Видеосъемка фотоаппаратом. Fujifilm X-T20. Как подключить микрофон к фотоаппарату fujifilm


Видеосъемка фотоаппаратом. Fujifilm X-T20

После довольно длительного перерыва мы возвращаемся к занимательной теме видеосъемки фотоаппаратом. За время, прошедшее с момента, когда фотокамера стала использоваться в качестве камкордера, практически ничего не изменилось — фотоаппараты, как и прежде, строятся в расчете прежде всего на фотосъемку, в то время как видеорежим является вторичной функцией. Почти не изменились количество и состав недостатков и преимуществ фотоаппаратной видеосъемки. Так, ее минусами являются характерный формфактор (неудобный хват, своеобразное расположение органов управления), фактическое отсутствие стабилизатора в большинстве моделей, искусственное ограничение длительности беспрерывной видеозаписи и невозможность использования имеющихся в камере уникальных функций, которые доступны только в фоторежиме. Основным же плюсами фотокамерной видеосъемки были и остаются возможность смены оптики на ту, которая наиболее соответствует поставленной цели, а также потенциально более высокая чувствительность, хотя этот момент в некоторых случаях легко оспаривается.

Понятно, что такие запросы — смена оптики, чувствительность, динамический диапазон и т. д. — исходят только от пользователя «продвинутого», не от любителя. Ведь любителю теперь достаточно и смартфона, современные модели которых затыкают за пояс любую видеокамеру начального уровня.

Тот, кто внимательно отслеживает рынок в поисках чего-то новенького, давно приобрел уверенность в том, что «индустрия топчется на месте» и «вообще прогресса не видать». Возможно, он и прав. Кардинальных изменений от модели к модели действительно не так и много. Например, решение вопроса с пресловутой частотой кадров в режиме 4K явно кем-то искусственно замалчивается и затягивается. То же относится и к используемому кодеку: логика подсказывает, что для кодирования 4K-видео требуется более совершенный HEVC (H.265), однако в подавляющем большинстве устройств до сих пор используется кодек AVC (H.264), эффективный для Full HD, но явно недостаточный для продуктивного кодирования 4K.

Очередная модель фотокамеры бренда Fujifilm с названием X-T20 отлично вписывается в построенную нами «теорию заговора»: 4K-съемка с привычной максимальной частотой 29,97 кадров в секунду, проверенный временем кодек H.264 и непременное ограничение длительности видеозаписи. Если исходить лишь из перечисленных особенностей, фотоаппарат не отличается от большинства «одноклассников». Но в каждой камере имеются свои, неповторимые нюансы. Как положительные, так и отрицательные. Поиском которых мы сейчас и займемся.

Конструкция, технические характеристики

Фотоаппарат был предоставлен для тестирования вместе с зум-объективом XC 50-230mm f/4.5-6.7 OIS X-Mount. Не самый удачный вариант для видеосъемки. Точнее, для видеосъемки в целях тестирования. Но в жизни, для каких-то отдельных случаев (портреты, удаленные объекты) этот объектив вполне годится и даже хорош, однако об универсальности в этом обзоре нам придется забыть. Минимальное расстояние фокусировки у данного объектива составляет более метра, что осложняет даже элементарные тесты (съемка таблиц, съемка в боксе, измерение роллинг-шаттера и т. д.). Светопропускание (светосилу) объектива тоже не назовешь высокими, это видно уже из диафрагменных чисел F4,5—F6,7. Таким образом, если в каких-то съемках картинка покажется слишком темной — чур, фотоаппарат не виноватый. А уровень усиления, на котором в кадре появляется шум, нужно соотносить с используемым «стеклом», то есть делать скидку на объектив.

Рассматриваемая камера продается как с объективом (поставка «kit», модель объектива следует уточнять в магазине), так и без него (поставка «body»). Состав прочих аксессуаров в комплекте неизменен:

  • Литий-ионный аккумулятор NP-W126S
  • Зарядное устройство BC-W126
  • Заглушка
  • Ремень
  • Металлическое крепление ремня
  • Защитный чехол
  • Приспособление для присоединения крепления ремня
  • Руководство пользователя

Стандартная для беззеркальных камер плоская конструкция корпуса могла бы представлять больший интерес для видеосъемки, если бы разработчик предусмотрел наклонно-поворотный механизм крепления дисплея. Здесь же в качестве крепления экрана используется отклоняющаяся рамка, позволяющая изменить угол наклона дисплея в пределах 160° (до 45° вниз и до 60° вверх).

Сенсорная технология дисплея используется не в полной мере: касанием можно лишь указать зону фокусировки да воздействовать на одну виртуальную кнопку быстрого доступа. Сенсор используется также для стандартных жестов во время просмотра фотографий. Однако навигация по служебному меню осуществляется строго механическими кнопками или колесиками.

Сколько ни ищи, а отдельной кнопки REC, которая запускала бы видеозапись, на корпусе камеры не найдешь. Вместо нее используется стандартная кнопка спуска. Следовательно, для того, чтобы этой кнопкой включалась видеозапись, а не создавалась фотография, требуется переключить камеру в режим видеосъемки. Он имеется на колесе выбора режимов работы, последняя по счету пиктограмма. Подобный способ включения режима видеосъемки удобен тем, что расставляет все по своим местам: те функции, которые доступны в фоторежиме, становятся неактивными в видеорежиме. Благодаря этому исключается возможность спекуляций и двусмысленности, когда описываемые кем-то уникальные функции фотоаппарата выдаются (случайно или намеренно) как доступные в видеорежиме. Реальность более сурова: видеосъемка предполагает лишь стандартное изменение основных параметров экспозиции плюс частичную подстройку характера картинки. Все прочие изыски, которые преподносятся как индивидуальные особенности, в видеорежиме недоступны. Это касается, например, способов фокусировки, некоторых функций программной обработки кадра и т. д.

Служебные интерфейсы камеры собраны под одной откидывающейся крышкой на левой стороне корпуса. Здесь находятся порт Micro-USB (используется устаревшая версия 2.0), Micro-HDMI, а также микроджек (2,5 мм) для подключения внешнего микрофона. Этот же разъем может использоваться для соединения с проводным пультом управления.

Слот для карты памяти находится рядом с батарейным отсеком в днище корпуса. Аппарат поддерживает карты формата SD/SDHC/SDXC. Близкое к батарейному отсеку расположение штативного резьбового отверстия не совсем удачно: получается, что заменить батарею или карту памяти можно лишь, полностью отсоединив штативную площадку, что никак не добавляет оперативности.

Камера комплектуется литий-ионным аккумулятором NP-W126 емкостью 1280 мА·ч. Измерить точное время, которое камера способна проработать от заряженной батареи, оказывается непросто ввиду имеющегося ограничения на длительность беспрерывной видеозаписи:

Формат Максимальная длительность, минут
4K (3840×2160) 10
Full HD (1920×1080) 15
HD (1280×720) 30

По истечении указанного времени запись остановится, а возобновить ее можно будет только вручную повторным нажатием кнопки спуска. Путем наблюдения за процессом видеосъемки, в ходе которой приходилось вручную возобновлять запись, удалось выяснить примерное время автономной работы фотоаппарата от полностью заряженного аккумулятора: его ресурса хватает на 56 минут съемки в режиме 4K (4096×2160 30p) и до 75 минут в режиме Full HD (1920×1080 60p).

Но такому измерению серьезно мешает не только искусственное программное ограничение длительности записи. Увы, наш фотоаппарат склонен к перегреву. Через пять-десять минут после начала записи в режиме 4K в правой части дисплея появляется тревожная желтая пиктограмма термометра с восклицательным знаком. Спустя минуту-две цвет пиктограммы изменяется на панический красный и аппарат аварийно отключается, остановив перед этим запись. Включение камеры невозможно до тех пор, пока внутренние электронные компоненты не охладятся в достаточной мере.

Предупреждение — желтый индикатор Отключение — красный индикатор

Мы провели съемку аппарата тепловизором в момент одного из критических перегревов из-за 4K-съемки. На снимках видно, что отдельные участки корпуса нагрелись до 49-50 °C. Кажется, не такая уж и высокая температура, чтобы аварийно отключаться. Но взгляните внимательней: самым горячим узлом камеры является ее процессор, расположенный под откидным дисплеем чуть правее матрицы (белый квадрат на пятом снимке). Однако на этих снимках мы видим лишь тепло, переданное от процессора на пластиковую стенку корпуса. Но какая баня творится внутри, под корпусом — об этом можно только догадываться.

Важное дополнение: скорость нагрева целиком зависит от режима видеосъемки. Так, если 4K-запись доводит аппарат до перегрева за пять-десять минут, то при съемке в режиме Full HD желтый индикатор появляется через 10-15 минут после начала записи и остается таким еще около 15 минут, пока, наконец, его цвет не сменится на красный. Тестирование производилось при комнатной температуре 22-24 °C, дисплей камеры был откинут в горизонтальное положение, поскольку примкнутый к корпусу экран теоретически мешает отводу тепла от нагревающейся стенки корпуса.

Основные технические характеристики объектива, участвующего в тестировании, а также самого фотоаппарата, приведены в следующей таблице:

Объектив Fujifilm XC 50-230mm f/4.5-6.7 OIS X-Mount
фокусное расстояние

f=50—230 мм

максимальная диафрагма

F4,5—F6,7

минимальная диафрагма

F22

мин. расст. фокусировки

1,1 м

байонет

Fujifilm X-Mount

габариты

69,5×111 мм

масса

710 г

диаметр резьбы для фильтра

∅58 мм

прочее
  • 13 элементов в 10 группах
  • два регулировочных кольца (фокус, зум)
  • встроенный оптический стабилизатор
Фотокамера Fujifilm X-T20
процессор

X-Processor Pro

датчик изображения

23,6×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III с фильтром основных цветов, 24,3 эффективных Мп

габариты, масса
  • 118×83×41 мм без объектива
  • 383 г с аккумулятором и картой памяти
время записи от батареи, входящей в комплект
  • до 56 минут в формате 4K 30p
  • до 75 минут в формате Full HD 60p
носитель

карта памяти SD (до 2 ГБ) / SDHC (до 32 ГБ) / SDXC (до 256 ГБ) UHS-I

форматы видео

в тексте статьи

интерфейсы
  • вход для микрофона микроджек 2,5 мм
  • Micro-USB 2.0
  • Micro-HDMI
  • Wi-Fi IEEE802.11b/g/n
прочие характеристики
  • стабилизация в объективе
  • 0,39-дюймовый цветной видоискатель OLED, ≈2,36 млн точек
  • наклонный TFT-дисплей 3″ 1,04 млн точек
  • «Горячий башмак» для TTL-вспышек
Стоимость без объектива (Body)
Средняя цена T-1717471813
Розничные предложения L-1717471813-10
Стоимость с объективом (Kit)
Средняя цена T-1717471814
Розничные предложения L-1717471814-10

Видео/фотосъемка

При подготовке статей с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемками, которые сделаны другими аппаратами.

Обработкой изображения в камере занимается процессор X-Processor Pro. Этот мощный чип, как мы уже убедились, выделяет значительное количество тепла. Впрочем, в фотосъемке данная особенность, может быть, не так критична.

Фотоаппарат во время видеозаписи разбивает видеофайлы на части по 4 ГБ, даже если карта памяти отформатирована в exFAT. Снимаемое видео сохраняется контейнер MOV. В настройках имеется 16 вариантов размера и частоты кадра. Выбор битрейтов и качества сжатия отсутствует.

Контейнер Кодек Размер кадра Частота кадров Макс. битрейт Формат звука
MOV AVC IP 3840×2160 23.97/24/25/29.97 100 Мбит/с PCM 2 канала 1536 Кбит/с
1920×1080 23.97/25/29.97/50/59.94 40 Мбит/с
1280×720 23.97/25/29.97/50/59.94 20 Мбит/с

Сжатие видеопотока производится кодеком AVC (H.264), при этом используется только два типа кадров: I (ключевые) и P (разностные). B-кадры (двунаправленные) в видеопотоке отсутствуют.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают некоторые выбранные нами режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров.

Во-первых, совершенно очевидно, что видео с размером кадра меньшим, чем 4K, создается методом интерполяции либо пропуска строк во время сканирования матрицы. На это указывает наличие алиасинга — ступенчатости границ контрастных наклонных объектов. В некоторых случаях картинка может содержать также муар, который возникает при съемке регулярных растров. В природе таких объектов не существует, они встречаются лишь в элементах архитектуры, в повторяющихся рисунках на одежде, в текстурах и т. д. Таким образом, для того, чтобы не получить перечисленные типично фотоаппаратные недостатки, видеосъемку следует вести в «родном» для камеры формате, 4K. Правда, тем самым мы лишаемся высокой частоты кадров, которая в максимуме может достигать 60 кадров в секунду.

Максимальная разрешающая способность аппарата достигает 1500-1600 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра в режиме 4K. При съемке в Full HD разрешающая способность снижается до 950 ТВ-линий. Это очень неплохие показатели.

3840×2160 29,97p 1920×1080 59.94p

Разрешающая способность при смене оптики остается постоянной, обычно на нее не влияет ни тип, ни стоимость «стекол». Увеличить разрешающую способность вряд ли возможно, а вот уменьшить — пожалуйста. Достаточно прикрыть диафрагму. Однако в реальной съемке это снижение вряд ли будет сильно заметно, все-таки тестовые таблицы в кадре попадаются редко. Более значимые последствия будут выражаться в увеличении глубины резко изображаемого пространства и в снижении количества света, падающего на матрицу.

Угол обзора камеры при использовании одного объектива всегда один и тот же, он не изменяется при смене формата и режима записи. Это означает, что при съемке в любом режиме используется вся площадь матрицы, а не ее участок. Поскольку датчик APS-C довольно большой и многомегапиксельный, рассчитанный на создание высококачественных фотографий, то приходится ожидать заметный уровень роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Чтобы оценить его степень, измерим угол наклона вертикалей с помощью нашего стенда с цилиндром, который вращается с постоянной скоростью 72 оборота в минуту. На этот цилиндр нанесена вертикальная полоса, эта полоса при прохождении через кадр наклоняется вследствие построчного считывания информации с датчика. Из полученного видео берется стоп-кадр и анализируется: чем больше угол наклона вертикальной линии — тем выше степень роллинг-шаттера в фотоаппарате или видеокамере. Такой способ измерения роллинг-шаттера — единственный, позволяющий измерить и зафиксировать в цифрах хотя бы одно из проявлений этого дефекта.

Полученный результат в 7,8° при съемке в 4K можно считать результатом ниже среднего, а используемый в фотоаппарате датчик не назовешь высокоскоростным. Для сравнения приведем несколько примеров наклона вертикалей, которые получаются при съемке в 4K разными фотокамерами: Samsung NX-500 — 4,9°, Panasonic DMC-GX8 — 6,7°, Panasonic DMC-G7 — 7,7°, а фотоаппарат Sony DSC-RX100M4 наклоняет линию и вовсе до 9,5°. При съемке нашей камерой в Full HD угол наклона снижается до 4,5°, оно и понятно, сказывается адресное считывание (или, по-простому, пропуск строк).

Наклоны вертикалей, которые дает рассматриваемый фотоаппарат, в реальной съемке выглядят так:

 

Второе проявление роллинг-шаттера, желейность картинки, измерить нельзя, но увидеть — проще простого. Небольшая масса и габариты камеры вполне позволяют прокатить ее на игрушечном электроавтомобильчике, который дает нужную степень тряски и рысканья. Правда, слишком малый угол обзора используемого объектива немного мешает адекватно оценить желейность, но общий ее характер очевиден.

 

Примерно такой же эффект колышущегося желе мы увидим при съемке с рук, когда оператор использует кольцо зума или производит другие операции с камерой. Отсюда правило: пользоваться штативом. Только статичное положение камеры может спасти от роллинг-шаттера.

Как уже говорилось, камера не имеет встроенного стабилизатора, вся надежда на оптическую стабилизацию используемого объектива. Характерный признак оптической стабилизации в фотообъективах известен — это собственно назначение такой стабилизации. Она рассчитана на фотосъемку, поэтому устраняет лишь мелкую дрожь (тремор) и почти бесполезна при движении камеры или оператора. Иногда работа фотостабилизатора сопровождается характерными «залипаниями» с последующим резким сдергиванием картинки.

 

Мы уже говорили о положительном эффекте, который дает отдельная функция видеосъемки. Благодаря наличию такого режима устраняется возможная путаница: прокрутив колесо режимов до пиктограммы видеокамеры и зайдя в меню настроек, пользователь убедится, что большинство фотографических козырей стали недоступны. Все эти динамические диапазоны, эффекты зернистости, количество точек фокусировки, распознавание лиц/глаз, шумоподавление и т. д. Например, фокусировка во время видеосъемки ограничивается двумя пунктами:

  • Мульти — автоматический выбор точки фокусировки
  • По кадру — фотокамера фокусируется на объекте в выбранной зоне фокусировки

 

Очевидно, что первый способ автофокусировки, когда камера самостоятельно подбирает объекты, на которых нужно сфокусироваться, работает чуть медленнее, чем второй способ. Поскольку во втором способе камера изучает гораздо меньшую площадь кадра, которая ограничена указанной заранее зоной (в данном случае был выбран центр кадра). Впрочем, скорость реакции фотоаппарата в обоих случаях оказывается достаточно высокой, чтобы не раздражать зрителя затяжным расфокусом. Также скорость реакции автофокуса может зависеть от модели используемого объектива и даже от настроек привода фокуса (такие настройки имеются в служебном меню камеры).

Автофокус аппарата ошибается редко, происходит это преимущественно в условиях недостаточной освещенности. Здесь лучше воспользоваться ручной подстройкой фокуса с помощью кольца объектива. Небольшой дисплей, конечно, не позволит точно сфокусироваться на нужном объекте, но тут серьезную поддержку оказывает помощник по фокусировке. Он обводит цветным контуром границы объектов, находящихся в фокусе.

 

Впрочем, иногда автофокус обманывается и на ярком свету. По каким-то причинам фокусировка вдруг сбивается, хотя в центральной части кадра, которая заранее была обозначена как зона фокусировки, находится достаточно контрастный объект. Это может произойти при съемке контрастной и неконтрастной сцены, без зума и на полном зуме — строгой математической зависимости поведения автофокуса от условий съемки не обнаруживается.

 

После довольно большого количества съемок в разных условиях мы сделали вывод, что при работе на полном автомате пользователь получит до 10% брака фокусировки. В общем-то, нормальная цифра для фотоаппаратного непостановочного видео. Даже хорошая. У операторов, которые зарабатывают видеосъемкой, наверняка имеется статистика. Не думаем, что она более позитивна, чем полученные нами результаты. Скорее, сильно наоборот.

Кстати, в этих роликах можно было заметить типично фотоаппаратное скачкообразное изменение параметров экспозиции. Эти ступеньки отчетливо видны в следующих роликах и в большинстве видео аналогичного содержания, когда количество света во время съемки уменьшается или увеличивается.

 

Получается, что следует избегать съемок сцен, в которых освещенность может измениться. Либо стараться пользоваться ручными настройками экспозиции, заранее зафиксировав их в нужном положении или подстраивая во время съемки, благо фотоаппарат позволяет изменять выдержку и диафрагменное число поворотом двух колесиков на корпусе камеры.

Впрочем, мы, похоже, слишком драматизируем ситуацию. Наверное, потому, что к большинству видеороликов, даже полученных камерой в автоматическом режиме, трудно придраться. Эх, если бы в этот фотоаппарат добавить еще и встроенную матричную стабилизацию...

 

Перейдем к изучению качества кодирования в разных режимах. Статичное видео не вызывает никаких нареканий, в этом можно было убедиться в примерах, которые приведены ранее. А вот к съемке динамики, большого количества движения, могут появиться вопросы. Наилучшим типом сцен, на которых видны недостатки кодека — если таковые имеются — является съемка падающей или льющейся воды. Такую и проведем.

Если в Full HD можно заметить слабый намек на так называемую пикселизацию — видите эти мелкие квадратики в зонах в активным движением? — то к кадру 4K претензий не предъявишь. Более того, даже те артефакты, которые случайным образом появятся на стоп-кадрах, в живом видео будут попросту незаметны.

Наверное, не бывает камер, которые бы не имели инструментов, позволяющих изменить характер картинки еще на этапе съемки. В рассматриваемом фотоаппарате такая функция называется Моделирование пленки.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

 

Помимо заводских пресетов, пользователь может использовать свои установки. Здесь разрешается отрегулировать тон светов, теней, увеличить или уменьшить насыщенность и резкость.

Резкость +4 Резкость 0 Резкость −4

Наконец, рассмотрим съемку в условиях недостаточной освещенности. Во время видеосъемки камера позволяет изменить чувствительность в диапазоне ISO 100 до ISO 12800. Цель съемки — определить, на каком уровне ISO в картинке появится заметный шум. Также не упустим возможность оценить степень разумности автоматики, которая самостоятельно определяет максимальную яркость картинки — а учитывает ли автоматика риск появления шума? Вынуждены напомнить, что тестирование производится с объективом, который не отличается высокой светосилой. Во время съемки диафрагма была полностью открыта, а выдержка установлена на значении 30 (из-за этой выдержки в кадре видно мерцание светодиодных ламп, которыми изнутри подсвечена колокольня).

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

 

Изучить полные стоп-кадры из приведенной съемки можно в следующей таблице:

Похоже, что автоматика при съемке в условиях недостаточной освещенности выставляет ISO около 6400. При такой чувствительности картинка действительно повторяет реальность, именно такую яркость имело снимаемое чистое небо (июньский поздний вечер, центральная Россия). Однако можно видеть, что в кадре при этом имеется незначительное количество шума. Который полностью пропадает на чуть меньшей чувствительности, при ISO 4000. Таким образом, для того, чтобы полностью избавиться от шума в кадре, такие съемки при недостатке света лучше проводить с ручными настройками чувствительности. Жаль, но такая важная функция, как снижение шума, работает только в фоторежиме.

Камера создает фотоснимки размером до 6000×4000 пикселей и с разным соотношением сторон, доступна серийная съемка и панорамный режим. Огромное количество настроек, работающих в фоторежиме, позволит не ограничивать фантазию. Например, нам удалось остановить капли дождя. Однако опытный фотограф наверняка лучше расскажет о фотовозможностях аппарата в тематическом обзоре, который опубликован в соответствующем фоторазделе сайта iXBT.com.

Программное обеспечение

HDMI-выход камеры может транслировать живой видеопоток с информационным наполнением и без него.

Сигнал с информацией Чистый сигнал

Однако это утверждение касается только сигнала Full HD. В случае с трансляцией сигнала с размером кадра 4K дело обстоит немного сложнее, запутаннее: фотоаппарат не может вести видеозапись и одновременно подавать на свой видеовыход 4K-видеопоток. В служебном меню камеры имеется даже специальная настройка, позволяющая сделать выбор: записывать 4K-видео на карту памяти либо транслировать его на HDMI видеовыход. И то и другое одновременно сделать не допускается.

Хорошо, что в служебном меню присутствует выделенный раздел видеонастроек. В нем все предельно ясно и точно: что можно, что нельзя. Некоторые функции, касающиеся обработки картинки, остаются активными в режиме видео, но далеко не все. Отдельный плюс разработчику нужно дать за наличие редактируемого пользовательского раздела Мое меню. В этот раздел можно добавить любую настройку и параметр, которые пользователь посчитает для себя основными.

Многие функции камеры в видеорежиме недоступны Раздел видеонастроек Настраиваемый раздел Мое меню Настройки стабилизатора объектива

Порт Micro-USB в фотоаппарате может использоваться для подзарядки аккумулятора, оно осуществляется только в случае, если камера выключена. Напрямую от USB порта камера не работает — для ее функционирования требуется заряженная батарея.

Включенная камера при соединении по USB с ПК превращается в переносной накопитель.

USB-порт имеет версию USB 2.0. Жаль, что в конструкции камеры не был использован скоростной USB 3.0. Это странно, ведь аппарат нельзя назвать дешевым гаджетом. Копировать видеоконтент 4K с его стомегабитным битрейтом по медленной 2.0 шине — занятие длительное. Следовательно, для быстрого переноса данных на ПК следует изымать карту памяти из фотоаппарата и пользоваться скоростным картоводом.

Дистанционное управление камерой с помощью мобильных устройств обеспечивается приложением Fujifilm Camera Remote (версия для Android). Мобильное приложение радует надежностью работы и скоростью, однако настроек здесь оказалось немного. Например, нет возможности даже изменить формат видеозаписи. Зато поддерживается подстройка экспозиции и фокусировка методом касания по нужному участку кадра.

Стартовый экран приложения Режим видеотрансляции и управления Настройки камеры

Wi-Fi-соединение осуществляется простой активацией в камере Wi-Fi-точки. Все остальное сделает установленное на смартфон приложение — отыщет камеру и осуществит соединение. Хорошо, что разработчик не поддался модным трендам и не снабдил камеру лишними адаптерами, NFC или BLE. Их наличие серьезно сужает круг используемых мобильных устройств и в целом только осложняет процесс соединения.

Расстояние, на котором возможна устойчивая видеосвязь с камерой, зависит от погодных условий, наличия преград и от наличия других Wi-Fi-точек. В нашем случае, при полном отсутствии преград и сторонних Wi-Fi-сетей, максимальное расстояние, на котором камера передавала видеопоток и слушалась команд, составило 55 метров.

Сравнительное тестирование в одинаковых условиях

Данное тестирование проводится согласно опубликованной методике в целях установления чувствительности камеры в неизменяемых условиях.

В данном случае съемка велась с частично ручными настройками (включена предустановка баланса белого Лампа накаливания, также заранее был настроен и заблокирован фокус). Все прочие параметры устанавливались камерой автоматически. В очередной раз повторяем: мы не стремимся добиться наилучшего результата, в частности, получить съемку с малым уровнем шума. Гораздо больше информации о камере содержится в видео, снятом «на автомате». Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что при освещенности, равной или меньшей, чем пять люкс, съемку следует производить с ручными настройками экспозиции, чуть-чуть уменьшив чувствительность относительно числа ISO, которое было выставлено автоматикой. Лишь в этом случае удастся избежать шума, пусть картинка и станем немного темнее «оригинала». Впрочем, еще раз напомним: тестирование проводилось не со светосильным объективом, на что требуется делать скидку. Вполне возможно, что объектив с бо́льшим относительным отверстием значительно осветлит кадр и автоматике не придется задирать чувствительность до появления шума.

Выводы

Касаемо видеосъемки на Fujifilm X-T20 уверенно заявляем: единственным значимым минусом рассмотренного аппарата является его склонность к перегреву. Нет, не готовы еще матрицы и процессоры камер доступного сегмента осуществлять беспроблемную высокочастотную 4K-видеосъемку. Ведь если перегрев происходит при съемке видео 4K с частотой 30 кадров в секунду, то какой бы нагрев происходил, доведись камере иметь режим 4K с высокой частотой кадров?

Отсутствие встроенного стабилизатора нельзя считать изъяном. Вот если бы матричный стабилизатор имелся, но плохо работал — другое дело. Все прочие характеристики аппарата видны как на ладони, и все они говорят скорее в пользу камеры как камкордера:

  • высокая разрешающая способность
  • низкий уровень шума при съемке в условиях недостаточной освещенности, которая в нашем случае усугублена еще и не совсем подходящим объективом
  • хорошее качество сжатия видео 4K
  • индивидуально настраиваемое служебное меню пользователя
  • простое, быстрое и надежное Wi-Fi-соединение с мобильными устройствами

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор фотокамеры Fujifilm X-T20:

 

www.ixbt.com

Тест камер Fujifilm X-A3 и Fujifilm X-A10

Видеосъёмка. Беспроводные функции

В Fujifilm X-A3 и X-A10 нет отдельного режима видеосъёмки. Запись можно запустить из любого режима, нажав на привычную кнопку с красной точкой.

Старшая Х-А3 позволяет записывать видео в разрешении Full HD с частотой до 60 кадров в секунду. А возможности младшей Х-А10 ограничиваются Full HD с частотой до 30 кадров в секунду. Заметим, что аппараты не имеют входа для внешнего микрофона и выхода на наушники, звук пишется только на встроенный стереомикрофон.

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Автоматическая фокусировка при видеозаписи работает, однако выбрать область фокусировки не получится — автоматика сама решит, где фокусироваться. Если в кадре будет распознано лицо, фокус попадёт на него.

Скачать в оригинальном качестве

В режиме покадровой фокусировки аппарат фокусируется один раз после нажатия на кнопку записи, далее фокусировка не меняется. Если переключиться на непрерывную фокусировку, аппарат будет следить за объектами в кадре. Экспозиционные параметры находятся под контролем пользователя, но всё зависит от режима. В режиме М во время видеозаписи можно контролировать все параметры, а, например, в режиме Р камера сама будет настраивать экспозицию.

При видеозаписи можно использовать те же профили имитации фотоплёнок, что и при фотосъёмке.

Fujifilm X-A3 и X-A10 предлагают пользователю базовые возможности видеосъёмки. Они позволят успешно вести домашний видеоархив. Благодаря экрану, поворачивающемуся в селфи-позицию, эти камеры могут заинтересовать блогеров.

Беспроводные функции

Fujifilm X-A3 и X-A10, как и подобает современным фотоаппаратам, можно подключить к мобильным устройствам по Wi-Fi. Это даёт возможность загрузить отснятые кадры в смартфон прямо во время фотосессии и сразу же опубликовать их в социальной сети. Кроме этого, можно пользоваться смартфоном или планшетом как пультом дистанционного управления или же получать с них GPS-координаты, которые камера будет присваивать фотографиям.

Стартовое окно приложения Fujifilm Camera Remote

Окно дистанционного управления камерой в Fujifilm Camera Remote

Чтобы связать фотоаппарат с вашим гаджетом, достаточно установить на него программу Fujifilm Camera Remote (есть версии для iOS и Android) и выбрать соответствующий пункт в меню камеры, а на устройстве запустить установленное приложение. Остальное — дело техники.

X-A3 / XC16-50mmF3.5-5.6 OIS II УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/35 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Во время дистанционной съёмки со смартфона или планшета доступна регулировка основных параметров — выдержки, диафрагмы, баланса белого, светочувствительности. Фокусировка во время дистанционной съёмки работает — можно выбрать точку фокусировки простым тапом по экрану. На фотоаппарате все органы управления при дистанционной съёмке будут заблокированы.

X-A3 / XF35mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/80 с, 53.0 мм экв.

prophotos.ru

Обзор и тест беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC-GX1 — Фотоаппарат в работе

Фотоаппарат в работе

Фотоаппарат в работе

Пришло время оценить, насколько хорош фотоаппарат в работе. Начнем со скорости. Включение происходит быстро, меньше, чем за секунду. Порадовала и скорость фокусировки. Субъективно кажется, что на данный момент она самая высокая в классе. Заветное “пи-пи” раздается меньше чем через полсекунды после нажатия на кнопку спуска. Иногда случаются промахи даже при подтвержденной фокусировке. А в условиях недостаточного освещения фотоаппарат может сфокусироваться не там, где находится выбранная вами точка автофокуса. Автоматика камеры в этом случае честно нарисует рамку автофокуса по всему полю кадра — на чем смогла, на том и сфокусировалась.

Что касается серийной съемки, то она возможна со скоростью до 4,2 кадров/с. При съемке в RAW+JPEG буфер вмещает до 7 кадров, дальнейшая съемка возможна по мере записи сделанных кадров на флешку. При съемке в JPEG размер серии значительно возрастает — до 20 кадров.

Лаг затвора камеры традиционно мал, и по этому параметру Panasonic Lumix DMC-GX1 может конкурировать с любительскими зеркалками.

Управление

Управление камерой неплохо продумано. До большинства нужных функций и настроек можно добраться за одно нажатие на кнопку. Некоторую гибкость управления обеспечивают две программируемые кнопки. Единственная проблема — это довольно малый размер самих кнопок, а некоторые из них еще и притоплены в корпус, что осложняет манипуляции наощупь.

Для приверженцев современных технологий почти все управление продублировано в сенсорном интерфейсе. Здесь есть и быстрое экранное меню, и виртуальные программируемые кнопки…

Очень удобно организован выбор точки автофокуса: достаточно просто коснуться пальцем нужной области на экране. Размер зоны автофокуса также можно задать при помощи сенсорного дисплея. Дополнительно можно активировать возможность спуска затвора по прикосновению к дисплею. Единственный минус сенсорного дисплея заключается в том, что во включенном состоянии висящая на шее фотографа камера может жить своей жизнью, самостоятельно меняя настройки.

Основное меню камеры довольно обширно. Оно разбито на ряд вкладок, которые в свою очередь содержать по несколько страниц настроек. Главная проблема заключается в переводе пунктов меню и чрезмерном применении переводчиками сокращений. Порой бывает совсем неочевидно, какая функция скрывается в том или ином пункте.

Дополнительные функции

Число дополнительных функций в Panasonic Lumix DMC-GX1 по сравнению с конкурентами (например, беззеркалками Sony) сравнительно мало. Предусмотрено 6 фотостилей (стилей изображения). Половину тестовой съемки я провел, сменив настройку по умолчанию на более яркий стиль. Уж слишком ненасыщенными, акварельными получались цвета на снимках поначалу.

Приятная и полезная мелочь: в режиме съемки на дисплее может быть отображен уровень, показывающий положение камеры в двух плоскостях.

Удачно реализована в камере функция “Миниатюра”. Реализация ее примерно такая же, как и у конкурентов. Камера может программно размыть почти всю площадь кадра, оставив резкой лишь маленькую полоску, сымитировав таким образом эффект тилт-объектива. Положение зоны резкости можно задавать при помощи сенсорного дисплея. Также камера увеличивает контраст и насыщенность изображения, придавая снимкам еще более игрушечный вид.

DMC-GX1 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.6, 1/40 с, 44.0 мм экв.

При видеосъемке функция миниатюры тоже доступна! Преобразование изображения осуществляется так же, как и в фоторежиме. Но съемка ведется с пониженной частотой кадров. В результате получается видео с ускоренным движением объектов в кадре. Думаю, вы уже поняли, что для такой съемки вам понадобится штатив.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Традиционно для камер Panasonic в Lumix DMC-GX1 сделан упор на видеосъемку. Конечно, камера пишет Full HD видео с высоким битрейтом. При этом есть возможность даже вручную менять уровень записи звука. Но если вы хотите подключить к камере микрофон, то отдельного гнезда для него нет. Есть только аксессуарный порт для системного микрофона.

Главным новшеством для любителей видеосъемки стали два системных объектива с моторизованным зумом! При съемке видео они позволяют плавно приближать и отдалять объекты, а телеобъектив имеет еще и удобный рычажок управления фокусом. Так что плавный перевод фокуса в кадре теперь тоже не проблема. Таким образом DMC-GX1 с новыми системными объективами еще больше приблизился к видеокамерам… и немного отдалился от фотоаппаратов.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

prophotos.ru

Видеосъемка фотоаппаратом, Fujifilm X-T2:

Среди обзоров фотокамер в разделе Цифровое видео до сих пор нельзя было отыскать материалы, посвященные видеосъемке фотоаппаратом компании Fujifilm. Это серьезное упущение, которое мы спешим исправить.

Рассматриваемая беззеркальная Fujifilm X-T2 относится к классу аппаратов со сменной оптикой и позиционируется производителем как камера для профессионала и любителя фотографии. Ну, такое дело нам знакомо и привычно — если в описании какого-то фотоаппарата и идет речь о видеосъемке, то как-то вскользь, мимоходом. Как-никак фотоаппарат, не видеокамера. Обидно. Ведь многие современные модели фотоаппаратов успешно обгоняют видеокамеры по многим параметрам. Точнее, по некоторым из многих. И не всегда. Зато недостатки — в сравнении с видеокамерами — остаются настолько очевидными, что и перечислять их надоедает: неудобный форм-фактор (с которым, впрочем, можно смириться), фотоаппаратные автофокус и стабилизатор, слабо подходящие для видеосъемки. Нельзя забывать и о пресловутом ограничении на длительность беспрерывной видеозаписи. Интересно: как все перечисленные особенности проявляют себя в этой модели бренда Fujifilm?

Конструкция, технические характеристики

Камера поставляется в строгой черной коробке с единственной надписью в центре. Торжество суровой лаконичности. А ведь неплохо притягивает.

В «body»-комплекте камеры имеются следующие аксессуары:

  • Литий-ионный аккумулятор NP-W126S
  • Зарядное устройство BC-W126
  • Съемная вспышка EF-X8 под «горячий башмак»
  • Ремень
  • Крышка
  • Петли для ремня

Количество, состав, расположение и назначение органов управления камеры более чем подробно описаны в обзоре коллеги автора, мы же обратим внимание на важный момент: среди этих органов управления отсутствует кнопка старта видеозаписи.

Казалось бы, вполне традиционная кнопка для всех фотоаппаратов. Куда она делась? Что может означать ее отсутствие?

Вместо отсутствующей кнопки REC здесь используется кнопка фотоспуска — вполне логично. Однако это означает, что видеосъемку можно произвести, лишь переключившись в специальный режим. Такой имеется — он обозначен последним на колесике переключателе режимов. В данном видеорежиме пользователю доступны те же самые функции, которые активны в фоторежиме.

Однако настройки камеры в видеорежиме доступны далеко не все. При переключении в видеорежим те пункты, использование которых невозможно, высвечиваются на дисплее серым цветом, что означает их неактивность. Кстати, очень жаль, что такие функции, как эффект зернистости или снижение шума (!) в видеорежиме не работают.

И, наконец, — аккуратнее при съемке! Большой диаметр колес настройки чувствительности, выдержки и экспозиции вкупе с их легкой доступностью и нетугим ходом — это, наверное, хорошо для фотографирования. Однако при видеосъемке можно, увлекшись, случайно задеть пальцем колесико выдержки, повернув его на несколько делений. В результате — бракованный ролик. Положение спасет возможность фиксировать колесо центральной блокирующей кнопкой-замком, однако, если съемка ведется с ручными настройками, зачем их блокировать?

Дисплей камеры имеет диагональ три дюйма. Привычно понегодуем: и когда уже разработчики фото- видеотехники поймут, что для нормальной видеосъемки требуется дисплей с диагональю гораздо большей? Ведь на этих микроэкранчиках исключительно трудно разглядеть банальную правильность фокусировки, не говоря уже о реализации такой технологии, как фокусировка касанием по экрану — попробуй попади пальцем в нужную область, учитывая, что палец перекрывает четверть дисплея (в рассматриваемом фотоаппарате экран не сенсорный, но вопрос-то принципиальный!).

Конечно, ввиду миниатюрности нынешних камер и фотоаппаратов встроить дисплей с большой диагональю — дело непростое. Хотя и вполне решаемое, было бы желание. А вот желания-то, похоже, у разработчика и нет. Забавный факт: даже крупногабаритные современные камеры оснащены точно такими же микроскопическими (в сравнении с простым смартфоном) дисплеями по три дюйма. Гораздо реже — три с половиной.

Конструкция дисплея в рассматриваемой камере — не самая традиционная. Скажем так — своеобразная. Непросто понять разработчика, выдумавшего такой способ крепления. А еще — догадаться, каким образом можно использовать этот поворот. Теоретически конструкция крепления допускает две степени свободы, однако существующие ограничения по углам наклона и поворота не позволяют отклонить дисплей для, к примеру, автопортретной съемки. А ведь наклонно-поворотные механизмы креплений дисплеев в большинстве камер изначально задумывались как раз для того, чтобы оператор мог повернуть и наклонить экран абсолютно в любую сторону, существует множество примеров таких решений. Здесь же дисплей откидывается максимум до горизонтального положения, а отклоняется и вовсе не более чем на 60 градусов. Впрочем, автопортретная съемка - довольно редкое явление, и в таких случаях можно воспользоваться Wi-Fi трансляцией картинки на смартфон или планшет.

Вот он, довольно редкий случай, когда камера оснащена сразу двумя слотами для карт памяти формата D/SDHC/SDXC. Обычно подобные излишества присутствуют лишь в видеокамерах профессионального назначения. Впрочем, если они присутствуют, то, как правило, используются для осуществления эстафетной либо одновременной записи. Однако в нашей камере эстафетная видеозапись недоступна — если карта памяти в первом слоте оказывается заполненной, то видеозапись остановится, не продолжится автоматически на карту, вставленную во второй слот. Также недоступна и одновременная видеозапись на обе карты. Настройки камеры всего лишь разрешают выбрать карту памяти, на которую требуется записывать видео, не более того.

Таким образом, ценность двух слотов для видеосъемки нашим фотоаппаратом — практически нулевая. Ведь поменять карты памяти можно даже быстрее, чем перенастроить в меню расположение видеофайлов.

Под откидывающейся крышкой расположены в ряд следующие интерфейсы: микрофонный вход 3,5 мм, скоростной порт USB 3.0 (это уже не первый экземпляр фото/видеотехники со скоростным USB-портом — такой прогресс в сознании разработчиков безмерно радует), видеовыход Micro-HDMI и 2,5-миллиметровый разъем дистанционного спуска затвора.

В нижней части корпуса находится разъем для подключения к камере фирменного аксессуара — батарейной рукояти VPB-XT2. Если рукоять отсутствует, разъем следует прикрывать резиновой заглушкой. Одно плохо — эту заглушку нетрудно потерять. Точно так, как она потерялась у нас во время тестирования, зацепившись, наверное, своим язычком за стенки тесного кофра (правда, впоследствии эта заглушка нашлась, но, как и в известной легенде о серебряных ложках, осадочек остался).

Входа питания в камере нет, однако существует возможность увеличить емкость батареи, подключив фирменную батарейную рукоятку. Жаль, что к этой рукояти у нас не нашлось сетевого адаптера — заряд, имевшийся в аккумуляторах, закончился довольно быстро, после чего рукоять пришлось отделить как лишний груз. А ведь она могла бы принести немало пользы за счет дополнительных или дублирующих органов управления, а также интерфейсов, которые расположены на ее корпусе. Например, переключатель Boost поднимает общую производительность камеры, что выражается в увеличении скорости серийной съемки, увеличении частоты обновления картинки в видоискателе до 100 кадров в секунду и даже увеличивает время непрерывной съемки в 4K до 30 минут.

Камера комплектуется литий-ионным аккумулятором NP-W126 емкостью 1260 мА·ч с зарядным устройством.

Как и в подавляющем большинстве фотоаппаратов, наша камера имеет ограничения на длительность беспрерывной видеозаписи. Зачем и почему были введены эти ограничения — вопрос отдельный, из рыночно-ограничительной сферы, разворачивать его мы не станем, это бесполезно. Дело в другом. Уж очень эти ограничения, внедренные в рассматриваемый фотоаппарат, своеобразны. Все мы привыкли к казалось бы, неизбежному пределу в 29 минут 59 секунд, по истечении которых любая видеозапись в (почти) любом фотоаппарате прекращается, а чтобы ее возобновить, нужно снова нажать кнопку REC. Так вот, оказалось, что эти 29:59 — вовсе не предел пределов. Кто-то (неизвестно кто, но подозрения имеются) обнаружил, что есть еще запас терпения оператора, который взялся снимать видео фотоаппаратом! По этой ли причине, или по какой другой, но в нашу камеру были внесены следующие ограничения на длительность беспрерывной видеозаписи:

ФорматМаксимальная длительность, мин.
4K10
Full HD15
HD30

По истечении указанного времени запись остановится, а возобновить ее можно будет только вручную повторным нажатием кнопки Rec. Путем наблюдения за процессом видеосъемки, в ходе которой приходилось многократно возобновлять запись, удалось выяснить примерное время автономной работы фотоаппарата от полностью заряженного аккумулятора: его ресурса хватило на 62 минуты съемки в режиме (4K) 3840×2160 30p. Во время длительной записи отдельные участки корпуса камеры нагреваются едва до 44 °C. Этот показатель нельзя назвать высоким и уж тем более критичным — такой нагрев является совершенно нормальным для большинства современных гаджетов, снимающих видео. Следующие термоснимки были сделаны во время видеозаписи, которая производилась в помещении с комнатной температурой около 22 °C.

Таким образом, никак не получается объяснить риском перегрева камеры столь малое время непрерывной видеозаписи, почему-то запрограммированное производителем.

Основные технические характеристики фотоаппарата приведены в следующей таблице:

Объектив XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II
фокусное расстояние

f = 16—50 мм

максимальная диафрагма

F3,5—F5,6

минимальная диафрагма

F22

байонет

Fujifilm X Mount

габариты

62,6×65,2/98,3 (теле) мм

масса

195 г

диаметр резьбы для фильтра

∅58 мм

прочее
  • 12 элементов в 10 группах
  • два регулировочных кольца (фокус, зум)
  • встроенный оптический стабилизатор
Объектив XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS
фокусное расстояние

f = 18—55 мм

максимальная диафрагма

F2,8—F4

минимальная диафрагма

F22

байонет

Fujifilm X Mount

габариты

65,0×70,4/97,9 (теле) мм

масса

310 г

диаметр резьбы для фильтра

∅58 мм

прочее
  • 14 элементов в 10 группах
  • три регулировочных кольца (диафрагма, зум, фокус)
  • встроенный оптический стабилизатор
  • переключатель режима диафрагмы
  • переключатель стабилизатора
Объектив XF18-135mm F3.5-5.6 R LM OIS WR
фокусное расстояние

f = 18—135 мм

максимальная диафрагма

F3,5—F5,6

минимальная диафрагма

F22

байонет

Fujifilm X Mount

габариты

75,7×97,8/158 (теле) мм

масса

490 г

диаметр резьбы для фильтра

∅67 мм

прочее
  • 16 элементов в 12 группах
  • три регулировочных кольца (диафрагма, зум, фокус)
  • встроенный оптический стабилизатор
  • переключатель режима диафрагмы
  • переключатель стабилизатора
  • пыле/влагозащита
Камера Fujifilm X-T2
процессор

X-Prоcessor Pro

датчик изображения

23,6×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III с первичным цветным светофильтром, 24,3 эффективных Мп

Габариты, масса
  • 132,5×91,8×49,2 мм без объектива
  • 507 г с аккумулятором и картой памяти
Время записи от батареи, входящей в комплект

до 62 минут в формате 4K 3840×2160 30p

Носитель

Карта памяти SD/SDHC/SDXC (до 256 ГБ) UHS-I / UHS-II

Форматы видео

В тексте статьи

Интерфейсы
  • USB 3.0
  • Micro-HDMI типа D
  • стереоразъем миниджек 3,5 мм (микрофон)
  • разъем 2,5 мм дистанционного спуска затвора
  • «горячий башмак», синхронизированный терминал
  • Wi-Fi (приложение для Android)
Прочие характеристики
  • наклонно-поворотный экран 3″
  • OLED видоискатель с разрешением 2,36 Мп и коэффициентом увеличения 0,77x (горизонтальный угол обзора 31°, задержка отображения 0,005 секунды)
Стоимость с объективом (kit, модель объектива требуется уточнять у продавца)
Средняя ценапо данным Яндекс.МаркетT-13995168
Предложенияпо данным Яндекс.МаркетL-13995168-10
Стоимость без объектива (body)
Средняя ценапо данным Яндекс.МаркетT-13995166
Предложения по данным Яндекс.МаркетL-13995166-10

Видео/фотосъемка

При подготовке статей с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемками, которые сделаны другими аппаратами.

Снимать видео рассматриваемым фотоаппаратом производитель предлагает следующим образом:

Эта фотография взята со странички продукта. Предполагается, что без конструкции, состоящей из внешнего микрофона, внешнего дисплея с большой диагональю и системы механической фокусировки, видео не снять.

Без сомнения, в чем-то специалисты правы. Для достижения максимального результата — хроника, клипы — требуется именно такой минимальный набор оборудования. Но дело в том, что, как было сказано выше, статья эта — не о съемке низкобюджетного фильма и не о способах такой съемки. Имеется камера — ее и только ее мы и рассматриваем. Изучаем, что получится, если использовать только руки, ну в крайнем случае штатив. И несколько разных объективов.

Обработкой изображения в камере занимается процессор X-Prоcessor Pro, который по спецификации способен прогнать через себя 480 миллионов пикселей в секунду. Конечно, это всего лишь характеристики, на практике же обычно никто не выжимает из процессоров этот теоретический максимум.

В комплекте с присланной для тестирования камерой имелись три разных объектива:

  1. XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II из серии компактных и легких объективов, которые созданы специально для компактных системных камер начального/среднего уровня и превосходят ожидания к стандартным «китовым» объективам
  2. XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS — объектив из премиум-линейки зум-объективов XF
  3. XF18-135mm F3.5-5.6 R LM OIS WR — зум-объективы XF «WR» предлагают то же превосходное качество, что и линейка объективов XF, но отличаются пыле- и брызгозащитой

Мы решили не мудрствовать и для того, чтобы впоследствии не запутаться, упорядочили объективы по алфавиту. А в качестве реперов взяли числа диапазонов их фокусных расстояний, вот так: 16—50 мм, 18—55 мм и 18—135 мм.

Хотелось бы предупредить читателя, особенно того, кто занимается одной лишь исключительно фотографией: видеосъемка — далеко не фотография, как ни банально это звучит. Увидеть явную разницу в видеосъемке, сделанной разными объективами — это нужно постараться. Да, очевидные технологические различия, такие, как наличие/отсутствие в объективе стабилизатора (возможно, и его эффективность) или разная кратность зума, будут видны в видеосъемке невооруженным глазом. Однако «плюшки», которые получает утонченный фотограф, использующий разные объективы под разные задачи — все эти макросъемки, изысканные боке, размытый фон, снижение шума при длительном экпонировании и прочие наслаждения — в видеосъемке достичь не так-то просто. Конечно, дорогой светосильный объектив, возможно, даст чуть более светлый видеокадр. Хотя и не факт, поскольку секундную выдержку в видеосъемке не задействуешь, равно как и высокие ISO. Размыть фон? Да пожалуйста, был бы свет! Вот только с высокой долей вероятности узкая ГРИП приведет к серьезным проблемам с фокусировкой, а это брак съемки. Но к чему слова, живые кадры скажут гораздо больше.

Сначала закроем вопрос о форматах, в которые позволяет записывать рассматриваемая камера. Таковых в настроечном списке имеется 16. Тут все достаточно просто и стандартно: контейнер используется всегда один и тот же, MOV. Чтобы читатель имел полные данные о форматах, в которые камера может вести съемку, приведем таблицу с развернутыми описаниями важнейших параметров.

ФорматКонтейнерКодекРазмер кадраЧастота кадровМакс. битрейт, Мбит/сФормат звука
4K1MOVAVC [email protected]3840×216029,97100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
2MOVAVC [email protected]3840×216025100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
3MOVAVC [email protected]3840×216024100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
4MOVAVC [email protected]3840×216023,98100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
Full HD5MOVAVC [email protected]1920×108059,94100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
6MOVAVC [email protected]1920×108050100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
7MOVAVC [email protected]1920×108029,97100PCM 2 канала 1536 Кбит/с
8MOVAVC [email protected]1920×10802570PCM 2 канала 1536 Кбит/с
9MOVAVC [email protected]1920×10802470PCM 2 канала 1536 Кбит/с
10MOVAVC [email protected]1920×108023,9870PCM 2 канала 1536 Кбит/с
HD11MOVAVC [email protected]1280×72059,9450PCM 2 канала 1536 Кбит/с
12MOVAVC [email protected]1280×7205050PCM 2 канала 1536 Кбит/с
13MOVAVC [email protected]1280×72029,9730PCM 2 канала 1536 Кбит/с
14MOVAVC [email protected]1280×7202525PCM 2 канала 1536 Кбит/с
15MOVAVC [email protected]1280×7202425PCM 2 канала 1536 Кбит/с
16MOVAVC [email protected]1280×72023,9825PCM 2 канала 1536 Кбит/с

Как видим, камера не экономит на битрейте. Это очень хорошо. График распределения данных в потоке показывает, что промежуточные кадры занимают почти такой же объем, как ключевые. Что характерно, в видеопотоке отсутствуют двунаправленные B-кадры — видео кодируется с использованием только ключевых (I) и разностных (P) кадров.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают выбранные нами режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов, которые сняты тремя разными объективами. Не станем приводить примеры всех форматов, возьмем лишь три основных: 4K 29,97(30)p, Full HD 59.94(60)p и HD 59.94(60)p (по привычке мы все еще добавляем к значению частоты буковку p, хотя интерлейс, к счастью, давно канул в лету). Заметим, что частота кадров во всех случаях практически не влияет на качество и характер картинки, поэтому впредь будем оперировать самыми высокими значениями частоты.

Как можно видеть, во всех трех случаях — в трех форматах — изображение содержит намек на алиасинг, ступенчатость границ контрастных наклонных объектов. Следовательно, изображение здесь снимается с матрицы путем пропуска строк, но — и это заметно — с довольно качественной постобработкой. Разница в картинке, которую дают разные объективы, практически отсутствует. Разве что угол обзора у объективов разный.

Точно так же угол обзора меняется при переключении камеры из режима Full HD в режим 4K.

Разрешающая способность камеры в идеальном случае (4K) довольно высока, достигая 1800 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра. Зрительно может показаться, что разрешение еще выше, но тут следует вспомнить о факторе искусственного «задирания» резкости контрастных деталей, коими являются наши линии. В Full HD-съемке разрешение «снижается» до 1000-1100 ТВ-линий, а это великолепный результат для продвинутых Full HD-камер.

В очередной раз убеждаемся, что с «умолчальными» значениями фокусного расстояния и диафрагмы разрешающая способность при съемке любым объективом одинакова, хотя до сих пор приходится слышать байки о «более высоком разрешении», которое даст не-китовая оптика. Возможно. В фотографии. Однако в очередной раз подчеркнем: речь мы ведем исключительно о технических аспектах видеосъемки, причем преимущественно с автоматическими настройками. Все, что касается фотографирования, достаточно подробно изучено и показано в упоминавшемся обзоре.

Раз уж мы вспомнили о диафрагме, взглянем, как изменение диафрагменного числа сказывается на разрешающей способности. В режиме 4K ее закрытие приводит к снижению разрешения, кадр становится мутным, размытым. Однако при съемке в Full HD «не все так однозначно». Закрытие диафрагмы приводит не к размытию, а к снижению алиасинга, ступенчатости объектов (впрочем, это-то как раз и есть результат чуть заметного высококачественного блюра). Правда, муар в кадре все же остается при любом диафрагменном числе.

В нашей фотокамере используется многомегапиксельная матрица, следовательно, можно ожидать заметный уровень роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Чтобы оценить его степень, измерим угол наклона вертикалей с помощью нашего стенда с диском, который вращается с постоянной скоростью.

Полученный результат в 7,4° при съемке в 4K можно считать средним для техники, снимающей видео с таким размером кадра. Для сравнения приведем несколько примеров наклона вертикалей, которые получаются при съемке разными фотокамерами: Samsung NX-500 — 4,9°, Panasonic DMC-GX8 — 6,7°, Panasonic DMC-G7 — 7,7°, а фотоаппарат Sony DSC-RX100M4 наклоняет линию и вовсе до 9,5°. При съемке в Full HD угол наклона снижается до 4,1°. Что характерно, частота кадров не играет никакой роли — угол сохраняется как при съемке в Full HD с частотой 60 кадров в секунду, так и при съемке 30 кадров в секунду. Хотя, правильней тут будет говорить не «съемка», а «запись», поскольку съемка (снятие информации с матрицы) производится с одинаковой скоростью в режиме Full HD и в режиме 4K независимо от выбранной частоты кадров в данных режимах.

Наклоны вертикалей, которые дает рассматриваемый фотоаппарат в 4K, в реальной съемке могут выглядеть примерно так:

Второе проявление роллинг-шаттера, желейность картинки, измерить нельзя, зато увидеть — вполне реально. Если бы не масса камеры, да и стоимость. Ведь нужную съемку мы обычно получаем, прокатив камеру на небольшом электроавтомобильчике. Но с рассматриваемой камерой, отягощенной тяжелым объективом, такое не провернешь. А потому оставим наши игрушечные опыты для камер иного разряда — небольших любительских аппаратов и экшн-камер.

Претензий к автофокусировке камеры практически не имеется. По крайней мере, на фоне других фотокамер, которыми мы когда-либо пытались снимать видео.

В большинстве случаев фотоаппарат фокусируется как оно нужно оператору — проще говоря, по центру кадра. Более наглядно работу автофокуса можно проследить в следующей съемке:

Еще раз отметим стандартное для большинства фотоаппаратов поведение автофокуса, когда правильность и скорость фокусировки зависит от множества факторов — величины диафрагменного числа, освещенности, наличия или отсутствия контрастных объектов на заднем плане и/или ближе к центру кадра.

Кстати, заодно: желающие увидеть отличия в работе объективов могут полюбоваться формой и характером пресловутого боке — этот эффект действительно выглядит по-разному на разных объективах.

Сделанные наблюдения традиционно подтверждаются проверкой работы автофокуса в условиях, близких к идеальным:

При съемке с использованием зума автофокус становится более капризным, более требовательным к наличию контрастных объектов, за которые можно «уцепиться».

Теперь рассмотрим вопрос, больной для подавляющего большинства фотоаппаратов. Рассматриваемая камера (сам корпус без объектива) не оснащен никакой системой стабилизации. Таким образом, вся надежда — на оптический стабилизатор, встроенный в объектив. Один из имеющихся у нас объективов не имеет механической кнопки включения/отключения стабилизатора, в таких случаях нужно активировать функцию стабилизации в служебном меню фотоаппарата.

Проверим эффективность стабилизатора каждого объектива. Для этого сделаем три типа съемок: в движении из окна автомобиля, при неспешной ходьбе и при съемке из неподвижного положения на полном зуме.

Читатель все еще пытается найти отличия в эффективности стабилизаторов разных объективов? Вероятнее всего, это пустая трата времени. Разумеется, конструкция самих стабилизаторов может быть разной (количество и состав блоков, датчиков и т.д.), и, скорее всего, она действительно разная. А вот действительная эффективность практически одинакова. Дело в том, что фотоаппаратные стабилизаторы, встроенные в объектив, изначально рассчитываются и конструируются с учетом требований, предъявляемых к фотографии, а не видеосъемки. То есть, фактически фотоаппаратные стабилизаторы призваны устранять естественное дрожание рук фотографа, тремор. Но компенсировать движение с большой амплитудой, колебания, наклоны и повороты такие стабилизаторы не в состоянии.

Кстати, в представленных выше миниатюрных роликах, сделанных с уменьшением размера видео, нехватка стабилизации может быть не столь уж очевидной. Но если посмотреть это же видео в натуральном размере...

...то вопрос о применимости нынешних фотостабилизаторов к видеосъемке закрывается сам собой. Зато всплывает упоминавшаяся необходимость в дополнительных средствах, без которых плавное видео не получить: штатив, стедикам и т.д.

Перейдем к изучению качества кодирования в разных режимах. Для начала рассмотрим статику с обилием мелких деталей. В имеющихся у нас условиях трудно отыскать что-то лучше мелких веток на фоне светлого неба. Ну, относительно светлого — все-таки зима, Россия.

Может показаться, что мелкие детали имеют недостаточную четкость. Или, правильней, резкость. Ничего страшного — чуть далее мы проведем сравнительные съемки с разной величиной резкости. Благо, настройки камеры позволяют ее изменить. Главное же в другом: все мелкие детали прорисованы и зафиксированы без намека на слипание или паразитные контуры. Такой характер сжатия — прямое следствие достаточно высокого уровня битрейта.

Но что покажет съемка сцен с большим количеством движения? Наилучшим типом сцен, на которых видны недостатки кодека, является съемка падающей или льющейся воды. Такую и проведем.

Здесь уже опытный глаз может заметить известные артефакты, выражающиеся в пикселизации изображения. Однако нужно помнить, что в живом видео, в движении, увидеть их практически невозможно.

А вот и обещанное изменение резкости картинки. Настройки камеры позволяют изменить уровень резкости в диапазоне от +4 до −4 виртуальных баллов с дискретностью в один пункт.

По всей видимости, средний уровень резкости, выставленный в камере по умолчанию, считается оптимальным. Хотя чуток повысить резкость, пусть до +2, не помешало бы (впрочем, это личное предпочтение автора).

Но вообще, не стоит недооценивать такую возможность, как подстройка резкости. С помощью такой настройки можно кардинально изменить характер картинки, подогнав ее под задачи и цели, стоящие перед оператором.

Перейдем к теме управления параметрами экспозиции. Во-первых, автоматику, которая управляет процессом, можно назвать довольно медлительной. Судите сами.

При плавном изменении освещенности экспозиция может изменяться дискретно, скачками, типично по-фотоаппаратному.

Указанные факторы просто вынуждают пользоваться ручными настройками, оперативно подправляя экспозицию по ходу съемки. Да, без помощника будет сложновато.

Настройка баланса белого в камере осуществляется как выбором имеющихся предустановок, так и вручную, установкой маркера на цветовой таблице либо перебором значений температуры в Кельвинах. Камера предусматривает создание и хранение нескольких предустановок с пользовательскими параметрами.

Список готовых и пользовательских предустановокРучная подстройка баланса белого

И это хорошо, поскольку автоматика камеры оценивает баланс белого не всегда верно. Например, в следующих съемках камера ни разу не угадала с балансом белого. Правильный баланс, по ощущениям, находится где-то между вторым и третьим снимками.

ББ — АвтоББ — Дневной светББ — Тень, Облака

Но в этом нет ничего страшного, никаких отклонений это не означает. Давно известно, что каждый бренд, выпускающий фото- видеотехнику, оценивает и выставляет свою температуру кадра (возможно, кто-то из читателей уже слышал нечто вроде «Sony краснит, Panasonic зеленит»). Таким образом, здесь мы видим не ошибку в оценке баланса белого, а всего лишь фирменный штрих, не более.

Точно так же, «по-своему», выставляется баланс белого и при искусственном освещении. Зачастую температура изменяется — и действительно с некоторыми ошибками — непосредственно во время видеосъемки. В следующем ролике запись стартовала с правильным ББ — белый снег, 500-ваттовый галогеновый прожектор — а закончилась с температурой, напоминающей сепию.

Раз уж мы привели видео, снятое в потемках — пусть и с довольно ярким источником света — перейдем к съемке в условиях недостаточной освещенности. Обычно мы преследуем одну-единственную цель: выяснить пороговое значение чувствительности (ISO для фотокамер, dB для видеокамер), при котором картинка начинает «шуметь». Съемка проводится с использованием штатива, при каждом следующем дубле значение ISO увеличивается. Прочие параметры, влияющие на экспозицию (диафрагма, выдержка) выставлены на свой предельный максимум.

Изучение результатов показало, что приводить съемку, сделанную при чувствительности ниже ISO800, не имеет никакого смысла — это просто черные кадры с яркими фонарями-точками. Также очевидно, что автоматика в данном случае выставляет максимально возможную чувствительность ISO12800, словно пытается сделать из ночи если не день, то хотя бы вечер. Что касается шума — видно, как намек на зернистость появляется при усилении ISO6400. Однако заметить это довольно сложно, поскольку в камере работает система шумоподавления. Здесь самое место для проверки эффективности этого шумоподавления. Но увы — мы помним, что функция изменения агрессивности шумодава работает только в фоторежиме, при видеосъемке она недоступна.

Остается нерассмотренной интересная функция, трансформирующая цвет еще на этапе съемки. Она называется Моделирование пленки. Ниже можно ознакомиться со стоп-кадрами, взятыми из девяти видеороликов, которые сняты с разными предустановками.

Камера создает фотоснимки размером до 6000×4000 пикселей и разным соотношением сторон.

Программное обеспечение

Функции HDMI-выхода аппарата реализованы довольно оригинально. Непохоже на стандартную реализацию, когда видеовыход работает постоянно и в автоматическом режиме, параметры которого определяются исходя из ответа от приемного устройства (технология EDID). В нашем фотоаппарате допускается лишь один из трех вариантов работы HDMI, их можно активировать в разделе настроек видеозаписи служебного меню:

РежимФункция
4K видео записываются на карту памяти камеры в 4K и выводятся на HDMI устройство в формате Full HD
4K-видеоролики выводятся на HDMI устройства в 4K, начиная с момента нажатия кнопки затвора. Фотокамера не записывает 4K-видеоролики на карту памяти
Камера выводит видеоролики формата 4K на HDMI устройство и не записывает их на карту памяти. Низкая гамма и цветовое пространство с широкой гаммой используются для создания отснятого материала, подходящего для последующей обработки. Минимальная чувствительность установлена на ISO 800

Таким образом, получить видео 4K с HDMI-выхода камеры можно только без одновременной записи этого видео. Либо — либо. С третьим режимом еще сложнее. Как указывается в руководстве пользователя, сигнал HDMI в третьем режиме транслируется с цветовым профилем F-LOG, что идеально подходит для последующей тонкой цветокоррекции. Теперь вопрос: чем захватить такой сигнал? Конечно же, устройством захвата 4K. Имеющиеся у нас устройства захвата ограничены размером кадра Full HD, но мы обязательно постараемся отыскать 4K-«железку» для последующих экспериментов с камерами, имеющими аналогичную функциональность.

Пока же придется ограничиться чисто визуальным подтверждением: действительно, при подключении камеры к 4K-телевизору и активации этого третьего пункта, картинка, подающаяся на дисплей, становится неконтрастной и ненасыщенной. Что, собственно, и дает возможность «рулить» цветом и светом в гораздо более широких диапазонах, чем те, которые предоставляет готовая к просмотру стандартная видеозапись, производимая на карту памяти. Помимо голых слов, приведем фотоснимки экрана 4K-телевизора, на которых можно отчетливо видеть эту разницу.

Режим HDMI 4KРежим HDMI 4K F-Log

Выводимый камерой сигнал может быть свободным от оверлейной информации, но может и содержать ее — соответствующие настройки выставляются в служебном меню.

Чистый сигналСигнал с краткой информациейСигнал с максимумом информации

Количество и состав настроек камеры достойны уважения. Здесь позволяется даже полностью перенастроить функции кнопок и дисков, сделав конфигурацию «под себя».

Более того. В погоне за настраиваемостью разработчик предусмотрел возможность создания собственного меню, абсолютно пользовательского. Включить в него разрешается большинство функций.

Также приятно, что камера «помнит» тот пункт меню, к которому оператор обращался последний раз, и открывается именно на этом последнем пункте. Правда, эта память сохраняется лишь до выключения аппарата. При последующем включении меню откроется на «умолчальном» пункте.

Во время видеозаписи позволяется изменять параметры экспозиции (кроме ISO) в случае, если запись была начата с ручными настройками. На ходу можно изменить значение диафрагмы, выдержку, откорректировать экспозицию в диапазоне от +3 до −3 «стопов». Кстати, досадно, что при видеосъемке в автоматическом режиме текущие значения диафрагмы и выдержки не отображаются на дисплее.

Во время видеозаписи камера разбивает видео на файлы объемом 4 ГБ, это не зависит от файловой системы, в которую отформатирована карта памяти. Пауз и пропадания звука не имеется — два файла, составленные на таймлинии, представляют собой единое целое, без малейших разрывов.

За отсутствие такого недостатка — довольно распространенного, кстати — разработчик достоин похвалы. Эх, если бы не ограничение на длительность записи...

При подключении камеры к ПК по USB в системе появляется новое устройство с именем аппарата, соответственно, появляется возможность скопировать любой материал с карты памяти на жесткий диск. Благодаря скоростному интерфейсу USB копирование происходит в разы быстрее, чем через устаревший (и до сих пор использующийся даже в современных видеокамерах) USB 2.0.

Также при подключении камеры к ПК по USB производится зарядка вставленного в аппарат аккумулятора. Если, конечно, рычажок питания камеры переведен в положение Off. Что характерно — зарядка производится при подключении как по шине USB 3.0, так и по шине USB 2.0 (благо используемый разъем позволяет эксплуатацию любой версии USB).

Но не спешите радоваться: питание с USB подается только на аккумулятор. Cама же камера от этого питания работать не будет.

Функции адаптера Wi-Fi, который встроен в фотоаппарат, описаны на специальной фирменной страничке. Здесь можно отыскать два приложения, для мобильных устройств и для ПК. Программа для смартфонов и планшетов называется Fujifilm Camera Remote. Существует две версии этой программы, для iOS и Android. Из требований приятно удивляет требуемая версия Android — всего-то 2.3 или более поздняя. Таким образом, снимается необходимость в задействовании современных и дорогих мобильных устройств.

Интерфейс мобильного приложения быстр, несложен и понятен, организован удобно. Соединение с камерой осуществляется без привлечения технологических новшеств типа NFC или Bluetooth с низким энергопотреблением (собственно, этим и объясняются скромные требования к смартфону).

Настройка соединенияГлавная страница с выбором режима работыРежим управления

По всей видимости, данное приложение больше рассчитано на фотосъемку. Так, например, в режиме фотографирования разрешается фокусировка методом касания по нужной области экрана, однако в видеорежиме эта функция зачем-то отключается, очень жаль. Зато в видеорежиме дозволяется изменить диафрагменное число и чувствительность. Но, к сожалению, только не во время видеозаписи, а в паузах.

Вторая программа, Fujifilm PC AutoSave, предназначена для автоматического копирования с карты памяти камеры на ПК через доступное Wi-Fi-подключение. Функций управления камерой в этой программе нет.

Сравнительное тестирование в одинаковых условиях

Данное тестирование проводится согласно опубликованной методике в целях установления чувствительности камеры в неизменяемых условиях.

Просьба не делать акцент на балансе белого — традиционно для большинства камер, работающих в автоматическом режиме, картинка в таких условиях «заваливается в красноту» по причине близкого нахождения источников света, обычных ламп накаливания. «Шуметь» картинка начинает при уровне освещенности 20 люкс, когда все прочие способы увеличить экспозицию исчерпаны и камере остается лишь повышать ISO. Если бы не довольно заметный уровень шума, появляющийся при недостатке света, можно было бы сказать, что камера способна снимать «чисто» при уровне освещенности в 5 люкс. В роликах с низким уровнем освещенности можно увидеть «дыхание» автофокуса: даже во время видеозаписи происходит довольно резкая его подстройка. Это типичное для подавляющего большинства фотокамер поведение, когда открытая диафрагма уменьшает глубину резкости и заставляет автофокус рыскать в поисках точки опоры. Выход здесь только один — снимать с ручной фокусировкой, хоть это и непросто сделать вследствие фотоаппаратного формфактора.

Разрешающую способность аппарата мы уже выяснили ранее, ее можно считать одной из самых высоких в данном классе техники: до 1800 ТВ-линий в 4K- и до 1100 ТВ-линий в Full HD-режиме.

Выводы

Впервые изучая представителя бренда Fujifilm, мы предполагали увидеть то, что в итоге и увидели: типичные фотоаппаратные достоинства и типичные же недостатки. Однако из большого ряда фотоаппаратов прочих брендов камеру X-T2 выделяют такие особенности, как великолепная детализация, наличие предустановок, имитирующих пленку, возможность записи на внешний видеорекордер. Видео, записываемое этой камерой, отличается высоким уровнем битрейта, аккуратным кодированием и чистотой картинки при достаточном уровне освещенности. Отсутствие даже намека на перегрев во время видеозаписи также можно записать в плюсы, однако оно нивелируется наличием серьезного ограничения длительности беспрерывной видеозаписи (искренне надеемся, что эти ограничения могут быть сняты или хотя бы смягчены в следующих версиях прошивки фотоаппарата).

Тех пользователей, которых волнуют эксплуатационные качества фотоаппарата, наверняка заинтересуют богатейшие настройки, которые позволяют даже перераспределить роли большинства органов управления. Не менее важным окажется наличие в камере скоростного интерфейса USB 3.0, великолепного видоискателя и наклонного дисплея.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор профессиональной фотокамеры Fujifilm X-T2:

Редакция выражает благодарность компании Fujifilmза предоставленную на тестирование фототехнику

www.ixbt.com


Смотрите также