Бинауральная запись звука и ASMR. Бинауральный микрофон


Бинауральная запись — 3D-звуки в простых наушниках

Забава, прежде популярная среди аудиогиков, становится модной во всем мире — ей увлекаются люди, для которых запись звука может стать хобби, а может быть профессией. Пространственное аудио все чаще встречается в популярной культуре и рекламе. Например, один из роликов новозеландской сборной по регби All Blacks записан как раз в этой технике.

Представьте только: вы нажимаете кнопку play, и тишину комнаты вдруг нарушает гроза. Слышно — да вот же они! — капли дождя как настоящие ударяются над головой о неведомо откуда взявшийся зонт. Или вдруг над клерком, коротающим часы в обычном офисе, начинают шелестеть крыльями неведомые птицы. Откуда зонт? Откуда птицы? Оттуда же, откуда в вагоне метро берутся конькобежцы, рассекающие слева направо. Или прибой, неотличимый от настоящего, ударяющийся о скалы под ногами во время, скажем, вечерней пробежки на стадионе. Все это, не поверите, умещается в обычный плеер, и потому всегда с вами.

Бинауральную запись используют и серьезные музыканты. В трехмерном аудио выходили диски симфонического оркестра города Милуоки, немецких экспериментаторов — группы Can, знаменитого американского пианиста Арта Тэйтума, его канадского коллеги Глена Гульда. И даже радиостанциям не чужды эксперименты — британская корпорация Би-Би-Си выпускала в эфир целые шоу объемного звучания.

 Как работает

По сути это та же самая стереозапись, но не совсем та. Это больше, чем стерео. Локализация источников звука, схваченная особыми микрофонами, не ограничивается привычным «слева-справа». Совершенно неожиданно появляется третья ось координат, и звук слышится уже снизу или сверху. Или вот кто-то щелкает ножницами и бормочет за плечом. Да так натуралистично, что хочется вскрикнуть: «Ой! Кто это!»

Все, что требуется для создания подобных записей, — это рекордер (он же качественный диктофон) и бинауральные микрофоны, внешне почти не отличающиеся от наушников-вкладышей. По форме это и есть вкладыши, только вместо миниатюрных динамиков в них используются не менее миниатюрные микрофоны.

Существуют и более основательные варианты — полноразмерные головы манекенов со звукочувствительными элементами, встроенными в пластиковые ушные раковины. Загвоздка в том, что оценить трехмерность звука можно только в наушниках. Ни одна обычная стереосистема, и даже многоканальная, не способна передать подлинный объем.

Наше левое и правое ухо слышат звук не одинаково. В разные уши он поступает с разницей: как во времени, так и в тональности. Задержка в доли секунды объясняется расположением источника звука, который редко расположен абсолютно точно посередине относительно головы, а смещен в ту или иную сторону. Отражение в ушной раковине, имеющей причудливую форму, подсказывает мозгу направление, откуда доносится сигнал.

И последний штрих — тональность, окраска звука. Она меняется благодаря форме самой головы, которая, пропуская, окрашивает сигнал, улавливаемый барабанной перепонкой. Чем более схожи формы головы слушающего и записывающего, тем сильнее выражен пространственный эффект.

Но на самом деле все очень просто. Делаем раз: размещаем микрофоны в ушах. Делаем два: слушаем в наушниках. Делаем три: наслаждаемся копией звуковой картинки!

Где послушать (наушники обязательно!)

Классика жанра бинауральной звукозаписи — сюжет, известный под названием Virtual Barber Shop. В виртуальной парикмахерской вас встретит мастер Луиджи, который не упустит шанса опасно пощелкать над ушами ножницами, пошуршать пакетом, пожужжать машинкой и всячески поиздеваться над ничего не подозревающим клиентом.

Весьма натуралистичен спичечный коробок, порхающий над головой.

Не для чувствительных натур — звуки бормашины рядом с ухом.

www.cablook.com

Бинауральная запись звука и ASMR: mozgglaz

Если у вас есть полчаса свободного времени и наушники (обязательно), то сейчас вы узнаете об очень интересной штуке. Многие этим пользуются чтобы отдохнуть или даже уснуть, а мне помогает сосредоточится. Особенно когда требуется делать рутинное дело за компьютером — без этого некуда.

Сначала введение в матчасть.

Бинауральная запись звука

Есть потрясающее изобретение: микрофоны для бинауральной записи, развитый вариант стереомикрофона. Стереомикрофон — это просто два микрофона, которые, благодаря расстоянию между ними и расположению в пространстве, передают в записи объём в два ваших уха в наушниках. Бинауральный микрофон — это когда стереомикрофоны засовываются в голову манекена или в искуственные ушные раковины, чтобы во время записи звук искажался так, как он искажается у любого обладателя головы с ушами, у нас с вами.

Во время прослушивания такой записи в стереонаушниках возникает полный эффект присутствия. Определить можно не только что звук раздается слева или справа, как в стереозаписи, но и что источник может быть и сзади, спереди, сверху или снизу. Благодаря тому, что наши уши сложной формы и различного взаимного направления, а также, из-за того что наша голова обладает акустическими свойствами преграды, звук, попадающий в уши, искажается в зависимости от расположения источника. А наш мозг умеет отличать именно эти лёгкие нюансы в звуке, чтобы определить местоположение источника.

Вот классический пример. Потрясающая бинауральная запись, сценка «Cetera Barbershop. Virtual haircut for headphones».

Слушать только в наушниках, по другому бессмысленно!

Запись сделана компанией Q-Sound чтоб показать возможности своей техники.

Или вот небольшое музыкальное произведение про скотч.

Теперь про то как это помогает отдохнуть, уснуть или сосредоточится.

ASMR

Существует понятие для определенного человеческого восприятия «Автономная сенсорная меридиональная реакция», или сокращённо и по-английски ASMR, и всё что с этим связано так и называют: аэсемар. Это эффект приятного ощущения, расслабления от спокойных звуков, шёпота, шуршания и других. То самое, что неожиданно делает мир уютным когда вы слышите шум дождя за окном.

В отличии от музыки, которую надо слушать с умом, аэсемар надо слышать, но не слушать, он должен занять «переферийное» внимание. Наденьте наушники и включите, это асмр про асмр.

Описать феномен словами, как и любое ощущение, невозможно. Обладает чем-то средним между щекоткой, признаками ощущения безопасности и признаками ощущения внимания со стороны. До появления устройств аудио записи испытать асмр-ощущение можно было лишь как составную часть каких-то приятных мероприятий. Звуки которые сопровождают вас, например, когда вы говорите с кем-то по душам, вам кто-то шепчет на ухо, звуки, когда в массажном или салоне красоты за вами ухаживают. Может быть чем-то схоже с ощущением от прослушивания спокойной музыки типа Enigma или Coil, если из него исключить составляющую от наслаждения искусством, от продуманности произведения автором.

С появлением доступных качественных микрофонов и интернета с ютюбом мир сблизился, и оказалось что записями с такими звуками интересны — одним нравится такие звуки записывать, а другим слушать. С этой стороной ютюба я и хотел вас познакомить.

Вот вам для начала серфинга несколько ссылок:

Русскоязычные авторы, таких мало:

Англоязычные, таких много, обращаю внимание на лучших:

Если понравится, и начнёте слушать, то, во-первых, бессмысленно слушать без наушников или если вокруг вас шумно. Во-вторых, следите чтоб была действительно бинауральная или стерео запись, хорошо выровненная и исправленная по шуму. Если есть шум, то это полная ерунда, не слушайте. На ютубе много шлака, многим авторам кажется что если записать шёпот и выложить, то это уже ASMR. Это не так. А уж бинауральными микрофонами пользуются единицы. В-третьих, не страдайте, если сюжет в записи глупый, это неважно вообще, суть не в этом. Включите, и занимайтесь своим делом, читайте или спите.

mozgglaz.livejournal.com

Шокирующая реальность бинауральной записи

Когда-то  давно я первый раз прослушал стереозапись (это была рок-опера, ещё с винила), и стерео меня поразило до глубины души.  Панорамный звук и объём  вызывали потрясающие разум ощущения. Но со временем стереозаписи стали восприниматься как само собой разумеющееся, и теперь уже не возникает чувства  того первого восторга. Позже появился многоканальный способ записи Digital Theater System (DTS) и схожий с ним Dolby Digital. Да, это тоже круто, но всё равно нет настолько реального ощущения присутствия, чтобы при прослушивании не отличить запись от действительности.  Как не крути, а звук, хоть и многоканальный,  не создаёт  полного эффекта присутствия, ведь источники звука перемещаются только по горизонтали. Вот было  бы здорово полностью  погрузиться в звук!

Наша система слуха настолько совершенна, что мы можем определять местоположение источника звука  в пространстве не только по горизонтали, но и по вертикали  лишь с помощью двух ушей. Как же нам удаётся слышать происходящее вокруг в полном 3D?

Всё дело в том, что звуковые волны,  идущие сверху или снизу, спереди и сзади, по-разному отражаются от ушной раковины, головы и окружающих  нас  предметов. К тому же  волны звука, распространяясь в пространстве, приходят к каждому уху с небольшим запозданием и уже переотражаются внутри ушного механизма. Вся эта информация обрабатывается нашим мозгом, и именно мозг строит на основе полученных данных трехмерную картину звука. Получается, что записать звук в точности так, как мы его слышим, можно, лишь имитировав устройство нашей слуховой системы.

И тут мы подходим к самому интересному. Такой способ аудиозаписи существует, причём давно! Называется это чудо - бинауральная запись звука. Слушать бинауральные записи надо только в наушниках, иначе каждое ухо будет слышать не только свой канал, но и соседний, а это превратит бинауральную запись в обычное стерео.

Делают бинауральную запись звука, используя микрофоны (точнее манекены) со сходной нашим ушам чувствительностью и диаграммой направленности, имитирующие анатомическое устройство человеческих органов слуха  вплоть до ушных раковин. И только в случае использования такого манекена удаётся сделать запись точно так же, как мы слышим собственными ушами.

Компания Starkey продвинулась ещё дальше в бинауральной записи звука, разработав особый алгоритм Cetera для обработки сигнала, усиливающего  эффект присутствия.

Первое знакомство с  бинауральными записями лучше начинать с самых нашумевших по всему интернету. Одна из таких называется «Barbershop», что в переводе означает «парикмахерская».

Слушать только в стереонаушниках!

Опишу свои впечатления от посещения виртуальной парикмахерской. С первых секунд  показалось, что человек действительно  стоял за моей спиной, перемещался по комнате в разных направлениях, затем  подошёл  к двери и позвал: «Луиджи!» Потом незнакомец  задвигал стул слева от меня, взяв  гитару, начал играть. Когда появился  Луиджи и  заговорил, возникло  реальное ощущение, что вошедший ко мне наклонился, а от надетого шуршащего пакета на моей голове  стало душно.  Дальше застрекотали ножницы, и  создался полный эффект, что мастер  снова наклоняется и говорит что-то  почти в самое ухо. В этот момент я подумал: «Как бы парикмахер ухо мне не отфигачил!» В это время человек, сидящий слева,  снова забренчал  на гитаре, и тут…  О, ужас! Луиджи стал  стричь мне волосы триммером. Стало не  по себе от реальности происходящего… После этого Луиджи, рассказывая о технологии бинауральной записи, ходил по комнате впереди меня справа налево (даже расстояние до него ощущалось) и под конец шепнул пару слов  мне прямо в левое ухо.  От этого  я невольно дёрнулся в сторону.))).

Следующая запись, назовём её «Коробок спичек». Тут некто решил поиграть спичечным коробком.  «Факт»  перемещения коробка вокруг головы шокирует.

Вот ещё одна бинауральная запись «Capelli», что в переводе с итальянского означает «волосы». И снова  выбирайте себе причёску  -   виртуально  Вас  слегка  подстригут.

А тут испытываем на себе фен. Почти физически ощущается  горячий поток воздуха от  этого электроприбора.

В  этой бинауральной записи девушка  шепчет с придыханием  пару фраз сначала в левое ухо, потом обходит Вас за спиной и повторяет те же манипуляции с  Вашим правым  ухом. Эффект просто невероятный, ну,  словно всё происходит  на самом деле.

Однако  не  забываем, что слушать эту «милую девушку»  нужно только в стереонаушниках!

Новые статьи:

Почитайте ещё:

realstrannik.ru

Бинауральная запись - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2014; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2014; проверки требуют 10 правок.

Бинауральная запись (лат. bi — два + auris — ухо) — метод звуковой записи, при котором используется специальное расположение микрофонов, предназначенное для последующего прослушивания через наушники. Обычно при этом методе записи используется специальный манекен, повторяющий анатомическое строение человеческой головы (иногда вплоть до ушей). Учитывая то, что строение внешнего уха у каждого человека индивидуально и он привыкает слышать окружающий мир с таким строением с раннего детства, использование отличающихся по строению ушей при записи может привести к неправильному восприятию записи слушателем.

Термин «бинауральный» не стоит путать со словом «стерео». Обычная стереозапись не учитывает натуральное расстояние между ушами, «звуковую тень» и отражения звука от головы и ушных раковин, хотя они вносят свои изменения в распространение звука (акустическую временную разницу и акустическую уровневую разницу). Из-за того, что обычные звуковые колонки при воспроизведении вносят свои изменения в звучание бинауральной записи, нужно использовать наушники либо использовать подавление помех от звуковых колонок. Для прослушивания через обычные звуковые колонки или наушники используют манекен без ушных раковин (для прослушивания используют манекен). Основное правило для идеальной бинауральной записи — записывающая и воспроизводящая цепи от микрофона и до мозга слушателя должны использовать идентичные ушные раковины (точные копии ушных раковин слушающего) и одинаковую «тень от головы».Очень часто используется в АСМР Видео.

Техника записи[ | ]

Манекен для бинауральной записи; второй микрофон заслонён.

При самом простом методе записи два микрофона расположены примерно в 18 см друг от друга и направлены в разные стороны. Этот метод не даст настоящей бинауральной записи. Данное расстояние между микрофонами — это грубое значение для среднего расстояния между человеческими ушными каналами, но этого недостаточно. Более точный метод записи требует специального оборудования. Типичное бинауральное устройство записи состоит из двух высокочувствительных микрофонов, прикреплённых к макету головы и находящихся внутри форм, имитирующих ушные раковины. Это позволяет полностью записать искажения звука, происходящие, когда звук огибает человеческую голову и отражается от внешнего и внутреннего уха. Бинауральные «внутриушные микрофоны» могут быть подключены к записывающему устройству, что позволяет обойтись без манекена, используя в его роли голову автора записи.

Диск Джеклина

Кроме того, существует метод бинауральной записи звука с использованием  (англ.). В этом случае расстояние между мембранами микрофонов составляет 35 см, что даёт «широкую» базу. Угол отклонения осей микрофонов относительно плоскости диска Джеклина составляет 30 градусов, что в сумме равно 60 градусам. Опыты записи музыки в исполнении различных музыкальных составов показывают хорошую стерео базу, хорошие планы и объективную локализацию источников звука (при прослушивании в наушниках). При этом, для достижения хорошего результата записи необходим правильный акустический баланс внутри самого музыкального ансамбля и возможность выбора наиболее оптимальной точки в пространстве для местоположения самого диска Джеклина.

См. также[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также