Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity. Как убрать шум с записи диктофона


Бесплатная программа для подавления шумов аудио записи микрофона

Все мы знаем, как неприятно слушать плохой звук на компьютере, DVD плеере или даже в телевизоре.

В некоторой степени посторонний (фоновый, белый, цифровой) шум записи с микрофона можно удалить, подавить, убрать или очистить – называйте как хочется, только учтите, что вместе с шумом часто понижается громкость.

В этой статье описывается бесплатная программа для удаления посторонних шумов audacity (в самом низу находиться прямая ссылка скачать бесплатно).

Сразу замечу, что существуют платные профессиональные программы для подавления помех в записи полностью.

Вот только удалить его любителю не получиться. Процесс сопоставимый с работой в фотошопе, а ему как известно предшествует длительный период обучения.

Что собой предоставляет программа для очистки шума – «audacity»

Программу audacity можно назвать стабильным редактор звука, в частности очистки (удаления) помех записей.

Ее функционал впечатляют даже профессиональных работников, несмотря на бесплатность. Конечно на первенство она не претендует, а вот помощник из нее превосходный.

Эта программа кроме удаления шума прекрасно работает со звуком в форматах Ogg Vorbis, FLAC, WAV и MP3.

При ее помощи можно записи с микрофона изменять, оцифровывать, записывать и накладывать треки и эффекты.

Как пример подавление гула, изменение темпа и тона. Все получается просто, быстро и сравнительно качественно.

Как я писал выше скачать бесплатно на русском языке ее можно с этого сайта – без рекламы, регистрации и смс. Кроме подавления (очистки) шума можно вырезать голос.

Audacity создана для записи и редактирования популярных аудиоформатов. Вы также можете изменить голос с микрофона, а не только удалить (убрать) шум.

Основные возможности программы убрать шум с записи

Первое что очень важно она на русском языке, что несомненно упрощает процесс (удалить) шум.  Сложностей в работе возникать не должно.

Кто уже сталкивался с похожим софтом – сможет легко редактировать цифровое аудио, оцифровывать записи с кассет и подавлять, точнее удалять шумы. Также при желании можете склеить или обрезать куски аудио файлов.

Среди набора инструментов особенно выделяется усиление, затухание, нормализация, нарастание и удаление посторонних шумов звука.

Также к своей записи можете применить множество эффектов: эквалайзер, реверберацию и эхо, хорусы, пресеты и другое.

Недостатки программы для удаления шумов

Audacity конечно немного слабее «Sound Forge». Она не работает с видеофайлами, а кодек LAME MP3, придется установить отдельно.

Еще один недостаток — отсутствие некоторых модулей, инструментов и эффектов, которые подключаются через VST или DirectX.

Также на все 100% удалить гул в записи с микрофона, то есть сделать запись идеальной скорее всего не получиться, но повысить качество вполне возможно.

Программа не рассчитана для уменьшения шума кулера компьютера – для этого помогает только очистка вентилятора от пыли, а программ таких нет. Возможности программы кроме подавления шума:

  1. одновременное использование нескольких дорожек;
  2. экспорт, импорт и к кодировка файлов;
  3. прослушиванием дорожек с одновременной записью;
  4. контроль уровня воспроизведения и записи;
  5. подавление (удаление) звуковых помех;
  6. запись с микрофона;
  7. поддержка форматов: WAV, AIFF, NEXT/SUN AU,MP3, MPEG,
  8. оистка белого шума

Заключение

В целом можно отметить — программа не является профессиональной (студийной), а вот для домашнего использования (убрать, удалить, подавить, очистить лишние звуки) она подойдет отлично.

Программа обладает прекрасными возможностями и инструментами для работы с цифровым аудио и совершенно бесплатная — доступна для всех.

Минус не работает с VST и DirectX, но в домашних условиях этот недостаток роли не играет, главное неплохо редактирует звук.

URL Разработчика:http://audacity.sourceforge.net

Операционка:XP, Windows 7, 8, 10

Интерфейс:русский

Лицензия: бесплатнаяСкачать

vsesam.org

Как улучшить запись с диктофона и выделить голос

Наверняка те, кто хоть раз записывал на диктофон лекции по учебе либо снимал на камеру чье-либо выступление, например свое для ютуба, сталкивались с проблемой плохой разборчивости речи на записи, либо присутствием посторонних шумов или щелчков. О том как улучшить запись с диктофона и повествует сегодняшняя статья.

Техника с каждым днем развивается семимильными темпами и совершенствуется во всех направлениях. Качество записи, которое сегодня доступно любому бюджетному смартфону еще недавно было недоступно и дорогостоящему диктофону. Но даже при этом проблема недостаточной громкости говорящего, либо зашумлености записи все еще актуальна.

Если вам лень вникать или вы сомневаетесь в своих силах, то есть прекрасный сервис, где вам профессионально и максимально быстро обработают любую вашу запись, к тому же и дешево.

Я же покажу, быстрый способ, как  улучшить запись с диктофона самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не составит труда обработать любую запись.

Бесплатный и досупный редактор — Audacity

В качестве инструмента воздействия послужит аудио редактор Audacity, бесплатный и свободно скачивающийся. Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно . Осталось только узнать, а что собственно нужно. :-)

Итак имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в редактор.

Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных записей.

Нормировка уровня громкости

Чтобы улучшить запись диктофона, первым делом необходимо повысить уровень громкости. Сначала двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке выделяем ее (либо комбинацией Ctrl+a), затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала...

После нажатия, откроется меню настройки эффекта:

Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.

Стоит отметить, что у всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview, т.е. Предпросмотр, или скорее Предпрослушивание, при нажатии которой воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка вашей записи с примененным эффектом.

Удаляем лишние моменты и щелчки

Уровень подрос, но как-то не солидно и виной всему щелчок в начале. можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем

Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift.

Я специально захватил на картинке временную шкалу, чтобы показать, что длительность пика около 0.1 секунды. Для того чтобы заглушить выделенное нажимаем в панели инструментов кнопочку:

Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:

Не обязательно заглушать. Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete. В таком случае выделенная часть дорожки удалится и общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе, удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки.

Удалив щелчок повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:

В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R, нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.

Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину, подбираемая так, чтобы довести сигнал до указываемого уровня громкости. При этом усиливается как полезный сигнал так и фоновый шумок.

Теперь пришла пора избавиться от шума

Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок. Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.

Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… И вверху открывшегося окошка видим нажимаем кнопочку Создать модель шума.

На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты и выбираем Подавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Поэтому жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом :-) .

Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза., а 3дБ это полтора раза. И если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность’ полезной части сигнала. Так же зачастую гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ, создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ.

Выделяем голос

Т.к. Нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты => Эквалайзер…  

Речь, мужская и женская укладываются в диапазон 200-7000 Гц. Большинство шумов, как правило, лежит выше это диапазона, а гудение — ниже. Поэтому громкость остальных частот стоит снизить ввиду их неинформативности и даже паразитности.

Можно обрезать еще более резко, но в таком случае голос может начать звучать неестественно.

Подобная форма эквалайзера достаточно универсальна. Дополнительный спуск в районе 200-400 Гц нужен чтобы избавиться от лишнего гудения в мужском голосе, если таковое имеется. Если же на записи только женский голос, то слева можно обрезать и выше 500Гц, а в случае мужского можно обрезать справа все что больше 4000-5000Гц. В любом случае стоит ориентироваться на свой слух. В первую очередь все должно звучать естественно.

Компрессия

Замечательно! Теперь выровняем громкость разных кусочков. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому эффект Нормировки, Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся :-)

Выделяем всю запись переходим в меню Эффекты => Компрессоры…

Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость.

Вообще Компрессор весьма интересный и полезный эффект и в ближайшее время я посвящу ему отдельную статью. А пока посмотрим на эффект от компрессии:

Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку, по вкус.

Вернемся к первоисточнику для сравнения:

Как говорится, найдите 10 отличий….

Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию…

Однако, если именно так улучшить запись с диктофона, то не произойдет искажения звучания и изменения окраски голоса. Излишняя компрессия может сделать делает его зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)

Работа со звуком — это неоценимый опыт, благодаря которому глубже понимается природа звука. А если заниматься этим часто и пробовать использовать различные эффекты, то и музыка начинает восприниматься немного по другому. Типа сидишь так, слушаешь песню и понимаешь, Ооо…  да это же флэнджер XD. Это совсем не сложно, попробуйте хоть раз. Вам обязательно это понравится и захочется пробовать еще и еще.

Теперь Вам известно, как улучшить запись с диктофона. Желаю удачи!

P.S.  Если вам нужно запикать ‘нежелательные‘ фрагменты на записи то рекомендую также статью : «Запикивание мата в записях»

audiogeek.ru

Как убрать шум с аудиозаписи

Занимаясь расшифровкой аудиозаписей, мне часто приходится работать со звуковыми файлами низкого голосового качества. Главной проблемой таких аудиоматериалов, является высокий уровень фонового шума.

Обычно шум появляется при использовании непрофессиональных записывающих устройств, проведения записи в нестудийных условиях (на улице и в местах массовых мероприятий), а также при большой удаленности источника звука от микрофона.

В таких случаях, на речь накладывается звуковой фон, мешающий при расшифровке точно распознавать слова говорящего.

Если шум в аудиозаписи не превышает громкости голосовых данных, то его можно легко убрать с помощью бесплатного аудиоредактора Audacity.

Для этого:

1. Скачайте подходящую для вашей операционной системы версию программы.

2. Интерфейс программы имеет встроенную поддержку русского языка.

3. В меню программы выберите "Файл", "Открыть" и укажите путь к аудиозаписи, с которой необходимо убрать шум.

4. Дождитесь загрузки файла.

5. Загруженная аудиозапись в Audacity выглядит следующим образом - на звуковой дорожке, аудиофайл отображается в виде звуковых колебаний.

6. Чтобы программа могла идентифицировать шум, найдите в записи такой участок дорожки, где отсутствует речь говорящего (например в момент паузы, перерыва). На графике такие моменты отображаются низкими звуковыми колебаниями.

Если требуется "приблизить" определенный фрагмент аудиозаписи, то для этого воспользуйтесь режимом масштабирования. Прослушать нужный отрезок записи можно с помощью стандартных элементов воспроизведения.

7. Выделите найденный фрагмент.

8. Чтобы программа запомнила выделенный участок записи как образец шумового фона, последовательно нажмите в меню "Эффекты", "Удаление шума".

и "Создать модель шума".

9. Теперь выделите такой участок аудиозаписи, с которого требуется шумовой фон убрать. Это может быть как фрагмент аудиофайла, так и весь файл целиком. Для того, чтобы выделить весь файл, нажмите Ctrl+A.

10. В меню программы повторно нажмите "Эффекты", "Удаление шума".

11. Теперь результат наложения фильтра можно предварительно прослушать, нажав соответствующий пункт меню.

12. Если результат применения фильтра Вас устраивает - шум удален и качество аудиозаписи стало лучше, то нажмите "Ok", чтобы выйти в главное окно программы для сохранения сделанных изменений.

13. Если качество отредактированной аудиозаписи ухудшилось или шумы были убраны не полностью, то эффект наложения фильтра всегда можно отменить, нажав Ctrl+Z или выбрав в меню программы "Правки", "Отменить операцию".

Тогда можно поэкспериментировать с тонкими настройками на втором этапе применения фильтра (подавление шума, чувствительность и др.), чтобы получить лучший результат.

Автор: Юлия Панова

16.07.2014      Просмотров: 16590

juliapanova.ru

Как удалить фоновый шум из аудиозаписи

Доброго времени суток уважаемые читатели azbukabloga.ru. Сегодня вашему вниманию предлагаю небольшой урок, из которого вы узнаете, как убрать фоновый шум микрофона при записи аудио .

Бывает такая ситуация, когда в обычной городской квартире, на простой микрофон требуется записать качественную звукозапись, без присутсвия фонового шума и т.п.

Что же делать, когда нужно получить чистую запись, без посторонних шумов? Можно забацать ремонт в квартире и установить качественную звукоизоляцию или же купить за пару зеленых дорогой студийный микрофон. Так и надо поступать, если у вас звукозаписывающая студия дома 🙂

Но сегодня, вас ждет небольшой урок, из которго вы узнаете, как удалить цифровой шум с аудиозаписи, полученной на дешевый микрофон. И сделаем мы это с помощью бесплатного звукового редактора Audacity.

Для того, чтобы скачать последнию версию звукового редактора Audacity, переходим на оффициальный сайт программы.

Далее выбираем вариант дистрибутива — exe программа или архив

После того, как вы скачаете программу на компьютер, запускаем процесс установки.

После выбор языка, откроется основной установщик.

Нажав на кнопку «Далее» мы перейдем на следующее окно, где представлен текст лицензии программы.

Нажав «Далее», откроется окно, где нужно указать путь, куда будет установлена программ. Если не чего не меняете в этом окне, то смело идем далее.

Теперь, в следующем окне можете указать — создавать иконку на рабочем столе или нет.

Еще раз проверяем параметры установки и нажимаем «Установить»

Запустится основная установка звукового редактора Audacity

Поздравляю! На этом установка завершена. Если нужно сразу же запустить редактор, то оставляем галочку «Launch Audacity».

Теперь, когда наш инструмент удаления шума установлен, пора приступить к уроку:

Шаг 1. Для начала в параметрах программы укажем наше записывающее устройство. В моем случае это микрофон на вебкамере, которая подключается через USB. Для этого переходим в меню «Правка — Параметры». И в первом же разделе «Устройства» укажем наш микрофон.

Шаг 2. Создаем звуковой файл, для этого, нажимаем на  пиктограмму «Запись» в верхней панели.

или же,откроем уже готовую аудиозапись через меню «Файл — Открыть»

Вот что у меня получилось

Послушайте :-)) original

Шаг 3.  Выделяем участок, где явно присутствует цифровой шум. В моем случае — это почти прямой участок между фразами.

Шаг 4. Далее переходим в меню «Эффекты — Удаление шума»

 Шаг 5. В открывшемся диалоговом окне выбираем пункт «Создать модель шума»

Шаг 6. Теперь нужно выделить всю звуковую дорожку и вновь воспользоваться выше упомянутым фильтром. Но на этот раз нажимаем на кнопку «Шум:Удалить»

Кроме этого, вы можете поиграть с настройками фильтра и прослушать итоговую запись. Когда все вас устроит, нажимаем «ОК»

Как видите, участки стали прямее. Также, данные цифрового шума удалились и из основного звука. Вот что в итоге получилось itog

На этом у меня все! Спасибо всем за внимание!

 

img class=»aligncenter size-medium wp-image-139″ title=»03-zvukovoi-fail» src=»http://azbukabloga.ru/wp-content/uploads/2012/09/03-zvukovoi-fail-300×126.jpg» alt=»» width=»300″ height=»126″ /Как видите, участки стали прямее. Также, данные цифрового шума удалились и из осноного звука. Вот что в итоге получилось

С уважением, Антон Лапшин автор блога http://AzbukaBloga.ru

azbukabloga.ru

Как убрать шум из аудио

Не так давно мне понадобилось убрать шум из звука. Ранее таким я не занимался, поэтому полез в интернет откапывать способ, как это можно сделать с наименьшими потерями. Через 10 минут поисков выяснилось, что все тропинки ведут к Adobe Audition.

После получаса экспериментов выяснил, как лучше всего удалить шум. Сейчас вам представляю достаточно подробную инструкцию, как это сделать. Постараюсь собрать всю найденную информацию воедино, обобщить и написать доступным языком . Сразу оговорюсь, что будет только инструкция, а не описание кучи фильтров к этому монстру (Audition). Инструкция по типу “Есть проблема – вот вам решение”. А Audition по сути Photoshop в мире аудио.

Допустим, вы записали звук на микрофон, фотоаппарат, телефон. Зачастую данные устройства особым качеством не отличаются (в плане записи звука). И всегда будет присутствовать шум – какая-то постоянная составляющая. А если еще и генератор дополнительных шумов присутствует (например, гул кулеров в компьютере)… Вот наша задача в том, чтобы отделить ее от речи или музыки.

Тут есть два варианта:

  • В аудио присутствует запись атмосферы помещения или улицы без полезного сигнала. Т.е. в наличии запись шума без примесей. Например, вы собираетесь записать игру на гитаре вашего друга на компьютерный микрофон. В квартире достаточно тихо, соседей нет, на улице тоже никто не шумит (хм, достаточно идеализированная ситуация, не правда ли), но гадостный компьютер, которому сто лет в обед, да к тому же не чищенный от пыли со дня своего рождения, предательски гремит кулерами на всю ивановскую. Ну тут два варианта: записать изначально секунд 10-20 до того, как друг начнет играть и столько же после окончания. В этом случае у вас будет явно выраженный шум, который впоследствии можно будет отделить. Кстати, профессиональные журналисты по возможности так и делают. И второй вариант – почистить компьютер. Причем второй явно предпочтительнее
  • В аудио нет отдельной записи шума. Т.е. ваш друг начал играть сразу же после начала записи, а после окончания вы мгновенно вырубили микрофон. Вот это наихудший вариант. Дело в том, что шум представляет совокупность определенных частот. Если есть чистый шум, то можно с уверенностью сказать, что эти частоты – шум, мусор и их можно удалить со всей дорожки. Если же параллельно с шумом идет какой-то полезный сигнал, то выбранные частоты уже не будут исключительно мусором. И, когда вы будете удалять их на всем треке, то потеряется какая-то часть полезного сигнала. А точнее музыка и голос приобретут металлический оттенок. Поэтому такую запись лучше перезаписать. Можно также попытаться найти участок, где полезного сигнала будет минимум, поставить не такие агрессивные настройки при чистке шума и смириться с металлическим отзвуком. А можно просто записать образец шума в отдельный файл, если вы конечно не за 1000 км от этого места

Имеется небольшой оригинальный файл размером в 5 секунд с явно выраженным фоновым шумом. Запись делалась на диктофон смартфона. И этот шум генерируется именно телефоном и при небольшой громкости источника сигнала отчетливо слышен.

Откуда скачать программу, я вам говорить не буду. Думаю, вы и без меня догадаетесь. Напомню, что с официального сайта Adobe можно скачать trial-версию. Пользоваться ею можно в течении 30 дней без ограничений.

Пошаговая инструкция по удалению шума

1)  Открываем исходный файл (File – Open или Ctrl+O) и получаем примерно следующее окно:

2)  Находим участок файла с фоновыми шумами. Пользуемся блоком кнопок для промотки записи под графиком. Также можно использовать кнопки в правом нижнем углу для увеличения/уменьшения амплитуды сигнала, а также зуммирования . Пару раз попробовав, думаю, разберетесь.

3)  Выделяем найденный участок. Просто левой кнопкой мыши, не нажимая никаких лишних кнопок. Фоновый цвет графика инвертируется. Фон станет черным, а выделенный участок белым.

4)  Идем в меню сверху “Effects – Noise Reduction/Restoration – Noise Reduction (process)”. Появится окно следующего типа:

5)  Нажимаем Capture Noise Print для захвата области шума (1). На частотной диаграмме появятся красные, зеленые и желтые точки. Чтобы удаление шума применялось ко всему файлу, нажимаем Select Entire File (2). Перемещаем точки на синей кривой для изменения звука. С каждым изменением нажимайте кнопку проигрывания (5) внизу. Параметр Noise Reduction (4) советую не увеличивать больше 60-70 во избежание искажений. Если же вы в качестве шума приняли шум с примесями голоса, например, то не превышайте 20-30% (искажения наступят раньше). Параметр “Reduce by” можно оставить по умолчанию.

Как только вы найдете лучшее качество звука, поигравшись в этом окне, нажимайте Apply (6).

6)  После применения фильтра пики на диаграмме станут немного сглаженными.

До применения фильтра

После применения фильтра

7)  Для сохранения файла “File – Save as”. Появится окно:

Нажимаем Change напротив Sample Type:

Здесь можно поставить значение “Sample Rate” побольше и в количестве каналов указать “Stereo”, а еще лучше “Same as source”.

Нажимаем Change напротив Format Settings:

В графе Type всегда указывайте Constant (постоянный битрейт). Дело в том, что при постоянном битрейте на каждую секунду аудио информации отводится определенное количество памяти независимо от типа информации. Допустим, 5 секунд одного трека содержат быстро изменяющийся голос оперного певца, а 5 секунд другого — постоянное монотонное гудение двигателя. Вопрос: в каком случае места для сохранения сигнала потребуется больше? Логично, что в первом. При переменном битрейте на вторые 5 секунд места будет потрачено меньше. Соответственно, получаем экономию места. При постоянном битрейте и там, и там будет потрачен один и тот же объем памяти (больший).

Зачем тогда использовать постоянный битрейт? А затем, что участок, который можно кодировать в худшем качестве определяет программа и не всегда корректно. Да и места сжатые аудио файлы занимают не так много, чтобы был смысл экономить.

В строке Bitrate выставляйте по максимуму: 320 kbps (44100 Hz).

До редактирования: [download]

После редактирования: [download]

На этом я прощаюсь. Жду вас в RSS и до новых статей.

Что еще можно почитать

it-osnova.ru

Обработка записей с диктофона с помощью Adobe Audition

Я часто записываю информацию на диктофон. Но в результате получается звук очень тихий и с шумами. Необходимо улучшить качество сделанных записей. Для этого я буду использовать Adobe Audition CS5.5.

0. Получение файла

После того как была произведена запись, файл необходимо скопировать на компьютер. Обычно для этого используются специализированные программы, входящие в комплект поставки диктофона или телефона.

1. Загрузка файла

Меню"File" > "Open..." и появившемся окне выбираем обрабатываемый файл.

Отмечу, что Adobe Audition поддерживает большое количество форматов звуковых файлов.

2. Перевод в mono (если необходимо)

Некоторые платы захватывают монозвук только в стереорежиме Stereo. Во-первых, эта лишняя трата места (каналы дублируются). Во-вторых, обрабатывать два раза одно и то же (для каждого канала) нет смысла. Поэтому такие записи необходимо перевести в моно.

Стереозапись
Для этого нужно:
  • Выбрать "Edit" > "Extract Channels to Mono Files", а затем сохранить одну из двух полученных дорожек в файл.
  • Выбрать "Edit" > "Convert Sample Type", а затем изменить параметр Channels на mono. Можно также изменить частоту на 48 000 Гц (качество эта процедура не улучшит, но сделает запись совместимой с форматом DVD).
Таким образом, получаем монозапись:
Монозапись
3. Обработка звука с 32-битным разрешением

Настоятельно рекомендуется проводить обработку звука в разрешении большем, чем разрешение конечного результата - это позволит повысить точность выполнения всех промежуточных преобразований и положительно скажется на качестве звука.

Если для исходного материала и результата используется 16 бит, то рекомендуется все промежуточные операции проводить с разрешением 32 бита. Для этого перед началом обработки звука нужно преобразовать его в формат 32 бита, а по окончании обработки - обратно в 16 бит. Если исходный материал и результат по 32 бита, то увеличить разрешение не получится (32 бита - максимум).

Сделать это можно при помощи  "Edit" > "Convert Sample Type", частоту дискретизации (Sample Rate) и каналы (Channels) оставляем такими же (Same as Source), а для разрядности (Bit Depth) выбираем 32 или 16 бит, соответственно.

4. Удаление постоянной составляющей

Следующий этап - удаление постоянной составляющей. Часто при записи звука аппаратура добавляет в звуковой выход некоторую постоянную составляющую. Данное явление приводит к тому, что после записи "синусоида" оцифрованного звука смещена вверх или вниз от центра - нулевого уровня, что может создать сложности при дальнейшей обработке звука.Чтобы убрать постоянную составляющую в звуковом файле, используется функция"Effects" > "Amplitude and Compression" > "Normalize (process)", выставите DC Bias Adjust 0.0%:

5. Удаление фонового шума

Наиболее важный этап, на мой взгляд, удаление фонового шума. Удаление шума состоит из двух подэтапов. Сначала нужно найти часть записи, в которой нет никаких звуков - только шум. Как правило, такие участки есть перед началом записи или в самом её конце, можно также использовать паузу посреди записи. Чем длиннее такой фрагмент, тем лучше можно определить профиль шума. Поэтому в конце записи я на пару минут оставляю диктофон в помещение, где производилась сама запись.

Открываем форму обработки шума: "Effects" > "Noise Reduction / Restoration" > "Noise Reduction (process)". В ней делаем следующие действия:

  • Жмём "Capture Noise Print", тем самым захватывая профиль шума. После этого в окне отобразится график шума.
  • Воспроизводим файл, нажимая "Select Entire File" и "Play". Пока звучит запись мы на лету можем регулировать шумоподавление.
  • Регулировка шумоподавления осуществляется передвижением точек синей линии. Двигая их вверх-вниз необходимо добиться наилучшего звучания записи без шума.
  • Как только найден подходящий фильтр, его можно и нужно сохранить в файл. Во-первых, это позволяет избежать повторной настройки. Во-вторых, в новых записях возможно не будет фрагмента, который содержат только шум.
  • На последнем шаге необходимо применить фильтр ко всему файлу, нажав кнопку "Apply". Если требуется применить фильтр только к определённой части записи, то из окна "Effect - Noise Reduction" можно переключится в основное окно и выделить необходимый фрагмент.
Нужно быть внимательным при выборе части звукового файла, в которой только шум и нет никаких звуков. Дело в том, что если в этом фрагменте окажется какой-то звук, то Adobe Audition будет удалять все похожие звуки по всей записи. Это приведет к появлению неприятных "металлических" призвуков, особенно заметных на музыкальных фрагментах. Также вы можете судить о наличии таких звуков в вашем фрагменте по изломам и всплескам на спектре шума в окне Noise reduction. Обычно график спектра шума представляет собой плавно меняющуюся линию без резких изломов, возможно, с одним или несколькими всплесками в области высоких частот (справа) (в области высоких частот шумы в звуковом тракте видеотехники особо велики: свист и шипение). Если в результате удаления шума возникли такие призвуки, попробуйте отменить операцию ("Edit" > "Undo noise reduction") и повторить всё с самого начала, начиная с выделения фрагмента звука с шумом. Образец шума и очищаемый от шума звуковой фрагмент могут храниться в разных файлах, эти файлы могут иметь разную разрядность: необходимо только чтобы у этих файлов была одинаковая частота дискретизации и количество каналов.

Функция подавления шума в Adobe Audition является универсальной и позволяет с легкостью удалять почти любые шумы. В результате файл, очищенный от шумов, звучит значительно лучше.

6. Удаление ненужных фрагментов

Понятно, что некоторые фрагменты записи будут просто не нужны. Их следует удалить.

7. Удаление пауз

Меню "Effects" > "Diagnostics" > "Delete silence (process)"...

Доделать описание.

8. Нормализация

Последняя операция, которую необходимо выполнить с записанным звуком, это максимально увеличить его громкость. В противном случае при прослушивании каждой видеозаписи придется регулировать громкость: у всех записей будет различный уровень громкости. Для этого нужно воспользоваться функцией "Effects" > "Amplitude and Compression" > "Normalize (process)...". И установите значение Normalize to равным 97%:

9. Последние штрихи и экспорт записи

В конце необходимо перевести звук в исходное разрешение (например, 16 бит) как было описано в пункте 3.

Полученный в результате обработке шедевр следует сохранить, например, в формате mp3. Для этого используем "File" > "Export" > "File...". Выставляем следующие настройки и нажимаем OK.

Понятно, что тип и параметры файла могут меняться в зависимости от нужд пользователя.

Ну и самая последняя операция - сохранение обработанного проекта. Как правило, редактируя запись с диктофона, нет смысла оставлять проект и исходный файл. Поэтому после экспорта я их удаляю.

Используя материалы газеты "Компьютерные Вести"№19, 2006 годwww.kv.by/index2006190701.htm

kaktusenok.blogspot.ru


Смотрите также