Урок 3Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру. Для чего служит микрофон компьютера 3 класс


Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 5 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру

Ключевые слова:

• клавиатура • основная позиция пальцев • слепая десятипальцевая печать

Устройства ввода информации

Для ввода в компьютер звуковой информации служит микрофон (рис. 4).

Сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры (см. рис. 4) используются для ввода графических изображений, фотографий и видеофильмов. Специальные датчики, присоединяемые к компьютеру, позволяют измерять и вводить в его память такие числовые характеристики окружающей среды, как температура, влажность, давление и многие другие. Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода.

Но на сегодняшний день, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры — важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.

Клавиатура

Внимательно рассмотрите клавиатуру вашего компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп (рис. 5):

1) функциональные клавиши; 2) символьные (алфавитно-цифровые) клавиши; 3) клавиши управления курсором; 4) специальные клавиши; 5) клавиши дополнительной клавиатуры.

Группа функциональных клавиш F1 - F12 размещена в верхней части клавиатуры. Действия, выполняемые в результате нажатия этих клавиш, определяются работающей в конкретный момент программой. Есть клавиши, за которыми практически всегда закреплено одно и то же действие. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки. Другим функциональным клавишам в разных программах могут соответствовать разные действия.

В центре клавиатуры расположены символьные клавиши. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и т. д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:

Alt (слева) + Shift или Ctrl + Caps Lock

Знак «+» между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая её нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.

С помощью символьных клавиш набирают всевозможные тексты, арифметические выражения, записывают свои программы.

Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock.

Если горит индикатор Caps Lock — будут вводиться прописные буквы, иначе — строчные.

Вводить одну или несколько прописных букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + {буква}.

В нижней части клавиатуры находится длинная клавиша — пробел. Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.

На экране курсор ввода | — мигающая чёрточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора.

Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки:

Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.

Клавиши Page Up и Page Down позволяют листать текст вверх и вниз, а Ноmе и End переводят курсор в начало и конец строки.

Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter (иногда изображается с изогнутой стрелкой) завершает ввод команды и вызывает её выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия. Символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей Delete, а слева — клавишей Backspace, (иногда изображается со стрелкой).

Клавиши Shift, Ctrl и Alt изменяют действия других клавиш.

Дополнительная клавиатура может работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock:

• при включённом индикаторе Num. Lock это удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций, расположенными, как на калькуляторе; • если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Клавиатура — это электронное устройство. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть лёгкими, короткими и отрывистыми.

Основная позиция пальцев на клавиатуре

Чтобы быстро вводить информацию с клавиатуры, нужно владеть слепым десятипальцевым способом печати, т. е. использовать при наборе все десять пальцев и смотреть при этом на экран (на набираемый текст), а не на клавиши.

Разделим условно клавиатуру на две части — для правой и левой рук. Каждый палец «закрепим» за определёнными клавишами. На рис. 6 зоны «ответственности» каждого пальца обозначены разной цветовой гаммой.

Для того чтобы печатать слепым десятипальцевым методом на символьной части клавиатуры, необходимо постоянно держать руки в одной и той же позиции, обеспечивающей возможность движения каждого пальца вслепую к клавишам своей зоны. Это расположение пальцев называют основной позицией.

В основной позиции:

• основания ладоней лежат на передней кромке корпуса клавиатуры; • форма кистей — округлая, как будто в каждой из них держат яблоко; • пальцы обеих рук слегка касаются клавиш со следующими буквами:

Левая рука Правая рука
мизинец Ф Ж мизинец
безымянный палец Ы Д безымянный палец
средний палец В Л средний палец
указательный палец А О указательный палец
большой палец Пробел большой палец

На клавиши с буквами «А» и «О» нанесены выпуклые риски. Это позволяет безошибочно найти соответствующие клавиши даже с закрытыми глазами.

При вводе информации с помощью клавиатуры старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Удары пальцев по клавишам должны быть чёткими, отрывистыми и ритмичными.

Ударяющий по клавише палец не должен прогибаться, а другие пальцы не должны подниматься со своих мест.

После удара по любой клавише зоны « ответственности* палец должен возвращаться на своё основное место.

Если вы почувствуете напряжение или усталость, то сделайте в работе небольшой перерыв.

Чтобы освоить расположение клавиш, желательно поработать со специальной программой — клавиатурным тренажёром.

Рекомендации по выработке навыков эффективного ввода текста вы можете полупить при просмотре анимации «Положение рук. Привязка клавиш к пальцам», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

Расположение букв на клавишах не является случайным. Дело в том, что одними буквами приходится пользоваться чаще, а другими — реже. Буквы на клавиатуре расположены по принципу наибольшей повторяемости. В русских словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные Н, Т, С, Р. Клавишам с этими буквами отвели самое «почётное» центральное место, для того чтобы при наборе текста эти буквы лежали под самыми ловкими, указательными пальцами.

Какие латинские буквы расположены в центральной части клавиатуры? Неужели именно они чаще всего встречаются в английских словах? Познакомьтесь с историей латинской раскладки клавиатуры в материалах электронного приложения к учебнику.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Современные компьютеры могут обрабатывать числовую информацию, текстовую информацию, графическую информацию, видеоинформацию, звуковую информацию.

Клавиатура — важнейшее устройство ввода информации в память компьютера. Все её клавиши можно условно разделить на следующие группы: функциональные клавиши; символьные (алфавитно-цифровые) клавиши; клавиши управления курсором; специальные клавиши; клавиши дополнительной клавиатуры.

Клавиатура — электронное устройство. Обращаться с ней следует бережно и аккуратно.

Желательно владеть слепым десятипальцевым способом печати.

Вопросы и задания

1. Какую информацию может обрабатывать компьютер?

2. Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера?

3. Для чего нужна клавиатура?

4. Как называются основные группы клавиш на клавиатуре компьютера?

5. Вы наверняка обратили внимание, что отдельные клавиши и даже группы клавиш продублированы. Для чего, по вашему мнению, это сделано?

6. Есть две специальные клавиши, выполняющие одну и ту же функцию, но в разных «направлениях». Назовите эти клавиши. Что это за функция?

7. Подготовьте краткое сообщение об основной позиции пальцев на клавиатуре.

Электронное приложение к уроку

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЕК ЦОР

Компьютерный практикум

Выполнить работу №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Cкачать материалы урока

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

«Что мы знаем о компьютере?»

Урок по информатике в 3 классе на тему: «Что мы знаем о компьютере?» - страница №1/1

Боряева Наталья Валериевна,

учитель информатики и ИКТ,

МБУ лицей № 19

Открытый урок по информатике

в 3 классе на тему:

«Что мы знаем о компьютере?»

А ннотация

Урок – изучение нового материала. Включает в себя следующие элементы: обзор пройденного материала, взаимопроверку домашнего задания самими учащимися при контроле учителя, изучение нового материала с помощью электронной презентации и проектора, закрепление вновь изученного материала с использованием компьютера, независимое оценивание результатов полученных знаний, подведение итогов, инструктаж домашнего задания, 2 физминутки.

Урок построен в комбинированной форме, с использованием современных технологий, частичной передачи роли учителя учащимся (взаимопроверка домашнего задания), а также оценивание полученных результатов имеет независимую форму (оценки выдаёт компьютер), что позволяет создать положительную мотивацию учащихся. На уроке учащимся предлагаются различные формы деятельности, это способствует легкому усвоению нового материала.

Большое внимание уделяется развитию познавательной активности детей, умению работать учебником и вести диалог, формированию умения анализировать, приводить примеры из жизни. Применяются здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: «Что мы знаем о компьютере?»

Класс: 3

Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова

Цель: знакомство с устройством компьютера Задачи:

1) дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере;

2) ознакомить с составными частями компьютера;

3) воспитание информационной культуры учащихся;

4) развитие познавательных интересов;

5) развитие навыков работы с мышью и клавиатурой

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1) интерактивная доска (проектор + экран)

2) компьютерный класс;

3) учебник «Информатика и ИКТ 3 класс», авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова + рабочая тетрадь.

Программное обеспечение: Windows XP, программа My Test, презентация «Что мы знаем о компьютере?» Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством компьютера и узнаем, с помощью чего он работает.

2. Проверка домашнего задания

-Но для начала вспомним, что мы узнали на прошлом уроке и проверим домашнее задание.

Вопросы для опроса:

-А что это такое носители информации?

-Какие носители информации использовали древние люди?

-А сейчас какие носители информации используются? Приведите примеры тех носителей, что вы используете.

Взаимопроверка домашнего задания в тетрадях

Учитель предлагает обменяться тетрадями с соседом и проверить домашнюю работу друг у друга. Оценки выставляются карандашом, критерии оценивания на доске.

Критерии оценивания на доске.

«5» - все задания выполнены без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки; «3» - более 3 ошибок; «2» - сделано меньше половины.

3. Физкультурная минутка (Проводит учитель)

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.

Голова устала тоже, так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два, думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

4. Объяснение новой темы

Объяснение новой темы проходит с помощью презентации «Что мы знаем о компьютере?»,

Слайд Содержание Предполагаемые действия учащихся
Новая тема называется "Что мы знаем о компьюте-ре?" Познакомиться нам с ней поможет презентация. Усаживайтесь поудобнее, глядите на экран и внимательно слушайте. Готовят-ся к про-смотру
Как вы думаете, что такое компьютер? (Спрашиваю 3-4 человека.) Спасибо. Молодцы!

Компьютер – это электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое специальными программами.

Пытают-ся дать свое определе-ние.
Каждый современный компьютер обязательно имеет в своем составе системный блок, монитор, клавиатуру и мышь. Эти составные части называются базовой конфигурацией. Посмотрите на экран и внимательно разглядите. Знакомы они вам? Разглядывают.
Важными устройствами компьютера являются процессор и память, они входят в состав системного блока. Процессор - "мозг" компьютера. Он выполняет обработку закодированной информации. Память бывает внутренней и внешней. Внутренняя память хранит программы, обрабатываемые компьютером. Внешняя память - это магнитные и лазерные диски. Они хранят информацию даже при выключенном компьютере. А что такое данные? (Спрашиваю 2-3 человека.) Данные – это закодированная в виде 0 и 1 информация. Пытают-ся дать свое определение.
Для того, что ввести информацию в компьютер, нужны устройства ввода информации. Клавиатура позволяет вводить числовую и текстовую информацию. Микрофон служит для ввода звуковой информации. Он подключается к входу звуковой карты. Сканер используется для преобразования в компьютерную форму изображений и текстовых документов. Слушают и смотрят на картинки
Для ввода графической информации и работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: мышь, джойстик, графический планшет, трекбол, тачпад (сенсорная панель). (Если возникают вопросы, прокомментировать.) Возмож-но, задают вопросы
Также устройствами ввода информации являются цифровые камеры, которые позволяют получать видеоизображения и фотоснимки непосредственно в цифровом формате, и ТV – тюнеры, при подключении которых можно просматривать телевизионные передачи непосредственно на экране компьютера. Слушают и смотрят на картинки
К устройствам вывода информации относятся: мо-нитор, являющийся универсальным устройством вывода текстовой, числовой и графической инфор-мации; принтер - печатающее устройство, предназ-начен для вывода информации на бумагу; колонки - для прослушивания звука; плоттер - для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, схем и пр.). Возмож-но, задают вопросы
Итак, компьютер состоит из устройств, каждое из которых выполняет своё действие. Какие это устройства? Перечислите. (Спрашиваю 1-2 учащихся.) Перечис-ляют, глядя на экран.
Компьютер обрабатывает информацию с помощью программ. Их создает человек. Как называют такого человека? (Спрашиваю 1-2 человек). Молодцы! Правильно. Это программист. Все программы, вместе взятые, называются программным обеспечением. Отвечают на заданный вопрос.
А вот вам пример программного обеспечения: текстовые и графические редакторы, программный калькулятор, музыкальный редактор, программы, управляющие разными устройствами компьютера. А вы знаете ещё какие-нибудь программы? (Спрашиваю несколько человек) Отвечают на вопросы
Итак, давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы узнали.... (спрашиваю прочитать с экрана 5 человек) Читают с экрана.
5. Физминутка для глаз

(Проводит учитель)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же – в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6. Закрепление и проверка усвоенного материала

- Ну, а теперь, проверим, что вы запомнили. Откроем учебники, страница 29. Вопросы читаем «по цепочке». Отвечаем так же.

Тест на тему "Что мы знаем о компьютере?"

Тест сделан в программе МyTest. Каждый ученик выполняет его индивидуально за компьютером. Компьютер сам поставит вам оценки. (Пока дети делают тест, учитель просматривает тетради и выставляет оценки за домашнюю работу).

Вопрос Варианты ответов Правильный ответ
1.Что такое компьютер? а) Это устройство для игр. б) Электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами. в) Прибор для поиска информации. Электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами.
2. Базовая конфигурация современного ПК? а) Монитор, клавиатура, принтер, мышь. б) Монитор, клавиатура, системный блок, мышь. в) Тачпад, клавиатура, веб - камера, процессор. Монитор, клавиатура, системный блок, мышь
3.Что входит в системный блок? а) Процессор, мышка, диски. б) Процессор, внутренняя и внешняя память. в) Внутренняя память, внешняя память, клавиатура. Процессор, внутренняя и внешняя память
4.Что такое данные? а) Закодированная информация в виде 0 и 1. б) Символы, которые вводит пользователь. в) Фамилия, имя, отчество. Закодированная информация в виде 0 и 1
5.Что не является устройством ввода информации? а) Колонки. б) Мышь. в) Джойстик. г) Тачпад. Колонки
6.Что такое монитор? а) Печатающее устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу. б) Устройство для прослушивания звука. в) Устройства для вывода широкоформатных графических объектов. г) Устройство для вывода текстовой, числовой и графической информации. Устройство для вывода текстовой, числовой и графической информации
7.С помощью чего компьютер обрабатывает информацию? а) Данных, вводимых в компьютер. б) С помощью человека. в) С помощью программ, созданных человеком. С помощью программ, созданных человеком
8. Что такое программное обеспечение? а) 1,2 программы в компьютере. б) Все программы, вместе взятые. в) Музыкальный редактор. Все программы, вместе взятые

Критерии оценивания.

«5» - не менее 85% выполнено правильно;

«4» - не менее 70% выполнено правильно; «3» - не менее 50% выполнено правильно; «2» - менее 50% выполнено правильно.

7. Итог урока

Выставляются оценки за тест и за домашнюю работу в дневники и журнал.

Учитель спрашивает у учащихся, что нового они сегодня узнали на уроке, и переходит к домашнему заданию.

Домашнее задание

Написано на доске. Записывается в дневники. Небольшой инструктаж.

Учебник, параграф 5 (читать, отвечать на вопросы).

Рабочая тетрадь, стр. 20-21

polpoz.ru

Конспект урока по Технологии Знакомимся с компьютером 3 класс

Пояснительная записка

Урок по теме «Знакомство с компьютером» разработан согласно тематическому планированию по УМК «Школа России» 3 класс Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева «Технология», в соответствии с ФГОС второго поколения.

Актуальность предложенной разработки урока состоит в системно - деятельностном подходе, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель урока - пробудить у детей интерес к предмету, дать возможность самостоятельно осуществить алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Учебная деятельность основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. В ходе урока использованы материалы, активизирующие познавательную активность учащихся и повышающие их информационную грамотность. Чередование и смена видов деятельности обеспечат поддержание работоспособности и активности ребят.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, информатикой.

Цели урока:

  • создать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и дополнительных устройств;

  • систематизировать и обобщить знания учащихся;

  • развивать у учащихся познавательный интерес к изучению информатики.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умения выделять главное, обобщать имеющие факты;

  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

  • развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения;

  • формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Ресурсы урока:

- учебник по технологии Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева «Технология» 3 класс,

- компьютер,

- практические задания,

- наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке.

Ход урока.

Организационный момент

Задача учителя: проверить готовность учащихся к уроку

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: психологически настроиться на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами

Друзья мои! Я очень рада,

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда -

Вниманье ваших умных глаз.

Пускай сегодня наша встреча,

Оставит след в душе у вас.

Общенье, радость и познанье

Пусть вам урок подарит наш.

Сегодня на уроке вас ждет множество интересных открытий. Вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках информатики, окружающего мира, математики. Желаю вам увлекательных путешествий в мир информатики и технологии, а также новых открытий, которые вам в будущем понадобятся при изучении предметов в старшей школе.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2.

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

Задача учителя: проверить усвоение учащимися предыдущего урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: учиться выполнять задания учителя с использованием полученных знаний об информации.

Давайте с вами вспомним материал прошлых уроков.

- Что такое информация?

21 век - это век информационных технологий и компьютер является главным помощником для человека при работе с информацией. Мы используем компьютер для получения, хранения, обработки и передачи информации. Но компьютер - это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для его изучения.

- Информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком с помощью органов чувств из различных источников, таких как: книги, газеты, журналы, телевизор, компьютер.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные УУД:

- умение кратко формулировать мысль

3.

Изучение нового материала. Постановка темы и целей урока.

Задача учителя: сформировать у обучающихся понятие о компьютере как системе взаимосвязанных частей - устройств

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь ставить учебную задачу, познакомиться с устройством компьютера

Сегодня на уроке технологии вы познакомитесь с устройством компьютера, узнаете, как информация попадает в компьютер, какую работу можно выполнять с его помощью, а также проведем небольшое исследование.

Компьютер представляет собой систему из взаимосвязанных частей - устройств.

- Назовите основные части компьютера?

Одни устройства хорошо видны, другие нет, т.к. находятся внутри системного блока.

Системный блок включает в себя процессор и память, которые обеспечивают работу компьютера.

У каждой части компьютера свое назначение (функция).

Давайте поближе с ними познакомимся.

- Как вы думаете, что делает процессор?

Процессор - центральное устройство обработки информации. Он обрабатывает данные в особом электроном виде, по специально заданным программам, путем выполнения арифметических и логических операций.

- Для чего служит память?

Память - это быстрое запоминающее устройство, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных.

- Для чего служит клавиатура?

Клавиатура - устройство, позволяющее пользователю вводить информацию в компьютер.

Представляет собой набор клавиш (кнопок)</<font face="Times New Roman, serif">, расположенных в определённом порядке.

- Для чего служит монитор?

Монитор является универсальным устройством вывода информации и подключается к видеокарте, установленной на компьютере.

- Что делает мышь?

Компьютерная мышь - это устройство, с помощью которого можно выбирать какие-либо объекты на экране компьютера и управлять ими.

Если поставить рядом системный блок, монитор, клавиатуру, мышь, то это будет не компьютер, а просто отдельные устройства.

- Как вы думаете, почему?

Компьютер - это связанные между собой устройства. Слово «связанные» означает подсоединённые друг к другу с помощью проводной или беспроводной связи.

Каждое устройство выполняет свою функцию, а все устройства вместе составляют целое, называемое инструментом для работы с информацией.

Целое, которое состоит из частей, связанных друг с другом, - это система.

К компьютеру можно подключить разные устройства.

- Какие устройства вы знаете?

Каждое из этих устройств тоже состоит из взаимосвязанных деталей и представляет собой систему.

- Какое устройство подключено у нас в классе?

Давайте рассмотрим принтер.

- Что такое принтер?

Принтер - печатающее устройство. Осуществляет вывод из компьютера закодированной информации в виде печатных копий текста или графики.

Принтер состоит из корпуса, картриджа, лотка для бумаги и др.частей. Если хотя бы одной части не хватает, принтер работать не будет.

Любое техническое устройство представляет систему из взаимосвязанных частей (деталей). Каждая деталь выполняет своё назначение.

- Основными частями компьютера являются системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

- Процессор обрабатывает информацию.

- Память служит для хранения информации.

- Клавиатура служит для ввода информации.

- Монитор служит для вывода информации на экран.

- Мышь помогает управлять компьютером.

Ответы детей

- Принтер, сканер, микрофон, звуковые колонки

- Принтер

- Принтер - это печатающее устройство.

Личностные УУД:

- умение слушать и выделять главное;

- применение личного жизненного опыта;

- развитие логического мышления.

Метапредметные УУД:

-умение ставить учебную задачу;

- развитие навыков исследования.

Познавательные УУД:

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- умение узнавать и называть части компьютера и определять для чего они служат.

Коммуникативные УУД:

- умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

4.

Первичное закрепление учебного материала.

Задача учителя: закрепить представление о компьютере, как системе взаимосвязанных устройств, о роли компьютера в жизни человека

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самостоятельно и в сотрудничестве выполнять задания, находить пути решения, применять полученные знания на практике

Отройте учебник на стр.10.

Рассмотрите рисунок.

- Какое назначение имеет каждый предмет?

- Какие предметы имеют историческую связь?

- В каком техническом устройстве объединились возможности всех предметов?

- Для чего служит компьютер?

Давайте с вами заполним таблицу.

- Для чего служит процессор?

- Для чего служит память?

- Для чего служит монитор?

- Для чего служит клавиатура?

- Какую роль выполняет компьютерная мышь?

Рассмотрите рисунки на стр.11.

- В каких сферах деятельности человек использует компьютер?

- Люди каких профессий работают за компьютером?

Ответы детей.

Ответы детей.

- В компьютере.

- Для работы с информацией.

- Процессор служит для обрабатывания информации.

- Память служит для хранения информации.

- Монитор служит для вывода информации на экран.

- Клавиатура служит для ввода информации.

- Компьютерная мышь помогает управлять компьютером.

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные УУД:

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- умение узнавать и называть части компьютера и определять для чего они служат.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, вести диалог и исправлять ошибки других;

- умение работать в группах.

Личностные УУД:

-применение личного жизненного опыта;

- развитие логического мышления;

5.

Физкультминутка

Задача учителя: сохранять здоровье школьников

В сторону отложим учебник и тетрадь,

В работе нужен отдых - это надо знать!

Пальчики по парте отбивают такт,

Словно на рояле играет музыкант.

А теперь мы встанем с ваших мест друзья,

И, поаплодируем - без этого нельзя!

Влево мы посмотрим, а затем направо,

А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.

Глазками покрутим по стрелке часовой,

Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.

Сделаем глубокий очень вдох, друзья,

Жить без кислорода нам никак нельзя.

Ручки опустили, на носочки поднялись,

Сели, успокоились, работой занялись.

Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,

Снова мы готовы знания получать!

Личностные УУД:

- проявлять желание заботиться о своём здоровье

6.

Закрепление нового материала.

Задача учителя: закрепить представление о компьютере, как системе взаимосвязанных устройств, о роли компьютера в жизни человека

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: самостоятельно выполнять задания, находить пути решения, применять полученные знания на практике

У вас на столе практические задания.

Выполните задание №1.

Соедините стрелками части компьютера с их названиями

Проверьте свою работу (на доске появляется слайд ). Оцените работу.

Выполните задание №2.

Соедините стрелками, кто что умеет

Проверьте свою работу (на доске появляется слайд ). Оцените работу.

Давайте проведем небольшое исследование.

Решите выражение, записанное на доске:

36 : 4 ∙ 3 + 54 ( засекаю время )

Выполните эти же вычисления с помощью калькулятора (засекаю время).

Сравните время, затраченное на вычисления вами и время работы на калькуляторе.

- Какой способ быстрее?

Ответы детей

Познавательные УУД:

- умение узнавать и называть части компьютера и определять для чего они служат;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в группах;

- формирование умения объяснять свой выбор.

Личностные УУД:

- применение личного жизненного опыта;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки.

7.

Итог урока.

Задача учителя: подвести обучающихся к выводу о том, что компьютер является неотъемлемой частью в профессиональной жизни человека

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание и назначение принципа работы основных составляющих компьютера

Давайте подведем вывод.

- Для чего люди изобрели компьютер?

- Какую роль играет компьютер в жизни людей?

- Что же такое компьютер?

- Для чего человек использует компьютер?

- Из чего состоит компьютер?

- Чему научились на уроке?

Ответы детей

Ответы детей

- Компьютер - это инструмент для работы с информацией.

- Человек использует компьютер для получения, хранения, обработки и передачи информации.

- Компьютер состоит из взаимосвязанных частей - устройств: системного блока, монитора, клавиатуры, мыши; у каждой части своё назначение.

- Научились узнавать и называть части компьютера.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника;

- формирование умения объяснять свой выбор.

Личностные УУД:

- применение личного жизненного опыта;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки.

8.

Домашнее задание.

учебник, стр.12, выполнить задание автора

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться давать оценку своей работе в конце урока

У вас на партах лежат конверты, в них Смайлики. Выберите и наклейте в дневник тот Смайлик, который соответствует вашим чувствам по окончании урока.

Спасибо за работу на уроке!

Личностные УУД:

- развитие самооценки

botana.cc

«Что мы знаем о компьютере?»

Боряева Наталья Валериевна,

учитель информатики и ИКТ,

МБУ лицей № 19

Открытый урок по информатике

в 3 классе на тему:

«Что мы знаем о компьютере?» А ннотация

Урок – изучение нового материала. Включает в себя следующие элементы: обзор пройденного материала, взаимопроверку домашнего задания самими учащимися при контроле учителя, изучение нового материала с помощью электронной презентации и проектора, закрепление вновь изученного материала с использованием компьютера, независимое оценивание результатов полученных знаний, подведение итогов, инструктаж домашнего задания, 2 физминутки.

Урок построен в комбинированной форме, с использованием современных технологий, частичной передачи роли учителя учащимся (взаимопроверка домашнего задания), а также оценивание полученных результатов имеет независимую форму (оценки выдаёт компьютер), что позволяет создать положительную мотивацию учащихся. На уроке учащимся предлагаются различные формы деятельности, это способствует легкому усвоению нового материала.

Большое внимание уделяется развитию познавательной активности детей, умению работать учебником и вести диалог, формированию умения анализировать, приводить примеры из жизни. Применяются здоровьесберегающие технологии. Тема урока: «Что мы знаем о компьютере?»

Класс: 3

Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова

Цель: знакомство с устройством компьютера Задачи:

1) дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере;

2) ознакомить с составными частями компьютера;

3) воспитание информационной культуры учащихся;

4) развитие познавательных интересов;

5) развитие навыков работы с мышью и клавиатурой

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1) интерактивная доска (проектор + экран)

2) компьютерный класс;

3) учебник «Информатика и ИКТ 3 класс», авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова + рабочая тетрадь.

Программное обеспечение: Windows XP, программа My Test, презентация «Что мы знаем о компьютере?» Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством компьютера и узнаем, с помощью чего он работает.

2. Проверка домашнего задания

-Но для начала вспомним, что мы узнали на прошлом уроке и проверим домашнее задание.

Вопросы для опроса:

-А что это такое носители информации?

-Какие носители информации использовали древние люди?

-А сейчас какие носители информации используются? Приведите примеры тех носителей, что вы используете.

Взаимопроверка домашнего задания в тетрадях

Учитель предлагает обменяться тетрадями с соседом и проверить домашнюю работу друг у друга. Оценки выставляются карандашом, критерии оценивания на доске.

Критерии оценивания на доске.

«5» - все задания выполнены без ошибок;«4» - 1-2 ошибки;«3» - более 3 ошибок;«2» - сделано меньше половины.

3. Физкультурная минутка (Проводит учитель)

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.

Голова устала тоже, так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два, думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

4. Объяснение новой темы

Объяснение новой темы проходит с помощью презентации «Что мы знаем о компьютере?»,

Слайд Содержание Предполагаемые действия учащихся
Новая тема называется "Что мы знаем о компьюте-ре?" Познакомиться нам с ней поможет презентация. Усаживайтесь поудобнее, глядите на экран и внимательно слушайте. Готовят-ся к про-смотру
Как вы думаете, что такое компьютер? (Спрашиваю 3-4 человека.) Спасибо. Молодцы!

Компьютер – это электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое специальными программами.

Пытают-ся дать свое определе-ние.
Каждый современный компьютер обязательно имеет в своем составе системный блок, монитор, клавиатуру и мышь. Эти составные части называются базовой конфигурацией. Посмотрите на экран и внимательно разглядите. Знакомы они вам? Разглядывают.
Важными устройствами компьютера являются процессор и память, они входят в состав системного блока. Процессор - "мозг" компьютера. Он выполняет обработку закодированной информации. Память бывает внутренней и внешней. Внутренняя память хранит программы, обрабатываемые компьютером. Внешняя память - это магнитные и лазерные диски. Они хранят информацию даже при выключенном компьютере. А что такое данные? (Спрашиваю 2-3 человека.) Данные – это закодированная в виде 0 и 1 информация. Пытают-ся дать свое определение.
Для того, что ввести информацию в компьютер, нужны устройства ввода информации. Клавиатура позволяет вводить числовую и текстовую информацию. Микрофон служит для ввода звуковой информации. Он подключается к входу звуковой карты. Сканер используется для преобразования в компьютерную форму изображений и текстовых документов. Слушают и смотрят на картинки
Для ввода графической информации и работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: мышь, джойстик, графический планшет, трекбол, тачпад (сенсорная панель). (Если возникают вопросы, прокомментировать.) Возмож-но, задают вопросы
Также устройствами ввода информации являются цифровые камеры, которые позволяют получать видеоизображения и фотоснимки непосредственно в цифровом формате, и ТV – тюнеры, при подключении которых можно просматривать телевизионные передачи непосредственно на экране компьютера. Слушают и смотрят на картинки
К устройствам вывода информации относятся: мо-нитор, являющийся универсальным устройством вывода текстовой, числовой и графической инфор-мации; принтер - печатающее устройство, предназ-начен для вывода информации на бумагу; колонки - для прослушивания звука; плоттер - для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, схем и пр.). Возмож-но, задают вопросы
Итак, компьютер состоит из устройств, каждое из которых выполняет своё действие. Какие это устройства? Перечислите. (Спрашиваю 1-2 учащихся.) Перечис-ляют, глядя на экран.
Компьютер обрабатывает информацию с помощью программ. Их создает человек. Как называют такого человека? (Спрашиваю 1-2 человек). Молодцы! Правильно. Это программист. Все программы, вместе взятые, называются программным обеспечением. Отвечают на заданный вопрос.
А вот вам пример программного обеспечения: текстовые и графические редакторы, программный калькулятор, музыкальный редактор, программы, управляющие разными устройствами компьютера. А вы знаете ещё какие-нибудь программы? (Спрашиваю несколько человек) Отвечают на вопросы
Итак, давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы узнали.... (спрашиваю прочитать с экрана 5 человек) Читают с экрана.
5. Физминутка для глаз

(Проводит учитель)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же – в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6. Закрепление и проверка усвоенного материала

- Ну, а теперь, проверим, что вы запомнили. Откроем учебники, страница 29. Вопросы читаем «по цепочке». Отвечаем так же.

Тест на тему "Что мы знаем о компьютере?"

Тест сделан в программе МyTest. Каждый ученик выполняет его индивидуально за компьютером. Компьютер сам поставит вам оценки. (Пока дети делают тест, учитель просматривает тетради и выставляет оценки за домашнюю работу).

Вопрос Варианты ответов Правильный ответ
1.Что такое компьютер? а) Это устройство для игр. б) Электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами.в) Прибор для поиска информации. Электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами.
2. Базовая конфигурация современного ПК? а) Монитор, клавиатура, принтер, мышь.б) Монитор, клавиатура, системный блок, мышь.в) Тачпад, клавиатура, веб - камера, процессор. Монитор, клавиатура, системный блок, мышь
3.Что входит в системный блок? а) Процессор, мышка, диски.б) Процессор, внутренняя и внешняя память.в) Внутренняя память, внешняя память, клавиатура. Процессор, внутренняя и внешняя память
4.Что такое данные? а) Закодированная информация в виде 0 и 1.б) Символы, которые вводит пользователь.в) Фамилия, имя, отчество. Закодированная информация в виде 0 и 1
5.Что не является устройством ввода информации? а) Колонки.б) Мышь.в) Джойстик.г) Тачпад. Колонки
6.Что такое монитор? а) Печатающее устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу.б) Устройство для прослушивания звука.в) Устройства для вывода широкоформатных графических объектов.г) Устройство для вывода текстовой, числовой и графической информации. Устройство для вывода текстовой, числовой и графической информации
7.С помощью чего компьютер обрабатывает информацию? а) Данных, вводимых в компьютер.б) С помощью человека.в) С помощью программ, созданных человеком. С помощью программ, созданных человеком
8. Что такое программное обеспечение? а) 1,2 программы в компьютере. б) Все программы, вместе взятые.в) Музыкальный редактор. Все программы, вместе взятые

Критерии оценивания.

«5» - не менее 85% выполнено правильно;«4» - не менее 70% выполнено правильно;«3» - не менее 50% выполнено правильно;«2» - менее 50% выполнено правильно.

7. Итог урока

Выставляются оценки за тест и за домашнюю работу в дневники и журнал.

Учитель спрашивает у учащихся, что нового они сегодня узнали на уроке, и переходит к домашнему заданию.

Домашнее задание

Написано на доске. Записывается в дневники. Небольшой инструктаж.

Учебник, параграф 5 (читать, отвечать на вопросы).

Рабочая тетрадь, стр. 20-21

100-bal.ru


Смотрите также