конечном счете они когда-нибудь скажут это в лицо.

Наслаждайтесь этими днями, когда друзья и семья ещё поддерживают вас, и призываю вас верить в свою мечту, что однажды тот самый поганый зам мелкого менеджера в фирме увидит ваш феерический концерт.

У меня рядом нет открытых микрофонов. Как мне наработать сценическое время?

Ну, вы можете переехать, но я всё-таки рекомендую организовать свой собственный открытый микрофон. Идите в местный бар, или клуб, или торговый центр, и объясните им свою идею. Скажите, что у них тут будет шутка за шуткой раз в неделю, или около того. Если у вас нет, или вы не можете позволить себе купить оборудование, выступайте перед, или после музыкальных групп, у них оборудование обычно есть. Смысл в том, чтобы делать дела самому. Если вы отдаете свою жизнь в чужие руки, то вас обязательно поимеют политически, финансово или творчески, гораздо реже физически.

Как мне организовать открытый микрофон?

Найти бар или кофейню, где есть маленькая сцена, отдельно от столиков и барной стойки. Убедитесь, что вам не будет мешать музыка, телевизоры, и официанты. Попросите у владельца занять сцену тогда, когда всё равно никого нет. Разошлите по газетам и драматическим кружкам объявление, что вы существуете [прим. пер. это 98 год, фейсбука и контакта нет]. Открытые микрофоны, которые смешивают поэзию и музыку с говеным стендапом, обычно больше интересны средней аудитории, нежели просто говеный стендап. Советы:

  • Убедитесь, что владелец бара понимает, что абсолютное большинство выступлений будут дичайшим говном.
  • Старайтесь не устраивать микрофоны в местах, где у посетителей много денег. Это может их шокировать.
  • Старайтесь, чтобы аудитория заказала что-нибудь в баре, или позаботьтесь, чтобы владелец получил хоть какой-нибудь профит.
  • Избегайте семейных ресторанов и вообще мест, где есть дети.
  • Если всё же люди едят, или в зале дети, дайте понять исполнителям, что есть ограничения. Да, цензура это плохо, но гораздо хуже шутить про клизму, пока зритель ест. Особенно если про это 50 раз плохо пошутили.

Это не мой текст, это перевод alt.comedy.standup FAQ, коллективное творчество.

mintmint.ru

Есть что сказать миру? Хватай микрофон!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАРАОКЕ PECHA-KUCHA: ШЕСТИМИНУТНЫЕ ЛЕКЦИИ В КАФЕ

«Печа-куча» (на русский переводится как «болтовня») родилась в Японии. 10 лет назад два живущих в Токио австрийца придумали оригинальный формат посиделок - интеллектуальное караоке. Сегодня это мероприятие расползлось по всему миру: «Печи-кучи» устраивают в более чем 600 городах по всему миру. Собственно, этим летом это явление пришло и в Минск - он стал 666-м «опечакученым» городом.

В ЧЕМ СУТЬ? Участники готовят презентацию в 20 слайдов. Зрители видят каждый слайд в течение 20 секунд - то есть выступление длится 6 минут 40 секунд. Тема может быть какая угодно: проект, идея, рассказ о летнем путешествии в Черногорию, универсальная схема поклейки обоев, рецепт приготовления филе-миньон в стиле популярного мишленовского повара Гордона Рэмзи, метод выбора домашнего животного, модные тренды в зимней обуви, виды кофе, любимые персонажи мультфильмов Pixar… После выступления зрители задают вопросы (тоже 6 минут 40 секунд), после чего уже следующий участник идет выступать. Главная идея всего этого - послушать про разные вещи от разных людей в свободной и лаконичной форме.

Первая такая встреча прошла летом в арт-кафе Национального художественного музея. Спикеры первой «Печа-кучи» рассказали о том, как легко можно выучить иностранные языки, о том, почему важно мечтать, о минской киношколе-студии, о волонтерском молодежном лагере, а студент Литературного института им. А.М.Горького - об ошибках юных писателей.

- Я узнал про «Печа-кучу» четыре года назад в Санкт-Петербурге, - рассказывает минский организатор Станислав Байзат. - Тогда это мероприятие только-только пришло в русскоязычное пространство и поэтому вызывало большой резонанс. Я сразу подумал, как здорово было бы, если бы и у нас такое было - и стал ждать, пока появится. В какой-то момент ждать надоело. Я написал в Токио, мол, я и мои товарищи можем организовать «Печа-Кучу» в Минске. Нам ответили: «О’кей!» - и дали лицензию.

- Вот так просто?

- Ну да. Все это время я удивлялся, как получилось, что такой популярный в мире брэнд практически неизвестен у нас? Может быть, оттого, что формат thinking and drinking («размышлять и пить») у нас уже успешно практикуется на кухнях по субботам. Я чувствовал, что «Печа-куча» может понравиться не только мне. И действительно: на первую встречу пришло пятьдесят человек, хотя мы особенно ее не рекламировали. Мы относились к ней, как к пилотному выпуску. Большого труда организовать встречу не составило, помогли друзья и единомышленники из Центра культурного менеджмента и Национальный художественный музей.

- А были еще «Печа-кучи»? Как часто они будут проходит?

- Была еще одна, тематическая - «Незаметные герои». После первого собрания многие из присутствующих захотели выступать, так что недостатка в интересных спикерах и их презентациях мы не испытали: разработчик в области геоданных рассказал, как они рисуют карты, молодая преподавательница биологии в гимназии о том, как она просит приносит на уроки жуков. Дочь стюардессы - о нелегком труде своей мамы, а программист - о творчестве японского писателя Акутагавы. «Печа-кучи» будут проходить раз в два-три месяца, каждый раз в новом месте - вот такая особенность.

ГДЕ ИСКАТЬ? pechakucha.org, vk.com/pechakuchaminsk, facebook.com/PechaKuchaMinsk

ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН: «ЧЕЛОВЕКУ ГОРАЗДО ПРИЯТНЕЕ ЧТО-ЛИБО СМОТРЕТЬ, КОГДА ОН ЧТО-ТО ПЬЕТ ИЛИ ЕСТ»

В ЧЕМ СУТЬ? Участники готовят 3 - 5-минутные выступления, в которых рассказывают о вещах, которые их волнуют. Они стараются создать впечатление, будто придумывают все на ходу, чтобы вызывать смех аудитории, которая сидит за столиками - ест, пьет и внимательно слушает.

Главное - выбрать волнующую всех тему.

- То есть вы сделали это для себя?

- Изначально идея «Открытого микрофона» была очень абстрактной, - вспоминает организатор Евгений Свиридович. - Кто-то из нас посмотрел в интернете концерты западных комиков и захотел выступить в этом жанре, кому-то просто стало скучно в КВН (многие из минских стендапщиков играли или играют в КВН). В конце концов, сформировалась группа людей, которые хотели попробовать себя в стендапе, но было негде. Ну а если нет подходящего проекта, гораздо проще и быстрее создать его самим, чем ждать, пока желание появится у кого-то другого!

- Для себя. Но благодаря большому количеству желающих закрытый проект очень быстро стал открытым - теперь принять участие может любой человек. На самое первое выступление пришли 7 участников и 20 зрителей (их друзья). Сегодня, почти за год существования у нас выступило более 30 человек, постоянных - около десяти. Все время приходят новые люди, стабильно выступают один-два человека, которых мы не знаем. Мы проводим «Открытый микрофон» раз в 2 - 3 недели. Вход бесплатный, чтобы не отпугнуть зрителей - все-таки очень мало людей знает, что такое стендап.

- А что такое стендап?

- Как-то я выступал в одном заведении. Приехал за несколько часов до начала и стал свидетелем следующей картины. За соседний столик сели две женщины. Когда к ним подошел администратор, они спросили: «Скажите, а сегодня вечером у вас планируется какая-нибудь развлекательная программа?» Администратор ответил: «Да, сегодня вечером здесь будет стендап». Они логично уточнили, что это такое, и получили ответ: «Ну, это как бы «Камеди Клаб» по-белорусски…» Естественно, после этой фразы у них пропало всякое желание остаться! Конечно, в «Камеди Клабе» есть артисты, которые выступают в формате «стендап»: Незлобин, Руслан Белый, Павел Воля. Но ставить знак равно между ними неправильно. Мы, в отличие от «Камеди Клаба», стараемся обходиться без мата и не шутить про секс и алкоголь. Не потому, что мы пушистые интеллигенты, а потому, что когда тебе слегка за 20, жизненного опыта, чтобы шутить на эти темы интересно, пока недостаточно. Проходят выступления в баре. Мы стараемся сделать времяпровождение зрителей не только интересным и веселым, но и комфортным: ведь человеку гораздо приятнее что-то смотреть, когда он ест или пьет! Причем сидя за столиком, а не в тесном кресле актового зала, где, бывает, и руки на подлокотники не получается положить.

Миша Слоущ и Идрак Мирзализаде - резиденты шоу «Свободный микрофон»

- А выступление нужно долго готовить?

- У каждого по-разному, все зависит от мотивации и авторского уровня. Те, для кого стендап - это в первую очередь веселое времяпровождение, как правило, начинают что-то писать в последний момент. А те, кто рассматривает занятие юмором как свою будущую профессию, стараются писать каждый день. Собственно, поэтому «Свободный микрофон» разделился на два новых проекта: Stand-up PRO и Open Minsk. Первый для тех, кто уже сформировался для стабильного и качественного стендапа, а второй - все тот же open mic, где могут выступать новички.

Публика на таких мероприятиях благосклонная - выступить может кто угодно.

- То есть, прежде чем пойти в стендап, необязательно играть перед этим в КВН?

- Людям, которые пришли в стендап из КВН, как бы странно это ни звучало, одновременно проще и тяжелее. Благодаря КВН они понимают, как сделать смешно (у них есть «внутренний редактор»), но в стендапе действуют абсолютно другие законы. Переучиваться всегда гораздо тяжелее, чем учиться с нуля. У шутки для стендапа есть структура. Научиться использовать эту структуру может абсолютно каждый, тем более что в интернете хватает обучающей литературы (одна из книг висит в интернете в нашей группе). Одним словом, если раньше была только одна юмористическая школа - КВН, то сейчас у каждого, кто хочет работать в юмористическом жанре, есть выбор. Главное - чтобы было желание.

ГДЕ ИСКАТЬ? vk.com/openmikeminsk, vk.com/openminsk, vk.com/standupprofessional

КСТАТИ

Где еще в Минске можно выступить с микрофоном?

В караоке. Благо, в столице много караоке-клубов и кафе с поддержкой караоке. Найти место себе по вкусу несложно: вам могут и бэк-вокал организовать, и клип песни включить, и дополнительный микрофон дать, а для любителей рока есть свое, отдельное рок-караоке.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ

Где можно потрогать машину времени и узнать свое имя на галлифрейском языке?

В Минске молодежь играет в «Что? Где? Когда?» и в «Угадай мелодию» в барах

«Странные» танцы минчан: внезапные падения на спину и «пять» самому себе

www.kp.ru

Проведение акции "Открытый микрофон"

Автор: Машина Екатерина Борисовна

Формирование правовой культуры учащихся.

Проведение акции «Открытый микрофон» в школе.

Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствии стремления отстаивать свои права.

Правовая культура, правосознание – одна из основных составляющих полноценной личности, а правовое образование и воспитание – один из важных участков работы образовательных учреждений.

Сегодня в образовании сделан акцент на формирование ключевых компетентностей учащихся. По мнению А.В. Хуторского: «Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности»1.

Особое внимание уделяется социальным компетентностям школьников, их включению в общественную жизнь, выработки активной гражданской позиции. Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире.

В правовой сфере особенно остро выделяется проблема правовой неграмотности. Уроки истории, права, обществознания решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

В образовательном учреждении формированию правовой культуры учащихся способствует ежегодное проведение акции «Открытый микрофон» в рамках «Недели права».

Зародившаяся в 80-годы XX века в пионерских лагерях «Артек» и «Орлёнок» акция «Открытый микрофон» очень интересна и сегодняшним школьникам.

Цель проведения акции: развитие правовой культуры учащихся, формирование активной гражданской позиции, умение грамотно отстаивать свои права.

Задачи акции:

  • улучшить школьную жизнь, устранить те проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения в школе;

  • укрепить взаимопонимание между участниками образовательного процесса.

Вопрос-проблема, поставленная ребенком – это то, над чем должна работать школа, чтобы стать школой демократии и неформального правового пространства. Внутришкольное управление, сориентированное на человека, носит гуманистический и демократический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества, уважениях к человеку и доверия к нему.

Чему учатся школьники при проведении акции «Открытый микрофон»? Чему учатся учителя? Что должна заметить и исправить  администрация? Это те вопросы, которые должны стать основой воспитания правовой культуры учащихся и создания демократично-правового пространства в школе.

Учащиеся: вступая в диалог с администрацией, начинают осознавать, что их хотят и могут услышать, что их мнение не безразлично для образовательного учреждения. Проявляют интерес к различным сторонам жизни в школе, что положительно влияет на процесс их социализации в обществе.

Учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.

Учителя стремятся повысить свою правовую культуру, своё профессиональное мастерство. Если учитель умеет грамотно объяснить учащимся их права и обязанности, не нарушает их, кроме того, имеет высокую культуру и учит этому детей, то вопросов и замечаний со стороны детей он не услышит.

Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности учащихся образовательной деятельностью школы, узнать о проблемах, волнующих школьников и наметить дальнейшие пути развития образовательного учреждения.

Количество участников акции может быть различно. Если акция проходит первый год, можно, ограничится  одной параллелью, чтобы все участники имели потенциальную возможность высказаться.

Как и любое внутришкольное значимое событие, акция должна, тщательно готовится. Дети не совсем ещё представляют, что такое «открытый микрофон». Много шума, сразу обсуждают чужие высказывания. Высказывания  часто повторяются или не относятся к тематике «микрофона». Необходимо тщательно проводить предварительную работу с классами, которые будут участвовать в акции. На беседах в неформальной обстановке объяснять цели акции, задачи, правила проведения, проводить предварительные обсуждения. Проводить работу с администрацией, а также  с учителями, выразившими желание участвовать в акции. Объяснить их задачу – умение грамотно отвечать на вопросы учащихся, показывать знания нормативно-правовых документов. На акцию можно пригласить юристов, адвокатов, нотариусов.

Каждый ребёнок имеет возможность подойти к микрофону и свободно высказать свое мнение по любому вопросу жизни в школе, задать свой вопрос любому участнику образовательного процесса. В подготовке открытого микрофона важно создать настрой, атмосферу открытости и готовности выражения своих мыслей.

Правила поведения во время акции:

  • работаем «без погон»

  • внимательно слушать выступающего

  • откровенность и доброжелательность в работе

  • активное участие каждого

Основные направления в вопросах учащихся:

1.Экзамены в форме ЕГЭ.

2.Работа буфета.

3.Введение электронных журналов.

4.Информация о социальной карте москвича.

5.Курение около территории школы.

6.Обустройство школьного двора.

7.Школьные мероприятия.

8. Работа кружков, спортивных секций

9. Взаимоотношение с учителями.

Тематика задаваемых вопросов:

1.Почему учителя задерживают детей на перемену, после окончания урока?

2.Будет ли расширен ассортимент школьного буфета?

3.Можно ли не делать домашнее задание тем, кто выезжает после занятий на соревнования, конкурсы, олимпиады от школы?

4.Почему учащиеся должны покупать форму?

5.Недостаточное количество познавательно-развлекательных мероприятий в школе.

6.Несвоевременное выставление оценок в журнал.

7.Можно ли организовать уроки физкультуры в бассейне?

8.Почему нельзя посеять специальную траву для футбольного поля?

9.Почему нет урн для мусора в коридорах?

10.Почему в буфете высокие цены?

11.Почему задают домашнее задание на каникулы?

Если учащийся не готов выйти и публично принять участие в акции, можно параллельно организовать «Сейф откровения», в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами.

Для руководителей образовательного учреждения на совещании при директоре или педагогическом совете очень важно продумать дальнейшие действия и принять соответствующие меры по пожеланиям и вопросам учащихся, проконтролировать, чтобы ни один вопрос учащихся или пожелание не осталось без ответа.

Если вопросы из года в год повторяются – значит, администрация не может их решить. Если вопросы решаются, то это положительно влияет на демократично-правовое пространство  школы, повышает авторитет администрации и степень доверия к ней детей и их родителей.

Используемая литература:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование №2. 2003.

 

infourok.ru


Смотрите также