"Освновы вокального пения: работа на сцене с микрофоном". Как правильно говорить в микрофон на сцене


Ораторские приёмы. Держим микрофон на сцене правильно

Держим микрофон правильно

У некоторых только название такого предмета, как микрофон, вызывает чувство паники. А у кого-то даже может развиться фобия. Но не все так страшно. Даже, если вы впервые сталкиваетесь с использованием такого оборудования, наши советы помогут вам с ним совладать.

  1. Первое знакомство с микрофоном следует начинать еще до выступления. Найдите для этого время.

Микрофоны могут быть различного вида и типа. Удобней всего использовать те, которые крепятся к петлице или одеваются на голову. Но не всегда, получается, делать выбор в их пользу, поэтому мы будем говорить преимущественно о стандартной модели, которую надо держать в руке.

Вернемся к знакомству с оборудованием, которое необходимо для того чтобы ваш голос услышали все, во всех уголках аудитории – микрофону.

Заранее следует знать, какого вида у вас оборудование, направленного или ненаправленного он действия. Первый вариант означает, что держать его надо перпендикулярно от себя и говорить непосредственно в него.

Man is speaking on indoor business conference for managers.

Далее следует определиться с комфортным расстоянием от губ до микрофона. Включите колонки и послушайте, как будет звучать голос, хорошо ли его слышно на самых дальних рядах. Поговорите подольше, привыкните к тому, как звучит ваш голос. Не удивляйтесь тому, что вы не узнаете его, это нормальное искажение, не надо пытаться что-то изменить, говорите как обычно.

Обязательно освойте кнопку, которая отключает микрофон. Это понадобится, если вдруг вам приспичит кашлянуть или чихнуть, не стоит, чтобы это слышали все, да и еще так громко. Желательно воспользоваться функцией отключения микрофона, если кладете его куда-то или поправляете провод, идущий от него, если таковой имеется.

Следующим важным моментом будет уточнение информации, в каком месте стоит усиливающая звук аппаратура и колонки. При близком к ним приближении будут раздаваться весьма неприятные звуки. А знание расположения оборудования убережет уши ваши и аудитории от них.

  1. Движения с микрофоном во время выступления должны быть синхронными. То есть все приседания, наклоны и прочие телодвижения нужно, чтобы микрофон выполнял вместе с вами. Не допускайте волнообразных движений им, то отдаляя от себя, а то приближая. Это очень плохо сказывается на звуке, появляются дополнительные шумы.

При работе с микрофоном не прячьтесь за него. Оптимальное расстояние до лица около 10 см.

Держать микрофон надо легко и непринужденно, опустив локоть.

Не концентрируйте внимание на оборудовании, не смотрите на него, ваше внимание должно быть на зрителе.

Используя микрофон с проводом, надо быть максимально аккуратным. Перемещаясь по сцене, держите микрофон в одной руке, а другой поправляйте провод, чтобы он не мешал вам. Все движения должны быть естественными, плавными, не привлекающими внимания.

Никогда и ни в коем случае не производите действий с рукой, держащей микрофон для выступлений. Исключительно все жесты должны производиться свободной от оборудования конечностью.

  1. Не надо прижиматься губами к микрофону. Со стороны, кажется, что вы хотите его съесть. Громче звук от этого не станет. Тоже касается и противоположного действия. Не относите оборудование далеко от лица, словно это мерзость какая-то. Всегда держите микрофон на одинаковом расстоянии от себя.

Так как микрофон – это чувствительное устройство, он искажает некоторые шипящие, звонкие согласные звуки, например, такие: «с», «ш», «п», «ч», «т». Чтобы речь была приятной на слух, надо снизить скорость вашего произношения и максимально четко произносить все звуки.

Вот и все не хитрые правила, которые позволят «приручить» микрофон. Оратор должен уметь пользоваться не только словом, но и оборудованием, которое позволяет сделать речь — инструментом своих достижений

speech-trener.ru

"Освновы вокального пения: работа на сцене с микрофоном"

Тема: «Основа вокального пения: работа на сцене с микрофоном».

Цель: Познакомить учащихся с правилами использования микрофона, во время сольного исполнения и в сопровождении гитары.

Задачи:

1. Научить правильному использованию микрофона во время сольного исполнения, и в сопровождении гитары.

2. Способствовать развитию исполнительских, сценических УУД;

3. Воспитывать любовь к исполнительскому искусству.

Оборудование: микрофон, музыкальный центр, компьютер, фонограмма песни «Мой учитель» И.Трубочкиной. Гитара и стойки для микрофонов. Памятка «Пение с использованием микрофона»

Ход занятия:

  1. Орг.момент: Приветствие.

  2. Проверка Д/З.

– Мы с вами на прошлых занятиях познакомились с основами вокального пения, давайте еще раз вспомним, какие правила необходимо соблюдать при пении?

-Молодцы. А теперь давайте с вами распоемся и вспомним песню, которую с вами начали учить!

Упражнения на дыхание: «Надуваем воздушный шарик»

Распевка по полутонам: До-ре-до-ре-до-ре-до.

Ми-мэ-ма-мо-му.

Работа с песней: «Мой учитель».

  1. Изучение новой темы:

-Мы с вами вспомнили основные правила пения, а сегодня мы еще познакомимся с правилами пения под микрофон!

-Бытует такое мнение, что нет ничего проще – бери микрофон и пой, или выходи к микрофону и пой! Но это не совсем так!

-При неправильной работе выступающего с микрофоном, можно легко получить "букет" таких неприятных для всех участников мероприятия последствий, как так называемая "акустическая обратная связь" (свист или вой, обычно на одной частоте), плохая разборчивость вокала и речи, избыточный динамический диапазон (отношение самого громкого звука к самому тихому), и несколько других неприятных моментов

-Всё вышеперечисленное не может позитивно сказаться как на общем впечатлении от выступлений, так и на работоспособности использующегося комплекта аппаратуры в целом.

-Что же нужно знать начинающему исполнителю , на что обращать внимание? Как взаимодействовать с микрофоном артисту для того, чтобы его не только услышали, но и одобрили то, что он "несёт в массы"?

( ответы, варианты детей)

-Постараемся прояснить наиболее важные аспекты работы с микрофоном.

1.Сначала – об "акустической обратной связи". Некоторые этот эффект называют по-простому «свист» или «вой» .

-Наверняка те, кто хоть раз пользовался микрофоном, сталкивался с этим неприятным эффектом. Откуда берётся, как возникает?

(Всё просто: микрофон "ловит" звук акустических систем, дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту. Эффект намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены.)

-Даже голова человека, части его тела частично отражают звук. Поэтому, например, никогда не нужно без причин закрывать головку микрофона ладонью, тем более сжимать ладонь с головкой микрофона "куполом" – в этом случае такой эффект будет почти наверняка обеспечен!

-Многие проверяют потенциально возможную обратную связь именно постепенно, короткими движениями и за несколько раз, всё более и более закрывая микрофон ладонью, с каждым разом больше зажимая руку в "купол". Если при таких условиях АОС не возникла, или только начала слабо проявляться, то потом можно её не опасаться, если условия не изменятся.

Такому эффекту обратной связи можно не только слегка испортить мероприятие, довольно ощутимо и неоднократно оглушив зрителей. Есть опасность вывести из строя часть звуковоспроизводящей аппаратуры!

СОВЕТЫ ДЛЯ ВОКАЛИСТОВ:

1. НЕ НАПРАВЛЯТЬ МКРОФОН НА КОЛОНКИ и не подходить к ним близко.

-Можно и нужно избегать обратной связи с помощью "человеческого фактора". Основная ошибка артистов и докладчиков - направление микрофонов на акустическую систему. Одно дело, если микрофон стоит на стойке у трибуны и практически не перемещается в пространстве сцены. Совсем другое дело – вокалист, да ещё и с ручной радиосистемой или проводным микрофоном, снятым со стойки.

2.Не наклонять микрофон вовремя поклонов!!!

Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, часто во время поклонов, вокалисты опускают руку с микрофоном вниз так, что он как раз получается направленным в монитор! Это абсолютно недопустимо! Если так откровенно направлять микрофон в сторону недалеко находящейся АС, то никакие технические средства не помогут, а звукорежиссёр может просто и не успеть убрать или заглушить микрофон на пульте.

3.ДЕРЖАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ между ртом и микрофоном:

-Другая, не менее важная проблема, и это касается, конечно, исполнителей-артистов, угол и расстояние между ртом и микрофоном.

Казалось бы, не может быть ничего проще - взял микрофон в руку и пой в него! Чтобы избежать пропадания звука, разумеется, просто необходимо петь непосредственно в микрофон! Он обязательно должен быть направлен на источник звука – рот человека!

Небольшое уточнение. Существуют различные типы микрофонов и некоторые допускают большое расстояние от источника звука до микрофона. Поговорим о более распространённых типах микрофонов – индивидуальных вокальных микрофонах, чаще всего динамических. Разрабатываются концертные микрофоны с учётом именно концертных требований, то есть по идее не должны "ловить" ничего, кроме вокала! Ничего, кроме голоса, именно поэтому они такие направленные и избирательные.

Когда микрофон в непосредственной близости от рта, выигрывают все – звукорежиссёр, исполнитель и, в конечном итоге, зритель! Когда микрофон близко – лучше передаётся артикуляция, разборчивость речи исполнителя, лучше соотношение снятой микрофоном полезной и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества.

Тембральная окраска голоса сильно зависит от расстояния!

Как известно, чем более высокие ноты поются в микрофон, тем они громче, тут и выручает техника варьирования расстояния. Обратите внимание как пользуются микрофоном опытные артисты на "живых" выступлениях – все высокие ноты поются на сравнительно большом расстоянии до микрофона.

Громкость вокала в эти моменты довольно большая, да ещё и меняется со временем, и исполнители варьируют расстояние. Лишь ненамного приблизив микрофон ко рту, получаем очень ощутимый прирост в громкости. Тут просто нужен опыт.

4. НЕ ПЕТЬ ГРОМКО БЛИЗКО С МИКРОФОНОМ, эффект неразборчивых слов:

- Есть ещё одна проблема, достойная рассмотрения – при достаточно громком пении близко от микрофона мы можем получить нежелательные искажения, которые "режут слух". То есть не нужно громко петь держа совсем близко ко рту микрофон.

5 Вдох при пении под микрофон должен быть беззвучным, так как микрофон улавливает все звуки.

6. Мимика лица тоже должна соответствовать содержанию песни.

Обратная описанной выше огромная проблема - тихий по природе голос.Тихий голос встречается очень часто у девушек в переходном возрасте (большинство часто использует такую "томную", негромкую интонацию, что при разговоре, что при пении) . Тут уж ничего не попишешь, если голос тихий – только уменьшать расстояние до микрофона до самого минимального . Например, В. Бутусов – часто поёт он тихо, и его губы.

-Теперь рассмотрим правила использование микрофона для гитаристов.

-Как вы думаете, а какие правила нужно соблюдать при исполнении песни под гитару, если она не подключена к аппаратуре?

1.В основном песня исполняется стоя, а для этого необходимо использования ремня. Гитара держится под наклоном (гриф по отношению к барабану находится немного выше).

2.Как правило, используются два микрофона: один направлен на гитару, другой на исполнителя. Пение не должно быть слишком громким, чтоб не заглушать аккомпанемент и наоборот.

3.Необходимо соблюдать ритм и темп (пение не должно опережать аккомпанемент и наоборот).

РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ «Правила пения с использованием микрофона»

4. Итог урока:

Итак ребята, что вы запомнили из правил пения под микрофон?

-А при исполнении песни под гитару с использованием под микрофона?

-Кто желает попробовать исполнить песню «Мой учитель под микрофон»?

kopilkaurokov.ru

Как правильно держать микрофон - Тёплый Ламповый Звук

Да, с профессией вышла промашка

Я и сам — как та бумажка:

Подтирать чужой усёр

Должен звукорежиссёр

 

Никакой двусмысленности, всё честно. Пост порождённый лёгким баттхёртом, который, возможно, кому-то даже поможет в будущем.

 

 

Было это классе в 8, я уже второй год верно служил звукооператором в школе и проводил все праздники сидя за аппаратурой. И однажды была у нас репетиция. Всё бы ничего, но один 5-классник когда выходил петь песню, буквально присасывался к микрофону и, соответственно, получалась каша. Я рычал на него, организаторы объясняли ему, что не надо, он кивал, но когда выходил репетировать, снова целовался с микрофоном. На генеральной репетиции я не выдержал и после очередного бжхчкчкувания в микрофон я вырубил минусовку и заорал «ДА СОЖРИ!!! СОЖРИ ТЫ ЕГО НАКОНЕЦ!!! Я ПЯТЬ ДНЕЙ УЖЕ ЭТОГО ЖДУ, ДОЖДАТЬСЯ НЕ МОГУ!!!». Добавлю только, что на выступлении мальчишка отлично спел. Упустим, пожалуй, тот факт, что всю песню он на меня опасливо косился, а после этого называл исключительно на Вы и здоровался со мной до самого моего выпуска.

Давайте рассмотрим, что за зверь такой — микрофон. Сейчас я расскажу только про классические динамические кардиоидные микрофоны, в которые, как правило, приходится петь и говорить на сцене и в прочих местах. Выглядят они вот так, если кто не видел:

Нарочно нашёл с выключателем, потому что о нём тоже будет. Что значит «динамический»? Это принцип его работы. Такой же как у динамика, только наоборот — у динамика ток двигает мембрану, а тут движение мембраны вырабатывает ток.

Кардиоидный — это его направленность. Тогда я этого не знал и как-то не понимал, зачем на микрофонах рисуют задницуА эта задница — и есть кардиоида, названная так… за сходство с сердечком (кардио ж).

косо-криво, но понятно, что если мы проведём линию вдоль микрофона и будем держать его так, чтоб рот был на этой линии, то звук будет максимально громким. Чем больше угол отклонения от этой линии, тем тише. Вроде всё)))

Теперь о том, как держать микрофон. Забираюсь в пайнт и начинаю рисовать)

1 позиция. Звук вполне хороший, даже, я бы сказал лучший. Вот только когда микрофон перекрывает весь обзор и закрывает часть лица выступающего, это не очень эстетично. В такой позиции обычно записываются, а не выступают.

2 позиция (нижняя левая) — позиция, вытекающая из первой — ну не видно ничего, вот и опустили микрофон к горлу, а уж что до звука, — то уже звукача проблемы. Кстати, некоторые индивиды, чтоб добавить «драйву» к актёрской игре, либо банально от стеснительности наоборот задирают микрофон к глазам.

3 позиция (верхняя правая) позиция чтеца-первоклассника, или, как мы с другом её называем — «я пришёл к тебе с цветами». Когда прижимают микрофон к груди ибо солидно смотрится, хотя со стороны в моей фантазии именно так держатся две гвоздики на похоронах. У меня всё об этой позиции. Почти. Добавлю, что низко-гортанно-грудной звук, получающийся в результате, никакому восприятию не поддается, а крайним всё равно останется звукач. 

И наконец четвертая позиция — позиция всех позиций! Сферическое держание микрофона в вакууме, хоть в палату мер и весов его. Микрофон смотрит прямо в рот, а дыхание проходит выше, то есть не будет громогласных «б» и «п» и прочей срани! 

Теперь о расстоянии. 

Если вы репетировали, то подобрать его сможете и опытным путем, а так всё зависит от силы голоса и уверенности. Минимальное расстояние можно взять в два пальца, то есть примерно дюйм, а максимальное — 25-30 см, то есть примерно фут. Но я считаю оптимальным 7-10 сантиметров. Не прогадаете. И не целуйтесь же с микрофоном, ведущий только что плевал в него! И не только ведущий! А пока микрофон лежал в пыльной каморке, что за актовым залом, на нём плодились всякие бактерии, от гастрита до фолликулярной ангины! А вы знаете, что наверняка могла делать с микрофоном похотливая жена звукача, пока тот бегал до каморки художника по свету? То-то же. Ну-ну-ну, не надо бояться брать микрофон в руки, насчёт жены я пошутил. А насчёт остального… Ну вы ж моете руки перед едой?  

Теперь о выключателях. Оооо, к ним я пропитан особой любовью! Настолько большой, что где бы я ни работал, я везде туго заклеивал их скотчем! Есть микрофоны, которые опционально не имеют выключателей, да славится их имя во веки веков! А в чём, собственно, дело:

Многие, особенно дети, но нередко и взрослые считают своей священной обязанностью выключить микрофон, отходя от него или передавая его другому. И по закону фильма этот  другой ну ни одной извилиной не думает проверить, а включен ли микрофон. И начинает говорить в него. И через секунду разводит руками и устремляет злой, полный непонимания взгляд на звукорежа. Или хуже — начинает орать в зал, типа «я и без микрофона справлюсь». Тут уже красный от злости звукореж начинает агрессивно жестикулировать, вспоминая свой черный пояс по игре «крокодил», объясняя, что, мол, включи ты, блин, микрофон, придурок, а то без голоса останешься!!! В общем, ребят, запомните золотое правило: если вы на сцене, то выключать микрофон можно только звукачу. Но также помните, что знают это не все, поэтому перед тем, как говорить в микрофон, гляньте, не выключен ли он. Просто. На всякий случай. 

Обратная связь. 

Если микрофон направить на динамик, то шум/звук из динамика пойдёт в микрофон, из микрофона усилится и снова в динамик, из динамика опять в микрофон и так по кругу. В итоге получится замкнутая цепь, которая самовозбудится и раздастзя характерный звук — либо гул, либо писк, либо свист. Одно скажу точно — звук очень неприятный. Поэтому избегайте таких позиций, когда микрофон может оказаться на одной линии с динамиком. Если же вдруг услышали этот характерный звук, отведите микрофон в сторону, а лучше вообще отойдите вместе с ним. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАКРЫВАЙТЕ МИКРОФОН ЛАДОНЬЮ!!! ЭТО МОЖЕТ ТОЛЬКО УСУГУБИТЬ СИТУАЦИЮ!!! Если отойти в сторону не помогло, то это уже косяк звукача, и он скорее всего это признает)

Вроде всё рассказал, теперь я спокоен)))

Если вы запомните эти простые правила, то плюсик в карму от любого нормального звукача получите))) 

Всем добра)))

samonster96.mypage.ru


Смотрите также