Микрофоны, или как получить хороший звук. Как правильно расположить микрофон при записи


Запись в небольшой студии

Как вести запись в небольших студийных помещениях.

Всегда приятно приходить записываться на большую просторную студию, где места хватает не только всем музыкантам, но и огромному количеству разнообразного оборудования. Но бывают и такие случаи, когда размеры студии оставляют желать лучшего. Как же правильно организовать трекинг в небольшой студии?

Многие звукорежиссеры первым делом расставляют музыкантов и их оборудование, не обращая внимания на расположение микрофонов. В принципе, в этом нет ничего плохого или неправильного, но в условиях небольших помещений такой подход может привести к тому, что акустика студии окажет разрушительное влияние на звучание записанного коллектива, которое вряд ли удастся исправить во время сведения. В любом случае, есть несколько советов и рекомендаций о том, как расположить музыкантов, их оборудование и микрофоны в маленьких студиях.

Оптимизация источников

В первую очередь, стоит обратить внимание на расположение источников звука, которые вы собираетесь записывать. Правильная и разумная расстановка устройств может дать звуку больше необходимых свойств и качеств, чем использование каких-либо конкретных моделей микрофонов для записи. Сама акустика помещения, в котором происходит запись, резонирование стен и многие другие нюансы могут навредить записи, добавив в сигнал нежелательные частоты. К примеру, во время записи инструментов с богатым низом стоит поискать самые удачные расположения для музыкантов, то есть найти такие места в комнате записи, где резонанс помещения будет минимальным. Сами «злокачественные» частоты могут находиться в совершенно разных диапазонах, зависящих от множества характеристик самого помещения. Так или иначе, стоит учесть размеры комнаты и ее пропорции.

Если записанный сигнал звучит слишком плоско или, наоборот, слишком объемно, попробуйте сдвинуть источник звука на шаг вперед, назад, влево или вправо. Вполне возможно, что смена положения музыкального инструмента в пространстве исправит проблему и улучшит звучание. Зачастую, сдвиг источника на один шаг приводит к исчезновению резонанса стен.

Узнать, где помещение «вмешивается» в окончательный сигнал достаточно просто: послушайте музыку с обильным количеством низов через качественные мониторы и походите по комнате. В тех местах помещения, где звук начнет искажаться, терять детали, слишком «высить» или «низить» или попросту звучать неестественно, в дело вмешивается акустика комнаты. Можно постараться исправить недостатки комнаты при наличии достаточного бюджета, а можно отметить для себя такие места и постараться не располагать там инструменты, усилители и микрофоны во время записи.

Определение границ

Если басовому усилителю, к примеру, требуется больше низов в своем звучании, то расположить его лучше ближе к стене. Да, выше мы уже говорили, что есть такой важный аспект, как резонанс самих стен, но не стоит все воспринимать буквально. Перестановка басового усилителя ближе к стене поможет усилить низкие частоты, что называется «пограничным» или «краевым» эффектом. Угол комнаты записи усилит басовые частоты еще сильнее, но располагать там усилитель не стоит — сигналы и звук «встречаются» в углах комнаты, а при близком расположении источника звука это приводит к возникновению крайне неприятного резонанса.

Снизить избыток частот в районе верхнего низа у акустической гитары можно, к примеру, при помощи смены дислокации музыканта. Попробуйте расположить музыканта с акустической гитарой как можно дальше от стены, но сделайте это таким образом, чтобы его расположение не совпадало с «некачественно» резонирующими местами комнаты. Гитарный усилитель можно избавить от гулких и бубнящих призвуков за счет поднятия его с пола на небольшую высоту или установки усилителя на стул. Такой прием позволит добиться лучшего звучания гитары на записи, а вам не придется долго и нудно исправлять недостатки звучания усилителя во время сведения.

Таким образом, нужно определить «границы дозволенного» для каждого инструмента, музыканта и усилителя в комнате. Конечно, идеальных советов в этом вопросе не существует, а все познается опытным путем, так что не поленитесь потратить некоторое количество своего времени на тщательное изучение помещения.

Избегайте стекол и изоляции

Постарайтесь не размещать источники звука рядом с пластиковыми и стеклянными окнами. Вне зависимости от материалов стекол, окна резонируют из-за всех источников звука, находящихся в помещении. Резонанс оконных проемов и самих стекол может быть незаметен, но он всегда есть и проявится в самый неподходящий момент. В большинстве случаев, такой резонанс влияет на микрофоны, которые «слышат» намного больше, чем человеческое ухо. Микрофоны воспроизводят резонанс стекол в виде едва уловимого эффекта фильтрации, вызывающего искажения сигнала, которые практически невозможно исправить во время сведения.

Различные басовые ловушки и изоляционные материалы являются необходимым минимум любой студии, помогая создать идеальные условия звучания, избежать проникновения лишних шумов и повысить общую изоляцию комнаты. Несмотря на это, не стоит располагать любые источники звука рядом с поглощающими элементами комнаты. Изоляция призвана изолировать, простите нас за каламбур, а это значит, что звучание усилителей и инструментов будет искажено. Идеальным вариантом станет расположение источников звука на расстоянии около двух метров от изоляционных материалов.

Расстановка микрофонов

Как только для всех источников звука будет найдено идеальное местоположение в комнате, стоит задуматься над тем, как будут стоять микрофоны. Во избежании «снятия» лишних частот микрофоном в районе верхнего низа, стоит установить микрофон в том месте, где комната не резонирует. Встаньте рядом с источником звука, воспроизводящим сигнал микрофона, таким образом, чтобы одно ухо было «нацелено» прямо на него. Теперь покрутите головой влево и вправо, вверх и вниз, подойдите к источнику ближе, а затем отойдите от него дальше. Такие манипуляции нужны для оценки искажений сигнала и поиска наилучшего места в пространстве для микрофона. Вращая головой, отметьте для себя те стороны, где звучание выглядит наилучшим образом — именно там стоит установить микрофон.

Для записи больших инструментов или усилителей существует несколько идеальных местоположений микрофона, каждое из которых призвано работать с разными характеристиками звукового сигнала. Поэтому, для максимально качественной записи могут потребоваться два микрофона, установленных в разных местах помещения.

К примеру, если требуется запись крупного источника звука в стереоформате, стоит расположить два микрофона между собой на расстоянии, равном трем расстояниям от микрофона до источника звука (Правило 3-к-1). То есть, если микрофон стоит в метре от источника сигнала, то второй микрофон должен устанавливаться в трех метрах от первого. Соблюдение данного правила поможет минимизировать нехватку частот при стереозаписи, но не стоит устанавливать микрофоны очень близко к самому источнику звука, так как это не даст никакого положительного эффекта и не обогатит конечное звучание записанного материала.

Правило 3-к-1

Если соблюсти Правило 3-к-1 не удается из-за каких-либо внешних факторов, то стоит использовать для стереозаписи два крайне схожих по характеристикам микрофона, установленных, что называется, «на слух». То есть, постарайтесь также определить самые качественно звучащие места помещения, о чем говорилось выше, и поставить микрофоны именно там.

Что касается самих микрофонов. Выбрать самые качественные модели под конкретные задачи — важная работа, но это не должно становиться отправной точкой для звукозаписи. Даже самый дорогой и крутой микрофон в мире ничего не сможет противопоставить резонансу самой комнаты и ее элементов, что сделает его наличие бесполезным. Главная цель — максимально правдоподобно и без искажений передать звучание инструментов.

Выбирайте правильные местоположения источников звука и пишите хорошую музыку. Все остальное вторично. Удачной звукозаписи, друзья!

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Запинить

samesound.ru

Правильное использование микрофонов при записи

14 августа 2014 г.

У вас есть микрофон хорошего качественного уровня, но вы не умеете с ним работать? Хью Робджонс даёт некоторые рекомендации. Если в вашу музыку вовлечены акустические инструменты, а может быть голоса, то на финальное качество вашей записи в полной мере повлияют ваши микрофоны и ваши действия с ними. Любопытно, что если весьма дешёвый микрофон расположить правильно, он может часто выигрывать у более дорогого аналога, но размещённого неверно. Ещё очень важно, как вы следите за вашими микрофонами, как устраиваете студию. Уделяйте внимание своим микрофонам, заботьтесь о них и тщательно продумывайте их расположение. Это секрет для покорения «большого звука».

Некоторые микрофоны имеют характерные специфики звука. У некоторых может быть повышено «присутствие», у некоторых преобладать бас и.т.д. Такие особенности могут оказаться нужными в тех или иных ситуациях, но могут снизить спектр возможностей по общему их использованию. Лучше всего делать выбор на микрофоне, который звучит нейтрально, и задействовать позиционирование для достижения требуемого характера звука.

Конденсаторные и электретные микрофоны необходимо тщательно защищать от влажности и пыли. Они ухудшают качество звука. А что касается пыли и дыма, то эти факторы значительно портят диафрагму микрофона. У высококлассных микрофонов высокая цена, по этой причине стоит продумывать свои инвестиции. Если вам кажется, что микрофон стал работать хуже, то возможно, стоит его отправить изготовителю или в специальный сервис. Там могут произвести чистку диафрагмы.

Обращаться с микрофонами необходимо аккуратно, заботливо. Если с ними не работаете, то положите их в надёжное место, ни в коем случае их не роняйте. Также не следует хлопать крышками на коробках. Так велика вероятность повреждения диафрагмы. Лучше всего хранить микрофоны в коробках, устеленных поролоном. Место хранения должно быть сухим и прохладным. Если у вас нет желания постоянно распаковать микрофоны, а потом упаковывать, то можете воспользоваться специальными чехлами. Так поступают во многих студиях, чтобы защитить микрофоны от пыли. Ещё можно держать микрофоны в состоянии постоянного подключения к источнику фантомного питания. Так микрофоны постоянно будут тёплыми и защищёнными от влажности.

У динамических микрофонов динамический диапазон намного скромнее, высокие частоты более мягче, чем у конденсаторных или электретных аналогов. Зато такие микрофоны гораздо лучше переносят звуковые перегрузки и небрежное использование. Так, когда нужно более тёплое звучание или требуется снять звук с источников с повышенной громкостью, динамический микрофон становится самым подходящим вариантом.

У конденсаторных и электретных моделей повышена чувствительность. Они могут казаться «стремительными» и более нейтральными. Это замечательный вариант, когда стоит задача по захвату тонких нюансов звучания. Конденсаторные модели, имеющие небольшую диафрагму, характеризуются высокой нейтральностью и точностью. А такие микрофоны с большой диафрагмой показывают более тёплую и объёмную натуру.

Электретные модели начинают работать от внутренней батареи или от фантомного питания. Фантом – такой тип электропитания, при котором вы избавитесь от сложностей с разрядом батареи, а у усилителя в микрофонной головке частотный диапазон увеличится, и шумы уменьшатся. Если используете батарею, то извлекайте её во время бездействия микрофона. Также прочищайте контакты, ведь микрофону нужен такой малый ток, что даже малейшая коррозия на контактах может стать вызвать существенное ухудшение состояние усилителя. Перед работой несколько минут дайте микрофонам прогреться.

Конденсаторные и электретные модели снабжены первичными усилителями. Эти усилители созданы для преодоления «нормального» звукового давления. Если расположить микрофон достаточно близко к громкому источнику звука, то у такого усилителя могут быстро произойти перегрузки, и он исказит звук. Многие микрофоны снабжены включаемыми аттенюаторами или необходимыми модулями аттенюации. Их располагают между капсулой и усилителем. Если вас мучают сомнения, то задействуйте его. Пусть лучше образуется низкий уровень, который потом можно скорректировать на пульте, чем громкий звук с искажениями, который уже никак не исправить.

На пульте есть фейдеры. Их стоит убирать, либо приглушать колонки при перемещении микрофонов, их переключении или направления на них питания. И каждого, находящегося в контрольном помещении, весьма не впечатлят или даже оглушат удары, трески и грохоты, пока вы возитесь с вашими микрофонами. Когда вы вернётесь, у вас может возникнуть сильное смущение от такой картины: из ваших мониторов свисают обугленные остатки басовых динамиков.

Позицию микрофона на стойке нужно регулировать. При этом сильно не затягивайте зажимы. Так они быстро утратят функцию по удерживанию положения. Рекомендуется их ослабить и легко расположить там микрофон. А потом начать их зажимать в направлении снизу вверх. Если у ваших стоек хорошие кондиции, вам не потребуется значительных усилий, чтобы всё правильно зафиксировать. Хватит маленького усилия на зажимах, чтобы избежать провисания стоек в процессе работы.

Расположите стойку так, чтобы какая-то из опорных ножек оказалась под «поручнем» стойки. Это обеспечит устойчивость и защитит от крушения всей конструкции под массой микрофона. Также не следует стойку чересчур обматывать микрофонным кабелем. Сделайте пару витков. Этого хватит, чтобы всё это дело смотрелось опрятно и не препятствовало перемещению стойки в случае надобности.

Не забудьте сделать изоляцию микрофонов от механических воздействий, поскольку субзвуковые и низкочастотные шумовые волны серьёзно снижают динамический спектр сигнала. Довольно мало мониторов ближнего воздействия могут воспринимать частоты ниже 60 Гц. Если вы заметили на ваших измерителях пики, по вашему мнению, не соответствующие звучанию, то это, скорее всего, было вызвано низкочастотным грохотом (яркий пример – грохот от ноги, которая отбивает ритм). Лучше всего ставить микрофоны на стойки со специальной изоляцией. Ещё можно под ножками стойки размещать специальные прокладки.

Как правило, использование направленных микрофонов требуется для ограждения от ненужных звуковых источников. Когда располагаете микрофон, учитывайте то, как он размещён по отношению к нежелательным звукам. Следуйте мысли о трёхмерном пространстве и поставьте микрофон так, чтоб шум направлялся в самые слабые чувствительные углы. Если у направленности складывается кардиоидная диаграмма, то микрофоны оказываются позади её. В случае «восьмёрки» - по сторонам диаграммы, при гиперкардиоиде – идут по сторонам конуса тыла.

При равной стоимости всенаправленные микрофоны часто обладают более нейтральным звуком и широкой басовой возможностью, чем направленные. Но по той причине, что они не могут «предвзято» воспринимать ненужные звуковые источники, то их следует располагать поближе всех направленных аналогов. Так вы сможете получить те же самые значения утечек. Если вы работаете с точечными или близкими микрофонами, то применяйте и всенаправленные, так как они часто кажутся менее окрашенными. И утечки, возможно, будут несущественны. Помните, что большинство всенаправленных микрофонов могут преобразовываться в весьма направленные в плане высоких частот. Поэтому фиксируйте необходимый источник звука по их оси.

У всех направленных моделей есть в определённой мере эффект «близости». Это полезно, когда вы желаете «разогреть» свой звук естественно, а не с использованием эквалайзера. Осторожно располагайте микрофоны у перемещающегося источника, ведь здесь идёт изменения характера звука. Танцы солистов и покачивания гитаристов сложно контролировать.

На итоговое качество ваших творений частично влияет качество ваших микрофонов. Чем оно выше, тем точнее может стать ваша работа, и в ней будут содержаться более тонкие нюансы. Стоимость профессиональных микрофонов высокого класса колеблется от 500 до 1000 фунтов. Это формирует существенную толику казны домашних и проектных студий.

При записи музыки важно место и способ расположения микрофона. Здесь не стоит спешить, постарайтесь правильно осознать данный процесс. Источник звука нужно прослушать со всех сторон и подумать, с какой дистанции и под каким углом захват звука будет эффективней. Если даже на дюйм сдвинуть микрофон, можно кардинально поменять его звук. Верное размещение ещё не является залогом великой записи, но так вы сделаете всё, что можете.

Всегда размещайте микрофон заново или меняйте его до работы с эквалайзером. На это уйдёт больше времени, но результат улучшится. Эквайлизация необходима для креативной модификации звука, а не для его создания. А для этих целей и подбирался микрофон. Для уменьшения утечек позаботьтесь о позиционировании микрофона, выберете правильную диаграмму направленности. На это уйдёт меньше времени, чем на настройку нойз-гейта. И надёжность этого, и эффективность будут лучше. Также вы можете снизить число утечек в источнике, расположив инструменты так, чтобы ненужные звуки шли в участки самой незначительной чувствительности микрофонов.

Между микрофонами есть разделение. И оно должно быть адекватным. Проверка такой адекватности заключается в прослушивании каждого инструмента громче других. Нормальное значение утечки - на 12 дБ ниже главного источника данного микрофона. Иначе придётся снова позиционировать микрофон и выбирать диаграмму направленности. Можно по-другому расположить инструменты или задействовать экранирование. Если это не поможет, тогда подключайте в работу эквалайзер или гейт. Но после всей работы лучше всё же выяснить причину сбоев и определиться с тем, что нужно сделать, чтобы достичь положительных результатов в следующей сессии.

Если вы затрудняетесь с вопросом правильного размещения микрофона, не можете решить, на какой дистанции от источника звука его поставить, то последуйте одному эмпирическому правилу – размещение должно быть на дистанции, равной самому большому из размерных характеристик источника. Пример – контрабас. Хороший звук снимается и с четырёх футов. Многим акустическим инструментам требуется определённое пространство, что консолидировать все составляющие своего звука и взять их в нужные дозы. Если поставить микрофон слишком близко, он отобразит механические струнные, смычковые шумы, а также щелчки клапанов и исказит баланс между основными частотами и гармониками.

В процессе записи солистов, привыкших больше работать на концертах, чем в студии, часто возникает общая проблема. Такие исполнители могут слишком близко встать у микрофона. Этим они могут вызвать сопение, плевки, сибилянты, повышенное басовое воздействие и сложности с влажностью. Чтобы этого избежать, нужно использовать поп-фильтр. Его нужно поставить на 4-5 дюймов от самого микрофона. Есть альтернативный вариант – один микрофон отдайте на «растерзание» певцу, а второй поставьте повыше на шесть дюймов и подальше на восемь дюймов. Обычно запись идёт с этого отдалённого микрофона. А если вы хотите применить стандартной динамической концертной картины, то можете смикшировать звук обоих микрофонов. Так получится более интересный и агрессивный звук.

Дополнительные рекомендации: запись барабанов.

Ставить на стойке микрофона бас-барабан не всегда приемлемо. Причина – если установка движется по полу, то она может контактировать со стойкой и механически «напугать» микрофон. Посмотрите на передний пластик, если у него есть отверстие, попробуйте поставить микрофон во внутреннюю полость барабана на подушке. Проведите эксперименты с расположением ближе/дальше от функционирующего пластика и сторон корпуса. Так, вы можете достичь хорошего звука, имеющего нужное сочетание щелчков колотушки и тела барабана.

Когда барабан потрясающе звучит в своём соло, но гораздо хуже в сочетании с другими микрофонами, то здесь могут не совпадать фазы. Нужно изменить его фазировку или же фазировку прилегающих микрофонов. Это важно, когда идут комбинации микрофонов, расположенных выше и ниже малого барабана.

Чтобы достичь хорошего звучания роковых ударных, для начала сбалансируйте точечные микрофона, далее добавьте оверхэды. Так вы сделаете лучше ясность тарелок. В работе над живым или джазовым звуком можно оверхэды сделать основой для базового баланса. При этом точечные микрофоны будут создавать небольшой дополнительный центр. В том и другом случае необходимо позаботиться о том, чтобы стереопозиционирование точечных моделей микрофонов соответствовало тому, что отображают оверхэды.

Автор статьи: Юрий Соколов http://www.pritone.ru/

musicgod.ru

Микрофоны, или как получить хороший звук – Звукозапись

От расположения микрофона по отношению к музыкальному инструменту или к вокалисту в значительной степени зависит качество записи. Изменение расстояния на несколько сантиметров или незначительный поворот микрофона может резко изменить характеристики звука. Если вы решите заняться музыкальной звукозаписью всерьез, то, уверяю вас, вы потратите много дней на изучение способов расположения микрофонов.В этой главе мы рассмотрим основные понятия, связанные с использованием микрофонов, и познакомимся со способами получения высококачественного звука. Я поделюсь с вами секретами микрофонного мастерства и дам некоторые практические советы, которые принесут вам пользу немедленно. Кроме того, вы узнаете, как пользоваться компрессией и расставлять микрофоны для уменьшения влияния всплесков при записи инструментов.

Техника использования, микрофонов

Независимо от типа микрофона и инструмента, который вы записываете, можно применять несколько способов расположения микрофонов, которые обеспечат высокое качество записи.

  • Близкое расположение. Микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука.
  • Удаленное расположение. Микрофон устанавливается на расстоянии около одного метра от источника звука.
  • Объемная запись. Микрофон располагается на другом конце комнаты.
  • Стереофоническая запись. Два микрофона устанавливаются на некотором расстоянии один от другого.
  • Комбинированная стратегия. Используется комбинирование перечисленных выше способов.

В этом разделе рассматриваются четыре основных способа расположения микрофонов, используемых при записи. Вы узнаете, в каких случаях лучше применять тот или иной способ и на какие характеристики звука эти способы влияют.

Рис. 8.1. При близком расположении микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука

Близкое расположениеПри близком расположении микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука (рис. 8.1). В домашней студии такое расположение микрофонов применяется чаще других, так как при этом на звук меньше влияют акустические параметры помещения, такие как реверберация и эхо.

При записи с близким расположением микрофона качество звука особенно сильно зависит от того, где именно вы расположи микрофон по отношению к инструменту. Поскольку микрофон находится совсем рядом, даже небольшое его перемещение (не только на другое расстояние, но и в другое место на той же дистанции) приводит к значительному изменению характеристик звука инструмента. Вам придется потратить немало времени, прежде чем вы найдете место, обеспечивающее полноценное качество звука.

Рис. 8.2. При удаленном расположении микрофон находится на расстоянии около метра от источника звука

Удаленное расположениеВ этом случае микрофон устанавливается на расстоянии около метра от источника звука (рис. 8.2). Удаленное расположение микрофона позволяет записать нс только звук самого инструмента, но и некоторые звуки, характерные для этого помещения. Удаленное расположение часто применяется при записи барабанов с помощью единственного микрофона, так как оно позволяет захватить звуки сразу всей ударной установки. А если так расположить несколько микрофонов, то вы запишете всю установку с очень хорошим качеством.

Объемная записьПри такой записи микрофон ставят на значительном расстоянии от источника звука, иногда на противоположном конце комнаты (рис. 8.3). При этом записываются характерные для данного помещения звуки, такие как реверберация и эхо. Аналогичного эффекта можно добиться, расположив микрофон не так далеко от источника, но направив его в противоположную от инструмента строну. Иногда можно даже установить микрофон в соседнем помещении, но это уже экзотическая техника, я считаю. Расстояние между микрофоном и инструментом подбирается каждый раз и зависит от того, какой инструмент вы записываете.Объемной записью имеет смысл пользоваться только тогда, когда в помещении есть его собственные интересные звуки. Если воспользоваться комбинацией объемного и близкого расположения, можно получить красивую естественную реверберацию данного помещения. Если ваша студия не обладает хорошими акустическими характеристиками, лучше не пользоваться объемной записью, тем более что эхо и реверберацию вы всегда сможете добавить позже, на этапе микширования.

Рис. 8.3. Объемная запись предполагает такое размещение микрофона, при котором в него попадают звуки помещения в не меньшей степени, чем звуки инструмента

СтереоСтереозапись предполагает использование двух микрофонов для улавливания стереофонического звучания инструмента. Существует множество способов установки микрофонов, и некоторые из них очень сложные. Однако есть три основных способа, а именно: пара X-Y, способ Блюмлейна и разнесенная пара. Кроме того, бывают специальные стереомикрофоны, которые позволяют записывать стереозвук непосредственно.Пара X-YПри таком способе записи два одинаковых микрофона располагаются под прямым углом, в непосредственной близости один от другого, но так, чтобы они не касались друг друга (рис. 8.4). Это самый распространенный способ, и вы, скорее всего, будете пользоваться именно им, если решите заняться стереофонической записью. Обратите внимание на то, что они закреплены в специальной подставке, которая значительно упрощает правильное расположение микрофонов (см. рис. 8.4). Способ Блюмлейна

Этот способ разработал и запатентовал в 1931 году инженер Алан Доуер Блюмлейн (Alan Dower Blumlein). При такой технике два двунаправленных микрофона . Монтируются аналогично парс X-Y, под прямым углом, диафрагмами вплотную друг к другу. Микрофоны закрепляются на разных штативах, один над другим (рис. 8.5). Преимущество этого способа заключается в том, что двунаправленные микрофоны воспринимают сигнал как спереди, так и сзади, что позволяет записать очень естественный звук. Кроме того, вам нс придется бороться со всякими нежелательными эффектами, возникающими при тесном расположении микрофонов, потому что двунаправленные микрофоны нс создают этих эффектов.

Рис. 8.4. Пара X-Y – это два одинаковых микрофона, расположенных вплотную, под прямым углом

Рис. 8.5. Способ Блюмлейна. Два микрофона расположены один над другим, под прямым углом

Разнесенная параПри таком способе два микрофона располагаются на расстоянии от инструментов, которые вы записываете, и на значительном расстоянии друг от друга (рис. 8.6). Этот способ особенно удобен для записи ансамбля или оркестра, который занимает много места в помещении.

Рис. 8.6. Запись по методу разнесенной пары. Микрофоны располагаются на расстоянии от источника звука и друг от друга

Однако при таком способе записи могут возникнуть фазовые искажения (ознакомьтесь с врезкой “Сложности стереозаписи”), если вы неверно расположите микрофоны. Как общее правило нужно принять, что микрофоны должны находиться один от другого на расстоянии втрое большем, чем от источника звука. При этом фазовые искажения не возникают. Это правило называют правилом 3:1.

xrvsx.ru


Смотрите также