СИТУАЦИИ, КОГДА МИКРОФОНЫ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ В КАДРЕ. Человек в кадре и у микрофона


Интервью в журналистском творчестве › Лениздат.ру

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 93 с.

Книга издана на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Ее автор - заведующий кафедрой радио и телевидения СПбГУ, известный питерский журналист, автор и ведущий программы "Мужские истории", работающий в своем излюбленном жанре - интервью. Это позволило дать конкретные рекомендации, выработанные на основе эфирной практики и анализа деятельности коллег по журналистскому цеху.

Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения. Именно поэтому пособие продолжает серию изданий кафедры, посвященных жанру интервью: материалы круглого стола "Человек в кадре и у микрофона" (СПб., 2002), а также сборника материалов научно-практического семинара "Радио- и телеинтервью, Проблемы жанра" (СПб., 2002).

Цель учебного пособия - познакомить студентов с историей становления интервью как вида журналистики, особенностями его подготовки и проведения.

Автор рассматривает все современные подходы к определению понятия интервью: а) как к методу профессиональной деятельности, б) способу организации единицы эфирного вещания, в) как жанру печатных и электронных СМИ, г) как коммуникативному акту между интервьюируемым, журналистом и слушателем (зрителем).

Существенным во всех подходах автор считает понимание интервью как процесса общения. С.Н. Ильченко замечает, что границы интервью становятся шире, оно проникает даже в рекламные ролики и игровые передачи.

Он предлагает собственное определение вида журналистского творчества: интервью - акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес.

Всей книгой автор развенчивает иллюзию, что интервью самый легкий и простой метод получения и подачи информации. Много подводных камней встречают журналисты на пути общения с людьми в режиме "вопрос - ответ".

Прослежены все этапы развития  жанра интервью в отечественной прессе.

Рассматривая причины и условия трансформации диалога в один из важнейших способов организации текста в журналистском творчестве, С.Ильченко обращается и к традиции философской литературы и отечественной словесности 19 века, и к современной практике журналистики.

Автор анализирует факторы, которые сказались на расширении функций диалога в современном мире - развитие цивилизации, информатизация различных сфер человеческой жизни, формирование диалога между властными структурами и обществом и др.

Обозначены наиболее востребованные формы общения, применяемые сегодня в электронных и печатных СМИ, так или иначе имеющих отношение к жанру интервью (диалог, беседа, разговор, круглый стол, ток-шоу, блиц-опрос и др.).

Проанализированы все виды интервью: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью-анкета; показана специфика каждого вида.

Специальный раздел учебного пособия "О чем говорили и спрашивали раньше?" посвящен анализу тематики интервью в структуре  вопросов. Анализируя творчество журналистов прошлого, автор выявил приоритетные темы для бесед. Не всегда темы определялись истинными потребностями аудитории. Контроль за содержанием интервью сохранялся и на этапе подготовки к публикации, и на этапе отбора тем для будущего разговора, и на этапе отбора собеседников. Отсюда издержки - заурядные, неинтересные интервью, запрограммированные на известный результат. Хотя и в этот  период были примеры профессиональной мастерской работы журналистов, таких например, как И.Шадхан, С.Волошина (цикл передач "Контрольная для взрослых"), Урмас Отто ("Телевизионное знакомство") и др.

Раздел "Свобода слова и свобода общения" анализирует ставшие классическими телепередачи 80-х годов. Раскрепощенность журналистского творчества привела в этот период к появлению совершенно новых форм общения с аудиторией, - получили развитие дебаты, телемосты, дискуссии годов. В телепередачах "Взгляд", "Пятое колесо", "До и после полуночи" обмен полярными точками зрения на какую-то проблему или ситуацию стал жанрообразующим.

Автор замечает, что в этот период свобода слова трактуется как вседозволенность, игнорируется этика общения с теми, кто соглашается на интервью. Вмешательство в личную жизнь, практический шпионаж  в экономической сфере, использование материалов спецслужб, клевета и прямое оскорблении политических оппонентов - вот далеко не полный перечень методов деятельности журналистов этого периода. "В интервью подобная тенденция выразилась, с одной стороны, в усилении отрицательной установки на общение с респондентом, а, с другой, в расширении обсуждаемых тем по оси "положительное - отрицательное" в сторону последнего".

Наиболее важными и полезными для будущих журналистов являются разделы "Как готовиться к интервью", "Принципы организации интервью: ситуация и собеседник", "Принципы организации интервью: время и место", "Принципы построения интервью: вопросы и ответы".

Умение задавать вопросы - одно из главных профессиональных качеств журналиста. Без постоянных тренировок и опыта общения здесь не обойтись. Даже опытные журналисты не застрахованы от ошибок. Нужно учитывать даже "мелочи". По ходу рассуждений С.Ильченко дает немало дельных советов: "Никогда не опаздывайте на интервью. Лучше ждите вы, чем будут ждать вас"; "Ничто в вашей одежде не должно отвлекать интервьюируемого от общения с вами"; "Дисциплина интервью - это дисциплина доброты и благожелательности", "Обязательно сохраняйте первичную запись интервью". Но самый главный совет читатель найдет на последней странице книги: "Будьте самоучками, не ждите, когда Вас научит жизнь!".

Профессор кафедры современной периодической печати СПбГУ Мельник Г.С.

lenizdat.ru

Источник звука в кадре неподвижен

Ситуации, когда микрофоны могут находиться в кадре

Если у режиссера телепередачи нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер, в свою очередь, имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Однако даже в этом случае могут возникнуть проблемы — например, из-за неудовлетворительных акустических условий помещения телестудии, либо расположения телережиссером исполнителей с точки зрения получения наилучшего изображения (но не звука!). Маловероятно также, что даже при неподвижной сцене исполнитель будет дисциплинированным и станет строго следить за своим положением относительно микрофонов, как это всегда делается при звукозаписи в музыкальной студии.

На практике видеорежиссер иногда просит исполнителей изменить свое местоположение или ракурс для получения требуемого кадра. В результате таких манипуляций звукорежиссеру часто приходится увеличивать число микрофонов для записи таких сцен. Ситуация становится слабо управляемой в передачах импровизационного формата, таких, как ток-шоу, концертные номера и особенно получившие широкое распространение в последнее время реалити-шоу, когда поведение исполнителей непредсказуемо.

 

Микрофоны на стойках

Как правило, находящиеся в кадре микрофоны (кроме миниатюрных, которые фактически находятся в кадре, но не видны) выглядят привлекательнее, когда они закреплены на соответствующих стойках-держателях, чем в случае подвески микрофонов. Обычные подвешенные микрофоны могут выглядеть неопрятно, чересчур технологически, особенно когда видна точка их подвеса; кабели таких микрофонов рассекают кадр на части. Также подвесные микрофоны с остронаправленными характеристиками (без соответствующих направляющих держателей) не всегда обеспечивают оптимальную фиксацию звучания расположенных под ними источников звука. В большинстве случаев необходимость фиксации положения микрофонов приводит к потере их мобильности в условиях студийной съемки.

Одной из главных особенностей микрофона, находящегося в кадре, является его заметность. По этой причине микрофон должен быть небольшим и изящным: для незаметности малый диаметр микрофона более предпочтителен, чем его малая длина. Как и у всякого правила, тут есть свои исключения: огромные ленточные микрофоны RCA-44 — сегодня частые гости видеоклипов в стиле «ретро», а Shure SM55 с характерной решеткой стал в 60-е годы заправской звездой телеэкрана и благодаря известному фильму получил прозвище «Good morning, Vietnam». Предпочтительнее, чтобы микрофон в кадре имел неяркую окраску и матовый корпус, чтобы избежать бликов от источников освещения; серая матовая хромированная поверхность микрофона подходит для большинства применений.

Для такого расположения следует выбирать модели микрофонов с соответствующими характеристиками направленности, оптимальными для записи конкретной сцены. Выбор диаграммы направленности микрофона следует производить с точки зрения получения максимального прямого звукового сигнала и подавления нежелательного, с учетом расстояния от исполнителя до микрофона. К нежелательным звуковым источникам могут относиться шум работающей телетехники, излишняя реверберация помещения. Для отстройки от помех предпочтительнее направить микрофон его нечувствительной зоной на мешающий источник звука, чем чувствительной стороной — на полезный.

При записи в условиях телестудий микрофоны с однонаправленной характеристикой обычно применяется чаще других. В зашумленных помещениях микрофоны с наивысшим соотношением фронт/тыл, как правило, предпочтительнее микрофонов с круговой характеристикой, хотя последние тонально более сбалансированы. Обычно актер чувствует себя более уверенно, видя микрофон, направленный прямо на него. Кроме того, микрофон выглядит аккуратнее, когда он расположен прямо перед исполнителем, а не подвешен перед ним или находится сбоку.

Другой параметр, по которому следует выбирать микрофон для размещения на стойке, — это чувствительность к вибрациям. В конструкцию большинства студийных стоек входит вибропоглотитель в ножках основания стойки, но, тем не менее, он полностью не исключает проникновения вибраций от пола, особенно при размещении на сцене. Пол сцены может вибрировать, на ней могут находиться мощные озвучивающие мониторы. Также есть вероятность того, что артист дотронется до стойки рукой. Микрофоны с широкой частотной характеристикой наиболее подвержены влиянию подобных проблем.

Таким образом, вопрос выбора микрофона, даже для сравнительно простой цели, например записи одного исполнителя, не обязательно решается подбором микрофона с наилучшей частотной характеристикой, так как существуют условия, при которых широкий частотный диапазон может быть в определенной мере недостатком.

 

Петличные микрофоны

Такие микрофоны незаметны в кадре, они миниатюрны и визуально эстетичны. Их легко скрыть деталями одежды. Многие современные модели «петличек» звучат достаточно качественно. Тем не менее, грудная клетка говорящего, где обычно и располагают «петличку», — далеко не лучшее место с точки зрения записи речи, поэтому разработчики значительно откорректировали АЧХ этих микрофонов для получения приемлемого звучания.

При этом пришлось решить две задачи: близкое расположение микрофона к грудной клетке приводит к значительному подъему НЧ-составляющих, и помещенный на груди микрофон «не видит» губ говорящего, звучание получается глухим и плохо артикулированным. Для решения этих проблем конструкторы сделали частотную характеристику «петличек» неравномерной — у них подрезаны НЧ для уменьшения влияния грудной клетки и приподняты середина и верха для компенсации «затенения» и повышения артикуляции и деталировки звука. Поместите «петличку» где угодно, кроме груди актера, и ее звучание резко изменится.

Иногда можно видеть, как «петличку» располагают приемной частью капсюля вниз. В принципе, большинство из них имеют круговую направленность, а небольшие размеры означают, что АЧХ остается однородной при восприятии звука и фронтом, и тылом микрофона, поэтому такое расположение почти не изменяет звучания. Главное, что это защитит диафрагму от задувания. При многомикрофонной петличной технике стоит применять направленные модели «петличек». Благодаря высокому соотношению фронт/тыл их с успехом можно использовать совместно с мониторами подзвучки при записи концертных номеров.

 

Микрофоны на настольных подставках

Этот вариант часто встречается при съемке пресс-конференций. Такой микрофон, если это не противоречит логике ситуации в кадре (спортивный комментарий, работа радиодиджея, съемка в зале суда), лишь дополняет сюжетную линию видеоряда.

 

 

 

Комментарий за кадром

При передаче спортивных комментариев или других внестудийных программ основной проблемой является борьба с окружающими шумами.

Это могут быть шумы зрителей, но более важной проблемой могут стать шумы от соседних комментаторов, возможно, работающих для других организаций и на разных языках. В таких случаях ранее использовались так называемые противошумовые микрофоны. Этот тип микрофона размещается очень близко ко рту и обеспечивает высокую степень подавления внешних акустических шумов. Сегодня для этих целей применяются узконаправленные гиперкардиоидные гарнитуры.

 

 

Ситуации, когда микрофоны не могут находиться в кадре

Если микрофон не должен попадать в кадр, существуют два основных варианта его расположения:

>он может быть замаскирован в декорациях в кадре;

>микрофон устанавливается вне кадра.

Важный фактор, который не стоит игнорировать при маскировке микрофонов, — средства маскировки могут оказывать заметное влияние на их звучание. Большинство типов микрофонов, особенно направленных, сохраняет свою собственную частотную характеристику и диаграмму направленности только в условиях, близких к свободному полю. Если они окружены отражающими поверхностями или близко расположены к ним, то получаемое звучание теряет естественность; обычно это выражается в бубнении голосов.

Довольно просто скрыть микрофон за цветочной вазой, настольной лампой, бутафорской пачкой книг (которую лучше изготовить на основе тонкого металлического каркаса, обтянутого неплотной тканью). При соответствующей окраске такие декорации являются светонепроницаемыми и выглядят вполне естественно на телевизионном экране, но акустически прозрачны и не оказывают неблагоприятного влияния на характеристики размещенных в них микрофонов. Главное требование к маскируемым микрофонам — их малые размеры. Если оптимальное место установки микрофона находится на некотором расстоянии от исполнителя, то использование направленных моделей позволит уменьшить фиксацию нежелательных шумов и излишней реверберации помещения. Когда микрофонная стойка не может быть установлена близко к исполнителю либо обычный микрофон трудно сориентировать корректно, используют «петличку» (при этом помните об АЧХ!). Замаскировать ее можно даже за пепельницей или пачкой сигарет. Но какой бы тип микрофонов ни применялся, может понадобиться частотная коррекция.

Подвесные микрофоны

Чтобы расположить микрофон как можно ближе к артисту и в то же время вне кадра, его можно подвесить сверху. Простейший способ — подвеска микрофона на журавле. Достоинство этого метода в простоте установки оптимального положения микрофона.

Однако на съемочной площадке нередки ситуации, когда для использования журавлей мало места либо когда они могут затруднить движение камер. В этом случае можно подвесить микрофоны на тросиках или микрофонных кабелях. Микрофон должен быть размещен как можно ближе к линии между артистом и камерой, иначе возникнут проблемы передачи звуковой перспективы. Если положение камер варьируется в широких пределах, а ракурсы, под которыми снимаются кадры, достигают 180°, то следует использовать несколько микрофонов даже в случае записи одиночного источника.

Звукорежиссеру стоит позаботиться, чтобы ориентация и угол наклона микрофона могли меняться в зависимости от требований мизансцены. Подвеска должна быть аккуратной, а микрофоны незаметными, чтобы при случайном попадании в кадр они меньше бросались в глаза. Когда подвеска закреплена, следует принять во внимание направление освещения для исключения теней от микрофона на исполнителях и объектах съемки.

 

Микрофоны граничного слоя (PZM-микрофоны)

PZM-микрофоны имеют максимально ровную АЧХ в силу отсутствия эффекта комбинационной фильтрации. Тембр такого микрофона практически независим от угла прихода звукового сигнала. Правда, PZM-микрофоны выдают субъективно более пространственное и отдаленное звучание, поэтому при записи ТВ- и кинозвука больше подходят для кадров общего плана.

Такой микрофон легко маскируется (например, за настольной лампой) и идеально подходит для записи голоса актера, сидящего за столом, для записи пения, музыки в сильно заглушенных помещениях, при записи интервью и бесед за круглым столом. В последнее время выпускаются PZM-микрофоны не только с полусферической, но и полукардиоидной и полугиперкардиоидной направленностью, что позволяет получить более сухое и четкое звучание. Установка микрофонов граничного слоя на полу авансцены для трансляций спектаклей позволяет исключить микрофонные стойки в кадре.

 

Читать далее

xn--b1agadcjl6asejas6j.xn--p1ai

20 киноляпов, которые невозможно заметить с первого раза

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Операторы и режиссеры тоже люди и вполне могут совершать ошибки, определить которые сразу иногда непросто. Поэтому многим кинематографистам стоит пересмотреть свои работы еще раз и проверить их на наличие ляпов, которые, возможно, остались незамеченными. Мы в AdMe.ru уже начали.

«Хоббит» и «Властелин колец»

В «Хоббите» у Леголаса голубые глаза, но в трилогии «Властелин колец» иногда они были практически черные.

В части «Властелин колец: Возвращение короля» неожиданно пропадает лестница вместе с обмотанным паутиной Фродо.

«Гарри Поттер»

И вовсе эти свечи не парят в воздухе по волшебству — они всего лишь подвешены на леске.

В этом эпизоде «Гарри Поттера и Тайной комнаты» четко виден оператор.

В части «Гарри Поттер и Орден Феникса» на Гарри за ночь волшебным образом меняется футболка.

Гарри всегда говорили, что у него такие же зеленые глаза, как у его матери. Так почему в «Гарри Поттере и Дарах смерти» глаза у его мамы карие?

«Человек-паук»

Мэри Джейн в этом эпизоде поскальзывается на пролитом соке, однако в следующем кадре сока уже нет. На чем же она поскользнулась?

«Звездный путь»

Значок Звездного флота на форме Капитана Робау куда-то исчезает, когда он садится.

«Сумерки»

В этом эпизоде в отражении отчетливо виден микрофон.

В кадре заметно, как провод микрофона проходит через джинсы Беллы.

«Сонная лощина»

За фальшивыми зубами Кристофера Уокена виднеются настоящие.

«Криминальное чтиво»

Эту знаменитую сцену помнят все. Но замечал ли кто-нибудь, что дырки от пуль в стене появились еще до того, как были сделаны выстрелы.

«Люди в черном»

Здесь явно видны страховочные тросы агента Кея.

«Пираты Карибского моря»

В кадр попал участник съемочной группы.

В части «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» зубы капитана Гектора Барбоссы явно портятся слишком быстро.

«Гладиатор»

В одной из самых эпичных сцен фильма, который получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, можно заметить газовый баллон на перевернутой колеснице.

«Мстители»

По-видимому, костюм Железного человека способен за мгновение залечивать раны.

Так же как и костюм Капитана Америки.

«Звездные войны»

Один из штурмовиков (крайний правый) слишком высок и ударяется головой о дверь. Присмотритесь. «Развидеть» потом это невозможно.

«Голодные игры»

Китнисс явно делает что-то не так.

«Красотка»

Круассан, который героиня Джулии Робертс ест в этом эпизоде, в следующем кадре неожиданно превращается в оладьи.

www.adme.ru

Мнение. Люди у микрофона

Игра «Тигров» в новом сезоне может вызывать разные эмоции и только независимый и очень внимательный глаз может оценить её в полной мере. А кто должен следить за хоккейным матчем все 60 минут без отрыва и при этом обязательно оставаться объективным? Такая профессия есть - это хоккейный комментатор.

Журнал «PRO Хоккей» спросил трёх комментаторов федеральных телеканалов - Артёма Батрака, Владимира Гучека и Романа Скворцова, - что они думают о игре нынешнего «Амура». И вот что они рассказали.

 

Стало ли интереснее комментировать матчи «Амура» по сравнению с прошлым сезоном?

Артём Батрак, КХЛ ТВ: С этого сезона стало однозначно интереснее. В прошлом году большинство матчей заканчивалось со счётом 0:1, 1:2 – скука. А в этом году команда, во-первых, играет, во-вторых, интереснее играет в атаке.

Владимир Гучек, КХЛ ТВ: Мне повезло работать на одних из лучших матчей «Амура» сезона – с «Ак Барсом», московским «Динамо» и ЦСКА. Я был приятно удивлён. «Тигры» производили очень сильное впечатление. Они порадовали и отличным движением, и заряженностью, и волей к победе – всеми атрибутами успешной игры.

Но главное: «Амур» поразил своей самодостаточностью и отсутствием какой-либо робости по отношению к серьёзным соперникам. Хабаровск не закрывался, он играл сам, не редко диктуя свои условия. Было видно, что команда выжимала максимум, работала на совесть. Поэтому заслуживает в свой адрес только хвалебные отзывы. Если говорить о своих моментах, то «Амур» сыграл как классная команда, реализовывавшая практически всё, что удавалось создать.

Роман Скворцов, «Матч ТВ»: Безусловно стало интереснее, хотя я только один матч в этом году, кажется, комментировал. Во-первых, они стали реально непредсказуемыми. Во-вторых, появились личности, за которыми интересно наблюдать. В-третьих, нравится, что команда никогда не сдаётся, за что отдельный респект тренеру.

 

Кого из игроков можете отметить в составе «Тигров»?

Артём Батрак: Братья Ушенины, Алексей Бывальцев, Олег Ли… Олега не могу не отметить особо не только из-за игры – знаю его с 14 лет, хотя он, может быть, забыл уже. Хороший парень. Рассказать поподробнее? Да у нас агент был общий - сейчас, возможно, у него уже другой. Мне 14, ему 16, занимались вместе с ним у тренера, к которому нас отправлял агент. Олег очень мощный был, я смотрел на него и думал: «АААААА, КАК ТАК?!»

Владимир Гучек: «Амур» в первую очередь силён командой, а не отдельными личностями. Отмечу хабаровских «зажигалок» – братьев Ушениных. Невероятно куражливые ребята, обладающие в том числе и достаточным мастерством. Они уже давно лидеры команды. Лидеры, которые отвечают за эмоциональный фон на льду. Часто бросается в глаза, как всё-таки сильно игра «Амура» зависит от настроения близнецов. В этом, конечно, видится и некоторый минус, но зато, когда они «рвут и мечут», их очень непросто остановить. Это хорошо чувствуют остальные игроки в команде. Важно только вовремя подхватывать эту волну.

И, конечно, вратарь Юха Метсола. Вот он уже отвечает за обеспечение командного спокойствия. Может не всегда получается. Но нельзя не отдать должное человеку, играющему в таком тяжелейшем режиме уже не первый сезон.

Роман Скворцов: Бесспорно, Бывальцев - человек с волшебными руками. Братья Ушенины. Думаю, что даже я сам не потерялся бы в их звене - всё равно третий у них выходит по прихоти регламента, для комплекта. Атюшов и Фролов, не спешащие превращаться в памятники. Метсола, Зогорна, ну и хабаровский «Майкл Джордан», конечно.

 

Есть ли шансы у «Амура» в год юбилея хабаровского хоккея попасть в плей-офф?

Артём Батрак: Есть. Восьмая строчка вакантна. На «Востоке» нет восьмёрки супер-команд, которые 100% пройдут в плей-офф. «Амур» может.

Владимир Гучек: Будет тяжело из-за сложившейся турнирной ситуации. В этом сезоне на «Востоке» борьба за плей-офф разворачивается как никогда. Только посмотрите: ни одна из команд, пробившихся в Кубок Гагарина год назад, в этом сезоне серьёзно не сдала свои позиции.

Места тех, кто всё же сбавил ход, быстро заняли другие. Среди этих команд «Амура» нет. И дальше только сложнее будет выдерживать конкуренцию. Рассчитывать остаётся только на вторую четвёрку. Топы Востока своего не упустят. «Магнитка» рано или поздно подтянется, никуда она не денется. Соответственно, возникает вопрос, а кого можно подвинуть? «Автомобилист»? «Нефтехимик»? Вряд ли. Во всяком случае, сейчас они играют и очки набирают стабильней многих лидеров. «Куньлунь»? «Барыс»? Пока тоже маловероятно, своего они не отдают, плюс хороший старт позволяет им спать более или менее спокойно. А ещё есть «Трактор» с «Сибирью». Они хоть и за чертой, но в таблице тоже выше «Амура».

Понятно, что времени на исправление ситуации хватает. Она не критична, но начинать нужно сейчас, не стоит оттягивать. Длительная домашняя серия очень кстати. Да, соперники там серьёзнее не придумаешь – все как на подбор. С другой стороны, вот здесь и проявится характер команды. Наконец, поймём, на что она действительно способна, что она из себя представляет.

Роман Скворцов: При должном отношении «Амур» должен попадать в плей-офф хотя бы через раз. Город в лице болельщиков и организация этого заслужили. Кроме того, очень нравится работа Мартемьянова, просто по-человечески хочется, чтобы у него получилось.

 

Автор: Ксения Винокурова. Впервые материал был опубликован в журнале «PRO Хоккей»

8 Ноября 2017

www.hcamur.ru

Словарь терминов журналистов - ЖурДом

Словарь терминов, профессионализмов и жаргонизмов, применяемых работниками в сфере медиа (журналистами, редакторами, рекламщиками, пиарщиками, соцмедийщиками и т.д.). Порой, медийщики произносят много непонятных слов, значения которых не знаешь. Ниже собраны наиболее часто встречающиеся слова в этой профессии. На данный момент в словаре 209 слов (+57 слов с прошлого раза), и он постоянно пополняется.

ААббревиатура - условное сокращение названия по первым буквам (МГУ, МВД, КПРФ и т.д.)Анонс - предварительное оповещение о чем-либо.Антрефиле - маленькая статья или заметка в газете, используемая для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно антрефиле не имеет заголовка и подписи.Апрош - расстояние между буквами (в печатной журналистике).Астротерфинг (AstroTurf — искусственная трава для спортплощадок) — формирование и поддержка искусственного общественного мнения.Атрибуция - указание на источник информации в материале.

Б

Б/з - без звука, смотри БэзешкаБабашка - крупный пробельный материал в виде круга, ромба, квадрата и т.п., заполненный типографской краской

Банка - заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радиоБПС (семь-сорок) - Большой политический сюжет, который ставится в итоговой передаче. Традиционный хронометраж такого сюжета - 7 минут 40 секунд.Братская могила - титры в конце передачи с указанием имен авторов.Брифинг - очень короткая пресс-конференция, которая проводится по одному вопросу и сразу начинается с вопросов журналистов.БСК - аббревиатура "Бред Сивой Кобылы".Бэзешка (б/з) - видеоряд с интершумом, без наговора корреспондента.Бэкграунд - фон для создания общей картины новости.ВВВК - ведущий вне кадра. Новость, которой не требуется делать сюжет. Ведущий сам читает текст, а на экране идет картинка.Верстка – редактирование расположения материалов на полосе или развороте.Верстак – верстальщик.Вестюки - сотрудники программы "Вести".Видеоряд - в видеосюжете, набор кадров, планов, выполняющий описательную функцию.Виджей – ведущий шоу на музыкальном телеканале.Висяк (Висячая строка) – неполная строка, перенесенная при верстке в начало новой колонки текста.ВМЗ - "В монтаже и записи", сокращение про создаваемый сюжет.Вода ("налей воды") - не несущий смысла текст (нужен, когда фактов мало, а статью нужно добить до определенного количества знаков).Воздух – белые пятна между материалами в прессе.Воскресный папа - ведущий воскресной еженедельной передачи. Название - встречается со своей аудиторией ("детьми") раз в неделю.Восьмерка - одно из правил съемки концертов или пресс-конференций, при котором не должна нарушаться ось съемки между оратором и аудиторией.Врез - цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.Выключка – расположение текста относительно краев монтажной области (по центру, по левому и правому краю).Выхлоп – эффект от опубликованного материала.Выходные данные – сведения об издании.

Вычитка - процесс обработки материала после редактирования

ГГеморрой - денежный долг клиента рекламному отделу.Глянец – вид журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге. Считается, что глянцевые журналы созданы для развлечения, хотя есть много примеров, доказывающих обратное.Гоблины - массовка, которая заменяет зрителей в программах.Говорящая голова (говорящая попка): 1. Официальное интервью с важным человеком - в кадре только его голова. 2. Ведущий в новостях.Гонзо (Gonzo — чокнутый) - вид журналистики, в котором повествование ведется от первого лица с большой долей субъективных мнений и оценок. Был придуман Хантером Томпсоном.Гражданская журналистика - термин, обозначающий журналистами людей, никогда ранее не занимавшихся журналистикой профессионально. Такой термин можно применить к некоторым блоггерам.

ДДебрифинг - разбор полетов.Дед-лайн (deadline) - окончательный срок сдачи материалов перед их выходом в СМИ.Дедолайт - особый предмет, используемый осветителями. Грубо говоря, это лампа на подвижной основе, способная посылать на освещаемый объект сконцентрированный пучок света. Нарицательное название для всех ламп такого типа, произошло от фирмы-производителя Dedolight.Деза - дезинформация.Джингл - постоянный звуковой вариант названия радиостанции, который запоминается слушателям.Джинса - проплаченный материал. Может быть заказан рекламным отделом издания, может заинтересованными лицами конкретному журналисту.Дивисипрошка - кассета формата DVCPro.ДиджЕй – ведущий музыкального шоу на радио, не путать с дИджеем.Диффамация - распространение порочащих сведений в СМИ. Отличается от клеветы тем, что не важна правдивость сведений, а также тем, что может передаваться только на печати.Домжур - Центральный Дом Журналиста, находящийся в центре Москвы.

ЁЁпрст – Константин Львович Эрнст.

ЖЖелтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах. Название предположительно пошло от комиксов про желтого малыша.

ЗЗагон – материал для дальнейшей обработки.Заседачка - скучное мероприятие, заседание.Зеленка (хромаки, хромакей) - одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже заменят фон. Чаще всего зеленого цвета, попадается синий фон.Зомбоящик - популярное название телевизора.

ИИгла (шприц) - здание Останкинской телебашни.Издатель – особый термин, обозначающий издателя СМИ - лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации.Интервью – жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста и интервьюируемого лица.Интершум - звуковая дорожка, соответствующая происходящему на видео и сопровождающая закадровый текст. К примеру, для плана Москвы-реки интершумом будет звук воды и шум дороги рядом с рекой.Источник – обозначение объектов, из которых берется информация. Источниками могут быть как привычные источники информации, так и простые люди.

ККака - материалы желтой прессы, начинающиеся со слова "Как" (пример: "Как заработать миллион сидя на диване?")КатанкаКирпич - большая статья в прессе.Кернинг - изменение межбуквенного интервала в тексте.Клевета - распространение заведомо ложных сведений в печати, СМИ, личной переписке и на словах (публично). Является преступлением.Клоакер - определение бота, атакующего чьи-либо посты после упоминания там определенной личности. Термин придумали блоггеры.Клок - эфирный час на радио, 60 минут. Используется для формирования эфирной сетки.Колонка: 1. В широком смысле - столбец в макете печатного СМИ. 2. В узком - определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.Компонирование - одно из правил съемки, когда вся масса снимаемого объекта переносится на одну из осей кадра.Компот - набор разных данных в материале, дающий в итоге бесполезную смесь информации.Консервы - материалы, которые не теряют своей актуальности никогда. Хранятся про запас на случай забивки места или эфира.Контент - содержание, медиафаилы для материала. Иногда означает содержание СМИ.Корзин-ТВ - долгая съемка материала, а в эфир выходит в формате б/з и на 30 секунд (весь результат в мусорную корзину).Краснощекий - клиент с большим рекламным бюджетом.Крупность - главная мера качества плана, которая определяет всю съемку.Кэпшн (Caption) - подпись к фотографии в фотоархиве

ЛЛадушки - апплодисменты зрителей-массовки в программе. Записываются в начале съемок программы, пока "гоблины" еще не устали.Лайф (Life) - вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.Лайф-ту-тейп - особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях.Лид - первый подзаголовок в статье, чаще всего выделенный крупным шрифтом. Цель лида - удержать внимание.Ловить – получить материал по электронной почте.Люфт - в видеосюжете, фоновый звук, который прерывает закадровый голос и идет синхронно с видеоизображением.

ММакет - предварительная точная копия газеты или рекламы.Макрекер - "разгребатель грязи", журналист-разоблачитель. В основном макрекерами являются журналисты, проводящие расследования в "грязных" делах.Материал - обобщенное название продукта, произведенного журналистом.Медовый месяц - месячная рекламная кампания с привлечением прессы, радио и ТВМертвая картинка – план в видеосъемке без фонового звука, интершума.Минидивишка - кассета формата MiniDV.Митпаппет - по аналогии с Сокпаппетом, только им является живой человек, часто друг или знакомый астротерфера.Момент неигры - в документальном кино так называется момент съемки, когда человек привыкает к камере и ведет себя естественно.Моменталист - журналисты с "аппаратами моментальной фотосъемки", старое русское прозвище папарацци. Так называли папарацци в течение 20 века в России.Монтаж - склейка планов. Существует несколько видов монтажа:- Ассоциативный - вид монтажа, при котором используется следующий порядок планов: сначала про объект съемки, затем план по теме съемки. Пример: первый план - место взрыва бомбы, второй план - лицо человека кавказской национальности.- Клиповый - вид монтажа, в котором использован набор планов длиной не больше 1-2 секунд.- Линейный (аналоговый) - монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.- Нелинейный (цифровой) - монтаж на цифровом оборудовании с использованием цифровых источников (медиафаилы на компьютере).- Параллельный - вид монтажа, при котором две сюжетные линии идут параллельно друг другу. Часто используется в документальных фильмах.- Смешанный - смесь аналогового и цифрового монтажа.Монтажка - помещение для монтажа.Мост - выход в прямой эфир (прямое включение).Мохнатка - заглушка на микрофон, используемая для защиты от ветра и задуваний.Муха - микрофон на воротнике журналиста, без провода.Мышка-наружка - наружная вывеска небольшого размера.Мясо - ненужная часть фотографии, удаляемая при редактировании.

ННаговор (забрех) - закадровый голос в видеосюжетах.Напузник - в видеосюжетах, отображение имени интервьюируемого на экране.Новые медиа - термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий.Ноги - сведения о материале.Нонивент - событие, которое, по мнению журналиста или редактора, не должно упоминаться в СМИ по причине своей маловажности.Ньюсмейкер - буквально, лицо, создавшее новость. Какая-либо знаменитость, политик, простой человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ.

ООБС (Одна бабушка сказала) - информация, основанная на сплетнях или взятая с потолка.Обязон - смотри Парашют.Обозреватель -Оленеводы - корреспонденты с Дальнего Востока.Офсет - способ печати, при котором краска с печатной формы передается на резиновый цилиндр, а с него - на бумагу.

ППакет - сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.Панорама - план в вертикальном или горизонтальном движении, в котором объект или местность показаны целиком.Папарацци - журналист, снимающий звезд шоу-бизнеса и других селебрити без разрешения последних. Иногда папарацци бывают специально нанятыми звездами для создания "неожиданной" фотографии в том месте, где захочет заказчик.Парашют - задание, спущенное от редакции.Паркет - официальное мероприятие (на паркете)Перебивка - 1. На ТВ - смена планов в видеоэфире, переключающая внимание и снимающая напряжение от просмотра. 2. На радио - композиция, в начале передачи и в ее конце, используемая в качестве постоянного элемента узнавания.Перегон - материал, который передают в редакцию с помощью флайки или из других телекомпаний или филиалов телекомпании.Петля (петличка) - вид микрофона с проводом, который цепляется на воротник журналиста.Пилот - пробный выпуск передачи. Пилоты чаще всего не идут в эфир.Пионер - знаменитость средней величины, которую можно пригласить на съемки без особых трудностей. Используются для забивания студии "экспертами".План - отрезок записи. Бывает нескольких видов:- Дальний - в кадре умещается несколько человек.- Крупный - в кадре лицо человека.- Макро - в кадре объект, меньше лица (глаз, рот, нос).- Молочный (первый средний) - в кадре человек снят по грудь.- Общий - человек в кадре умещается целиком.- Пасхальный (второй средний) - по пояс с небольшим захватом ног- Трехрублевый - условное название угла съемки Кремля с Каменного моста. Название произошло от трехрублевой купюры, на которой был изображен именно такой план.Плашка - определенная "нашлепка", на которой можно дописать какую-либо информацию.Подвал - особый блок, в котором указываются выходные данные. Часто указывается на последней полосе внизу.Подводка - речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.Подзаг - подзаголовок.Подставка для микрофона – журналист, который молчит при интервью, просто задает вопросы и не пытается завязать непринужденную беседу.Позвонить дяде - взять комментарий  у специалиста, чиновника, крупного должностного лица.Полоса - фактически, страница. В прессе мало кто называет страницы страницами, чаще говорят "текст на такой-то полосе".Портить лужайку - демпинговать, выделять рекламные места по заниженным ценам.Портфель - условное название места, где храняться готовые неопубликованные материалы.Пояс Шахида - микрофон-петличка с аккумулятором на поясе.Пресс-релиз - материал какой-либо компании, адресованный СМИ. Содержит в себе информацию о компании и основную мысль пресс-релиза.Прессуха - пресс-конференция.Привычная камера - момент съемки, когда человек привыкает к камере, перестает ее замечать и расслабляется.Прогон - репетиция программы, плана, шоу.Промо-материал - материал в журналистке, помогающий при продвижении продукта или человека на рынке.Простыня - очень длинный план.Прямиться - выходить в прямой эфир.

РРазворот - две полосы на одном зрительном поле, текст на этих двух полосах.Разметка - экземпляр газеты с указанными гонорарами журналистам.Ракурс - угол съемки.Раскадровка - черновой предмонтажный лист, на котором есть наброски планов в порядке их будущей склейки.Реверберация - процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях (грубо говоря, эхо, но не эхо - специальный эффект, применяемый в аудиоредактировании на радио).Репортаж - материал с места событий. Характеризуется оперативностью и объективностью.Рыба - заготовка, каркас материала или макета полосы.

ССвежая голова - постоянный сотрудник ежедневного издания, обязанностью которого является полное прочтение свежего выпуска газеты перед его публикацией.Селебрити - знаменитость. Иногда, знаменитость, которая может быть знаменита сразу в нескольких областях.Сетка - сетка передач, которая буквально является расписанием программ на ТВ или радио.Синхрон - отрезок интервью, который будет подан в кадре на ТВ. Буквально, изображение, синхронное с речью. Есть два вида обозначения синхрона:- СНХ - видео и звук идут синхронно.- НСНХ - речь человека есть, а вместо его видеоизображения идет ряд поясняющих материалов (фотографии, кадры хроники).Скрытая камера - вид съемки, при котором объект съемки не видит камеру или вообще не догадывается о ее существовании. Во многих странах на скрытую съемку введены ограничения.Сникерснуть - растормошить автора материала, потрясти для получения материала.Собака - смотри Мохнатка.Сокпаппет - искусственно созданный персонаж в интернете, которого не отличишь от настоящего человека. Нужны для астротерфинга, так как именно они и создают фальшивое общественное мнение.Спецрепортаж - более длинный и углубленный в проблему репортаж.Спикер - буквально, оратор. Человек, ведущий презентацию или взявший слово в речи.Стакан - здание телецентра в Останкино.Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.Стендап - работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии.Стрингер - очевидец событий, приславший новость в редакцию СМИ.

ТТаймкод - дополнительный канал (часы+минуты+секунды+кадры) при видеосъемке. Нужен для удобства монтажа.Тарелка - спутниковая тарелка, благодаря которой осуществляется связь со студией.Телекиллер - журналист, которому "заказали" какого-либо человека для "убийства" в эфире при помощи компромата и предвзятого отношения. Наиболее часто упоминаемым телекиллером является Сергей Доренко.Трансфокатор (zoom) - кнопка увеличения (наезда) и удаления (отъезда) кадра. В крупных СМИ используется редко, так как нарушает логику повествования.Тревеллинг - метод съемки, при котором камера ездит на кранах или троссах.

УУбить - убрать из материала, вырезать ("Давай убьем ливийцев" - "Давай уберем из материала ту часть с ливийцами").УВС - формат "Устно (ведущий в кадре) - видео (видео на экране, ведущий за кадром) - синхрон".Удочка (журавль) - общее название микрофонов на длинной палке.Утка - искусственно созданная шуточная новость, сплетня.Ухо - устройство для прямой связи со студией с места событий.

ФФичер (Feature) - большая неформальная информативная статья.Флайка - машина с тарелкой на крыше.Фонарь - буквица, первая буква в тексте, выделенная особо.Фонотека – хранилище звуков и интершумов.Форточка – свободное место в печатных СМИ, в которе вставляется иллюстрация или врез.Фотобанк – хранилище фотографий. Бывают платные и бесплатные фотобанки.Фотофичер – фотоматериал (см. Фичер).Фрилансер - Журналист, не состоящий на официальной зарплате издания, не в штате.

ХХрип - аудиозапись, сделанная по телефону (она же Хрипушка)

ЧЧетвертая власть - словосочетание, применяемое к журналистике, как к четвертой ветви власти.

ШШапка (чердак)- верхняя часть газеты, по сути, комплекс шрифтовых и иллюстрационных объектов на обложке или первой полосе.Шоумен - ведущий телешоу.Шпигель - анонс новостей в начале новостного выпуска.Штат - постоянный состав редакции без стажеров, фрилансеров и стрингеров.

ЭЭдьютейнмент (education + entertainment) – образование через развлечение.Эксклюзив – уникальная информация. За эксклюзив часто издания бьются не на жизнь, а на смерть.Эффект Кулешова:- Географический. Эксперимент с монтажом нескольких сцен, проведенный Львом Кулешовым. Смысл эксперимента - доказать важность четкой последовательности крупности планов и действий актеров. Подробнее можно прочитать в Википедии.- Кадровый. Эксперимент Льва Кулешова, который доказал особенность монтажа двух кадров, идущих друг за другом. Результат эксперимента - доказательство того, что содержание кадра последующего может изменить смысл кадра предыдущего. Подробнее можно прочитать в Википедии.Эксперт - приглашенный в студию гость, разбирающийся в своей области. По сути, любой человек в материале, который высказывает свое мнение по тому или иному вопросу.

Eng.B2B-издания (business to business) - СМИ для бизнес-сегмента.B2C-издания (business to consumer) - СМИ для потребительского сегмента.On-air - дословно, "в эфире". На радио этот термин означает, что ведущие уже в эфире.RSS – лента новостей. Текстовый канал для отслеживания последних новостей с источников, на которые подписан читатель RSS-ленты.Set-up - съемка человека с разных ракурсов, съемка действий человека для создания перебивок во время синхрона.Vox populi (Стрит-ток) - комментарий человека, взятый на улице.Новые слова добавлены, ждем прибавления от вас в комментариях.

Журналисты могут поблагодарить следующих юзеров:c_est_moi_dsasseneykaingsenche_ka_spbtallasamozgoyogmydaemonsr_valeeva2054eitateljlococbveronika_funtomv_garawaklaoshe

Автор-составитель: Виктор Леванов

Отличный ежедневник онлайн - лучшее решение для ведения записей в интернете.

jourdom.ru

Основы кинематографа: звук в кино

Вы, наверное, знаете, каким изначально было кино? Самым первым было «Прибытие поезда», естественно. Кинематография, тогда ещё черно-белая, имела ошеломляющий успех и стала развиваться настолько быстро, что в 1900 году появился первый звуковой фильм.

Звуковой фильм и по сей день радует слух любого зрителя. Люди, которые работают над звуком в кинолентах, могут получить различные премии – значит им есть за что их вручать!

Давайте же разберемся – благодаря кому оживающие картинки имеют возможность говорить? Вы этих людей не видите, но слышите то, что они делают!

1. Кинокомпозиторы

Композитор — первый, кто приходит на ум при мысли о том, что у кино есть звук, и кто-то его делает. Что делают композиторы? Они сочиняют музыку для фильмов, очевидно. Музыкальное сопровождение фильма каждую минуту может меняться – ведь оно передаёт не только саму атмосферу фильма, но и характер героев, время, погоду и даже то, о чем думает герой. Сначала немое кино, которое показывали в кинотеатрах, сопровождали игрой музыки на фортепиано. Но теперь композиторы сочиняют полное музыкальное оформление фильма, которое позволяет как можно глубже погрузиться в атмосферу фильма.

2. Звукооформитель

Пожалуй, самая интересная профессия в мире звукового кино. Вы же видели видео, где обыкновенную прогулку по траве озвучивают ходьбой по пленке. Похоже же звучит?

Звукооформитель или шумовик, как его ещё называют, старается сделать озвучку полностью похожей на реальные звуки, и у него есть два способа для того, чтобы сделать это. Первый – это использование того же самого звука для создания другого. Примером может послужить стрельба и то, что каждый выстрел и правда записывается на студии или на полигоне. Или поцелуй – для этого целуют свою же собственную руку. Второй способ – это имитация любого трудного в записи звука посредством других, например, когда вместо лошадиных копыт мы слышим стук кокосовых половинок о какую-либо поверхность. Но без следующего человека все эти звуки были бы просто записанной какофонией.

3. Звукооператор

Звукооператор работает с качественными параметрами каждой фонограммы. Также именно он настраивает соотношение сигнала и шума и частотную характеристику звука. Звукооператор настраивает громкость каждого звука, чтобы воспринималось всё это правильно.

4. Звукорежиссер перезаписи

Это самый последний этап в формировании звуковой дорожки к фильму, но человек-то не самый последний! Сведение всей звуковой дорожки, всех элементов и реплик ложится на плечи именно этого человека! Но перезапись это не переозвучивание – так что не стоит их путать!

5. Монтажёр звука

Кто же делает так, чтобы каждый звук был проигран в определённое время? Кто же синхронизирует их? Естественно, монтажёр звука! Это вполне логичная вещь, дабы не делать же всё одному человеку. Ведь каждая реплика должна идти в то время, когда она нужна, ни секундой раньше, ни секундой позже! Иначе всё восприятие картинки утратится.

6. Оператор микрофона

Оператор микрофона настраивает и расставляет микрофоны для самых важных действий съемочной площадки. Микрофоны, казалось бы, такая маленькая вещь, но такая важная. Необходимо следить, чтобы микрофон и был в нужном месте, и все было бы слышно, а также, чтобы микрофон не попал в кадр. Ведь один маленький засвет, и ох как неудобно!

7. Режиссер звуковых эффектов

Кроме обыкновенных звуков драки, готовки или сюсюканья с малышом есть и такие звуки как звук химической реакции, черной дыры, засасывающей всё, что бы то ни было, и другие звуки. Всё это – результат работы режиссера звуковых эффектов. С помощью компьютера, различных программ и другого оборудования он может создать абсолютно любой звук, например такой как рык тираннозавра.

8. Режиссер и актёры дубляжа

Если бы каждый снятый на территории любой страны фильм крутился бы только внутри оной, то это бы не только не приносило дохода, но и мешало окультуриванию других жителей Земли. Или же фильмы шли в кинотеатрах только с субтитрами, но это было бы интересно лишь тем, кто собирается освоить другой иностранный язык. Ведь получается так, что тебе приходится постоянно читать, что же Кейт собирается сказать Лео без наблюдения самой картинки. Какая-то книга получается.

Вот поэтому то и появились актёры озвучки, а режиссер дубляжа – это тот, кто координирует работу этих актёров. Довольно странно воспринимается то, что на своём родном языке этот актёр говорит с другой интонацией и тембром, поэтому голоса для озвучивания стараются подобрать как можно более похожими на те, которые можно услышать в оригинальной версии фильма. Но они не всегда совпадают. Смотря фильм на своём языке, можно заметить, что в разных фильмах у различных или одних и тех же актёров идентичный голос – это следствие того, что один актёр озвучивания кочует из одного фильма в другой.

Озвучивание фильма – это важный процесс, без которого фильм бы воспринимался по-другому. Но будь фильм немым или звуковым – кино само по себе прекрасно.

Но как вы думаете, что прелестнее — звуковое или немое кино?

Свои ответы оставляйте в комментариях.

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Основы кинопроизводства: режиссёрский сценарий

Премия Оскар: победители 2016 года

Цвет в кино: от намека до яркого символизма

comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me

СИТУАЦИИ, КОГДА МИКРОФОНЫ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ В КАДРЕ

Если у режиссера телепередачи нет возражений против появления микрофонов в кадре (в кино — это большая редкость), звукорежиссер, в свою очередь, имеет право разместить их там, где он считает нужным для достоверной передачи звуковой картины телепостановки. Однако даже в этом случае могут возникнуть проблемы — например, из-за неудовлетворительных акустических условий помещения телестудии, либо расположения телережиссером исполнителей с точки зрения получения наилучшего изображения (но не звука!). Маловероятно также, что даже при неподвижной сцене исполнитель будет дисциплинированным и станет строго следить за своим положением относительно микрофонов, как это всегда делается при звукозаписи в музыкальной студии.

На практике видеорежиссер иногда просит исполнителей изменить свое местоположение или ракурс для получения требуемого кадра. В результате таких манипуляций звукорежиссеру часто приходится увеличивать число микрофонов для записи таких сцен. Ситуация становится слабо управляемой в передачах импровизационного формата, таких, как ток-шоу, концертные номера и особенно получившие широкое распространение в последнее время реалити-шоу, когда поведение исполнителей непредсказуемо.

 

Микрофоны на стойках

Как правило, находящиеся в кадре микрофоны (кроме миниатюрных, которые фактически находятся в кадре, но не видны) выглядят привлекательнее, когда они закреплены на соответствующих стойках-держателях, чем в случае подвески микрофонов. Обычные подвешенные микрофоны могут выглядеть неопрятно, чересчур технологически, особенно когда видна точка их подвеса; кабели таких микрофонов рассекают кадр на части. Также подвесные микрофоны с остронаправленными характеристиками (без соответствующих направляющих держателей) не всегда обеспечивают оптимальную фиксацию звучания расположенных под ними источников звука. В большинстве случаев необходимость фиксации положения микрофонов приводит к потере их мобильности в условиях студийной съемки.

Одной из главных особенностей микрофона, находящегося в кадре, является его заметность. По этой причине микрофон должен быть небольшим и изящным: для незаметности малый диаметр микрофона более предпочтителен, чем его малая длина. Как и у всякого правила, тут есть свои исключения: огромные ленточные микрофоны RCA-44 — сегодня частые гости видеоклипов в стиле «ретро», а Shure SM55 с характерной решеткой стал в 60-е годы заправской звездой телеэкрана и благодаря известному фильму получил прозвище «Good morning, Vietnam». Предпочтительнее, чтобы микрофон в кадре имел неяркую окраску и матовый корпус, чтобы избежать бликов от источников освещения; серая матовая хромированная поверхность микрофона подходит для большинства применений.

Для такого расположения следует выбирать модели микрофонов с соответствующими характеристиками направленности, оптимальными для записи конкретной сцены. Выбор диаграммы направленности микрофона следует производить с точки зрения получения максимального прямого звукового сигнала и подавления нежелательного, с учетом расстояния от исполнителя до микрофона. К нежелательным звуковым источникам могут относиться шум работающей телетехники, излишняя реверберация помещения. Для отстройки от помех предпочтительнее направить микрофон его нечувствительной зоной на мешающий источник звука, чем чувствительной стороной — на полезный.

При записи в условиях телестудий микрофоны с однонаправленной характеристикой обычно применяется чаще других. В зашумленных помещениях микрофоны с наивысшим соотношением фронт/тыл, как правило, предпочтительнее микрофонов с круговой характеристикой, хотя последние тонально более сбалансированы. Обычно актер чувствует себя более уверенно, видя микрофон, направленный прямо на него. Кроме того, микрофон выглядит аккуратнее, когда он расположен прямо перед исполнителем, а не подвешен перед ним или находится сбоку.

Другой параметр, по которому следует выбирать микрофон для размещения на стойке, — это чувствительность к вибрациям. В конструкцию большинства студийных стоек входит вибропоглотитель в ножках основания стойки, но, тем не менее, он полностью не исключает проникновения вибраций от пола, особенно при размещении на сцене. Пол сцены может вибрировать, на ней могут находиться мощные озвучивающие мониторы. Также есть вероятность того, что артист дотронется до стойки рукой. Микрофоны с широкой частотной характеристикой наиболее подвержены влиянию подобных проблем.

Таким образом, вопрос выбора микрофона, даже для сравнительно простой цели, например записи одного исполнителя, не обязательно решается подбором микрофона с наилучшей частотной характеристикой, так как существуют условия, при которых широкий частотный диапазон может быть в определенной мере недостатком.

 

Петличные микрофоны

Такие микрофоны незаметны в кадре, они миниатюрны и визуально эстетичны. Их легко скрыть деталями одежды. Многие современные модели «петличек» звучат достаточно качественно. Тем не менее, грудная клетка говорящего, где обычно и располагают «петличку», — далеко не лучшее место с точки зрения записи речи, поэтому разработчики значительно откорректировали АЧХ этих микрофонов для получения приемлемого звучания.

При этом пришлось решить две задачи: близкое расположение микрофона к грудной клетке приводит к значительному подъему НЧ-составляющих, и помещенный на груди микрофон «не видит» губ говорящего, звучание получается глухим и плохо артикулированным. Для решения этих проблем конструкторы сделали частотную характеристику «петличек» неравномерной — у них подрезаны НЧ для уменьшения влияния грудной клетки и приподняты середина и верха для компенсации «затенения» и повышения артикуляции и деталировки звука. Поместите «петличку» где угодно, кроме груди актера, и ее звучание резко изменится.

Иногда можно видеть, как «петличку» располагают приемной частью капсюля вниз. В принципе, большинство из них имеют круговую направленность, а небольшие размеры означают, что АЧХ остается однородной при восприятии звука и фронтом, и тылом микрофона, поэтому такое расположение почти не изменяет звучания. Главное, что это защитит диафрагму от задувания. При многомикрофонной петличной технике стоит применять направленные модели «петличек». Благодаря высокому соотношению фронт/тыл их с успехом можно использовать совместно с мониторами подзвучки при записи концертных номеров.

 

Микрофоны на настольных подставках

Этот вариант часто встречается при съемке пресс-конференций. Такой микрофон, если это не противоречит логике ситуации в кадре (спортивный комментарий, работа радиодиджея, съемка в зале суда), лишь дополняет сюжетную линию видеоряда.

 

Комментарий за кадром

При передаче спортивных комментариев или других внестудийных программ основной проблемой является борьба с окружающими шумами.

Это могут быть шумы зрителей, но более важной проблемой могут стать шумы от соседних комментаторов, возможно, работающих для других организаций и на разных языках. В таких случаях ранее использовались так называемые противошумовые микрофоны. Этот тип микрофона размещается очень близко ко рту и обеспечивает высокую степень подавления внешних акустических шумов. Сегодня для этих целей применяются узконаправленные гиперкардиоидные гарнитуры.

 

 

Читайте также:

  1. А 1. Когда началась Вторая мировая война?
  2. Ах, у нас в стране, когда спят,
  3. Вопрос 2. В случае когда для пользователя установлено несколько ролей, то его права определяются
  4. Где и когда целесообразно проводить дегустации?
  5. Где наше доброе старое время, когда секс был грязным, а воздух чистым? Из беседы шведских пенсионеров
  6. ГЛАВА 15. КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА, ИЗМЕНИВ СЕБЯ
  7. Глава 5. Когда не знаете, как решить проблему, – танцуйте
  8. Глава 6. «Хочешь уйти отсюда и никогда не возвращаться?»
  9. Голодание – это состояние, возникающее в тех случаях, когда организм не получает питательных веществ совсем, или получает их в недостаточном количестве, или же не усваивает их вследствие болезни.
  10. Если не попробуете, то никогда не узнаете.
  11. Заставлять детей спать, когда им не хочется, - преступление.
  12. И делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над ним.

lektsia.info


Смотрите также