Методические рекомендации "Работа с микрофоном". Метод микрофон


Методы обучения: традиции и новации - Педагогика

Важное место в современной вариативности общеобразовательной школе занимает проблема обновления методов обучения. Как и другие дидактические категории, они не являются неизменными и постоянно совершенствуются, обогащаются но овыми содержанием, обновляются. Поиски новых методов обучения обусловлены рядом факторов, среди которых доминируют такиеі:

1. Коренное изменение целей образования. Сейчас выпускнику любого среднего учебного заведения нужны не только знания, но и способность адаптироваться к социальным условиям, которые постоянно меняются, в частности в инф формационном пространстве. Такая способность, с одной стороны, обеспечивается широкой компьютеризацией, а с другой - предполагает высокое развитие творческого потенциала человекини.

2 важных качествами личности становятся осведомленность и приспособленность к реальной жизни. Отсюда возникает, в частности, потребность развивать в учениках самостоятельность, инициативу, предприимчивость, чувство вл областным достоинства и ответственности. Развития и воспитанию этих качеств у ученика и должны способствовать методах обученияння.

3. Новое социальный заказ делает необходимыми культурное и духовное. Рост граждан, способствует их гармоничному развитию. Это достигается за существование разнообразных учебно-воспитательных учреждений. Ответить отно в. Закон Украины"Об общем среднем образовании"имеют право на существование и частные, и авторские, и кооперативные школы. Все они по некоторой автономии обеспечивают достижение общегосударственного ров ния образованийвіти.

4. В основу построения современного образования и обучения положен личностно-ориентированный подход, в противоположность авторитарному обучению создает условия, при которых ученик становится субъектом процесса обучения. В этом в случае меняются как функции учителя, так и функции ученика. Учитель является не только источником нужной информации, но и руководителем деятельности ученика, направленной на получение знаний. Учитель выбирает рациональный шл ях методического представления учебного материала, предоставляет ученику помощь, сохраняя максимально его самостоятельность. Субъективная деятельность ученика включает три взаимосвязанных процесса: усвоение информации; к свиду репродуктивной и творческой деятельности, совершенствование психических функций (развитие) и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру и соответствующей модели поведения. Учебно-воспитательный процесс грунта туеться на единстве и сбалансированности названных субпроцессов. В таком случае усвоения информации составляет его предметную основу, а развитие и воспитание обеспечиваются и прогнозируются через содержание информац ее, структуру учебной деятельности и методов обученияавчання.

5. Стратегия современного обучения определяется концепцией деятельностного подхода, основанного на идее развивающего обучения. Речь о том, что понятие"содержание образования"не ограничивает знания, а включает два основ вни компоненты: 1) информационный, усвоение которого дает выпускнику возможность ориентироваться в культуре (знания, умения и навыки трактуются здесь как объекты усвоения) 2) деятельностный, в процессе которого хо ется постоянная, активное взаимодействие ученика с предметом, знания, умения и навыки рассматриваются как средство деятельности, направленный на развитие личности. Согласно современным подходом к содержанию образования найоб грунтованишою, распространенной и практичной является четырехкомпонентной структура учебного содержания, предложенная. ИЯ. Лернером. Она включаетлючає:

в знания о природе, обществе, технике, человеке;

в знания о способах деятельности;

в опыт реализации способов деятельности, которые воплощаются вместе со знанием в умениях и навыках;

в опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к предмету деятельности, который проявляется в отношении к миру и представляет собой систему ценностей личности

Эта концепция содержания образования развита украинских дидактики AM. Алексюк,. ОИ. Вишневским,. СУ. Гончаренко,. ЮИ. Малеваным,. ОЯ. Савченко и другими и трансформируется в виде двух основных компонентов: информационного и деятельностного. Задача - обеспечить эти составляющие содержания образования соответствующими методами обучения навчання .

Информационный компонент содержания образования предполагает овладение учащимися необходимой информацией по основам наук. Информация является предметной основой обучения, развития и воспитания человека. Только благодаря усвоению инфо ормации человеческое познание может быть непрерывным, восходящим процессом время усвоения информации имеет смысл лишь тогда, когда оно перерастает в процесс научного познания, творческого преобразования мира и ду ховного роста личностисті.

Информационном компонента в современной школе предоставляется преобладающая роль. Однако, по исследованиям психологов (ОМ. Леонтьева,. ОЯПономарьова), перегрузка информацией подавляет интеллектуальную деятельность. УЧН ния, особенно творческую. Для самостоятельной творческой деятельности не хватает ни времени, ни сил. Историческим является назначение информации. Определенная ее часть подлежит основательному усвоению, что закрепляется в долговременной памяти, другая - в оперативной, т.е. предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Большое внимание уделяется ценностной ориентации ученика в информационном пространстве как фактору личностного отбора информации, способов презентации, дозирования и т.д.. Ученик должен овладеть умениями разбираться в информации (сортировать, прогнозировать) и получать ее как в процессе обучения, так и самостоятельно. Ответст дно необходимый комплекс методов и приемов, обеспечивающий овладение информационным компонентом содержания образованийісту освіти.

Деятельностный компонент содержания образования обусловлен необходимостью формирования деловой, творческой личности, а не интеллектуально инертной, социально пассивной, послушного существа. Различают четыре основных вида деятельности в процессе взаимодействия личности с окружающей средой: познавательную, преобразовательную, оценочную и коммуникативную. Аналогично и в процессе обучения выделяют четыре основные ведущие виды деятель ности - учебно-познавательную, преобразовательную-творческую, эмоционально-оценочную и коммуникативныену.

Учебно-познавательная деятельность связана с накоплением, восприятием, систематизацией, запоминанием учебной информации и овладением средствами деятельности. Осведомленность личности характер ктеризуеться трем категориям - знаниями, умениями и навыками.

для преобразовательных-творческой деятельности характерна установка на превращение внешней среды, на выработку умений и навыков творческого отношения к деятельности и готовность к решению новых п проблем соответствии с потребностями и целей человек что-то меняет в предмете, то есть трансформирует его в другое состояние. В обучении такой характер имеет самостоятельное выполнение письменных и устных заданий, проведении поисковых й работы по заданию учителя и личную решения учебных и жизненных проблем и т.д.о,

Эмоционально-оценочная деятельность предполагает приобретение опыта ориентации в социальной среде, то есть способности, что можно, а что нет; что полезно, а что вредно; где своей активности можно дать волю, а где пове естися сдержанно тощ.

Указанные компоненты содержания образования требуют обеспечения соответствующим комплексом методов обучения

Проблема методов обучения является одной из наиболее дискуссионных как в теоретическом, так и в практическом плане. Поэтому не случайно ей посвящено много исследований. Сейчас она требует дальнейшей разработки и переосм мышления согласно уточненных конкретных задач национальной школли.

Развитию теории методов обучения на разных этапах способствовало много факторов, среди которых самыми были:

в поиски оптимальных моделей обучения как основы новых технологий, в структуре которых доминирующими являются методы и приемы обучения;

в необходимости ограничивать консерватизм методов обучения в условиях обновления содержания образования, динамично меняется на каждом этапе развития и требует новых подходов к определению сущности и структура. Ури методов обучения, их классификации, которая способствовала бы оптимальному выбору эффективных способов достижения целей.

Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам сущности метода обучения показало, что существуют различные подходы прогрессивным подходом, по нашему мнению, является тот, согласно которому метод обучения ро озглядаеться как многомерное, много качественное явление. Именно этот подход, разработанный. АМАлексюком,. ЮКБабанським,. ВИБондарем,. ВФПаламарчуком, является самым как для ученых, так и для практических ра ников (См. лекцию"Методы обучения"навчання").

Выделение группы методов, формирующих опыт эмоционально-оценочной деятельности, предполагает воспитание у учащихся отношение к миру, деятельности, научных знаний, моральных норм, идеалов. И пока такое отношение не с сформировано, нельзя говорить о воспитанности. Единственным способом и условием усвоения эмоционального отношения, восприятие объекта как ценности являются переживания, способствует возникновению интереса к предмету, отдельного явления и погреба в деятельноститі.

Основными методами этой группы есть те, которые пробуждают активность и самостоятельность ученика, учат его выражать свои мысли. Это - активные и интерактивные методы

Итак, для того, чтобы эффективно функционировал учебно-воспитательный процесс в современной вариативности общеобразовательной школе, нужно реализовать все компоненты содержания образования через систему традиционных и а инновационных методов и средств обучения.

. Методы работы в малых группах

. Метод"Микрофон" предоставляет возможность каждому и каждой сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение или позицию

Правила проведения таковы:

в говорить имеет только тот или та, у кого"символический"микрофон,"

в ответ не комментируются и не оцениваются;

в когда кто-то высказывается, другие не могут говорить или выкрикивать с места

Правила работы в малых группах

Работа в малых группах позволяет приобрести навыки, которые необходимы человеку для общения и сотрудничества (сотрудничества)

После того как учитель объединил вас в малые группы и вы получили задание, ваша группа за короткое время (3 - 5 мин) должна выполнить эту задачу и объявить результаты работы своей группы

Предлагаем правила работы в малых группах, которые помогут вам организовать свою работу:

1. Быстро распределите роли в группе:

Спикер (руководитель группы):

в зачитывает задачи группы;

в организует порядок исполнения; в предлагает участникам группы высказаться по очереди;

в поощряет группу к работе;

в подводит итоги работы;

в с согласия всей группы определяет докладчика

Секретарь:

в ведет коротко и разборчиво записи результатов работы своей группы:

в качестве члена группы должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику

Наблюдатель (тайм-кипер):

в следит за временем;

в поощряет группу к работе

Докладчик:

в четко выражает мнение группы;

в докладывает о результатах работы группы

2 начинает высказываться сначала по желанию, а затем поочередно

3. Следуйте одного из правил активного слушания, главное не перебивайте друг друга '

4. Обсуждайте идеи, а не личности учащихся, выразили эту идею

5. Воздержитесь от оценок и оскорблений участников группы

6. Старайтесь в группе прийти к общему мнению, хотя в некоторых случаях в группе может быть особое мнение и оно имеет право на существование

"Мозговой штурм" - это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, побуждает участников проявлять свое воображение и творчество, который достигается путем свободного выражения мнений всех участников и участниц и доп помогает находить несколько решений по конкретному тем.

Учитель на уроке называет тему дискуссии и приглашает вас принять участие в ее обсуждении путем штурма, который организуется по следующим этапам:

1. Все участники"штурма"предлагают идеи по решению выдвинутой проблемы (идеи могут быть любыми, даже фантастическими)

2. Ученик или ученица записывает на доске все идеи, предлагаемые

3. Когда группа считает количество поданных идей достаточной, их представления прекращается

4. После того как почти все идеи собраны, они группируются, анализируются, развиваются группой

5. Выбираются те, что, по вашему мнению, помогут решить поставленную проблему

. Метод"Займи позицию" помогает вести дискуссию по спорной, противоречивой теме. Предоставляет возможность высказаться каждому и каждому продемонстрировать различные мнения по теме, обосновать свою позицию или перейти на другую позицию в любое время, если вас убедили, и назвать более убедительные аргументи.

Порядок проведения:

в учитель называет тему и предлагает вам высказать свое мнение по изучаемой теме;

в вам нужно стать у того плаката, который совпадает с вашей точкой зрения;

в подготовьтесь к обоснованию своей позиции, почему именно ее вы выбрали;

в если после обсуждения дискуссионного вопроса вы изменили точку зрения, можете перейти к другому плакату и объяснить причину своего перехода, а также назвать наиболее убедительную идею или аргумент противоположность жнои сторон.

. Метод"Обучая-учусь" предоставляет вам возможность принять участие в обучении и передачи своих знаний другим, в данном случае своим одноклассникам и одноклассницам во время урока. Ваша работа организовываться так:

в после того как учитель назвал тему и цель урока, раздал вам карточки с заданием, вам нужно ознакомиться с информацией, содержащейся на вашей карточке;

в если вам что-то непонятно, спросите об этом и проверьте учителя, правильно ли вы понимаете информацию;

в подготовьтесь к передаче этой информации другим в доступной форме;

в вам необходимо ознакомить со своей информацией других одноклассников и одноклассниц. Вы можете говорить только с одним лицом. Ваша задача состоит в том, чтобы поделиться своей информацией с дру ими учениками и самому узнать определенную информацию от нихх;

в тогда, когда все поделились и получили информацию, расскажите в классе, о чем вы узнали от других

. Работа в парах является разновидностью работы в малых группах. Эта форма работы позволит вам приобрести навыки сотрудничества, овладеть умениями высказываться и активно слушать

Организуйте свою работу так:

1. Прочитайте предоставлено задачи и информацию к его выполнению

2. Определите, кто будет говорить прежде

3. Выскажите свои мысли, взгляды на проблему поочередно

4. Дойдите общему мнению

5. Определите, кто будет возглавлять результаты работы класса и подготовьтесь к нему

Для эффективного общения в парах вам необходимо учитывать несколько моментов:

1. Обратите внимание на:

в язык тела: садитесь лицом к тому или той, с кем говорите, наклоняйтесь вперед, установите контакт глазами;

в помогайте партнеру или партнерше говорить, используя звуки и жесты поощрения: кивок головой, доброжелательную улыбку, слова"да-да";

в случае необходимости, ставьте уточняющие вопросы (вопросы, помогающие прояснить ситуацию, уточнить кое-что из того, что уже известно. Например,"Ты имеешь в виду, что?","Правильно ли я поняла, что"?";

в при высказывания говорите четко, по сути дела, приводя примеры и объясняя свои мысли

2. Запомните, чего не следует делать во время слушания:

в - давать советы;

о - менять тему разговора;

в - давать оценки лицу, говорит;

о - перебивать;

в - рассказывать о собственном опыте

. Розыгрыш правовой ситуации по ролям.

Цель разыгрывания правовой ситуации по ролям - определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путем игры

Ролевая игра имитирует реальность назначения ролей, которые вам достались, и предоставляет возможность действовать"как на самом деле",. Вы можете разыгрывать свои собственные ситуации, в которых вы уже побывали. Если вы участвуете в в ролевой ситуации, вы должны:

в четко придерживаться своей роли;

в пытаться слушать партнеров по игре и учителя;

в не комментировать действия других, находясь в роли;

в пытаться отнестись к своей роли в реальной жизненной ситуации, в которую вы попали;

в выйти из роли по окончании сценки;

в принять участие в обсуждении разыгранной ситуации и поделиться своими ощущениями во время пребывания в роли

"Ток-шоу"

Целью такой формы работы является получение навыков публичного выступления и дискутирования

Учитель на этом уроке является ведущим на ток-шоу. Работа организуется так:

1. Объявляется тема дискуссии

2. Приглашаются высказаться по предложенной теме"приглашенные гости"

3 слова предоставляется зрителям, которые могут выступить со своим мнением в течение 1 мин или задать вопрос"приглашенным"

4"Приглашенные"должны отвечать лаконично и конкретно

5 ведущих также имеет право задать свой вопрос или

прервать выступающего за лимитом времени

Эта форма работы поможет вам научиться участвовать в общих дискуссиях выражать и защищать свою позицию

. Метод"Ажурная пила" позволяет вам работать вместе, чтобы изучить значительное количество информации за короткий промежуток времени, а также поощряет вас помогать друг другу учиться обучая

При работе с помощью метода"Ажурная пила"вы должны быть готовы работать в разных группах

в. Сначала вы будете работать в"домашней"группе

в. Затем в другой группе вы будете выступать в роли"экспертов"по вопросу, над которым вы работали в домашней группе и получаете информацию от представителей других групп

в. Вы снова вернетесь в свою"домашнюю"группу для того, чтобы поделиться той новой информацией, которую вам предоставили участники других групп

"Домашние"группы:

в. Каждая группа получает задание, изучает его и обсуждает свой материал

Вам желательно выбрать в группе председательствующего, тайм-кипера (тот, кто следит за временем) и лицо, ставит вопрос, чтобы убедиться, что каждый (каждая) понимают содержание материала

"Экспертные"группы:

После того как учитель объединил вас в новые группы, вы становитесь экспертами по той теме, которая изучалась в вашей"домашней"группе;

в. Поочередно пытайтесь за определенный учителем время качественно и в полном объеме донести информацию членам новых групп и воспринять новую информацию от них

"Домашние"группы:

в. Вы возвращаетесь"домой", где есть поделиться информацией с членами своей"домашней"группы о новой информации, которую вы получили в экспертной группе

Итак, с помощью метода"Ажурная пила"за короткий промежуток времени можно получить большой объем информации

. Метод"Круг идей" является эффективным по решению острых спорных вопросов и полезным для создания списка общих идей

Целью метода является вовлечение всех участников в дискуссию. Он позволяет избежать ситуации, когда первая группа, выступающая, подает всю информацию по проблеме

Порядок проведения:

в учитель выдвигает дискуссионный вопрос и предлагает его обсудить в каждой группе;

в после того, как истек время на обсуждение, каждая группа выдвигает только один аспект того, что они обсуждали;

в группы высказываются по очереди, пока не будут исчерпаны все идеи;

в при обсуждении темы составляется список отмеченных идей и записывается на доске

. Метод"Суд от своего имени" позволит вам получить представление об упрощенной процедуре принятия судебного решения и провести ролевую игру - судебный процесс с участием 3-х лиц: судьи, который будет слушать обе стороны и принимать решения ния, истца и ответчика.

После того как учитель вас разделил на три равные группы: судьи, истцы, ответчики, он предоставляет каждой группе задачи:

а) судьям - подготовка вопросов;

б) истцам - подготовка вступительной речи и изложения аргументов;

в) ответчикам - подготовка речи-ответы и защиты. Для эффективной работы необходимо к каждому судье присоединить одного истца и одного ответчика. Теперь можно начинать суд в каждой группе за таким порядком или сценариюм:

1. Вступительная заявления участников судебного процесса

2. Истец излагает аргументацию, судья задает ему вопросы

3. Ответчик излагает суть защиты, судья задает ему вопросы

4 судей выносит решение

После того как весь класс снова объединяется, судьи объявляют свои решения

. Метод"Аквариум" является эффективным методом развития умений ведения дискуссии

После того как учитель распределил вас на две-четыре группы и предложил вам задания для выполнения и необходимую информацию, одна из групп садится в центр класса (или в начале среднего ряда в классе, где стоят парты), образовав внутреннее кол.

Участники и участницы этой группы начинают обсуждать предложенную учителем проблему. Все остальные ученики молча

наблюдают за обсуждением. Группе, работающей, для выполнения задания необходимо:

в. Прочитать вслух ситуацию

в. Обсудить ее в группе, используя метод дискуссии

в. Дойти совместного решения

На эту работу группе дается 3-5 мин. Все остальные учащиеся класса имеют только слушать, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдают, идет дискуссия по определенным правилам дискуссии. После окончания я времени группа занимает свои места, а учитель ставит к классу вопрося:

в. Согласны ли вы с мнением группы?

в ли это мнение достаточно аргументирована, доказана?

в. Какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным?

После этого место в"Аквариуме"занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию (проблему)

Все группы поочередно должны побывать в"Аквариуме", и результаты работы каждой из них должны быть обсуждены в классе

Анализ правовой ситуации

Одной из форм работы на уроках по"Практического права"является анализ правовой ситуации. Для анализа определенного дела вам необходимо обращать внимание на следующие основные моменты: в. А. Факты:. Что произошло? ами дела? и?

в. Б. Проблемы:. Какими нормами закона регулируется ситуация?

в. В. Аргументы:. Каковы ваши аргументы (в частности, из законодательной базы) на защиту каждой из сторон ситуации?

в. Г. Решение:. Каким будет ваше решение?

Правила дискуссии (культура ведения дискуссии)

Дискуссия дает прекрасную возможность выявить различные позиции по определенной проблеме или противоречивой вопрос. Для того чтобы дискуссия была откровенной, необходимо создать в классе атмосферу доверия и взаимоуважения. Поэтому желательно знать правила культуры ведения дискуссииії.

Предлагаем вам следующие правила:

1 говорят по очереди, а не все одновременно

2. Не перебивайте того или говорящий

3. Критикуйте идеи, а не лицо, п выразила

4. Уважайте все высказанные мнения (точки зрения)

5. Не смейтесь, когда кто-то говорит, за исключением, если кто-то шутит

6. Не меняйте тему дискуссии

7. Старайтесь поощрять к участию в дискуссии других

В своем классе вы можете дополнить эти правила, принять их после обсуждения и соблюдать масс проведения

дискуссий:. Эти правила помогут вам сотрудничать на уроках"Практическое право"

. Метод"Пресс" используется в случаях, когда возникают противоречивые мнения по определенной проблеме и вам нужно занять и аргументировать четко определенную позицию по общественной проблемы, которая обсуждается. Метод предоставит вам возможность научиться формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионного вопроса аргументировано в четкой и сжатой форме. Метод"Пресс"имеет следующую структуру и этапыи:

1. Позиция

Я считаю, что

(выскажите свое мнение, проясните, в чем заключается ваша точка зрения)

2. Обоснование том, что

(наведите причину появления этой мысли, то есть на чем основываются доказательства в поддержку вашей позиции)

3. Пример например

(наведите факты, которые демонстрируют ваши доводы, они усилят вашу позицию)

4. Выводы

Итак (назад), я считаю

(обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать, то есть, это призыв принять вашу позицию)

При защите своей позиции старайтесь придерживаться структуры метода"Пресс"

uchebnikionline.com

Метод объединение : «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ» 06.12.2011

Цель:рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения; - представить некоторые приемы и формы активизации познавательной деятельности школьников.

Тема семинара естественным образом вытекает из насущной потребности внедрения инновационных педтехнологий. Интерактивные техники и формы занятий реализуют цели личностно-ориентированного обучения. Такие нетрадиционные формы организации познавательной деятельности учащихся, как семинары, конференции, дебаты, путешествия.

            Педагоги уже довно обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей.

            Размышляя над проблемой здоровья наших учащихся, обратились к здоровьесберегающим ресурсам самого учебного процесса: в деятельности ребенок не утомляется, в творчестве – вдохновляется.

Вполне естественной была наша реакция на новое слово «интерактивный». Что это -  новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

предполагаю остановиться  на вопросах:

-          в чем сущность интерактивного обучения?

-          какие  интерактивные  техники (упражнения) и  формы учебных занятий  предлагаются психологией  и методикой?

-          как – принципиально – строится интерактивный урок?

-          с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?

-          в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

            В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

            Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы  нацелены на:

     -   стимулирование учебно-познавательной мотивации;

-          развитие самостоятельности и активности;

-          воспитание аналитического и критического мышления;

-          формирование коммуникативных навыков и

-          саморазвитие учащихся.

 В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем  и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

 ↓

Ученик                      Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель

 ↕

Ученик                      Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель

 ↕

Ученик                      Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

 

 Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм», «Карусель», «Два, четыре –вместе», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

            Покажем  некоторые интерактивные упражнения:

 «Аквариум»

            Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

            После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

 

«Два, четыре – вместе»

            Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

  «Микрофон»

            Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

            Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

            Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

            Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

  Метод « ПРЕСС»

            Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

1.      – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

2.      – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

3.      – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

4.      – Обобщение, выводы («Итак…»).

            «Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

            Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

 «Совместный проект»

            Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Эти  техники могут «работать » на разных этапах урока.

 

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I. Мотивация

5%

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Мозговой штурм»

«Блицопрос»

«Микрофон»

II. Оглашение темы задач

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Через эпиграф

Через слово

Через название

 

 

III. Получение необходимой информации

5%

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Мини-лекция

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV. Интерактивное задание

60%

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум»

V. Подведение итогов

25%

Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг»,

«ПРЕСС»,

«Неожиданное предложение»,

«Снежный ком»,

«Проект»,

«Творческое задание»

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими?

Примерная схема:

1.      Мотивация – 2 минуты (5%)

2.      Постановка задачи - 2 минуты (5%)

3.      Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)

4.      Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

5.      Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

 

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:

ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

      На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем. На уроке обмена впечатлениями не бывает, априорно, неправильных ответов, в режиме полилога (разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог) ученики делятся собственными наблюдениями и выводами и, как правило, каждый вносит свой вклад в общую копилку, ученики записывают ключевые слова  - и в конце урока у каждого составляется план на тему.

            Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

            По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

            Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию.

            Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Уверена, что КПД (коэфицент полезного действия) такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька -  и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, -  не научится. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду;// покажи мне – и я запомню;//дай сделать – и я пойму». Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

            На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.            Диалог. Полилог.

 Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

            Рефлексия.

            В методике описаны  организационные формы рефлексии:

«Хочу спросить»

«Для меня сегодняшний урок…»

Экспертно-наблюдательная комиссия

«Сообщи свое Я »

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

            Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную -  разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

            В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

            Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

            Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе - беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик) : как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?

            Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.) ,мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме? Средний стаж наших учителей –20 лет, рефлексии, диалога не было в вузовских методиках. Как быть?

            Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо  разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка -  и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного -  и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.

При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

Метод

Критерий

Пассивный

Активный

Интерактивный

1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%

Высокий

50%

Высокий

70-90%

5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

 

 

            Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным  скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

            мотивация – это основное у с л о в и е  интерактивного обучения.

sites.google.com

интерактивные технологии (групповые формы работы)

Педагог должен каждый школьный день, каждый урок осознавать как подарок детям, каждое общение ребенка с педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.

Ш.Амонашвили.

Интерактивные технологии предусматривают, как условие активного взаимодействия всех учеников в ходе урока в малых группах , когда происходит распределение ролей , четкое выполнение обязанностей участников .При такой организации обучения учитель руководит работой каждого учащегося непосредственно через задания , которая направлена на деятельность групп.

Термин « Интерактивный» означает способный к взаимным действиям , диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся , которая имеет целью организацию комфортных условий обучения , по которым ученики чувствует свою успешность , интеллектуальную .Это сотрудничество , взаимообучение , где и ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения , понимают , что они делают, рефлектируют по поводу того, что они знают , умеют и осуществляют.

Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций , использования ролевых игр , общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений , выработке ценностей , организации атмосферы сотрудничества , взаимодействия , дает возможность педагогу стать настоящим лидеров детского коллектива. Важным аспектом интерактивного обучения является чувство групповой принадлежности, что дает слабым , неуверенным в себе ученикам возможность почувствовать себя безопасно , вселяет уверенность в возможность преодоления трудностей, когда дети обучаются вместе , они чувствуют совместную эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая дает возможность выйти далеко за рамки их нынешнего уровня знаний и умений.

Приемы , которые используют учителя на интерактивных уроках, позволяют преодолеть индивидуалистическую тенденцию до нездоровой конкуренции в классных коллективах , когда один ученик может достичь поставленной цели при условии , что его одноклассники признают неудачи, вследствии чего ученики или старательно работают, чтобы победить других , либо отступают , поскольку не уверены в своих силах. В этой ситуации дети понимают, что их успехи нив коей мере не зависят от деятельности товарищей. Отчего сосредотачиваются исключительно на персональном успехе или неудачи.

Во время интерактивного урока происходит сотрудничество - совместная деятельность для достижения общих целей , когда ученики начинают понимать . они могут достичь своих личных целей только при условии , что их товарищи из группы также достигнут успеху. Успех каждого – это успех группы.

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя понимания сути модели обучения , умение старательно планировать свою работу , значительного количества времени, особенно на начальных этапах, следует поступательно вводить элементы интерактивных технологий на отдельных уроках , начиная с простейших- работа в малых группах , парах, тройках , «мозговой штурм», «микрофон» и др.

Педагогу следует уяснить, что содержанием такого урока является программный материал. Цель – реализация учебных целей, общее развитие ученика , оказание каждому из них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения. Результат – образование дидактических условий для ситуации успеха ребенка в процессе учебной деятельности, обогащение ее мотивационной , интеллектуальной и других сфер.

Алгоритм работы учителя при проведении интерактивного урока.

  • Определение целесообразности использования интерактивных приемов именно на этом уроке.

  • Тщательный отбор и анализ учебного материала, в том числе и дополнительно ( тесты, примеры, ситуации, задания для групп ит.д.)

  • Планирование урока – этапы, хронометраж. Ориентировочное деление на группы , роли участников . вопросы и возможные ответы.

  • Выработка критериев оценивания эффективности работы групп, занятия.

  • Мотивация учебной деятельности путем организации проблемной ситуации , приведения интересных фактов и др.

  • Обеспечение понимания учащимися содержания их деятельности и формирование ожидания результатов во время оглашения , представление темы.

  • Предоставление ученикам необходимой информации для выполнения практических заданий за минимально короткий срок.

  • Обеспечение усвоения учебного материала учениками путем интерактивного упражнения ( на выбор учителя)

  • Рефлексия ( подведение итогов) в разных формах- индивидуальная работа , работа в парах, группах, дискуссия, в виде рисунков схем , графиков и др.

Ориентировочное распределение времени между этапами интерактивного урока.

  1. мотивация –5%

  2. оглашение темы –5%

  3. информирование учеников-10-15%

  4. интерактивное упражнение –50-60%

  5. рефлексия –15-20%

Приемы интерактивного обучения ( по А.Шарко)

1. Аквариум

2. Круг идей

3. Мозговой штурм

4. Метод « пресс»

  1. Микрофон

  2. Обучая –учусь

  3. Ажурная паутинка

  4. Ток-шоу

  5. Дискуссия

  6. Групповые исследования

  7. Команда поддержки индивидуального обучения.

Образцы интерактивных упражнений, которые целесообразно использовать на уроках

Мозговой штурм или атака

Метод основан на решении проблемы и выработке общей идеи за ограниченное время(10-15 мин). Выбрать руководителя группы путем проведения блиц – турнира (5-6 вопросов по теме урока), остальное формируется по желанию участников. 5-6 лиц размещается вокруг стола. Лидер группы получает и оглашает тему для обсуждения, предлагает на протяжении 1 минуты по очереди высказать свои мысли. Секретарь фиксирует идеи. Главное – количество идей.. Количество порождает качество.

Имеют право на существование абсурдные на первый взгляд мысли. Не допускается критика. Возможно использование чужих идей с целью их совершенствования. Важно в процессе обсуждения довести правильность своей мысли, а также желание дойти до общего вывода, идеи групп записываются на доске. В процессе обсуждения обосновывается последний выбор. Рефлексия « Эта идея поможет нам …», « Мы пришли к мысли, что…», « В ходе обсуждения я заинтересовался…»

От работы активизируются интеллектуальные способности детей, развивая фантазию, вырабатывается умение толерантно относиться к чужим мыслям. Эта деятельности требует тщательной подготовки класса , знакомства учащихся с техникой мозгового штурма.

Аквариум

Разделение на группы аналогично предыдущему упражнению .одна из групп занимает место в центре класса, получает задания для обсуждения , выполнения ( дискуссия , ролевая игра, инсценировка). На протяжении 3-5 минут происходит рассмотрение идей , выполнение заданий , после чего краткое обсуждение того, что услышали всем классом..потом место за центральным столом занимает другая группа .рефлексия "« делал это для того. Чтобы…». «Я услышал, что….»

Этот вид работы можно использовать на подготовительных этапах к введению более сложных интерактивных техник.

Обучая – учусь

Суть приема состоит в том , что каждый ученик может передать свои знания другим детям и получить от одноклассника новую для себя информацию в процессе общения . Каждая группа имеет первый объем информации , разделенной на части и записанной на отдельных индивидуальных листах. За определенное время дети должны усвоить свою часть информации и поделиться с другими участниками группы. Общаться необходимо только с одним участником. Таким образом ,все дети в группе усваивают определенную суму знаний. Потом группы обмениваются делегатами , которые обучают детей другой группы тому. Чему научились сами.

Прием оказался очень эффективным при обобщении материала по выбранной теме, закрепления и повторении изученного. Стимулирует у учащихся желание к обучающейся деятельности , организует ситуацию успеха. Рефлексия: «Я узнал много нового благодаря тому, что…»

« Микрофон»

Этот прием можно использовать как в групповой . так и во фронтальной работе с учениками, может стать частью других интерактивных приемов(мозговая атака, аквариум и др.)Основан на свободном изложении идеи . мыслей, или ответов на вопросы. Дети должны придерживаться определенных правил : высказываться по очереди и только в символический ( игрушечный) микрофон, не перебивая и не критикуя, других

Данный вид работы позволяет воспитывать в учащихся умение выслушать других , желание делиться с другими своими мыслями. Рефлексия: «Когда я высказываюсь в микрофон. Я…»

Эффект использования интерактивных приемов будет максимальным только тогда , когда сам учитель глубоко осознает суть и необходимость такой работы , при этом учитывает возрастные особенности и уровень развития учеников класса.

Демократизация обучения , что является потребностью общества , невозможно без обновления урока, который проводится для учеников и ради учеников. Мастерство учителя сегодня состоит в творческом подходе к конструированию уроков , в постоянном стремлении повышать эффективность учебно-воспитательной деятельности путем новейших организационных форм. При этом значительным остается реализация на уроке воспитательных. Развивающих и образовательных задач.

Упражнение «Да- нет»

Учитель задумывает какой-то предмет , формулу, закон, и др.ученики задавая вопросы . на которые можно ответить только да или нет определяют , что загадал учитель

.

«Ассоциативная чаща»

Под руководством учителя ученики перечисляют, какие ассоциации вызывает то или иное слово, термин, фраза и др.

ОДА

Опись предметов с помощью ответов на вопросы .

  1. Назвать предмет , про который вы хотели бы написать

  2. напишите 2 прилагательных , которые описывают предмет

  3. где этот предмет находится

  4. повторите название

  5. что этот предмет делает

  6. как он это делает

  7. повторить, где предмет находится

  8. повторить два прилагательных

  9. добавьте еще два прилагательных

  10. повторите название предмета еще раз.

Например : Обучение

Важное необходимое

В школе , колледже, институте.

Обучение

Дает новые знания

В школе , колледже, университете

Сложное ,необходимое

Интересное , прекрасное.

Познавательные , развлекательные

Я

Я- имя + фамилия

Я+ две характерные черты, присущие вашему характеру

Я интересуюсь +то, что Вас действительно интересует

Я вижу+ что-то явное

Я хочу + действительное желание

Я –имя + фамилия.

Литературный круг

Цель этого вида деятельности- рассмотреть с разных сторон текст с целью уяснения его , при этом выслушивается мысль каждого участника литературного круга

Роли:

- искатели цитат

- связисты ( ищут связь текста с другими предметами , с окружающим миром , с жизнью)

- интерпретатор ( дает четкую характеристику героям0

- Искатели слов

- исследователи (наблюдают за происходящими изменениями)

- почемучки ( задают вопросы со словом почему)

- тот, кто задает один философский вопрос

- литературный критик ( сообщает о развитии литературы того периода , ценность данного произведения , сюжетные линии и внесюжетный компонент)

- историк ( рассказывает о том , совпадают ли исторические факты с тем . что описано в произведении)

- Библиограф ( рассказывает об авторе, его жизненном пути)

- журналист

- искатели фона ( цветовой. Звуковой. Мелодичный.

- контролер ( помощник учителя) – распределяет время на ответы , следит за дисциплиной. За тем, чтобы докладчики не выходили за рамки соей темы и конкретной учебной задачи.

Диктант на дружбу

Способы деления на группы .

  • Отсчитывание до 3 4.5

  • Отсчитывание 6 груша, яблоко, слива, дыня, банан.

  • Карточки с геометрическими фигурами

  • Тренер раздает каждому по цветку или листку.

  • Разыгрывание игральных карт

  • Угощение печеньем , конфетами разного цвета или формы по числу групп

  • Карточки с названиями профессий, животных. Без слов или молча

  • Группирование участников (ряд) по величине самой большой пуговицы, тренер отсчитывает по 5-6 человек в каждую группу

  • Причисление к группам людей, например на определенные буквы.

  • На основании знака зодиака.

  • Перед входом наклеивание или вручение, какого- либо изображения.

  • Составление частей рисунка, участник получает один кусочек картинки на каждом столе лежит кусочек картинки. Участники должны составить картинку.

  • Приклеивание рисунков или номеров под стулья или столы.

ЛЕДОКОЛЫ.

Одной из главных задач , которые ставятся перед тренером , это создание атмосферы , которая дает ощущение свободы , хорошего восприятия и безопасности .Атмосферы , настраивающей на положительное отношение к работе и содействующей тому, чтобы участники могли сосредоточить свое внимание на том . чему хотят научиться.

Этому помогают короткие упражнения «ледоколы».

Первую группу ледоколов составляют те, которые помогают взаимно познакомиться участникам. Самые простые из них дают возможность узнать имена , другие дают возможность узнать о профессиональной и общественной деятельности присутствующих, об их хобби, личном опыте, ожиданиях.

Другая группа ледоколов называется энерджайзерами, которые стимулируют группы к работе,

Энерджайзеры

Фруктовый салат( ветер дует на того, кто.....)

Участники сидят в кругу на креслах ( необходимо проследить . чтобы кресла были крепкими и чтобы не было острых предметов. Тренер считает участников, называя им названия фруктов тренер объясняет правила. Человек, который стоит посередине –повар , который будет готовить салат Когда повар будет называть какой-либо фрукт , все . кому было дано его название , меняются местами. В это время повар старается занять освободившееся место Новым поваром стает тот , кто остался без места. Когда повар крикнет «Фруктовый салат», то местами меняются все Наконец можно попросить, чтобы участники . которые имеют одно название сели вместе.

Вариант Человек, стоящий в центре круга . называет какую-то категорию присутствующих , говоря : ветер дует на тех, кто , например, в брюках, в зеленых кофтах. Кто смотрел вчера телевизор, те, у кого сережки, те, кому эти характеристики относятся, меняются местами.

Подарок для соседа( пантомима)

Стаем в круг С помощью пантомимы участники по очереди дарят ( показывают)

Соседу справа какой-то подарок ( книгу. Сережки. Машину,…) Когда все подарят/получат подарок , в той же очередности называют свой подарок.

Как узнать имена участников ?

Базар имен

Раздать всем по 5 карточек размером 5х3 см попроси , чтобы каждый участник выразительно написал на своих карточках свое имя. Собери все карточки в корзину, или шапку. Смешай их. Раздай произвольно по 5=4-5 карточек каждому. Скажи, что сейчас мы будем принимать участие в базаре имен.

Каждый будет отыскивать карточки со своим именем Но обязательны правила: 1. меняемся карточками одна на другую,2) можем получать или брать только свои карточки, Отметить, что для удачного обмена нужно более 2 человек .Пригласите всех на середину и дать сигнал. Кто соберет свои карточки, садится на место.

Около меня есть свободное место

Участники сидят в кругу одно кресло свободное, Человек сидящий слева от этого кресла, говорит «Справа от меня есть свободное место Приглашаю на него …( имя или какая-либо черта) Тот кого вызывали, занимает свободное место.

Имя и жест

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди называет свое имя и показывает какой-либо жест .после этого , все в голос называют имя и повторяют жест представившегося .Когда все участники представятся этим способом , вся группа старается повторить по очереди имена и жесты каждого участника.

Имя и то, что любит

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди называет свое имя. Меня зовут… и я люблю. После этого , каждый следующий участник представляет предыдущего и называет себя.

Варианты : вместе с именами можно назвать свое хобби . характерную черту. Или с чем ассоциирует имя. Названные увлечения и черты должны начинаться с той же буквы, что и имя

Дождик

Станем в круг тренер стоит в середине .Просит , чтобы участник, которому посмотрит в глаза начал повторять его движение и продолжает делать это движение . до тех пор. Пока тренер не посмотрит опять ему в глаза. Тренер стает лицом к одному из участников. Рассказывает историю и медленно оборачиваясь «задействует» остальных участников.

Мы находимся на лесной поляне. Сегодня теплый весенний день. Но неожиданно на небе собрались тучи и на листья начали падать первые, еще не смелые капли дождя. ( тренер трет ладони и начинает медленно поворачиваться, смотря в глаза очередным участникам, но дождь усиливается , ( начинает хлопать по бедрам) , оказывается,что это первая летняя буря с грозой ( топаем) Но гроза отдаляется (хлопаем руками по бедрам, ) уже только падают одиночные капли(трем ладони) и снова выходит солнце.

Дождик очень помогает снять напряжение.

infourok.ru

Методические рекомендации "Работа с микрофоном"

Введение

Проблемы при исполнении песен

на звукоусиливающей аппаратуре

Большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов сталкиваются с проблемами при исполнении песен на звукоусиливающей аппаратуре.

Что это за проблемы?

  1. Голос: звучит то тихо, то громко, иначе говоря «плавает».

  2. Слова: местами понятно, местами не понятно, что поёт вокалист.

Как руководитель пытается их решить, и что получает в результате:

  1. Если голос звучит тихо – добавляет его на пульте. Результат: вокалист не слышит фонограммы, «слетает» с ритма и с гармонии.

  2. Если голос звучит громко – плохо слышна фонограмма. Руководитель пытается добавить фонограмму на пульте. Результат – тихо звучит голос.

Эти пункты можно повторять до бесконечности, пока децибелы не начнут давить на «уши». Результат:

- никому не нужное громкое исполнение вокалистом песни;

- преждевременный выход из строя звукоусиливающей аппаратуры.

Есть ещё один выход - сидеть за пультом и лично корректировать громкость голоса исполнителя на выходе. Но таким образом руководитель может поступить только в родных стенах (свой актовый зал, своя концертная площадка и т.п.).

А что он будет делать, когда вокалист или вокальная группа отправятся на региональные или другие конкурсы, где присутствие ограничивается только тем, что принести – унести фонограмму? В этом случае руководитель ничем не сможете помочь своему вокалисту или группе. Результат – не полученное призовое место и вытекающие последствия.

Почему-то в таких случаях большинство руководителей начинают сетовать на работу звукорежиссёра. Правильно! А кто виноват в том, что голос ребёнка не раскрылся, плохо прозвучал и т.п.?

Природа звука

Каждому педагогу по вокалу, выдвигающему своих вокалистов на сцену, нужно понять, что микрофон (радио микрофон) это тоже инструмент, и с ним, как и с любым другим инструментом, нужно грамотно уметь обращаться.

На разного рода конкурсах (по моим наблюдениям) около 80% вокалистов не достаточно хорошо владеют вокальными микрофонами, что естественно отражается на результате.

Задача педагога по вокалу – научить грамотному владению микрофоном своих подопечных. Совершенно понятно, что это дело не одного дня. Владение микрофоном нарабатывается годами и ещё дольше совершенствуется.

Познакомимся с природой звука, который вокалист посылает в микрофон. Чтобы лучше понять, что это за звук мы можем использовать компьютерную программу Wave Lab, где можно проследить амплитуду колебаний голоса.

Wave – в переводе с английского «волна». т.е. в этой программе можно наблюдать за колебанием волны. Аналогичные программы Sound Forge, Wave Pad и др.

Исполните, или попросите исполнить вокалиста, любую из песен с микрофоном. Желательно, чтобы диапазон этой песни был как можно широк.

  1. Исполняем песню в статичном положении (микрофон находится на стойке, вокалист исполняет произведение примерно на расстоянии 10 см. от микрофона). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.

При исполнении мелодии в статичном положении мы видим:

При прослушивании мелодии в Wave Lab:

  • на волнах с низким колебанием – неразборчива мелодия, непонятен текст.

  • на волнах с высоким колебанием – искажения звука.

Чтобы перейти к следующему пункту, необходимо понять пару моментов из первого:

- низкие колебания волны показывают, что в этих местах требуется близкое положение микрофона к губам;

- высокие колебания волны показывают, что в этих местах требуется увеличить расстояние до микрофона.

Если всё понятно – переходим к пункту 2.

  1. Исполняем песню не в статичном положении (приближаем – удаляем микрофон от губ). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.

При исполнении мелодии в не статичном положении (приближение - удаление микрофона) мы видим приблизительную однородность колебаний.

При прослушивании мелодии в Wave Lab:

  • мелодия разборчива, понятен текст;

  • отсутствуют искажения звука.

Вывод:

От положения микрофона во время пения зависит однородность звука, посылаемого в микрофон.

В процессе исполнения можно заметить и сделать ещё один вывод:

Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:

В следующем параграфе рассмотрим некоторые способы работы с микрофоном.

Работа с микрофоном

I метод.

1 этап.

Запишите отрывок песни, исполненной ребенком без аккомпанемента. Предложите ему встать возле колонки и послушать себя со стороны.

Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, можно предложить послушать себя в наушниках. Запись через караоке микрофон.

Результат.

Ребенок должен почувствовать:

  • при пении высоких нот не выдерживают динамики, либо исполнителя неприятно слушать, голос слишком громкий, не ровный, местами оглушающе звучит.

  • при пении низких нот не понятны слова и мелодия.

Вместе с ребенком прослушать отрывок песни ещё раз и, работая с текстом, определить положение микрофона во время исполнения той или иной фразы (строчки, слова, слога).

2 этап. Доказательство.

Вы сами исполняете песню ребенку на ухо (лучше наушники) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента. Текст песни у ребенка перед глазами.

Представь, что ты – это микрофон, в который я буду петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.

Вариант А: Я пою в одном положении. Попытайся понять, на каких нотах, или в каких фразах тебе, дорогой микрофон:

а) тяжело воспринимать мой громкий голос;

б) недостаточно громко слышишь меня.

Вариант Б: Я пою в тех положениях, которые мы, как нам кажется, нашли с тобой. Убедись что тебе:

а) комфортно воспринимать мой громкий голос;

б) достаточно хорошо слышишь меня, различаешь слова и мелодию.

Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.

II метод (исследовательский).

Ребенок исполняет песню под громко звучащую фонограмму без микрофона и пытается понять, на каких нотах его слышно, а на каких нет.

То же самое с тихо включенным микрофоном.

Вывод:

Понимание того, что:

  • на низких нотах меня не слышно, как бы я ни старался громче петь;

  • на высоких нотах меня слышно, отчетливо понимаются слова и мелодия.

Результат:

Самостоятельное выравнивание положения микрофона при повторном исполнении.

Наработка.

Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, поработать с музыкальным центром. Хорошая помощь – наушники.

III метод (зазубривание положения микрофона).

1 этап.

Работа вместе с учителем. Учитель слушает, и сам определяет положение микрофона во время исполнения:

  • по фразам прослушать ребенка;

  • определить места удаления-приближения микрофона к губам;

  • в медленном темпе проработать с ребенком всю песню.

2 этап. Доказательство или проверка.

Ребенок на ухо (лучше с наушниками) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента исполняет песню напротив уха учителя. Текст песни, со всеми пометками приближения-удаления микрофона, у ребенка перед глазами.

Представьте, что вы – это микрофон, в который ребенок будет петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.

Ребёнок поёт в тех положениях, которые вы, нашли вдвоем. Убедись что вам:

а) комфортно воспринимать голос ребенка;

б) достаточно хорошо слышите его, различаете слова и мелодию.

Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.

Результат.

Механическое запоминание ребенком положения микрофона во время пения.

Плюсы:

Четкое исполнение.

Минусы:

Невозможность перенести навыки работы с микрофоном на другое произведение.

Заключение

При использовании предлагаемых мной упражнений большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов столкнется с проблемой наличия компьютеров, вернее, их отсутствия. Материальная база педагогов по вокалу до сих пор оставляет желать лучшего. Не у всех есть музыкальные центры с функцией караоке.

Несмотря на это, могу посоветовать Вам, быть наблюдательнее. За те нечастые выступления и короткие репетиции, которые Вам выпадают, слушайте своих детей со стороны. Используйте все подручные звукозаписывающие устройства (мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамеру). Словом те носители, которые помогут, послушав в тихой обстановке, определить, над чем Вам работать с вокалистом или группой.

А работать, как Вы заметили, всегда есть над чем.

Основные выводы, которые можно сделать из этой статьи:

1. Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:

2. Положение микрофона может быть стабильным, если мелодия не насыщена большими и частыми мелодическими скачками.

infourok.ru


Смотрите также