Школа рока. Динамический микрофон и конденсаторный микрофон


Микрофоны - типы, устройство и характеристики

Выбор правильного микрофона является одним из наиболее важнейших решений на пути к качественной записи. Если мы будем рассматривать запись, а именно так автор и советует поступать, как процесс увековечивания звукового материала, то становится очевидным, что выбор микрофона, наравне с качеством музыкального инструмента, способностями музыканта, а также акустическими характеристиками помещения, в котором производится запись, является критическим, для конечного результата, решением. Микрофон является тем самым связующим звеном между акустическим звуком, созданным тем или иным инструментом или голосом, и тем, как этот звук будет увековечен. Автор уверен, что детальное понимание принципа работы и характеристик микрофона, как, вобшем-то, всех процессов, так или иначе связанных с профессией звукоинженера, поможет сделать правильный выбор, а не руководствоваться привычкой работать по стандартной схеме. Ведь нет слов страшнее, чем привычка и стандартно. Во всяком случае, в этой профессии.

Но прежде, чем непосредственно перейти к обсуждению столь важной темы, стоит дать четкое определение нискольких важнейших понятий:

Микрофон – устройство, преобразующее изменения звукового давления в электрический ток. Микрофоны классифицируются по многим критериям, среди которых можно особенно выделить следующие.

Принцип работы и предназначение – существует множество различных принципов работы микрофоонов и из них вытекающие области применения. Все они имеют преимущества и недостатки, которые мы можем использовать в свою пользу, если будем с ними знакомы. Ниже мы рассмотрим самые расспространенные в аудиоиндустрии техники, опуская самые экзотические.

Чувствительность (mV/Pa) – характеризует способность (эффективность) микрофона преобразовывать изменения звукового давления в электрический ток. Другими словами, дает нам понать какое напряжение будет на выходе микрофона при определенном звуковом давлении. Таким образом, чем выше чувствительность, тем более сильный сигнал будет на выходе при том же звуковом давлении.

Направленность – способность микрофона реагировать на изменения звукового давления относительно месторасположения источника звука в пространстве. Эта способность определяется  конструкцией капсулы, являющейся сердцем любого микрофона.

Но обо всем по порядку. Начнем с пожалуй с самого основного - принципа работы.

1. Устройство и принцип работы 

Под устройством и принципом работы понимают совокупность процессов и логические взаимосвязи ведущие в итоге к желаемому результату, в данном случае переменный ток, форма волны которого аналогична форме акустической волны. Отсюда, кстати, и берет свое начало всем хорошо знакомое понятие аналоговый звук.

Абсолютное большинство микрофонов, приеняемых сегодня в аудиоиндустрии относятся к одной из двух, получивших наиболее широкое распространение, технологий - динамические и конденсаторные.

1.1. Динамические микрофоны

Принцип работы динамического микрофона основан на физическом законе, который гласит – движение проводника в магнитном поле создает электрический ток. Это явление называется индукцией.

Устройство

Проводник, к которому прикреплена мембрана, помещен в постоянное магнитное поле. Изменения давления воздуха, как следствие распространения звуковой волны, заставляют мембрану двигаться в соответствии с амплитудой, фазой и частотой этой самой звуковой волны. Мембрана, в свою очередь, передает это движение проводнику. Движение проводника в постоянном магнитном поле создает электрический сигнал, который в точности  описывает звуковую волну, создавшую это движение.                 Отсюда и название – аналоговый, так как возникший сигнал является  аналогом звуковой волны.

Для облегчения механизма, а значит повышения подвижности, проводник изготавливают из тонкой проволоки, которая обмотана вокруг пластикового пустотелого стержня. Это увеличивает количество проводимого материала в магнитном поле, что, в свою очередь, увеличивает индукцию и  чувствительность микрофона.

У данной конструкции есть свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

Надежность

Способность работать с высокими звуковыми давлениями

Простая конструкция и относительно низкая цена

Недостатки:

Пониженная чувствительность к высоким частотам (спад АЧХ)

Относительно медленная реакция на резкие перепады в уровне звукового давления импульсы

Вышеперечисленные характерные аспекты могут быть как достоинствами, так и недостатками. Главное о них знать, а как их применить в свою пользу дело уже за вами.

1.2. Конденсаторные микрофоны

Принцип работы конденсаторного микрофона основан на свойстве конденсатора изменять эллектрическую емкость в зависимости от расстояния между его пластинами.

Устройство

В конденсаторном микрофоне одна из пластин подвижна и является мембраной. Она выполнена из тончайшего материала, с целью сделать ее как можно более легкой. Как правило, используется пластиковая пленка, на которую наносится тонкий  слой золота или никеля. Вторая же пластина неподвижна. Звуковое давление, воздействуя на мембрану, заставляет ее двигаться в направлении второй пластины, что сокращает расстояние между ними и, как следствие, вызывает изменение емкости конденсатора. Электрический ток, возникающий вследствие этого, и есть сигнал, описывающий звуковую волну. Для создания электрического поля между двумя пластинами, необходимого для работы конденсатора, могут использоваться два способа: внешний источник (батарея или фантомное питание) или же покрытие одной из пластин поляризованным  материалом (такие микрофоны называют электретными). Источник питания необходим так же для обеспечения работы предусилителя, установленного практически во всех конденсаторных микрофонах по причине очень слабого сигнала – амплитуда движения диафрагмы очень ограничена, что выражается в очень незначительных изменениях в напряжении, поэтому уровень сигнала требуется увеличить, прежде чем передавать его по кабелям.

Преимущества:

Более чувствительны, особенно в области высоких частот

Способны более быстро реагировать на резкие изменения в характеристике волн

Недостатки:

Требуют дополнительного источника питания

Более требовательны в обращении

2. Типы капсул

Капсула является в прямом смысле сердцем любого микрофона. Ее прямая задача заключается в конвертировании акустической энергии в электрическую. Для этого она должна обладать рядом качеств, которые в свою очередь будут определять некоторые ее характеристики.

Капсулы по своей конструкции можно разделить на закрытого и открытого типа. Рассмотрим каждый из этих типов в отдельности.

2.1. Капсулы закрытого типа

Если упростить, то капсула представляет собой металлический цилиндр, одна сторона которого является мемраной. Внутри капсулы поддерживается постоянное давление, так как ее внутреннй мир полностью изолирован от внешнего и соприкосается с ним только через тончаюшую мембрану. Колебания давления снаружи, создаваемые звуковыми волнами, вызывают движение мембраны:

внутрь капсулы, когда звуковая волна находится в своей положительной фазе (увеличение давления).

наружу капсулы, когда звуковая волна находится в своей отрицательной фазе (понижение давления)

Чем больше амлитуда колебаний звуковой волны, тем больше амплитуда отклонений от постоянного давления внутри капсулы, и соответственно выше напряженние на выходе из капсулы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что месторасположенние источника звука и направление распространения созданных им колебаий в данной конструкции не имеют никакого значения, так как единственным фактором, необходимым для ее работы является факт изменения давления, а с какой стороны это произойдет, не имеет роли. Направленность капсул является частотно зависимым параметром. Это означает, что он  изменяется в зависимости от частоты акустической волны. Для большей наглядности характеристик чувствительости капсул относительно направления и частоты были введены специальные графики. Они демонстрируют все вышеперечисленные характеристики.

Капсулы закрытого типа, в силу своей конструкции, всегда буду иметь омнинаправленную характеристику (Omnidirectional) капсулы, то есть не будут чувствительны к месторасположению и направлению распространения звуковой волны. В опрделенных ситуациях это может иметь преимущество и  стать решающим фактором при выборе микрофона, когда к примеру, сигнал должен оставаться стабильным, даже когда, скажем, ведущий поворачивает голову в сторону или к примеру, если необходимо записать звучание какого то инструмента в определенном помещении как атмосферный трек.

2.2. Капсулы открытого типа

Капсулы открытого типа имеют отличную от вышеописанной конструкцию и соответственно принцип действия. Как и предпологает название, в данном случае мембрана открыта с обеих ее сторон – фронтальной и тылъной, и обладает чувствительностью к направлению расположения источника звука отностительно мембраны.

Для того чтобы понять как это работает, рассмотрим три различных ситуации:

В первом случае, звуковая волна приходит с фронтальной стороны мемраны. Изменения давление, являющиеся следствием распространения звуковой волны, заставляют мембрану двигаться. В зависимости от фазы волны в конкретный момент времени, мембрана будет либо прогибаться, при позитивной фазе, т.е. повышении давления, либо совершать движение в обратном направлении, при негативной фазе, т.е. понижении давления.

Во втором случае, когда звуковая волна приходит с тыльной стороны мембраны, все будет повторяться, но с точностью наоборот.

А вот третья ситуация очень интересная. В данном случае звуковая волна приходит сбоку, то есть мембрана расположена к ней боковой стороной. Это означает, что изменения давения будут происходить с обеих сторон мемраны. С обеих сторон мембраны будет повышение давления в позитивной фазе волны, или понижение давления в ее негативной фазе. Это заставит мембрану оставаться неподвижной.

Если отобразить чувствительность данной контрукции на уже знакомом нам графике, то не трудно заметить, что наибольшая чувствитель будет с фронтальной 0 градусов и тыльной 180 градусов сторон. По мере приближения к боковым сторонам чувствительность падает и сходит на нет в точке 90 градусов. Этот график напоминает цифру 8, за что данная характеристика направленности и получила свое название - восьмерка (Figure of 8).

Как и в случае с омнинаправленной характеристикой, восьмерка также обладает рядом особеннностей, которые в определенных ситуациях могут стать преимуществами. Но могут оказаться и недостатками. Поэтому выбору направленности микрофона стоит уделить должное внимание.

Кроме того, существуеют еще несколько распространенных характеристик направленности микрофоов. Они являются результатом суммирования двух вышеописанных характеристик. В зависимости от взятой пропорции можно получить различные новые характеристике. В таблице 1 ниже приведены основные даннные. Они конечно же также имеют свои преимущества и недостатки.

Кардиообразный (Cardioid) – имеет высокую степень чувствительности с фронтальной стороны и очень низкую с тыльной. Свое название эта характеристика получила в следствии схожести графика с символом сердца.

На практике микрофоны с данной характеристикой направленности часто применяются при работе с живым звуком. Благодаря своей пониженной чувствительности с тыльной стороны, что сильно снижает порцию нежелательных акустических сигналов, попадающих в микрофон со сцены, они обеспечивают более чистое, или если хотите, более стерильное снятие звука с желательного источника. Кроме того, это увеличивает степень возможного усиления сигнала до опасности возникновения фидбека, тем самым снижая эту вероятность.

3. Нелинейность амплитудно-частотной характеристики

К вышеописанным характеристикам, таким как тип, принцип работы и направленность, можно добавить еще один очень важный аспект, играющий не менее важную роль в выборе микрофона для конкретной задачи – амлитудно-частотная характеристика (АЧХ) и уровень искажений. Чаще всего именно они предопределяют оттенок звука, характерного для той или иной модели микрофона.

АЧХ описывает отклонения амплитуды сигнала от амплитуды оригинала на той или иной частоте в определенном диапазоне. Эти отклонения происходят в силу различных факторов, среди которых можно назвать особенности конструкции мембраны, ее материал и вес, а также конструкторские решения по реализации внутренних электроцепей и блоков микрофона. Как правило АЧХ  представлена в виде графика (См. график 1), на котором можно видеть на каких именно частотах и насколько децибел происходит отклонение от линейности.

Однако может быть представлена в следующем виде: 60Hz - 20kHz (+/- 2dB) . В данном случае невозможно знать на каких именно частотах происходит отклонение. На основе этих данных можно лишь заключить, что в диапазоне от 60Hz до 20KHz максимальное отклонение составляет 2dB. Взглянув на АЧХ микрофона в сопроводительной документации, можно сделать предварительные выводы о “цвете” и “оттенке” микрофона. Но  окончательные выводы можно сделать лишь тщательно прослушав микрофон на различных источниках звука. Это самый лучший показатель. При работе со звуком, полагайтесь на свои уши, а не на глаза!

Кроме вышеперечисленных характеристик существуют еще несколько немаловажных:

Максимальный уровень звукового давления (dBSPL). Этот параметр должен включать в себя процентное содержание общих гармонических искажений при заявляемом уровне.

Уровень собственного шума (dB/dBA). Как правило не превышает 30 dBA

Сопротивление на выходе (Ohm). Это очень важный момент. Все профессиональные микрофоны имеют низкое сопротивление на выходе (Lo-Z), не более 600Ω. Это очень важно для возможности передавать сигнал на относительно большие (около 100 метров) расстояния без потери качества и уровня сигнала.

4. Классификация по предназначению

Существует еще много видов микрофонов, которые имеют особое применение. К ним относятся:

Микрофон зоны давления. Капсула смонтирована над металлической поверхностью, для предотвращения попадания в диафрагму, отраженных от близлежащих поверхностей, сигналов, что способно вызывать фазовые искажения. Часто используется для записи рояля, так как его можно прикрепить на крышку. А также на сцене в театре.

Стерео – микрофон. В одном корпусе смонтированы две капсулы таким образом, чтобы каждая из них была обращена в противоположную сторону. Так достигается более широкий стереообраз. Может быть, также, реализована MS или X/Y техника.

Shotgun (пушка )- Конденсаторный микрофон, предназначенный для использования на открытой местности. Широко используется в кинематографии. Обладает очень узкой направленностью, которая достигается путем фазовых сдвигов звуковой информации, приходящей со сторон микрофона. Для этого на корпусе имеются прорези, сквозь которые сторонняя информация и попадает в микрофон. Но за счет того, что капсула расположена в самом конце корпуса, то, что до нее доходит, является звуком, пришедшим с фронтальной стороны. Все же остальное получает фазовый сдвиг и таким образом заглушается.

Это пожалуй самые основные виды, хотя и не все. По мере своей профессиональной деятельности, Вы столкнетесь с дополнительными видами микрофонов, а также с различными видами их применения.

5. Дополнительные функции

На сегодняшний день имеется множество  моделей микрофонов, которые совмещают в себе несколько видов направленностей и дают возможность пользоваться каким-либо из них, по мере потребности, просто переключая положение.

Почти на всех современных микрофонах есть функция, предоставляющая возможность уменьшить уровень выходного сигнала (Pad/Trim). Как правило, на 6/12/18 db (помните, что увеличить/уменьшить на 6.02 db означает в два раза). Это весьма полезная функция в случаях работы с источниками звука с высоким звуковым давлением. Однако если звуковое давление превышает максимально возможную амплитуду движения мембраны микрофона, то эта уже не поможет, так как искажение сигнала будет иметь механическую природу.

Кроме этого имеются также встроенные фильтры для обрезания низких частот (40,60,80 Hz). Очень применимо при работе в гулких помещениях и особенно в случаях с прямым эфиром, когда “потом обрежем” не работает. На некоторых моделях можно даже выбирать крутизну среза, у других же она постоянна и определена производителем (так что стоит почитать техническую документацию)

Заключение

Как  уже говорилось в начале, выбор микрофона очень важное решение. Поинтересуйтесь лишний раз у исполнителя каким он видит звук его инструмента или вокала. В каком акустическом пространстве. Внимательно послушайте все особенности звучания данного инструмента или вокала, и подумайте, с помощью какого микрофона вы можете замаскировать недостатки и подчеркнуть выгодные стороны. Для этого вам нужно хорошо знать все характерные черты имеющихся в вашем распоряжении микрофонов. Какие из них страдают эффектом близости (и может быть это будет вам на руку), какие имеют не очень хорошую чувствительность на высоких частотах, какие могут хорошо справляться с высоким уровнем звукового давления. Постарайтесь приблизиться к конечному результату еще на этапе записи. И тогда вам (или кому-то другому) не нужно будет ломать голову при сведении и пытаться подчеркнуть то, чего в записанном сигнале нет, потому что был выбран неправильный микрофон. Не слушайте людей, говорящих о каком-либо оборудовании, что оно плохое. Это неправильное суждение. Оборудование может быть не подходящее для данной конкретной цели, но не плохое. Даже самый дорогой и титулованный микрофон не всегда подходит для достижения определенной цели. Слушайте, анализируйте, думайте.

Полезные ссылки (англ.):

www.microphone-data.com – техническая информация большинства известных в мире

микрофонов. Требует регистрации.

Ведущие производители:

www.akg.com

www.shure.com

www.audio-technica.com

www.sennheiser.com

www.neumann.com

www.samsontech.com

www.electrovoice.com

www.beyerdynamic.com

www.rodemic.com

yoursoundpath.com

КАК ВЫБРАТЬ МИКРОФОН

КАК ВЫБРАТЬ МИКРОФОН

    Известные фирмы, такие как Sennheiser, AKG, Shure, Audio-Technica и т.п., предлагают профессиональные микрофоны, но не зная чем отличается один микрофон от другого, можно купить не то, что Вам нужно. Попробуем разобраться в них.

        Характеристики микрофонов

    Наиболее важными характеристиками микрофона, являются его принцип работы , амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и направленность . Второстепенные характеристики - электрические параметры и конструктивное исполнение .

        Принцип работы

    Это, в первую очередь, тип преобразователя, находящегося внутри микрофона, то, как микрофон воспринимает звук и преобразует его в электрический сигнал. Преобразователь - это устройство, переводящее энергию из одной формы в другую, в нашем случае - акустическую энергию в электрическую. Принцип работы определяет ключевые возможности микрофона. Самые распространенные типы микрофона - динамический и конденсаторный .

        Динамические микрофоны

    Динамические микрофоны включают в себя сборку из диафрагмы, голосовой катушки и магнита, которые образуют миниатюрный электрогенератор со звуковым приводом.     Динамический микрофон имеет относительно простую и соответственно экономичную и надежную конструкцию. Он может обеспечить отличное качество звука практически во всех областях применения. В частности, он может иметь дело с чрезвычайно громкими звуками. Вдобавок, динамические микрофоны относительно устойчивы к перепадам температуры и влажности. Динамические микрофоны используются в основных задачах звукоусиления чаще всего.     С практической точки зрения, если микрофон будет использоваться в таких суровых условиях, как в рок-клубе или на открытом воздухе, хорошим выбором будут динамические микрофоны.

        Конденсаторные микрофоны

    Конденсаторные микрофоны имеют в своей основе сборку из электрически заряженной диафрагмы и неподвижной пластины, которые образуют чувствительный к звуку конденсатор.     Все конденсаторные микрофоны содержат в себе активные контуры для согласования выхода элемента с типичными микрофонными входами. Это требует подачи питания на микрофон: либо при помощи батарей, либо при помощи фантомного питания (метод подачи питания на микрофон непосредственно по микрофонному кабелю). Конденсаторные микрофоны имеют два потенциально ограничивающих фактора: во-первых, электроника добавляет немного шума; во-вторых, есть предел громкости сигнала, который может обработать электроника. По этой причине спецификации на конденсаторные микрофоны содержат параметры шума и максимальную громкость звука. Хорошие модели, однако, имеют очень низкий уровень шума и могут справиться с широким динамическим диапазоном.     Конденсаторные микрофоны более сложны, чем динамические, и обычно несколько дороже. Также на конденсаторы могут существенно повлиять перепады температуры и влажности, что может привести к повышению шума или временной негодности. Однако, в конденсаторных микрофонах можно добиться большей чувствительности, и более мягкого, более натурального звука, особенно на высоких частотах. Полагая АЧХ и расширенный частотный диапазон легче всего достижимы в конденсаторном микрофоне. Вдобавок, конденсаторные микрофоны могут быть сделаны очень маленькими без ущерба для характеристик.     В более благоприятной среде, например в концертном зале или театре, для большинства источников звука предпочтительнее использовать конденсаторные микрофоны, особенно, когда требуется высочайшее качество звука.

        Электретные микрофоны

    Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.    По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток.

        Фантомное питание

    Фантомное питание - это постоянный ток (обычно 12-48 вольт), используемый для питания электроники конденсаторного микрофона. Это напряжение подается по микрофонному кабелю от микшера с источником фантомного питания или от другого внешнего устройства.     Источники фантомного питания имеют ограничители по току, которые предотвращают повреждение динамического микрофона в случае короткого замыкания или неправильной распайки. Обычно балансные динамические микрофоны могут быть подключены ко входам с фантомным питанием без каких-либо проблем.

        Переходный отклик

    Переходный отклик характеризует способность микрофона откликаться на быстро меняющуюся звуковую волну. Для того, чтобы микрофон трансформировал звуковую энергию в электрическую, звуковая волна должна физически перемещать диафрагму микрофона. Тяжелой динамической диафрагме требуется больше времени, чтобы начать двигаться, чем легкой конденсаторной диафрагме. И точно также динамической диафрагме, по сравнению с конденсаторной диафрагмой, требуется больше времени, чтобы прекратить движение. Переходный отклик динамических микрофонов не так хорош , как у конденсаторных.     Динамическому микрофону требуется почти вдвое больше времени, чтобы отреагировать на звук. Ему также требуется больше времени, чтобы перестать колебаться. Поскольку конденсаторные микрофоны в целом имеют лучший переходный отклик, чем динамические, они лучше подходят для инструментов, имеющих резкую атаку или расширенный высокочастотный спектр в звуке, например, тарелок. Переходный отклик определяет более ясный, отчетливый звук конденсаторных микрофонов, и более мягкий, округлый звук динамических микрофонов.

        Амплитудно-частотная характеристика

    Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) - Выходной уровень микрофона по всему рабочему спектра частот и чувствительность к ним.    Микрофон, выход которого одинаков для всех частот имеет пологую АЧХ. Микрофоны с пологой АЧХ обычно имеют расширенный диапазон. Они воспроизводят сигналы от различных источников звука без изменения или окраски оригинального звука.     Микрофон, чья АЧХ имеет пики или провалы в определенных частотах имеет рельефную АЧХ. Рельефная АЧХ обычно используется в конкретных приложениях. Например, микрофон может иметь пик в области 1-2 кГц, чтобы улучшить разборчивость вокала. Такой профиль называется подъемом. Микрофон может также иметь меньшую чувствительность к некоторым частотам. Примером тому может быть уменьшенная отдача на низких частотах (срез низа), с целью минимизирования не нужного бум-бум.    Выбор микрофона с пологой или же рельефной АЧХ опять-таки зависит от источника звука, аппаратуры, и окружающей среды. Микрофоны с пологой АЧХ обычно желательны при воспроизведении звука таких инструментов, как акустическая гитара или фортепиано, особенно при высококачественной аппаратуре. Они также обычно применяются при стерео расстановке микрофонов и при удаленной, более метра от источника звука, установке: отсутствие пиков отдачи минимизирует обратную связь и дает более естественный звук. С другой стороны, микрофоны с рельефной АЧХ предпочтительнее для вокалистов, и некоторых инструментов, таких как ударные или гитарные усилители, которые выиграют от усиления отдачи, сильнее проявляясь в общей картине. Также они полезны, когда надо ослабить прием нежелательных звуков и шумов за пределами диапазона инструмента.

        Децибелы

    Децибел (дБ) - это величина, часто используемая в электрических и акустических измерениях. Децибел - это число отражающее соотношение величин одной единицы измерения. Это логарифмическое соотношение, применяемое с целью сократить большой диапазон величин до много меньшего, и более удобного.     Поскольку децибел - величина относительная, должна быть какая-то точка отсчета, заданная в децибелах. Обычно это отражается в суффиксе при условном обозначении: дБV - (1 вольт составляет 0 дБV) или дБ SPL (0.0002 микробар составляют 0 дБ звукового давления)     Одна из причин, почему децибелы так полезны именно в звуковых измерениях, заключается том, что принцип их шкалы довольно точно отражает чувствительность человеческого слуха. Например, изменение в 1 дБ SPL - близко к едва уловимой разнице в громкости, 3 дБ - это граница уверенной различимости, 6 дБ - существенная разница, а прирост в 10 дБ обычно интерпретируется, как удвоение громкости.

    Направленность

    Направленность - Чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого приходит звук. С точки зрения направленности существуют три основных типа микрофонов - всенаправленные , однонаправленные и двунаправленные .

        Всенаправленный микрофон

    Всенаправленный микрофон имеет одинаковый выходной уровень при любом направлении. Он покрывает все 360 градусов. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. При концертном применении всенаправленный микрофон должен быть расположен очень близко к источнику звука, чтобы был правильный баланс между непосредственным и пространственным звуком. Вдобавок, мы не можем отвернуть всенаправленный микрофон в сторону от ненужных источников звука, таких как порталы, что может вызвать заводку (эффект обратной связи).

    Всенаправленные микрофоны :     - зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;     - не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;     - низкая чувствительность к звукам дыхания;     - практически отсутствует «эффект близости»;     - расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

        Однонаправленный микрофон

    Однонаправленный микрофон наиболее чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и менее чувствителен к остальным. Типичной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика (диаграмма имеем форму сердца). При ней наибольшая чувствительность достигается на направлении вдоль оси микрофона (0 градусов), а наименьшая - в противоположном (180 градусов отклонения). Эффективный угол работы кардиоидного микрофона составляет 130 градусов, то есть по 65 градусов в любую сторону от оси перед микрофоном. Таким образом кардиоидный микрофон улавливает около трети пространственных звуков по сравнению со всенаправленным. Однонаправленные микрофоны отделяют нужный прямой звук от ненужных боковых и пространственных.     Применение кардиоидного микрофона часто необходимо. Например, в случае подзвучивания гитарного усилителя, стоящего рядом с ударной установкой - это единственный способ уменьшить проникновение звука ударных в канал гитары.    Однонаправленные микрофоны могут иметь различные варианты кардиоидной диаграммы. Два из них носят названия суперкардиоиды и гиперкардиоиды . Обе характеристики имеют меньшие, чем кардиоида рабочие углы (115 вслучае суперкардиоиды и 105 в случае гиперкардиоиды) а также сильнее отсекают пространственные звуки. В то время, как кардиоида имеет наименьшую чувствительность сзади (180 градусов отклонения), у кардиоиды направление наименьшей чувствительности составляет 126 градусов, а у гиперкардиоиды - 100. При правильной установке они обеспечивают более фокусированный съем звука, и меньше количество пространственного шума, чем у кардиоиды. Однако, они имеют зону улавливания непосредственно сзади (rear lobe).

    У суперкардиоиды подавление сзади составляет -12дБ, а у гиперкардиоиды - всего -6дБ. Хорошая кардиоида имеет подавление сзади по меньшей мере -15-20 дБ.

    Однонаправленные микрофоны могут не только отделить звучание одного инструмента от другого, но может также уменьшить обратную связь, допуская тем самым большее усиление. С этой точки зрения однонаправленные микрофоны предпочтительнее всенаправленных практически во всех задачах усиления звука.

    Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:    - имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;     - обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;     - менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

    Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:    - обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;     - обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback (эффект обратной свзи) и посторонних шумов;     - препятствуют утечке сигнала.

        Двунаправленные микрофоны

    Двунаправленный микрофон («восьмёрка») имеет наибольшую чувствительность как спереди (0 градусов), так и сзади (180 градусов). Наименьший уровень он имеет на сбоку (90 градусов). Рабочий угол составляет только 90 градусов, как спереди, так и сзади. Уровень пространственного шума такой же, как и у кардиоиды. Этот микрофон используется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, вокального дуэта. Несмотря на то, что такие микрофоны редко применяются в звукоусилении, их используют в некоторых стереотехнологиях.    Микрофоны с направленностью «восьмёрка» :    - используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;     - обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;     - применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».

        Эффект приближения

    У однонаправленных микрофонов отдача в низах усиливается по мере того, как микрофон приближается (в пределах полуметра) к источник звука. При установке вплотную (мене 30 см) следует помнить об эффекте приближения и убрать низы, чтобы получить более натуральный звук. Вы можете (1) убрать низы на микшере, (2) использовать микрофон , минимизирующий эффект, (3) использовать микрофон с кнопкой среза басов или (4) использовать всенаправленный микрофон (не проявляющий такого эффекта).

        Подавления ненужных звуков

    При усилении звука, микрофоны часто могут находиться в местах, где они могут принять звук от посторонних источников. Например, микрофон установленный у барабана, может улавливать звук от соседних барабанов, вокальный микрофон может улавливать все шумы на сцене или вокальные микрофоны могут улавливать звук мониторов. В каждом случае мы имеем один нужный источник звука и один или более ненужных. Выбор правильной характеристики направленности может помочь в максимальном улавливании нужного звука и минимальном – ненужных.

    Несмотря на то, что для лучшего улавливания обычно очевидным вариантом является осевое направление, направление минимизирующее улавливание посторонних звуков может зависеть от типа микрофона. В частности, кардиоида менее чувствительна сзади (отклонение 180 градусов), а суперкардиоида и гиперкардиоида улавливают на этом направлении звук. У них наименьшая чувствительность приходится на отклонение в 125 и 110 градусов соответственно. Например, ставя монитор неподалеку от вокального микрофона мы должны нацелить его точно сзади, чтобы повысить предел возникновения заводок. А в случае суперкардиоиды, для наилучшего результата монитор должен смотреть немного вбок (отклонение от обратной оси - 55 градусов).

    Соответственно используя микрофоны супер- и гиперкардиоидного типов мы должны учитывать их прием сзади и ориентировать их так, чтобы избежать улавливания звука от других барабанов и тарелок.

        Электрические характеристики

    Электрические характеристики микрофона обычно включают в себя выходной уровень, импеданс и тип разъема. Выходной уровень или чувствительность - это уровень электрического сигнала, порождаемого микрофоном при заданном уровне звукового сигнала. В целом, конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, чем динамические. Для слабых или удаленных источников звука предпочтительнее использовать микрофоны с высокой чувствительностью, в то время как при подзвучивании громких источников или с близкого расстояния лучше всего при моделью с низкой чувствительностью.

    Выходной импеданс микрофона примерно равен его электрическому сопротивлению: 150-600 Ом - низкий импеданс, 10000 или больше - высокий. С практической точки зрения низкий импеданс означает, что микрофон может работать с кабелем длиной 300 или более метров без потерь в качестве, в то время как модели с высоким импедансом обнаруживают заметные потери в высоких частотах при длинах кабеля более 6 м.

        Тип разъема

    Наконец, тип разъема в микрофоне может быть балансным или небалансным . Балансный выход передает сигнал по двум проводника (плюс экран). Сигналы, идущие по каждому из проводников имеют одинаковый уровень, но разную полярность. Балансный микрофонный вход усиливает только разницу между сигналами, и игнорирует ту часть сигнала, что одинакова у обоих проводников. Небалансный микрофонный тракт передает сигнал по одному проводнику (плюс экран), а небалансный микрофонный вход усиливает все сигналы в проводнике. Балансные низкоимпедансные микрофоны рекомендуются для использования практически во всех задачах подзвучивания.

        Отдельно можно сказать о Радиомикрофонах.

    Радиомикрофон , как следует из названия, это микрофон, объединенный с радио, т.е. с радиоканалом передачи звуковой информации. В настоящий момент нет устоявшегося названия этих устройств. Их называют радиозакладками, радиобагами, радиокапсулами, радиосистемами, иногда - "жуками". Отличаются удобством их оперативного использования, простотой применения, дешевизной, очень небольшими размерами. В самом простом случае радиомикрофон состоит из собственно микрофона, а также радиопередатчика - устройства. Микрофон определяет зону акустической чувствительности (обычно до 20 - 30 метров), радиопередатчик - дальность действия радиолинии. Определяющими параметрами с точки зрения дальности действия для передатчика являются мощность, стабильность несущей частоты, диапазон частот, вид модуляции. Такие микрофоны в основном используются артистами (на сцене, в театре).

 

Адрес администрации сайта: [email protected]   

 

soundbarrel.ru

Как правильно выбрать микрофон - Школа рока

Доброго времени суток, посетители самой лучшей Щколы Рока на Земле. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно выбрать микрофон, в нашем случае для домашней студии звукозаписи или же для живого выступления.

Добавим также, что на страницах нашего интернет портала вы можете прочитать много полезной информации касательно рок музыки и рок музыкантов, к примеру, вы можете узнать интересные факты о Sex Pistols , где взять денег на развитие рок группы

Для чего нужен микрофон

По сути, микрофон нужен для того, чтобы преобразовывать воздушные колебания вашего голоса в точно такие же, но электронные. В зависимости от того насколько качественный микрофон, настолько качественно будет происходить этот процесс.

Что нужно знать о микрофонах?

График направленности

Самому обычному обывателю, к тому же не прирождённому звукорежиссеру, и человеку, которым не хочется забивать голову лишними цифрами ,нужно знать о микрофонах не так много. Во-первых, то, что микрофоны могут охватывать пространство вокруг них по-разному. В зависимости от направленности, следовательно, от того как вы будете записывать ваш голос или гитару, микрофоны бывают: всенаправленные (со всех сторон звук снимается одинаково, А), кардиоидные (спереди звук немного приглушается, В), восьмерка (удаляем звуки по бокам, С), суперкардиода (почти тоже самое что и кардиода см. картинку D). В домашних студиях звукозаписи применятюся в основном кардиодные и суперкардиондные микрофоны по причине, того, что они лучше других снимают однонаправленный звук.

Какие бывают типы микрофонов

Конденсаторный микрофон

Самыми распространенными типами микрофонов на сегодняшний момент являются динамические и конденсаторные. Они отличают друг от друга по принципу действия.  Если в динамических микрофонах звук преобразуется за счет взаимодействия двух цилиндрических магнитов, то конденсаторный работает из-за изменения электрической емкости пластин. Так вот, динамические микрофоны идеально подходят для того, чтобы использовать их в живых выступления, потому, что из-за своей структуры они гасят большое количество ненужного шума, нетребовательны и недороги. Конденсаторным микрофонам кое-что будет нужно от вас,  а более точно, так называемое фантомное питание, плюс блок, который будет это фантомное питание преобразовывать, однако чистота звучания конденсаторного микрофона намного более лучше, чем динамического (как правило), следовательно, если вы решите покупать микрофон для живых выступлений, то конечно будет лучше приобрести динамический микрофон, если для домашней записи или же профессиональной записи, вам уже будет нужен конденсаторный.

Как правильно выбрать микрофон

Динамический микрофон

Микрофон выбирается согласно двум пунктам. Первый – в зависимости от того, для чего вы хотите делать покупку (живое выступление, звукозапись), здесь выбираем либо конденсаторный микрофон, требующий фантомное питание, либо же динамический, не требующий фантомного питания. Второй – как вы хотите производить запись, или же живое выступление. Если вам нужно петь втроем в один микрофон, то лучше взять всенаправленный, если же будет петь один человек, то лучше конечно выбирать кардиоидный.

Брэнды

Не покупайте никогда кота в мешке, а лучше подойдите к вопросу покупки основательно, тем самым, приобретая только качественный продукт.

Рекомендуем посмотреть:

rock-shckola.ru

Руководство по выбору микрофона, статья

Руководство по выбору микрофона

На сегодняшний день в мире существует огромное множество моделей микрофонов. Несмотря на расхожее мнение, что цена микрофона напрямую связана с его качеством, в последнее время на рынке стали появляться сравнительно недорогие модели с очень хорошими техническими характеристиками. Многие из этих моделей по возможностям не уступают дорогим моделям.

Содержание

Назначение.

Изучаем спецификацию

  • Диаграммы направленности
  • Переключаемые микрофоны
  • Частотный отклик
  • Чувствительность и характеристики SPL
  • Кривая чувствительности
  • Эффект приближения
  • О чем нельзя узнать из спецификации

Типы микрофонов и сферы их применения

  • Динамические микрофоны
  • Ленточные микрофоны
  • Специализированные динамические микрофоны
    • Барабанные микрофоны
    • Микрофоны для духовых инструментов
    • Микрофоны для гармоники
  • Конденсаторные микрофоны
    • Переключатели среза низких частот и чувствительности
    • Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой
    • Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией
    • Конденсаторные микрофоны с двумя диафрагмами
    • О чем нельзя узнать из спецификации
    • Ламповые конденсаторные микрофоны
    • Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой
    • Микрофоны-пушки
    • Микрофон граничного слоя

Заключение

Назначение

Важно выбрать микрофон, подходящий под ваши нужды. Вам нужен микрофон для вокала или для инструмента? Для использования на выступлениях или записи? Или, возможно, вам требуется и то и другое. Существует огромное количество моделей микрофонов, предназначенных для записи в студии или использования на сцене. Например, Shure SM57 - это микрофон для записи и выступлений.

Необходимо выбирать микрофон, исходя из среды его использования и подключаемого оборудования. Бессмысленно тратить бешеные деньги на студийный микрофон Neumann, если вам нужен микрофон для записи в домашних условиях, в комнате, где акустика, мягко говоря, не идеальна. В этом случае берите недорогой и менее чувствительный микрофон. С другой стороны, даже в студийных условиях работа самых лучших микрофонов сильно зависит от подключенного предусилителя. И если у вас нет высококачественных предусилителей, хорошие микрофоны не будут работать на все 100%.

Изучаем характеристики

Изучение и понимание характеристик и терминологии поможет при дальнейшем выборе требуемого микрофона. Ниже приведены основные характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности описывает форму поля чувствительности микрофона или направлений получения или игнорирования звуков. Всенаправленный микрофон принимает звуки, поступающие со всех сторон. Двунаправленный микрофон чувствителен ко звукам, поступающих со сторон "восток" и "запад" и не чувствителен ко звукам, поступающих со сторон "север" и "юг". Однонаправленный микрофон в основном принимает звуки только с одной стороны.

Однонаправленные микрофоны являются самыми распространенными и представлены тремя конфигурациями: кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Все три конфигурации игнорируют звуки, идущие сзади по оси и вне ее или боковые звуки. Форма кардиоидной диаграммы похожа на сердце (что следует из названия), что делает микрофон чувствительным ко звукам, поступающим с передней и боковой стороны микрофона и нечувствительным ко звукам, поступающим с противоположной стороны. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой более чувствительны к звукам, поступающим сзади и менее чувствительны к боковым. Гиперкардиоидные микрофоны принимают больше звуков, поступающих сзади (направление 180 градусов) и менее чувствительны ко звукам, поступающим по направлениям 90 и 270 градусов.

Данные конфигурации будут полезны при использовании микрофона в шумных средах, как например, концерты, малые выстепления группы и т.п. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны не чувствительны ни к чему кроме голоса исполнителя, поэтому звук не становится "грязным" и неразборчивым.

Переключаемые микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны обладают функцией переключения. Они могут менять свою диаграмму направленности, от однонаправленной до кардиоидной и т.п., при помощи переключателя или сменных капсулей. Эта функция делает микрофон более гибким в плане восприятия звуков.

Частотный отклик

Так называется диапазон частот, на который микрофон будет реагировать, например от 80Гц до 15кГц. Последний является приличным откликом для имкрофона. Для барабанных микрофонов (малые барабаны и том-томы) частотный отклик должен начинаться в районе 50Гц, для бас-барабана - 30-40Гц.

Чувствительность и характеристики SPL

Чувствительность, как параметр спецификации, показывает насколько тихий звук может воспринимать микрофон. Неспециалистам важно знать, что чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон.

SPL означает уровень звукового давления и измеряется в дБ. Этот параметр означает максимально возможную величину звукового давления, воспринимаемого микрофоном, т.о. противоположен чувствительности. Важный параметр в случаях, если микрофон будет использоваться с громкими инструментами, например барабанами. Средняя величина SPL - 100 дБ, 130дБ - это уже высокий SPL.

Пример частотной характеристики микрофона : Shure SM 58.

Кривая чувствительности

Частотная характеристика показывает только диапазон охватываемых микрофоном частот. Термин "кривая чувствительности" отражает форму частотной характеристики. Характеристика описывает форму кривой, так как в начале и в конце графика значение по вертикальной оси равно нулю. Внутри характеристики на определенных частотах могут встречаться пики и спады, такие микрофоны более специализированы под конкретные задачи. Например, микрофон для вокала может иметь пик на средних частотах со сдвигом вверх, который делает голос более мягким и четким.

Эффект приближения

Эффект приближения не указывается в спецификациях, но является важной характеристикой, которая изредка упоминается в описаниях. Обычно конденсаторные микрофоны обладают большей величиной  эффекта приближения, чем динамические. Эффект приближения заключается в том, что низкие частоты по мере приближения источника звука к микрофону становятся более отчетливыми. Желанный эффект для исполнителей, которые "работают на микрофон". Звукотехники выбирают микрофоны с сильным эффектом приближения для выделения басов при записи инструментов.

О чем нельзя узнать из спецификации

Изучайте не только спецификацию, но и такие характеристики микрофона как: устройство, типы используемых металлов, точность сборки - все может влиять на качество восприятия. Не секрет, что некоторые производители придумывают цифры в спецификациях, так что дорогой микрофон по техническим данным не будет отличаться от дешевого. Часто цена является главной характеристикой микрофона. Тестирование - лучший способ узнать разницу между очень хорошими микрофонами и не очень.

Типы микрофонов и сферы их применения

Большинство микрофонов делятся на две категории: динамические и конденсаторные. Динамические микрофоны, в отличие от конденсаторных, не требуют источника питания. Ниже описаны принципы их работы, рассмотрены различные типы и сферы применения.

Динамические микрофоны

Принцип работы: Динамические микрофоны содержат катушку индуктивности, соединенную с диафрагмой и помещенную в постоянное магнитное поле. Движение диафрагмы передается катушке, в результате чего на ней меняется напряжение.

Основные характеристики: Динамические микрофоны обладают простой конструкцией, высоким SPL, виброизоляцию для использования в руках и диаграмму направленности, игнорирующую неосевые звуки. Они предназначены для "живого" звука, вокала и инструментов, иногда для записи. Например, Shure SM57 был как студийным, так и сценическим микрофоном на протяжении многих лет. В целом, динамические микрофоны относительно доступны по цене, многие производители представляют линейки микрофонов эконом-класса.

Ленточные микрофоны - в отличие от других динамических микрофонов  необычайно деликатные. Принцип их работы не отличается от принципа работы других динамических микрофонов, только вместо диафрагмы в них используется тонкая лента. Ленточные микрофоны используются, в основном, в студиях для записи вокала и широкого круга инструментов. Они смягчают звук и придают ему налет теплоты. Обладают высоким SPL и могут быть расположены очень близко от источника.

Специализированные динамические микрофоны - За последние годы многие компании стали выпускать динамические микрофоны, специализирующиеся под конкретный музыкальный инструмент. Ниже приведены несколько примеров:

  • Барабанные микрофоны - Из-за того, что ударные установки производят множество разнообразных звуков, микрофоны подразделили на микрофоны для бас-барабана, малых и том томов, тарелочные. Частотная характеристика и другие свойства каждого из представленных типов подстроены для "своего" барабана. Барабанные микрофоны часто идут комплектами по 4-5 и больше. Такие комплекты недороги, удобны и содержат микрофоны для каждого барабана в установке
  • Микрофоны для духовых инструментов - Данные микрофоны обычно небольшого размера, легкие, с частотной характеристикой, подстроенной для конкретного инструмента;  обладают специальными держателями для крепления на раструбе или корпусе. Закрепленные на инструменте, эти микрофоны всегда соблюдают определенную дистанцию до источника звука, тем самым поддерживая четкое восприятие. Кроме того, они дают музыканту больше свободы в движениях.

Пример микрофона для гармоники: Shure 520DX

  • Микрофоны для гармоники - Используются музыкантами при игре на губной гармонике. Небольшие микрофоны с закругленным корпусом, которые можно держать в руках одновременной с гармоникой; их кристаллические элементы диафрагмы производят специальный, "деформированный" звук, высоко ценимый исполнителями блюза.
  • Беспроводные микрофоны - тип микрофонов со встроенным передатчиком сигналов.
Конденсаторные микрофоны

Принцип работы: В данных микрофонах тонкая проводящая диафрагма расположена очень близко к металлической пластине, называемой задней пластиной, создавая таким образом конденсатор. На данный конденсатор подается небольшое напряжение от источника фантомного питания или батареи. Под воздействием звуковых колебаний диафрагма начинает вибрировать, при вибрации расстояние между ней и задней пластиной изменяется, варьируя емкость конденсатора, в свою очередь это меняет выходное напряжение. Изменение выходного напряжения и есть выходной сигнал микрофона.

Основные характеристики: Источниками питания для конденсаторных микрофонов могут выступать: внутренний (встроенная батарея), внешний или источник фантомного питания микшера. Большинство современных микшеров обладают источником фантомного питания, но если вы используете модель старого образца, убедитесь, что в ней присутствует фантомное питание, требуемое микрофону.

Существует множество типов конденсаторных микрофонов, большинство из них используется для записи. Некоторые используются для работы с "живым" звуком, например запись выступления хора, игры на пианино, акустических инструментах и некоторых ударных инструментов. Часто конденсаторные микрофоны используются с тарелками ударной установки. Ниже представлены основные типы конденсаторных микрофонов:

Переключатели среза низких частот и чувствительности - данные элементы управления встречаются у многих конденсаторных микрофонов и помогают настроить микрофон под требуемые условия. Переключатель среза низких частот - изменяет частотную характеристику, обычно в начале диапазона (область НЧ) путем среза или уменьшения уровней всех частот ниже уровня. Используется для уменьшения числа принимаемых низких частот и увеличения эффективности усилителя. Многие усилители плохо воспроизводят низкие частоты, тем не менее, они стараются изо всех сил. Срез басов не пропускает на вход усилителя частоты, которые находятся за пределами обрабатываемого диапазона. В процессе звукозаписи срез делает звук чище. Переключатели чувствительности изменяют чувствительность или уровень громкости микрофона таким образом, чтобы источник громкого звука не перегружал микрофон.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой - это большие студийные микрофоны, предназначенные для записи, с  диафрагмой диаметром 1,9-2,5см. Обычно данные микрофоны очень чувствительны, требуют внешний источник питания и подвешиваются на потолок или держатель. Из-за большого размера и типа крепежа, данные микрофоны не подходят для записи барабанных установок (положение микрофона критично), зато идеальны для записи вокала и многих других инструментов. Позиционируются как универсальные студийные микрофоны; лучшие модели необычайно дороги. В последнее время стали выпускаться относительно недорогие модели - тот же дизайн, а качество неотличимо глазами непрофессионала.

 

Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией – еще один тип больших конденсаторных микрофонов. Обычно обладают широкой, плоской пластиной, расположенной над горизонтально закрепленной (под углом 90 градусов к оси микрофона) диафрагмой. При установке микрофона вертикально, исполнитель поет как бы в боковую сторону микрофона, откуда и пошло названии микрофона.

Конденсаторные микрофоны с двойной диафрагмой - обычно это конденсаторные микрофоны с боковой адресацией и двумя разнонаправленными диафрагмами. Эффективно используются при записи дуэтов, больших групп или звукового окружения небольшого помещения. Микрофоны с двумя диафрагмами упрощают процесс записи двух источников звука: вместо двух микрофонов, требуется всего один.

Ламповые конденсаторные микрофоны - старинные микрофоны, использовавшиеся в студиях звукозаписи, теле и радиостудиях несколько десятилетий назад. Из-за их свойства придавать записанному материалу особое звучание - как усилитель гитары "раскрашивает" исходный звук - данные микрофоны выпускаются и в наши дни. Этим микрофонам требуется специализированные источники питания, и благодаря ему и лампам звук приобретает свои "особые" свойства.

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой - микрофоны с диафрагмой 1,2 см и меньше, использующиеся для записи и иногда "вживую". Они отличаются улучшенным восприятием высоких частот, а также источников звука с быстрой переменой громкости или внезапной атакой. Также применяются в качестве микрофонов для тарелок барабанной установки. Как и остальные конденсаторные микрофоны, они требуют фантомного питания или батареи.

Микрофоны-пушки - конденсаторные микрофоны с учень узкой и длинной диаграммой направленности. Часто используются при теле, радиовещании, например спортивных мероприятий, из-за их способности принимать определенные сигналы с дальнего расстояния.

Микрофон граничного слоя - данные микрофоны довольно универсальны в использовании: на подиумах, конференциях, в студии. Обычно располагаются на плоской поверхности: на полу, потолке, стене - это помогает в восприятии. Подходят для стереозаписи и для записи групповых выступлений.

Заключение

Пожалуй, самое полезное при выборе микрофона - старый добрый метод исследования. Расспросите знакомых, друзей. Прочитайте пользовательские отзывы на www.muzonshop.ru или любые профессиональные обзоры. Эти источники информации помогут вам сделать правильный выбор.

www.muzonshop.ru

Как правильно выбрать микрофон - bursin.ru

Выбор качественного микрофона — это нетривиальная задача, успешно решить которую поможет скрупулезное изучение и детальное сравнение основных разновидностей микрофонов, их характеристик, а также функциональных особенностей. Чтобы точно определить, какой именно микрофон нужен вам, необходимо максимально четко определить ваши цели и задачи.

Для чего нужен микрофон

Существует огромное количество конкретных задач, для которых может потребоваться микрофон, а именно:

  • студийная запись вокала;
  • запись музыкальных инструментов;
  • ведение видеоблога;
  • озвучивание аудиокниг;
  • создание информационных продуктов;
  • запись качественного звука для камеры;
  • караоке;
  • игры;
  • общение через Skype.

Как правило, ничего универсального нет и быть не может. Поэтому в рамках этой публикации мы рассмотрим основные разновидности микрофонов, кратко обозначим их особенности. Таким образом, мы поможем вам определить наиболее подходящий вариант под ваши задачи. Рассмотрим основные разновидности, а именно: конденсаторный, электретный и динамический микрофон.

Конденсаторный микрофон

Физически он представляется собой заряженный электрический конденсатор, одна из обкладок которого закреплена неподвижно, а вторая колеблется под действием акустических колебаний. Подвижная обкладка выполнена из крайне эластичной плёнки с металлизацией. Колебание эластичной обкладки вызывают изменения электрической емкости конденсатора, что провоцирует появления переменных токов от чередующегося перезаряда конденсатора. Эти токи — полезный сигнал, который будучи усиленным на простейшем предварительном усилителе, входящим в состав единой конструкции микрофона, поступает на трех контактный разъем. Встроенный усилитель, как привило, выполненный на одном усилительном каскаде с применением полевого транзистора или лампы, призван, во-первых, согласовать чрезвычайно высокий выходной импеданс конденсаторного микрофона со входом принимающего оборудования, а, во-вторых, увеличить мощность выходного сигнала с сохранением равномерной АЧХ. Основным достоинством конденсаторного микрофона является непревзойденное качество захвата звука. Эти микроны являются лучшим решением вопроса высококачественной записи вокала в условиях профессиональной студии. Для обычного домашнего применения такие микрофоны не подходят. Просто включить такой микрофон в mic-гнездо встроенной звуковой карты, увы, не получится. Покупая такой микрофон, будьте готовы к тому, что придется изрядно потратиться на хорошую внешнюю звуковую карту и предварительный усилитель с фантомным питанием 48В. Из списка объективных минусов можно выделить высокую стоимость, невозможность использования микрофона в полевых условиях, а также необходимость подачи фантомного электрического питания.

Электретный тип микрофона

Такой микрофон является близким родственником конденсаторного микрофона. Основной принцип его действия максимально схож с работой конденсаторного микрофона. Родственные черты прослеживаются более чем очевидным образом. Наличие миниатюрного конденсатора с подвижной обкладкой (плёнки из гомоэлектрета), полевого транзистора в качестве предварительного усилителя, а также необходимость подачи фантомного электропитания (примерно 3V) делают этот тип микрофона крайне бюджетной заменой полноценного конденсаторного микрофона. Из плюсов такого микрофона можно выделить дешевизну и неприхотливость. Ко всеобщему сожалению, непревзойденным качеством захвата звука такие микрофоны похвастаться не могут, но для бытового применения, общения через Skype, а также для подключения к DSLR-камере их потенциала более чем достаточно. Этот вариант микрофона можно рекомендовать для непосредственного подключения к встроенной звуковой карте компьютера. Покупать какие-либо предварительные усилители и звуковые карты нет никакого смысла. Встроенная звуковая плата обеспечит надлежащее фантомное электропитание и предварительное усиление. Как говорится, все дешево и сердито.

Динамический микрофон

Эта разновидность микрофонов конструктивно не имеет практически ничего общего ни с конденсаторным, ни с электролитным аналогами. Конструкция и принцип его работы базируются на физике электромагнитной индукции. Преобразование акустических колебаний в электричество происходит за счет наведения токов, которые возникают в легкой катушке, помещенной в поле постоянного магнита. Конструктивно эта катушка приклеена к эластичной мембране, которая улавливает акустические колебания. В свою очередь, механические колебания легкой катушки сопровождаются наведением ЭДС индукции, что вызвано переменным пересечением силовых линий постоянного магнитного поля. Как видно из конструкции и принципа действия, микрофоны динамического типа не требуют фантомного электропитания для работы. Это особенно выгодно отличает их от конденсаторных аналогов. Такие микрофоны можно с успехом использовать, к примеру, для караоке. Если же вы решите подключить микрофон такого типа непосредственно к встроенной звуковой карте вашего ноутбука или стационарного компьютера, то вас будет ждать жестокое разочарование. Количество шумов, низкая амплитуда полезного сигнала, а также неправильное согласование выходного сопротивления микрофона со входным сопротивлением встроенной звуковой карты делают этот микрофон плохим вариантом даже для общения через Skype. Компромисс достигается только путем покупки предварительного усилителя, а также нормальной внешней звуковой карты. Стоит ли такая игра свеч — решать вам.

Способ подключения

Все бюджетные проводные микрофоны подключаются через разъём TRS на 3,5 мм, а мало-мальски профессиональные модели — через высококачественный разъем XLR. Рассмотрим оба варианта.

Микрофонный разъём TRS на 3,5 мм

Разъёмы TRS, TS, а также TRRS получили широкое распространение в современной аудиотехнике недорогого потребительского уровня. Всевозможные компьютерные микрофоны, гарнитуры, петличные микрофоны, а также всевозможные наушники с микрофоном имеют именно такой штекер на конце кабеля. Для подключения монофонического микрофона используется штекер TS, где имеется лишь два контакта, а именно: GND и сигнальный проводник. TRS — это тот же TS, но с дополнительным кольцом для стереофонического использования. Если же необходимо подключить дешевый монофонический петличный микрофон к стандартному штекеру TRS, то его два сигнальных проводника замыкаются накоротко и на них подается сигнал с микрофона, а проводник GND распаивается на том же месте. TRRS – это модифицированный TRS, к которому просто добавили один сигнальный контакт. Основное применение штекер TRRS находит в гарнитурах для мобильных телефонов, где необходимо совместно использовать как стереофонические наушники, так и микрофон.

Высококачественный разъем XLR и балансная схема

В профессиональной звукозаписи применяют балансную схему включения микрофона с характерным разъемом XLR на конце аудиокабеля, к которому непосредственно соединяется микрофон. Там имеются три проводника: Sleeve или GND — это один общий провод, а также пара сигнальных. В паре сигнальных проводов выделяют прямой и инверсный проводник — Tip и Ring. По этим проводникам передаются электрические сигналы, амплитуда которых одинакова, а фазовый сдвиг токов, что они всегда находятся в противофазе. Такой трехпроводной симметричный принцип передачи слабых электрических сигналов звуковой частоты от микрофона до принимающего оборудования однозначно превосходит любые другие дифференциальные пары. Как правило, всевозможные помехи и наводки, которые однозначно появляются в небалансной схеме, в балансном включении действуют синфазно. Такая организация линии на физическом уровне практически полностью исключается помехи и наводки на приемном оборудовании, а полезный сигнал увеличивается теоретически в 2 раза. Основных плюсов от применения балансной схемы и трёхконтактного разъёма XLR два:

  • хорошая устойчивость к всевозможным наводкам и помехам;
  • возможность передавать чистый аналоговый сигнал на существенные расстояния без привнесения серьезных искажений.

bursin.ru


Смотрите также