Советы впервые идущим на запись в студию. Правила работы с микрофоном в студии


ТЕХНИКА РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ - Женщина

Неумение работы с микрофоном способно свести на нет прекрасную вокальную технику. А способность извлечь из любой аппаратуры максимально качественный звук даёт исполнителю большое преимущество перед теми исполнителями, которые надеются на дядю за пультом и тётю за кулисами, которая вовремя подаст уже включенный микрофон. Умение работы с микрофоном на сцене гораздо важнее, чем в студии, где, как правило, более качественная аппаратура, всегда можно сделать несколько дублей и получить консультацию специалиста.

 

Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов.

Концертные микрофоны для солистов  бывают двух типов – кабельные и радио. В настоящее время радиомикрофоны практически вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования стоек, загромождающих сцену. Радиомикрофоны бывают ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся на голове исполнителя). Далее речь пойдёт о работе с ручным концертным радиомикрофоном (далее по тексту – микрофон).

 

Микрофон – очень нежный прибор, для которого достаточно лишь одного падения или удара, чтобы его характеристики изменились в худшую сторону. Поэтому он требует очень бережного и внимательного обращения. Ни в коем случае нельзя дуть в микрофон или стучать по нему рукой, чтобы проверить работоспособность. Это может привести к деформации мембраны и выходу микрофона из строя.

 

Основные проблемы с микрофоном на сцене

 

Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп:

 

  1. Включение микрофона
  2. «Заводка» микрофона
  3. Тембр звука
  4. Искажения звука
  5. Посторонние шумы

 

Включение микрофона

 

Как правило, во время концерта на сцене присутствует человек, в обязанности которого входит своевременная подача микрофона очередному исполнителю. Но, нередки случаи, когда микрофон оказывается выключен. И это выясняется только тогда, когда исполнитель уже начинает петь. Следуя принципу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», необходимо знать, как включаются микрофоны.

Самыми распространёнными на сегодняшний день, являются микрофоны фирм Shure и AKG. На фото стрелками указано положение переключателей для их включения.

У микрофонов Shure во включённом состоянии должен светиться индикатор зелёного цвета. Если кроме него светится ещё и красный, значит, батарея разряжена, и этот микрофон лучше не брать.

У микрофонов AKG индикатор включения красного цвета. Он кратковременно загорается только в момент включения микрофона. О состоянии батареи можно судить по времени свечения индикатора – чем оно короче, тем лучше батарея. Если после включения индикатор светится постоянно, значит, батарея почти полностью разряжена. 

Степень зарядки батареи микрофона влияет на качество звука и надёжность радиосвязи с приёмником, поэтому выбирайте микрофон со свежей батареей.   

Если микрофон оказался незнакомой конструкции, не поленитесь заранее спросить, как он включается.

         Когда микрофон уже у Вас в руках и Вы проверили положение переключателей, чтобы окончательно убедится в работоспособности микрофона, произнесите в него звук «Ц». Этот звук будет Вам хорошо слышен из колонок и, в то же время, не привлечёт к себе внимания окружающих. 

После выступления не выключайте микрофон! Не осложняйте жизнь следующему исполнителю. Не кладите микрофон куда попало, а отдайте в руки ответственному или очередному участнику концерта.

 

«Заводка» микрофона

         «Заводка» или «возбуждение» микрофона – это возникновение акустической обратной связи на определённой частоте между микрофоном и акустическими системами (звуковыми колонками). Она проявляется как противный писк или гул.

         Чтобы избежать «заводки», в то время, когда микрофон не используется по прямому назначению (выход на сцену, пока звучит вступление, проигрыш, уход со сцены), его нельзя опускать ниже уровня пояса.

В процессе выступления не подходите слишком близко к мониторам (акустические системы, направленные на исполнителя). Оптимальное местоположение певца на сцене во время номера – на линии занавеса.

         Если микрофон всё же «завёлся», ни в коем случае не закрывайте его рукой – писк только усилится! Скорее отверните микрофон от акустических систем.

 

Тембр звука

         Тембр звучания микрофона сильно зависит от его положения относительно рта исполнителя. В отличие от бытовых микрофонов караоке, профессиональные эстрадные микрофоны имеют более низкую чувствительность и узкую диаграмму направленности. Частотная характеристика значительно меняется с расстоянием. Чем дальше от губ находится микрофон, те меньше в звуке низких частот, которые создают опору звучанию, тем более резко и плоско звучит голос. Особенно это существенно для детского голоса, в котором всегда недостаёт низкочастотной составляющей. Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 - 2 см.

Положение микрофона относительно рта также очень существенно влияет на звук. Многие, насмотревшись по TV выступлений звёзд эстрады, пытаются копировать такую манеру манипулирования микрофоном. Но дело в том, что 100% TV концертов проходит под плюсовую фонограмму и, что бы ни вытворял певец с микрофоном, на звук это никак не повлияет. Другое дело – выступление «вживую». Наиболее правильное с точки зрения звучания положение микрофона – почти горизонтальное, с небольшим отклонением вниз.

 Некоторые предпочитают отклонение вверх, считая, что это более стильно. На звук это не влияет, но приводит к появлению таких фотографий: 

Работая с детьми, чтобы добиться правильного положения, я предлагаю им представить, что нижняя часть микрофона – это фонарик, который надо всегда направлять на зрителей. Для маленьких детей радиомикрофон – довольно тяжёлая вещь. Во время выступления они пытаются прижать локоть руки, в которой держат микрофон, к груди – так легче справиться с весом. А это приводит к неправильному дыханию и изменению положения микрофона. Поэтому на репетициях, даже если нет микрофона, пусть держат в руке какой-либо похожий по форме и весу предмет.

Правильная хватка  не даст микрофону выскользнуть из руки и обеспечит надёжную фиксацию нужного положения. Во время выступления, особенно у детей, от волнения ладони рук становятся влажными. Если держать микрофон несколькими пальцами, есть большой риск его уронить и при движениях он будет постоянно смещаться относительно рта, что приведёт к провалам звука. 

Держите микрофон всей кистью и старайтесь, чтобы при движениях и поворотах головы во время номера, он был словно приклеенным к Вашим губам. Во время проигрыша микрофон лучше всего прижать к груди.

Искажения звука

Внимательно послушайте, как поёт предыдущий участник концерта. Если у него подача значительно слабее Вашей, звукооператор добавит усиление, а после номера, возможно, не вернёт его к нормальному значению. Поэтому в начале Вашего выступления не форсируйте звук, т.к. это может привести к искажениям и оглушить зрителей и жюри. Дайте немного времени звукооператору сделать свою работу.

При пении в микрофон надо смягчать атаку взрывных согласных звуков «П» и «Б», иначе эти звуки будут очень сильно выделяться, а при достаточно мощном усилении вообще будут восприниматься, как удар. Это достигается практикой, поэтому  в микрофон надо петь не только на концертах, но и на репетициях.

Не кричите в микрофон. Если этого требует постановка Вашего номера, во время очень громкого открытого звука немного отодвиньте микрофон (на 1-2 см.) от нормального положения. Но не переусердствуйте, иначе вместо акцента в вашей песни может получиться провал звука. Вообще, не злоупотребляйте этим приёмом, прибегайте к нему лишь в случае крайней необходимости.

Посторонние шумы

Находясь за кулисами в ожидании своего номера, особенно если у Вас в руках уже включенный микрофон, не разговаривайте, не комментируйте другие выступления. Даже если Вам ничего не слышно, зрители в зале вполне могут всё услышать.

Во время номера старайтесь избегать трения микрофона об одежду. Перекладывание микрофона из одной руки в другую, если этого требует постановка, делайте мягко и осторожно. Предлагая зрителям поддержать Вас аплодисментами, не хлопайте по микрофону – просто имитируйте движения, не касаясь его.

Если позволяет время и администрация, очень желательно до концерта опробовать звучание микрофона, дать указания звукооператору по балансу громкости фонограммы, типу (холл, дилэй) и глубины эффекта для голоса. Запомните микрофон, в который Вы проводили настройку (как правило, они имеют какие-либо разноцветные метки) и перед выступлением выберите именно его.

При умелом обращении, микрофон из неудобного и отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене.

В.Шабунин                  8.02.2009  

axnata24.ru

Советы впервые идущим на запись в студию

Еще до своего визита в студию выучите и отрепетируйте свою партию или текст в домашних условиях. Так вы сможете сэкономить деньги, время, нервы, и свои, и звукорежиссера. А результат записи пребывает в прямой зависимости от состояния нервной системы. В студии следует полностью сконцентрироваться на наилучшем исполнении, а не постоянно бояться забыть текст или часть партии.

Можно, конечно, сыграть или спеть все заново или попробовать незаметно дописать партию, однако как правило, это негативно сказывается на результате. Заблаговременно подготовьте все ваши идеи, ваше видение аранжировки либо ее саму. Занимаясь этим в студии, вы используете время не по целевому назначению.

Если вы не играете, а поете, то советы, изложенные выше, также остаются в силе. Следует позаботиться о предварительной подготовке минусовки или партии из минусовки в случае записи под неё. Минусовки должны быть в формате wav. Кроме того, они должны точно соответствовать другим партиям по задумке аранжировки. Случается, что в принесенных партиях что-то играет не так, как нужно.

Рекомендуется приносить партии без обработки и без перегрузок. Примерный баланс громкостей партий позволит ускорить работу. Минус одним треком в этом случае нежелателен. Однако возможны разные варианты. Минусовка может быть уже неплохо сведенной. Но обязательным условием является отсутствие мастеринга. В «сырых» минусах может содержаться, например, общая компрессия.

Для грамотного исправления этой ошибки придется использовать декомпрессию, что негативно повлияет на качество. Помимо всего прочего, в отмастеренный микс вокал может плохо вписаться. Продолжать этот перечень можно еще долго, поэтому остановимся на этом.

Просто попросите человека, сделавшего вам аранжировку, «выключить все на мастер-секции» и убедиться, что при этом минусовка не начала «клиппировать». Детально продумайте все, что вы будете делать в песне. Вам придется потратить дополнительные деньги, чтобы изменить что-то в готовой песне или добавить в нее.

В студии старайтесь, чтоб вам самим нравилось ваше исполнение, ведь именно вы формируете свой стиль. Если сейчас у вас это не получается, со временем вы добьетесь желаемого.

Исполняя советы других, и стараясь соответствовать их видению, вы можете потерять свою изюминку. Стоит учитывать, что зачастую советы раздаются с желанием выделиться и показаться более крутым.

Если, начав запись, вы сразу же поняли, что вам что-то не нравится или что не обойтись без переписывания, сразу же останавливайте запись и приступайте к ней заново. Учтите, что более быстро полученный удачный дубль звучит свежее и лучше. Поэтому неудивительно, что нужно уметь сосредотачиваться и безукоризненно знать текст или партию.

Важную роль играет и предварительный разогрев голоса или инструмента. Исполнение должно быть ровным по громкости, что позволит уменьшить количество требуемой компрессии и получить более хорошее звучание партии.

При наличии в партии вокала места, в котором требуется усиление громкости, слегка отклонитесь от микрофона, исполняя этот момент. После этого следует вернуться в прежнее положение. При необходимости понизить громкость наоборот приблизьтесь к микрофону. А вообще следует по возможности сохранять ровную позицию перед микрофоном.

Расстояние от микрофона должно определяться совместно со звукорежиссером. На меньшем расстоянии голос получается более «близким», однако при этом в него примешивается и всевозможная «грязь». На большем расстоянии голос звучит чище, но при этом более тонко, и в нем более отчетливо прослушивается окружение (реверберация).

При использовании лампового микрофона расстояние влияет и на характер звука.

Звукорежиссер в курсе специфики микрофона и помещения, поэтому стоит прислушаться к его советам.

Во время записи у вас в наушниках будет слышно музыку и вас самих. Некоторые известные звукорежиссеры не используют такую практику. В наушники подается только музыка. Исполнитель же снимает или немного отодвигает один наушник с одного уха, чтобы слышать себя вживую.

Преимуществом такого метода является возможность контроля над собой и исключение перекрикивания музыки. Наличие в тракте мониторинга задержки можно исправить таким же образом.

При желании эти два способа можно использовать в комбинации. Громкость сопровождения в наушниках следует настроить таким образом, чтобы обеспечить удобство и приемлемую громкость, что исключит возможность попадания звука из наушников в микрофон.

Принесите с собой диск или флешку, на которой будет записано все, что требуется от вас студии, например, те же партии минусовки. В дальнейшем на этот же диск можно будет записать готовый материал.

И в завершение несколько психологических советов. Большое значение имеет взаимоуважение между вами и звукорежиссером. Часто бывает, что музыкант считает свой вклад в песню более существенным, а звукорежиссер — наоборот. На самом деле вклады абсолютно равны.

Взаимоуважение — залог плодотворного сотрудничества.

Не ходите по студии, куда вам хочется, спрашивайте разрешения.

Культурное и серьезное поведение обеспечит вам репутацию серьезного клиента. Тогда и результат получится намного лучше.

________________________

Автор: Ирина КипаренкоПри копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая Следующая >
 

www.master-skills.ru

Что нужно знать о записи в студии? Интервью с Юрием Исаковым

"Звукоинженер должен на время записи проникнуться идеями музыканта и тактично обогатить их своим опытом."

1. Есть поговорка "лампа, лента, макинтош". Влияет ли "брендовость" оборудования (в первую очередь микрофонов, микшерных пультов) на качество записи?

Чтобы оценить, какое влияние оказывают те или иные приборы или микрофоны на качество записи, нужно слышать эти различия. Для этого нужно приложить немало усилий и затратить прилично средств на условия контроля: контрольную комнату и контрольные мониторы. Понятие "брендовости" контрольной комнаты – это чтобы ее спроектировал и создал человек (фирма), которому вы доверяете – например, Филип Ньюэлл. Разве может фирма, продающая акустические материалы и выполняющая проекты по их использованию, создать хорошую контрольную комнату и подобрать или спроектировать контрольные мониторы, честно работающие в данной контрольной комнате? Честный звук в контрольной комнате позволит Вам, не взирая на "брендовость" аппаратуры, оценить ее качество. Поэтому, при выборе студии в первую очередь нужно увидеть контрольную комнату и контрольные мониторы и побольше расспросить об истории создания контрольной комнаты.

Макинтош – не панацея. Лента – в настоявшее время, скорее блажь, чем необходимость. Лампа в микрофоне, залог правильного питания мембраны конденсаторного микрофона, большой динамический диапазон, ограниченный собственными шумами лампы. Для очень тихих звуков лучше транзисторные конденсаторные микрофоны. Лампа в предусилителе электрогитары – залог отличного (музыкального) согласования импеданса гитары и входного импеданса усилителя, если лампа стоит на входе.

2. Часто музыкант и звукорежиссер расходятся во мнении по поводу звучания, исполнения композиции. Как решаются возникающие споры?

Во-первых, музыкант должен объяснить звукоинженеру (звукорежиссеру), какой образ хочет он создать. Во-вторых, звукоинженер должен объяснить музыканту, какими средствами выразительности он хочет воспользоваться для достижения цели. В третьих, звукоинженер должен на время записи проникнуться идеями музыканта и тактично обогатить их своим опытом.

3. Можешь ли ты на стадии студийной работы определить по музыкальному материалу, станет ли он хитом (не учитывая раскрутку и продвижение)?

Мне нравится музыка не популярная, поэтому мне сложно сказать хит это или нет. Но мне кажется больше шансов у материала быть хитом, если он мелодичен, и можно поверить тому, что поется певцом. Здесь работают, как мне кажется, многие принципы "хитовости" фильмов.

4. Отличается ли процесс записи отдельно взятой композиции, от записи композиций для целого альбома? Как лучше записывать альбом: каждую песню по очереди, или, например, треки каждого музыканта сразу для всех песен, сохранять ли настройки оборудования и т.д.?

Довольно часто записывают партию барабанов на несколько композиций в одну смену. Настройка записи живых барабанов сложный и продолжительный процесс. Часто более продолжительный, чем собственно запись. К тому же запись альбома может происходить не в одной студии. Например, барабаны записаны в студии А, гитары в студии В, голос в студии С, смонтировано, предварительно обработано (выбраны плагины, их настройки, в основном для гитар) в домашней студии, окончательный MIX сделан где-то в Англии... Тогда основной саунд от песни к песне изменяться не будет. Это придаст записи "альбомность", как будто музыканты записали все за один раз.

Когда процесс записи и аранжировки совпадают, то запись альбома выполняется по песне.

5. Бывали в твоей практике такие случаи, когда исполнитель не может играть под пристальными взглядами звукорежиссера, продюсера? Как решается подобная проблема?

В моей студии нет окна между контрольной комнатой и павильоном, так что этой проблемы нет.

6. Нужно ли делать перерывы во время записи для сохранения работоспособности участников процесса, и как часто?

Очень индивидуально, кому-то нужно два дубля, чтобы свалиться с ног, а кто-то только к третьему часу понимает, что его голос "зазвучал"...

7. В какое время лучше записываться в студии – с утра пораньше или поздно вечером?

Когда уже все (!!!) участники процесса проснулись (в том числе голос), но еще ни один не уснул. Как вариант: не поздно вечером.

8. Какие интересные и необычные действия (приметы, ритуалы, заклинания) или предметы, используемые музыкантами для настройки инструментов перед записью и успешного исполнения, встречались в твоей практике?

Перед концертом в Новосибирске звукорежиссер по имени Джулио группы "Space" зажигал палочку с благовоньями, воткнутую в ручку кейса микшерного пульта, когда я поинтересовался, то ответ был непонятен, наверно ритуал? А может только в России?

9. Как сохранить в студийной записи "живой драйв" сценического исполнения? Есть ли какие-то специальные рекомендации?

Сделать многоканальную запись всех одновременно. В павильоне усадить их подруг или друзей. Плюс снимать все на камеру. Потом по-треково все переписать :)

10. Насколько важно играть ритмично во время записи? Можно ли подправить ошибки в процессе последующей обработки трека?

Если вы пишитесь на ленту, то ритмичная игра это все!!! Если вы делаете цифровую запись, то ритмичная игра это почти все! В Pro Tools 8 и в Logic 9 появилась возможность выравнивать неритмичную игру автоматически, в остальных программах и версиях вручную.

11. Каких типичных ошибок в студии следует избегать начинающим гитаристам?

Если речь идет об электрогитарах, то первое, на что должен быть нацелен музыкант, это качество своей игры, качество строя инструмента, а не наличие дорогих комбиков в студии.

На поиск неповторимого звука гитары можно затратить домашнее время, а не морочить этим голову звукоинженера и не тратить студийное время.

Приблизительно настроив звук, нужно начинать записывать. Если вы начинающий, то, как правило, много времени уходит на то, чтобы связать в ритмичную фразу несколько нот. Опытный звукоинженер запишет и чистый звук гитары и обработанный. Если обработанный не будет устраивать во время микширования, то есть возможность найти другой...



12. Каких типичных ошибок в студии следует избегать начинающим барабанщикам?

Первое, что должен знать барабанщик – это текст песни, о чем она. Тогда его брейки будут более выразительные. Второе – научиться играть с метрономом. И третье – если у барабанщика есть свой малый барабан и "железо", то не следует сразу ставить их, в студии может оказаться не такой привлекательный с виду, но хорошо настроенный и звучащий барабан с точки зрения записи, тарелки могут быть тоже не такие блестящие.

13. Каких типичных ошибок в студии следует избегать начинающим вокалистам?

Первый вопрос продвинутых вокалистов: "А у вас микрофон ламповый, а предусилитель такой-то?" Эти вопросы учтены в цене часа работы студии. А вот действительно важное замечание, например: "Я никогда не пел(а) в наушниках". И тогда звукоинженер может предложить запись под мониторы, что возможно не в каждой студии. Найти технически выполняемое комфортное состояние вокалиста – основная задача художественно удачной записи вокала.

14. Бывают ли случаи, когда ты отказываешься от работы из-за моральных или профессиональных соображений?

На время записи я должен проникнуться идеями и образами музыкантов, но в силу занятости и стремлении к здоровому образу жизни, я не всегда это могу сделать. Приходится отказываться иногда и от хорошего вознаграждения.

15. Сейчас много прекрасных плагинов⁄программ, чтобы забить ударные, ведь писать живые – непростая задача. Есть ли здесь противопоказания, зависит ли это от жанра?

При записи эстрадно-симфонического оркестра, биг-бэнда, джазового трио "забить ударные" невозможно, во всех остальных случаях наверно возможно. По крайней мере, человек забивающий барабаны знает слова песни и мотив. Живые барабанщики чаще всего не знают слов и мотива, а только форму песни.

16. Перечисли общие черты "идеального клиента", музыканта, записывающегося в студии?

Это музыкант или продюсер, знающий, что он хочет сказать слушателям, для того, чтобы они стали лучше, и имеющий для этого достаточно денег. ("Ничто так сильно не влияет на нравы и обычаи людей так, как музыка" – 6 столетий до Н.Э.)

В настоящее время мне посчастливилось работать с замечательным дирижером Людмилиным Алексеем Анатольевичем над записью музыки в исполнении эстрадно-симфонического оркестра к мюзиклу "Том Сойер" и с известным режиссером Афанасьевым Сергеем Николаевичем в рамках работы над фильмом "Идиотка&raquo.

17. Сейчас многие люди думают, что с помощью технологий и компьютера можно сделать все, что хочешь, и для этого не нужно иметь особый голос, хорошо владеть инструментом и т.п. Из всего ли можно "сделать конфетку"?

Нужно иметь достаточно ясную идею, приятный голос, огромное желание, трудолюбие. Без трудолюбия не выучить, например: иностранный язык. Здесь также – нужно уметь петь так хорошо, как этого достаточно, чтобы донести идею, образ до слушателя. Технологии помогут только повысить точность обработки алмаза, что только увеличит ценность бриллианта.

18. Как меняется загрузка студий в течение года, есть ли сезонные "всплески творчества"? Отражается ли это на стоимости записи?

Почему-то многие хотят записаться где-то в мае, вспоминая, что наступает лето. Еще влияет на загруженность политическое состояние общества. Стоимость записи растет вместе с ростом инфляции.

19. Есть мнение, что в студиях часто работают непрофессионалы, "музыканты в душе", которые просто хотят быть "ближе к теме". Каким, на твой взгляд, должен быть сотрудник студии звукозаписи?

В студии должны работать минимум два человека: звукорежиссер и звукоинженер.

Звукорежиссер – музыкант, прошедший техническую подготовку. Он умеет читать партитуры оркестра, слышит ноты, может работать с дирижером, с музыкантами, устанавливает баланс инструментов, их тембр. Умеет работать с эквалайзером, компрессором, приборами обработки, плагинами, определяет характер обработки, художественный замысел. Во многих случаях может заменить звукоинженера.

Звукоинженер – радиоинженер, инженер-акустик, имеющий музыкальную подготовку. Он согласует все устройства в студии, разбирается в программах, плагинах , знает как заставить работать любое устройство в студии. Он "слышит" спектр, спектральный баланс, может перевести художественный замысел в физические параметры – значение децибел, герц, метров, миллисекунд. Умеет работать со всеми приборами в студии, может сделать инженерный баланс инструментов (когда все инструменты слышно) во многих случаях может заменить звукорежиссера.

20. Что представляет собой запись композиции и какие этапы включает в себя этот процесс? Какое значение имеет каждый из этапов? Для чего они нужны?

Если композиция оркестрована, есть партитура и распечатаны голоса, отрепетирована, то этапы записи следующие:

  • Встреча звукорежиссера и звукоинженера с дирижером

    Ставится художественная задача. Определяется состав исполнителей, помещение для записи, если запись происходит не в студии. Звукоинженер предлагает технические варианты достижения результата, количество каналов записи и микрофонов, как расположить музыкантов и аппаратуру, как организовать мониторинг.

  • Собственно запись

    Звукорежиссер по партитуре следит за качеством исполнения, контролирует выполнение художественной задачи, управляет записью, общаясь с дирижером и звукоинженером. Звукоинженер выполняет запись и следит за техническим качеством записи: отсутствием шумов, искажений и т.д.

  • Трекинг, монтаж

    Выбор лучших дублей или фрагментов, соединение их в единый мультитрек. Устранение помех, если их не удалось избежать при записи. Редактирование треков, если инструмент не звучит, трек можно "мьютировать", это улучшит прозрачность записи.

  • Сведение, микширование треков в стереопару или в другие форматы микширования

    Устанавливается динамический и спектральный баланс между инструментами. Производится распределение инструментов по панораме и по глубине (плановость расположения, сольный инструмент на переднем плане, к примеру). Производится спектральная и динамическая обработка треков, добавление искусственной реверберации.

  • Мастеринг

    Производится составление произведений в альбом, уточняются моменты начала и окончания звучания треков. Выравнивается динамика и спектр от трека к треку. Техническая проверка качества записи по приборам и слуховой контроль по аттестованным контрольным мониторам. Полностью выполняется художественная задача.

21. Что нужно сделать группе (исполнителю) со своей стороны, чтобы быть готовым к записи? На что нужно обратить внимание на подготовительном этапе, чтобы работа в студии была максимально эффективной?

Четко знать, что каждый должен играть, тембр каждого инструмента, будут ли бэки... Если запись под метроном, знать темп. Инструменты должны держать строй.

22. Как правильно подготовиться к записи вокала?

  1. прочитать текст и понять о чем он.
  2. пропеть текст по нотам с каким-то инструментом, играющим мелодию.
  3. построить правильные фразировки и ударение, продумать, где взять дыхание, чтобы смысл слов не нарушить.
  4. продумать поведение образа (интонации - не сольфеджио), где повествование, где драма, где радость, где кульминация.
  5. отметить все вышеизложенное в тексте, напечатанном достаточно крупно.
  6. приготовить экземпляр текста звукорежиссеру.
  7. распеться.

23. Как правильно подготовить музыкальные инструменты для студийной работы?

Музыкальные инструменты, прежде всего, должны быть механически исправны, например, у скрипки не должен трещать станочек, прилегающий к плечу музыканта. Повторюсь, инструмент должен держать строй. Струны можно поменять за день до записи, чтобы в студии они меньше "плыли". Если гитара будет записываться "с перегрузом" и педаль своя, то нужно выбрать и настроить эффект.

24. Многие музыканты хотят, чтобы гитары в их композиции звучали как у группы X, барабаны – как у группы Y, а вокал – как у группы Z. Возможно ли это, и какие факторы влияют на результат?

Это утопия. Тогда нужна гитара, оборудование и музыкант Х, и т.д. Можно сделать что-то похожее, но мне кажется, нужно отталкиваться от текста и от идеи, подражание без своего – это тупик.

25. Многие гитаристы привыкли играть на своих примочках (педалях, процессорах и т.п.) и не могут сыграть хорошо на студийном оборудовании. Насколько важно гитаристу играть именно в свой комбик?

Музыкант должен почувствовать себя комфортно в студии, я ни к чему не обязываю. Все-таки, в первую очередь, будут слушать музыку, а не ламповый звук. Если это поможет достигнуть цели – пожалуйста.

26. Включается ли время подготовки к записи (распевки, настройки инструментов) в стоимость аренды студии?

Как правило, я не включаю четкий "таксометр" – это еще одно из условий комфорта. Только при настройке барабанов добавляю час к чистому времени записи. Правда, на настройку барабанов уходит, как правило, гораздо больше.

27. Когда музыкант заказывает аранжировку своей композиции, какие требования ты предъявляешь к материалу (запись, ноты)?

Я не делаю аранжировок. Если складываются творческие взаимоотношения с музыкантами, продюсером, то могу высказать свои идеи по тембру, характеру, образу. Однажды одному музыканту нужно было сыграть сольную вставку в песне. Я сначала сказал, какой образ здесь должно соло иллюстрировать, потом я просил меньше нот, потом... и запись 4-х тактов соло состоялась только на следующий день. Все делалось в согласии с продюсером.

28. Сколько времени нужно для записи композиции? Меняется ли время создания композиции в зависимости от стиля (рок, метал, электроника)?

Чаще всего длительность монтажа и сведения композиций зависит не от стиля, а от количества трэков в этой композиции. А процесс записи может отличаться по количеству живых инструментов и голосов. Электронная музыка с парой живых инструментов и 20-голосым бэком может затмить по сложности записи рок-группу из 4-х музыкантов.

29. Есть ли специфические особенности записи композиций разных стилей?

Конечно, каждое направление в музыке требует особого подхода к процессу записи.

Хор записывать по одному вокалисту – это странно. Но бэк из 20-ти голосов записывается по одному. Чаще всего все партии бэка самой высокой сложности записывают по две девушки + два парня. Но чтобы хорошо записать многоголосный бэк, требуется один микрофон и вокальный павильон 10 куб.м. А чтобы хорошо записать хор – нужен зал (больше, чем количество участников * 8 куб.м.). И минимум 4 микрофона, качеством не хуже, чем для бэка, а порой и лучше – с большей чувствительностью (например, для бэка достаточно 5-10 мВ/Ра, а для хора 10-20 мВ/Ра).

По длительности процесса запись бэка продолжительней, при одинаковом музыкальном уровне исполнителей, но процесс подготовки обратно пропорционален.

30. Часто музыкант отлично играет, поет на сцене, а в студии не может показать свой реальный уровень. Каковы причины этого явления и как их можно преодолеть?

Чаще всего это происходит с музыкантами, для которых важно шоу, а реально оценить свою подготовку они не могут. Во время записи проявляется малейшая халтура, которая во время шоу проходит незаметно. Только без конца записываясь, оценивая свой уровень подготовки, можно чему-то научиться. Высказывания, типа: "я не могу себя слышать в записи" – ложь, которая говорится для окружающих. Слушайте – именно так вы и поете (играете), и это правда. Запись – это лучший учитель, говорил Рубинштейн в конце 19-го века, когда услышал аппарат Эдисона.

31. Можно ли сложную барабанную партию записать реальной ударной установкой "наложением", т.е. играя поочередно, например, сначала бочку, затем малый, потом хай-хэт и т.д.?

В моей практике это было. Записывались сначала инструменты вместе с черновым вокалом, выбирался лучший дубль по темпу, настроению и т.д. Монтировался, исправлялись нотные и ритмические неточности, а затем поочередно, музыкантом (не барабанщиком) записывалась бочка, правилась, затем малый барабан, затем тарелка. Такая запись слушается довольно прозрачной и очень живой. Но это увеличивает студийное время записи.

В одном из мультитреков группы Queen, которые сейчас стали доступны в Интернете, я обнаружил, что в одной части композиции, записан дополнительный малый барабан "наложением". Главное – цель, к которой вы стремитесь. И результат, который вы достигли... Методика – это ваше личное, о ней можно никому не говорить...

*******

Вопросы задавал Алексей Устинов компания "Вирартек" 19 февраля 2010 г.

Примечания А.Устинова: Я знаком с Юрием Исаковым очень давно – когда-то мы заканчивали один и тот же институт, пересекались в музыкальных группах, вместе работали над инженерными проектами... Сейчас Юрий – активный участник всех заметных музыкальных мероприятий г. Новосибирска, профессионал высокого класса, с чутким и понимающим отношением к артистам, какой бы "звездности" они не были.

Примеры композиций, записанных в студии PolyPhonyStudio:

Разрешение на использование объектов авторского права. Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде иобязательно указывая ссылку на источник – URL-адрес страницы данной статьи или материала.

virartech.ru


Смотрите также