Сэм Инглис. Запись поющих гитаристов. Как записать гитару и микрофон одновременно


Как правильно записать поющего гитариста. – soundcase

Если вы настолько профессиональны в сфере звукозаписи, что владеете микрофоном :), то,  рано или поздно,  велики шансы столкнуться с задачей записи музыканта, который поет и играет нагитаре одновременно.  Вы можете работать с кем угодно -  начиная с бородатых бардов до хныкающих эмо-кидов, не минуя серьезных авторов-исполнителей во множестве жанров, за деньги или из любви к искусству, - стоит знать, как же достичь наилучшего результата.  Исходя из этого, мы решили изучить возможные опции в контексте выбора типов микрофонов, их расположения, техник записи поющего гитариста.

Барьеры

Главная трудность в записи поющего гитариста очевидна - по сути, это попытка поймать два источника звуковоспроизведения одновременно, причем они находятся в непосредственной близости друг от друга. Например, вы подбираете микрофон и размещаете его в расчете на идеальное звучание гитары, и тем самым совершенно смазываете звучание голоса, или наоборот.

В наши дни, когда у всех есть возможность работать с многочисленными аудиодорожками и изощренные инструменты для их обработки, первым импульсом большинства будет сначала записать гитару, следом наложить вокал.

Если ваша основная  цель -  чистота звучания, такой подход вполне оправдан. Вы свободно запишете оба источника именно так, как вам нравится. И обработать обе партии вы можете отдельно, достигнув отполированного звучания, при этом избежав столкновения тонких моментов гитарного перебора с нюансами вокала.

Несмотря на все это, приходится признать, что все-таки не в чистоте и стерильности звучания заключается магия "крутого", берущего за душу исполнения музыкальной композиции. Ключевой фактор - это запись именно великолепного живого исполнения, и стоит спросить любого хорошего музыканта, получите ли вы преимущество при отдельной записи вокала и инструментального звучания. Конечно, кто-то, может, и споет лучше без игры на гитаре за счет полной концентрации на пении, но не все! На каждого исполнителя, который почувствует себя освобожденным от обязательства еще и бренчать, найдется армия тех, кто придет в замешательство и лишится уверенности, если их заставят петь отдельно от инструментального исполнения.

Существуют, кроме всего прочего, и практические причины, по которым отдельная запись двух компонентов будет не вполне осуществима. Банально, вы можете быть ограничены во времени. Если перед вами маячит дедлайн, гораздо эффективнее, конечно же, будет осуществить эффективную запись за один присест, чем выстраивать композицию путем сведения/накладывания нескольких дорожек, особенно если задействованы дополнительные партии/музыканты.

В конце концов, существуют и люди, которые просто не любят все эти бесконечные наложения-сведения-выравнивания. И правда, не каждый выживет и сохранит рассудок от бесконечного прослушивания 27 вокальных отрывков в попытках выделить самый лучший образец каждой фразы. Живая запись приносит гораздо больше удовольствия, и, поверьте, всегда существуют техники достижения блестящего результата в этом нелегком деле.

Настройка окружающего мира

Еще до того, как вы начнете размещать аппаратуру, очень важно убедиться, что вы сделали все возможное для комфорта и хорошего настроение вашего исполнителя/исполнительницы. Некоторые из них предпочтут стоять, остальные - сидеть, так что убедитесь, что можете обеспечить им удобное положение. Кто-то будет свободнее себя чувствовать без наушников, а  кому-то понадобится что-то типа отбивания ритма/метронома, поэтому будьте готовы предоставить и такую возможность. Кстати, имейте ввиду, что  звук отбивания ритма в интерпретации вокального микрофона может стать настоящей проблемой, если вы выберете неподходящий звук или он будет слишком громкий.

Кстати, еще очень важно справиться с любым потенциальным источником нежелательного шума, некоторые из которых могут казаться малозаметными. Например, даже незначительные движения/покачивания, совершаемые исполнителем, могут повлечь легкий стук или царапанье корпуса гитары о пуговицы или о пряжку ремня. Шлепанье провода от наушников или от гитары, и даже тиканье часов,  может оказаться весьма раздражающим и заметным фактором при записи. И даже такие, на первый взгляд, тихие звуки, как гудение компьютера, звуки в трубах, жужжание люминесцентных ламп, трафик за окном и т.д., могут просто убить качество записи. Поэтому "настраивайте" не только звукозаписывающую аппаратуру, но и окружающую эту запись среду. Жадные эксперты приводят примеры с использованием тихого PC Rain Recording, а также организацией записи вдали от цивилизации, в столь тихом и необитаемом месте, что даже может появиться другая помеха в виде поющих птичек )

Подходы

Существуют два фундаментальных подхода к записи поющего гитариста. Первый заключается в использовании отдельныхмикрофонов для гитары и вокала очень близко к источникам, чтобы сохранить и выделить наилучшие нюансы звучания каждого из них. Также этот метод подразумевает достаточную степень разделения между двумя источниками для их отдельной обработки - разная реверберация, вытягивание, эквалайзер и т.д. Второй метод -это, по логике, восприятие гитары и голоса как одного источника звуковоспроизведения (как, в общем-то, и воспринимает исполнение любой слушатель). При данном подходе, используется техника относительного отдаления звукозаписывающей аппаратуры от певца для того, чтобы уловить два источника звука как одно целое.

Второй подход вызывает недоверие у сторонников чистого звучания, но, в процессе тестирования, записи, сделанные экспертами, выявили много ловушек данного метода. Кроме моно-записи с помощью конденсаторного микрофонов с большой диафрагмой Neumann в режимах омни и кардиоида, также тестировались несколько техник стереозаписи с помощью пары кардиоидных конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой  а также стерео микрофоны X/Y

В каждом случае, микрофоны находились настолько близко к вокалисту и его гитаре, насколько позволял угол стереоволн (stereo arrays) - около 70 см от источника звука, а также на определенном возвышении, что давало возможность уловить разумных баланс между голосом и гитарой. При прослушивании всех записей, сделанных таким способом, становится совершенно очевидно, что так никогда не запишешь так называемый "современный" звук, где голос и инструмент звучат сухо и чисто.

Конечно, можно списать это на недостатки самого помещения, но это стало не единственным недостатком такой техники записи. Размещение последовательного или почти-последовательного стереопотока ( stereo array) для улавливания любого стоящего звука, очень усложнило попадание голоса непосредственно в центр звукового поля. Это значит, что даже легчайшие посторонние движения исполнителя просто чрезвычайно слышны. Это очень сбивает, особенно если исполнитель в наушниках.

Но самый большой нюанс дистанционной записи заключается в том, что вы целиком полагаетесь на умение исполнителя сбалансировать уровни звучания вокала и инструмента. Даже у суперопытного музыканта, при живом исполнении, голос зачастую звучит слишком тихо на фоне инструментала, а иногда и наоборот. И если это работает при живом выступлении, то при записи такой динамический контраст означает лишь то, что многие нюансы теряются, а остальные наоборот, звучат грубо или смазанно.

В общем, мы не уверены, что стоит рекомендованы данный подход для какой-либо реальной ситуации в звукозаписи. Но если бы мы были вынуждены использовать именно его, то расположили бы микрофон таким образом, чтобы улавливать больше вокал, нежели гитару, надеясь в последствии усилить звук инструмента. Но, используя этот метод, забудьте о чистоте звучания.

Раздельная запись

Мы подозреваем, что для большинства наших читателей-аудиофилов длинный путь в поисках "своего" звучания, в конце концов, приводит к начальной точке : желанию записать вокал и гитару отдельно, добиться наилучшего звучания для каждого из них, достичь достаточного разделения их для дальнейшей отдельной балансировки  и обработки. Поэтому красной нитью по данной статье проходит достижение именно это цели. В значительной степени оно зависит от самого исполнителя и его вокальных привычек. Например, фактор того, предпочитает ваш исполнитель сидеть или стоять во время записи, играет большую роль. Например, есть исполнители с сильным голосом и четко владеющие правой рукой для игры, что позволяет им достаточно успешно балансировать общи звуковой поток. А есть, например, такие, которые резко бьют по струнам при относительно слабом и мягком пении, поскольку привыкли к выступлениям на сцене, где микрофоны усиливают недостаточно мощный  голос. Либо вам попадется талантливый вокалист с прекрасным сильным голосом, но чувствующий себя недостаточно уверенно с гитарой, который будет едва слышно бряцать по струнам.

Исполнители, которым довелось много выступать вживую, скорее всего, будут придерживаться своеобразной дисциплины и правил пения в микрофон. Можно рассчитывать, что они овладели "техникой пения в микрофон", отводя его на небольшое расстояние для воспроизведения более громких музыкальных фраз. В контексте же записи, такая техника, в несколько преувеличенном виде,  может сыграть злую шутку, особенно если музыкант будет и одновременно отступать от микрофона, направленного на гитару. Кроме того,  у некоторых музыкантов есть привычка прикрывать микрофон, что тоже не способствует улучшению качества записи. А вот менее опытные исполнители, наоборот, могут найти сложным держать голову прямо  в одном положении во время пения, да и гитаристу может понадобиться наклонить голову, и,  к примеру, посмотреть на свои пальцы посередине музыкальной фразы. То есть, вы понимаете, что для многих музыкантов живая запись может оказаться очень стрессовым мероприятием, а особенно если вы прикажете им не двигаться в перерывах, и в результате вы сдадитесь и, в пользу качества,  прибегнете к отдельной записи вокала и инструмента )

Хоть иногда и полезно указывать музыканту на его ошибки, не переборщите с этим во избежание усложнения и так напряженной  ситуации. Так, например, если кто-то привык петь, касаясь микрофонагубами, вы можете отрегулировать сценический микрофон именно таким образом, но главный записывающий сигнал будет исходить из второго микрофона выше и позади него. В большинстве случаев, подобный "обходной путь" будет куда эффективнее импровизированного экскурса в дебри техник микрофонного исполнения ;)

Запись гитары

Давайте начнем с того, что подумаем, как же качественно записать гитарный саунд относительно свободный от примешивания вокала. Тестовые записи западных обозревателей подтвердили наши подозрения - если гитарист одновременно и играет, и поет, большинство нетрадиционных или экспериментальных техник записи гитарной музыки просто теряются. В реальности, вы можете просто забыть направить микрофонную стойку через плечо или вдоль грифа, поскольку такие позиции приведут к куче аудиомусора (мы пробовали, и это звучало ужасно). То есть, при приближения микрофона к корпусу гитары, ваши возможности качественной записи резко снижаются. В данной ситуации, основное задание можно сформулировать, как попытку уловить хороший гитарный звук при минимизации примеси вокала на микрофон. Кроме упомянутых сложностей с отделением вокала при близкой записи гитарного звучания, внимание нужно обратить и на такой участок гитары как место соединения грифа с корпусом. Если этот участок не дает требуемый звук, либо мы хотим добавить второй микрофон для стереозаписи гитарного звучания, большинство из нас, пожалуй, переключится на участок вокруг подставки, возможно за ней или под ней.

Хорошая новость - это то, что, пожалуй, это и есть наилучшая позиция для старта, если гитарист еще и поет, хотя здесь вступают в игру и дополнительные факторы. Погоня за разделением звука, к примеру, может привести вас к тому, что вы придвинете микрофоны слишком близко к гитаре, что было бы прекрасно при записи одного лишь инструмента. Вообще, нюансы возникают в зависимости и от того, какой микрофон вы выберете. Например, кардиоидный микрофон с малой диафрагмой обычно имеют достаточно точную внеосевую чувствительность. То есть, если вы даже направите их не перпендикулярно гитаре, а вниз, звучание в них гитары практически не изменится (разве что у вас очень гулкий пол!), но зато вы этим отодвигаете вокал не волны еще дальше от центра восприятия микрофона, тем самым непростительно снижая его уровень.

Это очень стандартная и распространенная расстановка для хорошо сбалансированной записи поющего гитариста - использование конденсаторного микрофона с широкой диафрагмой для вокала и пары кардиоидных микрофонов для гитары, причем последние направлены вниз для лучшей изоляции от вокала.

Если для гитары вы используйте всего один микрофон, то место соединения грифа с корпусом зачастую наилучшее место, куда его направить. Если же хотите добавить второй микрофон или добиться более плотного звука, то часто хорошо работает позиция примерно позади подставки.

Как альтернатива, еси у вас есть возможность использовать мульти-направленный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой, вы можете добиться большего звукоразделения (вокал VS гитара) путем переключения кардиоидной направленности (когда сигнал максимально точно воспринимается при расположение источника перед микрофоном) на фигуру 8 (когда сигнал максимально точно воспринимается при расположение источника при перпендикулярном расположении источника и есть более глубоким по сравнению с кардиоидой)

Также хорошей альтернативой в данном случае, есть использование ленточного микрофона. Использования ленточного микрофона для записи, в лучшую сторону изменит звучание гитары, в виду его меньшей чувствительности особенно на нижних чатсотах.

В разделении звучания гитары от вокала следует учитывать и особенности исполнения той или иной композиции, т.е., буквально, особенности перебора/удара по струнам. Не бойтесь менять положение микрофонов даже для каждой композиции в отдельности. А в композициях, где имеют место как мелкие переборы, так и тяжелые удары по струнам,  возможно, стоит установить и несколько микрофонов, чтобы каждый тип звука отображался правильно.

Если возникла ситуация, когда примешание вокала к звуку гитарыстанет действительно проблемой, то стоит установить вокальный микрофон и оставить его открытым, затем попросить исполнителя петь и играть на инструменте, пока вы будете выставлять гитарные микрофоны.

Очень важно прослушивать каждый микрофон, даже если вы пока пытаетесь установить лишь один из них - важно четко понимать, как они взаимодействуют.

Таким образом, вы попытаетесь установить контроль над неизбежной комбинацией звука для вокального микрофона и вокальных примесей для инструментального микрофона.

Тех же правил придерживайтесь при стереозаписи. По результатам тестов обозревателей, наиболее эффективной установкой микрофонов при стереозаписи является следующая: два гитарных микрофона закреплены слева и справа от гитары, вокальный микрофон направлен вниз четко по центру.

Чрезвычайно важно здесь, как и всегда, проверить, как все это звучит при монозаписи. Помните: чем больше микрофонов вы задействуете, тем больше риск эпичного коллапса и превращения музыки в невнятный гул.

Запись голоса

Главным фактором при выборе микрофона и его позиции, как и ранее, будет соблюдение двойного приоритета - одновременно достижение отличного звучания вокала и минимизация примешивания гитарного звучания. И, снова-таки, стандартные техники записи вокала работают и  в этом случае, если, правда, вы не перегнете палку. Используя конвенциональный конденсаторный микрофон с широкой диафрагмой и закрепя его на комфортном расстоянии от рта исполнителя - лично мы советуем хотя бы 10 см,- и при условии, что ваш музыкант хорошо владеет своим голосом и согласен не двигаться по мере возможности, - у вас вполне есть шанс успешно записать вокал без слишком примешанной гитары.

Также советуем избегать поп-фильтров, так как, по ощущениям, они искажают звук. Но если микрофон находится прямо напротив рта поющего, то все-таки понадобится что-то, что уменьшит поп эффект и защитит микрофонную диафрагму от попадания влаги. Пробуйте в этом направление

Более выгодным в плане разделения будет использование микрофонас напраленностью 8. таким образом будут достигнуты лучшие результаты с точки зрения раздельного звучания.

Любой из этих подходов имеет свои преимущества при условии записи талантливого музыканта с сильным голосом и умелой игрой, но существуют и несколько потенциальных проблем. Например, если в самом голосе присутствует шипение/сипение, то выходом может быть попытка отодвинуть микрофон немного дальше и направить его условно сверху вниз в направлении рта поющего. Хотя это, конечно, не лучший вариант при записи певца, который одновременно играет, ведь таким образом вы просто-напросто направляется вокальный микрофон на гитару, тем самым делая невозможным качественное разделение звучаний. Поэтому, если вы имеете дело со слишком уж сипящим вокалом, оптимально будет использовать ленточный микрофон (обычно у них менее четкое восприятие, чем у конденсаторных, что позволяет уменьшить чувствительность к любого рода свисту) и размещать его ниже рта певца, чтобы тот пел как бы поверх микрофона. Да, мы уходим от идеала, но при этом сохраним разделение вокала и гитары, и значительно уменьшим свист.

Еще одну проблему создаст вам вокалист, не способный держать голову в одном положении. Если певец все время смотрит то вниз, следя за пальцами, то возводит взор к небесам, - это неминуемо приведет к дичайшим колебаниям как уровня звука, так и тона, воспринимаемым направленным микрофоном. Если вы не можете на это повлиять - например, дав вокалисту наушники, в которых они будет себя слышать или приказав не отрываться от сценического микрофона, - придется прибегнуть к одному из двух методов. Первый метод - это отодвинуть микрофон немного или использовать менее направленную полярность микрофона.  , при этом, конечно жертвуя насыщен гостью звучания вокала. Второй метод заключается в использовании наголовного или петличного микрофона.

В крайнем случае, используйте одну из техник записи на расстоянии, описанных выше.

Одно из главных преимуществ разделения вокального и гитарного микрофонов заключается в том, что вы можете использовать две разные реверберации, или хотя бы разные их количества, на два сигнала

Разделение, конечно, позволит вам выравнивать каждый сигнал независимо друг от друга, если есть в этом потребность. Однако будьте аккуртаны и принимайте во внимание тот факт, что добавление к вокалу усиления, особенно на высоких частотах приведет к усилению примеси гитарного отзвука.

Удачи в записи!

promodj.com

Студия звукозаписи www.unisonrecords.org. Информационный портал для музыкантов и композиторов.

Опубликовано в журнале Sound on Sound в июле 2012 года

Сэм Инглис

Если Ваши интересы в звукозаписи зашли настолько далеко, что у Вас есть даже собственный микрофон, то рано или поздно может возникнуть такая ситуация, что потребуется записать человека, одновременно поющего и играющего на нервах гитаре. И не важно, будет ли это расписной бородатый романтик, плаксивый эмо-страдалец или серьёзный бард – мы надеемся, что Вы захотите сделать это с максимальным качеством. Поэтому, я решил исследовать различные микрофоны, способы их размещения и методики записи, наиболее применимые для выполнения этой задачи. И чтобы моё исследование было максимально наглядным, я пригласил в помощь довольно хорошего певца и гитариста Грега МакДональда. Грег зарабатывает на жизнь тем, что исполняет свои и чужие песни в лондонских пабах. Я знал, что он может много раз подряд практически одинаково спеть и сыграть одну и ту же песню, что позволит нам очень близко сравнить различные методики записи. (Чтобы не заморачиваться с авторскими правами, и  просто потому, что она нам нравится, мы решили использовать народную песню ‘To The Begging I Will Go’.)

Большой делёж

Очевидная проблема при записи поющих гитаристов в том, что Вам требуется записать два разных источника, играющих одновременно в непосредственной близости друг к другу. Выбор микрофона, при котором получается хорошее звучание гитары, зачастую полностью портит вокал и наоборот.

В наши дни, когда мы можем оперировать бесконечным числом аудиотреков и продвинутыми инструментами редактирования, первое, что приходит в голову – это сначала записать гитару и только потом наложить на неё вокал. Если Ваша наиважнейшая цель – это гигиенически чистый звук, то у этого подхода действительно найдётся много плюсов. Вы будет свободны в своём выборе микрофонов для обоих источников, и Вам не придётся идти на компромиссы, пытаясь одновременно получить удовлетворяющее звучание и для гитары, и для вокала. Кроме того, Вы также сможете получить гладкое и технически совершенное исполнение, используя компиляции из отдельных независимых дублей обоих источников.  

Тем не менее, легко упустить тот факт, что подобная чистота не является предпосылкой хорошей записи как таковой. Прежде всего, важно захватить хорошее и эмоциональное исполнение, в котором, не побоюсь этого слова, есть такой элемент, как душа. И, прежде чем начинать записывать таким методом, спросите – а сможет ли человек раскрыть себя, если ему придётся играть и петь в разное время? Конечно, некоторые люди будут петь лучше, поскольку им не придётся отвлекаться на гитару. Но это далеко не весь контингент! Будут и такие, кто почувствует себя скованно и некомфортно в такой ситуации.

Есть и некоторые практические причины, не всегда позволяющие сделать такую запись. Одна из ключевых – это время. Если Вы ограничены каким-то жёстким сроком, то у Вас будет больше шансов уложиться вовремя, если записать всё сразу, нежели пытаться создать трек путём многократных наложений. Особенно это актуально, если в процесс вовлечены дополнительные музыканты.

И вообще, разве Вас не напрягают эти бесконечные врезки, наложения, редактирование и собирание партии из кусочков? Не знаю как Вы, но чем дольше я занимаюсь подобной работой, тем меньше терпения у меня остаётся для прослушивания 27 вокальных дублей в поисках лучшего варианта каждой фразы. Живая запись намного прикольней и интересней, и в большинстве случаев позволяет получить великолепные результаты.

Комфорт и удовольствие

До того, как Вы начнёте размещать микрофон, важно удостовериться, что исполнитель чувствует себя максимально комфортно в студии и ничто не мешает ему полностью раскрыться. Некоторые предпочитают исполнять стоя, как например Грег, другим же нравится сидеть. Поэтому, сразу выясните предпочтения своего клиента, и уже от этого начинайте плясать. Кто-то не любит петь в наушниках, другие же, наоборот, предпочитают одевать их и слышать фолдбэк или метроном. (Не забывайте, что метроном или клик-трек имеют свойство пролазить в вокальный микрофон, что может представить реальную проблему, особенно, если выбран неправильный звук щелчков или они слишком громкие).

Очень важный вопрос – это потенциальные источники шума, причём происхождение некоторых может быть весьма неясным. К примеру, небольшие перемещения самого исполнителя могут заставить гитару стучать или царапать об фурнитуру на одежде (пуговицы, кнопки, застёжки и так далее). Болтающийся кабель наушников или тиканье часов тоже могут генерировать очень раздражающие шумы. И вообще, когда Вы работаете с таким относительно тихим источником, то любые шумы от гудящих компьютерных вентиляторов, труб центрального отопления, зудения ламп дневного света и грохота уличного движения, могут запросто свести на нет все попытки что-либо качественно записать. Поэтому, желательно заранее исследовать свою студию и её окружение на предмет этой проблемы.

Один инструмент или два?

Фактически, есть два подхода к записи поющих гитаристов. Первый – это использовать отдельные точечные микрофоны для гитары и вокала, где Вы должны добиться удовлетворяющего звука в каждом из них с достаточной степенью разделения между источниками (чтобы была возможность для дальнейшей обработки). Второй – это рассматривать голос и гитару как один звуковой источник (практически так, как их воспринимает слушатель) и использовать относительно далеко расположенный микрофон (или микрофоны), чтобы захватить всё сразу.

У второго подхода есть некоторый пуристский привкус, хотя, как показали наши тесты, он скрывает довольно много ловушек. Совместно с монофонической записью на конденсаторный микрофон Neumann (большая диафрагма, кардиоидный и всенаправленный режимы), я испытал некоторые распространённые методики стереозаписи. Пользуясь парой кардиоидных микрофонов с малой диафрагмой, я проверил такие способы, как X/Y, ORTF, NOS и раздельная пара. Также я опробовал стереофонический ленточный микрофон по методу Блюмляйна (перекрещенная восьмёрка) и испытал менее распространённый метод Фолкнера (две раздельных восьмёрки, направленных вперёд и стоящие на расстоянии 20 см друг от друга). Кроме того, я добавил второй LDC в режиме восьмёрки, чтобы можно было получить M/S-сигнал из него и Neumann. Здесь Вы можете увидеть некоторые методики стереозаписи, описанные в этой статье. Это M/S из двух конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой и NOS из пары кардиоидных конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой. И ни один из них не имел особого успеха!

В каждом случае, микрофоны были помещены под таким углом и настолько близко к Грегу и его гитаре, насколько это приемлемо для стереофонической записи. Расстояние составило примерно 70 см, и микрофоны находились на такой высоте, которая обеспечивала разумный баланс между источниками. При прослушивании любой такой записи сразу очевидно, что ни один из этих подходов не даёт «современный» звук, где голос и гитара сухи и находятся непосредственно перед слушателем. В том помещении, где мы делали записи, есть приятная, но довольно живая реверберация. Мы повесили сзади Грега толстый ковёр, но, даже в этом случае, все методики с отдалёнными микрофонами захватили больше окружения, чем было мне по вкусу.

Возможно, это не было бы столь проблематично в более заглушенном помещении, но это далеко не последний подводный камень. Если Вы пытаетесь захватить явный стереофонический звук, соответствующе размещая совмещённую или полусовмещённую пару, то Вас удивит, насколько трудно будет получить вокал, находящийся точно в центре стереополя. Это означает, что даже небольшие перемещения исполнителя будут очень заметны на записи. Это крайне дезорганизующий эффект, особенно при прослушивании в наушниках.

Но что более всего напрягает при использовании отдалённых микрофонов, это то, что Вы попадаете в полную зависимость от собственных способностей исполнителя сбалансировать вокал и гитару. Даже при том, что Грег профессиональный квалифицированный музыкант, на звуковых примерах заметно, что по сравнению с гитарой его вокал иногда слишком тих, а в других случаях слишком громок. Этот динамический контраст хорошо работает при живом выступлении, но при записи это означает, что некоторые фразы потеряны, а другие заглушают гитару.

В целом, я не уверен, что у меня найдутся веские причины рекомендовать этот подход для любых практических ситуаций. Если же мне всё-таки пришлось бы прибегнуть к подобным методикам, то я, вероятно, разместил бы микрофон так, чтобы захватить больше голоса, чем гитары, и затем бы надеялся усилить её в нужных местах при помощи точечного микрофона или сигнала звукоснимателя. Хотя, если Вы собираетесь сделать это именно так, то зачем тогда заморачиваться с пуризмом и сразу не использовать точечные микрофоны для обоих источников…?

Жизнь по отдельности

Я подозреваю, что для многих из нас предыдущий экскурс в мир аудиофильского пуризма рассматривается только лишь в качестве лирического отступления перед главной темой, а именно – независимой записи гитары и вокала, создания для них максимально качественного звучания и достаточного количества разделения, чтобы была возможность независимо обработать и сбалансировать оба источника. Так что, остаток этой статьи мы и посвятим рассмотрению этого вопроса.

Трудоёмкость этого процесса зависит как от мастерства исполнителя, так и от других факторов, таких, как предпочтение играть сидя или стоя. Некоторые исполнители, как например Грег, имеют сильный голос и хорошо владеют правой рукой. Поэтому, они сами создают хороший усреднённый баланс. Есть и такие, кто играет громко, но поёт слабо, потому что они привыкли петь в сценические микрофоны, усиливающие их слабые голоса. И, с другой стороны, есть люди с прекрасными и чрезвычайно сильными голосами, испытывающие неуверенность в игре на гитаре и еле бренчащие на своих инструментах.

Исполнители с богатым сценическим опытом вероятно привыкли к дисциплине пения в микрофон, и возможно, даже овладели соответствующей техникой, отдаляясь от него во время громких фраз. Хотя, в контексте записи, увлечение этой техникой не всегда полезно, особенно если певец одновременно отдаляется и от гитарного микрофона. Другие же имеют привычку буквально глотать микрофон, что тоже вряд ли даст лучшие результаты. Менее опытным певцам, скорее всего, будет  трудно не вертеть головой во время пения, а начинающие гитаристы, к тому же, часто смотрят вниз на свои пальцы где-нибудь посередине фразы. Поэтому, кто-то в таких ситуациях будет испытывать небывалый стресс и дискомфорт, так что попробуйте пойти им навстречу и немного отодвинуть микрофон. Лучше немного пожертвовать разделением, но зато получить более устойчивое и цельное звучание.

Конечно, зачастую полезно указывать исполнителю, как ему лучше играть или петь, хотя, в некоторых случаях, это может ухудшить их и без того трудное положение. Так, если кто-то привык петь, касаясь микрофона губами, то просто поставьте перед ним обыкновенный сценический микрофон, а основной сигнал записывайте с «настоящего» микрофона, расположенного выше и позади него. Зачастую, этот метод будет более производительным, нежели пытаться преподать курс правильного пения в микрофон.  

Гитарные микрофоны

Давайте начнём, думая о том, как бы нам записать хороший гитарный звук, относительно свободный от вокальных утечек. Тестовая запись подтвердила мои подозрения, что если гитарист одновременно играет и поёт, то многие методики записи акустической гитары можно смело выбросить в мусорное ведро. Вы можете забыть такие методы, как установка микрофона над плечом или вдоль грифа по направлению к колкам, поскольку они дадут гигантское количество вокальных утечек (мы попробовали и результаты были реально ужасными). Таким образом, Ваши варианты в значительной степени ограничены только лишь записью звука непосредственно тела гитары.

Таким образом, основная задача здесь – это записать хороший гитарный звук, максимально уменьшив проникновение вокала в микрофоны. Наиболее распространённый метод, на котором мы можем сначала сфокусировать наше внимание – это размещение микрофона в районе присоединения грифа к корпусу. Если это не даёт нужный звук, или если мы хотим сделать стереозапись, то большинство из нас, скорее всего, переместит внимание на область вокруг бриджа, размещая микрофон немного ниже или позади его.

Скорее всего, это будут наиболее оптимальные способы записи поющих гитаристов, хотя есть некоторые дополнительные варианты, тоже играющие существенную роль. Преследуя лучшее разделение, Вы могли бы поставить микрофоны ближе к гитаре, нежели при индивидуальной записи этого инструмента. В зависимости от типа микрофона, Вы можете сделать и другие вещи, улучшающие разделение. К примеру, кардиоидные микрофоны с малой диафрагмой обычно имеют довольно точный внеосевой ответ, и если повернуть их вниз, а не перпендикулярно гитаре, то её звучание практически не изменится (тут надо убедиться, что пол не отражает звук), а вокал переместится ближе к мёртвой зоне, и, как следствие, значительно уменьшит своё проникновение в гитарный микрофон.  Здесь Вы видите очень распространённый метод записи: конденсаторный микрофон с большой диафрагмой для вокала и пара кардиоидных микрофонов для гитары, которые повёрнуты вниз, чтобы уменьшить проникновение голоса. Если у Вас есть только один микрофон, то место соединения грифа и корпуса будет хорошей отправной точкой. Если Вы хотите добавить второй микрофон или ищите более толстое звучание, попробуйте установить его где-нибудь сзади бриджа.

Если Вы используете микрофон с большой диафрагмой и переключающимися характеристиками направленности, то Вы можете улучшить разделение, изменяя кардиоиду (где мёртвая зона сзади) на восьмёрку (где мёртвые зоны намного глубже и находятся по бокам). Я поклонник ленточных микрофонов, и часто применяю их при записи многих инструментов, в том числе и акустических гитар. Эти микрофоны имеют естественную направленность типа «восьмёрка», что весьма полезно для вышеописанного способа. (Стоит сказать, что Майк Сеньор в своей статье «Запись акустической гитары» характеризовал их как очень мягкие и тёплые, и подходящих, в основном,  только лишь для записи откровенно ярких и скрипучих гитар). Вы можете улучшить разделение, если переключите гитарный микрофон в режим восьмёрки и направите его так, как показано на фотографии, то есть, чтобы его мёртвая зона смотрела в рот певца. Здесь также изображён стереофонический ленточный микрофон (вверху слева) и его мёртвая зона также направлена в эту точку.Выбирая вместо конденсаторных микрофонов ленточные (вверху) или даже динамические (внизу) Вы сможете радикально изменить записанный гитарный звук.

Если Вы послушаете звуковые примеры, то сможете сравнить количество утечек, поднятых разными микрофонами, находящимися в одной позиции в области соединения грифа и корпуса. Были использованы следующие модели: конденсаторный кардиоидный микрофон с малой диафрагмой Neumann KM84 (направлен под углом 45° вниз), конденсаторный с большой диафрагмой AKG C414EB в режимах «кардиоида» и «восьмёрка», кардиоидный динамический AKG D19, ленточный Oktava ML51. На мой взгляд, все они прежде всего показывают, что если на гитаре играют достаточно громко, то уровень утечек вторичен относительно изменения тональности самой гитары, вызванной сменой микрофонов и способа их расположения. Иными словами, различия гитарного звука, захваченного ленточным, конденсаторным и динамическим микрофонами, скрывают любые различия в уровне вокальных утечек.

Разделение становится реальной проблемой, если гитарная партия включает тихие и нежные места, поэтому здесь, возможно, потребуется воспользоваться всеми вышеупомянутыми уловками, чтобы минимизировать проникновение вокала. В случае необходимости, не бойтесь изменять расположение микрофонов от песни к песне. И если одна песня содержит и нежный перебор, и громкий энергичный бой, можно даже попробовать установить большое количество микрофонов, чтобы захватить правильный звук для каждой секции.

В тех ситуациях, когда Вы знаете, что вокальные утечки предоставят проблемы, попробуйте для начала установить вокальный микрофон, и потом попросить исполнителя играть и петь, пока Вы будете искать правильную позицию для гитарного микрофона. Этим путём Вы сможете в определённых пределах управлять тоном гребенчатой фильтрации, неизбежно возникающей в результате взаимодействия вокального микрофона и голосовых утечек. Аналогичные манипуляции применяются и при стереофонической записи. Звуковые примеры показывают, что если в миксе больше ничего нет, то два панорамированных в противоположные стороны гитарных микрофона и размещённый строго в центре вокальный микрофон очень «вкусно» заполняют звуковое поле. Причём, этот эффект очень трудно достижим при использовании только лишь одного гитарного микрофона. Решающая вещь здесь – это проверка в моно: чем больше микрофонов, тем больше у противофазы шансов разрушить Ваши усилия. Даже если Вы регулируете в данный момент только один микрофон из всего набора, слушайте их всех, чтобы понять, как они взаимодействуют друг с другом.

Вокальные микрофоны

При выборе микрофона для озвучивания «верхней половины» гитариста мы будем руководствоваться теми же принципами, что и при записи гитары. Иными словами, наша цель – получить хороший вокальный звук с минимальным проникновением гитары. Стоит отметить, что большинство «нормальных» методик записи вокала успешно справляется с этой задачей. Если певец имеет сравнительно сильный голос, и Вы используете обычный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и помещаете его максимально близко ко рту исполнителя (конечно, с учётом удобства пения), то получите хороший вокальный уровень с весьма небольшим количеством утечек. Я предпочитаю устанавливать микрофон на расстоянии 4 дюйма или около того. При этом надо следить, чтобы исполнитель не слишком сильно перемещался относительно него. Обычно, я стараюсь избегать поп-фильтров, поскольку считаю, что они окрашивают звук. Но если микрофон стоит прямо перед ртом, то всё равно потребуется что-то, что уменьшит поппинг и защитит диафрагму от увлажнения. 

Чтобы улучшить разделение, попробуйте переключить микрофон на восьмёрку. Чтобы продемонстрировать это, я записал ряд звуковых примеров, где использовался один и тот же микрофон с режимами «всенаправленный», «кардиоида» и «восьмёрка». Вы можете заметить, как уменьшается уровень гитарных утечек при переключениях, хотя это далеко не всё. Тональность утечек становится более окрашенной, поскольку в последних двух режимах она становится внеосевым источником. Кроме того, Вы должны заметить усиление басов, возникающее благодаря эффекту близости при переключении на кардиоиду, и особенно на восьмёрку.

Но что более всего озадачивает в этих примерах, так это то, насколько заметно изменение тембра вокала в области высоких частот. Многие микрофоны с переключающимися режимами направленности имеют слышимые различия частотной характеристики в кардиоидном, всенаправленном и «восьмёрочном» режимах. И когда источником является человеческий голос, эти маленькие различия могут стать очень заметными. На мой слух, кардиоида в этих примерах звучала намного лучше, чем восьмёрка, и уменьшение гитарных утечек легко перевешивается более искрящимися вокальными верхами. Эти различия не обязательно будут настолько очевидными для любого микрофона, но это весьма важный аспект, о котором глупо забывать.

Собственно говоря, звуковые примеры показывают, что если требуется максимально уменьшить уровень гитарных утечек, то лучший способ – это очень близко поставить микрофон ко рту певца. Вы не можете сделать это, пользуясь типичным студийным конденсаторным микрофоном, но вполне можете реализовать при помощи динамического. Поэтому, я записал Грега, взяв Shure SM7. Я выбрал этот микрофон, потому что у него есть насадка из вспененного материала, предохраняющая от поппинга. Некоторый низкочастотный грохот всё ещё был заметен, но я думаю, всё это можно будет исправить при сведении, поскольку разделение получилось просто великолепным (Грег пел на расстоянии примерно один дюйм). Но, хотя SM7 и записал весьма хороший и пригодный для дальнейшего использования вокал, на мой слух, он и рядом не стоял с Neumann. Лично я, предпочёл бы лучший вокал увеличенному разделению. (Если Вы хотите получить и хорошее разделение, и чистоту конденсаторных микрофонов, попробуйте проверить некоторые современные сценические модели, как например Neumann KMS105, Sennheiser e965, AKG C5 или Shure Beta 87a.)Переключаясь на восьмёрку, Вы можете значительно уменьшить уровень проникновения гитары. Хотя, если это ключевой аспект, лучше воспользуйтесь микрофоном, который можно поместить очень близко ко рту исполнителя. Например, динамическим Shure SM7, который изображён на этой фотографии.

Поскольку Грег весьма хорош как гитарист и певец, то любой из этих методов прекрасно с ним работает. Но далеко не во всех случаях всё настолько гладко. Например, если сибилянты представляют проблему, то при записи обычного певца я бы просто отодвинул микрофон подальше и направил бы его немного вниз. Однако, такой вариант не пригоден для поющего гитариста, поскольку вокальный микрофон начинает смотреть прямо на гитару и ни о каком разделении речь уже не может идти. Самый успешный метод, который я смог найти для борьбы со «свистунами», это ленточный микрофон, установленный ниже рта исполнителя. Таким образом, певец поёт выше него, но при этом мёртвая зона всё ещё смотрит на гитару. Ленточные микрофоны имеют более тёмное звучание, нежели конденсаторные, и поэтому менее склонны к подхватыванию сибилянтов. Конечно, результирующее звучание трудно назвать совершенным, но разделение получается неплохим и сибилянты значительно уменьшаются.

Особую проблему доставляют исполнители, постоянно вертящие головой. При использовании любого направленного микрофона, уровень и тональность вокала будут дико изменяться, поскольку певец то смотрит вниз, оценивая, правильно ли его пальцы щиплют струны, то вверх. Если Вы не можете никак помешать этому, то у Вас, в общем, есть только два варианта. Первый, это поставить микрофон подальше или использовать менее направленную характеристику. Второй – использовать петличный или наголовный микрофон. В крайнем случае, Вы можете попробовать максимально заглушить своё помещение и применить одну из методик с использованием отдалённых микрофонов. 

Сведение

После того, как запись уже сделана, возможностей исправить какие-то огрехи остаётся не так уж много,  поскольку источников всего два, и замаскировать косяки чем-то другим уже не получится. Конечно, можно предпринять некоторые спасательные процедуры, но зачастую лекарство бывает хуже болезни, так что будьте осторожны. Например, если присутствуют слышимые фазовые проблемы между вокальным и гитарным микрофонами, и Вы можете идентифицировать вокальные события внутри гитарного трека, то попробуйте «пододвинуть» вокальный трек на десяток-другой сэмплов, чтобы выровнять фазы. Иногда это неплохо помогает. Кроме того, если Вы используете один из методов, направленных на увеличение разделения, то сможете обнаружить, что иногда можно довольно безболезненно заменить кривой фрагмент аналогичной секцией из другого дубля.

Стоит помнить, что компрессия вокального или гитарного треков поднимает уровень любых утечек, содержащихся там. Так что, будьте аккуратны с установкой порога. Впрочем, поскольку этот вид музыки сам по себе достаточно деликатен, то я предпочитаю использовать компрессию по минимуму, а вместо этого больше пользоваться автоматизацией, чтобы динамически регулировать изменения уровня. Получение правильного баланса между вокалом и гитарой может стать весьма трудной задачей, поэтому, если потребуются радикальные шаги, не бойтесь совершать их. Кроме того, не слишком агрессивно глушите вокальный трек в тех местах, где исполнитель не поёт. Дело в том, что если там будут содержаться утечки от гитары, то в момент появления вокала её звучание может внезапно измениться.

Одно из главных преимуществ наличия разделения между вокалом и гитарой заключается в том, что можно использовать различные типы реверберации (или одну, но  с разным уровнем) на каждом источнике. Моё личное предпочтение для вокала – это подобие листового ревера с большой предзадержкой и, возможно, лёгким slapback-эхом. А на гитаре, для контраста, можно использовать более натуральную реверберацию, возможно, преимущественно содержащую ранние отражения. Это добавит ей немного жизни и энергии. Разделение также позволит независимо эквализовать источники, хотя учтите, что любое высокочастотное повышение на вокале сделает гитарные утечки более заметными. Если в качестве основного источника гитарного звука Вы вынуждены использовать звукосниматели, то, возможно, Вам потребуется более радикальная эквализация или даже многополосная компрессия. Дело в том, что магнитные и пьезодатчики часто выдают слишком много средних частот, которые должны быть обузданы, если Вы пытаетесь добиться естественного звучания.

Пара слов о звукоснимателях

Ещё не изобретены способы, позволяющие захватить вокал, полностью свободный от проникновения гитарного звука. Хотя для гитары такие способы есть. Речь идёт о звукоснимателях. Практически у каждого гитариста, выступающего на сцене, будет инструмент со встроенными звукоснимателями. А для гитар, изначально не снабжённых ими, можно приобрести дополнительные аксессуары, типа магнитных датчиков, устанавливаемых в розетку.

Пьезобриджи и магнитные звукосниматели дадут гитарный сигнал, полностью свободный от вокальных утечек. Только этот звук будет, мягко говоря, не совсем похож на акустическую гитару. Обычные пьезодатчики, расположенные под бриджем, часто дают противный пластмассовый тембр, так ненавидимый мной. Звучание магнитных датчиков не настолько раздражающее, но тоже далёкое от реальности.

За последние годы мы видели много технологических решений, направленных на получение реалистичного звучания акустической гитары от звукоснимателей. Они включают систему Taylor Expression, различные звукосниматели, комбинирующие встроенный конденсаторный микрофон с магнитными или пьезоэлементами, а также цифровые процессоры D-Tar Mama Bear или Fishman Aura, использующие многополосную динамическую обработку для восстановления частотного баланса. Одни из этих решений работают лучше, другие – хуже, но если выбрать правильную гитару и сделать правильные настройки, то Aura, например, может дать очень неплохие результаты.

В принципе, если у гитары есть звукосниматели, то ничто не мешает заодно записать и их. Это будет как бы «подушка безопасности», если вдруг с микрофонной записью что-то случится непоправимое. Помните только, что пассивные пьезодатчики желательно подключать к высокоомным входам, поэтому используйте соответствующие предусилители вместо обычных линейных и микрофонных входов. Кроме того, не будет лишним приобрести в дополнение к своему студийному арсеналу какой-нибудь недорогой съёмный датчик, поскольку некоторые гитаристы играют настолько тихо, что вокал просто забивает инструмент.

Тем не менее, я бы лично никогда не полагался исключительно на звукосниматели, если не очевидно, что будет масса утечек от других источников в помещении (например, если поющий гитарист играет вживую вместе с барабанщиком и басистом). Установка одного или двух гитарных микрофонов и поиски их лучшего расположения не должны занять много времени, и независимо от того, насколько хорошо звучат звукосниматели, Вы вряд ли пожалеете о том, что есть дополнительные варианты для микширования.

Грег играет на акустической гитаре производства Martin, и её никак нельзя назвать дешёвым инструментом. Но, даже в этом случае, на звуковых примерах слышно, что без дополнительной обработки её пьезобридж звучит не очень приятно.

Звуковые примеры

1A-1EЗдесь я записал пять исполнений с различными настройками микрофонов. Я хотел дать Вам некоторое представление о том диапазоне звуков, который может быть достигнут при их помощи. В первых трёх и последнем, Грег пел в конденсаторный Neumann U77 с кардиоидной направленностью; в четвёртом примере использовался Shure SM7B. Пять примеров показывают различные варианты выбора гитарных микрофонов: пара кардиоидных конденсаторных Neumann KM84 с малой диафрагмой; один конденсаторный с большой диафрагмой AKG C414EB в режиме восьмёрки; пара ленточных Oktava ML51; пара динамических AKG D19. Кроме того, записан и сигнал с пьезодатчика. Компрессия и эквализация нигде не использовалась (за исключением HP-фильтра), хотя вокальный уровень управлялся при помощи автоматизации. К вокалу было добавлено немного листовой реверберации с предзадержкой примерно 80 мс и LP-фильтром со срезом 5 кГц. К гитаре добавлена яркая room-реверберация.

2A-2BПо моему опыту, утечки вокала в гитарном микрофоне обычно предоставляют больше проблем, чем наоборот. В этих двух примерах показано то же самое исполнение, записанное с Neumann на вокале и AKG C414 на гитаре. В обоих микрофонах выбрана кардиоидная направленность. В первом примере можно услышать, что вокальная утечка в гитарном треке при микшировании приводит к заметной и непривлекательной гребенчатой фильтрации (к примеру, обратите внимание на слово «best» в конце первой фразы). Второй пример это та же самая запись, только здесь я переместил вокальную партию на несколько сэмплов, чтобы сфазировать её с утечками в гитарном треке. Вы можете услышать, что у вокала стало более полное и громкое звучание.

3A-3FВ этих шести примерах показано, насколько можно изолироваться от вокала, используя различные микрофоны и способы их размещения. В первых двух примерах использованы, соответственно, конденсаторный кардиоидный Neumann KM84 и динамический AKG D19. Оба микрофона направлены вниз на точку соединения грифа и корпуса. В третьем и четвёртом примерах использован конденсаторный AKG C414 в режимах «кардиоида» и «восьмёрка». В пятом записан ленточный Oktava ML51, а в шестом – сырой сигнал со звукоснимателя. Обратите внимание на изменение уровня и тональности вокальных утечек.

4A-4DЭти четыре примера выстроены в порядке увеличения изоляции вокального микрофона от гитарных утечек. В первых трёх Грег пел в Neumann U77 с режимами «всенаправленный», «кардиоида» и «восьмёрка». В последнем примере применялся Shure SM7B. Обратите внимание, как изменяется тональность вокала при переключениях режима направленности в U77.

5A-5HЗдесь представлены, так сказать, «пуристские» подходы, предлагающие рассматривать поющего гитариста как единый звуковой источник. Было сделано три монофонических записи при помощи только лишь Neumann U77, и пять стереофонических с использованием различных совмещённых и полусовмещённых методик. Заметьте, что во всех этих примерах баланс между гитарой и вокалом оставляет желать лучшего.

Звуковые примеры находятся здесь:http://media.soundonsound.com/sos/jul12/audio/rsg/SOS-Rec-Singing-Guitarists-Jul12.zip

Опубликовано в журнале Sound on Sound в июле 2012 года

Перевод подготовил Бережной Вячеславwww.unisonrecords.org

Загрузка беседы

www.unisonrecords.org

Запись акустической гитары • Звукозапись • Шоу-бизнес Лекса Мьюзик

Запись акустической гитары

Копирование данной статьи разрешено только в некоммерческих целях и только при обязательном указании авторства и активной индексируемой ссылки на эту страницу.

В этой статье речь пойдет о записи акустической гитары дома. Наша цель - записать акустическую гитару в домашних условиях не хуже, чем в средней звукозаписывающей студии. Обратите внимание, что акустическая гитара - один из самых сложных инструментов в плане записи.

Микрофон для записи акустической гитары

Прежде всего, важно правильно подобрать микрофон для записи акустической гитары. Чтобы запись получилась качественной, профессионалы рекомендуют использовать конденсаторный, а не динамический микрофон. К таким микрофонам относятся, например, Groove Tubes GT55 и Oktava MC012. Дело в том, что конденсаторные микрофоны более чувствительны, чем динамические, и лучше захватывают высокие частоты, что как раз и необходимо для записи акустических музыкальных инструментов.

Кроме того, существуют три метода записи акустической гитары - с помощью одного микрофона (моно), с помощью двух микрофонов (стерео) и с помощью встроенного звукоснимателя. Далее мы расскажем вам о каждом из этих методов, и вам будет нужно решить, каким из них вы воспользуетесь.

Запись в один микрофон

Если установить микрофон прямо напротив розетки, то на записи получится мутное, низкое звучание. Чем выше по грифу будет установлен микрофон, тем более чистый звук вы получите на записи. Однако следует помнить, что вместе с "мутностью" исчезает и объемность звучания.

Если установить микрофон напротив подставки, то в результате может получиться звучание с чрезмерно яркими средними частотами, что в ряде случаев нежелательно.

Вообще, существует бесчисленное множество вариантов установки микрофона. Иногда звук, записанный на значительном расстоянии между микрофоном и гитарой, лучше соответствует песне и инструменту. Также известны случаи, когда удавалось превосходно записать гитару, располагая микрофон над головой или даже за спиной гитариста.

Начните с расстояния 20-30 сантиметров между микрофоном и гитарой, пробуйте менять это расстояние до тех пор, пока не получите нужное звучание.

Запись в два микрофона

Акустическая гитара, записанная с помощью двух микрофонов, звучит более естественно. Если у вас есть два микрофона, то установите один из них напротив 12 лада, а второй - напротив подставки. Жестко распанорамируйте их - один микрофон должен записывать только левый канал, другой - только правый (стерео-метод). При этом, микрофоны должны быть расположены строго перпендикулярно по отношению к корпусу гитары.

Еще один способ создания более реалистичной записи акустической гитары с помощью двух микрофонов состоит в том, чтобы установить один микрофон близко к гитаре, а второй - на некотором расстоянии от нее. При синхронном наложении, трек, записанный отдаленным микрофоном, создаст ощущение естественной реверберации, добавит объемности звучанию. Этот способ применим при записи гитары только в таких помещениях, где естественная реверберация приятна и не слишком интенсивна.

Запись акустической гитары с помощью звукоснимателя

Профессионалы рекомендуют записывать акустическую гитару через микрофон, т.к. в большинстве случаев качество встроенных звукоснимателей оставляет желать лучшего. Однако вы можете совместить запись с микрофонов с записью со звукоснимателя (запись с микрофона и со звукоснимателя в этом случае делается одновременно). Как правило, это помогает добиться наиболее четкого звучания гитары на записи. Однако если ваш встроенный звукосниматель не очень хорошего качества, то лучше не пользуйтесь им.

Заключение

Не существует однозначного ответа на вопрос, как лучше записывать акустическую гитару - с помощью одного микрофона или двух. В каждой отдельной ситуации нужно выбирать наиболее подходящий метод. Так, метод записи с помощью одного микрофона лучше всего подходит для тех случаев, когда вы пишете акустическую гитару для микса, в котором кроме вокала и акустической гитары будет присутствовать много других инструментов. Если вставить в такой микс гитару, жестко распанорамированную в два канала, то получится звуковой хаос. Если же в вашем конечном миксе будет только вокал и акустическая гитара, то оптимальным будет, наоборот, стерео-метод. Главное в записи акустической гитары, как и в звукозаписи вообще - это экспериментирование.

www.lexamusic.com

У меня все ходы записаны! Записываем гитару через микрофон (часть 2)

Привет! Продолжаем разбираться в микрофонах, которые можно использовать для записи гитар и не только. Рассмотрим более подробно, что такое конденсаторные и ленточные мирофоны.

Среди популярных моделей микрофонов с большой диафрагмой можно выделить модель Neumann U87, его предшественником были U67 и U47 (ламповые и FET), которые продавались как компанией Neumann, так и Telefunken. В одном ряду с ним можно поставить AKG  C414B-ULS.

Neumann U87

Микрофон U87 имеет капсюль с широкой мембраной, три переключаемых режима направленности: круговая, кардиоидная и восьмерка. На задней панели этого микрофона расположен переключатель, включающий аттенюацию 10 дБ. Гарантируемая передача звука без искажений возможна примерно до 127 дБ. У данной модели есть обрезной фильтр частот, предназначенный для их корректировки на любом варианте направленности, что необходимо для отсекания низкочастотных шумов. В режиме кардиоидной направленности идеальное расстояние от источника для него 30-40 см и 15-20 см в режиме восьмерки (режим направленности). Обычно данная модель используется при озвучке фильмов, как основной микрофон для записи оркестра, при увеличении направленности можно использовать его для вокала, солирующего инструмента.

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой, например, Neumann KM84 или Sennheiser в MKh50, изначально разрабатывались как микрофоны для записи классической студийной записи, поэтому они имеют очень высокий коэффициент усиления и очень низкий уровень шума. С ними можно получить очень чистый звук и способны качественно принять звук с различных источников одновременно.

Ленточные микрофоны, несмотря на свою хрупоксть, наверно лучше всего подойдут для гитарной записи. Среди основных можно выделить производителей Beyerdynamic, Coles, RCA и Royer.  Eddie Kramer считал, модель Beyer M160 лучшим гитарным микрофоном, на котором им были сделаны записи Хендрикса и Led Zeppelin.

Beyer M160

Ленточный микрофон конструктивно отличается от других типов профессиональных микрофонов. Он состоит из специального магнита U-образной формы, а также гофрированной ленты (обычно из фольги), которая закреплена в магнитонапряженной выемке. Таким образом, лента из алюминиевой фольги повторяет колебания воздуха, создавая электрический сигнал, который, в свою очередь, передается на первичную обмотку трансформатора. Данные типы микрофонов являются профессиональными и часто используются для комплексного оснащения студий звукозаписи. Популярность данного оборудования во многом обусловлена его преимуществами перед аналогами. Ленточные микрофоны отличительны отсутствием собственного резонанса, у пользователя имеется превосходная возможность механической настройки частотной полосы восприятия в зависимости от индивидуальных потребностей и условий эксплуатации. Такие микрофоны обладают эффектом мягкой компрессии, оригинальной окраской верхней части тембра, что незаменимо при записи струнных музыкальных инструментов.

Давайте сейчас попробуем посомотреть на разницу в записи сингл и нескольких микрофонов одновременно при записи гитары. Даже при использовании одного микрофона для записи профессионалы могут очень много сказать о том, где можно разместить его. При испльзовании одного динамика в усилители здесь немного проще, но совсем другая ситуация, если вы будете использовать, например кабинет 4х12, в котором каждый из динамиков может звучать по разному. Можно эксперементировать и перемещать микрофон, обычно чуть правее от центра диффузора или в различных смещениях от оси (под углом, так звук получается чуть «теплее»). Если используются направленные микрофоны, такие как кардиоидные или с  направленностью «восьмерка» (диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков), которые показывают различные частотные характеристики от основной оси (рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона, если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях), то тут как правило все оттенки звук можно получить эксперементирую с положением микрофона в пределах этой оси, вне её звук, как правило, получается более «бедный». Вот высказывания некоторых звукоинженеров, по вопросу подобного размещения микрофонов:

Chuck Ainlay: «Я обычно начинаю с Shure SM57 на усилителе, но не прямо на оси с середины динамика, а под углом по направлению к середине динамика.»

Jay Graydon: «Я позиционирую микрофон на расстоянии примерно один дюйм слева от края центра динамика, используя угол в 22 градуса и расстояние около дюйма от решетки динамика.»

Andy Johns: «Я много лет использовал для записи электрических гитар два микрофона Shure SM57, один был расположен прямо, другой под углом 45 градусов.»

Ben Hillier: «Обычно я ставлю микрофон на расстоянии до шести-фосьми футов, для того, чтобы захватить еще и особеннсоти звука, которые придает ему записываемое помещение.»

Конечно нет единого мнения о подобном размещении микрофона и получаемом звуке, но большинство склоняются к мнению Chuck Ainlay.

Пример записи Shure Sm 57 — правое расположение микрофона

Пример записи Shure Sm 57 — левое расположение микрофона

Пример записи Shure Sm 57 — левое + правое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — правое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — левое расположение микрофона

Пример записи AKG C3000 — левое и правое расположение микрофона

Перед переходом к теме записи при использовании двух и более микрофонов, думаю нужно более подробно остановиться в типах направленности микрофонов. И так:

 

 

Восьмёрка — диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как сзади так и спереди и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

Полукардиоидная диаграмма направленности обычно используются при необходимости расположить микрофон на поверхности стола.

Гиперкардиоидная диаграмма направленности сравнима с суперкардиоидной. Она отличается от неё тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади.

Суперкардиоидная направленность имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. Он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности по бокам сзади.

Кардиоидная направленность дает нам возможность не захватывать звук, идущий сзади.

Полусферическая направленность дает чувствительность только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего помещения. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM — Pressure Zone, поверхностные).

Микрофоны с кардиоидными направленностями относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам.

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений, это как его минус, так и его плюс. При неправильном расположении его можем получить «венегрет» из различных звуков в сумме с увеличенными пиками.

В последней части нашего микрофонного разбора мы закончим вопрос с типами микрофонов и узнаем в чем особенности записи с двуми и более микрофонами.

 

Информация о статье

Статья

Записываем гитару через микрофон

О чем статья

Особенности записи электрогитары через микрофон и основные технические моменты.

Автор

+CubozoaRu

Бренд

+CubozoaRu

Логотип

cubozoa.ru


Смотрите также