Диктофон — Википедия. Диктофон википедия


История звукозаписи — Википедия

Способы звукозаписи и носители для неё менялись со времени записи первых звуков (для последующего их воспроизведения) и до настоящего времени.

Механические музыкальные инструменты[править | править код]

Первыми устройствами для записи и воспроизведения звука были механические музыкальные инструменты. Они могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, такие как человеческий голос. Механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, металлические валики, перфорированные диски и другие приспособления. Помимо человеческих рук, эти механизмы также могли приводиться в действие иными способами: водой, песком, грузом, пружиной или электричеством.

Автоматическое воспроизведение музыки известно ещё с IX века, когда братья Бану Муса около 875 года изобрели наиболее старинный из известных механических инструментов — гидравлический или «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического воспроизведения музыки до второй половины XIX века. Механический карильон, в котором подобный механический цилиндр с выступами приводит в действие колокола, упоминается в начале XIII века[1]. Также братья Бану Муса изобрели автоматическую флейту, которая предположительно представляла собой первую программируемую машину[2].

В эпоху возрождения появляются разнообразные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598 год), механические спинеты (XVI век), музыкальные шкатулки, ящики (1815 год). Все эти изобретения могли играть сохранённую музыку, но не могли записывать различные звуки, живые выступления, и имели ограниченный набор мелодий.

Механическое пианино впервые было показано на выставке в Филадельфии в 1886 году, в нём использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы. Механизм пианол постоянно совершенствовался, а выпуск их продолжался до середины XX века.

Первоначально механическая запись осуществлялась механо-акустическим способом (записываемый звук воздействовал через рупор на мембрану, жёстко связанную с резцом). В дальнейшем этот способ был полностью вытеснен электро-акустическим способом: записываемые звуковые колебания преобразуются микрофоном в соответствующие электрические токи, воздействующие после их усиления на электромеханический преобразователь — рекордер, который превращает переменные электрические токи посредством магнитного поля в соответствующие механические колебания резца.[3]

Фоноавтограф[править | править код]

В 1857 году де Мартинвилль изобрёл фоноавтограф. Устройство состояло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединённой с иглой. Игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого сажей. Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала в слое сажи форму звуковых колебаний. Однако назначение этого устройства было чисто экспериментальным — оно не могло воспроизводить сделанную запись. 25 марта 1857 года французское правительство выдало Леону Скотту патент на изобретённое им устройство. Были записаны колебания в воздушном пространстве и разные голоса.

Фоноавтограммы:

  • 09.04.1860 — французская народная песня «Лунный свет» (Au Clair de la Lune).
  • 04.05.1860 — отрывки из поэмы Тассо «Аминта» (Tasso’s Aminta).
  • 09.1860 — Мартинвилль «Летящяя пчелка» (Vole Petite Abeille).

Фонограф[править | править код]

В 1877 году Томас Эдисон изобрёл фонограф, который уже мог воспроизводить свою запись. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. На своё изобретение он получил патент, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года. В период с 1878 по 1887 годы, отложив работу над фонографом, занимался лампой накаливания. Продолжив работу,начал использовать для записи звука цилиндр с восковым покрытием (идея предложена Чарльзом Тейнтером). Изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 году были представлены публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной Фонографической компанией (National Phonograph Company). Все тогдашние фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игла-резец, полученные при помощи мембраны-микрофона механические колебания механически же фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для воспроизведения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твёрдого материала. Для воспроизведения записи по звуконосителю перемещалась игла, механически связанная с мембраной-излучателем. Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи — длительностью всего несколько минут — и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска. Фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому способствовали множество записей музыки популярных исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Успех повлёк за собой появление всё новых моделей. Швейцарские производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах. Кроме фонографов с валиками появились и дисковые. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 80 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формы. Большинство моделей приводились в движение ручкой, которая заводила пружину, таким образом делая прибор удобным и не требовательным к внешним условиям. Однако дисковой фонограф вышел на рынок в 1912 году, а с 1887 года уже существовал граммофон, который вскоре превзошёл все модели фонографа.

  • Набросок первого фонографа

  • Первая модель фонографа

  • Стандартный фонограф

  • Переносной фонограф

  • Дисковый фонограф

Граммофон[править | править код]

Стандартный граммофон

«Граммофон» был изобретён в 1887 году Эмилем Берлинером. Вместо воскового валика использовалась грампластинка. Скорость стандартной грампластинки — 78 об/мин. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. С 1897 года уже изготовлялись пластинки из шеллака, шпата и сажи. Кроме обычных граммофонов были и тумбовые.

В начале своей эволюции грампластинки имели различную скорость вращения ( от 60 до 130 оборотов в минуту ). Большая толщина дорожки значительно снижала длительность звучания — 2-3 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания. В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями». Основные фирмы грампластинок международного масштаба — Grammophone и Columbia, а на территории России — «Пишущий амур».

  • Первая фирма (компания) грамзаписи — Граммофон (Grammophone), основанная Берлинером в 1893 году.
  • Вторая, не менее известная — Columbia.
  • На территории России основной («солидной») фирмой была «Пишущий амур» (с 1902 г.), филиал компании Grammophone.
  • Во всем мире, а также в России, существовали множество малых фирм.

Патефон[править | править код]

В 1907 г. Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Так вскоре появился патефон. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Патефон мог проигрывать грампластинки со скоростью 78 об/мин. В 40-х годах появился мини-патефон, который имел большую популярность у солдат Второй Мировой. Вскоре появились и электропатефоны.

Основными заводами по производству патефонных пластинок в СССР были Ногинский, Московский, Апрелевский, а вскоре и Ленинградская артель «Пластмасс».

В 1925 году вместо способа записи через рупор стали пользоваться электроакустическим способом — записью через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц. Вместо пружинного двигателя для вращения пластинки стал использоваться электрический двигатель, а вместо механического звукоснимателя был применён сначала пьезоэлектрический, а позднее более качественный — магнитный. Эти звукосниматели преобразуют колебания иглы, бегущей по звуковой дорожке грампластинки, в электрический сигнал, который после усиления в электронном усилителе поступает в громкоговоритель.

Электрофон[править | править код]

Проигрыватель грампластинок

Электрофон отличается от граммофона и патефона принципом действия, а именно тем, что в электрофоне механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической системой, включающей, в зависимости от вида электрофона, от одного до четырёх электродинамических громкоговорителей.

В быту электрофон часто называют проигрывателем. По официальной советской терминологии электрофоном называлось устройство воспроизведения грамзаписи, включающее усилитель низкой частоты и акустическую систему, а электропроигрывателем — устройство без встроенного усилителя (в быту — «вертушка»). До конца 1950-х применялся термин «электрограммофон» или «электропатефон».

Электрофоны используются до сих пор как в домашних условиях, так и в электронной музыке в составе другого инструментария. Тем не менее, в домашних условиях их распространение практически свелось к нулю, равно как и продажа граммофонных пластинок, в силу фактически полного вытеснения их цифровыми средствами воспроизведения звука.

Шоринофон[править | править код]

В 1930-е годы советский изобретатель А. Ф. Шорин разработал прибор для оперативной записи и воспроизведения звука, работающий по принципу грамзаписи, но использующий в качестве носителя не вращающуюся пластинку или цилиндр, а киноплёнку, протягиваемую с постоянной скоростью. Таким образом, длительность непрерывной записи/воспроизведения ограничивалась только длиной плёнки (на 40-метровой ленте размещалось до 2 часов фонограмм в несколько дорожек). Качество записи было невысоким и годилось в основном для записи речи. Аппараты под названием «шоринофон» производились до войны промышленно, использовались в основном в радиовещании для подготовки репортажей. Известны и другие системы механической записи на гибкую ленту. Например, система Миллера с механической записью и оптическим воспроизведением использовала прозрачную ленту шириной 6 мм с особым чёрным покрытием.[4][5]

«Говорящая бумага»[править | править код]

Аппарат «Говорящая бумага» 1941 года

В 1931 г. советский инженер Б. П. Скворцов создал прибор, записывавший звуковые колебания на обычную бумагу по принципу самописца. Электромагнит, подключённый к выходу усилителя звуковой частоты, колебал подвижное перо, которое чёрными чернилами наносило запись на движущуюся бумажную ленту. Запись воспроизводилась с помощью мощной лампы и фотоэлемента. Ленты можно было легко и дёшево тиражировать типографским способом. Серийный выпуск воспроизводящих приборов «Говорящая бумага» был подготовлен в 1941 году, но первую партию в несколько сот штук выпустили только в 1944 г. К тому времени «Говорящая бумага» уже не могла соперничать с быстро совершенствовавшимися магнитофонами.[6]

Телеграфон[править | править код]

Проволочный телеграфон Поульсена.

В 1878 году американский инженер Оберлин Смит впервые ознакомился с изобретением Эдисона — фонографом. Увидев потенциал этого прибора, Смит приобрёл образец для своей лаборатории, и принялся экспериментировать с его конструкцией. Итогов этих опытов стала статья «Некоторые возможные формы фонографа» (Some Possible Forms Of Phonograph), вышедшая в 1888 году в нью-йоркском журнале «Электрический мир» (Electrical World). В своей статье, помимо двух вариантов механической записи звука (где в качестве носителя предлагались стальная проволока или стальная лента), Смит впервые предложил конструкцию прибора, в котором для записи звука использовалось явление магнетизма. Это устройство он назвал полностью электрическим вариантом фонографа. В качестве носителя предлагалось использовать хлопковую или шёлковую нить с прочно закреплёнными кусочками стальной проволоки, которые, под воздействием тока, идущего от микрофона, будут намагничиваться, проходя через катушку. По мнению изобретателя, такой прибор увеличил бы громкость записи, так как в записи не присутствовали бы шумы механической природы (шум иглы, скребущей по поверхности носителя). К тому же такой прибор можно было применять для записи речевых сообщений.

Смит опубликовал свои идеи усовершенствования фонографа с той целью, чтобы читатели, которых заинтересуют его идеи, воплотили бы их в жизнь, так как у изобретателя не было времени заняться этим самому.

Изучив статью Оберлина Смита, датский инженер Вальдемар Поульсен после череды опытов изготовил первый прибор магнитной записи, который он назвал телеграфон. В качестве носителя он использовал металлическую (стальную) проволоку. В 1898 году Поульсен получил патент на своё изобретение.

В 1903 году немецкий изобретатель Курт Штилле (Kurt Stille) с целью опытов привёз в свою мастерскую телеграфон Поульсена, и в 1924 году начал продажи улучшенной версии телеграфона, в которой носителем по прежнему являлась стальная проволока, но в конструкцию был добавлен электронный усилитель, чтобы использовать это устройство в качестве диктофона. Позже стальную проволоку заменили на стальную ленту, так как лента меньше рвалась и путалась.

Магнитофон[править | править код]

Студийный катушечный магнитофон

В 1927 году немецкий инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) после ряда опытов с различными веществами сделал напыление порошком оксида железа на тонкую бумагу с помощью клея. В 1928 году он получил патент за применение магнитного порошка на полоске бумаги или киноплёнке. В этом же 1928 году он представляет свой прибор магнитной записи с бумажной лентой общественности. Бумажная лента хорошо намагничивалась и размагничивалась, её можно было обрезать и склеивать. В 1936 году Национальный суд Германии признал права по патенту Пфлеймера недействительными, так как покрытие бумажной ленты железным порошком было изложено ещё в патенте Поульсена от 1898 года.

В 1932 году компания AEG, взяв на вооружение идею Пфлеймера, начала производство прибора для магнитной записи под названием «Магнетофон-К1». Носителем в «Магнетофоне-К1» была плёнка, которую изготавливал немецкий химический концерн BASF. «Магнетофон-К1» был представлен публике в 1935 году на радиовыставке в Берлине.

В 1939 году компания BASF представила публике плёнку, покрытую порошком оксида железа. Это был прорыв. Одновременно с этим инженер Вальтер Вебер работал над улучшением качества воспроизведения магнитофонов, производимых AEG. Он проводил опыты с подмагничиванием плёнки. Опытным путём было доказано, что высокочастотное подмагничивание переменным током намного улучшает качество воспроизведения. Весной 1940 года Вебер получает патент на технологию высокочастотного подмагничивания переменным током, и уже в 1941 году AEG выпускает магнитофон нового образца: «Магнетофон-К4-ХФ». Технические характеристики этого образца превосходили все существовавшие тогда приборы магнитной записи: благодаря открытой Вебером технологии, отношение сигнал/шум составило 60 дБ, а воспроизводить он уже мог частоты выше 10 кГц.

В 1942 году AEG начала проводить опыты по стереофонической записи звука.

С 30—40-х до 1970-х гг. XX века преобладали катушечные магнитофоны, в том числе и переносные, и миниатюрные, в 50-х гг. появились кассетные, достигшие пика своего развития в 1980-е — начале 1990-х гг. Цифровые магнитофоны появились в конце 70-х гг.

Магнитная лента открыла много новых возможностей для манипулирования звуком музыкантам, композиторам и инженерам. Магнитная лента была относительно дешёвым и надёжным звуконосителем и могла обеспечить очень высокое качество звуковоспроизведения.

Многодорожечная запись[править | править код]

Аналоговый многодорожечный магнитофон

Многодорожечная запись позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки. До их появления запись производилась на разные магнитофоны, которые требовали синхронизации. Применение многодорожечных записывателей позволило устранить этот недостаток и вывести уровень звучания высококачественной звукозаписи на новый уровень.

Впервые многодорожечная оптическая запись использована в 1940 году в системе звукового кино «Фантасаунд». Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились ещё в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х годов были представлены 16-дорожечные записыватели, а в 1974 году в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон.

В 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH-формата.

Кассетный формат[править | править код]

Компакт-кассета

Первый кассетный формат, использовавший ленту, склеенную в бесконечную петлю, был запатентован в 1952 году.

Кассета с двумя сердечниками, отдалённо напоминающая по конструкции будущую компакт-кассету, применялась в диктофоне «Диктарет» 1957 года[7].

В 1963 году компания Philips представила новый формат кассеты для звукозаписи, вышедший на рынок под названием «компакт-кассета» (англ. Compact Cassette)[8]. Опасаясь ответного хода конкурентов из Sony, Philips предпочёл отказаться от платы за лицензии на производство кассет, что и привело к массовому распространению нового формата.

В 1965 году фирма Grundig выпустила на рынок очень похожую кассету DC International и магнитофоны под неё[9][10]. Конкуренции с компакт-кассетой этот формат не выдержал и через несколько лет сошёл со сцены.

Принципиальным преимуществом компакт-кассеты перед 4- и 8-дорожечными картриджами была простота механизма магнитофона. Бытовые 8-дорожечные магнитофоны могли только воспроизводить ленты, а для записи требовались профессиональные приборы. Поэтому, несмотря на теоретически худшее качество звучания (из-за вдвое меньшей скорости протяжки), на практике к середине 1970-х годов компакт-кассеты захватили рынок даже в США.

Массовое производство компакт-кассет впервые было организовано в Ганновере (Германия) в 1964 году[11]. В 1965 году корпорацией Philips было запущено производство музыкальных кассет (англ. Musicassettes), а в сентябре 1966 года музыкальные кассеты были представлены в США.

Первоначальное предложение компании Philips состояло из 49 наименований[11]. Компакт-кассеты того времени были предназначены для диктофонов и для использования в специальной аппаратуре (регистрирующей, управляющей станками с ЧПУ и пр.). Они совершенно не подходили для записи музыки. Кроме того, конструкция кассет ранних образцов была ненадёжной.

В 1971 году компания Advent Corporation впервые представила кассету c магнитной лентой на основе оксида хрома(IV)[12]. Появление этих кассет кардинально изменило судьбу этого вида носителей аудиоинформации. Качество звука на них было намного выше. Это привело к появлению кассет с записанной на них (в фабричных условиях) музыкой (фонограммой), кроме того, кассеты начали использоваться для самостоятельной записи музыки.

Фонограмма переменной плотности (слева) и фонограмма переменной ширины (справа)

В 1904 году французский изобретатель Эжен (Юджин) Августин Ласт подготовил свой первый опытный образец системы записи звука на кинопленку. В 1906 году он (вместе с австралийцем Хейнсом и британцем Джоном С. В. Плеттсом), подал заявку на патент, и получил патент № 18057 в 1907 году на «Процесс записи и воспроизведения одновременно движения людей или объектов и звуков, издаваемых ими», таким образом, 35-мм целлулоидная плёнка, содержала одновременно и кадр изображения, и дорожку звука. В 1911 году он представил звуковой фильм в США, возможно, первый в истории показ фильма с помощью технологии оптической записи звука.[13]

В 1919 году американский изобретатель Ли де Фо́рест получил свой первый патент на процесс озвучивания фильмов, в котором усовершенствовал разработку финского изобретателя Эрика Тигерштедта и немецкую систему «Триэргон», и назвал этот процесс «Фонофильм Фореста». В «Фонофильме» звук записывается непосредственно на плёнку в виде дорожки переменной оптической плотности, в отличие от способа «переменной ширины» в системе «Фотофон» (англ. RCA Photophone), разработанной компанией RCA. Изменения плотности дорожки соответствуют пульсирующему току звуковой частоты от микрофона и наносятся фотографическим способом на плёнку, а во время показа фильма переводятся обратно в электрический сигнал фотоэлементом.

В ноябре 1922 года Форест организовал в Нью-Йорке свою компанию «Фонофильм», но ни одна из голливудских студий не проявила интереса к его изобретению. Тогда Форест создал 18 коротких звуковых фильмов, и 23 апреля 1923 года организовал их показ в театре Риволи в Нью-Йорке. Макс и Дэйв Флейшеры использовали процесс «Фонофильм» в своём музыкальном трюковом мультсериале «Вслед за грохочущим шаром», начиная с мая 1924 года. Форест работал вместе с Фриманом Оуэнсом и Теодором Кейсом, совершенствуя систему «Фонофильм». Однако, они потерпели неудачу. Кейс передал их патенты владельцу студии Fox Film Corporation Вильяму Фоксу, который затем усовершенствовал собственный способозвучивания «Мувитон». В сентябре 1926 г. компания Фонофильм подала документы на банкротство. Голливуд к тому времени внедрил новый способ озвучивания — «Витафон», разработанный компанией Warner Brothers, и выпустил 6 августа 1926 г. звуковой фильм «Дон-Жуан» с Джоном Бэрримором в главной роли.

В 1927—1928 годах, Голливуд начал использовать для озвучивания фильмов системы «Мувитон» и «Фотофон» компаний «Фокс» и RCA. Между тем, владелец сети кинотеатров Великобритании Шлезингер приобрёл права на «Фонофильм», и с сентября 1926 г. по май 1929 г. выпускал короткометражные музыкальные фильмы британских исполнителей. В СССР в то же время велись собственные разработки в Москве и Ленинграде. В результате практически одновременно были созданы две системы с малоинерционным гальванометром: с переменной шириной оптической дорожки Александра Шорина, и с фонограммой переменной плотности «Тагефон». Последняя технология, разработанная под руководством Павла Тагера, использована в первом советском звуковом художественном фильме «Путёвка в жизнь»[14].

Первой цифровой записи предшествовали многочисленные разработки учёных из самых различных прикладных областей математики, физики, химии. В 1937 году британский учёный Алек Харли Ривз запатентовал первое описание импульсно-кодовой модуляции.[15] В 1948 году Клод Шеннон опубликовал «Математическую теорию связи»[16], а в 1949 — «Передача данных при наличии шума», где независимо от Котельникова доказал теорему с аналогичными теореме Котельникова результатами, поэтому в западной литературе эту теорему часто называют теоремой Шеннона.[17] В 1950 Ричард Хэмминг опубликовал работу по обнаружению и исправлению ошибок[18] В 1952 Дэвид Хаффман создал алгоритм префиксного кодирования с минимальной избыточностью (известный как алгоритм или код Хаффмана)[18] В 1959 Алекс Хоквингем создал код исправления ошибок, ныне известный как Код Боуза — Чоудхури — Хоквингема[18] В 1960 сотрудниками лаборатории Линкольна Массачуссетского технологического института Ирвином Ридом и Густавом Соломоном изобретён Код Рида — Соломона[18] Только в 1967 техническим институтом исследований NHK представлен первый цифровой катушечный стереозаписыватель на 1-дюймовой видеоленте. В устройстве использовалась ИКМ-запись с двенадцатеричной разрядностью и частотой дискретизации 30 кГц с применением компандера для расширения динамического диапазона[18]

При помощи лазерного луча на вращающийся оптический диск записываются цифровые сигналы. В результате записи на диске образуется спиральная дорожка, состоящая из впадин (питов) и гладких участков. В режиме воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку, перемещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанные данные. При этом впадины считываются как нули, а ровно отражающие свет участки — как единицы. Такой способ записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. По сравнению с механической и магнитной звукозаписью оптический диск имеет целый ряд преимуществ — очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством при записи и воспроизведении.[19]

Звуковой компакт-диск[править | править код]

В марте 1979 года на пресс-конференции компания Philips продемонстрировала качество звука прообраза системы «компакт-диск». Через неделю в Японии заключило соглашение с фирмой Sony по созданию стандарта на аудиодиск. В 1980 году Philips и Sony после некоторых доработок выпускают свою Красную Книгу (Red Book), которая была положена в основу стандарта на звуковой компакт-диск. В апреле 1982 года Philips представил свой первый проигрыватель компакт-дисков. В этом же году на заводе в Германии началось производство компакт-дисков. Совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинки, стал основой для будущих поколений оптических дисков, применяемых не только для хранения звукозаписей, но и для видеозаписей, медиаинформации и в вычислительной технике.

DVD-Audio[править | править код]

В январе 1998 года рабочей группой DVD Forum’s Working Group 4 (WG4) был представлен проект стандарта DVD-Audio, а в июле уже была представлена версия 0.9. Стандарт был разработан специально для высококачественного воспроизведения звуковой информации. Диск формата DVD-Audio позволяет записывать фонограммы с различным числом звуковых каналов (от моно до 5.1). Окончательная спецификация DVD-Audio 1.0 (без защиты от копирования) была утверждена в феврале 1999 года и представлена в марте. Выпуск, запланированный на октябрь 1999 года, задерживался до середины 2000-го из-за затянувшегося выбора защиты от копирования (шифрование и водяные знаки). В конце 1999 года компания Pioneer выпустила в Японии первый DVD-Audio-проигрыватель (без защиты от копирования). В июле 2000 года компания Matsushita выпустила универсальные DVD-Audio/DVD-Video-проигрыватели под торговыми знаками Panasonic и Technics. Pioneer, JVC, Yamaha и другие производители выпустили свои DVD-Audio-проигрыватели в конце 2000-го — начале 2001 года.[20]

Super Audio CD[править | править код]

В 1998 году компании Sony и Philips начинают продвигать на рынок альтернативный — Super Audio CD . Двухслойный SACD совмещает два формата на одном диске. Аудиоданные высокого качества хранятся на слое высокой плотности, занимающем объем 4,7 ГБ. Благодаря схеме сжатия без потерь Direct Stream Transfer, разработанной Philips, что позволяет хранить до 74 минут стереофонического и столько же многоканального (до шести каналов) DSD-материала одновременно. Уровень высокой плотности, равноценный уровню 0 DVD, считывается лазером с длиной волны 650 нм, при этом он прозрачен для лазера стандартного CD с длиной волны 780 нм. Проходя сквозь слой высокой плотности, лазер CD считывает данные Red Book, расположенные внутри диска, на том же фокусном расстоянии, что и у стандартного CD. Этот слой содержит CD-версию (16 бит/44,1 кГц) того же аудиоматериала, что и слой SACD. Поэтому SACD будет воспроизводиться не только на SACD-проигрывателях, но и — с качеством звучания компакт-диска, — на любом из стандартных CD-проигрывателей.[21]

Поверхность магнитооптического диска

Запись ведется при помощи магнитной головки и лазерного луча на особый магнитооптический слой диска. Излучение лазера разогревает участок дорожки выше температуры точки Кюри 121 °C, после чего электромагнитный импульс изменяет намагниченность, создавая отпечатки, равнозначные питам на оптических дисках. Считывание осуществляется тем же самым лазером, но на меньшей мощности, недостаточной для разогрева диска: поляризованный лазерный луч проходит сквозь материал диска, отражается от подложки, проходит сквозь оптическую систему и попадает на датчик. При этом в зависимости от намагниченности изменяется плоскость поляризации луча лазера (эффект Керра, открыт в 1875 году), что и определяется датчиком.

Минидиск[править | править код]

Минидиск был разработан и впервые представлен компанией Sony 12 января 1992 года. Позиционировался как замена компакт-кассетам, к тому времени уже устаревающей технологии.

Hi-MD[править | править код]

Основная статья: Hi-MD

В январе 2004 года, Sony представила формат медианосителя Hi-MD, как дальнейшее развитие формата MiniDisc. Новый диск вмещал уже один гигабайт данных и мог использоваться не только для звукозаписи, но и для хранения документов, видеозаписей и фотоснимков. Появилась возможность выбирать один из трёх режимов записи: высококачественного (PCM mode), позволяющего записывать 94 минуты (1 час 34 мин) звуковых данных CD-качества, 7 часов в стандартном режиме записи (Hi-SP) со сжатием ATRAC, и низкокачественного режима (Hi-LP) с записью длительностью 34 часа, помещённой на одном диске.

Запись звука на электронные носители[править | править код]

Запись звуковых данных в виде файлов на различные носители при помощи персонального компьютера появилась еще в начале 1990-х годов. Однако, большой объём данных и маленький размер доступных устройств хранения информации не позволяло использовать этот вид записи в полной мере. Развитие алгоритмов кодирования и сжатия звуковой информации дало толчок широкому распространению цифровых форматов аудиофайлов. Основным отличием от всех существовавших до этого способов хранения звукозаписей стало отсутствие ограничения на обязательное соответствие аудиоформата формату носителя. Записанный однажды аудиофайл может быть сохранен и скопирован на множество различных носителей, таких как жесткие диски, записываемые и перезаписываемые оптические диски, флеш-карты, твердотельные накопители. Наибольшей популярностью среди массового потребителя стал пользоваться аудиоформат сжатия MPEG-1 Аудио Уровень 3 или просто mp3.

Аудиоформат mp3[править | править код]

Основная статья: MP3

В 1995 году исследователи из института Фраунгофера представили новый формат для сжатия звуковых данных стандарта ISO 11172—3 — «MPEG 1 Audio Layer 3», чаще называемый «mp3». В конце 90-х годов аудиоформат начал набирать популярность, так как позволял сохранять музыку приемлемого качества в небольшие по размеру файлы. Но самым главным толчком к развитию формата стало развитие сети Интернет. Возможность скачивать аудиофайлы, а не покупать дорогостоящие компакт-диски, очень быстро нашла своих сторонников. Для обмена музыкальными файлами с другими людьми Шоном Паркером была создана файлообменная пиринговая сеть Napster, действовавшая в период с июня 1999 года[22] по июль 2001 года. Это привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной отрасли. Несмотря на то, что служба была остановлена по решению суда, она привела к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо труднее. Также развитию формата помогли выпущенный в 1997 году компанией Nullsoft программный проигрыватель Winamp, а также первый аппаратный цифровой mp3-проигрыватель MPMan, выпущенный в 1998 году.

iTunes Store[править | править код]

В апреле 2003 года компанией Apple совершила переворот в музыкальной отрасли, открыв музыкальный интернет-магазин iTunes Store, торгующий законной музыкой и ставший лидером в этой области на многие годы. Доступ к магазину осуществляется из интерактивной оболочки обозревателя iTunes или из соответствующих приложений на iPod, iPad, iPhone. Музыкальная база, содержавшая на тот момент более 200 тысяч композиций, появилась благодаря соглашениям Apple с пятью основными звукозаписывающими компаниями — BMG, EMI, Sony Music Entertainment, Universal и Warner. Музыкальные произведения можно было приобретать по цене $0,99 за песню или $9.99 за альбом. Уровень продаж компакт-дисков с 2003 года начал неуклонно падать, при этом продажи цифровой музыки в Интернете продолжают расти. Успех iTunes Store очень быстро привёл к появлению других подобных служб.[23] В октябре 2011 года компанией Apple заявлено, что в магазине iTunes уже доступно 20 млн песен, а число скачиваний превысило 16 млрд.[24]

  1. ↑ Fowler, Charles B. (October 1967), "The Museum of Music: A History of Mechanical Instruments", Music Educators Journal (MENC_ The National Association for Music Education) . — Т. 54 (2): 45–49, doi:10.2307/3391092, <http://jstor.org/stable/3391092> 
  2. ↑ Koetsier, Teun (2001). «On the prehistory of programmable machines: musical automata, looms, calculators»
  3. ↑ Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  4. ↑ Перльман B. Р. Любительский шоринофон — как звукозаписывающая передвижка//Радиофронт, 1940, № 7-8, с. 33
  5. ↑ Корольков В. Г. Звукозапись//Радио, 1946, № 6-7
  6. ↑ Аппарат «Говорящая бумага»
  7. ↑ Корольков В. Магинтофоны на Парижской ярмарке. // Радио, 1957, № 10, с. 51-52
  8. ↑ Eric D. Daniel, C. Dennis Mee, Mark H. Clark (1999). Magnetic Recording: The First 100 Years. The Institute of Electrical and Electronics Engineers. ISBN 0-7803-4709-9
  9. ↑ Grundig History. Jahre 1965—1974
  10. ↑ Grundig C100L
  11. ↑ 1 2 Leonard Copland, Robert Johns (1966, ноябрь). «The Tape Cartridge Comes Of Age». Electronics World magazine.
  12. ↑ Marvin Camras (ed.) (1985). Magnetic Tape Recording. Van Nostrand Reinhold. ISBN 0-442-21774-9
  13. ↑ EUGENE LAUSTE FATHER OF SOUND ON FILM Bob Allen Архивировано 14 февраля 2005 года.
  14. ↑ Д. Меркулов. ...И НЕ СЛЫШНО, ЧТО ПОЕТ (рус.). Архив журнала. «Наука и жизнь» (август 2005). Проверено 7 января 2015.
  15. ↑ Robertson, David. Alec Reeves 1902—1971 Privateline.com: Telephone History Архивировано 11 мая 2014 года. (англ.)
  16. ↑ Клод Шеннон — Математическая теория связи
  17. ↑ C. E. Shannon. Communication in the presence of noise. Proc. Institute of Radio Engineers. Vol. 37. No. 1. P. 10—21. Jan. 1949.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 The compact disc: a handbook of theory and use Авторы: Ken C. Pohlmann  (англ.)
  19. ↑ История информационных технологий информация. Лекция: История звукозаписи. В. И. Левин
  20. ↑ Что такое DVD?
  21. ↑ «Лучшее — враг хорошего» DVD-Audio и SACD Лев Орлов. («Звукорежиссер» : 1999 : #7)
  22. ↑ Napsterооо’s High and Low Notes — Businessweek — August 14, 2000
  23. ↑ Проблема легального распространения музыки в Интернете
  24. ↑ Apple официально представила iPhone 4S
  • Скороходов Г. А. Тайны граммофона. — М.:Эксмо, Алгоритм, 2004, ISBN 5-9265-0136-9
  • Железный А. И. Наш друг — грампластинка. Записки коллекционера. — К.:Музична Україна, 1989
  • Проблемы звукозаписи. Беседа с проф. А. Ф. Шориным. //«Радиофронт», 1937, № 5, с. 18-19
  • Л. Кубаркин. Любительская звукозапись. //«Радиофронт», 1937, № 5, с. 20-22
  • Дегрелл Л. Проигрыватели и грампластинки. Перевод с венгерского В. К. Пискарева под редакцией Ю. А. Вознесенского. — М.:"Радио и связь", 1982

ru.wikipedia.org

История появления диктофона.

                     Минидиктофоны - предназначены для аудио записи . Диктофон не занимает много места и очень удобен в использовании , не смотря на маленький размер не уступает по качеству записи обычным диктофонам. Запись можно прослушивать прямо на месте с минидиктофона . Всё это можно сказать о диктофонах современных , выбор которых на сегодняшний день огромен, но как же дело обстояло раньше? Для этого можно заглянуть в историю и узнать немного о происхождении.               

                                 История появления диктофона. Когда же это произошло?

  Историческое появление диктофона, когда это произошло вопрос философский, так как если считать диктофон устройством, которое может записывать сказанную информацию, то 5 тысяч лет назад диктофонами являлись булыжники с надписями и прочая наскальная живопись! Все свои мысли произнесенные вслух, хозяин приказывал своим рабам при дворе записывать, так было гораздо легче разрабатывать планы действий и можно было помнить абсолютно все, это можно принимать за премитивную модель звукозаписи.

                                             Фонограф Эдисона. Удивительный прибор!

  А теперь о звукозаписи. В 1877году, 21 ноября Томасом Альвой Эдисоном было изобретено уникальное в то время устройство, оно могло записывать произнесенную речь и прочие звуки , а потом можно было их проигрывать , то есть воспроизводить! Этот прибор Томас Эдисон назвал фонографом. А в дальнейшем это устройство стали называть граммофоном. Вот вам и первый диктофон, тогда фонограф использовался по разному, но в основном для исторического документирования важных событий, важных речей правителей , отцов основателей. Томас Эдисон- изобретатель диктофона!

    Все мы знаем американскую фирму Columbia, у этой фирмы появилось дочернее предприятие в начале 20 века, которое начала выпускать устройства для записи человеческой речи. Называлась эта фирма  Dictaphone!  Со временем называться так стали все устройства для записи речи. Вообще в переводе Dictaphone означает диктовать звук ушедшего столетия. В начале 60-х появились диктофоны , которые записывали звук на пленочные кассеты, если посчитать это меньше полувека назад произошло, в принципе не так то уж и давно.  1969 году в Японии была создана миникассета , это был настоящий переворот , позволяло значительно уменьшить устройство по размерам, создателем такой кассеты была фирма «Олимпус», по сей день являющейся лидером в мире диктофонов.

  Цифровое изображение , цифровой звук начали свое развитие в 90-е годы. Конечно с появлением цифровой техники спрос на пленочные диктофоны начал падать, но всё же они еще имели место в жизни человека. Дальше диктофоны начали развиваться следующим образом, можно даже сказать по двум направлениям, ставился акцент на качество и акцент на размер диктофона , а именно речь шла о встраивание диктофона в например часы наручные , но тут приходилось выбирать , либо хороший звук , либо миниатюрные размеры, одно из двух.

Сегодня можно наблюдать огромное множество различных диктофонов: любительские , полупрофессиональные , профессиональные , с множеством микрофонов , в том числе и выносными, даже предназначенные для скрытой записи звука , настолько миниатюрные что сложно представить как это работает, да еще и с прекрасным качеством звукозаписи! Остаётся только предполагать что же будет дальше.

tivis.ru

GoWikipedia - Диктофон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Министр сельского хозяйства США Генри Уоллес наговаривает текст своей речи на механический диктофон. 1937 г. Проволочный диктофон Webster Electronic Memory, США, 1948 Диктофон Assmann Dimafon на магнитном диске. Германия, 1949

Диктофо́н (от лат. dicto — диктую и …фон) — устройство для записи, или для записи и воспроизведения устной речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования. В отличие от переносных репортёрских магнитофонов, предназначенных для качественной записи вне студии, диктофоны используют в случаях, когда необходимо записывать речь на протяжении длительного времени без особых требований к качеству записи — на лекциях и выступлениях, для фиксации телефонных разговоров и диспетчерских переговоров и т. п. Использование диктофона облегчает и ускоряет процедуру переноса устной речи на бумагу, позволяет отказаться от дорогостоящих услуг стенографов.

Слово происходит от торговой марки Dictaphone, с 1907 года принадлежавшей американской компании Columbia Phonograph (сейчас марка принадлежит фирме Nuance Communications в Массачусетсе).[1]

Устройство

Ранние диктофонные устройства работали по принципу механической звукозаписи со всеми её недостатками. «Диктующую машину» на восковых валиках предложил еще изобретатель фонографа Т. А. Эдисон.

Более поздние аналоговые диктофоны представляют собой, как правило, магнитофон с дополнительными функциям, облегчающими диктовку, расшифровку и перепечатку (см. ниже). Носителем служит магнитная лента, проволока, иногда — диск или манжета. На магнитных дисках для диктофонов делалась спиральная канавка, а магнитная головка укреплялась на тонарме наподобие граммофонного, который следовал по этой канавке.

Цифровые диктофоны обычно записывают в формате PCM, ADPCM, для особо длительной записи используется AMR, хотя со второй половины 2000-х годов широко распространились аппараты, пишущие в MP3 (особенно это касается диктофонов, встроенных в плееры и мобильные телефоны).

Технические характеристики

Требования к качеству звука при записи речи существенно ниже, чем при записи музыки, поэтому полоса пропускания частот диктофона уже, чем у обычного магнитофона (обычно в пределах 300-4000…200-6300 Гц) и отношение сигнал/шум хуже (редко лучше 35 Дб). Это позволяет применить низкие скорости движения носителя (например, для магнитной ленты — 2,38 см/сек, 1,19 см/сек и менее, хромовые и металлопорошковые ленты позволяют записывать речь даже на скорости 0,7-0,8 см/сек) и получить длительность непрерывной записи свыше 2 часов на одной дорожке. Магнитная проволока, конечно, требует более высоких скоростей, 20-40 см/с, но за счёт очень малой толщины (0,05 мм и тоньше) даже на небольшую катушку помещается несколько км носителя (так, диктофон Minifon Mi51 позволяет вести запись 4 часа при диаметре катушки 44 мм и скорости протяжки проволоки 23-30 см/сек). Нередко диктофоны оснащаются еще и динамическим компрессором, что позволяет улучшить разборчивость речи, перекрыть полезным сигналом высокий уровень шумов и обеспечить более качественную работу системы АРУЗ. Также диктофоны часто имеют и фильтр, срезающий частоты ниже 200-400 Гц, что позволяет избавиться от эффекта «плевков» и «бубнения», тем самым делая речь более чёткой и разборчивой.

Сервисные функции

В диктофонах обычно предусматриваются специальные возможности, во-первых, для того, кто будет наговаривать текст, и во-вторых, для машинистки, которая будет этот текст печатать (или набирать на компьютере).

Запись производится с помощью микрофона, адаптеров для подключения к телефонным аппаратам и телефонным линиям или коммутационным пультам (с трансляционной и диспетчерской линий), а прослушивание записи — посредством наушников, внешнего или встроенного громкоговорителя. Стирание записи происходит автоматически во время новой записи. В диктофонах предусматриваются регулировка скорости воспроизведения, ускоренная перемотка носителя в обоих направлениях и откат для повторного прослушивания небольшого фрагмента фонограммы. У некоторых диктофонов предусмотрена возможность управления воспроизведением с помощью педали, а также автоматическое включение записи от голоса и автоматическая остановка воспроизведения в паузах фонограммы.

В произведениях искусства

Изобретение диктофона в начале XX века нашло отражение в произведениях той поры; в частности, этот факт, как и внешнее описание устройства, обыгрываются в одноимённом рассказе Михаила Зощенко.[2]

См. также

Ссылки

  1. ↑ DICTAPHONE - Trademark Details
  2. ↑ Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания

ru.roa-rup.cbk-zam.nostalgia.gowikipedia.org

Диктофон — Википедия

Министр сельского хозяйства США Генри Уоллес наговаривает текст своей речи на механический диктофон. 1937 г. Проволочный диктофон Webster Electronic Memory, США, 1948 Диктофон Assmann Dimafon на магнитном диске. Германия, 1949

Диктофо́н (от лат. dicto — диктую и …фон) — устройство для записи, или для записи и воспроизведения устной речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования. В отличие от переносных репортёрских магнитофонов, предназначенных для качественной записи вне студии, диктофоны используют в случаях, когда необходимо записывать речь на протяжении длительного времени без особых требований к качеству записи — на лекциях и выступлениях, для фиксации телефонных разговоров и диспетчерских переговоров и т. п. Использование диктофона облегчает и ускоряет процедуру переноса устной речи на бумагу, позволяет отказаться от дорогостоящих услуг стенографов.

Слово происходит от торговой марки Dictaphone, с 1907 года принадлежавшей американской компании Columbia Phonograph (сейчас марка принадлежит фирме Nuance Communications в Массачусетсе).[1]

Содержание

Ранние диктофонные устройства работали по принципу механической звукозаписи со всеми её недостатками. «Диктующую машину» на восковых валиках предложил еще изобретатель фонографа Т. А. Эдисон.

Более поздние аналоговые диктофоны представляют собой, как правило, магнитофон с дополнительными функциям, облегчающими диктовку, расшифровку и перепечатку (см. ниже). Носителем служит магнитная лента, проволока, иногда — диск или манжета. На магнитных дисках для диктофонов делалась спиральная канавка, а магнитная головка укреплялась на тонарме наподобие граммофонного, который следовал по этой канавке.

Цифровые диктофоны обычно записывают в формате PCM, ADPCM, для особо длительной записи используется AMR, хотя со второй половины 2000-х годов широко распространились аппараты, пишущие в MP3 (особенно это касается диктофонов, встроенных в плееры и мобильные телефоны).

Технические характеристикиПравить

Требования к качеству звука при записи речи существенно ниже, чем при записи музыки, поэтому полоса пропускания частот диктофона уже, чем у обычного магнитофона (обычно в пределах 300-4000…200-6300 Гц) и отношение сигнал/шум хуже (редко лучше 35 Дб). Это позволяет применить низкие скорости движения носителя (например, для магнитной ленты — 2,38 см/сек, 1,19 см/сек и менее, хромовые и металлопорошковые ленты позволяют записывать речь даже на скорости 0,7-0,8 см/сек) и получить длительность непрерывной записи свыше 2 часов на одной дорожке. Магнитная проволока, конечно, требует более высоких скоростей, 20-40 см/с, но за счёт очень малой толщины (0,05 мм и тоньше) даже на небольшую катушку помещается несколько км носителя (так, диктофон Minifon Mi51 позволяет вести запись 4 часа при диаметре катушки 44 мм и скорости протяжки проволоки 23-30 см/сек). Нередко диктофоны оснащаются еще и динамическим компрессором, что позволяет улучшить разборчивость речи, перекрыть полезным сигналом высокий уровень шумов и обеспечить более качественную работу системы АРУЗ. Также диктофоны часто имеют и фильтр, срезающий частоты ниже 200-400 Гц, что позволяет избавиться от эффекта «плевков» и «бубнения», тем самым делая речь более чёткой и разборчивой.

Сервисные функцииПравить

В диктофонах обычно предусматриваются специальные возможности, во-первых, для того, кто будет наговаривать текст, и во-вторых, для машинистки, которая будет этот текст печатать (или набирать на компьютере).

Запись производится с помощью микрофона, адаптеров для подключения к телефонным аппаратам и телефонным линиям или коммутационным пультам (с трансляционной и диспетчерской линий), а прослушивание записи — посредством наушников, внешнего или встроенного громкоговорителя. Стирание записи происходит автоматически во время новой записи. В диктофонах предусматриваются регулировка скорости воспроизведения, ускоренная перемотка носителя в обоих направлениях и откат для повторного прослушивания небольшого фрагмента фонограммы. У некоторых диктофонов предусмотрена возможность управления воспроизведением с помощью педали, а также автоматическое включение записи от голоса и автоматическая остановка воспроизведения в паузах фонограммы.

В произведениях искусстваПравить

Изобретение диктофона в начале XX века нашло отражение в произведениях той поры; в частности, этот факт, как и внешнее описание устройства, обыгрываются в одноимённом рассказе Михаила Зощенко.[2]

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Диктофон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Министр сельского хозяйства США Генри Уоллес наговаривает текст своей речи на механический диктофон. 1937 г. Проволочный диктофон Webster Electronic Memory, США, 1948 Диктофон Assmann Dimafon на магнитном диске. Германия, 1949

Диктофо́н (от лат. dicto — диктую и …фон) — устройство для записи, или для записи и воспроизведения устной речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования. В отличие от переносных репортёрских магнитофонов, предназначенных для качественной записи вне студии, диктофоны используют в случаях, когда необходимо записывать речь на протяжении длительного времени без особых требований к качеству записи — на лекциях и выступлениях, для фиксации телефонных разговоров и диспетчерских переговоров и т. п. Использование диктофона облегчает и ускоряет процедуру переноса устной речи на бумагу, позволяет отказаться от дорогостоящих услуг стенографов.

Слово происходит от торговой марки Dictaphone, с 1907 года принадлежавшей американской компании Columbia Phonograph (сейчас марка принадлежит фирме Nuance Communications в Массачусетсе).

Устройство

Ранние диктофонные устройства работали по принципу механической звукозаписи со всеми её недостатками. «Диктующую машину» на восковых валиках предложил еще изобретатель фонографа Т. А. Эдисон.

Более поздние аналоговые диктофоны представляют собой, как правило, магнитофон с дополнительными функциям, облегчающими диктовку, расшифровку и перепечатку (см. ниже). Носителем служит магнитная лента, проволока, иногда — диск или манжета. На магнитных дисках для диктофонов делалась спиральная канавка, а магнитная головка укреплялась на тонарме наподобие граммофонного, который следовал по этой канавке.

Цифровые диктофоны обычно записывают в формате PCM, ADPCM, для особо длительной записи используется AMR, хотя со второй половины 2000-х годов широко распространились аппараты, пишущие в MP3 (особенно это касается диктофонов, встроенных в плееры и мобильные телефоны).

Технические характеристики

Требования к качеству звука при записи речи существенно ниже, чем при записи музыки, поэтому полоса пропускания частот диктофона уже, чем у обычного магнитофона (обычно в пределах 300-4000…200-6300 Гц) и отношение сигнал/шум хуже (редко лучше 35 Дб). Это позволяет применить низкие скорости движения носителя (например, для магнитной ленты — 2,38 см/сек, 1,19 см/сек и менее, хромовые и металлопорошковые ленты позволяют записывать речь даже на скорости 0,7-0,8 см/сек) и получить длительность непрерывной записи свыше 2 часов на одной дорожке. Магнитная проволока, конечно, требует более высоких скоростей, 20-40 см/с, но за счёт очень малой толщины (0,05 мм и тоньше) даже на небольшую катушку помещается несколько км носителя (так, диктофон Minifon Mi51 позволяет вести запись 4 часа при диаметре катушки 44 мм и скорости протяжки проволоки 23-30 см/сек). Нередко диктофоны оснащаются еще и динамическим компрессором, что позволяет улучшить разборчивость речи, перекрыть полезным сигналом высокий уровень шумов и обеспечить более качественную работу системы АРУЗ. Также диктофоны часто имеют и фильтр, срезающий частоты ниже 200-400 Гц, что позволяет избавиться от эффекта «плевков» и «бубнения», тем самым делая речь более чёткой и разборчивой.

Сервисные функции

В диктофонах обычно предусматриваются специальные возможности, во-первых, для того, кто будет наговаривать текст, и во-вторых, для машинистки, которая будет этот текст печатать (или набирать на компьютере).

Запись производится с помощью микрофона, адаптеров для подключения к телефонным аппаратам и телефонным линиям или коммутационным пультам (с трансляционной и диспетчерской линий), а прослушивание записи — посредством наушников, внешнего или встроенного громкоговорителя. Стирание записи происходит автоматически во время новой записи. В диктофонах предусматриваются регулировка скорости воспроизведения, ускоренная перемотка носителя в обоих направлениях и откат для повторного прослушивания небольшого фрагмента фонограммы. У некоторых диктофонов предусмотрена возможность управления воспроизведением с помощью педали, а также автоматическое включение записи от голоса и автоматическая остановка воспроизведения в паузах фонограммы.

В произведениях искусства

Изобретение диктофона в начале XX века нашло отражение в произведениях той поры; в частности, этот факт, как и внешнее описание устройства, обыгрываются в одноимённом рассказе Михаила Зощенко.

См. также

Ссылки

  1. DICTAPHONE - Trademark Details
  2. Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания

www.zirozebar.com

Диктофонная техника

Оглавление   Введение 1. Что такое диктофон? 2. Диктофонно-компьютерный ввод текста 3. Устройство диктофона 4. Основные характеристики диктофонов. 5. Применение диктофонов Заключение Список литературы:

Введение В настоящее время огромное значение придается различной информации, в том числе и голосовой. Возникает проблема в удобных способах хранения этой информации. Для этого применяют различные звукозаписывающие устройства. Принцип построения этих устройств различен - от записи на восковой носитель первого фонографа, до преобразования звуковой информации в цифровой код, с последующим её хранением в виде цифровых кодов. Самым удобным средством хранения звуковой информации является диктофон. Профессий, для которых диктофон является необходимым устройством - множество. Это и журналисты, телевизионщики, корреспонденты, органы охраны правопорядка. В данной работе особое внимание уделяется диктофонной технике, так как она играет немаловажную роль для работы большинства людей в современном мире. На рисунке 1 изображен один из самых современных диктофонов, который можно использовать для работы[1]. Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Целью работы является рассмотрение особенностей диктофонной техники и возможностей ее эффективного применения. Специалисты подчеркивают, что даже для повышения производительности документов применение диктофонной техники имеет очень важное значение и дает большой выигрыш. Диктофонная техника применяется в качестве промежуточного звена регистрации информации при создании машинописных документов. Статистика показывает, что затраты труда на составление документа с промежуточной задиктовкой текста на диктофон и последующей печатью с диктофона в 2-3 раза меньше, чем при рукописной подготовке и последующей печати с черновика[2]. Но развитие техники не стоит на месте и автор в своей работе будет рассматривать уже диктофонные технологии создания электронных документов, т.е. когда ввод текста с диктофона в компьютер автоматизирован.

1. Что такое диктофон? Диктофон – это устройство для магнитофонной записи речи с целью воспроизведения ее как в обычном режиме, так и в режиме диктовки. Основное назначение диктофона – перепечатывание информации машинописным или компьютерным способом или переписывание от руки. Диктофон является частным случаем магнитофона – устройства для записи звуковой информации на магнитный носитель с целью последующего ее воспроизведения. Магнитофоны и диктофоны появились на свет благодаря созданию американским изобретателем Томасом Эдисоном в 1877 г. первого устройства для записи и воспроизведения звука – фонографа[3]. Рожок направлял звук на металлическую мембрану, соединенную со стальной иглой. Звук заставлял мембрану вибрировать, и игла делала вмятины различной глубины на тонкой фольге, покрывающей специальный восковой валик. Когда валик вращали снова для прослушивания, вмятины заставляли иглу колебаться. Эти колебания мембрана превращала снова в звук. Поначалу фонограф продавался как забавная игрушка, и лишь после того как с его помощью Томасу Эдисону удалось записать музыку, к этому изобретению отнеслись как к научному открытию[4]. В русской секретарской политике диктофоны стали использовать с 1904 года и применяются по сей день. Сегодня открыты целые диктофонно-машинные бюро с использованием стационарных диктофонов, так как затраты труда на составление документа с промежуточной диктовкой текста на диктофон в три-четыре раза меньше, чем при рукописной подготовке и последующей печати с черновиков.

2. Диктофонно-компьютерный ввод текста Программы для диктовки текстов (одно из применений функции распознавания речи) первоначально могли понимать только так называемую "раздельную" речь, в которой после каждого произнесенного слова требовалось сделать небольшую паузу. Такая манера говорить неестественна - в процессе обычного человеческого разговора интенсивность звука практически никогда не падает до нуля (в этом можно убедиться, разглядывая спектрограммы). Распознавать диктовку текстов общей тематики, выполняемую в манере слитной речи, коммерческие программы научились только в 1997 году. Разумеется, что словарь подобных пакетов обслуживает так называемую общую тематику и охватывает лишь небольшую часть всей лексики. Значительная часть пользователей этим словарем не ограничивается и подключает еще специализированные (технические, медицинские, юридические и другие) словари. Впрочем, на качество распознавания влияет даже манера ведения разговора - непринужденную беседу с относительно небольшим количеством используемых лексических единиц запротоколировать гораздо сложнее, чем размеренный диктант. Проблема заключается, в основном, в вариативности и наличии большого количества различных смысловых оттенков у самых простых конструкций. Тяжелее всего распознаются короткие слова, в результате по сравнению с многосложными частота ошибок при их обработке несравненно больше[5]. Серьезнейшая проблема - одно-двухбуквенные слова. Заставить компьютер различать английские "а" и "an" можно, только обращаясь к контексту всей фразы. Расшифровка диктофонных записей, компьютерное стенографирование конференций и обсуждений - задача, к решению которой создатели ПО для распознавания речи приблизились совсем недавно. По заявлениям разработчиков компаний Dragon Systems, IBM и Lernout&Hauspie, компьютер (при непрерывной диктовке) способен правильно распознавать до 95% текста, а меж тем известно, что для комфортной работы точность распознавания требуется довести до 99%. Надо ли говорить, что завоевание таких высот в реальных условиях требует, мягко говоря, неординарных усилий... Работа в зашумленных помещениях также, разумеется, оказывает самое негативное влияние на качество распознавания. Каждый микрофон имеет свой особый "профиль", поэтому программу требуется "обучить" не только работе с конкретным пользователем, но и с конкретным оборудованием. Подключенному к компьютеру диктофону тоже потребуется свой "профиль". Специальные микротелефонные гарнитуры поставляются вместе с известными программами распознавания речи -Via Voice Gold корпорации IBM Research, Naturally Speaking Preferred фирмы Dragon Systems и Voice Xdivss (Lernout&Hauspie Speech Products)[6]. Центральным элементом любого продукта, относящегося к одной из перечисленных групп, служит механизм распознавания речи - существующий самостоятельно или в виде набора алгоритмов, реализованных в пакете ПО. Большинство механизмов распознавания речи состоит из четырех основных блоков: препроцессора, экстрактора, компаратора и интерпретатора. Распознавание, опирающееся на анализ речи, является важной функцией обработки речи, выполняемой системой. Этот процесс позволяет заменять непроизводительную работу с клавиатурой. 3. Устройство диктофона Но сами диктофоны существенно видоизменились. Появились малогабаритные диктофоны с носителем информации на компакт – дисках или на флэш – картах. Технология их производства растет семимильными шагами. Визуально переносной диктофон можно представить как устройство, состоящее из трех основных частей: ·                   основной блок (электронные схемы, динамик), ·                   блок ввода информации (микрофон), ·                   устройство записи информации (магнитная лента, компакт – диск или электронные накопители (флэш-карта и др.)). Отличительной особенностью большинства моделей диктофонов является то, что носителем информации является магнитная лента. Цифровые диктофоны – это последние достижения в области диктофонных технологий. На стандартных объемах флэш-памяти цифровой диктофон позволяет сохранить до несколько десятков часов речи. При этом его размеры сравнимы с авторучкой, а вес не превышает 50 г[7]. Современные диктофоны в качестве носителей информации используют цифровые модули памяти. Ресурс модулей памяти даже при самом интенсивном использовании составит не менее нескольких лет. В таких моделях отсутствует сложный лентопротяжный механизм. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главной особенностью цифрового диктофона является повышенная надежность и удобство в эксплуатации. Поэтому проектирование новых типов цифровых диктофонов является важной задачей ввиду все более нарастающей потребности удобства хранения звуковой информации.

Основными характеристиками диктофонно-компьютерных средств вычислительной техники являются: - тип используемого магнитного носителя записи, - скорость движения магнитного носителя при записи и воспроизведении звука и возможность ее плавногорегулирования, - диапазон воспроизводимых частот, определяющий качество записи и воспроизведения звуковой информации, - емкость магнитного носителя и время воспроизведения записи, - возможность воспроизведения через внешние акустические системы, - наличие дистанционного управления, в том числе речевого (автоматическое включение при появлении звука определенной частоты и выключение при длительном его отсутствии), - бесшумность работы, - тип источника питания и продолжительность непрерывной работы, - потребляемая и выходная мощность, - габариты и вес устройства[8]. Одной из проблем, которая возникает перед отечественным пользователем - это выбор лучшей по соотношению качество/цена модели. Неизбалованные отечественные пользователи часто не придают особого значения устройству и техническим характеристикам диктофонов. Мало кто сознает, насколько проще и легче может стать работа с этим устройством, если серьезно отнестись к его выбору. Каждый человек может выбрать диктофон, исходя из своих возможностей и потребностей. Современные компании предлагают большой ассортимент диктофонов для различных целей: ·                   диктофоны для лекций, которые наверняка заинтересуют любого студента, уставшего от постоянного конспектирования; ·                   миниатюрные диктофоны для незаметной записи (шпионские диктофоны), которые предназначены для фиксации разговоров с продажными чиновниками, сотрудниками ГИБДД, преподавателями и пр.; ·                   профессиональные диктофоны для фиксации мыслей, важных разговоров, совещаний и т.д., которые оценит любой бизнесмен, журналист, писатель, ученый; ·                   многофункциональные диктофоны для развлечения и отдыха; ·                   также можно купить диктофон в подарок. Стильный имиджевый диктофон-брелок или авторучка-диктофон станут постоянными спутниками и надежными помощниками в учебе, науке, в бизнесе и повседневной жизни[9]. 5. Применение диктофонов Сегодня область применения диктофонной технологии не ограничивается только записью докладов, выступлений, телефонных переговоров, устных указаний и распоряжений с целью последующего их перепечатывания на пишущей машинке или персональном компьютере. К примеру, диктофонная техника широко используется в аварийно-спасательных и муниципальных службах: Принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации предъявляет особые требования к аварийно-спасательным средствам, в том числе к системам регистрации поступающих сообщений. С момента поступления запроса о помощи до непосредственного проведения комплекса аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ или работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций счет ведется на доли секунд. От возможности повторного прослушивания записи входящего сообщения и оценки достоверности поступившей информации зачастую зависит весь комплекс аварийно-спасательных работ и жизнь людей. Современная диктофонная техника является оптимальным решением для работы аварийно-спасательных служб и муниципальных служб[10]. Диктофонная техника призвана обеспечивать высокую эффективность и продуктивность проводимых работ, способна вести запись неограниченного количества и типов каналов. Вся поступающая информация автоматически обрабатывается и размешается в Базе Данных фонограмм вместе с ассоциированными данными (номер абонента, время и длительность сеанса связи и т.п.), что в комплексе с цифровым технологиями обработки информации позволяет: ·                   вести быстрый поиск конкретной записи; ·                   передавать критически важную информацию другим службам мгновенно; ·                   осуществлять мгновенный доступ к любому участку записи; ·                   сортировать данные и формировать выборку из записей по заданному критерию; ·                   мгновенно передавать критически важную информацию другим подразделениям.[11] Немаловажную роль диктофонная техника играет и в медицинских учреждениях. Ее использование позволяет: ·                   исключить проблему стыковки аналоговых телефонных линий с диктофонной панелью, а также проблему поиска специалистов, способных выполнить такую работу, что позволяет сэкономить еще и на оплате работы этих специалистов; ·                   обрабатывать накопившиеся сообщения в режиме реального времени, не тратя время на замену записанных носителей в диктофонной панели и установку данных носителей на рабочем месте стенографистки для обработки записанных данных; ·                   исключить проблемы изнашивания механических деталей, характерных для диктофонных панелей, и физического износа магнитной ленты из-за ее постоянной перемотки в процессе прослушивания и стенографирования; ·                   значительно ускорить процесс оформления выписок. Диктофоны применяются в современных телекоммуникационных системах: ·                   в качестве голосового почтового ящика; ·                   для контроля за поведением персонала; ·                   для записи и прослушивания собственных телефонных переговоров; ·                   в различных ведомствах для ведения как промышленного, так и политического шпионажа; ·                   наконец, всем нам известные черные ящики в различных изделиях – это тоже своего рода диктофоны для записи кризисных ситуаций[12].

Заключение Документационное обеспечение офисного труда реализуется путем делопроизводственного обслуживания деятельности аппарата. Наиболее эффективный путь сокращения трудозатрат, связанных с этими процессами, и повышения качества работы с документационной информацией – это внедрение в практику делопроизводственной деятельности офиса технических средств информационных технологий, в том числе и средств организационной техники (оргтехники). Обработка документной информации, осуществляемая в ходе исполнения управленческих решений, реализуется в соответствии с выработанной формой организации размещения средств оргтехники в офисе. Средства организационной техники (оргтехники) – это средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда. К этим средствам относится достаточно большой перечень технических средств, устройств и приспособлений, начиная от карандашей и заканчивая сложными системами и средствами передачи информации[13]. В данной работе уделялось особое внимание диктофонной технике, так как она является одной из самых важных изобретений для работы в офисе. Диктофон – это портативный аппарат для звукозаписи, предназначенный главным образом для фиксации человеческой речи. Используется, как правило, в различных случаях, например для ведения репортажа, если во время события журналист может свободно перемещаться, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на выступлении конкретного человека или конкретной звуковой детали. Основное отличие от магнитофона – наличие устройств, облегчающих расшифровку, перенос на бумагу записанной на магнитную ленту информации (дистанционное управление, возможность замедления скорости воспроизведения и т.д.). Сегодня область применения диктофонной технологии увеличивается с каждым днем, она применяется практическим во всех областях, используемых человеком и является незаменимым средством для работы и отдыха.

Список литературы: 1.                Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. – М.: Информационно-издательский дом "Филин", 2008. – 424 с. 2.                Информационные системы./Под ред. Г.А. Титоренко, Н.Г. Черняк, Л.В. Ерешин. - М.: Финансы и статистика, 2007. 3.                Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 296 с. 4.                Кочетков Г.Б. Автоматизация конторского труда: теория и практика офиса будущего. - М.: Наука, 2006. – 276 с. 5.                Куликовский Л.Ф., Морозов В.К. Основы информационной техники: Учебник. - М.: Высшая школа, 2007. – 370 с. 6.                Ламекин В.Ф. Оргтехника (для вашего офиса). – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 240 с. 7.                Ложе И. Информационные системы. Методы и средства. - М.: Дело, 2005.- 59 с. 8.                Милютина И.А. Технические средства компьютерных информационных технологий. - М: Московские учебники и Картометография, 2005. – 250 с. 9.                Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 592 с. – (Серия «Высшее образование»). 10.           Савенкова Т.М. Документоведение и делопроизводство: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2006. – 170 с.

www.coolreferat.com


Смотрите также