Как выбрать студийный микрофон. Как выбрать микрофон конденсаторный


Как выбрать микрофон?

На рынке представлен широкий выбор микрофонов по различным ценам. Как разобраться в этом многообразии, какой микрофон выбрать?  О том, на что стоит обращать внимание при выборе микрофона, и в целом о том, как выбрать микрофон и пойдет речь в данной статье.

Микрофон – это электроакустический прибор, основными функциями которого является звукозапись и звукоусиление. Современный мир кино и музыки, невозможно представить без микрофона. Да и каждый из нас ежедневно пользуется данным устройством, как минимум в телефоне.

Очень важно четко понимать, что микрофоны обладают определенными техническими характеристиками, которые будут различаться в зависимости от области применения устройства. Итак, для начала стоит определиться, для чего Вам нужен микрофон. А здесь вариантов много, как для живых выступлений, так и для записи звуков в различных условиях, а возможно, Вам нужен микрофон для компьютера, чтобы можно было общаться с друзьями посредством интернета. И естественно, что в последнем случае, не нужно тратиться на дорогой микрофон, Вашу потребность удовлетворит и самый простейший микрофон с USB разъемом.

Виды микрофонов

Существуют два наиболее востребованных вида микрофона: конденсаторный и динамический. Остановимся подробней на использовании каждого вида и их устройстве.

Динамический микрофон

Плюсом данного вида микрофона является то, что ему не нужен внешний источник питания, кроме того его устройство достаточно простое. Принцип работы основан на колебаниях мембраны, которые передаются токопроводу, проходящему через магнитное поле. 

Данный вид микрофона широко используется для живых выступлений, концертов, хотя в звукозаписывающих студиях их тоже используют. Кроме того, существуют модели динамических микрофонов специально разработанных для различных инструментов (например, для разнообразных барабанов).

Конденсаторный микрофон

Его действие основано на изменении емкости конденсата, который располагается между обкладками, на которые и воздействует звук. Для данного типа микрофона необходим внешний источник питания. Данные микрофоны более подходят для студийной работы, а именно для звукозаписи, они передают звук наиболее чисто и качественно. Однако они очень чувствительны к внешним условиям (влажность, температура окружающей среды, расстояние до источника звука, к посторонним звукам), что исключает их использование в «полевых» условиях. Однако есть модели данного типа, которые можно использовать и при живых выступлениях, например, выступлении хора. Такие микрофоны устанавливают на специальные держатели.

Как выбрать микрофон: характеристики

Для того чтобы правильно выбрать микрофон, важно разбираться в его технических характеристиках, или хотя бы знать, что они означают. Рассмотрим основные характеристики микрофона, которые влияют на качество передачи звуков:

  • чувствительность
  • направленность
  • уровень звукового давления
  • диапазон частот

Остановимся на каждом показателе подробнее.

Чувствительность

Данный показатель указывает, насколько тихий звук может определить Ваш микрофон. Стоит заметить, что конденсаторные микрофоны более чувствительны. Однако не всегда высокая чувствительность оправдана, например, для записи речи на улице, или в шумных помещениях. Высокая чувствительность ненаправленного микрофона окажет Вам плохую услугу, и запись будет «загрязнена» множеством сторонних звуков.

Направленность

Данный показатель характеризует то, как микрофон воспринимает звуки, воздействующие на него с разных сторон. Различают микрофоны: ненаправленный, двунаправленный (направленность восьмерка), кардиоидный, гиперкардиоидный.

Так, если направленность у микрофона – круг (или ненаправленный микрофон), то он будет воспринимать все звуки, откуда бы они ни исходили, что не всегда удобно, например, при записи интервью на улице больше подойдет узконаправленный микрофон, так называемая модель «пушка».

Уровень звукового давления

Данный показатель указывает на то, какой силы звук может передать микрофон, не исказив его. Высоким считается показатель 130-140 дБ, данный параметр важен, если Вы собираетесь использовать микрофон для передачи громких звуков (например, звуки барабана).

Диапазон частот

Чем шире диапазон частот, тем лучше, тем качественней будет микрофон передавать звуки. Так человеческая речь находится в промежутке частот 100 (бас)-10 тыс. Гц (писк), и если Вы возьмете микрофон с чувствительностью меньше, то с записью вокала могут возникнуть проблемы. Однако для записи речи достаточно покрытия частот от 300 до 3400Гц.

Как правильно выбрать микрофон: советы

  • Помимо технических характеристик, перечисленных выше, существуют и другие, это вес, компактность, длина кабеля и так далее, которые не особо влияют на звук, однако весьма влияют на удобство использования микрофона.
  • По предназначению микрофоны бывают:
    • ручные,
    • петличные,
    • подвесные,
    • настольные,
    • накамерные,
    • потайные, прикрепляемые к музыкальным инструментам и так далее.

Стоит также помнить, что микрофон должен быть произведен из качественных материалов.

Прежде чем покупать микрофон, почитайте отзывы о понравившейся модели и производителе. Ведь не всегда характеристики могут рассказать все. И только опытным путем, можно понять, удачная или нет понравившаяся модель.

В меру того, что караоке все больше и больше приобретает популярность среди любителей петь, возникает вопрос, как выбрать микрофон для караоке. О наиболее важных характеристиках микрофонов, для четкой передачи вокала, Вы уже знаете, ну и, конечно же, обратите внимание на длину кабеля микрофона, его разъем, а так же помните, что Вам нужен ручной микрофон. А главным ограничителем выбора, будет все-таки бюджет.

elhow.ru

Как выбрать студийный микрофон

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос — а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых — и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы Shure или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы. 

 

Типы микрофонов

Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер. 

Устройство конденсаторного микрофона

Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.

Устройство ленточного микрофона  

Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.

Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон SHURE MX391/O

«Двунаправленные» (или «восьмерки» — так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона — кардиоида — напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Кардиоидный микрофон

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Микрофон-«пушка»

Диаграмма направленности гиперкардиоида — остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Гиперкардиоидные микрофоны

 

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.

Behringer

Немецкая компания Behringer (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия. 

Она предлагает микрофоны практически всех рассмотренных типов с различными диаграммами направленности.    

AKG

Компания AKG Acoustics GmbH была образована в Вене, Австрия, в 1947 году. Аббревиатура AKG является сокращением от немецкого Akustische und Kino-Geraete. В начале 50-х годов разработчики AKG совершили настоящую революцию в области аудиотехники, представив несколько новых моделей, равных которым не было. В том числе они выпустили первый в мире кардиоидный конденсаторный микрофон профессионального уровня. 

Продукцией AKG пользовались такие, не нуждающиеся в рекомендациях музыканты, как Фрэнк Синатра и Питер Габриел, Стиви Уандер и Род Стюарт, группы Simply Red, Rolling Stones, Aerosmith и многие другие.

В числе моделей AKG — и новые разработки, и ставшие легендарными микрофоны. К примеру, производство AKG C 12 VR начиналось еще в 1953 году, и они дошли до нашего времени в модернизированном виде.  

Neumann и Sennheiser

Еще одна компания из Германии — Neumann — была основана в Берлине в 1928 году Георгом Нойманном. Она на протяжении многих десятилетий задает тон в производстве студийных микрофонов.

Их выбирают для профессиональных студий, зная, что высокое качество звука и надежность — это верные спутники продукции компании. Там работают уже несколько поколений аудиоинженеров, а в числе клиентов значатся такие звезды, как Beatles, Брайан Адамс, Селин Дион, Бейонсе и т.д. В 1991 году Neumann стала частью Sennheiser Group. 

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы — это Neumann M 149 Tube, Neumann M 150 Tube, Sennheiser MKH 800 и другие.  

Shure

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию. 

Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны Shure SM58 и Shure Beta 58. Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.  

RØDE

Австралийская компания RØDE Microphones производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, RØDE NT1-A, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

 

Больше, чем просто техника

Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь — практика и ее критическое осмысление.

 

tvkinoradio.ru

Как выбрать микрофон правильно – советы и рекомендации

Такое устройство как микрофон можно назвать одним из наиболее важных деталей при процедуре звукозаписи: его создание обусловлено обеспечением качественного преобразования различных звуков в електросигнал. Если микрофон справляется со своими обязанностями не достаточно хорошо, справится с его оплошностями не в праве даже самое современное оборудование. В связи с этим, для выбора микрофона необходим серьезный и тщательный подход. Наш небольшой путеводитель по стране «Микрофонии» поможет Вам лучше разобраться, какие бывают микрофоны, чем они дифференцируются между собой, и какая модель лучшим образом реализует Ваши идеи.

Технические характеристики.

Основной задачей, которая была для нас поставлена при написании этого руководства – доступность повествования. Далее, мы простым языком расскажем о таких важных технических моментах, как частотный диапазон, чувствительность, звуковое давление и сопротивление. Частотный диапазон является приоритетным для качества передаваемого сигнала. Устройство для звукозаписи с частотой диапазона от 100 до 12000 Гц, не сможет с точностью передать принимаемый звук, в случае его расположения ниже или выше указанных границ. Данному аспекту технических характеристик стоит уделять особое внимание при процедуре записывания различных музыкальных инструментов. Так, для записи барабанной «бочки», необходим микрофон, минимальном значение частоты, в диапазоне 30-40 Гц.

Направленность – характеристика, которая определяет чувствительность звукоснимателя в зависимости от месторасположения звукового источника. Микрофоны бывают однонаправленными, двунаправленными, а также всенаправленными.

Однонаправленный тип микрофонов являются наиболее популярным. Устройства этого типа разделяют на несколько подвидов, которые зависят от направленности, а именно: кардиодные, суперкардиодные и гиперкардиодные. Вышеперечисленные типы устройств не удовлетворительно снимают заднеосевой и внеосевой звук, который поступает сбоку от микрофона или позади него. Применение микрофонов этой группы будет оправдано при записи концертов, когда необходима узконаправленная запись звука.

Кардиодная направленность своей формой похожа на сердце, о чем красноречиво говорит ее название. Такие микрофоны считывают звук с передней стороны и немного сбоку, а звук, исходящий позади, на записи присутствовать не будет.

Для суперкардиальной направленности характерно считывать звук нешироким диапазоном спереди, если сравнивать ее с кардиальной направленностью. Также нужно отметить, что микрофоны этого типа способны не редко воспринимать звук, который поступает с задней стороны.

Гиперкардиодная направленность отличается от остальных еще более скромной областью восприятия звука по бокам, при этом она может более полно захватывать звук, исходящий позади записывающего устройства. Двунаправленные микрофоны имеют хорошую чувствительность как сзади, так и с лицевой стороны, а их боковая чувствительность существенно уступает однонаправленным «родственникам». Применение подобных микрофонов будет уместным при записи диалога двоих ораторов, находящихся друг против друга, а также отлично справится с записью пения вокального дуо. Всенаправленные микрофоны способны одинаково качественно принимать звук с любых углов. Устройства, относящиеся к этому типу, преобладают круговым восприятиям звука. Кроме рассмотренных нами вариантов звуковой направленности данного оборудования, людьми были созданы так называемые мультидиаграммные микрофоны: такие аппараты при необходимости могут изменять свою направленность. Чувствительность дает нам знать, какую минимальную громкость звука может «расслышать» микрофон. Чувствительность является отношением напряжения микрофона к воздействующему на него давлению звука (обычно, в 1000 Гц). Для измерения чувствительности используют милливольт на паскаль (мВ/Па). Также этот параметр переводят в децибелы (дБ). Верным будет, если показатель в дБ указывают со знаком «-», но нередко встречаются характеристики, в которых данный указатель отсутствует. Подытожив, мы видим, что нежели ниже этот показатель, тем более тихое звучание может принять микрофон (если отталкиваться от дБ), но когда считают в мВ/Па – все наоборот: более высокий показатель сообщает о способности устройства записывать более спокойный звук.

Уровень звукового давления.

Звуковое давление, а точнее его уровень, является своеобразной противоположностью чувствительности: УЗД сообщает, насколько громкий звук может обрабатывать микрофон. Данная характеристика измеряется в дБ. Эти параметры непременно нужно учитывать, если планируется запись особо громких инструментов, как ударная установка (на пример). Не сложно догадаться, если показатель этого значения высокий, то микрофон будет принимать более громкое звучание.

Сопротивление (импеданс).

Этот параметр информирует о том, выходном напряжении, которое имеет переменный ток. Текущий параметр необходимо принимать во внимание при подключении устройства к другому оборудованию, когда необходимо согласовывать выходное напряжение звукозаписующего устройства с выходным сопротивлением сопутствующей техники. Если стоит цель достичь минимального уровня потери сигнала, необходимо использовать микрофон, сопротивление которого ниже, примерно раза в три, нежели у аппаратуры, с которой производится работа. Самое подходящее – выходное напряжение микрофона, которое раз в десять меньше, чем у остального оборудования.

Разновидности микрофонов по преобразователю.

Следует обратить взор на то, как устроены самые распространенные микрофоны. Не будем терять время на рассмотрение устройств угольного типа или пьезо, ведь они встречаются крайне редко. Поэтому, друзья, мы поговорим о типах современных микрофонов, основываясь на преобразователях, которые в них используются.

Динамические микрофоны.

Устройства этого типа интересны такой особенностью, которые не нуждаются в резервном источнике энергопитания. Микрофоны этого типа работают на основе мембраны, соединенной с токопроводом, помещенным в стабильное магнитное поле. В связи с воздушными колебаниями, создаваемыми звуком, мембрана начинает двигаться в совокупности с токопроводом, что способствует возникновению электрического сигнала. Принцип подобного взаимодействия похож на работу динамиков в полупроводниках, но процесс выстроен в обратно пропорциональном порядке. Такие микрофоны пользуются большой популярностью при записи концертных мероприятий. Также есть несколько универсальных моделей, которыми можно воспользоваться при записи звука в студии. Недостатком динамических микрофонов можно назвать достаточно крупные габариты, при этом они имеют довольно высокий уровень давления звука. Данное устройство достаточно прочное, чему способствует надежный противоударный корпус, а еще в них предусмотрено крепления для держания в руке. Направленность такого устройства «глуха» к внеосевым звукам. Стоимость такого оборудования может варьироваться, это зависит от производителя, но во многих случаях такие девайсы можно приобрести по недорогой цене. Ассортимент динамических микрофонов различается несколькими подвидами: катушечные и ленточные. В первом подвиде микрофонов применяется направленность, которая взаимодействует с катушкой в пальцевом отверстии магнитной системы. Такие аппараты известны своей высокой степенью надежности. В микрофонах второго подвида, катушку заменяет гофрированная лента, выполненная из фольги с алюминием составом. Эти микрофоны в сравнении с остальными используются при студийной записи звука. Недостатком такого оборудования является его склонность к механическим повреждениям, но этот «недуг» компенсирует высокий уровень УЗД, благодаря чему их можно устанавливать рядом с звуковым источником.

Конденсаторные микрофоны.

Разновидность этой категории представляют собой конденсатор, обкладка которого изготовлена из металлизированной полимерной пленки. Емкость конденсатора меняется при процессе зарядки, и тогда возникнувшие заряди тока преобразуется в необходимый сигнал, который и поступает от микрофона к усилителю звука. Чтобы воспользоваться конденсаторным микрофоном, нужно иметь исток с питанием, аккумулятор достаточной мощности или микшер с колоссальным объемом питания. Существенным достоинством такого оборудования можно назвать достаточная АЧХ – амплитудно-частотная характеристика, способна записывать высококачественный звук. Не стоит удивляется, что эти микрофоны за такое короткое время набрали такую популярность для осуществления записи звука в студиях. Их довольно часто используют на ТВ станциях и радиостанциях. Минусом конденсаторных микрофонов можно назвать довольно высокую стоимость и особую чувствительность к условиям погоды.

Сфера применения.

Предназначение такого или другого вида звукозаписующего устройства во многом принимает зависимость от формы: устройства могут быть закрепленными на видеокамеры или монтироваться на штативы. Существуют петличные и ручные микрофоны.

Акустические.

Звукозаписующие устройства, относящиеся к этой категории, служат для записи живых выступлений, на звукозаписывающих студиях и радиостанциях. Микрофоны такого типа можно располагать как в руке, так и в креплениях. Важно знать, что «ручной» девайс чаще всего однонаправленный. Во многих ситуациях, интерфейс подключения этих микрофонов – XLR, а также можно повстречать модели в которых применяется разъем 3,5, USB и другие вариации. Преобразователь таких устройствах может являться как конденсаторным, так и динамическим: обе эти разновидности пользуются широким потреблением на рынке.

Микрофоны для персонального компьютера.

Название этой категории раскрывает предназначение устройств, но все необходимо уточнить несколько нюансов. Им присущие как динамическая, так и конденсаторная разновидность. Такие модели имеют невысокое качество звука. Главной сферой применения устройств этой категории является интернет-телефония, в частности – SKYPE, а также видение различных видеоблогов. Интерфейс подключения данного типа устройства является разъем 3,5 или USB.

Микрофоны для видеокамер.

Наиболее часто для видеокамер применяют узконаправленные микрофоны или конденсаторные, подключить которые можно к так называемому «башмаку» камеры. Особая роль узконаправленности объясняется необходимостью записи только того звука, который располагаются на кадре. Данные микрофоны можно подключить при помощи разъема 3,5 или XLR.

Инструментальные.

Данный девайс предоставит возможность записывать звук, воспроизводимый музыкальным инструментом. Относятся такие микрофоны к динамическому или конденсаторному типу. Несомненным достоинством такого оборудования можно назвать присутствие высокой чувствительности и УЗД. Преобладающий тип подключения устройств – XLR.

Студийные.

Девайсы такого типа могут отличаться способом и формой при креплении. Таким микрофонам присущая возможность приема звука при минимальном искажении, что далее способствует записи качественного звука. Им характерна высокая чувствительность с минимальным уровнем шума. Часто в них применяются конденсаторные преобразователи. Направленные, вот какие эти микрофоны. Для их подключения нужен штекер XLR.

Петличные.

Второе название таких микрофонов – микрофоны «лавалье». Им присущая высокая чувствительность и маленькие габариты. Устройства крепятся к одежде специальным зажимом. В большинстве случаях эти микрофоны имеют конденсаторный преобразователь. Подключение осуществляется посредством разъема Jack 3,5 или XLR.

Головные микрофоны.

В основном, микрофоны данного типа это – гарнитура, которая не способна проигрывать звук, а только может его записать. Такой гаджет комфортно можно закрепить на ухо. В таких гарнитурах наиболее распространенным является конденсаторный преобразователь.

Другие.

К этой категории можно отнести разные микрофоны: для измерения звука, для работы с мобильными устройствами и так далее.

Беспроводные.

Говоря о беспроводном оборудовании, можно сказать о их схожести с обычными микрофонами. Главным их достоинством является наличие сигнала микрофона, который передается на передатчик, а уже потом по радиоканалу осуществляется передача сигнала на приемник. Встречаются микрофоны с уже вмонтированным передатчиком, а также такие, которые имеют body-pack-передатчики. Интегрированные устройства не вызывают особых вопросов, в вот body-pack-передатчики требуют небольшого объяснения. Размеры body-pack-передатчика сопоставимы с размерами карточной колоды. Крепится такая «коробочка» на пояс брюк. Такие принимающие устройства могут встречаться как моно антенные, так и с наличием двух антенн. Чем большее количество антенн, тем качественней принимаемый сигнал.

Итоги.

Возможно, вышенаписанный материал оказал Вам пользу при выборе девайся для записи звука, и Ваше дальнейшее путешествие по стране «Микрофонии» будет уверенным и осмысленным. Немного разобравшись в технических характеристиках приемников звука, Вы непременно сможете подобрать оптимальный для Вас продукт который поможет в реализации записи качественного звука. Возникнут трудности – не стесняйтесь, воспользуйтесь нашим сервисом отзывов о товаре, где покупатели делятся своим опытом эксплуатации различной техники. Спасибо за внимание и хорошего Вам звучания!

coolstuff.com.ua

О микрофонах. Как сделать правильный выбор?

О микрофонах. Как сделать правильный выбор?

Ни для кого не секрет, что микрофоны – это первичное и важнейшее звено во всем процессе звукозаписи. Профессиональная студия звукозаписи или запись на дому – не важно! В любом случае, качество звука на выходе прямо пропорционально качеству микрофона, который Вы используете.

На данный момент мы имеем огромнейшее количество самых разных моделей микрофонов. Существует мнение, что чем дороже микрофон, тем он лучше. На самом же деле, сегодня существует много бюджетных моделей, которые по качеству и производительности не уступают более дорогим брендам. В этой статье мы постараемся ответить на самые популярные и важные вопросы: «Какой микрофон выбрать для домашней студии?», «Как выбрать качественный микрофон?», «В чем отличие более дорогих микрофонов от более дешевых?», «Какой микрофон лучше для записи вокала?» и много других.

 

Назначение микрофона

Самое главное, это подобрать микрофон, который удовлетворит именно Ваши нужды. Вы ищете микрофон для вокала или для инструмента? Для использования на выступлениях или записи? А, может быть, вам нужно и то, и другое. Есть масса микрофонов, которые можно использовать на студии или на концертах. Например, SENNHEISER E 945 - это полностью профессиональный микрофон для записи и выступлений. Очень важно выбирать микрофон, исходя из среды его использования и подключаемого оборудования. Нет смысла тратить сумасшедшие деньги на профессиональный студийный микрофон LEWITT, если вам нужен микрофон для записи в домашних условиях, в комнате, где акустика, мягко скажем, не идеальна. Для такого случая лучше будет взять недорогой и менее чувствительный микрофон, например, есть студийные, но бюджетные модели от iCON. С другой стороны, даже в студийных условиях работа самых лучших микрофонов сильно зависит от подключенного предусилителя. И если у вас нет серьезных дорогих предусилителей, то хорошие микрофоны не будут использоваться на 100%.

 

Изучаем характеристики

Понимание и изучение характеристик и терминологии микрофонов значительно поможет Вам в дальнейшем выборе. Ниже приведены основные термины и характеристики, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности Диаграмма направленности описывает форму поля чувствительности микрофона или направлений получения или игнорирования звуковых волн. Всенаправленный микрофон принимает звуки, поступающие со всех сторон. Двунаправленный микрофон («восьмерка») чувствителен к звукам, поступающим со сторон "север" и "юг", но не чувствителен к звукам, поступающим со сторон "восток" и "запад». Однонаправленный микрофон, в основном, принимает звуки только с одной стороны.Однонаправленные микрофоны являются самыми распространенными и представлены тремя конфигурациями: кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Все три конфигурации игнорируют звуки, идущие сзади по оси и вне ее, или боковые звуки. Форма кардиоидной диаграммы напоминает сердце, что следует из ее названия. Это делает микрофон чувствительным к звукам, идущим с передней и боковой стороны микрофона и нечувствительным к звукам, которые поступают с противоположной стороны. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой менее чувствительны к звуку, идущему сбоку, но более чувствительны к поступающим сзади. Гиперкардиоидные микрофоны принимают больше звуков, поступающих сзади (направление 180 градусов) и менее чувствительны к звукам, что поступают по направлениям 90 и 270 градусов.

Данные конфигурации будут полезны при использовании микрофона в шумных средах, как например, концерты, малые выстепления группы и т.п. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны не чувствительны ни к чему кроме голоса исполнителя, поэтому звук не становится "грязным" и неразборчивым. Также данные диаграммы направленности чаще всего встречаются на конденсаторных микрофонах, которые зачастую используют на студиях. Причина этому кроется в том, что студийная запись должна быть кристально чистой и здесь свою роль и играет как раз направленность и чувствительность микрофона к разным источникам звука!

 

Переключаемые микрофоны Некоторые конденсаторные микрофоны обладают функцией переключения диаграмм. Они могут менять свою диаграмму направленности между однонаправленной, кардиоидной, «восьмеркой» и т.д. Это делается при помощи переключателя или сменных капсюлей. Данная функция делает микрофон более гибким в плане его использования и расширяет круг применений.

 

Частотная характеристика Так называется диапазон частот, на который микрофон будет реагировать, например от 80Гц до 15кГц. Для барабанных микрофонов (малые барабаны и том-томы) частотный отклик должен начинаться в районе 50Гц, для бас-барабана - 30-40Гц.

 

Чувствительность и характеристики SPL Чувствительность, как параметр спецификации, показывает, насколько тихий звук может быть воспринят микрофоном. Неспециалистам важно знать, что чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон. SPL означает уровень звукового давления и измеряется в дБ. Этот параметр означает максимально возможную величину звукового давления, воспринимаемого микрофоном, т.е. противоположен чувствительности. Важный параметр в случаях, если микрофон будет использоваться с громкими инструментами, например ударными. Средняя величина SPL - 100 дБ, 130дБ - это уже высокий SPL.

Кривая чувствительности Частотная характеристика показывает только диапазон охватываемых микрофоном частот. Термин "кривая чувствительности" отражает форму частотной характеристики. Характеристика описывает форму кривой, так как в начале и в конце графика значение по вертикальной оси равно нулю. Внутри характеристики на определенных частотах могут встречаться пики и спады, такие микрофоны более специализированы под конкретные задачи. Например, микрофон для вокала может иметь пик на средних частотах со сдвигом вверх, который делает голос более мягким и четким.

Кривая чувствительности вокального динамического микрофона LEWITT MTP 240 DMs.

 

Эффект приближения Эффект приближения не указывается в спецификациях, но является важной характеристикой, которая изредка упоминается в описаниях. Обычно конденсаторные микрофоны обладают большей величиной  эффекта приближения, чем динамические. Эффект приближения заключается в том, что низкие частоты по мере приближения источника звука к микрофону становятся более отчетливыми. Желанный эффект для исполнителей, которые "работают на микрофон". Звукотехники выбирают микрофоны с сильным эффектом приближения для выделения басов при записи инструментов.

О чем нельзя узнать из спецификации Изучайте не только спецификацию, но и такие характеристики микрофона как: устройство, типы используемых металлов, точность сборки - все может влиять на качество восприятия. Часто цена является главной характеристикой микрофона. Но на самом деле тестирование - лучший способ узнать разницу между очень хорошими микрофонами и не очень.

 

Типы микрофонов и сферы их применения

Большая часть микрофонов делятся на две категории: динамические и конденсаторные. Ниже описаны принципы работы, их плюсы и минусы, рассмотрены различные типы и сферы применения микрофонов.

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны содержат катушку индуктивности, соединенную с диафрагмой и помещенную в постоянное магнитное поле. Движение диафрагмы передается катушке, в результате чего на ней меняется напряжение. Динамические микрофоны обладают простой конструкцией, высоким уровнем звукового давления (SPL), виброизоляцией для использования в руках и диаграммой направленности, игнорирующей внеосевые звуки. Они предназначены для записи "живого" звука на концерте, вокала и инструментов, изредка для записи. Например, Shure SM58, один из известнейших динамических микрофонов, способен и превосходно снимать инструменты, и передавать на колонки чистый голос вокалиста. В целом, динамические микрофоны относительно доступны по цене, многие производители, например GYC, представляют бюджетные линейки микрофонов.  

Плюсы динамических микрофонов: Главный их плюс – это надежность, неприхотливость и цена. Эти микрофоны используются везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность в отношении к источнику звука. В сложных погодных и акустических условиях зачастую работают именно динамические микрофоны! Также стоит отметить, что эти микрофоны дают возможность свободно передвигаться по сцене, не боясь пройти мимо колонки и услышать страшно раздражающий писк, когда микрофон заводится от обратной связи.

Минусы динамических микрофонов: К минусам нужно отнести в первую очередь ограниченный частотный диапазон, что не позволяет использовать микрофон в полной мере и при любых обстоятельствах. Если еще добавить низкую чувствительность к передаче нюансов исполнения, то становится понятным, почему динамические микрофоны не используются на профессиональных студиях.

Конденсаторные микрофоны

 

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 В (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах. Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

Плюсы конденсаторных микрофонов: Главный плюс этих микрофонов – это их чувствительность. Поставьте такой в середине квартиры многоэтажного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и разговор соседей внизу, и их работающий телевизор, и птичек за окном, и шум Вашего системного блока ПК и даже Ваше собственное дыхание! Эти микрофоны имеют самый широкий диапазон улавливаемых частот (некоторые модели воспринимают звук от 5 Гц до 200 кГц). Все это говорит о том, что конденсаторные микрофоны – это скорее элитные микрофоны, место которым в студии звукозаписи, где предъявляются повышенные требования к передаче всей звуковой картины. Также, поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и т.д.

Минусы конденсаторных микрофонов: Конденсаторные микрофоны всегда требуют источник питания. Это либо предусилитель (+48 В), либо фантомное питание с микшерного пульта.

Поскольку микрофоны очень чувствительны, то часто ловят то, что ловить и вовсе не нужно. Например, шум за дверью или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующей звукоизоляции.

Также конденсаторные микрофоны очень хрупкие и зачастую ломаются при первом же незначительном падении или встряске, в то время, как динамические можно ронять на пол без каких-либо серьезных последствий. Этим обуславливается непригодность конденсаторных микрофонов к гастролям и концертам.

Часто такие микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр, для защиты от взрывных согласных «П/Б», «Т/Д» и «С/З» у вокалистов. Это необходимо потому, что у микрофонов очень нежная начинка. И очень просто повредить конденсаторный микрофон просто превысив максимально допустимый уровень звукового давления.

Переключатели среза низких частот и чувствительности Эти элементы управления часто встречаются в конденсаторных микрофонах и помогают настроить микрофон под нужные условия. Переключатель среза низких частот - изменяет частотную характеристику, обычно в начале диапазона (область НЧ) путем среза или уменьшения уровней всех частот ниже уровня. Используется для уменьшения числа принимаемых низких частот и увеличения эффективности усилителя. Многие усилители плохо воспроизводят низкие частоты, тем не менее, они стараются изо всех сил. Срез басов не пропускает на вход усилителя частоты, которые находятся за пределами обрабатываемого диапазона. В процессе звукозаписи срез делает звук чище. Переключатели чувствительности изменяют чувствительность или уровень громкости микрофона таким образом, чтобы источник громкого звука не перегружал микрофон.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой Это большие студийные микрофоны, предназначенные для записи, с  диафрагмой диаметром 1,9-2,5 см. Обычно данные микрофоны очень чувствительны, требуют внешний источник питания и подвешиваются на потолок или держатель. Эти микрофоны идеальны для наиболее качественной записи вокала. Позиционируются как универсальные студийные микрофоны; лучшие модели необычайно дороги. В последнее время стали выпускаться относительно недорогие модели - тот же дизайн, а качество неотличимо глазами непрофессионала.

Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией Еще один тип больших конденсаторных микрофонов. Обычно обладают широкой, плоской пластиной, расположенной над горизонтально закрепленной (под углом 90 градусов к оси микрофона) диафрагмой. При установке микрофона вертикально, исполнитель поет как бы в боковую сторону микрофона, откуда и пошло названии микрофона.  

Конденсаторные микрофоны с двойной диафрагмой - обычно это конденсаторные микрофоны с боковой адресацией и двумя разнонаправленными диафрагмами. Эффективно используются при записи дуэтов, больших групп или звукового окружения небольшого помещения. Микрофоны с двумя диафрагмами упрощают процесс записи двух источников звука: вместо двух микрофонов, требуется всего один.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Старинные микрофоны, использовавшиеся в студиях звукозаписи, теле и радиостудиях несколько десятилетий назад. Из-за их свойства придавать записанному материалу особое звучание - как усилитель гитары "раскрашивает" исходный звук - данные микрофоны выпускаются и в наши дни. Этим микрофонам требуется специализированные источники питания.

 

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой Микрофоны с диафрагмой 1,2 см и меньше, использующиеся для записи и иногда "вживую". Они отличаются улучшенным восприятием высоких частот, а также источников звука с быстрой переменой громкости или внезапной атакой. Также применяются в качестве микрофонов для тарелок барабанной установки. Как и остальные конденсаторные микрофоны, они требуют фантомного питания или батареи.

 

Микрофоны-пушки

Конденсаторные микрофоны с учень узкой и длинной диаграммой направленности. Часто используются при теле, радиовещании, например спортивных мероприятий, из-за их способности принимать определенные сигналы с дальнего расстояния.

 

Поверхностные микрофоны (граничного слоя) Данные микрофоны довольно универсальны в использовании: на подиумах, конференциях, в студии. Обычно располагаются на плоской поверхности: на полу, потолке, стене - это помогает в восприятии. Подходят для стереозаписи и для записи групповых выступлений.

Отдельной главой стоит выделить беспроводные микрофоны (радиосистемы).

Изобретённые в середине двадцатого века радиомикрофоны давно стали нормой для эстрадных выступлений. Сегодня эта техника шагнув со сцены, помогает людям в решении бизнес-задач, на корпоративных и семейных торжествах и других мероприятия, где важна в первую очередь мобильность. Радиомикрофоны можно разделить на 3 вида по конструктивному исполнению (на самом деле этих видов больше, но в основном это специальные решения для узкопрофессиональных задач): - c петличным микрофоном и внешним передатчиком; - c головным микрофоном и внешним передатчиком; - с ручным микрофоном-передатчиком.

 

Заключение Пожалуй, самое полезное при выборе микрофона - старый добрый проверенный метод исследования. Спросите своих знакомых, друзей. Почитайте профессиональные обзоры и пользовательские отзывы о разных моделях и разных брендах. Эти источники информации помогут вам сделать правильный выбор.

И в конце концов, придя в магазин, пообщайтесь со специалистом! В нашем магазине Музыкант, Вам детально опишут и расскажут плюсы и минусы тех или иных микрофонов. Приходите!

www.musikant.ua


Смотрите также