Хью Робджонс: Правильное использование микрофонов. Назначение микрофона


Микрофон для компьютера: как подключить и настроить

Развитие компьютеров и операционных систем, в них применяемых, дало толчок к тому, что многие производители аудиооборудования стали выпускать специально разработанные акустические системы, звуковые карты и микрофоны, которые смогли обеспечить весьма качественный саунд, который раньше был доступен только на бытовой технике, профессиональном студийном или концертном оборудовании. Далее поговорим о том, какой выбрать микрофон для компьютера, исходя из нужд пользователя и применяемых программ, где такое устройство может использоваться.

Основные типы моделей компьютерных микрофонов

В отличие от студийных моделей, микрофоны компьютерного класса в производимых линейках несколько более разнообразны. Дело в том, что для разного программного обеспечения могут применяться совершенно разные их модификации, хотя от использования студийного оборудования еще никто не отказывался, даже невзирая на то, что такие микрофоны являются достаточно дорогостоящими в своем классе.

Среди наиболее популярных и самых распространенных моделей бюджетного уровня (а именно таким отдается наибольшее предпочтение пользователями, которые используют микрофоны для живого общения и игр, но не для звукозаписи) можно выделить следующие:

  • микрофоны на стационарной подставке или аналогичные съемные устройства;
  • микрофонные гарнитуры;
  • микрофоны с наушниками;
  • микрофоны-прищепки.

Кроме такой классификации, отдельно можно выделить группы устройств по типу подключения. Одни могут подключаться к звуковым картам непосредственно через аудиовходы, другие подразумевают подключение через интерфейсы USB.

Как выбрать микрофон и на что обратить внимание?

Итак, вы решили приобрести микрофон для компьютера. Первым делом изучите звуковые характеристики устройства. Как правило, для бытового использования можно использовать устройства, частотные диапазоны которых находятся в пределах от 0,1 до 10 кГц. По крайней мере, для общения с использованием программ вроде Skype или прохождения онлайн-игр, вне зависимости от конструкции, этого вполне хватит.

Второй момент, на котором необходимо сосредоточить внимание, относится к параметрам направленности действия и чувствительности. Имеется ввиду, что некоторые микрофоны могут улавливать вместе с голосом и посторонние шумы из разных источников. Опять же, если предполагается использовать микрофон только для голосовых или видеопрограмм, можно отдать предпочтение моделям ненаправленного действия. Но когда требуется четкая фокусировка на том, что произносится в микрофон, лучше остановиться на односторонних модификациях, а для игр, так и вовсе использовать специальные гарнитуры с наушниками. Для повседневного использования также можно выбрать простенький микрофон-петличку, который фиксируется на одежде специальной прищепкой-крокодильчиком.

Что касается профессиональных программ звукозаписи, такие модели не подойдут. Лучше приобрести хотя бы недорого полупрофессиональный микрофон динамического или конденсаторного типа. Вторые, правда, стоят намного дороже и большей частью применяются не в домашних условиях, а в студиях. Да, и имейте ввиду, что дома без должной звукоизоляции от сторонних шумов добиться высокого качества записываемого материала не получится, как бы вы ни старались.

Как подключить микрофон к компьютеру: возможные варианты

Теперь несколько слов о вариантах подключения. Можно, конечно, использовать и простой микрофон для компьютера, подключаемый через USB, но, опять же, качество передаваемого или записываемого сигнала сгодиться только для голосовых чатов или игр.

Намного более предпочтительным выглядит вариант включения через аналоговые входы посредством штекеров типа Jack или Mini-Jack. В данном случае речь идет о том, что такое устройство включается непосредственно во вход звуковой карты. Однако это касается только раздельно установленных карт, а не тех, которые относятся к категории Sound-on-Board (встроенных в материнскую плату). Кроме стационарных моделей, и любой игровой микрофон для компьютера подключается в основном именно таким способом.

Вопросы использования встроенных микрофонов на ноутбуках

Не секрет, что в лэптопах имеются встроенные микрофоны. Использовать их или нет, каждый решает сам. Но сразу можно отметить тот факт, что должного качества при задействовании такого оборудования вы не получите. В лучшем случае их использование ограничивается всего лишь программами для голосового общения, не более.

Для игр они тоже не подходят, поскольку передаваемый сигнал может оказаться слишком слабым по сравнению с посторонними шумами. В этом случае, как уже понятно, лучше подключить гарнитуру для компьютера с микрофоном и наушниками, причем исключительно направленного действия, чтобы микрофон улавливал именно то, что вы говорите. Профессиональные модели рассмотрим несколько позже, а пока перейдем к азам настройки любого микрофона.

Как настроить микрофон на компьютере: общие условия

Самое первое и главное состоит в том, чтобы не устанавливать слишком высокий уровень входного сигнала, поскольку может появиться так называемая наводка на динамки со свистом и скрежетом.

Поэтому в общем случае вопрос того, как настроить микрофон для компьютера в Windows или в любой другой операционной системе, предполагает установку уровня входного сигнала, соответствующего половине максимального.

Дополнительно можно установить параметры усиления, но, как показывает практика, выше значения 10 дБ его выставлять не стоит.

На вкладке формата установленные опции можно не трогать, поскольку они выставлены на качество CD (44,1 кГц/16 бит). Однако, если у вас более или менее пристойная модель, можно использовать и параметры с более высокими значениями. Особенно это может пригодиться, если вывод звука будет осуществляться на звуковоспроизводящее или записывающее оборудование.

Настройка микрофонов в программах для голосового общения

Настройка параметров в программах вроде Skype особых сложностей обычно не вызывает. В самом приложении такие опции выставлены на автоматическое определение устройств.

Для проверки просто скажите что-нибудь в микрофон и проверьте, загорается ли соответствующий индикатор в настройках. Если нет, попробуйте установить более высокий уровень входного сигнала или проверьте в настройках системы, какое именно устройство используется по умолчанию (при наличии и гарнитуры и активации встроенного микрофона для компьютера на ноутбуке все устройства будут отображены в параметрах звукозаписи Windows). При необходимости смените микрофон либо в самой программе, либо в системе.

Использование микрофонов в виртуальных студиях звукозаписи и музыкальных секвенсорах

Наконец, посмотрим, что может представлять собой программа для микрофона на компьютере, которая используется именно для звукозаписи. Вариантов тут как минимум три. Это может быть аудиоредактор, виртуальная звукозаписывающая студия или музыкальный секвенсор.

В любом таком приложении настройка микрофона в общих чертах аналогична опциям самой операционной системы, однако задаваемые параметры имеют и некоторые дополнительные опции, например, использование шумоподавления, выравнивания (нормализации) звука в реальном времени или применение дополнительных эффектов.

Чтобы понять азы настроек, необходимо поработать с такими программами самому, но для начала можно посоветовать опробовать приложения вроде Cool Edit или Sound Forge. Несмотря на непривычный многим интерфейс, сразу можно задать старт записи и поговорить в микрофон. После этого сами увидите, какой звук был записан и какие опции можно поменять для его улучшения.

В принципе, точно такие же операции можно проделать и в настройках Windows, но вот некоторые параметры в этом случае изменить будет невозможно.

Вместо итога

Вот кратко и все, что касается того, как и какой выбрать микрофон для компьютера, как его настроить и какие программы для этого применять. По поводу именно выбора самого устройства, следует отталкиваться не только от его основных характеристик, но и обращать внимание на то, для каких именно целей оно будет применяться. Впрочем, выбор, как всегда, остается за самим пользователем. И не спешите отдавать сумасшедшие деньги за профессиональные микрофоны, если у вас на компьютере нет соответствующей саундкарты. Все равно от него практической пользы не будет абсолютно никакой.

fb.ru

Использование микрофонов при записи

У вас есть микрофон хорошего качественного уровня, но вы не умеете с ним работать? Хью Робджонс даёт некоторые рекомендации. Если в вашу музыку вовлечены акустические инструменты, а может быть голоса, то на финальное качество вашей записи в полной мере повлияют ваши микрофоны и ваши действия с ними. Любопытно, что если весьма дешёвый микрофон расположить правильно, он может часто выигрывать у более дорогого аналога, но размещённого неверно. Ещё очень важно, как вы следите за вашими микрофонами, как устраиваете студию. Уделяйте внимание своим микрофонам, заботьтесь о них и тщательно продумывайте их расположение. Это секрет для покорения «большого звука».

Некоторые микрофоны имеют характерные специфики звука. У некоторых может быть повышено «присутствие», у некоторых преобладать бас и.т.д. Такие особенности могут оказаться нужными в тех или иных ситуациях, но могут снизить спектр возможностей по общему их использованию. Лучше всего делать выбор на микрофоне, который звучит нейтрально, и задействовать позиционирование для достижения требуемого характера звука.

Конденсаторные и электретные микрофоны необходимо тщательно защищать от влажности и пыли. Они ухудшают качество звука. А что касается пыли и дыма, то эти факторы значительно портят диафрагму микрофона. У высококлассных микрофонов высокая цена, по этой причине стоит продумывать свои инвестиции. Если вам кажется, что микрофон стал работать хуже, то возможно, стоит его отправить изготовителю или в специальный сервис. Там могут произвести чистку диафрагмы.

Обращаться с микрофонами необходимо аккуратно, заботливо. Если с ними не работаете, то положите их в надёжное место, ни в коем случае их не роняйте. Также не следует хлопать крышками на коробках. Так велика вероятность повреждения диафрагмы. Лучше всего хранить микрофоны в коробках, устеленных поролоном. Место хранения должно быть сухим и прохладным. Если у вас нет желания постоянно распаковать микрофоны, а потом упаковывать, то можете воспользоваться специальными чехлами. Так поступают во многих студиях, чтобы защитить микрофоны от пыли. Ещё можно держать микрофоны в состоянии постоянного подключения к источнику фантомного питания. Так микрофоны постоянно будут тёплыми и защищёнными от влажности.

У динамических микрофонов динамический диапазон намного скромнее, высокие частоты более мягче, чем у конденсаторных или электретных аналогов. Зато такие микрофоны гораздо лучше переносят звуковые перегрузки и небрежное использование. Так, когда нужно более тёплое звучание или требуется снять звук с источников с повышенной громкостью, динамический микрофон становится самым подходящим вариантом.

У конденсаторных и электретных моделей повышена чувствительность. Они могут казаться «стремительными» и более нейтральными. Это замечательный вариант, когда стоит задача по захвату тонких нюансов звучания. Конденсаторные модели, имеющие небольшую диафрагму, характеризуются высокой нейтральностью и точностью. А такие микрофоны с большой диафрагмой показывают более тёплую и объёмную натуру.

Электретные модели начинают работать от внутренней батареи или от фантомного питания. Фантом – такой тип электропитания, при котором вы избавитесь от сложностей с разрядом батареи, а у усилителя в микрофонной головке частотный диапазон увеличится, и шумы уменьшатся. Если используете батарею, то извлекайте её во время бездействия микрофона. Также прочищайте контакты, ведь микрофону нужен такой малый ток, что даже малейшая коррозия на контактах может стать вызвать существенное ухудшение состояние усилителя. Перед работой несколько минут дайте микрофонам прогреться.

Конденсаторные и электретные модели снабжены первичными усилителями. Эти усилители созданы для преодоления «нормального» звукового давления. Если расположить микрофон достаточно близко к громкому источнику звука, то у такого усилителя могут быстро произойти перегрузки, и он исказит звук. Многие микрофоны снабжены включаемыми аттенюаторами или необходимыми модулями аттенюации. Их располагают между капсулой и усилителем. Если вас мучают сомнения, то задействуйте его. Пусть лучше образуется низкий уровень, который потом можно скорректировать на пульте, чем громкий звук с искажениями, который уже никак не исправить.

На пульте есть фейдеры. Их стоит убирать, либо приглушать колонки при перемещении микрофонов, их переключении или направления на них питания. И каждого, находящегося в контрольном помещении, весьма не впечатлят или даже оглушат удары, трески и грохоты, пока вы возитесь с вашими микрофонами. Когда вы вернётесь, у вас может возникнуть сильное смущение от такой картины: из ваших мониторов свисают обугленные остатки басовых динамиков.

Позицию микрофона на стойке нужно регулировать. При этом сильно не затягивайте зажимы. Так они быстро утратят функцию по удерживанию положения. Рекомендуется их ослабить и легко расположить там микрофон. А потом начать их зажимать в направлении снизу вверх. Если у ваших стоек хорошие кондиции, вам не потребуется значительных усилий, чтобы всё правильно зафиксировать. Хватит маленького усилия на зажимах, чтобы избежать провисания стоек в процессе работы.

Расположите стойку так, чтобы какая-то из опорных ножек оказалась под «поручнем» стойки. Это обеспечит устойчивость и защитит от крушения всей конструкции под массой микрофона. Также не следует стойку чересчур обматывать микрофонным кабелем. Сделайте пару витков. Этого хватит, чтобы всё это дело смотрелось опрятно и не препятствовало перемещению стойки в случае надобности.

Не забудьте сделать изоляцию микрофонов от механических воздействий, поскольку субзвуковые и низкочастотные шумовые волны серьёзно снижают динамический спектр сигнала. Довольно мало мониторов ближнего воздействия могут воспринимать частоты ниже 60 Гц. Если вы заметили на ваших измерителях пики, по вашему мнению, не соответствующие звучанию, то это, скорее всего, было вызвано низкочастотным грохотом (яркий пример – грохот от ноги, которая отбивает ритм). Лучше всего ставить микрофоны на стойки со специальной изоляцией. Ещё можно под ножками стойки размещать специальные прокладки.

Как правило, использование направленных микрофонов требуется для ограждения от ненужных звуковых источников. Когда располагаете микрофон, учитывайте то, как он размещён по отношению к нежелательным звукам. Следуйте мысли о трёхмерном пространстве и поставьте микрофон так, чтоб шум направлялся в самые слабые чувствительные углы. Если у направленности складывается кардиоидная диаграмма, то микрофоны оказываются позади её. В случае «восьмёрки» - по сторонам диаграммы, при гиперкардиоиде – идут по сторонам конуса тыла.

При равной стоимости всенаправленные микрофоны часто обладают более нейтральным звуком и широкой басовой возможностью, чем направленные. Но по той причине, что они не могут «предвзято» воспринимать ненужные звуковые источники, то их следует располагать поближе всех направленных аналогов. Так вы сможете получить те же самые значения утечек. Если вы работаете с точечными или близкими микрофонами, то применяйте и всенаправленные, так как они часто кажутся менее окрашенными. И утечки, возможно, будут несущественны. Помните, что большинство всенаправленных микрофонов могут преобразовываться в весьма направленные в плане высоких частот. Поэтому фиксируйте необходимый источник звука по их оси.

У всех направленных моделей есть в определённой мере эффект «близости». Это полезно, когда вы желаете «разогреть» свой звук естественно, а не с использованием эквалайзера. Осторожно располагайте микрофоны у перемещающегося источника, ведь здесь идёт изменения характера звука. Танцы солистов и покачивания гитаристов сложно контролировать.

На итоговое качество ваших творений частично влияет качество ваших микрофонов. Чем оно выше, тем точнее может стать ваша работа, и в ней будут содержаться более тонкие нюансы. Стоимость профессиональных микрофонов высокого класса колеблется от 500 до 1000 фунтов. Это формирует существенную толику казны домашних и проектных студий.

При записи музыки важно место и способ расположения микрофона. Здесь не стоит спешить, постарайтесь правильно осознать данный процесс. Источник звука нужно прослушать со всех сторон и подумать, с какой дистанции и под каким углом захват звука будет эффективней. Если даже на дюйм сдвинуть микрофон, можно кардинально поменять его звук. Верное размещение ещё не является залогом великой записи, но так вы сделаете всё, что можете.

Всегда размещайте микрофон заново или меняйте его до работы с эквалайзером. На это уйдёт больше времени, но результат улучшится. Эквайлизация необходима для креативной модификации звука, а не для его создания. А для этих целей и подбирался микрофон. Для уменьшения утечек позаботьтесь о позиционировании микрофона, выберете правильную диаграмму направленности. На это уйдёт меньше времени, чем на настройку нойз-гейта. И надёжность этого, и эффективность будут лучше. Также вы можете снизить число утечек в источнике, расположив инструменты так, чтобы ненужные звуки шли в участки самой незначительной чувствительности микрофонов.

Между микрофонами есть разделение. И оно должно быть адекватным.  Проверка такой адекватности заключается в прослушивании каждого инструмента громче других. Нормальное значение утечки  - на 12 дБ ниже главного источника данного микрофона. Иначе придётся снова позиционировать микрофон и выбирать диаграмму направленности. Можно по-другому расположить инструменты или задействовать экранирование. Если это не поможет, тогда подключайте в работу эквалайзер или гейт. Но после всей работы лучше всё же выяснить причину сбоев и определиться с тем, что нужно сделать, чтобы достичь положительных результатов в следующей сессии.

Если вы затрудняетесь с вопросом правильного размещения микрофона, не можете решить, на какой дистанции от источника звука его поставить, то последуйте одному эмпирическому правилу – размещение должно быть на дистанции, равной самому большому из размерных характеристик источника. Пример – контрабас. Хороший звук снимается и с четырёх футов. Многим акустическим инструментам требуется определённое пространство, что консолидировать все составляющие своего звука и взять их в нужные дозы. Если поставить микрофон слишком близко, он отобразит механические струнные, смычковые шумы, а также щелчки клапанов и исказит баланс между основными частотами и гармониками.

В процессе записи солистов, привыкших больше работать на концертах, чем в студии, часто возникает общая проблема. Такие исполнители могут слишком близко встать у микрофона. Этим они могут вызвать сопение, плевки, сибилянты, повышенное басовое воздействие и сложности с влажностью. Чтобы этого избежать, нужно использовать поп-фильтр. Его нужно поставить на 4-5 дюймов от самого микрофона. Есть альтернативный вариант – один микрофон отдайте на «растерзание» певцу, а второй поставьте повыше на шесть дюймов и подальше на восемь дюймов. Обычно запись идёт с этого отдалённого микрофона. А если вы хотите применить стандартной динамической концертной картины, то можете смикшировать звук обоих микрофонов. Так получится более интересный и агрессивный звук.

Дополнительные рекомендации: запись барабанов.

Ставить на стойке микрофона бас-барабан не всегда приемлемо. Причина – если установка движется по полу, то она может контактировать со стойкой и механически «напугать» микрофон. Посмотрите на передний пластик, если у него есть отверстие, попробуйте поставить микрофон во внутреннюю полость барабана на подушке. Проведите эксперименты с расположением ближе/дальше от функционирующего пластика и сторон корпуса. Так, вы можете достичь хорошего звука, имеющего нужное сочетание щелчков колотушки и тела барабана.

Когда барабан потрясающе звучит в своём соло, но гораздо хуже в сочетании с другими микрофонами, то здесь могут не совпадать фазы. Нужно изменить его фазировку или же фазировку прилегающих микрофонов. Это важно, когда идут комбинации микрофонов, расположенных выше и ниже малого барабана.

Чтобы достичь хорошего звучания роковых ударных, для начала сбалансируйте точечные микрофона, далее добавьте оверхэды. Так вы сделаете лучше ясность тарелок. В работе над живым или джазовым звуком можно оверхэды сделать основой для базового баланса. При этом точечные микрофоны будут создавать небольшой дополнительный центр. В том и другом случае необходимо позаботиться о том, чтобы стереопозиционирование точечных моделей микрофонов соответствовало тому, что отображают оверхэды.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

www.pritone.ru

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

Если у Вас есть хороший микрофон, но Вы не умеете им пользоваться, то с таким же успехом Вы можете применять и консервную банку с натянутой ниточкой. Хью Робджонс делится некоторыми советами… Если Ваша музыка вовлекает акустические инструменты или голоса, то окончательное качество Вашей записи полностью зависит от Ваших микрофонов и от того, что Вы делаете с ними. Хорошая новость: правильно расположенный, дешёвый и весёлый микрофон, может зачастую выигрывать у гораздо более дорогого, но неправильно размещённого. Кроме того, то, как Вы заботитесь о своих микрофонах, как организовываете свою студию, может иметь большое значение для беспроблемного управлениями сессиями. Забота о своих микрофонах и тщательное их размещение – вот ключ для завоевания «Большого звука».

1) У некоторых микрофонов есть очень характерные звуковые особенности, например – повышение «присутствия», очень полный бас, либо что-нибудь ещё. Эти особенности могут быть полезными в определённых ситуациях, но могут ограничить Ваши возможности по более общему их применению. Выбирайте нейтрально звучащий микрофон и используйте позиционирование (или, если требуется, эквайлизацию), чтобы получить необходимый звуковой характер.

2) Конденсаторным и электретным микрофонам не нравится пыль и влажность. Они отрицательно влияют на звуковое качество, а в случае с пылью и дымом – серьёзно и надолго ухудшают диафрагму микрофона. Приличные микрофоны достаточно дороги, поэтому заботьтесь о своих инвестициях. Если Вы подозреваете, что работа Вашего микрофона не столь хороша, как была раньше, то рассмотрите вопрос об отправке микрофона изготовителю или специальным сервисным организациям, чтобы обслужить и очистить диафрагму.

3) Всегда обращайтесь с микрофонами с нежностью и заботой! Убирайте их, если не используете, не роняйте, не хлопайте крышками на коробках – так Вы можете повредить диафрагму. В идеале, держите свои микрофоны в выложенных поролоном коробках, в сухом и прохладном месте. Если Вам не хочется постоянно упаковывать и распаковывать их, делайте так, как поступают многие из профессионалов: оставляют микрофоны на стойках в студии и одевают на них соответствующие по размеру специальные чехлы (термосумки), чтобы не допустить пыль. Также, многие оставляют микрофоны постоянно подключенными к источнику фантомного питания. Это делается для того, чтобы они всё время оставались тёплыми и избегали проблем с влажностью.

4) Динамические микрофоны имеет меньший динамический диапазон, с более мягкими высокими частотами, чем электретные и конденсаторные. Но зато они намного более устойчивы к звуковым перегрузкам от громких источников и к небрежному обращению. Так, в случаях, когда требуется более тёплый или более «жирный» звук (например, на барабанах или тонко звучащем вокале), или дня снятия звука с очень громких источников – динамический микрофон очень часто является хорошим и разумным выбором.

5) Конденсаторные и электретные микрофоны имеют большую чувствительность, кажутся «быстрее», и вообще, более нейтральны. Это хороший выбор, когда Вы пытаетесь захватить тонкие нюансы в звуке. Конденсаторные микрофоны с небольшой диафрагмой более нейтральны и точны, чем с большой, которые имеют тенденцию показывать более тёплую и полную натуру.

6) Электретные микрофоны приводятся в действие или внутренней батареей, или фантомным питанием. Фантом – привилегированный способ электропитания, поскольку Вы избегаете проблем с разрядом батареи, и во-вторых, усилитель в микрофонной головке будет иметь больший частотный диапазон и меньше шума. Если Вы всё-таки применяете батарею, то удаляйте её, когда не используете микрофон. Не забывайте протирать контакты, поскольку микрофон потребляет настолько малый ток, что любая коррозия на контактах может резко ухудшить работу усилителя. Позвольте микрофонам прогреться несколько минут перед применением.

7) Говоря об первичных усилителях в конденсаторных и электретных микрофонах, стоит заметить, что вообще то они разрабатываются, чтобы справляться с «нормальными» уровнями звукового давления. Если Вы поместите микрофон очень близко к громкому звуковому источнику, то этот усилитель очень легко может перегрузиться, произведя искажённый звук. У многих микрофонов есть включаемые аттенюаторы или специальные модули аттенюации, помещаемые между капсюлем и усилителем. Если Вы в сомнении – используйте его. Лучше низкий уровень, который может быть исправлен в пульте, чем громкий, но искажённый звук, которому уже ничем не помочь!

8) Не забывайте убирать фейдеры на пульте или приглушать колонки, когда Вы перемещаете микрофоны, переключаете их или подаёте на них питание. Любой, кто находится в контрольной комнате, будет весьма невпечатлён, (если даже не оглушён) ударами, щелчками и грохотом, пока Вы разбираетесь со своими микрофонами. Вы можете очень смутиться по возвращению, когда найдёте обугленные останки басовых динамиков, свисающих из Ваших мониторов!

9) Регулируя положение микрофона на стойке, не делайте это при сильно затянутых зажимах, потому что так они быстро потеряют свою способность держать положение. Лучше ослабьте их все и свободно поместите микрофон туда, куда Вам надо. Потом зажмите их, начиная снизу вверх. Если Ваши стойки будут в хорошем состоянии, то Вы не будете нуждаться в силе гориллы, чтобы зафиксировать их как положено. Достаточно будет небольшого усилия на зажимах, чтобы гарантировать, что стойки не начнут свисать на середине сессии.

10) Ставьте стойку так, чтобы одна из опорных ножек была непосредственно под «рукой» стойки. Это гарантирует устойчивость и препятствует падению всей конструкции под весом тяжёлого микрофона. Не обматывайте стойку микрофонным кабелем как удав свою жертву. Достаточно пары витков, чтобы это выглядело опрятно и не мешало перемещать стойку, если вдруг появится такая надобность.

11) Важно изолировать микрофоны от механических потрясений (особенно всенаправленные микрофоны), так как субзвуковые и низкочастотные шумы значительно уменьшают динамическое разрешение сигнала (headroom). Немногие из мониторов ближнего поля способны воспроизводить частоты ниже 60 Гц, и если Вы видите пики на своих измерителях, которые, как Вам кажется, не соответствуют звуку, то, скорее всего причина этого – низкочастотный грохот, зачастую от отбивающей ритм ноги! В идеале, устанавливайте свои микрофоны на специальные изолирующие стойки. Также, неплохо помогает размещение под ножками обычной стойки специальных прокладок.

12) Направленные микрофоны обычно используются для того, чтобы оградиться от нежелательного звукового источника. Когда размещаете микрофон, помните, что более важно то, как он расположен относительно нежелательных звуков. Думайте о звуке в трёхмерном измерении и поместите микрофон так, чтобы шум приходил в наименее чувствительные углы. При кардиоидной диаграмме направленности они находятся непосредственно позади её, при восьмёрке – по её сторонам, при гиперкардиоиде – по сторонам тылового конуса.

13) При одинаковой цене у, всенаправленного микрофона зачастую более нейтральный звук и более широкий басовый ответ, чем у направленного. Однако, поскольку у них нет никакой способности «предвзято» относиться к нежелательным звуковым источникам, то они должны быть помещены гораздо ближе любого направленного микрофона (расстояние вполовину или меньше), для получения тех же самых значений взаимопроникновения инструментов (утечек). Если Вы применяете точечные или близкие микрофоны (close-mic), не избегайте использовать всенаправленные, поскольку зачастую они будут казаться менее окрашенными (чем кардиоидные), а утечки, вероятно, будут незначительны. Не забывайте, что многие (особенно дешёвые) всенаправленные микрофоны, имеют тенденцию становиться весьма направленными по высоким частотам. Так что держите нужный звуковой источник по их оси.

14) Все направленные микрофоны, в той или иной степени, обладают эффектом «близости» (повышение басов, которое тем больше, чем ближе микрофон к источнику). Это может использоваться, если Вы хотите «нагреть» свой звук естественным способом, а не при помощи EQ. Остерегайтесь размещать микрофоны близко к движущемуся источнику, потому что характер звука будет меняться. Танцы вокалистов и покачивания гитаристов практически не поддаются контролю!

15) Окончательное качество Ваших записей частично зависит от качества Ваших микрофонов. Чем они лучше, тем потенциально точнее может быть Ваша запись и тем более тонкие детали она может содержать. Профессиональные микрофоны высшего качества стоят, в среднем, от 500 до 1000 фунтов – что и составляет значительную часть бюджета домашних и проектных студий.

16) То, как и куда Вы помещаете микрофон – важный творческий аспект записывания музыки. Не торопитесь, экспериментируйте, и позаботьтесь о том, чтобы понять этот процесс правильно. Послушайте звуковой источник со всех сторон и поразмышляйте, с какого расстояния и под каким углом лучше всего захватить звук. Переместив микрофон всего лишь на дюйм, Вы можете радикально изменить его звук. Правильное размещение, конечно, не гарантирует «великую» запись, но по крайней мере, Вы должны сделать всё, что в Ваших силах.

17) Всегда пробуйте заново разместить или поменять микрофон до того, как решите пользоваться эквалайзером. Это займёт больше времени, но зато результаты лучше. Эквайлизация предназначена для творческой модификации звука, а не для того, чтобы создавать его. А для этого Вы как раз таки и подбираете микрофон! Чтобы уменьшить утечки, подумайте о позиционировании микрофона и о выборе соответствующей диаграммы направленности. Фактически, это намного быстрее, чем настройка нойз-гейта и намного лучше, надёжней и эффективней. Не забывайте, что Вы можете минимизировать утечки в источнике, разместив инструменты так, чтобы нежелательные звуки приходили в зоны наименьшей чувствительности микрофонов. (См. Совет №12)

18) Лучший способ проверить адекватность разделения между микрофонами – послушать каждый инструмент громче остальных. Утечка должна быть, по крайней мере, на 12dB ниже основного источника этого микрофона. В противном случае – заново позиционируйте микрофон, выберите другую диаграмму направленности, по-другому разместите инструменты или введите экранирование. Если это не сработает, то тогда уж пробуйте применять эквалайзер или гейт. Однако, после сессии, попытайтесь выяснить, что пошло не так и что надо сделать, чтобы получить хорошие результаты в следующий раз!

19) Если Вы озадачены тем, на каком расстоянии от звукового источника поместить микрофон, то вот Вам удобное эмпирическое правило: помещайте его на расстоянии, равном самому большому из габаритных измерений источника. Например, в случае с контрабасом, хороший звук можно снять с расстояния 4 фута (около 122 см). Большинство акустических инструментов нуждаются в некотором пространстве, чтобы собрать воедино все элементы своего звука и взять их правильные пропорции. Слишком близко помещённый микрофон будет подчёркивать механические шумы струн, смычка, щелчки клапанов и искажать баланс между базовыми частотами и гармониками.

20) Общая проблема при записи вокалистов, более знакомых с живым выступлением, чем со студийной работой, заключается в том, что они могут слишком близко подобраться к микрофону, тем самым вызывая сибилянты, сопение, плевки (поппинг), чрезмерное басовое повышение и проблемы с влажностью. Чтобы предотвратить это, применяйте поп-фильтр, установленный на расстоянии 4 – 5 дюймов от микрофона. В качестве альтернативы, можно оставить один микрофон на «съедение» вокалисту, а второй разместить на 8 дюймов дальше и на 6 дюймов выше. Как правило, запись производится со второго, более отдалённого микрофона (обычно используется хороший конденсаторный микрофон), но если Вы решите использовать обычную динамическую концертную модель в качестве точечного и смикшируете его со звуком второго микрофона, то сможете достичь более интересного и немного агрессивного звука!  

Бонусные советы по озвучке барабанов.  Размещение микрофона бас - барабана на стойке может быть не всегда приемлемым вариантом, поскольку, если установка ползёт по полу, то она может войти в контакт со стойкой и механически «шокировать» микрофон. Вместо этого, если у переднего пластика есть отверстие, попытайтесь положить микрофон внутрь барабана на подушке. Поэкспериментируйте с размещением ближе / дальше от рабочего пластика и сторон корпуса, чтобы получить хороший звук с правильной комбинацией щелчка колотушки и тела барабана. Если барабан великолепно звучит при солировании, но плохо в комбинации с остальными микрофонами, то дело может быть в несовпадении фаз: попытайтесь поменять его фазировку или фазировку соседних микрофонов. Это может быть особенно важным, когда Вы, например, комбинируете микрофоны выше и ниже малого барабана. Для звука роковых барабанов, попытайтесь, для начала, сбалансировать точечные микрофоны, а затем добавьте оверхэды, чтобы улучшить ясность тарелок. Для живого или джазового звука используйте в качестве основы для главного баланса оверхэды, а точечные микрофоны прменяйте для создания небольшого дополнительного центра. В обоих случаях, заботьтесь о соответствии стереопозиционирования точечных микрофонов с тем, что показывают оверхэды. Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 1998 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

Посетите наш форум www.unisonrecords.org/forum/

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org

Грамотная работа с микрофонами

Наличие качественного микрофона само по себе не является гарантией успеха. Если Вы не умеете грамотно его использовать, то пользы от него будет столько же, как от консервной банки с натянутой ниткой.

Хью Робджонс предлагает Вашему вниманию некоторые советы по этому поводу… Итоговое качество записи акустических инструментов или голосов полностью зависит от Вашего умения обращаться с микрофоном. Хочется Вас обрадовать: от дешевого, но правильно расположенного микрофона часто пользы будет намного больше, чем от дорогого, но неверно размещенного.

Кроме того, важную роль в легком и качественном управлении сессиями играет то, насколько правильно Вы храните и эксплуатируете микрофон или как организована Ваша студия. Забота об этом незаменимом аппарате и обдуманное его размещение станут немаловажной ступенькой на Вашем пути завоевания музыкального олимпа.

1. Некоторые микрофоны отличаются специфическими особенностями звука. Это может быть повышение эффекта присутствия, чрезвычайно глубокий бас и другое в этом духе.  При определенных обстоятельствах  эти особенности, несомненно, сослужат хорошую службу.

Но если Вас интересует более общее применение микрофона, то отдайте предпочтение модели с нейтральным звучанием. Кроме того, не забывайте о позиционировании или в случае необходимости об эквализации, которые позволят Вам добиться необходимого звукового характера.

2. Оберегайте конденсаторные и электретные микрофоны от пыли и влажности, которые оказывают отнюдь не благотворное влияние на их звуковые качества. Особенно опасайтесь пыли и дыма: их попадание на микрофон может привести к серьезным повреждениям мембраны.

Если Вы приобрели дорогой качественный микрофон, то постарайтесь, чтобы Ваши деньги не пропали зря. В случае ухудшения работы микрофона целесообразно отправить его изготовителю или в специализированную сервисную службу для дальнейшего сопровождения и обслуживания. В первую очередь, там должны побеспокоиться об очищении диафрагмы.

3. Берегите микрофоны! Если в данный момент микрофон не используется, аккуратно упакуйте и уберите его. Постарайтесь не ронять микрофоны и не захлопывать крышки на коробках: это может привести к повреждению диафрагмы. Оптимальный вариант хранения – в коробках с поролоном в достаточно сухом и прохладном помещении.

В случае нежелания постоянно выполнять столь хлопотные действия по упаковке и распаковке, можно просто надевать на микрофоны специальные чехлы соответствующих размеров, которые не допускают попадание пыли, и оставлять их на стойках в студии. К слову сказать, так поступают многие профессионалы.

Некоторые практикуют постоянное подключение микрофонов к источнику фантомного питания, что позволяет аппаратам всегда находиться в тепле и избегать излишней влажности.

4. У динамических микрофонов, по сравнению с электретными и конденсаторными, меньший динамический диапазон, включающий в себя более мягкие высокие частоты. Но,  с другой стороны, динамические микрофоны отличаются большей устойчивостью к звуковым перегрузкам, исходящим от источников большой громкости, и к не совсем бережливому отношению, вернее, к его  последствиям.

Для создания более теплого или более жирного звука при записи, например, барабанов или «тонкого» вокала, или для снятия звука с источников с чрезвычайно большой громкостью идеально подойдет именно динамический микрофон.

5. Характерными особенностями конденсаторных и электретных микрофонов являются большая чувствительность, «быстрота» и нейтральность. С их помощью можно уловить тонкие звуковые нюансы.

Конденсаторные микрофоны с большой мембраной склонны демонстрировать более теплое и полное звучания, тогда как аналогичные аппараты с небольшой диафрагмой отличаются большей нейтральностью и точностью.

6. Приведение в действие электретных микрофонов происходит с помощью или внутренней батареи, или фантомного питания. Более предпочтительным является второй способ, поскольку при его использовании не возникнет проблем с «севшими» батареями, а усилитель в микрофонной головке будет отличаться большим частотным диапазоном и меньшим количеством шумов.

Если все же Вы отдаете предпочтение батарее, то не забывайте вынимать ее после окончания работы с микрофоном. Также необходимо бережно ухаживать за контактами и постоянно их протирать, поскольку из-за чрезвычайно слабого тока, возникшая на контактах коррозия может привести к резкому ухудшению работы усилителя. Перед использованием прогревайте микрофоны.

7. Разработка первичных усилителей конденсаторных и электретных микрофонов позволяет им без проблем работать со средними уровнями звукового давления. Чрезвычайно близкое расположение микрофона от громкого звукового источника может вызвать перегрузку такого усилителя, который начнет искажать звук.

Если Вы не уверены в своем микрофоне, используйте между капсюлем и усилителем специальные аттенюаторы или модули аттенюации. Низкое по уровню звучание можно будет откорректировать на пульте, тогда как громкое, но искаженное уже ничем не исправишь.

8. Во время перемещения, переключения микрофонов или подачи на них питания рекомендуется убирать фейдеры на пульте или делать тише мониторы. Разбираясь со своими микрофонами, вы можете оглушить любого, кто находится в контрольном помещении, неприятными ударами и громыханием. Не удивляйтесь, если обнаружите на своих мониторах расплавленные остатки басовых динамиков.

9. Если Вы хотите отрегулировать положение микрофона на стойке, то сначала немного ослабьте зажимы. В противоположном случае они быстро растянуться и не смогут, как следует, держать положение. Когда Вы закрепите микрофон в нужном Вам месте, снова зажмите зажимы, начиная снизу. Хорошее состояние стоек позволит легко их фиксировать в случае необходимости.

10. При правильном расположении стойки одна из опорных ножек должна находиться как раз под «рукой» стойки. Это придаст всей конструкции большей устойчивости и предотвратит ее падение под весом отнюдь не легонького микрофона.

Не стоит целиком обматывать стойку кабелем от микрофона, достаточно сделать это пару раз, чтобы в дальнейшем в случае необходимости перенести стойку в другое место у Вас не возникло лишних проблем с кабелем.

11. Динамическое разрешение сигнала в значительной мере уменьшается из-за субзвуковых и низкочастотных шумов, поэтому целесообразно оградить микрофоны от механических сотрясений. Это особенно актуально в случае с всенаправленными микрофонами.

Частоты ниже 60 Гц воспроизводятся далеко не всеми мониторами ближнего поля, так что, если Ваши измерители показывают пик, который, по Вашему мнению, не  соответствует звуковой действительности, то обычно причина этого кроется в громыхании низкой частоты, например, от ноги, отбивающей ритм.

Оптимальное решение этой проблемы – изолирующие стойки для микрофонов. Также под ножки обычной стойки можно попробовать подложить специальные прокладки.

12. Во избежание влияния ненужных источников звука обычно используют направленные микрофоны. При их размещении важно учитывать расположение микрофонов относительно нежелательных  шумов. Попробуйте представить себе трехмерное изображение звука.

Микрофон нужно разместить так, чтобы посторонний звук попадал в углы с наименьшей чувствительностью. Если направленность кардиоидная, то эти углы расположены как раз позади диаграммы, если речь идет о «восьмерке», то искать углы нужно по ее сторонам, если же имеется в виду гиперкардиоидная направленность, то обратите внимание на стороны тылового конуса.

13. Всенаправленный микрофон отличается от направленного более нейтральным звуком и более пространным басовым звучанием. И тот, и другой имеют приблизительно одинаковую стоимость. Но с другой стороны, с помощью всенаправленного микрофона трудно избежать посторонних звуков.

Поэтому рекомендуется их размещение на меньшем (в два или даже больше раза) расстоянии для получения тех же значений взаимопроникновения инструментов. При использовании близкорасположенных микрофонов, не забывайте и о всенаправленных.

В большинстве случаев они будут отличаться меньшей окрашенностью, по сравнению с кардиоидными аппаратами, а значения пролития будут несущественными. Учтите, что недорогие всенаправленные микрофоны могут приобретать еще какую направленность по высоким частотам. В этом случае звуковой источник следует держать по их оси.

14. Известно, что чем ближе направленный микрофон к источнику, тем больше усиливаются низкие частоты. Эту особенность можно использовать для «нагревания» звука без помощи эквалайзера.

Если же источник двигается, микрофон наоборот не стоит размещать в непосредственной близости от него: это может отрицательно сказаться на характере звука. Танцующие вокалисты и покачивающиеся гитаристы могут создать большие проблемы, ведь контролировать их практически невозможно.

15. На итоговое качество Вашей записи отчасти влияет и качество Ваших микрофонов. Вместе с качеством аппарата потенциально повышается и точность записи, и ее филигранность. Стоимость по-настоящему профессиональных микрофонов варьируется в среднем от 800 до 1500 долларов и выше. В бюджете домашних и проектных студий эта сумма занимает значительное место.

16. Поэкспериментируйте с размещением микрофона. Пробуйте разные варианты, не торопясь, вдумчиво. Не поленитесь послушать источник звука со всех сторон, постарайтесь определить, на каком расстоянии и под каким углом можно получить оптимальное звучание.

При перемещении микрофона на один дюйм может произойти радикальное изменение звука. Правильное размещение – это, конечно, еще не гарантия гениальной записи, но Вы должны постараться  сделать все от Вас зависящее в этом направлении.

17. Помните, что главной задачей эквализации является творческая трансформация звука, а отнюдь не его создание. Поэтому применять ее стоит только после того, как испробуете всевозможные варианты размещения микрофона или после его замены. Это, конечно, требует больше времени, но результат все оправдает.

Для уменьшения проникновения обратите внимание на положение микрофона и на выбор необходимой диаграммы направленности. На практике это действует намного быстрее, по сравнению с настройкой Noise Gate. Да и надежность, и эффективность при этом на порядок выше. Также не забывайте о советах по минимизации пролития в источнике, изложенных в пункте 12.

18. Чтобы проверить, насколько правильное разделение между микрофонами, послушайте каждый инструмент с громкостью, превышающей остальные. Допустимым считается проникновение хотя бы на 12dB ниже главного источника этого микрофона. Если такового не наблюдается, следует заново переставить микрофон и выбрать другую диаграмму направленности.

Можно также попробовать по-другому разместить инструменты или даже применить экранирование. В случае неэффективности всего выше предложенного можете уже поэкспериментировать с эквалайзером или гейтом. Но после окончания сессии постарайтесь все-таки узнать, что послужило причиной всего этого, чтобы не допустить повторения подобного в дальнейшем.

19. Существует одно практическое правило, суть которого заключается в том, что помещать микрофон следует на расстоянии, которое равняется наибольшему габаритному измерению источника. То есть, если речь идет, например, о контрабасе, то качественный звук нужно снимать с расстояния почти 2-х метров.

Для большинства акустических инструментов нужно некоторое пространство для собрания всех составляющих тембра в одно целое и в правильных пропорциях. Если микрофон разместить слишком близко, то качество звучания может пострадать из-за механических шумов, которые издают струны, смычки, клапаны и т.п. При этом будет искажаться баланс между обертонами и основными частотами.

20. Вокалисты, которые привыкли больше к живому выступлению, нежели к работе в студии, могут чересчур близко приближаться к микрофону. И как результат, в Вашей записи могут появиться нежелательные сибилянты, сопение, поппинг, «задранный» низ и плюс проблемы с влажностью.

Решить этот вопрос можно с помощью поп-фильтра, разместить который следует на расстоянии 10-15 см от микрофона. Существует и второй вариант: один микрофон отдайте в полное распоряжение вокалиста, второй разместите дальше на 20 см или на 15 см выше.

Обычно записывают со второго микрофона, как правило, это качественный конденсаторный аппарат. Но можно поступить иначе и, используя динамическую концертную модель, смикшировать звук первого микрофона со звуком второго.  В результате Вы получите более интересный и немного агрессивный звук.

При записи барабанов не всегда целесообразно размещать микрофон бочки на стойке: если установка движется по полу, то может произойти контакт со стойкой, что в свою очередь спровоцирует «шок» микрофона.

Микрофон можно положить на подушку внутрь барабана, если, конечно, найдется отверстие в переднем пластике. Пробуйте разные положения микрофона, перемещайте его ближе или дальше от пластика и сторон корпуса. Ваша цель - получить качественный звук с правильным сочетанием щелчка колотушки и тела самого барабана.

В случае прекрасного звучания барабана при солировании, и плохого при комбинации с другими микрофонами, попробуйте исправить его фазировку или фазировку ближних микрофонов. Это особенно актуально при комбинировании микрофонов ниже и выше малого барабана.

В работе с рок-ударными важно правильно сбалансировать близкорасположенные микрофоны. Потом можно добавить оверхэды для улучшения ясности тарелок. В процессе записи живого или джазового звука основой для главного баланса возьмите оверхэды. А создать небольшой дополнительный центр можно с помощью близкорасположенных микрофонов.

В любом случае сделайте все возможное для соответствия стереопозиционирования близкорасположенных микрофонов с показателями оверхэедов.

________________________________________

Автор: Хью Робджонс | Перевод: Андрей СкиданПри копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая Следующая >
 

www.master-skills.ru


Смотрите также