Как правильно выбрать музыкальный микрофон. выбрать микрофон. Микрофон музыкальный


Как правильно выбрать музыкальный микрофон. выбрать микрофон

Всё о микрофонах.

Микрофонами пользуются даже те музыканты, которым не нужны акустические инструменты. Например, большинство техно-музыкантов готовит сэмплы для использования в своих композициях при помощи портативного DAT-магнитофона и (правильно!) качественного микрофона. И естественно, микрофоны нужны всем тем, кто собирается записывать вокал.

Взгляд изнутри

Микрофон — это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить. Любой, кто собирается работать в студии звукозаписи, должен хорошо разбираться в микрофонной технологии и в существующих типах и моделях микрофонов.

К счастью, при внимательном рассмотрении микрофонная техника и технология оказываются достаточно простыми. Все разнообразие существующих моделей сводится к трём или четырём основным типам микрофонов и четырём типам диаграмм направленности, и именно на этой последней характеристике мы остановимся немного подробнее.

Стараться куда?

Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются «глухими» к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.

Например, при записи вокалиста, исполняющего соло-партию, следует использовать узко направленный на него микрофон, который позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Аналогичный микрофон можно использовать и для индивидуального подзвучивания малого барабана, звук которого не должен смешиваться со звуком томов и тарелок. Если же, например, мы подзвучиваем одним микрофоном всю ударную установку, то следует выбирать микрофон с как можно более широкой диаграммой направленности, который будет равномерно воспроизводить звук, идущий со всех сторон.

Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.

A - всенаправленный, B - кардиоидный, C - суперкардиоидный, D - восьмерка

Описанные выше два типа микрофонов (с как можно более узкой и как можно более широкой диаграммой направленности) принято называть направленными (unidirectional) и всенаправленными (omnidirectional). Однако существуют и другие типы микрофонов, которые также могут оказаться полезными в конкретной ситуации.

Вовсе не обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма направленности и почему у одних микрофонов она одна, а у других — другая. Достаточно знать, в какой ситуации следует применять тот или иной микрофон. Например, в уже рассматривавшейся выше ситуации подзвучивания ударной установки можно использовать расположеные над установкой один или два (для стереозаписи) всенаправленных микрофона, смешав их сигналы с индивидуальными сигналами от кардиоидных микрофонов, установленых в непосредственной близости от томов и малого барабана.

Термин «кардиоидный» объясняется формой диаграммы направленности этих микрофонов, которая напоминает человеческое сердце (см. рис. 1). Такие микрофоны не являются однонаправленными в прямом смысле этого слова, однако на практике эти два термина считаются практически равнозначными. «Суперкардиоидные» микрофоны представляют собой вариант кардиоидных, но с более узкой диаграммой направленности. «Пушечные» (rifle) микрофоны, используемые при записи на открытой местности и для точечного подзвучивания исполнителей во многих телевизионных студиях, представляют собой кардиоидные микрофоны, помещенные в специально спроектированную интерференционную трубу. Форма этой трубы выбрана таким образом, чтобы гасить колебания, приходящие со всех направлений, кроме осевого.

Для снятия звука инструментальных усилителей обычно используют кардиоидные микрофоны, однако в тех случаях, когда микрофон находится не прямо перед источником звука, а как бы внутри звукового поля, имеет смысл предпочесть микрофоны с диаграммой направленности в форме «восьмерки», которые в данной ситуации обеспечат более сочный звук. «Восьмерку» можно использовать и тогда, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. Такой подход вполне допустим, так как эти два инструмента редко звучат одновременно и требуют примерно одинаковой обработки эквалайзером и пультом.

Учтите, однако, что даже одинаковые микрофоны одного и того же производителя (особенно, сравнительно дешёвые) могут иметь существенно отличающиеся диаграммы направленности. Кроме того, многие профессиональные микрофоны могут поставляться в различных вариантах конфигурации и даже иметь переключаемую (обычно механически) диаграмму направленности.

Теперь давайте пристальнее взглянем на наиболее широко распространенные типы микрофонов.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны (иначе называемые микрофонами с подвижной катушкой) представляют собой, пожалуй, наиболее популярный и распространённый тип. Внутри такого микрофона находится круглая мембрана, которая механически соединена с катушкой тонкого провода, помещенной между двумя цилиндрическими магнитами (один внутри другого). Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами в ней наводится напряжение, амплитуда которого пропорциональна перемещению мембраны. Таким образом, попадающая в микрофон акустическая энергия преобразуется в электрическую, которая впоследствии может быть усилена и вновь преобразована в акустическую мембраной громкоговорителя (в сущности, громкоговоритель — это не что иное, как динамический микрофон наоборот).

По сравнению с остальными типами, динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы и в то же время надежны, и могут успешно работать в областях высокого звукового давления. Это делает их незаменимыми в условиях живых выступлений и в студийной работе. Устойчивость к громким звукам позволяет использовать эти микрофоны для снятия звука ударных и перкуссионных инструментов.

Особенности внутреннего устройства динамических микрофонов ограничивают количество возможных типов диаграмм направленности: такие микрофоны могут быть только однонаправленными или всенаправленными. Кроме того, инерционность перемещающейся в магнитном поле катушки с проводом ограничивает воспринимаемый этими микрофонами частотный диапазон.

На сегодняшний день различными фирмами разработано огромное количество различных динамических микрофонов стоимостью от единиц до тысяч долларов, причем многие модели специально ориентированы на то или иное конкретное применение, например, на снятие звука рабочего барабана или на подзвучивание контрабаса.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 Вольт (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.

Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

На самом деле, высокая акустическая точность далеко не всегда является основной целью исполнителей и звукоинженеров. Динамические микрофоны часто оказываются предпочтительнее конденсаторных, например, из-за того, что их звучание, несмотря на специфический характер, хорошо подходит к характеру записываемого инструмента. С другой стороны, именно высокая степень правдоподобности делает конденсаторные микрофоны наиболее универсальными и пригодными для снятия звука любых акустических инструментов и голосов.

Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что стоимость их в большинстве случаев оказывается очень высокой. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к снижению цен на этот тип микрофонов. Особого внимания заслуживают качественные конденсаторные микрофоны, производимые в странах бывшего СССР, их низкая стоимость и отличное качество быстро завоевали им широкую популярность даже среди самых придирчивых звукорежиссеров.

Электретные микрофоны

Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.

По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток за счет того, что электрический заряд получает не мембрана, а фиксированная металлическая пластина, а сама мембрана может быть изготовлена из более тонкого материала.

Микрофонный сленг

Импеданс (impedance) — электрическое сопротивление, которое микрофон оказывает проходящему сквозь него току. В этом отношении микрофоны принято делить на высоко- и низкоимпедансные. Высокоимпедансные микрофоны (от 5 до 10 KилоOм) обладают более высоким уровнем сигнала и часто используются в бытовой и полупрофессиональной записи. Низкоимпедансные микрофоны (250 Ом и менее) обычно применяются в профессиональных студиях. Несмотря на сравнительно низкий выходной уровень, они менее чувствительны к посторонним помехам и шуму и качественно воспроизводят высокие частоты даже при использовании длинных кабелей.

Эффект близости (proximity effect) — эффект, наблюдаемый при использовании динамических микрофонов в непосредственной близости от источника звука. Он вызван тем, что звук поступает в микрофон по двум направлениям (спереди и сзади). Возникающие при этом фазовые искажения приводят к усилению низкочастотных составляющих звука. Чем ближе источник звука к микрофону, тем больше разность длины звуковых путей и, соответственно, больше усиление низких частот. Многие опытные вокалисты умело используют этот эффект, достигая нужного им звучания, однако в ряде ситуаций он может приводить к существенному ухудшению звучания. Как бы то ни было, этот эффект никогда не следует упускать из виду. Например, при снятии звука басового барабана (бочки) у вас может возникнуть необходимость немного отодвинуть от него микрофон, чтобы уменьшить уровень сигнала. При этом, однако, будет ослаблен эффект близости и ухудшится воспроизведение низких частот, составляющих существенную часть звучания бочки , что приведет к необходимости соответствующей частотной коррекции. (Именно поэтому звукорежиссёры и владельцы студий так нервничают, когда кто-нибудь начинает переставлять тщательно настроенные микрофоны.)

Обратная связь (завод, feedback) — слабость, которой в той или иной степени подвержены абсолютно все микрофоны (хотя в студийных условиях это может быть и не очень заметно). Обратная связь возникает тогда, когда поступающие от микрофона сигналы воспроизводятся колонками или студийными мониторами и снова попадают в микрофон. Если не принять мер по предотвращению этого процесса, он будет продолжаться непрерывно, с постоянным возрастанием амплитуды «паразитных» сигналов, в результате чего возникнет характерный «воющий» или «свистящий» звук. Для того, чтобы избавиться от обратной связи, следует как можно тщательнее выбирать микрофон с необходимой диаграммой направленности и правильно ориентировать его по отношению к источникам звука (колонкам и мониторам). В ряде случаев обратную связь можно предотвратить, вырезав эквалайзером ту частоту, на которой она происходит. При этом общая громкость снимаемого микрофоном сигнала останется практически неизменной.

Автор: ГАНИН Андрей Георгиевич, звукооператор, продюсерский центр «Берег»

e-music.fdstar.ru

Как правильно выбрать музыкальный микрофон. выбрать микрофон

Всё о микрофонах.

Микрофонами пользуются даже те музыканты, которым не нужны акустические инструменты. Например, большинство техно-музыкантов готовит сэмплы для использования в своих композициях при помощи портативного DAT-магнитофона и (правильно!) качественного микрофона. И естественно, микрофоны нужны всем тем, кто собирается записывать вокал.

Взгляд изнутри

Микрофон — это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить. Любой, кто собирается работать в студии звукозаписи, должен хорошо разбираться в микрофонной технологии и в существующих типах и моделях микрофонов.

К счастью, при внимательном рассмотрении микрофонная техника и технология оказываются достаточно простыми. Все разнообразие существующих моделей сводится к трём или четырём основным типам микрофонов и четырём типам диаграмм направленности, и именно на этой последней характеристике мы остановимся немного подробнее.

Стараться куда?

Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются «глухими» к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.

Например, при записи вокалиста, исполняющего соло-партию, следует использовать узко направленный на него микрофон, который позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Аналогичный микрофон можно использовать и для индивидуального подзвучивания малого барабана, звук которого не должен смешиваться со звуком томов и тарелок. Если же, например, мы подзвучиваем одним микрофоном всю ударную установку, то следует выбирать микрофон с как можно более широкой диаграммой направленности, который будет равномерно воспроизводить звук, идущий со всех сторон.

Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.

A - всенаправленный, B - кардиоидный, C - суперкардиоидный, D - восьмерка

Описанные выше два типа микрофонов (с как можно более узкой и как можно более широкой диаграммой направленности) принято называть направленными (unidirectional) и всенаправленными (omnidirectional). Однако существуют и другие типы микрофонов, которые также могут оказаться полезными в конкретной ситуации.

Вовсе не обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма направленности и почему у одних микрофонов она одна, а у других — другая. Достаточно знать, в какой ситуации следует применять тот или иной микрофон. Например, в уже рассматривавшейся выше ситуации подзвучивания ударной установки можно использовать расположеные над установкой один или два (для стереозаписи) всенаправленных микрофона, смешав их сигналы с индивидуальными сигналами от кардиоидных микрофонов, установленых в непосредственной близости от томов и малого барабана.

Термин «кардиоидный» объясняется формой диаграммы направленности этих микрофонов, которая напоминает человеческое сердце (см. рис. 1). Такие микрофоны не являются однонаправленными в прямом смысле этого слова, однако на практике эти два термина считаются практически равнозначными. «Суперкардиоидные» микрофоны представляют собой вариант кардиоидных, но с более узкой диаграммой направленности. «Пушечные» (rifle) микрофоны, используемые при записи на открытой местности и для точечного подзвучивания исполнителей во многих телевизионных студиях, представляют собой кардиоидные микрофоны, помещенные в специально спроектированную интерференционную трубу. Форма этой трубы выбрана таким образом, чтобы гасить колебания, приходящие со всех направлений, кроме осевого.

Для снятия звука инструментальных усилителей обычно используют кардиоидные микрофоны, однако в тех случаях, когда микрофон находится не прямо перед источником звука, а как бы внутри звукового поля, имеет смысл предпочесть микрофоны с диаграммой направленности в форме «восьмерки», которые в данной ситуации обеспечат более сочный звук. «Восьмерку» можно использовать и тогда, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. Такой подход вполне допустим, так как эти два инструмента редко звучат одновременно и требуют примерно одинаковой обработки эквалайзером и пультом.

Учтите, однако, что даже одинаковые микрофоны одного и того же производителя (особенно, сравнительно дешёвые) могут иметь существенно отличающиеся диаграммы направленности. Кроме того, многие профессиональные микрофоны могут поставляться в различных вариантах конфигурации и даже иметь переключаемую (обычно механически) диаграмму направленности.

Теперь давайте пристальнее взглянем на наиболее широко распространенные типы микрофонов.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны (иначе называемые микрофонами с подвижной катушкой) представляют собой, пожалуй, наиболее популярный и распространённый тип. Внутри такого микрофона находится круглая мембрана, которая механически соединена с катушкой тонкого провода, помещенной между двумя цилиндрическими магнитами (один внутри другого). Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами в ней наводится напряжение, амплитуда которого пропорциональна перемещению мембраны. Таким образом, попадающая в микрофон акустическая энергия преобразуется в электрическую, которая впоследствии может быть усилена и вновь преобразована в акустическую мембраной громкоговорителя (в сущности, громкоговоритель — это не что иное, как динамический микрофон наоборот).

По сравнению с остальными типами, динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы и в то же время надежны, и могут успешно работать в областях высокого звукового давления. Это делает их незаменимыми в условиях живых выступлений и в студийной работе. Устойчивость к громким звукам позволяет использовать эти микрофоны для снятия звука ударных и перкуссионных инструментов.

Особенности внутреннего устройства динамических микрофонов ограничивают количество возможных типов диаграмм направленности: такие микрофоны могут быть только однонаправленными или всенаправленными. Кроме того, инерционность перемещающейся в магнитном поле катушки с проводом ограничивает воспринимаемый этими микрофонами частотный диапазон.

На сегодняшний день различными фирмами разработано огромное количество различных динамических микрофонов стоимостью от единиц до тысяч долларов, причем многие модели специально ориентированы на то или иное конкретное применение, например, на снятие звука рабочего барабана или на подзвучивание контрабаса.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 Вольт (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.

Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

На самом деле, высокая акустическая точность далеко не всегда является основной целью исполнителей и звукоинженеров. Динамические микрофоны часто оказываются предпочтительнее конденсаторных, например, из-за того, что их звучание, несмотря на специфический характер, хорошо подходит к характеру записываемого инструмента. С другой стороны, именно высокая степень правдоподобности делает конденсаторные микрофоны наиболее универсальными и пригодными для снятия звука любых акустических инструментов и голосов.

Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что стоимость их в большинстве случаев оказывается очень высокой. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к снижению цен на этот тип микрофонов. Особого внимания заслуживают качественные конденсаторные микрофоны, производимые в странах бывшего СССР, их низкая стоимость и отличное качество быстро завоевали им широкую популярность даже среди самых придирчивых звукорежиссеров.

Электретные микрофоны

Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.

По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток за счет того, что электрический заряд получает не мембрана, а фиксированная металлическая пластина, а сама мембрана может быть изготовлена из более тонкого материала.

Микрофонный сленг

Импеданс (impedance) — электрическое сопротивление, которое микрофон оказывает проходящему сквозь него току. В этом отношении микрофоны принято делить на высоко- и низкоимпедансные. Высокоимпедансные микрофоны (от 5 до 10 KилоOм) обладают более высоким уровнем сигнала и часто используются в бытовой и полупрофессиональной записи. Низкоимпедансные микрофоны (250 Ом и менее) обычно применяются в профессиональных студиях. Несмотря на сравнительно низкий выходной уровень, они менее чувствительны к посторонним помехам и шуму и качественно воспроизводят высокие частоты даже при использовании длинных кабелей.

Эффект близости (proximity effect) — эффект, наблюдаемый при использовании динамических микрофонов в непосредственной близости от источника звука. Он вызван тем, что звук поступает в микрофон по двум направлениям (спереди и сзади). Возникающие при этом фазовые искажения приводят к усилению низкочастотных составляющих звука. Чем ближе источник звука к микрофону, тем больше разность длины звуковых путей и, соответственно, больше усиление низких частот. Многие опытные вокалисты умело используют этот эффект, достигая нужного им звучания, однако в ряде ситуаций он может приводить к существенному ухудшению звучания. Как бы то ни было, этот эффект никогда не следует упускать из виду. Например, при снятии звука басового барабана (бочки) у вас может возникнуть необходимость немного отодвинуть от него микрофон, чтобы уменьшить уровень сигнала. При этом, однако, будет ослаблен эффект близости и ухудшится воспроизведение низких частот, составляющих существенную часть звучания бочки , что приведет к необходимости соответствующей частотной коррекции. (Именно поэтому звукорежиссёры и владельцы студий так нервничают, когда кто-нибудь начинает переставлять тщательно настроенные микрофоны.)

Обратная связь (завод, feedback) — слабость, которой в той или иной степени подвержены абсолютно все микрофоны (хотя в студийных условиях это может быть и не очень заметно). Обратная связь возникает тогда, когда поступающие от микрофона сигналы воспроизводятся колонками или студийными мониторами и снова попадают в микрофон. Если не принять мер по предотвращению этого процесса, он будет продолжаться непрерывно, с постоянным возрастанием амплитуды «паразитных» сигналов, в результате чего возникнет характерный «воющий» или «свистящий» звук. Для того, чтобы избавиться от обратной связи, следует как можно тщательнее выбирать микрофон с необходимой диаграммой направленности и правильно ориентировать его по отношению к источникам звука (колонкам и мониторам). В ряде случаев обратную связь можно предотвратить, вырезав эквалайзером ту частоту, на которой она происходит. При этом общая громкость снимаемого микрофоном сигнала останется практически неизменной.

Автор: ГАНИН Андрей Георгиевич, звукооператор, продюсерский центр «Берег»

fdstar.com

Музыкальные коллективы перед микрофоном. Часть 1

Рассадка ансамблей

Основной принцип размещения исполнителей в ансамблях при записи – это удобство их совместного музицирования. Музыканты должны друг друга видеть и, особенно если они играют без дирижера, хорошо слышать.

В то же время звук их инструмента не должен попадать на микрофон соседа. Микрофоны расставляются таким образом, чтобы преимущественно принимать звук от источника, предназначенного для "подсветки" именно этим микрофоном. Разница в уровнях сигналов должна составлять по крайней мере 6 дБ. То есть, в случае применения ненаправленных микрофонов и инструментов одинаковой громкости и направленности, расстояние от микрофона до соседнего инструмента, находящегося в зоне действия другого микрофона, должно быть, по крайней мере в 2 раза больше, чем до инструмента, перед которым этот микрофон установлен. В этом случае мы сможем обработать сигнал нужного индивидуального микрофона, не затрагивая звук других инструментов.

Если этим правилом пренебречь, то вместо индивидуальных микрофонов образуются "несанкционированные" стереопары по системе AB. При этом возникает сразу несколько проблем. Во-первых, нет возможности отдельно регулировать звуковые параметры конкретного источника сигнала (уровень, частотную характеристику, отбор на ревербератор и другие эффекты). Во-вторых, возможно возникновение акустической противофазы между сигналами двух микрофонов, принимающих сигналы соседних инструментов. В этом случае происходит искажение частотной характеристики сигнала инструмента либо сразу во время записи (если сигналы панорамируются в один канал), либо при последующем совмещении стереопрограммы в моно. Во втором случае, кроме этого, при стереовоспроизведении возникает "эффект противофазы", болезненно воспринимаемый некоторыми слушателями, и, как результат, – плохая локализация источников звука. (Рисунок 1)

Рис.1. Расстановка двух индивидуальных микрофонов

Кроме того, если в противофазу попадет низкозвучащий инструмент, длина волны основного тона которого окажется равной половине расстояния между микрофонами, возможно существенное ослабление этого инструмента при совмещении. В-третьих, инструмент, чей звук попадает в соседний микрофон, как правило, ориентирован к нему случайным образом, что сказывается на тембре этого инструмента. В-четвертых, неправильный баланс между ближними микрофонами может нарушить планы из-за увеличения или уменьшения доли диффузного поля. То есть, прибавив флейту при записи биг-бенда, мы делаем дальше барабаны и медь, потому что от их сигнала в диффузном поле отстроиться невозможно, каким бы узконаправленным микрофон ни был.

Конечно, почти всегда при записи ансамблей применяются направленные микрофоны. В этом случае разница в расстояниях может быть меньше, чем в два раза. Например, сигнал инструмента, находящегося под углом 90° к кардиоидному микрофону, попадет в него уже ослабленным на 6 дБ. Кроме того, помогает отстроиться от мешающего сигнала направленность самого инструмента.

Эти рассуждения справедливы в случае одинакового усиления сигналов микрофонов. Если же усиление разное, что бывает при записи несбалансированных ансамблей, в расстановку необходимо вносить коррективы, которые заключаются в том, что к более тихому инструменту микрофон приходится ставить ближе, что, в свою очередь, приводит к разноплановости и, возможно, к многопространственности звуковой картины. Избегают этого разумным компромиссом при расстановке микрофонов, выбором расстояния до них, частотной коррекцией сигнала с близкорасположенного микрофона (подавление крайних частей диапазона) и, наконец, применением искусственной реверберации, которая в таком случае является радикальным средством для исправления баланса при сохранении плана звучания.

Необходимо также всегда помнить, что паразитное попадание в соседний микрофон может произойти и в результате отражения сигнала от близкой к инструменту или микрофону поверхности, стены или пола. Это надо иметь в виду, ориентируя микрофон в пространстве. Расстояние до ближнего микрофона должно соответствовать плану инструмента в общей звуковой картине: у далекозвучащих инструментов ближний микрофон ставится дальше, у близкозвучащих – ближе.

Теперь – о рассадке музыкантов. В общем случае музыканты располагаются по кругу или полукругом, лицом друг к другу. Микрофоны, таким образом, обращены к другим инструментам тыльной стороной кардиоиды. (Рисунок 2) Дирижер (если он есть) располагается в центре круга. Это не совсем удобно, но обычно музыканты быстро привыкают к такому расположению. Сказанное не относится к струнному квартету, для которого всегда надо сохранять традиционную посадку. Если записывается несбалансированный ансамбль, то все громкие и полнозвучные инструменты приходится акустически изолировать – если их звук попадает в микрофоны других ансамблистов, музыкальный и акустический баланс не совпадут. Выход только в акустической изоляции такого инструмента и использовании индивидуального микрофона. Если общий микрофон не используется, есть смысл более громкий инструмент выдвинуть вперед, чтобы он играл "в зал", в то время, как остальные микрофоны будут направлены "от зала". (Рисунок 3) .

Рис.2. Расстановка нескольких индивидуальных микрофонов

Для акустического разделения инструментов применяются специальные акустические щиты, которые ставятся между микрофоном и мешающим инструментом.

Существует два способа расстановки щитов.

В первом случае, если имеется большой громкозвучащий состав, проще изолировать тихие инструменты. Обычно акустический щит имеет с одной стороны отражающую поверхность, а с другой – поглощающую. Для постороннего сигнала любая сторона является преградой. Но отгораживая тихий инструмент, щит лучше располагать к нему отражающей стороной, так как отражения поднимают его уровень (что выгодно, например, для арфы, флейты и т.д.). Если делается так называемая "выгородка" из трех или более щитов,то в такой изолирующей кабине подавляется диффузное поле, что обычно приводит к многопространственности.

Рис.3. Расстановка несбалансированного ансамбля

Во втором случае экранируется громкий инструмент с тем, чтобы подавить его сигнал в диффузном поле. В этом случае практичнее щит располагать к нему поглощающей стороной. Так поступают с литаврами, колоколами, флейтой пикколо.

Существенная задача звукорежиссера – размещение источников звука по стереобазе. Ширина их расположения зависит от общего пространственного решения записи. Следует руководствоваться живыми впечатлениями от прослушивания ансамбля – чем ближе мы находимся к нему, тем шире для нас расположены музыканты. Квартеты Моцарта, например, должны звучать довольно воздушно, но если при этом музыканты "займут" всю базу, то слушателю покажется, что они расположены по всей сцене – скрипка у левого портала, виолончель – у правого. При более сухом, конкретном звуковом решении такое широкое расположение вполне возможно.

Запись солистов с роялем

Рояль довольно трудно сочетается с другими сольными инструментами. С одной стороны, всегда присутствует постоянная опасность получить рояль по плану ближе, чем солиста. С другой, рояль бывает трудно убрать, так как он звучит громче, полнозвучнее и менее направленно, чем солист.

Есть еще часто встречающаяся ошибка – подмена музыкального баланса планом. То есть часто бывает, что рояль получается по плану ближе, чем солист. Звукорежиссер убирает "ручку" рояля, и вроде все становится на место. Рояль звучит близко, но тихо. Но стоит пианисту сделать крещендо, как рояль неожиданно появляется на переднем плане, как говорится, "вылезает". Такое случается очень часто – ведь музыканты выполняют динамические оттенки с разной градацией – скажем, разница от pp до ff у рояля неизмеримо больше, чем у скрипки или гобоя.

Очень редки случаи удачного совпадения в зале и баланса, и планов. Поэтому звукорежиссеру необходимо иметь возможность манипулировать сигналами рояля и солиста отдельно друг от друга.

Существует несколько способов добиться акустического разделения рояля и солиста. (Рисунок 4). Например, рояль можно повернуть крышкой в сторону от солиста. Хотя рояль – инструмент не очень направленный, открытая крышка некоторую направленность ему придает. Можно между роялем и солистом поставить низкий щит. Такая акустическая изоляция позволяет более мобильно регулировать планы. При традиционной концертной расстановке план фортепиано обычно получается более далеким, чем хочется.

Рис.4. Расстановка дуэта с фортепиано

Очень хороший результат бывает, если общий микрофон поставить со стороны клавиатуры (рис. 4 поз. 1). То есть, пианист будет сидеть как бы спиной к залу. Часто приходится заглушать рояль. Про акустические щиты мы упоминали. Еще можно под рояль поставить мягкие банкетки, потому что дека рояля излучает звук вниз также громко, как и вверх. Такой способ можно применять и на некоторых концертах. Просить пианиста играть тише стоит лишь в случае явной форсировки звука, иначе его можно спровоцировать на вялую и невыразительную игру. Вообще, изменить баланс только с помощью исполнителей, если просчет заложен композитором, очень трудно.

25 декабря 2015

Петр Кондрашин

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

www.allprosound.ru

Как правильно выбрать качественный микрофон

Существует множество разновидностей микрофонов, поэтому неудивительно, что многие впадают в ступор, представ перед столь широким выбором, когда появилась нужда записать какой-либо звук. А на советы продавцов тоже не особо хочется полагаться. И остается лишь самому разобраться в теме, с чем сегодня мы вам и поможем.

Первое, что вам нужно сделать — определиться для каких целей вам нужен микрофон. Не верьте консультантов, которые с пеной у рта доказывают, что один микрофон подойдет и для записи гитары, и для записи вокала, и для простой записи речи. Вы же не дилетант, которому любой звук будет казаться адекватным, правда?

Давайте сначала рассмотрим типы микрофонов по назначению.

Эстрадные микрофоны

Такие микрофоны предназначены для сценических выступлений, поэтому и сделаны они так, чтобы их было удобно держать. Многие микрофоны данного типа имеют одинаковый дизайн. Причиной этому является стремление унифицировать такие микрофоны, чтобы каждый раз не возникало потребности в приобретении разных держателей для стоек и поиске хорошей ветрозащиты. Ветрозащита — это та сеточка, которую мы можем видеть на головке микрофона.

Такие микрофоны бывают:

  • проводные и беспроводные
  • ручные, гарнитуры и петличные

Также эстрадные микрофоны делятся на:

  • речевые
  • вокальные
  • инструментальные
  • для подзвучки

Репортерские микрофоны

Особенность данного типа микрофонов заключается в том, что они рассчитаны на использование в непогоду, поэтому защищены от перепадов температур, и не позволяют ветру испортить звук. Таких микрофонов есть множество видов. Они бывают беспроводными и проводными, ручными или рассчитанными на скрытое ношение, также есть и гарнитуры на голову.

Отдельно можно упомянуть о том, что к данному типу микрофонов относятся и накамерные. Они могут быть съемными и несъемными.

Микрофоны для телевидения

Данный тип микрофонов используется в студиях. К нему относятся радиомикрофоны-петлички, гарнитуры и ручные микрофоны. Также довольно часто в студиях используют так называемые «лягушки» — настольные микрофоны, пример такого вы можете увидеть на фото ниже. Они лежат на столе и не улавливают звуки в нижней сфере, их задача — охватывать все звуки над столом.

Студийные микрофоны для речи

Из заголовка понятно, что такие микрофоны специально разработаны для записи или вещания обычной речи. Их довольно просто узнать — они имеют довольно специфический вид и крепятся в специальной стойке с амортизирующим подвесом, который называется «Паук». У таких микрофонов часто есть переключатель, с помощью которого можно поменять характеристики направленности. Они могут работать в любых режимах направленности, о чем мы поговорим позднее.

Микрофоны для музыкальной студии

Такие микрофоны можно разделить на: речевые, вокальные и инструментальные. И если речевые и вокальные обычно имеют схожую внешность, то дизайн инструментальных микрофонов может варьироваться. Микрофоны для голоса обычно схожи со студийными микрофонами, описанными выше.

Инструментальные же микрофоны могут выглядеть и как студийные вокальные, и как обычные сценические.  Но их особенность в том, что они имеют высокую сопротивляемость мощному звуковому давлению и при этом могут воспринимать нюансы звука.

Теперь давайте поговорим о пространственной направленности. По данной характеристике микрофоны можно поделить на:

С круговой направленностью или ненаправленные

Таким микрофонам безразлично, где расположен источник звука, в движении он или застыл на месте. Задача таких микрофонов — улавливать все звуки в окружающем их пространстве. Они используются зачастую для подзвучки сцены.

Кардиодные

Кардиодные микрофоны хорошо чувствительны только к звукам в одной полусфере. Они могут улавливать несколько источников звука, если они находятся в чувствительной полусфере, а остальные источники будут проигнорированы. Такие микрофоны хороши для речи и вокала, а также для сценических выступлений.

Суперкардиодные

Узконаправленные микрофоны, обладающие вытянутым полем чувствительности. Они отлично улавливают звук от одного источника, игнорируя остальные. Такие микрофоны используются репортерами, которые работают в шумном окружении.

Гиперкардиодные

Также их называют остронаправленными. Эти микрофоны могут «слышать» звук даже от удаленных источников, но есть одно правило — диафрагма микрофона должна находиться перпендикулярно линии, которую можно визуально провести между источником звука и микрофоном. Наименьшее отклонение может существенно снизить качество звука.

Гиперкардиодный микрофон

А еще микрофоны можно разделить на типы по принципу действия:

Динамические

В таких микрофонах основным элементом, который отвечает за преобразование звуковой волны в электрические колебание, является крошечный динамик. Волна колеблет мембрану с катушкой, которая помещена в постоянное магнитное поле, катушка пересекает его силовые линии, и в ее обмотках появляются токи индукции. Также есть и ленточные микрофоны, которые зачастую используют в студиях. Здесь катушка заменяется гофрированной лентой из фольги.

Такие микрофоны не нуждаются в дополнительном питании, менее чувствительны к перепадам температуры, посему они более надежные. Но звук у них хуже, чем у конденсаторных микрофонов.

Конденсаторные

Здесь преобразование звука осуществляет конденсатор, одна обкладка которого неподвижна, а вторая — вместо мембраны и приходит в движение под воздействием звуковых волн. Емкость конденсатора из-за этого меняется и постоянный ток превращается в переменный.

В отличие от предыдущего типа, данный нуждается в дополнительном питании. Но, как говорилось выше, звук у них на порядок лучше.

Итак, мы с вами разобрали «анатомию» микрофонов, и, надеемся, вам теперь будет легче определиться с выбором. Стоит помнить лишь несколько вещей:

  • Не бывает идеального микрофона, который бы подошел всем. Микрофон стоит выбирать, отталкиваясь от всего, что было сказано выше, а также от расположения микрофона в пространстве, тембра и особенностей голоса (если микрофон покупается для работы с голосом), настроек вашей аппаратуры
  • Не нужно ставить микрофон слишком близко к источнику. Это лишь испортит звучание
  • Работая с несколькими микрофонами, старайтесь избегать высокой громкости источников. Также не следует использовать больше трех микрофонов для одного источника во избежание нежелательных фазовых эффектов.
  • Не думайте, что бренд изначально обозначает высокое качество. Не вся продукция одного и того же бренда может быть одинаково качественной.
  • Отталкивайтесь от ваших потребностей. Если вы берете микрофон для домашней озвучки роликов или для видеоблогинга, то не стоит тратить лишние деньги и покупать дорогой профессиональный микрофон.

Главное фото взято с сайта Depositphotos

Больше о музыке и звуке:

150+ полезных уроков для каждого музыканта

Как сделать свою комнату идеальной для работы со звуком

Теория музыки: как развить музыкальный слух

comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me


Смотрите также