Как снять нужный звук с гитарного кабинета? Микрофон кабинет


Запись электрогитары через кабинет • SameSound — сайт для музыкантов

Как произвести запись электрогитары через кабинет в домашних условиях.

Записать партию электрогитары, сыгранную через усилитель или кабинет, при помощи микрофона не так-то легко, как может показаться на первый взгляд. Недостаточно просто поставить динамический микрофон перед усилителем и нажать кнопку REC. Вот некоторые советы начинающим гитаристам и музыкантам, которые более полно раскроют этот вопрос.

Процесс звукозаписи любого инструмента полон хитростей и нюансов, лайфхаков, тонкостей и прочих элементов, которые стоит учесть. Что касается записи электрогитары, то здесь понадобится чуть больше, чем просто настроенный инструмент и готовая к трекингу DAW. Собираясь записывать электрогитару через кабинет, стоит хорошенько подумать о расположении микрофона, который будет снимать звучание инструмента.

Простая установка динамического микрофона перед усилителем или кабинетом, скорее всего, превратит записанную партию гитары в бубнящее месиво, а не лучший гитарный саунд на всей планете. Как и в любом деле, здесь есть несколько простых правил, которые стоит соблюдать, чтобы добиться успеха. Согласитесь, лучше потратить лишнее время на правильную подготовку к записи, чем постоянно переписывать электрогитару.

Размер имеет значение

Прежде чем начинать запись электрогитары через кабинет, определитесь с размером усилителя. Стена из усилителей формата 4×12 идеально подойдет для живого выступления, но лучший студийный гитарный саунд можно получить и при помощи небольших устройств.

Небольшие усилители и кабинеты лучше приспособлены для работы в студии: у них меньше нижнего низа, они лучше ложатся в общий микс, а также имеют всего один спикер, так что мы всегда знаем, откуда исходит звук. Усилители и кабинеты с несколькими динамиками потребуют больше времени на определение позиции микрофона, ведь в зависимости от желаемого результата положения установки могут быть совершенно разные.

Наконец, небольшой 5-ваттный комбик легче подстроить под желаемый звук, нежели брутальную 100-ваттную голову Mesa/Boogie.

Экспериментирование с микрофоном

Для начала стоит понять, какое положение в пространстве займет гитарный кабинет или усилитель. Что требуется получить от саунда электрогитары? Может быть, стоит убрать усилитель подальше от углов комнаты ради более чистого саунда? А может стоит отнести его в ванную комнату, где звук будет несколько атмосфернее? Шутки шутками, но небольшие сдвиги усилителя в пространстве дают разный эффект. Стоит послушать звучание усилителя в разных положениях, поднять его с пола, установить под небольшим (или большим) углом — все это влияет на тембральную окраску конечного звука.

Для получения более естественного звука гитары без примесей комнаты стоит расположить микрофон ближе к усилителю. Увеличение расстояния между усилителем и микрофоном приведет к тому, что звук станет более атмосферным: микрофон начнет снимать отзвук комнаты, в которой происходит запись.

Использование двух микрофонов позволит получить два разных саунда гитары, что отлично подойдет для ситуаций, когда запись ведется через кабинет с несколькими динамиками. Правда, стоит быть более осторожным с возможным возникновением фазовых помех: стоит расположить микрофоны на одинаковом расстоянии от усилителя, чтобы звучание было максимально полным и качественным.

Запись через кабинет

Рассмотрим по порядку, как происходит запись электрогитары через кабинет при помощи микрофона.

Первым делом, потратьте немного времени на перемещение усилителя в пространстве, отмечайте все изменения произведенные вами, ищите именно тот саунд, который вам нужен. Затем обратите внимание на динамик самого усилителя и найдите его точное расположение. Если на кабинете или усилителе имеется защитная решетка перед динамиком, то воспользуйтесь фонариком, чтобы понять, в каком месте установлен спикер.

Запись электрогитары через кабинет обычно ассоциируются с установкой микрофона на максимально близком расстоянии, так что стоит помнить, что даже малейшее изменение расстояния между микрофоном и усилителем повлияет на конечный звук. Обязательно используйте микрофонную стойку во время записи. Для начала стоит расположить микрофон на расстоянии 1-3 сантиметра от защитной решетки (гриля) таким образом, чтобы микрофон находился между центром и краями динамика. Установка микрофона прямо перед центром динамика даст более яркий звук, а смещение его в сторону краев динамика будет понижать яркость звучания. Чем дальше микрофон расположен от динамика, тем атмосфернее будет звучание гитары благодаря звучанию самого помещения.

Когда желаемый тембр звука электрогитары будет найден, стоит попробовать записать пару-тройку черновых дублей. Разные дубли следует записывать с разными положениями микрофона, а все изменения где-либо отмечать, чтобы не забыть необходимые настройки. Помните, что звучание электрогитары должно идеально вписываться в общий микс. Кстати говоря, когда идеальное расположение микрофона будет найдено, сделайте пометку на усилителе при помощи клейкой ленты — так будет легче найти идеальное положение микрофона около динамика в случаях, если запись необходимо будет продолжить в другой раз.

В любом случае, если воссоздать полученный ранее гитарный звук не получается, не стоит паниковать. Самое важное, что мы хотим донести до всех, давая советы начинающим гитаристам и музыкантам, заключается в том, что все инструменты должны идеально вписываться в микс. Не переживайте, ведь хорошо звучащая сама по себе гитара может не вписываться в общий микс.

Если запись электрогитары через кабинет не принесла удовлетворения, а звук кажется крайне плохим, стоит попробовать прибегнуть к реампингу при помощи специального оборудования (см. Как сделать реампинг гитары дома). К примеру, подойдет Radial ProRMP или Behringer DI400P. Не забывайте, что намного важнее записать динамику и драйв исполнения, а не «отношения» между гитарой и усилителем в одной комнате.

Динамические микрофоны для записи электрогитары через кабинет

Для записи электрогитары через кабинет или усилитель совсем не обязательно покупать дорогостоящие микрофоны. На рынке представлено огромное количество высококлассных моделей, ставших настоящим стандартом качества в индустрии, по приемлемой цене. На нашем сайте есть большой материал о микрофонах для записи — основной упор там сделан на вокальные микрофоны, но есть и те модели, которые отлично подойдут для записи инструментов.

Shure SM57

Цена: от $124

Настоящий стандарт в индустрии звукозаписи во всем мире. Shure SM57 может использоваться для решения множества задач, но лучшим применением для него, благодаря широкой направленности, станет звукозапись гитары. Только будьте осторожны, если надумаете покупать данную модель с рук — в интернете крайне много подделок, особенно на зарубежных сайтах.

Sontronics Halo

Цена: от $179

Этот микрофон, выполненный в ретро-стиле, был специально спроектирован для записи электрогитары через кабинеты и усилители. Используется многими музыкантами, обладает дружелюбными для гитары характеристиками, хорошей отзывчивостью к эквализации.

Audix I5

Цена: от $150

С точки зрения качества и удобства пользования, микрофон Audix I5 очень схож с Shure SM57, но есть и качественные отличия. Модель I5 была спроектирована таким образом, чтобы средние частоты звучали максимально ровно, в то время как частоты в районе нижнего низа и верхней середины имеют, как заверяет производитель, «качественное пре-эквализованное студийное звучание».

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Запинить

samesound.ru

Как снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: Основы / studio / Jablog.Ru

Помнится, когда-то давно меня просили найти инфу по снятию звука с гитарного кабинета микрофоном. Т.к. я сам в этом деле далеко не спец, да и подходящей статьи нигде не было, то я по этому поводу ничего и не публиковал. Но вот, наконец, попалась, как мне кажется, неплохая статья на эту тему. Предлагаю ее вашему вниманию.
Как снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: Основы

Звукозапись жестока. Запись вокала трудна. Снятия фортепиано или акустических гитар – это кропотливая работа. Но запись электрогитар проста, если выучить основные правила.

В этом посте мы рассмотрим на простейшем способе записи звука с гитарного усилителя – установки одного микрофона прямо перед гитарным динамиком кабинета. В следующих постах мы рассмотрим более хитры вещи: запись с нескольких микрофоноф, нестандартные позиции микрофона, усилители в душевых кабинах и алюминиевых баках для мусора. Все эти способы хорошо, но вам не нужны все эти тайные знания, чтобы записать отличный электрогитарный звук. Вам даже не нужен какой-то особенный микрофон, т.к. куча отличных треков было записано со скромным Shure SM57.

На самом деле, если гитара, усилитель и получившейся звук хороши, то его довольно сложно испортить. По существу, вам придется решить две вещи: какой микрофон использовать и куда его поставить. Мы рассмотрим эти вещи в обратном порядке.

Давайте поговорим о положении микрофона. Если вы направите микрофон прямо в цент громкоговорителя, то вы получите самый яркий и четкий звук. По мере того, как вы будете сдвигать микрофон к краю динамика, звук будет становиться более мягким и рассеянным. Расстояния до громкоговорителя тоже имеет значение. Если микрофон очень близко – вплотную к ткани или решетке на кабинете или в нескольких сантиметров от них, то вы получите дополнительный басовый удар, точно так же получается, когда вы слишком близко подносите к лицу вокальный микрофон. (Технический термин — «эффект приближения»). Вот основная идея в форме диаграммы.

На картинке показаны шесть положения микрофоноа перед комбо с динамикаом 1х12” (Микрофон AKG 413 – честный конденсаторный high-end).

А вот запись со всех 6-ти позиций.

Как вы можете заметить, сдвиг микрофона на несколько сантиметров может оказать значительное влияние на звук. Это такой вот естественный EQ. Нужен яркий звук? Придвиньте мик к центру динамика. Слишком много басов? Отодвиньте микрофон сантиметров на 10-15 от кабинета. Если вы будете корректировать звук, путем сдвига микрофона, то конечный результат почти всегда будет более музыкальным и натурально звучаещем, чем при использовании пост-обработки эквалайзером.

Выбор микрофона еще более важен. (Реальная история. Однажды я брал интервью у великого продюсера Даниэля Ланоса (Daniel Lanois) в его студии. Мы говорили на тему цифра vs аналог, и в одном месте он просто пожал плечами. «Знаешь что?», — сказал он и показал на два соседних микрофона. «Различие между этими двумя миками в 100 раз более значимое, между аналогом и цифрой».)

Когда придет время снимать звук с гитарных кабинетов, следует учесть, что конденсаторные микрофоны, как AKG-414, продемонстрированный выше, более сбалансированные, с ровным откликом, в то же время они иногда несколько теряют в передаче индивидуальности и четкости. Динамические микрофоны, такие как упоминавшийся выше Shure SM57, звучат ярко и четко, но иногда звук кажется тонким и ломким. Ленточный (электродинамические микрофоны ленточного типа), такие как популярный Royar R-121, звучат глубоко и тепло, но испытывают недостаток в плотности высоких частот.

Давайте послушаем недорогой Shure SM57 в тех же шести позициях. Мы столкнемся с теми же относительными различиями в звуке, которые были и у AKG-414, но все примеры с Shure SM57 будут звучать ярче и четче, из-за природы самого микрофона.

Наконец, давайте проверим Royer R-121, микрофон ленточного типа, который стал безумно популярным для записи электрогитар в последние десять лет или около того. Это самый теплый микрофон из всех трех, с большим количеством полных и жирных низов.

Несколько подсказок:

• Некоторые микрофоны, например AKG-314, которые мы уже слышали имеют переключаемые диаграммы направленности, в то время, как у остальных (Shure SM57 и Royer R-121) диаграмма направленности строго фиксирована. Если упростить, то диаграмма направленности показывает угол, в котором микрофон «слушает» только то, что перед ним и степень снятия звука с других направлений. Shure SM57 «слушает» только то, что находится строго перед ним, что обуславливает его острый и резкий звук. Royar R-121 «слушает» и спереди и сзади, поэтому он снимает и то, что отражется от пола и стен. Это смягчает звук и дает немного объема – вы слышите больше комнаты. На AKG-414 можно выбрать одну из 4-х диаграмм направленности. (Для демо я использовал «восьмерку», точно такую же диаграмму, как на Royer R-121).

• Если на в кабинете несколько динамиков, то один из них может звучать лучше остальных, поэтому запишите пример с каждого и сравните.

• Громкоговоритель может быть не точно там, где вы думаете. Если вы не можете разглядеть центр и края динамика через решетку и ткань, посветите фонариком через нее. Вы можете ответить размеры на кусочке малярного скотча.

• Иногда прикольно снимать звук с нескольких динамиков, но вам не нужно этого делать, чтобы снять окрас звука кабинета с несколькими динамиками. Один мик у одного громкоговорителя будет немного «слышать» и другие динамики, что подкрасит звук. Другими словами, даже при использовании одного микрофона кабинет 1x12” будет звучать не так, как 4x12”.

Запомните, что как микрофон, так и его положение можно менять. Для демо я использовал бриджевый звукосниматель на страте с хамбекером, о котором я писал тут. Его яркий чистый тон, как по мне, с Shure SM57 звучит слишком тонко и ярко. С другой стороны, если бы это был жирный, компрессированный, искаженный звук, яркость Shure SM57 могла бы быть в самый раз. Если есть сомнения, выбирайте мик и его позицию таким образом, чтобы сбалансировать звук гитары, которую вы записываете. Может, есть еще эксперты по записи? Или кто-то знает интересные и полезные фишки? Пишем в камменты.

Автор: Joe Gore Опубликовано на tonefiend.com Перевод: CraSS

jablog.ru

Как снять нужный звук с гитарного кабинета? / studio / Jablog.Ru

Тут на premierguitar.com появился небольшой, но довольно наглядный туториал, где показано, как и чем снимать звук с гитарных комбиков и кабинетов. Чем один микрофон отличается от другого и как влияет положение микрофона на конечный звук.

Конечно, профи в этом ничего ценного для себя не найдут, но простые парни могут узнают для себя: что? зачем? и почему? Смотрим.

Причет, я Брайн Кларк. Я гитарист и продюсер из Нэшвила. И сегодня я хочу показать несколько разных способов снятия звуками микрофонами.

Для начала спросим себя, что же такое отличный гитарный звук? На этот вопрос нет однозначного ответа, т.к. это абсолютно субъективный параметр. Кому нравится Ван Хален, а кому-то Стив Вай.

Сегодня же поговорим том, как снять именно тот звук, который вы хотите получить на записи.

Пара слов об акустике. Человеческое ухо может слышать в диапазоне частот примерно от 20 Гц до 20 кГц. И в этом диапазоне частот звук может быть, как очень направленным, словно лазерный луч, так всенаправленным. Помните об этом, когда мы будет говорить про технику снятия звука с пространством немного позже.

На самом деле, все эти способы снятия звука — не истина в последней инстанции. Этих способов существуем бесконечное количество. Все зависит от того, какой результат вы хотите получить и ограничено вашим воображением и креативностью. Но сегодня мы будет говорить по способы, которые успешно используются очень и очень многими музыкантами и звукорежиссерами, как минимум последние 50 лет.

Первое, о чем мы поговорим – это то, что я называю «снятие звука вплотную». Как вы видите у нас тут кабинет Marshall 4x10” и микрофон Shure SM57 придвинутый вплотную к кабинету в выставленный точно в центр громкоговорителя. С этого мы и начнем.

Что можно ожидать от такого способа снятия? Звук будет довольно выском и резким. Атака медиатором будет отчетливо слышна. Звук будет такой, «бумажный», что ли. Песочный. И если вы ищите именно такой звук, то это лучший способ его получить. [играет 2.08]

Теперь мы передвинем микрофон от центра динамика. И чтобы понять где там этот центр и куда нужно двигать мик, мы воспользуемся фонариком. Теперь мы отодвинули мик от центра примерно на 1,5 дюйма (1 дюйм = 2,54 см). Что мы можем ожидать от такой конфигурации? Звук будет более теплый, и этот песочный призвук в высоких частотах будет менее выражен. Звук будет более мягкий. [играет 3.00]

Мы можем продолжать использовать SM57 и для других примеров, но для разнообразия, возьмем другие микрофоны.

Напомню, что существует три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные. Shure SM57 – это динамический микрофон, так же как Electro-Voice RE20 и Sennheiser MD 421. Это три самых распространенных динамических микрофона, которые использует, чтобы снимать звук с гитарных кабинетов.

Следующая категория микрофоном – это конденсаторные мики с большой диафрагамой. Наиболее известные примеры – Neumann U 67, Neumann U 47 и AKG C414. Эти микрофоны хороши для получения мягких ВЧ и более басового звука и они обеспечивают снятие более полного спектра частот. И именно это мы используем в нашем следующем примере.

Тут у нас мик типа Neumann U 47 (Peluso P47LE), расположенный по центру VOX AC-15 с одним 12 дюймовым динамиком. Играть же будем на Telecaster. [играет 4.20]

Сейчас же, снова сдвинем мик на 1,5 дюйма вбок от центра динамика. [играет 4.44]

Последняя категория микрофонов – это ленточные микрофоны. Они ценятся за свою теплоту, гладкость и мягкость по всему спектру частот. Классические модели ленточных микрофонов – это Coleos 4038, Beyerdynamic M 160, Royer R-121. Такие мики, обычно, довольно дорогие, они не любят фантомного питания, поэтому нужно быть осторожными при использовании таких миков. Такие микрофоны могут работать с очень высокими уровнями громокстей.

Тут у нас ленточный микрофон (Cloud JRC-34), расположенный на расстоянии примерно 75 см от 2x10 Fender Vibrolux. При работе с ленточными микрофонами, следует учитывать, что у них диаграмма направленности в виде цифры «8». Это значит, что они снимают звук, как спереди, так и сзади от себя с одинаковым коэффициентом усиления. Так что в итоге мы получим звук большим влиянием акустики помещения. И это важно, если вы хотите захватить в звук больше пространства. [играет 6.17]

Теперь я отодвину микрофон еще дальше. Примерно на 1 метр. Так мы получим с еще большим влиянием помещения. [играет 6.45]

Теперь давайте поговорим про снятие звука несколькими микрофонами. Если вы хотите добиться в вашем гитарном треке разнообразного звучания, то это то, что нужно. Тут у нас довольно распространенный способ, когда ставят один мик перед кабинетом, а второй – сзади кабинета, особенно если это комбик с закрытым задом.

Если же у вас есть кабинет с несколькими динамиками, до можно поставить один мик к одному динамику, а второй – к другому, а потом смешать эти дорожки.

Тут у нас старый Ampeg с одним динамиком на 12 дюймов. Сзади комбика стоит ленточный мик (Cloud JRS-34), а спереди Shure SM57, слегка смещенный из центра динамика. Сначала послушаем каждый мик в отдельности, а потом смешаем звук от них.

Если вы снимаете звук двумя микрофонами, то нужно обязательно помнить про фазу сигнала. Для правильной фазировки, вы можете использовать переключатель фазы, как на самом мике, премпе или даже уже внутри DAW.

Если фазировка сигналов будет не правильная, то гитара будет звучать очень плоско и серединисто. [играет 8.21]

Таким образом, мы сегодня с вам рассмотрели 3 различных типа микрофонов и 4 разных варианта снятия звука. Конденсаторный мик – Shure SM57, конденсаторными мик с большой диафрагмой — Peluso P47LE, и ленточный микрофон — Cloud JRS-34. Множество возможностей и вариаций, разный ценовой диапазон миков. Так что чувствуйте свободно с теми микрофонами, которые у вас есть и экспериментируйте, чтобы получить нужный вам звук.

[premierguitar.com]

jablog.ru

Шоу-Мастер: Секреты записи электрогитары. Реампинг

Дмитрий Малолетов

Данная статья адресована прежде всего гитаристам, а также звукорежиссерам, продюсерам, всем специалистам, которые ставят перед собой цель получить качественную студийную запись электрогитары. Казалось бы, эта тема хорошо изучена. Современные технологии, программное обеспечение позволяют записать гитару даже не выходя из дома, и многие гитаристы давно забыли дорогу в профессиональные студии, предпочитая всю работу выполнять на своем высокотехнологичном оборудовании. Ведь в комфортных условиях гитарист более раскован, полностью сосредоточен на творчестве, на него не давит строгая атмосфера студии (и ее цена за аренду). Тем не менее ставшая доступной домашняя звукозапись хоть и позволяет делать с гитарой «чудеса», все же многих требовательных специалистов удовлетворить полностью не может. Не секрет, что лучший звук электрогитары, как ни крути, получается при игре через качественный гитарный усилитель и на записи (да и на концерте) наиболее живой звук гитары получается только при снятии его микрофоном с кабинета (динамиков). Такая запись, выполненная по старинке, передает все нюансы игры, динамические оттенки, а главное, акустический звук, живой, приятный на слух, который не дает быстрого пресыщения и надоедания. И как ни старайся смоделировать живой ламповый гитарный звук, в лучшем случае получается некий приближенный вариант. И в серьезных музыкальных проектах, где борьба идет за нюансы, идти на компромиссы готовы далеко не все. Конечно, традиционная запись гитары через усилитель/кабинет/микрофон требует больших материальных затрат. Трудно посчитать сколько надо вложить средств, чтобы приобрести качественный ламповый усилитель, кабинет с соответствующими динамиками, иметь профессиональные студийного уровня микрофоны. И одним усилителем в студийной работе не отделаешься. Разные гитарные партии требуют и подбора разных устройств. Приличный комплекс такого оборудования могут позволить себе только профессиональные студии звукозаписи. Но это еще не все проблемы! Главной головной болью при записи гитары посредством микрофонов в домашних студиях является ее большая громкость звучания, которая сводит на нет все усилия в этом направлении. Очевидно, что для такой записи нужно соответствующее помещение. Исходя из этого, приходится делать выбор – или идти на компромисс (запись в линию, при помощи гитарных процессоров или программных эмуляторов) или выполнять запись в студии, где есть возможность разогнать усилители на всю катушку. Как же сохранить комфортную музыкальную работу и при этом на выходе получить студийный звук с использованием целого парка разных усилителей и другого гитарного оборудования?

Такой способ есть. Именно для решения этих задач (а также еще массы сопутствующих) в гитарной среде получила распространение интересная, во многом прогрессивная система записи электрогитары – реампинг, которая открывает невиданные перспективы как в творческом, так и в техническом плане! Технология реампинга заключается в перезаписи ранее записанной партии. Применялся данный метод уже давно, со времен появления многоканальной звукозаписи. Но сейчас при доступности качественного современного оборудования реампинг получает новый импульс, меняя методы и подходы к записи инструментов. Главное преимущество реампинга при несущественной потере звука, которую порой трудно определить на слух, музыкант и звукорежиссер получает большое удобство в работе.

Если кратко описать процесс реампинга, то он состоит из двух фаз. В первой фазе гитарист записывает сухой гитарный сигнал, который получил название DI (Direct Input). Наиболее эффективно это делать при помощи качественного аудиоинтерфейса, имеющего гитарный (Hi Z) вход. Гитара просто коммутируется с этим входом без использования каких-либо педалей, процессоров и т.д. Цель – записать вот этот самый исходный звук гитары, который в обычной игре попадает на вход при включении гитары в усилитель. Второй этап – это непосредственно реампинг, перезапись. Записанный гитарный сигнал (DI) с выхода аудиоинтерфейса подается на вход гитарного усилителя, далее на кабинет, и снимается звук микрофоном. И этот пропущенный через цепь гитарного оборудования звук записывается уже как окончательный. То есть происходит две записи: на первой музыкант играет партию, решая творческую задачу (в любом комфортном для него месте), на второй происходит перезапись гитарного сигнала, пропущенного через различное оборудование (усилители, кабинеты, микрофоны). На втором этапе решаются чисто технические вопросы уже в профессиональной студии. Что же это дает?

В творческом плане для гитариста реампинг здорово облегчает жизнь! Он может выполнять запись гитары в любых «походных» условиях при самом минимальном оборудовании. Для этого ему нужна только гитара, мобильный аудиоинтерфейс и ноутбук с программой аудиозаписи. Для записи гитары, т.е. DI–сигнала этого уже достаточно! Стоит обратить внимание – все записанные треки, которые выполнены в процессе работы, могут войди в конечный микс. Они уже не рассматриваются как черновики, наброски, которые потом надо будет все равно переписывать! Гитарист на уровне черновой работы над материалом сразу создает конкретные гитарные партии, которые затем только пройдут через процедуру реампинга, «прогонку» записанной партии через студийное оборудование. Подчеркнем – в студии не надо заново переписывать все партии. Дело тут конечно, не только в экономии времени, хотя это немаловажно. Записать заново партии точно не всегда возможно, так как достаточно трудно бывает в студии попасть в настроение или исполнить какой-то пассаж, получившийся ранее от случайного спонтанного движения или интервального сочетания. Ведь запись – это пойманное состояние, сиюминутная эмоция. Не факт, что даже хорошо выученная партия будет сыграна в студии с той же подачей, что та, которая сделана на «черновике» в демозаписи. Не редки случаи, когда демозаписи, сыгранные спонтанно, звучат более ярко, чем их студийные выверенные «чистовики». И причина именно в этом.

Огромный плюс записи с дальнейшим реампингом еще и в том, что гитарист в процессе работы над музыкальным материалом никому не мешает (он может это делать тихо, в наушниках) и ему никто не мешает посторонними шумами, которые могут испортить запись с микрофонов в необорудованном помещении. Таким образом, реампинг гитаристу дает столько плюсов, что минусы на этом фоне воспринимаются как несущественные.

В техническом плане реампинг также дает много положительных моментов. Ведь гитарный звук, записанный в студии традиционным способом, уже никак не переделаешь. Поменять усилитель и вместе с ним характер звука уже точно не получится! Перед записью, делая ее по старинке, звучание гитары надо изначально представлять в миксе и готовить его при помощи соответствующих средств разных моделей усилителей, кабинетов, микрофонов). При реампинге звукорежиссер и продюсер может выполнять сколько угодно дублей уже готовой партии, «пропуская» сигнал через разные усилители, меняя модели микрофонов и их расположение. Уже на стадии сведения, имея такой арсенал партий, специалисты могут экспериментировать с гитарным звуком, используя имеющиеся треки. Плюс к этому в определённых пропорциях можно подмешивать в микс и сам DI-сигнал, отработав его плагинами, эффектами, соединяя тем самым разные треки в единую звуковую ткань. Словом, в технической части реампинг дает неограниченные возможности для поисков и экспериментов гитарного звука. И в настоящее время в серьезных студиях практически всегда помимо звука с усилителя записывают еще и гитарный DI-сигнал (напрямую через DI Box) для возможности дальнейшего реампинга. Таким образом, реампинг в наши дни используется не только как удобство для гитариста. Данная технология в неменьшей степени необходима звукорежиссерам и продюсерам, которые имеют в арсенале мощный инструмент для получения необходимого гитарного звука. Теперь перейдем к рассмотрению самого процесса выполнения реампинга при записи гитары.

Запись DI-сигнала

Как уже отмечалось, для выполнения записи DI-сигнала необходимо иметь аудиоинтерфес (с гитарным входом) и компьютер (ноутбук) с программой многоканальной аудиозаписи. Некоторые гитаристы пишут гитару через качественный выносной преамп в линейный вход звуковой карты. Суть от этого не меняется. Главное – необходимо записать сухой, ничем необработанный звук, который пойдет потом на усилитель. Поэтому при записи DI-сигнала нецелесообразно использовать какие-то процессоры, педали эффектов, если это не входит изначально в художественную задумку. Использовать педали при необходимости можно уже потом, при непосредственном реампинге, включив их в цепь. Запись DI-трека – ответственная процедура, так как треки с дефектами (например, имеющие искажения от неправильно выставленного входного уровня) на этапе перезаписи уже не выправишь. Усилитель, наоборот, усугубит плохое звучание некачественных партий. На этапе записи DI-трека стоит обратить внимание на одну тонкость. Гитаристу нужна отдача при игре. Исполнять, например, на чистом звуке партию, которая должна быть на перегрузе, гитарист не может, так как у него нет адекватного контроля звукоизвлечения и выполнения некоторых технических приемов. Поэтому на трек записи обычно временно «вешают» плагин – эмулятор гитарного усилителя, то есть виртуально создается звук, близкий к нужному звучанию. Это позволяет гитаристу играть с характером данной партии. В студии для контроля игры можно использовать и настоящий усилитель. Гитара подключается к сплиттеру (директ-боксу), и два выхода коммутируются: один – в усилитель для комфортной игры и мониторинга и второй – для записи сигнала DI для последующего реампинга. Современные средства позволяют делать сколько угодно треков и дублей. Вы можете в любой момент сохранить сессию со всеми ранее записанными материалами и вернуться к ней позже. С DI-треками легко выполнять редактирование (например, ювелирные врезки). После того, как гитарные партии будут окончательно готовы, можно переходить ко второй части процесса.

Перезапись. Реампинг

Удобство данной технологии заключается в том, что выполнение реампинга не требует присутствия музыканта. Теперь достаточно послать DI-треки в студию (соблюдая стандарты, например, 24 бит/48 кГц) по электронной почте. Музыкант, если он выступает как заказчик, может заранее узнать об оборудовании студии, о наличии уникальных усилителей, кабинетов, микрофонов и обсудить все детали конечного результата. И уже через несколько часов получить записанные готовые треки. Сейчас многие студии, имеющие в наличии уникальное и очень дорогое оборудование, как в России, так и за рубежом, специализируются на реампинге. И при этом цены на выполнение работ минимальные, если учесть, что музыканту не надо приобретать целые горы дорогостоящего оборудования и проводить в студии много времени. Что касается технической части, то процесс перезаписи, конечно, требует опыта и определенных знаний. В данной технологии есть тонкости, и главной из них является решение вопроса как согласовать записанный DI-сигнал, идущий с выхода аудиоинтерфейса, с входом гитарного усилителя. Как вы понимаете, на вход усилителя подается звук уже не музыкального инструмента, для которого предназначен вход. Для решения этой проблемы может использоваться специальное устройство Reamper, цель которого – согласовать входные/выходные сопротивления. Но лично мой опыт показывает, что без реампера вполне можно обойтись. Надо экспериментальным путем подобрать уровень громкости выходного сигнала (как у обычной электрогитары), так как в противном случае ламповый усилитель будет давать неадекватные уровни гейна. Особенно тонко к вопросам уровня требуется подходить, когда необходимо получить чистый звук с легким кранчем (небольшим ламповым перегрузом). В таких партиях музыкант при игре опирается на отдачу усилителя, лучше сказать, на весь гитарный сетап (педали/услитель/кабинет), он и определяет контроль над звукоизвлечением. При реапинге бывает трудно подобрать точный ламповый гейн, соответствующий записанному на виртуальном усилителе. В этом смысле реампинг имеет недостаток, хотя он проявляется в основном на кранч-звуках. Иногда при коммутации, при соединении звукозаписывающего оборудования с гитарным усилителем возникают шумы. В основном это происходит от незаземленных сетей. (Временно бороться с сетевыми шумами помогает простой способ. Надо изолировать контакт «земля» на розетке усилителя и аудиоинтерфейса.) Поэтому для выполнения реампинга надо позаботиться о хорошей помехозащищённости электропитания студийного помещения. Итак, перейдем от теории к практике.

После того, как готовы гитарные DI-треки разных партий (например, соло, аккомпанирующие партии, ритмические мьюты и т.д.), они импортируются в сессию программы звукозаписи (типа Logic, Pro Tools, Cubase). Далее партия DI назначается на выход аудиоинтерфейса. С этого выхода сигнал поступает на реампер (или без него), далее на вход гитарного усилителя. Как было сказано выше, надо установить входной уровень DI-сигнала максимально приближенным к выходному уровню электрогитары. Далее на гитарном усилителе выставляется уровень гейна, выполняется требуемая эквализация и другие параметры. Перед усилителем, если это необходимо, можно подключить педали, например, овердрайв для «раскачки» лампового тракта. То есть коммутируется оборудование, как при подключении обычной гитары. Понятно, что оно настраивается исходя из творческих задач конкретной гитарной партии. После того, как звук на усилителе будет «нарулен», устанавливаются микрофоны. От положения микрофонов зависит очень многое. (По этой теме есть отдельные учебные материалы.) Обычно звук с гитарного кабинета снимают двумя микрофонами – динамическим и конденсаторным. Запись идет на два канала. Но в нашем случае, при реампинге, мы можем производить сколь угодно многократную перезапись одной партии и использовать разные микрофоны, разные усилители, разные кабинеты. В этом огромное преимущество реампинга! Далее микрофоны идут на преампы или на входы интерфейса, назначаются входы на запись, устанавливаются уровни. И все… Можно выполнять запись. При этом воспроизводится DI-сигнал, а на другие треки данная партия записывается, проходя через цепь оборудования. Таким образом, поочередно происходит перезапись каждой отдельной партии. Естественно, исходя из задач, каждая партия отстраивается со своими значениями гейна, эквализации, положения микрофонов и т.д. Подбираются и соответствующие модели усилителей /кабинетов/микрофонов.

Записанные таким образом треки сохраняются (посылаются клиенту), и они готовы для дальнейшей работы на этапе сведения музыкального материала.

Итак, в данной статье мы в обзорной форме рассмотрели технологию записи электрогитары, которая получила название «реампинг». При внимательном анализе, гитарист, звукорежиссер, продюсер могут получить в свое распоряжение множество интересных технических находок. Во-первых, реампинг может применяться не только для записи электрогитары. Любой электроинструмент может быть перезаписан по такой же методике с некоторыми специфическими нюансами. Это может быть и бас-гитара, которой акустический кабинет дает глубину и особые свойства, и электроорган, для получения рок-органа, включенного в гитарный усилитель (как это делали на записи в 70-х). По сути, любые партии (синтезаторов, семплеров) могут быть пропущены через гитарные усилители и записаны микрофонами для получения характерного акустического колорита. Для музыканта это важно тем, что ему теперь не имеет смысла собирать оборудование (хотя многие это делают «из любви к искусству», без рационального умысла). Можно сосредоточиться исключительно на творчестве, на музыкальной составляющей. Реампинг не привязан к месту, запись DI-треков можно делать практически где угодно – дома, на даче, в отеле и даже в купе поезда. Так как непосредственная работа со звуком происходит на втором этапе, все студийное оборудование музыканта помещается в кейс его гитары! Для продюсеров и звукорежиссеров данная технология тоже дает огромные плюсы. На студии люди работают только со звуком, музыкальные вопросы уже решены до этого. Остается подобрать аппараты, отстроить параметры и записать («прогнать») готовые партии.

Но, конечно, у реампинга есть и недостатки. Во-первых, каковы бы ни были качественные АЦП интерфейса при записи, все равно звук DI-гитары имеет еле заметный колорит. Усилитель хоть и скрывает этот призвук, но он все же присутствует. Во-вторых, играть на запись по старинке через усилитель все равно приятнее. Есть проблема и чисто музыкальная. Запись в лайве, в реал-тайме, когда музыканты играют группой и музыка рождается от их совместного эмоционального резонанса, зачастую выигрывает по сравнению с четко выверенными отредактированными мультитрековыми партиями. Технологии в некоторых стилях музыки могут принести не столько пользы, сколько вреда.

Поэтому хотя реампинг серьезно облегчает жизнь музыкантов и звукорежиссеров, в техническом плане он не может рассматриваться как единственное решение при записи инструментов. Каждый специалист, работающий в этой области, должен найти свои методы работы, где данная технология, без сомнения, может занять свое место.

24 января в 15:21 Мастер-класс 4 2013 (75)

www.show-master.ru


Смотрите также