Философия Звукаили как создать свою студию звукозаписи с нуля. Компрессорный микрофон


А нафиг нужен этот компрессор…

На одном из очередных звукорежиссёрских курсов повышения квалификации один очень уважаемый товарищ, сам будучи звукооператором одной известной в России рок-группы (не буду говорить ни про кого конкретно), рассказывал про компрессоры. Саму суть действия компрессора объяснял наверное с полчаса! Грузил физикой и акустикой по самое нехочу. Формулы даже рисовал на доске… Ужас. В результате зевал не только я…

По сути основное действие компрессора можно объяснить буквально за 10 секунд. Компрессор сужает динамический диапазон звуковой картины. Т.е. уменьшает разницу между тихими и громкими звуками, выравнивая всё в один оптимальный коридор.Самый яркий пример действия компрессора дома — это «ночной режим» воспроизведения домашнего кинотеатра (чтоб не будить соседей). Когда громкие звуки делаются тише, а тихие громче.Компрессоры бывают необходимы как на сцене, вживую, так и в студии, при записи.Самый яркий пример действия компрессора на концерте — это одинаковый уровень громкости микрофона певца, когда он в куплете тихо-тихо поёт, практически шепчет, а потом в припеве сразу как заорёт в микрофон…. А на выходе как был отчётливо слышен весь его шёпот, так и ор тоже уложился в нормальную громкость. Это как раз и есть действие компрессора в реальном времени. Очень часто во время концерта вокалист, активно двигаясь по сцене, непроизвольно меняет расстояние между ртом и микрофоном, что в условиях без компрессора создаёт «провалы» в уровне сигнала — в этих случаях компрессор просто незаменим.

В студиях компрессоры решают две проблемы.Первая проблема касается цифровой сути студий: при уровне исходного сигнала в -90 dB записать его и оцифровать — крайне проблематично. В первую очередь потому, что в цифровых трактах качество сигнала сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Короче, чтобы не грузить вас тестами и цифрами из элементарной физики (как это делал известный звукореж в начале статьи), я просто скажу, что сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь шестью разрядами цифрового кода, т.е. хуже некуда. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится.

Если же записывать этот сигнал на аналоговом оборудовании, то тут вылазит вторая большая группа проблем: это мешающие сигналы. Шумы в паузе, наводки, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных приставок и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов. В данном случае гейтов и компрессоров.

Немного историиРаньше, когда компрессоров не было, за певцом следил специальный человек и успевал двигать фейдером микрофонного канала на пульте, предугадывая громкие и тихие звуки в его пении. Т.е. оперировал громкостью звука. Впоследствии эта профессия так и назвалась — звукооператор.Конец этой профессии положила, как ни странно, война Великая Отечественная. Дело в том, что очень часто стали «гореть» рации из-за резкого скачка уровня громкости в передаваемом/принимаемом сигнале. И придумал один умный чел хороший прибор — компрессор. Который вместо человека предугадывал изменение уровня громкости и соответственно реагировал. У него это получалось гораздо лучше, чем у человека, поэтому вскоре компрессоры стали применять не только в телефонной индустрии, но и в радиовещании, где стабильный уровень сигнала имеет решающее значение, а так же в звуковой индустрии шоу-бизнеса. Назвать прибор решили английским словом compressor (от «to compress» — сжимать)

ТеорияКомпрессия является одним из динамических процессов. Термин «динамический» в музыкальной среде обозначает изменение уровня громкости. Устройства динамической обработки сигналов обычно применяются в двух случаях: либо в художественных целях (об этом чуть ниже), либо для получения более качественного звучания.К типам динамических процессоров относятся такие устройства, как экспандер, лимитер, левеллер, гейт, ну и, естественно, компрессор.Существует, конечно, большое число приборов, носящих различного рода громкие «фирменные» названия, однако не несущие никакой явной смысловой нагрузки, либо, в лучшем случае, представляющие собой сложносоставные названия, из частей названий разных приборов. Например, «компеллор» — это КОМПрессор и левЕЛЛЕР, либо ещё в СССР был «компандер» — КОМПрессор и экспАНДЕР в одном флаконе.Сейчас практически все компрессоры являются по сути компандерами, т.е. соединяют в себе компрессирование сигнала и его усиление на выходе.

• Экспандер усиливает слабый сигнал до определённого уровня.• Лимитер обрезает в сигнале всё, что выше определённого уровня (обычно при пиковании).• Гейт закрывает канал для сигнала при его уменьшении ниже определённого уровня (обрезает фоновые шумы для чистоты линии между фразами диктора).• Левеллер, по сути, медленный компрессор, реагирует на изменения средних значений амплитуды сигнала в разных фонограммах и исправляет огрехи оператора в прямом эфире (распространён на радио, где всё должно быть громко)Отсутствие у компрессора большого количества регуляторов ещё не говорит о его несовершенстве: обычно это значит, что некоторые параметры (такие, как время атаки и восстановления) управляются автоматически, или же в одной ручке объединены сразу два параметра, например порог срабатывания и глубина компрессии

Основные 5 параметров• Пороговый уровень (Threshold) — определяет значение, при превышении которого компрессор срабатывает и начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.

К выбору порогового значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке. Если же наоборот, пороговый уровень слишком мал, то скомпрессируется весь сигнал и вы просто-напросто его заглушите.• Соотношение (Ratio) — Определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате «х:1». Проще говоря, с помощью этого регулятора можно установить, насколько будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например, если установлено соотношение «2:1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, т.е. на его выходе сигнал будет ослаблен на 5 дБ. Остальные 5 дБ вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction meter), если он имеется. Если установлено соотношение «бесконечность:1», компрессор уже называется «лимитером» (от англ. «limit» — ограничивать), т.к. в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.• Время атаки (Attack) — это время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах.

Большое время атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом высокие частоты записи. В основном, время атаки определяется музыкантом на слух.• Время спада (Release) — это время, в течение которого компрессор возвращает сигнал на прежний уровень после «обратного» преодоления им порогового значения Threshold. Также выражается в миллисекундах.

Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее (ровнее) звучит инструмент.Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала. Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора.Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе «плотный» звук достаточного уровня.• Восстановление сигнала (make-up gain) — это мини-левеллер, поднимающий окончательный результат компрессии до необходимого уровня. Обычный усилительный каскад между входным и выходным сигналами, что значительно упрощает сравнение двух сигналов с помощью переключения компрессора в режим bypass (обход), и обеспечивает требуемый уровень сигнала при записи и сведении.

Дополнительные параметры компрессоров

• Одной из самых полезных функций компрессора является режим «bypass» — это когда сигнал со входа поступает непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы. Переключение режима bypass позволяет сравнить обработанный и «чистый» сигналы. Чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется, поэтому после того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни сигнала, переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.• Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала в виде переключателя между бытовым (-10dB) и профессиональным (+4dB) уровнем (например, в популярном компрессоре Alesis 3630 compressor)• Knee — тип компрессии. Напрямую связан с пороговым значением компрессора. Knee определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим компрессии после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee).При жёсткой характеристике (hard knee) сигнал подвергается максимальной компрессии сразу после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков, поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.При мягкой характеристике (soft knee) компрессор заранее начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к указанному пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей плавности делает получившийся звук более прозрачным (менее заметным) и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.• RMS/peak — режим , который определяет общий характер компрессии: либо компрессируется средне-арифметическое значение уровня сигнала в целом (RMS) либо только пиковые значения сигнала. В последнем случае компрессор не будет обрабатывать большинство данных в сигнале, будет реагировать только на пиковые всплески. Если же поступаемый сигнал неравномерный, можно включить режим RMS для вычисления компрессором среднего значения и работы уже с ним.• Auto mode — автоматический режим, который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, чтобы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.Преимущество автоматического режима в том, что он освобождает вас от утомительных настроек времени атаки и восстановления при компрессировании треков с широким динамическим диапазоном. Кроме того, с помощью этого режима вы сможете на порядок быстрее осуществить все необходимые настройки компрессора, если, допустим, вас поджимает время.Недостатком автоматического режима является то, что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может оказаться так, что для вас самый смак жёсткой игры заключается именно в этих пиках, которые так «беспощадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому не всегда этот режим бывает к месту.

В оптико-электрических компрессорах автоматический режим может отсутствовать. Тем не менее, даже без подобного «наворота» эти приборы обеспечивают сходный с автоматическим режимом эффект – в оптико-электрических компрессорах время атаки и восстановления также «плавают» под влиянием входного сигнала. Такое возможно благодаря особым свойствам оптико-электрических компрессоров, которые по своей природе значительно медленней и менее восприимчивы, нежели компрессоры на базе VCA. Поскольку время атаки и восстановления на оптико-электрических компрессорах можно установить только приблизительно, многие разработчики вместо того, чтобы высекать метки на регуляторах атаки и восстановления, просто напросто пишут «быстро» и «медленно» по разным концам ручек.

• Большинство двухканальных компрессоров включают в себя режим «stereo-linking», который позволяет пустить на компрессор одновременно две дорожки – например, акустическую гитару в «стерео».• В некоторых моделях компрессоров предусматриваются гнезда «side chain» — для включения в цепь управления, например, дополнительного эквалайзера. Эти гнезда по выполняемым функциям являются аналогом гнезд «INSERT» на микшерном пульте. При включении эквалайзера в разрыв цепи управления, компрессор как бы «обманывается», т.е. он для своей работы «видит» не совсем тот сигнал, который поступает на вход, а уже обработанный эквалайзером. Этим обеспечиваются более широкие функциональные возможности для обработки исходных сигналов: становится возможной частотно-зависимая динамическая обработка (НЧ, СЧ или ВЧ), например, по этому принципу работает деэссер — прибор для снижения уровня шипящих составляющих вокала в ВЧ спектре (в основном звук «С»)

Визуальный принцип работы компрессора (для чайников): При увеличении громкости сигнала (выше заданного заранее определённого уровня) происходит плавная компрессия «лишнего» сигнала в виде увеличения красной зоны индикатора. На выходе в это время как была громкость на определённом уровне, так она и осталась.При уменьшении громкости сигнала происходит освобождение «нужного теперь» сигнала, который на выходе плюсуется к этому уменьшенному уровню сигнала и в результате громкость как была до уменьшения, так и осталась на том же неизменном уровне.

____________________________________

Практика

Зачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих. Основная трудность заключается в количестве изменяемых параметров компрессора: их не так мало, как может показаться на первый взгляд и, к тому же, изменение каждого из них не всегда приводит к очевидным слышимым результатам.Рядового звукорежиссёра может просто-напросто сбить с толку потрясающее разнообразие видов и моделей компрессоров — аналоговых и цифровых, аппаратных и программных, транзисторных и ламповых и т.д. и т.п.

С таким количеством возможных вариантов неудивительно, что компрессоры и компрессирование до сих пор остаются загадкой для многих пользователей. Однако все основные направления популярной современной музыки, за исключением классики и некоторых джазовых течений, напрямую связаны с компрессией и поэтому если вы решили добиться определённых успехов в записи и микшировании, освоение навыков работы с компрессией сигнала для вас просто необходимо.

Компрессоры бывают ручные и автоматические. В «ручных» все динамические параметры задаются пользователем, что обеспечивает очень большую свободу в выборе, для получения необходимых художественных результатов. Компрессором можно изменить исходное звучание до полной неузнаваемости. «Ручной» компрессор как раз и служит именно для специального изменения характера исходного звучания. Пользователю для работы с ними необходима достаточно высокая квалификация, так как вместо улучшения звука, его можно непоправимо испортить (что, к сожалению, часто и происходит…).Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно! Иногда совершенно нежелательно, чтобы подобные, непреднамеренные нюансы, как дыхание и прочие скрипы засоряли вашу запись, поэтому, прежде чем компрессировать сигнал, стоит лишний раз убедиться в необходимости этого процесса. В конце концов, результат компрессии всегда должен звучать лучше, нежели оригинал.

Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только выравнивают исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.

Компрессировать можно и результат записи постфактум, но гораздо уместнее использовать компрессор непосредственно во время записи, и у этого есть свои плюсы. Во-первых, скомпрессированный сигнал нагляднее может продемонстрировать ваши ошибки, что особенно важно при игре на инструменте с широким динамическим диапазоном. Во-вторых, если вы обуздаете «скачущий» уровень уже во время записи, это избавит от подобных проблем при сведении, сэкономит время, силы, не говоря уже об аппарате, и позволит полностью сконцентрироваться на получении качественного микса

Художественное (творческое) использование компрессораКроме сглаживания «неровностей» записи, повышения цифрового разрешения и отношения сигнал/шум, у компрессора есть несколько сугубо «творческих» областей применения. Компрессор может добавить злобную, острую атаку тускло звучащему малому барабану, заставить среднего уровня гитару звучать дороже и более напористо, придать голосу нехарактерную ему жёсткость, или же и вовсе «раскачать» финальный микс так, чтобы он зазвучал наподобие извержения вулкана.В зависимости от настроек, компрессор может подавлять как мгновенные «всплески» — короткие, максимальные по громкости части сигнала — так и сигналы среднего уровня длительности, а иногда и те, и другие. Примерами мгновенных пиков могут послужить звук удара барабанной палочки по поверхности пластика или же щелчок, возникающий при ударе по струнам гитары. Звуками средней протяжённости считаются звон малого барабана и звучание гитарной струны (sustain). У некоторых инструментов, таких как wood block, очень короткое время звучания. Другие же, например орган или голос, создают относительно протяжённое звучание, максимальное значение которого лежит чуть выше среднего уровня.Обычно разным инструментам требуется своя индивидуальная глубина компрессии. Например, мелодичному вокалу вполне будет достаточно глубины компрессии 2:1; с таким значением и с соответствующим пороговым уровнем компрессор отлично справится со своей задачей – он уплотнит звучание, сделает тихие фразы более отчётливыми и не допустит искажений при повышении динамики голоса. Если же вы записываете бас-гитару, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами, и агрессивным «slap», то, из-за весьма широкого динамического диапазона, вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии приблизительно 10:1.Если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее» справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором и хотите, чтобы звук вашей гитары длился «вечно», примерно похожий эффект удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.Чтобы использовать компресор как диэссор, для начала нужно послать сигнал на эквалайзер и с эквалайзера, соответственно. Затем, поднимите на эквалайзере высокие частоты, приберите низы и середину – теперь детектор компрессора определит вокал как чрезмерно высокий. Как только появится свист, чувствительный элемент детектора «воспримет» его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит уровень сигнала. При времени атаки порядка 50 мкс и времени восстановления между 50 и 60 мс, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос.Также можно использовать вход управляющей цепи (side chain) для того, чтобы управлять сигналом с помощью голоса или какого-либо другого инструмента. Классический пример – «ныряние». В этом примере ведущий с помощью своего голоса управляет уровнем громкости музыки или другого источника звука. Для этого достаточно пустить на оба канала двухканального компрессора музыку (или гитару), а на вход управляющей цепи того же компрессора (side chain) послать голос. Затем, необходимо достаточно «низко» опустить порог компрессии, чтобы при любой громкости голос мог превысить уровень музыки. Когда ведущий заговорит, детектор «услышит» его голос и даст указание компрессору немного «прибрать» уровень музыки. Вы также можете использовать подобного рода приём, если вы хотите, чтобы при вступлении вокала немного утихала гитарная партия, точно таким же образом пустив дубль вокального трека на вход управляющей цепи гитарного компрессора

Многие часто путают друг с другом частотно-зависимую и многополосную компрессию. Но это два совершенно разных типа приборов. Многополосный компрессор делит сигнал на две или более полосы частот и таким образом каждый частотный диапазон сигнала компрессируется индивидуальным компрессором (у каждого – свои регуляторы). Это позволяет компрессировать, например, низы гитары отдельно от верхов. Такие многополосные компрессоры часто используются при мастеринге, когда бывает нужно выровнять только некоторые частоты, не трогая остальные.Прибор с частотно-зависимой компрессией является обычным широкополосным устройством, воздействующим на весь спектр сигнала. Он отличается от обычного компрессора тем, что его детектор приводится в действие сигналом с особыми, установленными пользователем частотами. Например, срабатывая только при превышении определённой частоты (НЧ, СЧ, ВЧ) своего порогового уровня

Виды компрессоров

Аналоговые компрессоры делятся на 4 категории:

1)оптико-электрические,2)ламповые,3)на базе VCA4)на полевых транзисторах FETУ каждого вида есть свои достоинства и недостатки

Оптика

В управляющей цепи оптико-электрического компрессора (для краткости будем называть его просто – оптический) находится специальный оптико-электрический элемент: он состоит либо из люминесцентной панели, либо из светоизлучающего диода, который облучает светочувствительный резистор. Проще говоря, чем выше уровень сигнала, тем больше света излучает диод на резистор, который, в свою очередь, оказывает влияние на усиление компрессии сигнала. Так как светочувствительный резистор обладает инерционностью, он достаточно медленно реагирует на изменение интенсивности света. Если, допустим, он подвергся мощному излучению, то, соответственно, сравнительно долго восстанавливает своё исходное сопротивление. По этой причине, оптические компрессоры обладают высоким временем восстановления сигнала.Старые модели оптических компрессоров снащены только двумя ручками – gain reduction (ослабление сигнала) и gain (усиление). Повышая величину ослабления сигнала, вы посылаете большую часть сигнала на оптический элемент, понижая тем самым пороговое значение и повышая компрессию. Ручка gain управляет выходным уровнем сигнала и восстанавливает усиление (make-up gain).

Обычно, характеристики оптических компрессоров имеют «мягкий» излом, что также связано со свойствами оптического элемента. Благодаря этому, компрессоры на оптико-электрических элементах обладают натурально-звучащей атакой и восстановлением. Недостатком же оптических компрессоров считается их «медлительность» — по своей природе они недостаточно «проворны», чтобы поймать переходные пиковые значения. Поэтому, лучше всего оптические компрессоры подходят для вокала, бас гитары и электрогитары.

На мой взгляд, оптический компрессор не самый лучший выбор для акустической гитары, играющей арпеджио или что-нибудь в этом духе. При подобном подходе появляется компрессия вызывает эффект накачки: вы буквально слышите, как падает, а потом вновь возрастает уровень громкости сигнала. Этот эффект возникает, когда низкие частоты затронутой струны вызывают компрессию высокого уровня, что в свою очередь заметно ослабляет верха и середину и приводит к искажениям.

Лампы

Конечно же всем известна та поразительная теплота, которую придаёт звучанию ламповый усилитель. Самые первые компрессоры использовали вакуумные лампы, чаще всего триоды или пентоды. Это полностью двухтактная конструкция — грубо говоря, это означает, что одна часть лампы управляет положительной фазой сигнала, а другая — отрицательной. Лампы, особенно когда работают на всю мощность, в силу своей нелинейности выдают куда больше дополнительных гармоник, чем транзисторы, и при этом насыщение происходит у ламп постепенно и достаточно медленно. С другой стороны, большинство транзисторов старой конструкции способны придавать звуку чёткость и детализировать сигнал.

У ламповых компрессоров (Variable-Mu compressor) отсутствует регулятор глубины компрессии. Однако многим нравится характерная черта этих приборов, благодаря которой, чем мощнее «рубит» инструмент (чем выше лежит сигнал над пороговым значением), тем глубже становится компрессия.Хотя у ламповых компрессоров атака и восстановление быстрее, чем у оптических, тем не менее, они не настолько «быстры», как компрессоры на базе VCA. Именно поэтому приборы на лампах менее эффективны при подавлении переходных пиковых значений, чем VCA-компрессоры. Также, ламповые компрессоры как класс обладают меньшим коэффициентом ослабления усиления, так как у используемой в них лампы наименьший динамический диапазон из всех управляющих элементов, применяемых в различных компрессорах. Обычно лампа выдаёт от 12 до 16 дБ, а иногда и значительно больше. При правильной настройке, этот компрессор может реально «раскачать» сведённую запись.Из тех немногих существующих на рынке производителей ламповых компрессоров наиболее известны два небольших предприятия, которые выпускают ламповые компрессоры в основном на заказ – Manley Labs и Pendulum Audio.

VCA

Компрессоры на базе VCA значительно быстрее оптических и ламповых приборов, и благодаря этому гораздо лучше справляются с ослаблением пиковых значений. Кроме того, у них невероятно высокий уровень ослабления, что весьма полезно, когда вам нужно действительно «задавить» сигнал. Минусом VCA-компрессоров является склонность дешёвых, и поэтому менее качественных приборов заглушать высокие частоты при высоком уровне компрессии. Вдобавок некоторым не по душе оттенок, который они придают звучанию. Тем не менее VCA компрессоры имеют довольно широкий диапазон качества, поэтому одни приборы звучат намного лучше других.

FET

Эти компрессоры в качестве управляющего элемента используют полевой транзистор, у которого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, атака у полевого транзистора куда более быстрая, чем у оптических компрессоров, и даже быстрее многих VCA приборов. С другой стороны, у полевого транзистора достаточно ограниченный динамический диапазон, поэтому при высоких уровнях сигнала компрессоры на полевых транзисторах часто искажают звук.Компания Crane Song использует уникальную технологию PWM (Pulse Width Modulator – импульсный модулятор) для своих транзисторов, которая решает проблему искажений и накачки (pumping) сигнала. В отличие от обычных полевых транзисторов, PWM-транзистор не модулирует ослабление сигнала, благодаря чему удаётся избежать перегрузок при высокой мощности звучания. Практически, импульсный модулятор является переключателем, который «включает» и «выключает» сигнал на частоте 1.1 МГц, пропуская тем самым только часть энергии поступающего звука. Специальный фильтр гасит переходные шумы, возникающие при переключении. Поскольку сигнал либо существует, либо нет, он, таким образом, не модулирует сопротивление элемента управляющего усилением и, в конечном счёте, ослабление сигнала.

«Тестом на вшивость» для любого компрессора считается то, насколько он сможет справиться с широкополосной, насыщенной и динамической записью, где воедино смешаны низы, верха и середина, а также присутствует огромное количество отрывистых звуков. Хорошим примером такой записи являются две дорожки с полным набором инструментов, включая ритмичную акустическую гитару, все барабаны, бас и, желательно, перкуссию. Большинство компрессоров посредственно справятся с подобного рода миксом, если не сказать «не справятся вовсе». При переходных пиковых значениях рядовой широкополосный компрессор, скорее всего, «засосёт» верха и середину, что будет сильно заметно на слух.

Полезно будет знать, что компрессор может классифицироваться как ламповый прибор, имея в управляющей цепи транзистор или оптико-электрический элемент. Некоторые звукорежиссёры заявляют, что компрессор нельзя считать ламповым, пока на месте управляющего элемента «сидит» транзистор или оптический элемент, но это не совсем так. Бесспорно, что управляющий усилением элемент оказывает влияние на звучание инструмента, однако хороший ламповый каскад на выходе прибора может придать звуку ту сочность и теплоту, которую многие ждут только от сугубо ламповых приборов. Однако то, что компрессор ламповый, ещё не значит, что он уплотнит звук.Любопытно, что некоторые транзисторные модели компрессоров обладают ничуть не худшим «ламповым» звучанием

Цифровые компрессоры

Одним из преимуществ цифровых компрессоров является то, что они способны «предвидеть» сигнал (интересно, что у фирмы dbx есть аналоговый компрессор с подобной функцией). Так как алгоритм компрессии «зашит» в программе, цифровой компрессор анализирует сигнал, и затем сам устанавливает атаку прямо поверх нужной части сигнала (или даже раньше), что приводит к практически нулевому времени атаки. Однако, хотя и «сверхбыстрая» атака хороша для подавления пиковых или мгновенных значений, она не всегда влечёт за собой хороший звук. Поэтому, здесь нужно быть крайне осторожным: нулевое время атаки при компрессии малого барабана будет звучать отвратительно.Кроме того, цифровые компрессоры позволяют управлять параметрами «графически», что очень удобно, а также запоминать всевозможные настройки. Возможно, наиболее существенным поводом для работы с цифровым компрессором служит остальной звуковой тракт в цифре. Если вы используете цифровую рабочую станцию или, допустим, цифровой микшерный пульт – это достаточно веские аргументы для отказа от аналоговых приборов. Таким образом, вам удастся избежать искажений сигнала при его многочисленных преобразованиях из аналога в цифру, и наоборот. Если у вас в планах покупка аппаратного (hardware) компрессора, обратите внимание на то, чтобы у него были достойно звучащие ЦАП и АЦП (Цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи). Также неплохо, если есть возможность обновления программного обеспечения через CD-ROM или EPROM. Кроме этого, вы должны убедиться в наличии синхронизированных входов на приборе, без которых у вас не будет возможности подключения нескольких приборов одновременно.

Программные компрессоры славятся своей способностью к лёгкому обновлению, а также меньшими проблемами при синхронизации — эта тема заслуживает отдельного статьи. Здесь достаточно сказать одну вещь — работать с софтом, в отличие от железа, гораздо удобнее и проще. Но качество далеко не всегда лучше аппаратного.

Короче…

К выбору подходящего компрессора следует отнестись крайне внимательно. Самое важное правило, которое я впитал за годы работы с различными типами компрессоров, гласит, что «хороший» и «плохой» приборы отличаются друг от друга не столько конструкцией, сколько качеством исполнения и сборки. Конечно же, искусство компрессии сигнала приходит с многолетним опытом, но, как и в любой другой области, только практика поможет вам преуспеть на этой стезе.

Так что, удачи вам и хорошей атаки!

читать дальше[ratings]

tonystudio.ru

9 лучших микрофонных предусилителей для домашней звукозаписи

Для каждого приходит время…

Когда микрофонные предусилители аудиоинтерфейсов перестают справляться…

И нам нужно что-то ПОКРУЧЕ.

Некоторым нужно больше каналов для записи групп.

Для других нужен ОДИН премиум-канал, чтобы вокал засиял.

Какова бы ни была ВАША причина, в этом посте есть вариант и для вас.

Потому что среди 9 предусилителей, о которых я сегодня расскажу…

Я выбрал по 3 варианта, относящихся к следующим категориям:

  1. Многоканальные БЮДЖЕТНЫЕ предусилители
  2. Многоканальные ТОПОВЫЕ предусилители
  3. Одноканальные предусилители

Первое…

Многоканальные бюджетные предусилители

Для записи групп ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен аудиоинтерфейс с достаточным количеством входных каналов, верно?

Но поскольку в большинстве интерфейсов нет предусилителя для каждого канала, вам также потребуется многоканальный микрофонный предусилитель.

Среди лучших доступных вариантов для домашних студий эти 3 — мои любимые:

1. Presonus Digimax D8

Если хорошее дешёвое оборудование — то, что вы хотите…

То нет производителя лучше, чем Presonus.

Они явно заявляют об этом моделью Digimax D8.

В этом самом дешёвом предусилителе из списка есть все ключевые функции:

  • 8 микрофонных предусилителей
  • 2 цифровых входа
  • пэд для каждого канала
  • цифровая конверсия 24 бит/48 кГц

В отличие от некоторых предусилителей, все микрофонные входы на D8 расположены сзади, позволяя передней панели стойки оставаться свободной.

Чтобы задняя панель тоже выглядела опрятно, здесь есть выход ADAT, который может посылать ВСЕ 8 каналов в 1 цифровом кабеле. А если вы предпочитаете 8 выходов TRS, то они тут тоже есть.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Единственное, что мне не нравится в D8…

Переключатели фантомного питания расположены на задней панели, из-за чего они труднодоступны, когда устройство встроено в стойку.

Лично я предпочитаю, когда они спереди. Поэтому следующий вариант мне нравится больше…

2. Art Tube Opto 8

Если вы фанат ламповых предусилителей…

То Art Tube Opto 8, возможно, как раз то, что вы ищете.

В нём есть абсолютно все функции, что и в Digimax D8, и ещё несколько дополнений.

По сравнению с D8, в котором на передней панели есть только контроль гейна и пэд…

В Tube Opto 8 есть ещё такие функции, как:

  • фильтр высоких частот
  • фазовый переключатель
  • контроль уровня выходного сигнала

И поскольку переключатели фантомного питания расположены спереди, не нужно будет каждый раз лезть за стойку, когда вы выключаете конденсаторный микрофон.

Стоящий на несколько долларов подороже… Art Tube Opto 8 может стать как раз тем устройством, которое вы ищете.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Далее…

3. Focusrite Octopre MkII

Со всеми теми же функциями, что и Art Tube Opto 8…

Focusrite Octopre MkII идёт на шаг дальше…

Добавляя поддержку цифровой конверсии до 96 кГц.

На этой частоте дискретизации ADAT может передавать только 4 аудиоканала вместо обычных 8 на 48 кГц.

Это означает, что в Octopre MkII 2 выхода ADAT, а не один.

2 бренда, которые мы уже рассмотрели (Digimax и ART) известны не за свои предусилители… а вот Focusrite — наоборот.

И это ещё один бонус.

Теперь перейдём к вариантам подороже…

Многоканальные предусилители класса люкс

Многие полагают, что для ПОЛНОГО раскрытия потенциала микрофонов…

Хороший предусилитель ОБЯЗАТЕЛЕН.

И хотя немногие могут позволить себе САМОЕ ЛУЧШЕЕ, для тех, кто может, вот что я советую:

1. API 3124+

Что интересно в топовых предусилителях…

Если вы замечали, в них и близко нет такого количества функций, как в бюджетных моделях.

Однако они стоят в несколько раз больше. Вот почему:

Обычно в профессиональном звуковом оборудовании применяется такая философия:

  • бюджетное оборудование сносно справляется с большим количеством задач, а…
  • топовое оборудование идеально выполняет ОДНУ задачу.

API3124+ — отличный тому пример. Просто посмотрите на его переднюю панель и вы увидите, насколько она проста.

В нём 4 канала, 4 DI-входа, все стандартные кнопки, ничего особенного. Кроме, разумеется, звука.

Использующий те же легендарные схемы предусилителей, что и классические консоли API, API3124+ предлагает уровень качества, с которым не сравнится ни один предусилитель из тех, что мы уже рассмотрели.

Если вы можете себе его позволить, то вряд ли вы найдёте предусилитель лучше.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Далее…

2. Solid State Logic Alpha VHD

Более известная как производитель мегакрутых микшерных пультов…

Solid State Logic (SSL) — среди лучших компаний в сфере профессионального звука с момента основания в 1969 году.

В последнее время, когда домашние студии набирают популярность…

Они расширили свою линейку продуктов, включив в неё небольшие устройства, сохранив при этом тот же стандарт качества.

Один из их лучших продуктов — Solid State Logic Alpha VHD, использующий ту же схему предусилителя, что и флагманская консоль Duality.

На первый взгляд, передняя панель выглядит как современная версия API3124+. Но есть одна действительно выдающаяся особенность…

Известная как Variable Harmonic Drive (VHD), позволяющая добавлять гармонический перегруз второго и третьего порядка, а также смешивать их, как вашей душе угодно.

Для тех, кто не знает…

Гармонии второго порядка имеют мягкий “ламповый” дисторшн, а третьего — более жёсткий “транзисторный” звук.

Насколько мне известно, никакой другой предусилитель не имеет такой функции.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Далее…

3. True Systems Precision 8

Поскольку для большинства систем нужно больше четырёх дополнительных каналов…

Я подумал, что неплохо было бы включить как минимум ОДИН топовый 8-канальный предусилитель, чтобы все были рады.

Единственная проблема… среди лучших 8-канальных предусилителей сложно найти модели дешевле 5000 $.

Однако True Systems Precision 8 — одно из немногих исключений за половину от этой суммы.

Помимо невероятного звука, стоит упомянуть его 3 уникальных особенности:

  1. Выход DB-25, позволяющий передавать все 8 каналов аналогового звука одним многожильным кабелем.
  2. Кодирование мид-сайд, облегчающее мид-сайд стереозапись на каналах 1 и 2 без необходимости сложно проводить сигнал через ЦЗРС.
  3. Частотный диапазон 1,5 Гц-500 кГц, что намного шире пределов человеческого слуха как в большую, так и в меньшую стороны. Ни один из известных мне предусилителей и близко не подбирается к этим цифрам.

Проверьте сами:

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Далее…

Одноканальные предусилители

Конечно… было бы классно, если бы у всех были 4-8-канальные топовые предусилители, но опять же…

Не все МОГУТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ столько… и не всем НУЖНО столько.

Например, кто-то хочет только 1 канал для вокала. И если это всё, что вам нужно, я советую эти модели:

1. Universal Audio SOLO/610

Если вы уже имели дело с оборудованием Universal Audio…

То наверняка уже знаете…

Что любое оборудование с эмблемой UA чертовски крутое.

И Universal Audio SOLO/610 с теми же предусилителями, что и в классической консоли Putnam 610, не исключение.

Как и в большинстве топовых предусилителей здесь используется простой дизайн без выкрутасов. Настолько простой, что на задней панели есть всего 2 разъёма:

  • XLR-вход
  • XLR-выход

И всё.

В отличие от других предусилителей из этого списка, этот — отдельно стоящий и переносной, с ручкой для переноски.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Также посмотрите похожие микрофонные предусилители Universal Audio:

  • Universal Audio LA-610 Mk II – (Amazon), объединяющий микрофонный предусилитель 610 с оптическим компрессором T4
  • Universal Audio 6176 – (Amazon), объединяющий 610B с классическим лимитером 1176LN

Далее…

2. Grace Design m101

В 1990 году Майкл Грейс основал фирму Grace Design…

И начал производить топовые бутиковые микрофонные предусилители небольшими партиями.

И спустя короткое время стал известен как один из лучших производителей в этой отрасли.

Хотя большинство их продуктов совсем не входит в ценовой диапазон домашних студий, Grace Design m101 — один из немногих производимых ими предусилителей, который значительно дешевле остальных.

Обновление безумно популярного предусилителя Model 101, M101 собран только из высококачественных компонентов и по этому показателю далеко впереди всех своих конкурентов.

Помимо безупречного звука, заметная особенность этого предусилителя — уникальный “ленточный режим”, специально разработанный для защиты хрупких ленточных микрофонов, позволяющий им проявлять себя во всей красе.

В целом, это отличный вариант.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

Последний в списке у нас…

3. Avalon VT-737sp

По сравнению с простым дизайном без излишеств, который был у предыдущих двух предусилителей…

Avalon VT-737sp следует совершенно ОБРАТНОМУ подходу.

Гораздо больше, чем просто микрофонный предусилитель…

VT737sp — ламповый усилитель с многодиапазонным эквалайзером, опто-компрессором и огромным количеством функций помимо этих.

Многие считают его самой популярной канальной линейкой современности.

Учитывая огромное количество элементов управления на передней панели, поначалу можно их испугаться. Вот краткий обзор его функций:

  • 3 входа — микрофонный, инструментальный, линейный
  • 4 переключателя режимов входа — хай-гейн, +48 В, фазный, фильтр
  • 4 элемента управления компрессором — порог, компрессия, атака, восстановление
  • винтажный волюметр
  • разнообразие элементов управления эквалайзером — 4 диапазона, шельфовые фильтры высоких/низких частот, переключатель добротности

Для полного контроля над одним каналом… ЭТО тот предусилитель, который вам нужен.

  • Посмотреть текущую цену – (Amazon)

ehomerecordingstudio.com

Компрессия звука | Алексей Данилов

Понятие громкости близко и понятно не только музыканту, но и людям, не связанным с музыкой. Соотношение громкости частей произведения и громкостей одновременно звучащих инструментов мы называем динамическим диапазоном. Один из главных инструментов, который продюсеры и музыканты используют для воздействия на динамический диапазон, — это компрессор.

Несмотря на то, что компрессор работает с известным всех явлением — громкостью — в большинстве случаев его использование происходит стихийно, наугад, без понимания сути происходящего. Можно знать общий принцип работы компрессора и назначение каждой ручки, но это не избавляет от ступора при первом опыте.

Зачем нужен компрессор

Основное назначение компрессора — автоматическое изменение уровня сигнала. Его работа примерно похожа на то, как если бы вы постоянно держали руку на фейдере громкости, то поднимая, то опуская ее. Отличие в том, что компрессор может очень быстро реагировать на изменения, гораздо быстрее и точнее, чем человек.

До этого момента под словом компрессор подразумевался целый класс динамических приборов. На тех же основным принципах, что и обычный компрессор, работают различные инструменты для разных задач: лимитеры, экспандеры, гейты и т.д. Их объединяет работа с громкостями отдельных звуков или микса в целом.

Классический компрессор вызывает противоречия самим своим названием. Все знают, что он делает звук громче. Но при этом название происходит от compress, что означает «сжатие», и если спросить у любого звукорежиссера, что делает компрессор, услышите ответ — «давит сигнал». Компрессор уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише. Так в чем же все-таки главный смысл компрессора — делать тише или делать громче? Ответ — и то, и другое одновременно.

Рассмотрим на примере записи вокала. Чаще всего в процессе пения звучат разные по громкости слоги или звуки. Если певец не очень хорошо контролирует динамику своего исполнения, то такие перепады создают проблемы звукорежиссеру и негативно отражаются на финальном результате работы. Тихие слоги исчезают в миксе, текст становится плохо различимым, а если настроить громкость по тихому участку, то в других местах голос начинает «торчать».

Здесь на помощь приходит компрессор. Он позволяет подавить громкие всплески, уравнять их с тихими кусками. Теперь можно поднять громкость дорожки, не боясь выпирания некоторых слогов. Таким образом, компрессор одновременно делает звук и тише, и громче. На трех изображениях показаны стадии работы со звуком: исходник с большими пиками (а), компрессированный сигнал (б) и подъем уровня громкости всего файла (в).

Особенно важно применять компрессию при записи в цифровую среду, когда мы вынуждены придерживаться максимального уровня в 0 дБ, ведь превышение этого порога приводит к клипам и искажениям. При появлении клипов мы понижаем уровень предусилителя, а значит уменьшаем громкость не только всплесков, но и тихих участков, что приводит к деградации сигнала (об этом в ближайшее время будет опубликован отдельный материал).

Компрессор, помещенный между предусилителем и цифровой системой записи, срабатывает лишь на самых громких всплесках, уменьшая их громкость и обеспечивая ровное звучание дорожки. Благодаря этому мы получаем возможность не уменьшать общую громкость записываемого сигнала и сохраняем качество звука.

К сожалению, многие современные музыканты, не вдаваясь в технические особенности компрессора, применяют его повсюду, считая, что с его помощью можно «вытянуть» любой звук в миксе. Причем нередко компрессоры включаются в тракт в экстремальных режимах. Опытные же звукорежиссеры используют их только тогда, когда есть реальная необходимость.

Компрессор помогает избежать проблем при записи. Чаще всего причиной проблем может быть следующее:

  • Непрофессионализм исполнителя (динамическая неровность).
  • Плохо подобранный тракт (плохие, несогласованные или неподходящие микрофоны, преампы).
  • Недостатки цифровой среды (ограничение до 0 дБ).
  • Некомфортные условия для певца (маленькое душное помещение, плохой мониторинг).
  • Низкая квалификация инженера звукозаписи.

Если исполнитель владеет голосом и умеет петь в микрофон, а инженер звукозаписи отлично знает свое дело и знает, как правильно расставить микрофоны и настроить оборудование, то компрессор может вообще не потребоваться. Но это идеальная ситуация. Поэтому уметь пользоваться компрессорами нужно, но верх мастерства — это уметь ими НЕ пользоваться.

Овладев технологией компрессии, помните: лучший звук — тот, которому компрессор не требуется. Чаще всего последующая компрессия, как и эквализация, — это устранение недостатков. Если не допускать появления проблемных мест, то и устранять будет нечего.

Параметры компрессии

Компрессоры бывают с автоматическим и ручным режимом работы. Плюс автоматических компрессоров в том, что вам не нужно вникать в непонятные названия ручек. Но автоматы обычно хорошо подходят только для какой-то определенной задачи, а в иных случаях они проявляют себя не очень хорошо.

Поэтому предпочтительнее овладеть принципами работы с компрессором, чтобы держать все процессы под контролем. Первый шаг — изучение параметров ручного компрессора. Кстати, некоторые приборы могут переключаться между режимами автоматической (Auto) и ручной компрессии (Manual).

Полный перечень параметров компрессии включает:

  • Input Gain (входная чувствительность).
  • Threshold (порог срабатывания).
  • Ratio (коэффициент сжатия).
  • Knee («колено», способ изменения волны при срабатывании).
  • Attack (атака, скорость срабатывания).
  • Release (спад, длительность затухания компрессии).
  • Output Gain (выходная чувствительность).

На некоторых компрессорах могут отсутствовать ручки для управления какими-то из этих параметров.

Input Gain

Input Gain — входная чувствительность, регулирует уровень входящего сигнала. Если этот параметр не регулируется, то уровень на входе можно корректировать, изменяя выходную громкость предыдущего устройства в цепи.

Threshold

Threshold — порог срабатывания. Компрессия срабатывает только тогда, когда сигнал становится достаточно громким (достигает заданного порога). Как только сигнал опускается ниже Threshold — она прекращается.

Первые два параметра напрямую связаны друг с другом. Понижая уровень входящего сигнала, мы изменяем его соотношение с порогом срабатывания. В результате порога достигает меньшее количество всплесков. Аналогичного эффекта можно добиться, повысив Threshold.

Громкость отсчитывается вниз от 0 дБ, поэтому ручка Threshold имеет отрицательные значения, то есть порог -30дБ обеспечит компрессию для большего количество участков волны, чем -27 дБ. При значении -30 дБ компрессор будет срабатывать чаще, потому что в его рабочий диапазон будет попадать больше пиков.

На практике в большинстве случаев значение Threshold варьируется между -15 и -30 дБ.

Ratio

Ratio — коэффициент сжатия. Чем он выше, тем сильнее компрессор давит сигнал, превышающий порог срабатывания. Этот параметр выражается дробью и показывает, в какой пропорции происходит сжатие. Например, при Ratio 2:1 компрессор сожмет в два раза часть сигнала, превышающую порог.

Пример. Установим коэффициент сжатия на 2:1, а порог срабатывания на -20 дБ. Если при таких настройках входящий сигнал будет -18 дБ (на 2 дБ громче порога срабатывания), то превышение составит 2 дБ, и компрессор его понизит вдвое. Громкость на выходе будет -19 дБ (-20 + 2:2). Если на вход поступит сигнал на уровне -14 дБ (превышение на 6 дБ), компрессор уменьшит его на 3 дБ до уровня -17 дБ (-20 + 6:2).

При Ratio 3:1 те же лишние 6 дБ сожмутся не вдвое, а втрое, и входной уровень -14 дБ превратится в -18 дБ (-20 + 6:3).

Разберитесь с Ratio внимательно. Он показывает соотношения сигналов относительно Threshold. Не нужно думать, что при значении коэффициента 2:1 входящий сигнал в -20 дБ превратится в -40 дБ! Для лучшего понимания на рисунке приведен график, на котором видно, как изменяется сигнал при разных значениях Ratio.

При Ratio 1:1, компрессии не будет, сигнал просто пройдет сквозь компрессор.

Обычные значения степени сжатия при работе с компрессором — примерно от 2:1 до 5:1. При этом 2:1 — это слабая компрессия, которую можно и не заметить, а 5:1 — это уже довольно сильное сжатие, не всегда музыкальное. Чтобы не ошибиться — для начала используйте умеренные значения между 3:1 и 4:1, они с меньшей вероятностью навредят исходному сигналу.

Knee

Knee — это так называемое «колено» компрессии, показывающее, насколько резко или плавно будет изменяться график волны в процессе компрессирования.

К примеру, уже упоминавшиеся клипы в цифровой среде можно условно назвать очень резкой компрессией с максимально жестким «коленом» и степенью сжатия, равной бесконечности (компрессия с такой степенью сжатия называется лимитированием). Любое превышение нуля децибел даст гладкий плоский клип.

Регулируя параметр Knee, мы можем менять плавность перехода в графике волны в момент срабатывания компрессора. Жесткая компрессия (Hard Knee) прорисовывается с явным резким перегибом графика, а при мягкой компрессии (Soft Knee) переход будет плавным, закругленным.

Не все компрессоры позволяют изменять значение Knee. Для большинства железных устройств колено является индивидуальной конструктивной особенностью.

Attack

Attack — атака, один из элементов любых огибающих. Это скорость срабатывания компрессора, то есть время, за которое компрессия достигнет заданной степени сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет подавление громкого всплеска.

Важно понять, что прибавляя атаку (время), вы ее замедляете. Некоторые компрессоры, впрочем, устроены по обратному принципу. Регулятор атаки показывает не время, а отношение к времени: чем больше атака, тем быстрее действие. За подробностями лучше обратиться к инструкции выбранной модели.

Может возникнуть вопрос — а зачем нужна атака, почему бы не компрессировать сигнал сразу? В умелых руках компрессор — это не только прибор для уменьшения динамического диапазона записи, это музыкальный инструмент. Грамотно используя его возможности, можно получить интересные результаты. Иногда для придания хлесткости некоторым звукам необходимо сжать только их основное тело, оставив первые мгновения звучания нетронутыми. Увеличение времени срабатывания компрессора замедляет его действие, и он «пропускает» атаку сигнала в ее изначальном виде. Звук становится резче, приобретает «щелчок». Это полезно для придания «ватной» перкуссии звонкости. Иногда с помощью такого приема удается существенно улучшить звучание бочки или малого барабана.

Не переборщите с атакой. Пропуская слишком много сигнала мимо компрессии, вы можете сделать ее бесполезной, даже вредной. Громкие всплески будут пролезать в микс, не позволяя прибавлять уровень сигнала.

Слушайте результат, следите за индикацией компрессора и пульта и иногда нажимайте Bypass для сравнения с исходным звуком.

Release

Release — спад компрессии. Компрессор должен определенным образом начать и закончить свое воздействие, и завершение действие называется спадом. Чем больше время спада, тем дольше удерживается компрессия после возвращения сигнала на уровень ниже Threshold.

Будьте внимательны, при слишком большом значении спада компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние до наступления следующего «всплеска». Особенно осторожным нужно быть при компрессии бочки (см. рисунок): слишком короткий релиз может дать щелчки в звуке.

Output Gain

Output Gain — выходная чувствительность, обычно она обозначается просто Gain. Если порог срабатывания и степень сжатия настроены правильно, то у вас появился запас громкости. Добавляйте выходную чувствительность до нужного уровня, не допуская перегруза и появления клипов.

Подключение динамической обработки

Способы и правила подключения компрессоров, лимитеров и прочих приборов динамической обработки к рабочей среде, как выясняется, для многих также, мягко говоря, не вполне очевидны. Останавливаться на этом моменте в рамках данной статьи смысла нет, поскольку этому недавно была посвящена отдельная статья — Обработка звука: подключение через AUX или INSERT.

В ней вы сможете найти информацию не только по подключению железных процессоров к физическим входам и выходам системы записи или микшерной консоли, но и по правильной маршрутизации сигнала в цифровой среде внутри DAW.

Рекомендации при работе с компрессорами

Сравнивая сигналы без компрессора и с компрессором, вы услышите, что компрессированный сигнал заметно громче, несмотря на то, что на индикаторах уровня пики находятся на тех же значениях. Это и есть основная задача компрессии — при сохранении тех же значений пиков на индикаторах сделать сигнал громче. Она сокращает разницу между самыми тихими и самыми громкими моментами звучания, то есть уменьшает динамический диапазон.

Не забывайте, что динамический диапазон дает звуку дыхание. Ищите баланс, не усердствуйте с компрессией. Чрезмерная компрессия, как и клипы, может привести к деградации сигнала, потере музыкальности, искажениям. Сдавленный звук не только создаст сложности при сведении, но и подсознательно будет негативно восприниматься слушателями.

Учитывайте при работе с компрессором характер обрабатываемого инструмента. Живые инструменты (рояль, бас-гитара, гитара и даже бочка) при слабом взятии музыкантом ноты не просто звучат тише, они меняют тембр. Выравнивая их по громкости, вы рискуете получить неоднородное звучание партии. Тогда от компрессора будет больше вреда, чем пользы. Если музыкант специально извлекает звуки с разной динамикой, звукоинженер не имеет права портить замысел компрессией. Если нет возможности записать различные по динамике куски раздельно, лучше быть максимально осторожным с настройками. Но если разница в звукоизвлечении является следствием низкой квалификации музыканта, то, конечно, придется выбирать меньшее из зол и «утюжить» партию компрессором, несмотря на тембральные перепады.

Не забывайте про режим Bypass, чтобы сравнить сигналы с компрессией и без нее. Внимательно слушайте, действительно ли компрессия дает положительный эффект? И вообще, есть ли от нее эффект? Иногда после длительного кручения ручек звук не только не прибавляет в громкости, но и наоборот — становится тише! Это означает, что вы что-то напутали в настройках. Компрессор можно и нужно применять только тогда, когда от него есть очевидная польза.

Если ваша профессиональная деятельность или хобби связаны со звуком, то не забывайте заглядывать в этот блог, здесь вы найдете немало полезных статей на эти темы. Через некоторое время я опубликую еще пару материалов, посвященных работе с компрессорами и другими приборами динамической обработки. Чтобы не пропустить их появление — подпишитесь на обновления, это совершенно бесплатно.

Ну а если вы не желаете ждать и хотите получить комплексную и подробную информацию об аранжировке, сведении, студийной звукозаписи и создании музыки — возможно, вас заинтересует моя книга «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести по этой ссылке с доставкой по РФ и по всему миру. В частности, эта статья — переработка отрывка книги, а в самой книге вы также найдете практические рекомендации по настройкам компрессоров для различных ситуаций и творческих задач.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите комментарии под этой статьей, по возможности я стараюсь отвечать максимально развернуто и быстро.

© Алексей ДаниловИллюстрации: А. РублевскийПри перепечатывании ссылка на источник обязательна

Хотите получать новые статьипрямо на почту?

Подпишитесь на обновления блога А. Данилова

Интересное:

danalex.ru

Необходимые компоненты студии звукозаписи

31.07.2013

Основа практически любой современной студии звукозаписи, ее ядро - это компьютер, аудио-миди редактор, установленный в нем и звуковая карта. Звуковая карта обеспечивает запись и воспроизведение музыкального материала, программа-редактор осуществляет управление процессом записи (запись, воспроизведение, стоп, перемотка и т.п.) и обеспечивает возможность визуальной редакции материала (видео-примеры и статья об аудио-миди редакторах).

На текущий момент развития звукозаписывающей индустрии за достаточно небольшие деньги можно приобрести хороший мощный компьютер и неплохой, качественно оцифровывающий аудиоинтерфейс. Здесь то и встает вопрос - а какое еще оборудование необходимо? Понятно, что для того что бы музыкальный материал попал в компьютер, его надо записать через некое устройство. Голос пишется через микрофон, гитара - здесь все сложнее. Акустическая гитара - обычно через микрофон, реже через пьезодатчик. Электрогитара и электроакустическая гитара через звукосниматель. Но это в теории. На практике сигнал поступивший в звуковую карту непосредственно через звукосниматель не так хорош, как хотелось бы. Поэтому электрогитару обычно подключают в комбик, а звук, идущий через динамик комбика снимают все тем же микрофоном. Или используют специальные приборы обработки - спикосимуляторы. Эти приборы обрабатывают, "эмулируют" звук таким образом, что бы на выходе устройства звук был похожим по звучанию, как если бы мы писали его, пропустив через комбик и сняв микрофоном. Клавишные инструменты пишутся или сразу в линию или через клавишные комбо - опять же микрофоном, ударные инструменты - микрофонами или специальными звукоснимателями.

Список можно продолжить, но вырисовывается следующая картина: Если звук не подается непосредственно на линейный вход аудиоинтерфейса, то в подавляющем большинстве случаев его записывают с помощью микрофона. Тут важно понять такую вещь. У вас может быть очень качественный аудиоинтерфейс, у вас может быть очень богатый тембр голоса, но если какой либо прибор в цепи "источник звука - аудиоинтерфейс" не "дотягивает" до общего качества системы в целом, то получившаяся аудиозапись будет обладать качеством не выше самого слабого звена всей цепи аудиотракта. Т.е - дешевый микрофон - плохая запись, некачественный микрофонный предусилитель - плохая запись, мутный компрессор - плохая запись, фонящие провода - плохая запись.

И не стоит надеяться, что в последствии, можно будет поправить недостатки аудиозаписи, обработав ее некими эффектами. Обработка материала в ряде случаев может замаскировать определенные огрехи, но тотально выправить положение таким способом не удастся. Все таки необходимая минимальная цепочка для ввода аудиоматериала в компьютер присутствующая в каждой студии звукозаписи должна выглядеть примерно так: микрофон - микрофонный предусилитель - компрессор - звуковая карта.

В некоторых звуковых картах уже есть встроенный микрофонный предусилитель, но практически нигде нет "разрыва" (insert) для включения в цепь - компрессора. А ведь в подавляющем большинстве случаев при записи с микрофона компрессор необходим. Вот и получается, что в аудиокарте микрофонный предусилитель есть, но так, как нужен компрессор, то приходится пользоваться сторонним микрофонным предусилителем, потом обрабатывать аудиосигнал компрессором (реже лимитером) и только потом направлять его на вход аудиокарты. Но уже не микрофонный, а линейный.

Такая схема стала настолько классической, что производители выпускают целый ряд устройств совмещающих в себе микрофонный предусилитель и компрессор в одном корпусе. Причем если в эру аналоговой записи еще возможны были хоть какие-то подвижки в сторону, то при цифровой записи они практически исключены. Дело в том, что при записи, на магнитную пленку, например, сигнал уровень которого превышал максимальный уровень возможности записи сигнала, искажался "музыкально", и такое искажение в ряде случаев даже намеренно использовалось (эффект магнитной пленки, эффект перегруза лампы). В цифровой записи не так. Даже минимальное значение превышающее максимальный порог дает искажение в виде щелчков и тресков. И чем выше уровень превышающего значения, тем сильнее искажения. Но даже и слабые искажения вносят в цифровую запись недопустимые на слух помехи.

Теперь озвучим следующий тезис: чем меньше приборов и устройств (за исключением необходимых) находиться между микрофоном и аналого-цифровым преобразователем аудиоинтерфейса, тем меньше артефактов и помех  будет иметь записанный аудиоматериал. Ведь любое устройство не идеально, любое устройство в той или иной мере искажает "красит" звук, у любого устройства есть собственные шумы, которые неизбежно окажутся в записанном материале. И вот мы подходим к тому пункту нашей студии, который необходим, но уже не столь бюджетен, как ранее озвученные. Это микшер. Без него многоканальная запись и сведения невозможны, но хороший микшер стоит больших денег, а не очень хороший внесет в звуковой материал столько собственных шумов и красок, что продраться сквозь них будет очень, очень трудно. Напомним, что речь идет именно о студийном микшере. К концертному, организующему звук на улице или в большом помещении требования несколько иные. А вот студийный микшер должен обладать определенными характеристиками. Вносить минимальные искажения в звук, иметь развитую систему коммутации и маршрутизации сигнала. На наш взгляд проблема микшера прекрасно решается встроенными средствами аудио-миди секвенсора. Т.е. необходимое количество входов\выходов обеспечивается соответствующим аудиоинтерфейсом, а вот маршрутизация, сведение материала, эквализация, обработка эффектами и все другие необходимые операции осуществляются внутри аудио-миди секвенсора его микшером, его обработкой.

А если учесть, что современные технологии позволяют подключать еще и программные модули обработки сторонних производителей, то возможности такого программно-аппаратного комплекса (аудиоинтерфейс, аудио-миди секвенсор, набор приборов обработки) весьма велики. Понятно, что и такое решение не всегда идеально, но исходя из тезиса о том, что на определенную студию есть определенный бюджет, который надо потратить оптимально - лучше приобрести более качественный микрофон, предусилитель, компрессор, аудиоинтерфейс, чем распылить средства на средненькие микрофон, звуковую карту, компрессор, микшер. К недостаткам программных микшеров многие относят то, что всеми органы управления приходиться управлять посредством компрьютерной мыши и клавиатуры онако этоне совсем так. Во первых управление может осуществляться органами миди-клавиатуры (и не только клавиши\ами, но и ручками и ползунками), во вторых есть не очень дорогие консоли управления аудио-миди секвенсорами.

Да что говорить. Даже имея Iphone или Ipod и поставив на них соответсвующий софт, копеечный или вообще бесплатный, можно превратить  подобные устройства в беспроводные консоли управления. Куда уж удобнее? А принимая во внимание еще и то, что в программных микшерах прекрасно прописывается, запоминается и впоследствии воспроизводиться автоматизация подавляющего числа операций, о микшерах не топового класса в физическом исполнении можно даже не вспоминать.

Осталось упомянуть о последнем звене звукового тракта - Студийных мониторах и наушниках. Для их подключения никаких дополнительных компонентов не надо. Они коммутируются в соответствующие разъемы аудиоинтерфейса. О студийных мониторах можно почитать соответствующую статью, а о наушниках скажем несколько слов. Очень важно понимать, что какие бы хорошие не были наушники, но свести в них музыкальный материал на сегодняшний день хорошо не получится. Обязательно ошибетесь. Наушники не дают истинной звуковой картины особенно в низкой части звукового спектра. Они могут служить хорошим подспорьем в детализации и контроле звуковой палитры, но никак не единственным инструментом прослушивания и сведения. Наушники различаются по исполнению и условно делятся на открытые, полуоткрытые или полузакрытые и закрытые. В открытых наушниках музыкальный материал звучит более естественно, в закрытых более детально. Хорошие наушники не должны давить частями своей конструкции на голову слушателя, а амбишуры (ободки вокруг динамиков) должны быть изготовлены из материалов обеспечивающих долгое комфортное прослушивание.

Итак подведем некий итог. Необходимые компоненты классической схемы звукозаписывающей студии включают в себя:

  • Микрофон
  • Микрофонный предусилитель
  • Компрессор
  • Аудиоинтерфейс
  • Компьютер со специальным ПО, обеспечивающим визуализацию процесса записи, воспроизведения и редактирования аудиоматериала, а так же микширование и обработку звуковых дорожек.
  • Студийные мониторы

При дальнейшем развитии еще и консоль управления записью, воспроизведением и другими органами управления - ползунками микшера, кнопками Mute\Solo, ручками эквалайзера и других приборов обработки. Примером такого решения может служить продукция фирмы Presonus. К старшим моделям аудиоинтерфейсов можно докупить специальное устройство, с помощью которого можно управлять многими паратметрами аудио-миди секвенсоров. Причем единственный ползунок имеемый в наличии способен регулировать параметры ращных каналов звукозаписи. Такое решение далеко не ново. И еще вопрос чего тут больше - удобства или неудобств. Ведь, на практике, все время приходится следить какой именно праметр сейчас выбран для редакции именно этим ползунком или кнопкой.

Стоит упомянуть так же о линейке приборов, которые так же можно назвать комбинированными. По сути это аудиоинтерфейсы с консолью управления основными параметрами. Причем работать такие устройства могут в двух режимах. В классической схеме ручки управления комбинированного устройства могут быть назначены на органы управления секвенсором. Но это не все возможности. при необзодимости, подобные приборы могут работать автономно - без участия компьютера. В этом случае запись аудиоматериала происходит на внутренний носитель устройства), а управление и редакция музыкального материала осуществляется органами управления вынесенными на переднюю панель. Хорошей иллюстрацией такого устройства может служить Roland V-Studio 100 (см рисунок внизу)

Дальнейшее развитие студии звукозаписи формируется исходя из потребностей и задач. Данная статья не может охватить все аспекты и особенности индивидуальных решений. Ведь даже многие крупные профессиональные студии звукозаписи на сегодняшний день имеют свою специализацию. Одни специализируются на записи тяжелой музыки, другие пишут репперов, третьи заняли свою нишу в озвучании телефизионных проектов и кино. каждый аспект теебует своих решений, своего специального оборудования, своего набора музыкальных инструментов и приборов обработки, своих схем записи материала, коммутации и т.п.

Если у вас возникают вопросы по комплектации своей студии звукозаписи и поиску оптимальных решений - Не стестняйтесь, задавайте вопросы (удобнее писать на почту), постараемся помочь. В ряде случаев консультации совершенно бесплатны (мы не жадные), для крупных коммерческих проектов спецификации составляются за денежку. Обращаем Ваше внимание: мы сотрудничаем с Российской ассоциацией звукорежиссеров РФ. Это значит, что по сложным вопросам вас проконсультирует не торговый менеджер, а специалист-профессионал.

marketone.ru


Смотрите также