Расположения микрофонов при записи. Расположение микрофонов


Расположения микрофонов при записи

Расположение микрофона по отношению к музыкальному инструменту во время записи играет существенную роль на качество входящего записываемого сигнала. Если изменить его расстояние от источника звука на несколько сантиметров или повернуть микрофон в сторону - это может резко изменить характеристику звучания. Чтобы сделать качественную запись с микрофона сначала нужно изучить способы его расположения и понять, какие результаты получаются при разных вариантах размещения микрофона.Техника использования микрофонов следующая:
  • Близкое расположение. Микрофон находится в нескольких сантиметрах от источника звука
  • Удалённое расположение. Микрофон устанавливается на расстоянии около одного метра от источника звука.
  • Объемная запись. Микрофон располагается на другом конце комнаты
  • Стереофоническая запись - два микрофона устанавливаются на некотором расстоянии друг от друга
  • Комбинированная запись - соединение вышеперечисленных способов.

Близкое расположение используется тогда, когда нужно передать всё богатство звучания инструмента или вокала. При таком расположении на звук меньше влияют акустические параметры помещения, такие как реверберация. Близкое расположение микрофона позволяет  передать все нюансы исполнения.

 

Если микрофон расположен слишком близко к источнику звука, или направлен прямо на него, это может привести к всплескам и к искажению, поэтому, используя близкое расположения микрофона, нужно достаточно профессионально владеть инструментом или вокалом. Микрофон передаст все нюансы голоса, но также и все дефекты. Если, играя на инструменте, у вас неровное звуковидение, то запись будет со всплесками и искажениями. Для работы на близком расстоянии нужно найти оптимальный вариант расположения микрофона.Удалённое расположение - на расстоянии метра, позволяет записать не только звук, но и некоторые характеристики помещения. Удалённое расположение применяется при записи с одного микрофона ритм секции, когда нужно захватить сразу все звуки ударной установки или нескольких исполнителей. Обычно это схематическая запись черновика. Если же вы хотите качества, тогда нужно использовать для записи несколько микрофонов, расположенных таким образом.

 

Если вы пишите, например, гитару, расположив микрофон на расстоянии метра, звук несколько будет отдалённым, как бы в глубине комнаты. Если есть смысл добиться такого эффекта, тогда применяется такой способ записи. Другой вариант - инструмент с сильной атакой или достаточно громкий инструмент (труба или саксофон, играющие широким полным звуком, а не на субтонах)

 

Объемная запись - микрофон на значительном расстоянии от источника звука. При этом записываются характерные для помещения звуки. Таким видом записи есть смысл пользоваться, когда в помещении есть его собственные интересные звуки.

 

Стерео запись предполагает использование двух микрофонов для улавливания стереофонического сигнала звучания инструмента. При такой записи есть свои сложности, например конфликт фаз. Он возникает тогда, когда два микрофона расположены так, что один и тот же звук приходит к каждому из них в разные моменты времени, а следовательно, со сдвигом фаз. При этом звук в одном канале ослабляет звук в другом. Другая сложность, наоборот, слабый стереоэффект, который проявляется в том, что вы не слышите разницу между правым и левым каналом. Устранить это можно экспериментальным путём, изменяя расположение микрофонов.

 

Комбинированая запись, когда для записи берётся несколько микрофонов и звук снимается близко и удалённо одновременно.

 

Записывая с помощью микрофона, нужно учитывать его характеристики и характер записываемого инструмента, брать во внимание, какой окончательный звук вы хотите получить, нужна вам акустика помещения или нет.

 

Одна из самых серьёзных проблем при записи через микрофон - это внезапное резкое изменение уровня громкости сигнала, вызывающее искажения записи. Эти всплески возникают от резкой атаки инструмента, например удар барабана, или от некоторых взрывных согласных у вокалиста, у гитариста - на отельных нотах и т.д. Предвидеть такие всплески невозможно, здесь сказывается мастерство исполнителя, чем выше уровень, тем профессиональней и ровнее подача звука. Чтобы избежать таких взрывов, нужно немного отодвинуть микрофон или при записи пропускать сигнал через компрессор.

 

Хотите знать:

  • Как оборудовать свою студию?
  • Как сделать её шумоизоляцию?
  • Как добиться правильного акустического оформления студии?
  • Как правильно записывать вокал и как правильно его обрабатывать?
  • Какие существую виды обработки вокала?
  • Как его "посадить" в ваш микс?... обо все этом и не только в видеокурсе Андрея Скидан:

Учиться на собственных ошибках – не путь к совершенству, а пустая трата времени. Информация о профессиональной записи и обработке вокала в домашней студии в данном курсе является не только современной и исчерпывающей, но и чётко структурированной.

 

 

 

Информация не в тему:

 

Открыть для себя что-то новое, увидеть необыкновенную природу, красивые ландшафты, достопримечательности страны - это мечта любого путешественника. Удовлетворить такие запросы туриста вполне может страна Канада, ведь это не только первозданная природа, горные курорты или бескрайние степи, но и Ниагарский водопад, а также национальные парки девственной красоты.

 

А сколько впечатлений можно получить от путешествия на север Канадских Кордильер? Здесь можно проверить свои способности контактировать с дикой природой, проверить свои навыки в охоте или в рыбалке. Каждый, кто посетит Канаду - страну нетронутой красоты, долго будет помнить её удивительные особенности.

mlife.com.ua

Расположение - микрофон - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Расположение - микрофон

Cтраница 1

Расположение микрофона для приема звука музыкальных инструментов - разное для разных групп инструментов. Так, для приема рояля микрофон предпочтительно располагать со стороны криволинейной части деки.  [2]

Техника двухканальной стереофонической записи, особенно в части выбора места расположения микрофонов и их характеристик, пока еще разработана недостаточно.  [3]

Этот опыт доказывает, что при прохождении звуковых волн в точке расположения микрофона возникает переменное давление воздуха ( мы назвали его акустическим, или звуковым, давлением), изменяющееся по синусоидальному закону. Если отключить от осциллографа микрофон и присоединить к тем же клеммам осциллографа звуковой генератор, то мы увидим на экране трубки синусоидальную кривую, период которой совпадает с периодом прежней синусоидальной кривой. Таким образом, отсюда следует, что частота изменения звукового давления совпадает с частотой звукового генератора.  [4]

Для достаточно полной характеристики шума необходимо наличие уровней звукового давления в узких частотных полосах, измеренных в определенных точках расположения микрофона и интервалах времени.  [5]

На верхнем из приведенных здесь графиков показано, как зависят сигналы отдельных микрофонов и общий суммарный сигнал от перемещения исполнителя, который двигается по линии, параллельной линии расположения микрофонов. У слушателя при этом создается впечатление, что звук сначала почти не меняется, а затем как бы перескакивает от одного канала к другому.  [6]

Это уравнение принято для оценки уровня звука, как наилучшим образом моделирующее восприятие органом слуха человека звукового давления рА, при этом рд характеризует порог слышимости на частоте 1000 Гц. Большое значение имеет расположение микрофона относительно контролируемой машины и способ его подвески.  [7]

При указанном на рисунке расположении микрофонов источник звука, находящийся на оси левого канала, тем самым будет располагаться далеко в стороне от оси микрофона правого канала и, следовательно, в этом последнем сигнал окажется ослабленным.  [8]

В заключение этого параграфа заметим, что в реальных условиях ( концертный зал, радиовещательная студия) время запаздывания первого отраженного звука, как правило, в несколько раз превышает 1 мс, а его уровень всегда меньше уровня прямого звука. По этой причине азимутальная локализация КИЗ при стереовоспроизведении определяется только соотношением AL и Ат сигналов прямых звуков, поступающих от исполнителя в точку расположения микрофонов по кратчайшему пути. Естественная реверберация первичного помещения ( да и вторичного) может изменить лишь протяженность КИЗ, составляющих пространственную звуковую панораму.  [10]

ДЭМШ-1 имеет открытую с обеих сторон мембрану, а потому является приемником градиента давления. Чувствительность такого микрофона близка к нулю в случае, если направление прихода звука лежит в плоскости мембраны. Такое свойство при расположении микрофона около рта говорящего так, что ребро микрофона почти вплотную прилегает к углу рта, резко уменьшает воздействие внешних шумов, повышая тем самым эффективность работы в шумных условиях.  [12]

Соединим выходные клеммы звукового генератора с клеммами громкоговорителя. Этот опыт доказывает, что при прохождении звуковых волн в точке расположения микрофона возникает переменное давление воздуха ( мы назвали его акустическим, или звуковым, давлением), изменяющееся по синусоидальному закону. Если отключить от осциллографа микрофон и присоединить к тем же клеммам осциллографа звуковой генератор, то мы увидим на экране трубки синусоидальную кривую, период которой совпадает с периодом прежней синусоидальной кривой.  [13]

Известно, что форма диаграммы направленности микрофона зависит от частоты, причем для более высоких частот направленность проявляется сильнее. Поэтому, когда исполнитель перемещается по фронту перед микрофонами возникают частотные искажения. Например, если певец исполняет пассажи и при этом движется вдоль линии расположения микрофонов, голос его в записи становится то звонким, то глухим.  [14]

Будем теперь удалять микрофон от громкоговорителя. Мы увидим, что амплитуда синусоидальной кривой на экране трубки постепенно уменьшается. Это говорит нам о том, что уменьшается амплитуда звукового давления в месте расположения микрофона.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

5 полезных техник — eHRS

Когда вы впервые узнаёте, насколько полезным может стать правильное расположение микрофонов, вы не можете в это поверить.

Неужели сантиметровая разница в расположении микрофона приводит к настолько иному звучанию?

Как вы со временем поймёте… на самом деле приводит.

И как только вы об этом узнаёте, вы спрашиваете себя: “Чего ещё я был лишён всё это время?”

Я могу ответить на этот вопрос. Это называется стереозапись.

И это именно та секретная фишка профессионалов, которой вам до сих пор не хватало для получения великолепного звука.

Что же это?

Стереозапись — это техника, при которой для записи одного инструмента используются 2 микрофона. Моносигнал каждого микрофона является соответственно левой и правой дорожками стереотрека, что создаёт ощущение ширины записи.

Стереоэффект создаётся благодаря небольшой разнице в звучании левого и правого каналов студийных мониторов. Эта разница проявляется в следующем:

  • Разница во времени — Из-за того, что микрофоны расположены в разных местах, звук из инструмента достигнет каждый микрофон с небольшой разницей во времени. Разницы в несколько миллисекунд достаточно для создания стереоэффекта.
  • Разница в частотном балансе — Из-за того, что микрофоны расположены под разными углами относительно инструмента, каждый из них будет снимать несколько различающиеся диапазоны частот. Чем больше угол, тем сильнее будет стереоэффект.

Когда один микрофон слышен через левый монитор, а другой — через правый, то создаётся приятное ощущение широкого звука, отсутствующее в монозаписи.

Как этого добиться?

5 самых полезных техник

Вот список 5 самых полезных техник стереозаписи, о которых вам нужно знать. Для каждой техники я объясню:

  • тип требуемого микрофона (включая диаграмму направленности)
  • как разместить микрофоны
  • как свести 2 сигнала воедино
  • как это должно звучать в итоге

Начнём с самой простой и часто встречающейся техникой:

1. A/B стереозапись

Используемые микрофоны: 2 всенаправленных микрофона, обычно конденсаторных с маленькой диафрагмой.

Расположение: направьте оба микрофона на инструмент на расстоянии 30 см от него и 5 см друг от друга.

Экспериментируя с этой техникой, пробуйте вносить изменения в расстояние как от инструмента, так и друг от друга.

Как свести сигналы: моносигналы с каждого микрофона идут в левый и правый каналы стереодорожки, что создаёт ощущение широкого звука.

Как это должно звучать: стереоизображение создаётся благодаря тому, что микрофоны снимают звук с небольшой задержкой. То же самое происходит и с частотным балансом, который выводит стереозвук на новый уровень.

Недостаток A/B стереозаписи — возможные проблемы с фазовой нейтрализацией при образовании стереозвука из-за ошибок синхронизации.

2. X/Y стереозапись

Используемые микрофоны: 2 направленных микрофона, обычно конденсаторных с маленькой диафрагмой.

Расположение: под углом 90-135 градусов так, что капсюли сходятся в одной точке. Чем больше угол, тем шире стереообраз.

Как свести сигналы: так же, как и при A/B стереозаписи.

Как это должно звучать: по сравнению с A/B стереозаписью, при использовании этой техники стереоэффект меньше. Поскольку оба микрофона расположены в одной точке пространства, разницы во времени не будет.

Весь стереоэффект идёт от разницы в частотном балансе. Это большой плюс, поскольку не возникает проблем с фазовой нейтрализацией.

3. Стереозапись ORTF

Используемые микрофоны: 2 направленных микрофона, обычно конденсаторных с маленькой диафрагмой.

Расположение: расставлены под углом около 110 градусов, расстояние между капсюлями — 17 см.

Как свести сигналы: так же, как и при A/B стереозаписи.

Как это должно звучать: в целом, эта техника включает в себя 2 предыдущих. Микрофоны физически находятся на удалении друг от друга, как при A/B стереозаписи, что способствует более широкому стереоизображению. А поскольку используются направленные микрофоны, как при X/Y стереозаписи, снимается меньше окружающих шумов.

4. Пара Блюмлейна

Используемые микрофоны: 2 микрофона с диаграммой направленности “восьмёркой” (двунаправленные).

Расположение: так же, как и при X/Y стереозаписи.

Как свести сигнал: так же, как и при X/Y стереозаписи.

Как это должно звучать: по сравнению с техникой X/Y пара Блюмлейна снимает больше звуков комнаты и добавляет атмосферности стереоизображению благодаря микрофонам с диаграммой направленности “восьмёркой”.

5. Мид-сайд стереозапись

Используемые микрофоны: один конденсаторный с маленькой диафрагмой (с кардиоидной или всенаправленной диаграммами направленности) и один конденсаторный с большой диафрагмой и ОБЯЗАТЕЛЬНО диаграммой направленности “восьмёркой”.

Расположение: микрофон с диаграммой “восьмёркой” располагается сбоку под прямым углом к инструменту. Этот микрофон будет записывать звук с обеих сторон, работая как “сайд” (сбоку).

Другой микрофон располагается сверху или за микрофоном с “восьмёркой” и направлен прямо на инструмент. Это будет наш “мид” (середина).

Как свести сигналы: это довольно сложно. Внимательно следуйте инструкции.

  1. Продублируйте канал “сайд”
  2. Обратите полярность дублированного канала
  3. Совместите два боковых канала в одну стереодорожку
  4. Сведите средний канал с боковыми каналами. Чем выше уровень боковых каналов относительно среднего, тем выше стереоглубина.

Как это должно звучать: мид-сайд запись может быть довольно сложной, но она вбирает в себя все преимущества других техник, но не недостатки.

  • Больше стереоглубины, чем в технике A/B
  • Моносовместимость, как в технике X/Y
  • Если потребуется, вы сможете увеличить количество звука комнаты, как если бы вы использовали технику пары Блюмлейна.

Когда моно подходит больше, чем стерео

Хотя стереозапись, применяемая в правильных ситуациях, почти сразу улучшит качество ваших миксов, есть случаи, когда её применять не следует.

Некоторые инструменты почти всегда будут звучать лучше в монозвуке.

Вот 4 стандартных примера:

  1. Вокал, который должен быть по центру. Поэтому обычно его записывают в моно.
  2. Рабочий барабан — то же самое, должен быть по центру. Будет странно записывать его с какой-то одной стороны стереообраза.
  3. Бас-барабан должен быть записан в моно, поскольку его низкие частоты требуют динамиков большой мощности. Чтобы добиться максимальной выходной мощности микса, лучше всего распределить эту работу между левым и правым каналами.
  4. Бас-гитара, звук которой также в основном состоит из низких частот, поэтому в общем он больше подходит для монозаписи. Ещё одна причина для этого — наши уши, которые не слишком хорошо воспринимают источник низкого звука, поэтому особого смысла создавать стереообраз низкочастотных инструментов нет.

ehomerecordingstudio.com

О расположении микрофонов на сцене

Решил перевести свежую статью из блога Dave Rat'а. Стать чем-нибудь полезным сообществу, что-ли)Итак

Вот вам кое-что, что может быть полезно тем, кто работает на сцене с мониторами. Возможно вы знаете (или не знаете), но у разных микрофонов существуют разные диаграммы направленности. Диаграмма направленности это термин, используемый для описания точек, где микрофон имеет наибольшую и наименьшую чувствительности (где чувствительность- это громкость, с которой микрофон собирает звуки). Наиболее часто встречаются пять типов диаграмм направленности, и обычно три из них используются при работе с живым звуком на сцене.

Круговая (Omni-directional) - Микрофон имеет приблизительно одинаковую чувствительность к звукам приходящим на него со всех углов

Кардиоида (Cardioid) - Кардиоидные микрофоны наиболее чувствительны к звукам перед ними, и наименее чувствительны к звукам приходящим сзади микрофона.

Суперкардиода (Super Cardioid) - Суперкардиоидные мирофоны наиболее чувствительны к звукам приходящим спереди микрофона, и наименеечувствительны приблизительно в 125 градусах относительно фронта головки микрофона.

ГиперКардиоида (Hyper Cardioid) - Гиперкардиоидные мирофоны наиболее чувствительны к звукам приходящим спереди микрофона, и наименеечувствительны приблизительно в 110 градусах относительно фронта головки микрофона.

Восьмерка (Figure 8) - Микрофон с диаграммой направленности восьмерка наиболее чувствителен с фронта и с тыла микрофона, и наименее чувствителен к звуку приходящему со сторон.

Для нас, звуковиков работающих с живым звуком микрофоны с диаграммой направленности восьмерка и круг не представляют интереса, и мы можем сосредоточиться на оставшихся трех диаграммах при работе с вокалистами.

Красные стрелки показывают точки минимальной чувствительности микрофонов для каждого типа.

Так, теперь перейдем к самому интересному. Направленности всех микрофонов ТРЕХМЕРНЫ!

Когда вы действительно начинаете думать об этом, то понимаете, что угол наклона микрофона намного важнее, чем думают большинство звукорежиссеров. Если вы направите кардиоидный микрофон параллельно земле, то будет практически невозможно поставить напольный монитор так, чтобы он находился в зоне наименьшей чувствительности микрофона. Далее, для оптимизации расположения мониторов на сцене с целью минимальной заводки, вы обнаружите, что при использовании супер, и гиперкардиоидных микрофонв, вам нужно будет поставить мониторы намного дальше, или наклонить монитор на достаточно круто вверх.

Зоны минимальной чувствительности для супер и гиперкардиоидных микрофонов достаточно неинтуитивны в нахождении. Для демонстрации, я покажу вам как сделать несколько простых устройств, которые помогут вам значительно оптимизировать расположение напольных мониторов относительно вашего вокального микрофона, и видеть, что вообще происходит.

#1 Посмотрите спецификацию к вокальному микрофону, который вы используете, и обратите внимание на его диаграмму направленности. Например у Shure Sm58 это кардиоида, Beta 58 суперкардиоидны, а Audix om7 гиперкардиоидны.

#2 Сходите в магазин и купите несколько дешевых лазерных указок. Для кардиоидной направленности вам будет нужна одна, и по две для супер и гиперкардиоидной направленностей.

#3 Распечайтайте вот это на листке A4 http://www.ratsound.com/cblog/uploads/2009_12_02_polars.pdf

#4 Прикрепите скотчем каждый лист к листу прочного картона.

#5 Прикрепите указки скотчем к картонкам так, чтобы они указывали в одном направлении с красными стрелками на картонках.

Теперь возьмите ту картонку, которая соответствует диаграмме направленности используемого вами микрофона, прижмите картонку к микрофону, и раположите мониторы, так, чтобы лазеры указывали как можно ближе к направленности рупоров твитеров мониторов. Помните, диаграммы направленности трехмерны, так что вы можете вращать картону, не забывая что она должна быть прижата к микрофону. Или вы можете прикрепить их к шарнирам, как сделал это я.

Я сделал несколько фотографий, чтобы показать как как работает суперкардиоидная направленность, и как можно вращать картонку.

И если мы продолжим вращать картонку, то она дойдет почти до вертикального положения. Эти фотографии были сделаны с типичным углом наклона микрофона на стойке. Думаю что большинство из вас будут сильно удивлены, увидев где, в действительности, находятся лучшие точки для расположения стоек на сцене, относительно того, куда большинство звукорежиссеров их ставит.

Я также сделал небольшое видео

Помните, что все это наиболее применимо к музыкантам, которые используют микрофон, жестко зафиксированный на стойке. Но, это может несколько случаев заводки на сцене!Оригинал тутhttp://www.ratsound.com/2009_12_02_polars.htmВесь копирайт за Дэйвом Рэтом.За ошибки в переводе жестко не гнобить.

P.S. не смог добавить в теги ни слова Dave Rat, ни Диаграммы направленности, ни сцена, ни sm58... Что за глюк?

ru-zvuk.livejournal.com

§5. Расположение артистов и микрофонов в тон-ателье.

Главная цель, которая преследуется в решении этого вопроса, состоит в создании максимальных удобств для музицирования или драматургического общения исполнителей, а также в обеспечении оптимальных условий для установки микрофонов.

Самыми простыми являются случаи, когда артисты работают «в одиночку», паче чаяния это диктуется выбранной технологией записи. Современные профессиональные студии располагают несколькими тон-ателье небольших размеров (кабинами), акустически изолирующими артистов друг от друга, обеспечивая, таким образом, сепаратную передачу и обработку микрофонных сигналов; многодорожечные комплексы позволяют разделять исполнителей во времени, записывать материал путём последовательных наложений музыкальных партий. Известны случаи применения подобных способов даже для записи драматических произведений, если фонографические мизансцены сообразно звукорежиссёрской концепции должны объединяться в полиакустические пространства, и единое тон-ателье не даёт возможности реализовать такой замысел при синхронном исполнении.

Принципы установки микрофона (микрофонов) у одного объекта подробно рассмотрены в данной главе, и расположение единственного артиста в студии видимых проблем не вызывает. Единственное, о чём хочется напомнить, - это о влиянии, отражающих поверхностей помещения на качество сигнала. Если имитация маленькой комнаты не входит в фонографическую задачу, то чем ближе исполнитель и микрофон будут находиться к центру тон-ателье, и чем больше будут размеры последнего, тем меньше «будут слышны стены». Конечно, предполагается, что центральная часть тон-ателье не является средоточием каких-либо акустических аномалий и реверберационных флуктуации, о чем говорилось в начале главы и в §§ 1 и 2. В противном случае для «электроакустической съёмки» ищется иное место, но, тем не менее, в угоду указанным условиям.

Повествование непроизвольно привело к упоминанию ещё одной из причин окрашивания свистящих и шипящих речевых согласных. Когда поверхности, хорошо отражающие высокочастотные акустические колебания расположены настолько близко к исполнителю и микрофону, что амплитуды прямых и отражённых волн оказываются соизмеримыми, то в точке их приёма возникает интерференция, приводящая к гребенчатой спектральной характеристике сигнала в области энергетических максимумов указанных звуков. Простое экспериментирование с прецизионным графическим эквалайзером или устройством задержки, включённым в канал передачи речи, даст подтверждение той версии, что линейные искажения гребенчатого вида в области частот порядка (3 - 6) Шг как раз соответствуют неприятным слуховым ощущениям подчёркнутости указанных согласных звуков.

Что касается размещения в тон-ателье исполнительского ансамбля, то, если не встаёт вопрос о пространственной изоляции артистов или их групп согласно выбранной технологии, решение принимается в зависимости от того, насколько желательны снижения проникновений в тот или иной микрофон звуков «чужих» источников. Так, сказанное совершенно неактуально, когда речь идёт о записи идеально сбалансированного в громкостных и тембральных отношениях оркестра, хора или ансамбля, к тому же во вполне подходящем по своим акустическим свойствам помещении. Здесь необходимо только заботится об удобствах для музыкантов: хороших слуховых и зрительных контактах, общении их с дирижёром, т. п. Тогда акустический объект будет представлен слитным звучащим телом, микрофонный приём которого станет аналогичным приёму одиночного источника.

Подробного анализа требуют случаи использования большого числа микрофонов, каждый из которых предназначен лишь части ансамбля (оркестра), музицирующего без разделения в пространстве или во времени. Такой частью может быть и один исполнитель, и группа инструменталистов или вокалистов. Многомикрофонная система звукопередачи преследует цель получения фонографической картины, не являющейся, так сказать, «электроакустическим протоколом» того, что происходит непосредственно в тон-ателье. Это относится к тембральным, динамическим, стереофонометрическим и прочим её компонентам.

Не следует путать такой метод со случаем, когда дополнительные микрофоны используются совместно с обзорным (см. выше), и звукорежиссёр стремится к достижению известной электроакустической однородности; при этом доля местных микрофонных сигналов в передаче невелика, следовательно, вопрос взаимной акустической изоляции отдельных каналов не столь актуален. В том же, что мы именуем собственно многомикрофонной системой, «общие» микрофоны могут вообще не применяться, во всяком случае, рассмотрение их роли в рамках данного анализа несущественно.

Итак, речь идёт о расположении исполнителей и микрофонов, обеспечивающем звукорежиссёру максимальную свободу манипулирования отдельными сигналами без ущерба для других.

Введём понятие внешней электроакустической - связи (ВЭАС), характеризующей собою степень проникновения в данный электроакустический канал, состоящий из микрофона и микрофонного усилителя с блоками частотной и динамической коррекции, сигналов посторонних, или, как мы их называли, «чужих» источников. Причины, влияющие на ВЭАС, следующие:

  1. Совокупная чувствительность рассматриваемого микрофонного канала. Чем она выше, тем сильнее для него ВЭАС.

  2. Акустическая мощность посторонних источников. Естественно, чем громче инструмент или группа, чьи сигналы проникают в «чужой» канал, тем больше величина этого проникновения.

  3. Ориентации направленностей микрофона и источников, как собственного, так и проникающих. Снижение ВЭАС при прочих равных условиях всегда возможно за счёт строгого согласования осей максимальной чувствительности микрофона и максимального акустического излучения объекта.

  4. Акустическая изолированность данного микрофона, определяемая не только диаграммой его направленности, но также наличием / отсутствием вспомогательных конструкций (например, щитов).

  5. Наличие вблизи мощных источников звука или микрофонов эффективных отражающих площадок приводит к значительному возрастанию ВЭАС для всех посторонних микрофонных каналов.

  6. Поскольку практический интерес представляет слуховое восприятие проникновения посторонних источников за счет ВЭАС, а не её электрическая величина, то необходимо учитывать частотную характеристику слуха и эффекты маскировки, сообразно звуковым спектрам «своих» и проникающих источников. При этом существует определённая двойственность: с одной стороны, низкочастотные сигналы собственного источника эффективно маскируют проникающие высокочастотные (разумеется, при одновременном звучании), а с другой стороны, - звуки более высоких регистров, как правило, ощущаются более громкими.

Попутно заметим, что контрастирующие спектральные составы звуков источников, объединённых ВЭАС, могут располагать к применению частотных фильтров, ограничивающих полосы передачи, и это упрощает положение.

7. Восприятие ВЭАС усугубляется тем, что сигналы, проникающие в посторонний микрофонный канал задерживаются во времени по отношению к собственной передаче. Так, если расстояние между основным и

посторонним микрофонами приводит к задержке, превышающей интервал Хааса для звуков данного рода, то ситуация приобретает критический характер, ибо психоакустическая маскировка перестаёт способствовать незаметности проникновений. Это особенно актуально в стереофонии, если сигналы связанной пары каналов локализуются в противолежащих зонах фонографической картины.

Рис.5

Рисунок 5 поясняет сказанное. «Чужой» акустический сигнал, проникающий в микрофонный канал саксофона, слышен по отношению к основному звуку барабана с незначительной задержкой, и поэтому достаточно замаскирован. А продукты ВЭАС между каналами барабана и тромбона воспринимаются уже с гораздо большей отчётливостью из-за ощутимой задержки проникающих сигналов.

8. Динамическая коррекция (автоматическое компрессирование динамического диапазона микрофонного сигнала) приводит к относительному увеличению уровня приникающих звуков, то есть к увеличению ВЭАС. Это становится особенно заметным при малом времени релаксации динамических преобразователей, когда слушатель наблюдает непропорционально большие «всплески» диффузных отзвуков соседних источников после резкого снятия собственного звука.

Теперь становится ясно, из чего нужно исходить, решая вопрос о расположении исполнителей в тон-ателье при многомикрофонном способе записи. Ни на мгновение, не забывая о доминанте удобства для артистов, принципиальные правила можно, пожалуй, черпать из следующего списка:

  • Нахождение сравнительно громких инструментов (в том числе и вокалистов) или их групп вблизи отражающих поверхностей помещения крайне нежелательно, что особенно относится к громким инструментам низких регистров, с ненаправленным излучением. Это правило хорошо сопрягается с другими аспектами настоящей главы.

  • Для снижения ВЭАС желательно использовать направленные микрофоны. Дополнительную помощь оказывают акустические изолирующие перегородки (щиты), которые могут блокировать микрофон от посторонних проникновений, или предохранять тон-ателье от излишнего акустического возбуждения мощными источниками. Само собой разумеется, что щиты целесообразно устанавливать перпендикулярно вектору максимальной чувствительности направленного микрофона, «за спиной» исполнителя.

Изолятором от посторонних сигналов может служить «живой щит» из массы исполнителей, обладающей хорошим акустическим поглощением, в каковом качестве вполне очевидным представляется, к примеру, хор, расположенный у одной из стен тон-ателье, так что микрофоны, ориентированные по его фронту, будут принимать, в основном, прямые сигналы.

  • Расположение самого тихого источника в составе коллектива должно быть таким, чтобы вектор минимальной чувствительности направленного микрофона, установленного у него, был бы ориентирован в сторону наиболее мощного (разумеется, если это не ухудшает условия музицирования или иного взаимодействия участников).

  • Группы однородных инструментов, в том числе и вокалистов, необходимо размещать как можно компактнее во имя сужения зоны их акустической направленности.

  • Нежелательно соседство источников со сходными спектральными характеристиками, в особенности, если они разнятся в громкостном отношении.

  • Достаточно очевидным представляется расположение исполнителей по кругу, но он не должен быть слишком большого диаметра из-за появления заметных сигнальных задержек.

• Максимальное внимание следует уделять микрофонным каналам с актуальной ВЭАС, чьи виртуальные изображения будут локализованы в разных краях фонографической картины.

Подготовка к записи включает в себя тщательный анализ рассмотренного вопроса. Результатом этого анализа является несложный рисунок (эпюра), на котором условно изображаются исполнители и микрофоны в их взаиморасположении. Но не стоит надеяться на исключительность такой подготовки. В самом начале микрофонной настройки понадобятся какие-то коррективы, однако они не так уж принципиальны, если основные закономерности на подготовительном этапе были учтены.

В критических случаях можно обращаться к дирижёру или артистам с просьбой об увеличении громкости тихих голосов или о снижении её у мощных. Как правило, особые проблемы при этом не возникают, тем более что профессионально изложенная просьба будет свидетельством компетентного участия звукорежиссёра во всех рабочих моментах, а выравнивание громкостных балансов облегчит не только звукопередачу, но и создаст очевидный исполнительский комфорт. Нужно только помнить, что большинство духовых инструментов в принципе не может звучать тихо в высокой тесситуре, или, наоборот, громко в предельной нижней части своего диапазона : таковы законы музыкальной акустики.

studfiles.net


Смотрите также